Загадочная и величественная цивилизация майя.

06.05.2019

Цивилизация индейцев майя - одна из древних цивилизаций Мезоамерики, которой удалось достичь значительного развития в разных сферах. Особенно выделяется майянская письменность, искусство, архитектура, математика и астрономия. Кроме того, эта цивилизация существовала достаточно долгое время - история цивилизации племени майя кратко не описывается, хотя бы потому, что зародилась она в начале второго тысячелетия до нашей эры. Становление цивилизации, во время которого древние племенные поселения майя выросли до состояния городов, и у всех проживавших в Юкатане народов, объединенных общей культурой, языком и традициями, сформировалась общая политическая система.

Начиная с 250 года до н.э. цивилизация майя стала одной из главенствующих в регионе. Цивилизация индейцев майя отошла от родоплеменного устройства. Майя возводили большие города из камня, в некоторых, по предварительным оценкам, проживало до двух сотен тысяч человек. Созданный майя календарь нашел применение и у иных народов Мезоамерики. У них было свое иероглифическое письмо и развитая земледельческая система, однако уже к приходу испанцев в 16 веке цивилизация практически погибла.
Историки сделали вывод, что история цивилизации племени майя кратко может быть разделена на шесть основных периодов. Первый период их развития - с начала 2 тысячелетия до 900 года до н.э. Именно тогда образовались первые поселки майя. Они занимались охотой и земледелием. Самые старые поселения были обнаружены на нынешней территории Белиза, отсюда племена майя распространились в северном направлении вплоть до Мексиканского залива. На рубеже 2 и 1 тысячелетий появился Кахаль Печ, город, который существовал до 7 века н.э.

Все про древнюю цивилизацию Майа

С 9 по 5 века до н.э. древние майя прошли через средний доклассический период. В это время поселения расширились до уровня городов, между ними активизировалась торговля, а майя занимали новые территории. На берегах Мексиканского залива в 5 веке до н.э. были созданы первые храмы, в том числе и пирамидальной формы, крупнейший из них (72 метра) находился в Эль-Мирадоре.В 7 веке до н.э. майя создали свою письменность. Тогда влияние на майянское искусство оказала цивилизация ольмеков, которая развивалась на берегах Мексиканского залива, и контактировала со всеми другими местными народами. Вполне возможно, что общество майя сделалось иерархическим именно под влиянием ольмеков.

С начала 4 века до н.э. и до 250 года н.э. древняя цивилизация майя создала первый солнечный календарь в виде изображения на камне. Этот период выделяют как поздний доклассический. В их городах появились первые монархи, во время их правления был основан великий город Теотиуакан, который долгое время являлся центром всей Месоамерики, и имел большое значение для ацтеков и после того, как майя покинули город по неизвестным причинам.

Начиная с 250 года и до начала 7 века н.э. согласно принятой у историков доктрине выделяется ранний классический период. В это время цивилизация индейцев майя создала своего рода сверхгосударство - его центром стал город Тикаль. В него переселились многие жители Теотиуакана, попутно перенимая новые обычаи и обряды, заодно приобщившись к жертвоприношениям. В 562 году Калакмуль с Тикалем начали кровопролитную войну, в ходе которой властитель Тикаля был пленен и принесен в жертву. Окончательно свое значение Тикаль потерял к концу 6 века.

С этого момента начался поздний классический период, который продлился до 900 года. В это время майя являли собой целую сеть городов-государств, все они мнили себя независимыми, и имели собственного правителя. Культура майя распространилась на весь Юкатан, и в этот период она достигла наибольшего расцвета. В те времена появились такие города как Чичен-Ица, Цшмаль и Коба. Города были соединены между собой посредством дорог, в каждом из них проживало до 10 тыс. жителей, это больше, чем было в этот период в европейских городах.

Однако после этого периода древние майя пришли к упадку. В 9 веке их население резко сократилось, многие города опустели, а ирригационные сооружения были запущены. В 10 веке прекратилось возведение каменных сооружений. Ученые до сих пор бьются над вопросом, что именно стало причиной гибели их цивилизации. Существует две основные гипотезы. Одна группа ученых считает, что причина их гибели стала в нарушении баланса взаимоотношения между людьми и природой в этом регионе. Население постоянно росло, в то время как земли, пригодные для земледелия, заканчивались. В 1921 году данную теорию сформировал О.Ф. Кук.
По мнению другой группы ученых, майя погибли вследствие климатических изменений, природных катаклизмов или завоевания другими народами. В пользу последней версии говорят различные предметы, созданные в этот период, но не принадлежащие к культуре майя. Тем не менее, эта версия остается непопулярной.

Когда на полуостров Юкатан, что в Центральной Америке, в начале XVI века прибыли испанские конкистадоры во главе с Эрнандесом де Кордобой, они встретились здесь с легендарными индейцами майя. На тот момент их цивилизация находилась уже в серьёзном упадке и кризисе. Но так было не всегда...

Доклассический и классический период

Считается, что история цивилизации майя началось ещё в третьем тысячелетии до н. э. Традиционно учёные выделяют доклассический, классический и постклассический период её развития.

В доклассическом периоде (то есть примерно до 250 года н. э.) на Юкатане возникают первые города-государства, происходит освоение технологий подсечного земледелия, технологий создания тканей, инструментов, орудий и т. д. В качестве примеров крупных городов доклассического периода стоит назвать Накбе и Эль-Мирадор. Именно в Эль-Мирадоре была обнаружена самая большая пирамида майя. Её высота составляла 72 метра.

Что касается письменности, то она появилась у майя около 700 года до н. э. В целом этот народ имел одну из самых продвинутых систем письма. Майя оставляли надписи повсюду, в том числе на стенах своих строений. Эти надписи помогли впоследствии пролить свет на многие аспекты их жизни.

В классический период цивилизация майя - это множество крупных и оживлённых городов, и в каждом из них правил свой правитель. Культура майя в это время распространилась на весь полуостров Юкатан. Также в это время возникли новые великолепные города - Коба, Чичен-Ица, Ушмаль и т. д.

В эпоху расцвета в майянских городах возводились акрополи - церемониальные комплексы высотой в десятки метров, включающие в себя пирамиды, дворцы и другие объекты. А на самом верху акрополей обязательно строились маленькие квадратные храмы без окон. В некоторых городах существовали ещё и обсерватории - башенки с местами для наблюдения за другими планетами и звёздами.


Города, храмы и крупные посевные участки были соединены между собой дорогами, так называемыми сакбе. Сакбе делали из щебня, гальки и известняка - то есть это были не просто просёлочные дороги, а нечто гораздо более продвинутое и совершенное.

Сферы, в которых майя достигли значительных успехов

Индейцам майя удалось создать поистине уникальную цивилизацию. Они не знали колеса и не умели обрабатывать железо. В производстве оружия эти индейцы тоже не преуспели. На протяжении долгих столетий их образцы оружия не слишком изменились (и, вероятно, это одна из причин, почему европейцы в итоге оказались сильней). Но это не помешало индейцам майя хорошо понимать математику, геометрию и астрономию, строить высокие пирамиды и храмы. Значимым элементом всех строений был «майяский свод» - оригинальное арочное сужение крыши, не встречающееся больше практически нигде.

Древние майя умели делать и сложные гидравлические системы орошения. Благодаря этому на достаточно непростых с точки зрения земледелия почвах они растили полезные сельскохозяйственные культуры.

Медицина у древних майя тоже была развита великолепно. Лечением людей у них занимались прошедшие определённое обучение люди. Местные врачеватели с точностью определяли множество недугов (в том числе астму, туберкулёз, язвы и т. д.) и боролись с ними посредством ингаляций, снадобий, приготовленных из естественных ингредиентов лекарственных средств.

Индейцы майя в подробностях знали человеческую анатомию, и поэтому местные врачи были способны делать сложнейшие операции. Поражённые участки тела или участки, на которых развивалась опухоль, удаляли ножами, раны зашивали иголкой с волосом, а для анестезии использовались вещества с наркотическим эффектом.

В распоряжении майянских врачей были инструменты из вулканического стекла и камней. Кстати, не только медицинские, но и многие другие инструменты и приспособления, майя создавали именно из этих материалов. И некоторые из них, по мнению современных учёных, были даже совершеннее европейских металлических аналогов.


Искусство майя в классический период тоже поражало своей сложностью, изощрённостью и изяществом. Оно нашло своё выражение в барельефах, росписях на стенах, керамических изделиях, скульптурах. Произведения искусства, оставленные майя, отличает тяготение к мифологической тематике, сложные гротескные образы. Ключевые мотивы - антропоморфные божества, змеи и выразительные маски.


Календарь и майянская система счёта

Календарь, созданный майя, достоин отдельного разговора - он был действительно очень замысловатый и длинный. Год, согласно этому календарю, делился на восемнадцать месяцев по двадцать суток. Впрочем, таких понятий, как «начало года» или «конец года», у майя не было - индейцы просто рассчитывали циклы и ритмы движения планет. Время для майя двигалось по кругу, всё повторялось вновь и вновь. В этом удивительно точном календаре содержались ещё и подробные сведения о передвижениях небесных тел.

И ещё один забавный факт, связанный с календарём майя. Однажды учёные на юго-востоке Мексики нашли стелу, оставшуюся от древних индейцев. Согласно надписям на этой стеле, календарь майя заканчивался датой 21 декабря 2012 года. Многие почему-то стали считать эту дату датой конца света. В итоге всё обернулось фарсом - ничего особенного ни 21, ни 22 декабря 2012 года не случилось.


То, что год у майя делился на месяцы по 20 суток, не случайно. Местная система счёта была именно двадцатиричной. При счёте индейцы Центральной Америки (Мезоамерики) издревле использовали пальцы и рук, и ног одновременно. Каждая двадцатка дополнительно делилась на пятёрки, что соответствует числу пальцев.

Для удобства расчётов майя даже ввели обозначение нуля. Его представляли как полую раковину от улитки (этим же символом выражалась и бесконечность). Ноль действительно нужен во многих математических вычислениях, однако, например, в античной Греции эту цифру не использовали - просто не додумались до этого.

Жертвоприношения и другие жестокие обычаи майя

Древние майя действительно весьма активно практиковали человеческие жертвоприношения - это один из наиболее известных фактов об этой индейской цивилизации. В жертву людей приносили поистине варварскими способами, в том числе путём вырывания сердца из грудной клетки и путём захоронения заживо.

Считалось, что человеку, которого выбрали жертвой, оказывали высочайшую честь - он получал статус посланника к божествам. Математики и астрономы делали специальные подсчёты, чтобы узнать, когда наступит наилучшее время для принесения жертвы и кто наилучшим образом подойдёт для этой роли. В связи с этим жертвами нередко становились свои же соплеменники, а не ацтеки и не ольмеки.

В политеистической религии майя боги считались смертными сущностями. И это доказывают изображения богов-детей и богов-стариков, оставленных индейцами. И можно сделать вывод, что жертвоприношения были призваны ещё продлить срок жизни того или иного бога.

А ещё майя верили, что человек должен пройти через тринадцать кругов испытаний, прежде чем попасть в рай. Этот путь считался очень трудным, считалось, что пройти его до конца способны не все души. Однако умершие при родах женщины, воины, погибшие в бою, и ритуальные жертвы попадали, согласно верованиям древних майя, к богам сразу, минуя все круги.

Также считалось, что в лучшем мире без лишних испытаний оказывались и те, кто проигрывал в своеобразной игре в мяч. Эта спортивная игра представляла собой смесь регби, футбола и баскетбола. Играли в неё мужчины в шлемах и в защите на локтях и коленях. Цель игры была предельно проста - необходимо было забросить каучуковый мячик в обруч, расположенный на шестиметровой высоте. К мячу можно было прикасаться только плечами, бёдрами и ступнями. Всю команду проигравших или нескольких её членов по завершении игры умерщвляли.


Постклассический период

Примерно в 850 году н. э. майя начали покидать свои величественные города, один за другим, и причины этого явления по-прежнему не ясны. Сложные постройки и системы водоснабжения стали приходить в негодность. Через какое-то время майя в принципе перестали строить новые высокие здания, проводить торжественные церемонии и заниматься астрономией.

Меньше чем за два века величие цивилизации в значительной степени сошло на нет. Остались отдельные процветающие населённые пункты, но уже никогда майя не суждено было вернуть своё былое величие. Так цивизилизация вступила в свой постклассический период (987 год - конец XVI века). Это время ознаменовалось принятием новых суровых законов, новыми стилями в искусстве, перемешиванием культур, междоусобными войнами и в конце концов прибытием конкистадоров.

Причины упадка цивилизации

О причинах того, почему цивилизация майя так быстро деградировала, по-прежнему спорят исследователи. Все гипотезы насчёт фактического исчезновения цивилизации майя делятся на две группы - экологические и неэкологические.

Экологические гипотезы основаны на следующем посыле: майя нарушили на баланс с той природной средой, в которой они обитали. То есть стремительно растущее население столкнулось с нехваткой качественных почв, годящихся для земледелия, а также с засухой и дефицитом питьевой воды.

Есть учёные, которые весьма активно отстаивают версию о страшной засухе, вынудившей майя уйти из городов (в частности, геолог Геральд Хауг). А в начале 2012 года учёные из Университета Саутгемптона опубликовали итоги своих скрупулёзных исследований, которые тоже подтверждают эту версию. Согласно этим исследованиям нехватка пресной воды на Юкатане могла стать ощутимым при понижении уровня осадков на 40 процентов (и такое понижение, вероятно, имело место между 810 и 950 годами н. э.). Данная аномалия привела к тому, что питьевой воды стало не хватать, привычный образ жизни майя стал рушиться и они в массовом порядке покинули свои города.


Неэкологические гипотезы - это гипотезы о междоусобных войнах, завоеваниях другими племенами индейцев, эпидемиях, неких социальных катастрофах. И, например, версию о завоевании майя подтверждают некоторые археологические находки на Юкатане. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам - другому народу Мезоамерики. Как бы там ни было, когда в 1517 году испанцы прибыли на Юкатан, индейцы майя уже жили преимущественно в сельскохозяйственных общинах.


Конкистадоры приплыли с недобрыми намерениями, да ещё и вдобавок ко всему завезли со Старого Света в Америку болезни, которые до этого были не известны майя (к примеру, оспу и корь). И в итоге к концу XVII века майя потерпели полное поражение - последний свободный майянский город Тайясаль пал в 1697 году.

Документальный фильм от History Channel «Загадки майя. Тайны древности».

Одной из самых известных среди древних цивилизаций является империя майя. До сих пор для ученых цивилизация майя таит в себе много неизведанного. Исследователи склоняются к тому, что цивилизация майя зародилась в 1 тысячелетии до нашей эры. Их наследием является необычная письменность и красивейшие архитектурные сооружения, развитая математика, астрономия, предметы искусства и, конечно же, знаменитый невероятно точный календарь.

Руины Чичен Ицы

Общество

По предварительным расчетам численность майя составляла более 3 млн. человек, которые были расселены в тропической зоне современной Мексики, Гватемалы, Белиза, западных районов Гондураса и Сальвадора.

Города этой древней цивилизации были построены из камней и известняка, также население занималось сельским хозяйством. На сегодняшний день потомками майя называют индейцев проживающих в Центральной Америки и Мексике.

Основные города

На основании археологических данных можно утверждать, что майя приносили в жертву людей. С точки зрения их мировоззрения, жертвоприношение для жертвы являлось возможностью коротким путем попасть в рай. Хотя сейчас и ребенку известно, что таким образом в Рай не попасть, нужно делать добрые дела, а не убивать.

Особенности цивилизации

Племя майя и интересные факты, которые заставляют задуматься об уровне развития этого народа.

Бани. Археологи нашли много каменных сооружений предназначенных для того, чтобы париться. Интересно, что бани были не только для знати, но и для народа. Древние бани работали по тому же принципу, что и современные, на раскаленные камни лилась вода, паром индейцы очищали свой организм.

Мореплаватели. Найденный учеными в кодексе майя позволяет судить о том, что они плавали по морю, также есть предположение, что в Америку они попали из Азии.

Медицина. У племен майя была хорошо развита медицина, искуснейшие врачи делали довольно сложные операции, их хирургические инструменты были изготовлены из стекла вулканического происхождения, а швы накладывались из человеческих волос. Успехов достигла и стоматология, сохранились даже древние протезы и пломбы на зубах. Медики в качестве наркоза использовали галлюциногены.

Дороги. У племени была целая дорожная система с жёстким, ровным покрытием.

Дворец в Паленке

Архитектура. Майя строили впечатляющие сооружения и абсолютно ровные дороги, не используя при этом металлические инструменты.

Мода. В моде был удлиненный, овал головы, считавшийся признаком благородности. Такая форма головы достигалась благодаря тому, что с раннего детства ребенку на голову привязывались деревянные дощечки. Эта жестокая операция проводилась только знатным членам общества. Еще одним признаком красоты являлось косоглазие, которое достигалось благодаря подвешенному каучуковому шарику над уровнем глаз младенца. Кроме того, модники предпочитали сточить зубы так, чтобы они были острыми, а потом покрыть их смолой, пока они не приобретут черного цвета. Однако так себя «украшать» могли позволить только представители знати.

Спорт. Члены племени майя строили специальные корты, на которых устраивали игры с мячом. По мнению ученых у них существовало несколько таких игр, причем они были довольно жёсткими и напоминали современный футбол, регби и баскетбол. Насколько развит был спорт можно судить о наличии у них прототипа спортивной формы состоящей из защитных элементов напоминающих шлем, налокотники и наколенники.

Образец письменности

Письменность. Майя является единственным племенем в Америке, у которого была своя письменностью. Письменность основывалась на глифах, представленных в виде знаков-рисунков. На сегодняшний день ученые по-прежнему бьются над прочтением текстов, уже расшифровано около 90% знаков.

Астрономия и календарь

Календарь. У племени был свой очень точный календарь, причем не один, а целых три:

  • Хааб состоящий из 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней, год составлял 360 дней;
  • Цолькин состоящий из 20 месяцев, в каждом из которых было по 13 дней, год составлял 260 дней;
  • единый календарь, который включал в себя оба календаря, вместе с данными о созвездиях и движениях планет.

Обсерватории. Майя обладали обширными астрономическими познаниями, о чем свидетельствует наличие обсерваторий, одна из которых представляет собой сооружение Эль-Караколь в городе Чичен-Ица с куполовидной крышей, высотой 15 м, огромным количеством окон.

Астрономическая обсерватория в городе Эль-Караколь в городие Чичен-Ица

Исчезновение

Несмотря на большое количество неизвестных фактов наиболее таинственным для историков остается вопрос: что привело к упадку развитую цивилизацию в процветающей империи? Причем первые признаки распада цивилизации, по мнению исследователей, начались примерно в 9 веке нашей эры.

Выражался упадок это в том, что в южных частях расселения племен стало наблюдаться стремительное сокращение численности населения, стали портиться системы водопроводов и орошения. Население стало массово покидать обжитый регион, остановилось градостроительство, что привело к тому, что величественная, развитая территория стала превращаться в разрозненные, воюющие между собой племена. Собственно это привело к тому, что прибывшие на Юкатану завоеватели — испанцы смогли полностью и очень быстро взять под контроль весь регион.

Место расположения города Тайясаль, современный город Флорес

Некоторые племена сопротивлялись довольно долго — последний независимый город Тайясаль (север Гватемалы) был захвачен испанцами в 1697 году, хотя завоевать его хотел еще Кортес в 1541 году. Кортес, как и другие испанские завоеватели не могли захватить этот город, так как он был расположен на острове и являл собой неприступную крепость. Захватив город, испанцы построили на месте Тайясаля город Флорес, который скрыл под своими зданиями прежнюю, индейскую архитектуру.

Среда обитания.

В течение I – начале II тысячелетиян.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса .

Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи.

Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную – реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Ранние представления о древних майя.

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями.

По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, – исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

Периодизация истории майя.

В архаический (2000–1500 до н.э.) и в ранний формативный периоды (1500–1000 до н.э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000–400 до н.э.) – первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти.

Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. – 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения – стилоботы, пирамиды , площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль.

В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики – изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности.

В последующий ранний классический период (250–600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, – 292 н.э., что в соответствии с т.н. «долгим счетом майя» выражается цифрами 8.12.14.8.5.

Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии.

В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Обнаруженное в «Храме надписей» захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир.

В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами – организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга.

За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер.

В поздний классический период (650–950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек.

В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений.

К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье – области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.


Майяская игра в мяч.

Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости – она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп.

Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания.

Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.

Последние города майя.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950–1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов «чи» («рот») и «ица» («стена»), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200–1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями.

В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты – например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.


Календарь древних майя.

В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления – т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием «тун», разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени – 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

Майяские обычаи и социальная организация.

Обряд кровопускания.

На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств – будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий.

Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Социальная организация.

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом – простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.

Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.

Письмо и изобразительное искусство.

Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524–1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов.

Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались «гармошкой» под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок.

Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар.

Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.


Религиозные верования.

В пантеоне майя были представлены боги земли, дождя, ветра, молнии и прочих природных сил и явлений. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки, четыре бога дождя. Их необходимо было задабривать, чтобы они не наслали ливень и град. В религии майя не присутствовало христианских концепций греха, наказания и искупления – она была предназначена поддерживать равновесие природных стихий и обеспечивать плодородие земли. Даже в 20 в. на севере Юкатана практикуется религиозный обряд Ча Чак с целью задобрить богов и вызвать дождь при засухе.

Майкл Ко::: Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

До этого момента мы в основном говорили о ке­рамических сосудах, изделиях из нефрита и разва­линах поселений, то есть о материальной культуре некогда великой цивилизации. Немало мы знаем и о том, как протекала повседневная жизнь людей майя. Особенно много нам известно о жизни наро­дов, населявших Юкатан накануне конкисты. К сча­стью, испанские миссионеры, работавшие в этот период на Юкатане, были достаточно образованны­ми людьми, которые стремились как можно глубже понять жизнь народов, которые хотели обратить в христианство. Они оставили нам великолепные ан­тропологические описания того, что представляла собой местная культура до прихода европейцев. Именно благодаря этим документам современные ученые могут правильно интерпретировать находки, относящиеся к постклассическому периоду.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ОХОТА

Экономической основой цивилизации майя, как уже упоминалось в главе 1, являлось земледелие. Они выращивали маис, фасоль, тыкву, перец чили, хлопок и различные сорта фруктовых деревьев. Нет сомне­ний в том, что жители равнинных областей практико­вали методы подсечно-огневого земледелия, но не вполне понятно, как именно они рубили деревья до того, как во время постклассического периода у них появились медные, а после испанского завоевания и стальные топоры. Вероятнее всего, земледельцы-майя делали на деревьях кольцеобразные зарубки и остав­ляли их засыхать. Время посадки растений регулиро­валось своеобразным сельскохозяйственным календа­рем, примеры которого можно отыскать во всех трех дошедших до нас кодексах майя. По сообщениям Диего де Ланды, поля находились в общинной соб­ственности. Их совместно обрабатывали группы из 20 человек, но, как мы скоро сможем убедиться, это не вполне соответствует действительности.

На Юкатане майя хранили собранный урожай в приподнятых над землей деревянных амбарах, а так­же в «прекрасных подземных помещениях», кото­рые, скорее всего, являлись уже упоминавшимися выше чалтанами, столь часто встречающимися в поселениях классической эпохи. Нельзя с уверенно­стью утверждать, что в те времена майя равнинной области уже умели готовить плоские лепешки-тортиллас, но в дошедших до нас источниках упомина­ется множество других способов приготовления блюд из маиса. Это и «атоле» - каша, сваренная из зерен, к которой полагалось добавлять перец чили; ее ели обычно во время первой трапезы. И посол - напиток, изготовляемый на кислой закваске, кото­рый обычно брали с собой в поле для поддержания сил, а также хорошо известные тамейлы. Больше всего известно, что ели простые земледельцы. Их меню было не слишком разнообразным, они до­вольствовались простой пищей, хотя иногда на их столе появлялось рагу, приготовленное из мяса и овощей, к которому добавлялись семена тыквы и перец. О том, как питались представители элиты, нам известно очень мало.

Очень важную роль в экономике Юкатана игра­ли технические культуры. Во многих районах выра­щивался хлопок. Юкатан славился своими тканями, которые вывозились даже в очень далекие области. На юге Кампече и Табаско, а также в Британском Гондурасе, на территориях, расположенных вдоль речных протоков, выращивались деревья какао, но на территориях, расположенных севернее, посадки этих деревьев были ограничены. Они могли расти только там, где были сеноты или естественные кот­ловины. Из бобов какао, которые собирались с этих деревьев, готовили напиток, который очень высоко ценился представителями правящего класса, и, кро­ме того, даже во времена испанского владычества бобы какао использовались на местных рынках в качестве денег. Ценились они очень высоко. Суще­ствует рассказ о том, что купцы майя, каноэ кото­рых столкнулось у побережья Гондураса с каравеллой Колумба, были настолько озабочены сохранно­стью своих «сокровищ», что кидались за любым из упавших на дно каноэ бобов с такой поспешностью, словно это были не бобы, а их собственные глаза.

Рядом с каждым из жилищ майя находился учас­ток земли с огородом и фруктовым садом. К тому же около селений росли целые рощи фруктовых деревьев. Майя выращивали авокадо, яблони, па­пайю, саподилловые и хлебные деревья. Когда на­ступал сезон созревания, в пищу шло большое ко­личество дикорастущих фруктов.

У майя были собаки нескольких пород, каждая из которых имела свое название. Собаки одной из этих пород не умели лаять. Самцы кастрировались и рас­кармливались зерном, а затем либо съедались, либо приносились в жертву. Другая порода использова­лась для охоты. Майя были близко знакомы как с дикими, так и с домашними индюшками, но для религиозных жертвоприношений они использовали только домашних.

С давних времен земледельцы майя разводят ме­стную породу пчел, лишенных жала. В интересую­щие нас времена пчел держали в небольших полых колодах, которые с двух сторон замазывались гли­ной и устанавливались на козлы, напоминающие по форме букву «А». Майя занимались и сбором дико­го меда.

На крупных млекопитающих, таких, как олени и пекари, майя охотились при помощи лука и стрел. Для выслеживания животных использовались соба­ки. Здесь, вероятно, следует напомнить, что на про­тяжении всей классической эпохи основным оружи­ем воинов-майя являлись копья и дротики.

На птиц, таких, как дикие индюки, куропатки, дикие голуби, перепелки и утки, охотились при по­мощи духовых трубок. Изображения разнообразных охотничьих силков и ловушек, которые майя ис­пользовали при охоте, можно увидеть на страницах так называемого «Мадридского кодекса». Там же можно увидеть и изображение ловушки, предназна­ченной для ловли броненосцев.

Рыбу на Юкатане ловили в основном в прибреж­ных водах. Рыболовной снастью служили неводы, бредни, а также крючки, привязанные к бечевкам. Кроме того, в мелких лагунах за рыбой охотились при помощи лука и стрел. Внутри материка, особен­но в горных областях, в воду бросались снадобья, оглушающие рыбу. Когда оглушенная таким обра­зом рыба заплывала в специальные искусственные запруды, ее просто-напросто собирали руками. Изображение на одной из найденных Тикале вещиц из резной кости, которая относится к позднеклассическому периоду, доказывает, что такой способ рыбной ловли был распространен и в Петене. На морском побережье улов засаливали, сушили на солнце или на огне, готовя его для последующей продажи.

В диких лесах майя добывали смолу копалового дерева, которая представляла собой огромную цен­ность и использовалась (вместе с каучуком и смо­лой дерева сапоте) для благовонных курений. Это вещество было окружено таким почитанием, что одна из местных индейских хроник описывает его как «благоухание центра небес». С других деревьев собирали особую кору, которая предназначалась для ароматизации «балчи», «крепкого и вонючего» ме­дового напитка, огромное количество которого по­глощалось во время праздников.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ТОРГОВЛЯ

Юкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Солевые пласты тянутся вдоль всего побере­жья Кампече и вдоль лагун, расположенных на север­ной стороне полуострова, вплоть до Исла-Муерос на востоке. Соль, которую Диего де Ланда описывал как «самую лучшую из всех, которую мне доводилось ви­деть за всю свою жизнь», собиралась в конце сухого сезона людьми, живущими на побережье. Они держа­ли монополию на весь соляной промысел, который одно время находился полностью в руках владык Майяпана. Соляные копи имелись еще в нескольких местах, расположенных в глубине материка, напри­мер в долине Чиксой в Гватемале, но самым большим спросом пользовалась именно соль из прибрежных районов. Ее экспортировали в очень многие регионы области майя. Другими статьями экспорта были мед и накидки, сделанные из хлопчатой ткани, которые также ценились очень высоко. Можно предположить, что не выращивание маиса, а поставка именно таких товаров и составляла основу экономики Юкатана. Кроме того, Юкатан поставлял и рабов.

На рынках майя можно было отыскать вещи из самых разных мест: бобы какао, которые можно было выращивать лишь там, где было изобилие влаги; пе­рья птицы кетцаль, которые завозились из Алта-Верапаза; кремни и кремнистый сланец, добывавший­ся из залежей в центральной области; обсидиан из горных районов, расположенных к северо-востоку от современного города Гватемалы, и разноцветные ра­ковины, в основном раковины шипастых устриц, ко­торые завозились с Атлантического и Тихоокеанско­го побережий. Там же продавался нефрит и огромное количество небольших камней зеленого цвета, боль­шую часть которых доставляли из месторождений, расположенных в бассейне реки Мотагуа. Некоторые из предметов, которыми торговали на рынках, были попросту украдены из древних захоронений.

Поскольку груз был тяжелым, а других дорог, кроме узких троп, в те времена в этом районе не существовало, огромное большинство товаров пере­возилось по морю. Этот вид торговли был сосредо­точен в руках представителей народности чонталь, которые были настолько хорошими мореплавателя­ми, что Томпсон назвал этих людей «финикийца­ми Центральной Америки». Маршрут их плавания шел вдоль побережья. Он тянулся от ацтекского торгового порта Шикаланго, расположенного на побережье штата Кампече, и, огибая весь полуост­ров, спускался до Найто, расположенного непода­леку от озера Исабаль, в которое они заходили на своих огромных каноэ для обмена товарами с майя, жившими в глубине материка.

Существовали и торговцы, которые путешество­вали по суше, .по опасным тропам, ориентируясь на Полярную звезду и полагаясь на покровительство своего бога Эк Чуаха, по-другому именуемого «чер­ным богом».

В Мексике рынки были столь большими, что их величина поражала испанцев. Один из источников сообщает нам, что в горных областях Гватемалы в те времена рынки тоже были «огромными, знамени­тыми и очень богатыми», такими они являются в этих областях и по сей день. Но когда речь заходит о майя, живущих в равнинных областях, о рынках упоминают крайне редко. Возможно, что в равнин­ной зоне рынки не играли существенной роли, по­скольку у людей не было необходимости занимать­ся добычей средств к существованию столь тяжелым трудом, пытаясь наладить товарообмен в этих, очень однородных по своей культуре, регионах.

Именно торговля служила связующим звеном между областями майя и Мексикой, поскольку в каждом из этих регионах было множество таких ве­щей, которые высоко ценились в другом. Чаще все­го бобы какао и перья тропических птиц обмени­вались на медные орудия и украшения. Возможно, что именно осуществление этих операций, прове­дение которых обеспечивалось все теми же индей­цами народности чонталь, уберегло майя от пора­бощения ацтеками, которые к этому времени уже захватили многие другие, менее склонные к сотруд­ничеству, народы Мезоамерики.

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

На Юкатане ребенка сразу после рождения об­мывали, а затем укладывали в колыбель. Головка младенца зажималась между двумя дощечками та­ким образом, что по прошествии двух дней кости черепа навсегда деформировались и становились плоскими, что считалось у майя признаком красо­ты. Родители стремились как можно скорее после рождения ребенка посоветоваться со жрецом и узнать, какая судьба ожидает их отпрыска и какое имя ему следовало носить вплоть до официального наречения.

Испанские священники были весьма удивлены тем, что у майя существовал ритуал, очень похожий на христианский ритуал крещения, который обыч­но совершался в благоприятное время, когда в по­селении набиралось достаточное количество маль­чиков и девочек в возрасте от трех до двенадцати лет. Церемония проводилась в доме старейшины поселка, в присутствии родителей, которые по та­кому случаю должны были до праздника соблюдать разнообразные посты. Пока жрец совершал различ­ные очистительные ритуалы и благословлял их аро­матическими курениями, табаком и освященной водой, дети и их отцы находились внутри круга, ограниченного тонкой веревкой, которую держали четверо пожилых почтенных мужчин, изображавших бога дождя Чака. Именно с момента проведения та­кого ритуала считалось, что старшие по возрасту девочки были готовы к тому, чтобы выйти замуж.

Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходи­мым вещам. Ланда сообщает, что эти дома нередко посещались проститутками. Другими юношескими забавами были азартные игры и игра в мяч. У майя существовали двойные стандарты морали - девоч­ки воспитывались своими матерями в строгости и подвергались жестокому наказанию за отклонения от предписанных правил целомудренного поведе­ния. Браки устраивались свахами.

Так же как у всех народов, практикующих экзо­гамные браки, то есть браки за пределами своего племени или рода, у майя существовали строгие правила по поводу того, кто на ком может или не может жениться. Под особо строгим запретом нахо­дились браки между родственниками по отцовской линии. Браки в большинстве своем были моногам­ны, но исключение составляли важные персоны, которые могли позволить себе содержать несколько жен. У майя, так же как и в Мексике, измена кара­лась смертью.

Представления майя о внешней привлекательно­сти сильно отличались от наших, хотя красота их женщин производила сильное впечатление на ис­панских монахов. У обоих полов передние зубы подпиливались таким образом, чтобы образовыва­лись различные узоры. Найдено множество древних черепов, принадлежащих людям народностей майя, с зубами, инкрустированными маленькими нефри­товыми пластинками.

До женитьбы молодые мужчины раскрашивали свое тело черной краской. Так же во все времена поступали и воины-майя. Татуировки и декоратив­ные шрамы, которыми щедро «украшалась» верхняя половина тела как мужчин, так и женщин, появля­лись после вступления в брак. Очень красивым счи­талось легкое косоглазие, и родители старались, чтобы внешность их детей соответствовала этому критерию красоты, для чего к носам детей прикреп­лялись маленькие бусинки.

Все майя очень боялись смерти, поскольку, по их представлениям, смерть отнюдь не означала автома­тического перехода в лучший мир. Обычных людей хоронили под полом их собственных домов, во рты умершим вкладывали еду и нефритовые бусины. Вместе с телами хоронили ритуальные предметы и вещи, которыми умерший пользовался при жизни. Есть сведения, что вместе с умершими жрецами в их могилы клали книги. Тела представителей высшей знати сжигали. Возможно, что этот обычай был по­заимствован из Мексики. Над урнами с прахом воз­двигались погребальные храмы. Но нет никаких сомнений в том, что на ранних этапах погребение тела в гробницах под мавзолеями было общим пра­вилом. Во времена правления династии Кокомов существовал обычай мумифицировать головы скон­чавшихся правителей. Эти головы хранились в се­мейном святилище, и их регулярно «кормили».

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Государство древних майя было не теократией, не примитивной демократией, а классовым обществом с сильной политической властью, сосредоточенной в руках наследственной элиты. Чтобы понять базис го­сударства, существовавшего в XVI в. на полуострове Юкатан, следует очень внимательно изучить, какие отношения существовали тогда между людьми.

На Юкатане каждый взрослый человек-майя имел два имени. Первое он получал от матери, и оно могло передаваться только от женщины к ее ребенку, то есть по материнской линии. Второе имя человек наследовал от отца, то есть по муж­ской линии. Сейчас имеется огромное множество данных, свидетельствующих о том, что эти два име­ни представляли собой нечто вроде перекрестных ссылок на то, в какие именно из множества на­следственных групп, по линии отца и по линии матери, входил конкретный человек. Во времена Конкисты на Юкатане существовало приблизитель­но 250 групп, объединенных общностью происхож­дения по мужской линии, и из сообщений Диего де Ланды мы знаем о том, насколько важна была для майя принадлежность к такой группе. Например, внутри таких групп были запрещены браки, насле­дование имущества шло исключительно по отцов­ской линии, и люди, объединенные общим про­исхождением по мужской линии, образовывали группу, связанную жесткими обязательствами вза­имовыручки. Титулы, происхождение которых про­слеживается с самого начала колониальных вре­мен, доказывают, что такие группы имели право собственности на землю, и, возможно, именно это и имеет в виду Ланда, утверждая, что поля находи­лись в общинной собственности. Что же касается происхождения по второй, материнской линии, оно, возможно, играло важную роль в системе ре­гулирования возможностей заключения браков. У майя разрешалось заключение брака с женщиной, являющейся дочерью дяди или тети, но более близ­кородственные браки были запрещены. У многих народов земли, находящихся на менее высокой сту­пени развития, все члены таких больших родов имеют равные права, но у майя это было не так.

Для майя было очень важно иметь возможность проследить происхождение каждого человека вплоть до его очень отдаленных предков, и социальный статус человека определялся именно его принадлеж­ностью к той или другой генеалогической линии. Учитывалось происхождение как с отцовской, так и с материнской стороны.

Существовали строго определенные классы лю­дей. На вершине общественной иерархии майя на­ходились знатные люди - «альмехены», чья родо­словная была безупречна по обеим линиям. Эти люди владели землей, занимали ответственные по­сты в государстве и высшие должности в армии, они были богатыми землевладельцами, купцами и пред­ставителями высшего духовенства.

Люди незнатного происхождения были свобод­ными гражданами общества, которые, возможно, как это было принято у родственного майя народа ацтеков, получали от своих знатных родственников, связанных с ними общим происхождением по от­цовской линии, право пользования участком земли, который они могли расчистить от леса и использо­вать как сельскохозяйственные угодья. Эта прослой­ка тоже была неоднородной, среди них были как богатые, так и бедные.

Есть данные, что у майя были крепостные, ко­торые обрабатывали земли, принадлежавшие знати. В самом низу общественной иерархии находились рабы, которые в большинстве своем являлись про­столюдинами, захваченными в плен в ходе военных действий. Пленников высокого ранга обычно при­носили в жертву. Дети рабов тоже становились рабами. Эти люди могли быть выкуплены за пла­ту, собранную их родственниками по отцовской линии.

Ко времени появления в Америке испанцев по­литическая власть в области майя находилась в руках каст, ведущих свое происхождение из Мек­сики. Вся политика Юкатана находилась под кон­тролем таких групп, которые конечно же провоз­глашали, что ведут свой род прямиком из Тулы и Зуиуа - легендарной прародины, расположенной на западе. Существовал обычай, согласно которо­му любой человек, претендующий на то, чтобы за­нять высокий пост, должен был пройти некий ок­культный экзамен, известный под названием «Язык Зуиуа».

В каждом из небольших районов Юкатана имел­ся местный правитель, которого называли «халач уиник» - «настоящий человек», получивший свой пост по наследству, по мужской линии, хотя в бо­лее ранние эпохи у майя, живущих в горной облас­ти, были настоящие короли - «ахау», которые име­ли власть над довольно обширными территориями. Резиденции халач уиников находились в крупных городах. Каждый из таких правителей существовал как на те средства, которые приносила ему его собственная земля, обрабатываемая рабами, так и на собираемую дань.

Правителями небольших провинциальных горо­дов были «батабы», которых халач уиники назнача­ли из знатных людей, связанных с ними общим происхождением по отцовской линии. Батабы пра­вили городами через местный совет, состоящий из пожилых богатых людей. Главой такого совета обычно был человек незнатного происхождения, который выбирался каждые четыре года среди жи­телей четырех кварталов, которые в совокупности образовывали поселение.

Кроме того, что батабы выполняли администра­тивные и судебные обязанности, каждый из них был еще и военным вождем, но командование войсками он делил с Накомом, человеком, на которого было наложено огромное множество различных табу и который обычно занимал эту должность на протя­жении трех лет.

Майя были просто помешаны на войне. Хрони­ки индейцев народности какчикель и эпос «Пополь Вух» рассказывают о небольшом конфликте, вспых­нувшем между жителями горной области, который затем привел к тому, что все 16 государств Юката­на оказались втянутыми в бесконечную войну друг с другом, причиной которой послужили как терри­ториальные притязания, так и желание отстоять честь своего рода. Если к этим хроникам кровопро­литий добавить данные, полученные при изучении архитектурных памятников и надписей классичес­кого периода, материалы и дошедшие до нас свиде­тельства очевидцев - испанских конкистадоров, можно представить себе, как именно майя вели свои войны. «Блоканы», что означает «храбрые», были пехотинцами. Эти воины носили доспехи, сделанные из простеганной хлопковой ткани или из кожи тапира. Вооружены они были копьями с кремневы­ми наконечниками и дротиками с приспособлени­ями для их метания - атлатлами, а в посткласси­ческую эпоху к их вооружению добавились еще и луки и стрелы. Военные действия обычно начина­лись с необъявленного партизанского рейда во вра­жеский лагерь с целью захвата пленных, а началу крупных сражений предшествовала ужасающая ка­кофония, в которой смешивались грохот барабанов, визг свистулек, звуки сделанных из раковин труб и боевые крики. Вождей и идолов каждой из сража­ющихся сторон сопровождало несколько жрецов, которые располагались на флангах пехоты, воины которой выпускали во врага целый дождь дротиков, стрел и камней, для метания которых использова­лись пращи. Если врагам удавалось осуществить вторжение на территорию противника, то на первый план выходили партизанские методы ведения бое­вых действий, которые включали в себя засады и разнообразные ловушки. Незнатные люди, которых захватывали в плен, становились рабами, а у знат­ных пленников и военных вождей вырезали сердце на жертвенном камне.



Похожие статьи
 
Категории