Значение фигнер вера николаевна в краткой биографической энциклопедии. Удивительная судьба марины фигнер

03.03.2019

Николай Николаевич (9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев) - рус. певец (лирико-драм. тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся; брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. де Роксаса и др. педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно "Филемон и Бавкида" и "Фауст"). В 1882-87 с успехом гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887 дебютировал в партиях Радамеса; Фауста; Рауля: ("Гугеноты") на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, где он работал до сезона 1903/04. Затем выступал на частных оперных сценах в разных городах России, в моск. Большом т-ре, в собств. антрепризах (Ниж. Новгород, Тбилиси), а также в концертах. В 1907 вернулся в Мариинский т-р, где в том же году состоялся его прощальный бенефис (пел партию Ромео в опере "Ромео и Джульетта" Гуно). В 1910-15 солист, худ. рук. и директор оперной труппы Петерб. нар. дома (под его рук. поставлены оперы "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь"). Стремясь к высокой постановочной культуре спектакля, к слаженности сценич. ансамбля, привлёк к работе в труппе известного реж. А. А. Санина. В 1915 оставил сцену, занялся педагогич. деятельностью. В 1917 поселился на Украине, в 1918 преподавал в Киевской консерватории (вёл оперный класс). Творчество Ф. - яркая страница в истории рус. оперного т-ра. Его голос не отличался красотой и силой (был несколько суховатого тембра), однако благодаря великолепной вок. школе Ф. был первоклассным певцом. Он в совершенстве владел иск-вом бельканто: широким, свободным дыханием, превосходным mezzo voce, филировкой, тончайшими градациями звука от легкого piano до мощного forte, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавать голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличали точность интонации, гибкость я изящество фразировки, отчётливая дикция. Ф. уделял большое внимание не только вок. стороне партии, но и её сценич. воплощению. Экспрессивность, яркий темперамент сочетались в его исполнении с художеств. тактом. Стремясь к правдивому раскрытию образов, Ф., однако, не был свободен от оперных штампов. Певец не достигал полного перевоплощения, он подчёркивал лишь преобладающую черту создаваемого образа.
Ф. был первым исполнителем мн. партий в рус. операх, в т. ч. Германа (1890, разучивал партию под рук. П. И. Чайковского), Водемона (1892), Владимира Дубровского (1895). Долгое время был лучшим Ленским (до созданного Л. В. Собиновым классич. образа Ленского). Среди др. партий - Синодал, Самозванец, Иоанн Лейденский, Фра-Дьяволо, Хозе, Вертер, Альфред, Герцог, Лоэнгрин. Дж. Верди высоко оценил исполнение Ф. роли Отелло. Чайковский посвятил ему цикл романсов ор. 73. Ф. перевёл на рус. яз. либретто ряда иностр. опер.

Литература: Двадцать пять лет славы в опере, сост. Фигнерист, СПБ, 1907, "Русская музыкальная газета", 1912, No 1 (посв. Ф.); Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962; Фигнер М., Брат и сестра, "Театр", 1964, No 1; H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974.

А. П. Григорьева.


Смотреть значение Фигнер Н.Н. в других словарях

Фигнер Вера Николаевна — (25 июня 1852, Мамадышский уезд Казанской губернии, – 15 июня 1942, Москва). Из дворян. В 1871 занималась в Казанском университете. В 1872-75 обучалась в Цюрихском и Бернском университетах,........
Политический словарь

Фигнер — Медея Ивановна (1859-1952) - российская певица (драматическоесопрано), по происхождению итальянка. Жена Н. Н. а. Пела вМариинском театре (1887-1912). Первая исполнительница партий........
Большой энциклопедический словарь

Фигнер — 1
Советская историческая энциклопедия

Фигнер Александр Самойлович — Фигнер (Александр Самойлович, 1787 - 1813) - известный партизан. Воспитывался во 2-м кадетском корпусе; в 1805 г. назначен в войска Англо-русской экспедиции в Средиземном море.........
Исторический словарь

Фигнер Вера Николаевна — Фигнер (Вера Николаевна) - русская политическая деятельница. Родилась в 1852 году в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс казанского института для........
Исторический словарь

Фигнер Медея Ивановна — - его жена, Медея Ивановна (прежняя фамилия - Мей) - также известная певица-сопрано; родилась в 1860 г., музыкальное образование получила в Италии. Поет на Императорской сцене........
Исторический словарь

Фигнер Николай Николаевич — Фигнер (Николай Николаевич) - известный русский певец-тенор; родился в 1857 г., воспитывался в морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта,........
Исторический словарь

Фигнер, Александр Самойлович — - знаменитый партизан Отечественной войны, потомок древней немецкой фамилии, выехавшей в Россию при Петре I, род. в 1787 г., умер 1 октября 1813 г. Дед Ф., барон Фигнер фон Рутмерсбах,........

Фигнер, К. И. — сенатор; † в мае 1880
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Медея Ивановна — (урожд. Амадея Мей Джоваиде; сцен. псевд. Мей) - арт. оперы (меццо-сопрано, затем драм. сопрано), камерная певица. Засл.........
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Николай Николаевич — - известный русский певец-тенор; род. в 1857 г.; воспитывался в Морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской,........
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Николай Самойлович — ротмистр Мариупол. гусарского полка, партизан; р. 1787, † 1812
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Самуил Самуилович — ст. сов., псковский вице-губернат., 1809-1811
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Фридрих — медик в русской службе с 1749 г., значился служащим 1794
Большая биографическая энциклопедия



Фигнер, Николай Николаевич

Известный русский певец-тенор; род. в 1857 г.; воспитывался в Морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской, потом в неаполитанской консерватории. Дебютировал в Неаполе в 1882 г. в опере "Филимон и Бавкида" Гуно; в 1883 г. пел с успехом в Милане в опере "Фра-дьяволо"; затем пел в Мадриде, Бухаресте и многих других городах. В 1887 г. Ф. впервые выступил в Петербурге, на сцене Имп. русской оперы, где поет и поныне с громадным успехом. В 1895 г. Ф. получил звание солиста Его Величества. Не обладая выдающимся по красоте голосом, Ф. одарен большим талантом передавать исполняемое. Его жена Медея Ивановна (прежняя фамилии - Мей) - также известная певица-сопрано; род. в 1860 г., музыкальное образование получила в Италии. Поет на Императорской сцене в Петербурге с 1887 г. В 1895 г. получила звание солистки его величества. Красивый голос и артистическая передача дают ей всегда большой успех.

{Брокгауз}

Фигнер, Николай Николаевич

Известный оперный певец; род. 1857 в СПб. Окончив морское училище, вышел 1878 офицером во флот и сделал кругосветное плавание, после чего вышел в отставку и стал изучать пение, - сначала в СПб. консерватории (недолго), затем у Прянишникова и два года в Италии у различных преподавателей. 1882 дебютировал в Неаполе ("Филемон и Бавкида"), затем пел в Милане, Мадриде, Бухаресте и др. 1887 Ф. дебютировал с успехом в СПб. в "Гугенотах" и "Аиде" и был принят в труппу Мариинского театра. Тонко-обдуманное исполнение Ф., хорошо обработанный голос (полудраматический-полулирический тенор не особенно красивого, суховатого тембра) и сценическое мастерство скоро выдвинули Ф. Он пел нередко также в Москве и провинции. В последнее время голос Ф. заметно спадает. 1903 Ф. получил отпуск и занялся оперной антрепризой, которою пробовал заниматься и раньше. Ф. между прочим создал партию Германа в "Пиковой даме" Чайковского.

Жена его - Медея (Ивановна), также известная оперная артистка; род. 1859 в Италии, где изучала пение и пела на различных сценах под девической фамилией Мей. В 1887 принята была в состав Мариинской труппы в СПб., где вскоре вышла замуж за Фигнера. Она выступала также в Москве и провинции, как в опере, так и на концертной эстраде. Увлекательный темперамент, красивый голос (сопрано) и художественность исполнения сделали артистку одной из лучших сил СПб. оперы (партии свои она поет на русском языке). Она между прочим создала партию Лизы с "Пиковой даме". Получив отпуск, Ф. гастролировала 1903 в Буэнос-Айресе, 1904 в Москве.

Фигнер, Николай Николаевич

Арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, режиссер, антрепренер и педагог. Муж М. Фигнер. Род. в дворянской семье. Учился в казан. гимназии, затем в петерб. Морском кадетском корпусе (1874-78), служил во флоте. В юности пел в церковном хоре, выступал в ученических концертах и обратил на себя внимание Александра 111. Брал уроки пения у И. Прянишникова, с 1879 обучался в Петерб. конс. (кл. В. Самуся и Ж. Эверарди), но вскоре выбыл из конс., как значилось в документах "за полным отсутствием голоса и таланта". По совету А. Котоньи и Э. Броджи уехал в Италию, где с 1881 брал уроки пения у педагогов в Милане, Ницце (Ф. Ламперти), Неаполе (Э. Дероксаса). После успешного дебюта в 1882 в Неаполе в операх Ш. Гуно "Филемон и Бавкида" и "Фауст" гастролировал до 1887 в 46 театрах Италии (Сиена, Феррара, Болонья, Турин, Милан), Испании (Барселона, Севилья, Валенсия), Южн. Америки (Буэнос-Айрес, Монтевидео, Рио-де-Жанейро), Англии (Лондон), Румынии (Бухарест). За этот период он выступил в 38 операх и стал одним из знаменитых европейских певцов. Среди его партнеров - Е. Теодорини, Ф. Таманьо, А. Тамбурини и др. В 1887 вместе с М. Мей (с 1889 его жена) был приглашен в труппу петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Радамеса, Фауста - "Фауст" и Рауля, к-рые исп. на итал. яз.), где выступал до сезона 1903/04 и в 1907 (здесь он исп. 31 партию). Являясь солистом Мариинского т-ра, совершенствовался в вокальном искусстве у педагога Марти, приглашенного из Италии. В результате этих занятий голос певца стал мягче и устойчивее. Гастролировал в Н. Новгороде (ежегодно, 1893-1903, здесь же с сер. 1890-х гг. приобрел Большой ярмарочный т-р, к-рый стал называться "Театр H. H. Фигнера на ярмарке"). Певцу также принадлежал (совместно с помещиком Турчаниновым) городской Нижегородский т-р (до 1896). В 1904-07 и 1908-10 пел в разных городах России - на частных оперных сценах, в моcк. Большом т-ре (1905-07) и собств. антр. в Тифлисе и Н. Новгороде, гастролировал в Киеве, Хабаровске, Уссурийске, в 1908 в Японии. В 1910-15 - директор, худож. рук. и солист Оперной труппы петерб. Нар. дома, на сцене к-рого осуществил постановки опер "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь", "Месть амура", "Африканка" и др. В его группе работали режиссер А. Санин и дирижер С Самосуд, начинали свою карьеру певцы К. Исаченко, П. Курзнер, М. Матвеева, О. Окунева. На оперной сцене выступал до 1915 включительно. Не обладая от природы сильным и красивым голосом, к-рый был несколько суховатого и гнусавого тембра, мастерски владел вокальной техникой (легко преодолевал тесситурные и ритмические трудности, свободно брал Верхнее ре-бемоль), искусством бельканто (нек-рые критики сравнивали певца с Ф. Маркони). Его исп. отличалось многообразием тембральных красок, тонкой нюансировкой, умением распределять силу своего голоса на протяжении спектакля ("чем ближе к концу, тем голос его делался ярче, звонче, полнее"). Арт. изучал искусство драм. актеров О. Дузе, С. Бернар, Э. Росси, Т. Сальвини). Среди рус. теноров был первым певцом-актером, который принес "на сцену глубоко темпераментную актерскую игру, соединившего в своем исполнении правду музыкального и драматического выражения" (А. Пазовский)*. Вместе с тем в критике отмечалось, что он не был свободен от оперных "штампов" и иногда ему "не хватало простоты и полной жизненной естественности". Репертуар включал ок. 50 разных по характеру партий.

1-й исп. партии: Ивана ("Горюша"), Германа ("Пиковая дама"; разучивал партию под рук. П. Чайковского, к-рый позднее написал на клавире оперы: "Виновнику существования этой оперы от благодарного автора"), Водемона ("Иоланта"), Луиджи ("Поэт"), Владимира Дубровского ("Дубровский"), Паоло ("Франческа да Римини" Э. Направника; в этой же партии впервые выступил в Одессе); в Мариинском т-ре - Вертера ("Вертер"), Канио ("Паяцы"), Гофмана ("Сказки Гофмана"), Турриду ("Сельская честь"); в Москве - Каварадосси ("Тоска"); в Тифлисе - Каварадосси; на рус. сцене - Отелло ("Отелло", Дж. Верди высоко оценил певца в этой партии), Каварадосси ("Тоска"). Лучшие партии: Ленский (считался лучшим исп. роли с 1888 по 1901, когда в этой же роли выступил Л. Собинов), Самозванец. Андрей Морозов, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Фауста ("Мефистофель"), Хозе ("Кармен"), Альфред ("Травиата"), Радамес, Рауль, Фра-Дьяволо. Др. партии: Шуйский, Синодал; Иоанн Лейденский, Горацио ди Массарена, Фентон ("Виндзорские кумушки"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Герцог ("Риголетто"), Лоэнгрин. Партнеры: Э. Джиральдони (в 1899, 1900 и 1902), М. Долина, М. Каменская, С Левик, Э. Павловская, Р. Радина, Л. Савранский, М. Фигнер, Л. Яковлев, Ф. Шаляпин. Пел п/у Ф. Блуменфельда, Р. Дриго, Э. Направника, А. Эйхенвальда.

Выступал с сольными концертами в Дворянском собрании (ныне Большой зал Ленингр. филармонии). Эти концерты, к-рые певец давал два раза в году, становились, по свидетельству современников, праздником классической музыки. Концертировал в Н. Новгороде (1896), Саратове, Перми (1907). Репертуар включал также арии из опер, романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна (композитор посвятил певцу романс "О, дитя, живое сердце"), А. Гречанинова, рус. нар. песни. Особое место в камерном репертуаре Ф. занимали романсы П. Чайковского (композитор посвятил певцу шесть романсов на сл. Д. Ратгауза; ор. 73, 1893).

С именем Ф. связана целая эпоха в развитии рус. оперного исполнительства. Певец-художник, подлинный арт. музыкального т-ра, он своим искусством поднял общий муз. уровень общества Ф. помогал молодым певцам - Ф. Шаляпину, Л. Собинову, А. Неждановой. Талант арт. высоко ценили Л. Толстой (писатель "плакал, слушая его пение"), А. Чехов, Дж. Верди (написал на клавире "Отелло": "Верному исполнителю моих главных партий"), Дж. Пуччини, 3. Вагнер.

В 1915-17 преподавал сцен. мастерство на частных оперных курсах Раппопорта в Петрограде, в 1918 вел оперный класс в Киев. конc. и давал частные уроки пения. Среди его учеников - С. Балашов.

Записывался на грампластинки (40 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901, 1902, 1903. 1904, 1906-07, 1910; "Зонофон", 1909). В 1911 был избран пред, правления "Российского акционерного общества граммофонов".

Имеются портреты певца художников К. Маковского (Ленингр. гос. театр. музей) и Н. Беккера (в роли Радамеса; Ленингр. Дом ветеранов сцены). Бюст певца скульптора Р. Романелли (1901, Флоренция) - музей Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова. На надгробии певца в Киеве выгравированы слова Л. Собинова: "Силой слова, облеченного в красоту звука, ты умел трогать человеческую душу и будить в ней лучшие благородные чувства... "

Лит.: Скальковский К. В театральном мире. - СПб., 1899. С. XIX-XX; XV-летие (1887- 1902) артистической деятельности М. И. Фигнер и Н. Н. Фигнер на императорской сцене. - СПб., 1902; Двадцать пять лет славы в опере / Сост. Фигнерист. - СПб., 1907; "РМГ", 1912. № 1 (посвящен Ф.); Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910. - Л.; М., 1940. С 166-186; Первые исполнители партий Лизы и Германа - Медея Фигнер и Н. Фигнер (1890) // Театр. неделя. 1940. № 20 (41). С 10; Левик С. Ю. Записки оперного певца. - 2-е изд. - М., 1962. С 241-270; Его же. Русский певец Николай Фигнер // Сов. музыка. 1957. № 3; Фортун ато Е. Встречи в пути // Нева (Л.). 1957. № 12. С. 173-180; Грановский Б. Три роли Фигнера // Муз. жизнь. 1961. № 13. С 13-15; Фигнер М. Брат и сестра//Театр. 1964. № 1; Ее же Выбор певца // Неделя. 1968. 15 дек. С. 6; Львов М. Из истории вокального искусства. - М., 1964. С. 187-195; Пазовский А. М.* Записки дирижера. - 2-е изд.

М., 1968. С. 432-434; H. H. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. - Л., 1968; Балабанович Б. З. Чехов и Чайковский. - М., 1970. С. 131- 132; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873-1889. - Л., 1973. С 237-245; Калинина Н. Драгоценный артист//Лит. Россия. 1975. 27 июня; Векслер И. Возрождение голоса // Моск. комсомолец, 1981. 10 февр. С. 4; Оппель Н. А. Театральные мемуары: Эпоха Фигнера - в ЦГАЛИ, ф. 1956, on. 2, ед. хр. 31; Его же. Воспоминания об оперном артисте Н. Н. Фигнера. - Там же.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Фигнер, Николай Николаевич" в других словарях:

    Николай Фигнер Основная информация Полное имя Нико … Википедия

    Фигнер, Николай Николаевич Николай Николаевич Фигнер, фото с открытки (около 1904 года) Профессии тенор Николай Николаевич Фигнер (9 (21) февраля 1857, д. Никифоровка, Мамадышский район, Татарстан 13 декабря 1918, Киев) … Википедия

    - (1857—1918), певец (лирико драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. В 1878 окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил на флоте, с 1881 в отставке. В 1879 недолго занимался в консерватории. Совершенствовался в Италии, где… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1857 1918) российский певец (лирико драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. Пел в Мариинском театре (1887 1907), директор оперной труппы Народного дома в Санкт Петербурге (1910 15). Первый исполнитель партии Германна, Водемона (Пиковая дама,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1857 1918), певец (лирико драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. В 1878 окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил на флоте, с 1881 в отставке. В 1879 недолго занимался в консерватории. Совершенствовался в Италии, где… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Фигнер (Николай Николаевич) известный русский певец тенор; родился в 1857 г., воспитывался в морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской, потом в неаполитанской консерватории.… … Биографический словарь

    Русский певец (лирико драматический тенор). Занимался у И. П. Прянишникова, Ж. Эверарди, совершенствовался в Италии. Дебютировал в 1882 в Неаполе. Выступал в… … Большая советская энциклопедия

    - (1857 1918), певец (лирико драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. Пел в Мариинском театре (1887 1907), директор оперной труппы Народного дома в Санкт Петербурге (1910 15). Первый исполнитель партий Германа, Водемона («Пиковая дама», «Иоланта» П … Энциклопедический словарь

    Известный русский певец тенор; род. в 1857 г., воспитывался в Морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской, потом в неаполитанской консерватории. Дебютировал в Неаполе в 1882 г. в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (1857 1918) оперный артист, в 1887 1907 гг. солист петербургского Мариинского театра … Словарь литературных типов

Дело российской революции, как это ни странно, совпало со стремительной феминизацией женщин. Все больше девушек в конце 19 - начале 20 века отказывались от роли жены и матери и окунались в активную борьбу не только за свои права, но и вообще за права человека. Одной из ярких участниц революционного движения на рубеже веков была Вера Фигнер, вошедшая в историю подготовкой дерзкого покушения на императора Александра II.

Происхождение

Известная революционерка Фигнер Вера Николаевна, как это обыкновенно водилось в зарождавшемся революционном движении, была дворянского происхождения. В автобиографии, которую она написала в Москве в 1926 году, уже будучи глубоко убежденной революционеркой, она указывала, что Александр Александрович Фигнер, ее дед со стороны отца, был дворянином из Лифляндии (территория современной Прибалтики). В 1828 году, будучи в чине подполковника, был приписан к дворянству в Казанской губернии.

Помещики были также и по материнской линии. Дедушка Веры Николаевны, Христофор Петрович Куприянов, из крупных помещиков, служил Он владел землями в Тетюшинском уезде и Уфимской губернии. Однако от его богатства остались только 400 десятин деревни Христофоровка, которые и отошли ее матери. Отец, Николай Александрович Фигнер, в 1847 году в звании штабс-капитана вышел в отставку.

Детство

Сама Вера Фигнер родилась в 1852 году в Казанской губернии. В семье было еще пятеро детей: сестры Лидия, Евгения и Ольга, братья Николай и Петр. Вспоминая своих родителей, будущая террористка писала, что они были абсолютно разными по темпераменту, но в то же время энергичными и волевыми, к тому же невероятно деятельными. Эти качества, вспоминает она, были привиты в той или иной мере всем детям, каждый из которых, вероятно, благодаря суровому воспитанию, оставил свой след в истории.

Вера Фигнер, биография которой подробно изложена в ее книге «Запечатленный труд», писала, что в ее детстве не признавалось личности за ребенком, также не было родственной близости между родителями и детьми. В основе воспитания лежала строжайшая дисциплина, прививались спартанские привычки. Более того, братья подвергались и телесным наказаниям. Единственным близким человеком для детей была их старая няня Наталья Макарьевна. И тем не менее Вера Фигнер отмечает, что в семье никогда не было ссор, не раздавалось бранных слов «и не было лжи». Из-за службы отца семья жила в деревне и была лишена условностей городской жизни, а потому, говорит Вера Николаевна, «мы не знали ни лицемерия, ни пересудов и злословия».

Юность

В результате или вопреки, но все отпрыски семейства вышли, как принято говорить, в люди: Петр стал крупным Николай - известным оперным певцом. А вот сестры, все трое, посвятили себя революционной борьбе.

И Фигнер Вера Николаевна, краткая биография которой представлена в нашем обзоре, также посвятила себя светлому делу революции.

Детство закончилось, когда девочка была определена в Казанский Родионовский Обучение основывалось на религиозных догматах, к которым Вера оставалась равнодушной, уходя все глубже в атеизм. Обучение длилось шесть лет, в течение которых девочка ездила домой на каникулы всего четыре раза.

После окончания института Вера Фигнер вернулась домой, в деревню. Как она сама писала, в глуши их посещал только дядя Петр Куприянов, который отлично знал идеи Чернышевского, Добролюбова и Писарева, а также учение утилитаризма, которым и прониклась юная девица. Непосредственного знакомства с крестьянством у нее не было, реальная жизнь и действительность, по меткому ее замечанию, проходила мимо нее, что неблагоприятно сказалось на ее знакомстве с жизнью и людьми.

Внешнее влияние

Первое знакомство с серьезной литературой у Фигнер произошло в 13 лет, когда ее дядя Куприянов разрешил взять с собой в институт годовую подшивку журнала «Русское слово». Однако прочитанные там произведения не оказали никакого влияния на девушку. В институте чтение было под запретом, а книги, которые давала мать, относились к художественной литературе и влияли более на чувственность, нежели на интеллектуальное развитие. Серьезная публицистика не попадала в ее руки до определенного времени.

Первое сильное впечатление на нее произвел роман «Один в поле не воин» Шпильгагена. Как ни странно, но важной для себя книгой Вера Фигнер отмечала Евангелие. Несмотря на приверженность атеизму, она извлекла из книги жизни принципы, которыми руководствовалась всю жизнь. В частности, всецелая отдача себя раз избранной цели. Поэма Некрасова «Саша», которая учила не отделять слово от дела, завершила формирование мировоззренческого фундамента личности будущей революционерки.

Замужество

Желание быть полезной, принести как можно больше счастья как можно большему количеству людей логичным образом вызвало в ней стремление учиться на эскулапа. Она решила обучаться медицине в Швейцарии. Но реализовать это намерение ей удалось только в 1870 году, после того как она вышла замуж за молодого следователя Алексея Викторовича Филиппова. Услышав однажды, каким образом происходит допрос подозреваемого и увидев в этом гнусность, убедила мужа бросить это занятие и уехать с ней получать медицинское образование в Цюрихском университете.

Приехав за границу, Фигнер Вера Николаевна впервые познакомилась и прониклась идеями социализма, коммуны и Выбор стороны социалистических преобразований начался с посещений кружка «фричей» в Цюрихе, где она познакомилась с французскими социалистами Кабэ, Сен-Симоном, Фурье, Луи Бланом, Прудоном. Как она сама отмечала, выбрать сторону революции ее подвигло не столько острое чувство справедливости, сколько «жестокость подавления революционных движений правящим классом».

Возвращение в Россию

В 1875 году приехавшие в Россию члены кружка «фричей» для пропаганды социалистических идей среди рабочего класса были арестованы. Получив призыв от своих товарищей возобновить революционные связи в России, Вера Фигнер - биография кратко касается ее переживаний и сомнений на этот счет - вынуждена была оставить обучение в университете и вернуться на родину. Сомнения ее связаны были с тем, что она бросает дело на полдороги, хотя всегда считала это малодушием. В России она все же сдала экзамены на фельдшера. После пяти лет замужества она развелась с мужем, который не разделял ее увлечения революцией, и отправилась в Петербург.

К середине 70-х годов 19 века начал формироваться новый революционный центр, программа которого несла уже не просто революционную романтику, но и конкретные действия. В частности, реальную борьбу с властью. Тогда впервые заговорили о применении динамита в борьбе.

В 1878 году прозвучал первый революционный выстрел, изменивший направления этого движения в России. В петербургского градоначальника Трепова выстрелила Вера Засулич. Это была месть за телесные наказания, которые перенес один политический каторжанин за то, что не снял перед начальством шапки. После этого по всей стране прошли акции возмездия с применением террора.

Создание «Народной воли»

Вера Фигнер хоть и не входила напрямую в движение «Земля и воля», тем не менее примыкала к нему идеями и собственным автономным кружком «сепаратистов». Участвовала в съезде организации в Воронеже. Однако, как она писала, на съезде ни до чего так и не договорились. Компромисс сводился к тому, чтобы продолжать революционное просвещение в деревне и в то же время вести борьбу с правительством. Компромисс, как водится, привел к тому, что движение разделилось. Те, кто считал необходимым активно бороться с правительством и видел свой задачей свержение самодержавия, объединились в партию «Народная воля». Вера Фигнер вошла в ее исполнительный комитет.

Члены новой партии были настроены крайне решительно. Несколько членов организации готовили динамит, а остальные разрабатывали план покушения на императора Александра II. Вера Фигнер, фото которой нам говорит о тонкой и цельной девушке, но никак не о террористке, принимала активное участие в подготовке покушений в Одессе в 1880 году и в Петербурге в 1881 году. Изначально ее участие не планировалось, но, как она сама писала, «мои слезы смягчили товарищей», и она приняла участие в своей первой террористической вылазке.

От смертной казни на волоске

Вся организация попала в руки сыска в 1883 году. Вера провела в Петропавловской крепости 20 месяцев в полной изоляции. Затем была предана суду и приговорена к смертной казни, которую заменили на бессрочную каторгу. В Шлиссельбурге она провела двадцать лет. В 1904 году ее отправили в Архангельскую, затем в Казанскую губернию. После перевода в Нижний Новгород ей разрешили покинуть Россию, и в 1906 году она выехала лечить свою нервную систему за границу.

На родину она вернулась только в 1915 году, была избрана в после Однако Октябрьскую революцию не приняла и членом компартии так и не стала. В 1932 году, в год ее восьмидесятилетия, было издано полное собрание сочинений в семи томах, куда вошел ее главный опус - роман «Запечатленный труд» о российском революционном движении.

ФИГНЕР Николай Николаевич (9(21).2.1857, Мамадыш, Казанской губ. - 13(26).12.1918, Киев) - оперный певец (лирико-драматический тенор), антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М.И.Фигнер.

Фигнер Медея Ивановна (урожденная Мей) (4 (16) апреля 1859, Флоренция - 8 июля 1952, Париж) - русская певица (драматическое сопрано). По национальности итальянка. Солистка Его Императорского Величества. (1894).

Н.Фигнер получил прекрасное образование в кадетском корпусе в Петербурге, по окончании служил во флоте. Непродолжительное время занимался пением в Петербургской консерватории. Продолжил совершенствование вокального мастерства в Италии, где начал сценическую деятельность. В 1887 году, после многократных выступлений на европейских сценах, дебютировал в Мариинском театре в Петербурге в главных партиях в операх "Аида" Верди и "Фауст" Гуно. С 1904 Н.Фигнер пел в частных оперных труппах России, в московском Большом театре, выступал в собственных антрепризах (Нижний Новгород, Тбилиси). В 1910-15 солист, художественный руководитель и директор оперной труппы Петербургского народного дома. В 1891 организовал благотворительный концерт в Петербурге, которым дирижировал П.И.Чайковский. С 1915 занимался педагогической деятельностью, в том числе в Киевской консерватории.

Творческую биографию М.Фигнер составляют две главы: первая связана с Италией, вторая - с Россией. Увлечение пением, театром началось с детства. В 14 лет М.Мей поступает во флорентийскую консерваторию. Через несколько месяцев занятия были прерваны - юная певица потеряла голос, а год спустя вновь предстала перед своим преподавателем. В 16 лет М.Мей дебютировала в партии Азучены ("Трубадур"). Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. Она с триумфом гастролирует по городам Италии, Испании, в странах Южной Америки, поет в ансамбле с корифеями оперной сцены. Во время гастрольных скитаний М.Мей встретилась с русским певцом Н.Н.Фигнером. В 1887 году она приехала в Петербург, и "непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной", - писала певица. Она покорила театральный Петербург.

Вначале М.Мей выступала под своей девичьей фамилией. В 1889 году, связав свою жизнь с Н.Н.Фигнером, она приняла фамилию мужа. Так сложилась "неразделимая чета Фигнер", блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. И, хотя впоследствии брак певцов Фигнер распался, Медея до конца жизни носила фамилию Фигнер, под которой и вошла в историю русской оперы. Заканчивала М.Фигнер сценическую карьеру одна. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. В 30-х годах певица переехала во Францию, где занималась педагогической деятельностью и изредка выступала.

С именами супругов Фигнер связаны две последние оперы Чайковского - "Пиковая дама" и "Иоланта" . Они были главными исполнителями, можно сказать для них и в расчете на их вокальные и сцениеческие возможности Чайковский писал эти произведения. Сочиняя "Пиковую даму", композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал "Фигнер". В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы "Пиковая дама" Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы.

Партии Германа и Лизы разучивались под руководством П.И.Чайковского. Свои впечатления о посещении семьи Фигнер в их имении Лобынское (Тульской губернии) в июле 1890 он изложил в письме к М.И.Чайковскому : "Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах - хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям". "Ездил к Фигнеру проходить с ним партию Германа. Он будет великолепен" - писал Чайковский в письме к А.И.Зилоти . По воспоминаниям М.Фигнер, занятия с Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Роль Лизы удалась М.Фигнер и в драматическом и в вокальном отношении. На премьере "Пиковой дамы", состоявшейся 7 декабря 1890 года "чары сильного, свежего голоса" М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале "магическое действие".

"Направник в управлении оперой, Фигнер в роли Германа превзошли себя и, несомненно, больше всех содействовали громадному успеху оперы", - написал о 1-м представлении "Пиковой дамы" 7 дек. 1890 года М.И.Чайковский.

6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского "Иоланта". М.Фигнер столь правдиво воплотила роль слепой девушки, что ей задавали вопрос, не испытала ли она подобного страшного недуга в жизни. 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П.И.Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории.

Вера Фигнер - одна из самых известных революционерок "старой гвардии".

За свою невероятную жизнь женщина успела побывать феминисткой, революционеркой, цареубийцей, заключённой, осуждённой, женой. С юности стояла на позициях радикального гуманизма. Всегда ратовала за свободу и равенство для всех, была абсолютно альтруистичным человеком, готовым пойти на эшафот ради светлых идей.

Вера Фигнер: биография

Родилась седьмого июля (по новому стилю) 1852 года в Казанской Губернии.

Её семья занимала высокое положение в обществе и была довольно зажиточной. Отец работал чиновником в Министерстве Госимущества. Он сделал неплохую карьеру и пользовался уважением во всей губернии. У него было своё поместье, в котором и росла Вера. Помимо неё, в семье было ещё пятеро детей. Начальное образование получала на дому. Отец был человеком довольно прогрессивных взглядов, поэтому Вера Николаевна изучала все основные науки. В одиннадцать лет она поступает в в Казани. Это было стандартное учебное заведение для девочек из богатых семей. Там их обучали различным "женским" премудростям, помимо изучения обычных предметов. Кроме того, в конкретно этом институте огромное место отводилось религии. Девушек воспитывали в духе христианского смирения. Однако чем больше Вера Фигнер изучала теологию, тем становилась более атеистичной. Но при этом она сохранила веру в некоторые библейские добродетели. Именно привитое в детстве чувство альтруизма помогло выковать стальную волю будущей революционерки.

Самостоятельная жизнь

В восемнадцатилетнем возрасте Вера решает выйти замуж. В те времена это был единственный выход для девушек, которые хотели уйти от родительской опеки. В некотором роде брак девушки можно назвать фиктивным. Восемнадцатого октября Вера Фигнер вышла замуж за Алексея Филиппова. Через некоторое время они эмигрируют в Швейцарию. Такой "побег" является следствием феминистических убеждений Фигнер. В Цюрихе она поступает на медицинский факультет местного университета. Там заводит первые знакомства с русскими революционерами.

Знакомство с революционерами

Вера вливается в компанию народников под предводительством Софьи Бардиной. Вместе с другими девушками она обсуждает революционные идеи и роль женщины в современном обществе. Уже тогда были заметны черты её волевого характера. По воспоминаниям разных людей, в студенческие годы Вера Фигнер была очень популярна среди однокурсников. Она умела собирать вокруг себя людей и вселять уверенность в их общем деле. В Цюрихе активно изучает историю развития социалистического и революционного движения в Европе.

Всегда готова!

В семьдесят четвёртом году переезжает в Берн, где поступает в другой университет. Тут знакомится с активистами организации "Народная воля".

Всё больше времени посвящает изучению левых политических течений. Часто общается с Михаилом Бакуниным. Примерно в это время окончательно решает стать на тернистый путь революционерки. По требованию организации Вера Николаевна Фигнер возвращается в Россию. Там она устраивается на работу фельдшером в простой деревне Вязьмино. Переезжает в глушь, чтобы быть ближе к народу и вести революционную агитацию среди масс. Муж не разделяет убеждений Веры, и они разводятся. Работая в селе, Вера видится с другими революционерами. Участвует во всех съездах социалистических партий.

В семьдесят девятом полностью посвящает себя революционной деятельности. Переезжает в Санкт-Петербург для агитации среди местного студенчества и военных. Участвует в подготовке покушения на императора Александра Второго. Народовольцы считали, что именно убийство царя станет тем катализатором, отправной точкой, которая запустит революцию в России. Также имелась связь с польской интеллигенцией, которая стояла на позициях сепаратизма и обещала выступить в случае смерти царя.

Покушение

Различные радикальные группировки неоднократно устраивали покушения на императорскую особу. Александр Второй, несмотря на ряд реформ, среди которых была отмена крепостного права, считался виновником всех бед народа. Для покушения на Александра был выбран его визит в Санкт-Петербург для участия в различных церемониях. "Народная воля" решила взорвать карету императора во время его проезда вдоль Екатерининского канала. Подготовка велась довольно долго. Заблаговременно революционеры купили лавку, из которой прорыли туннель под мост. Туда планировалась заложить бомбу.

Однако во время визита царя его маршрут изменился. Народовольцам пришлось срочно менять план. В итоге два революционера, Гриневицкий и Рысаков, получили на руки самодельные бомбы и заняли места на улице, по которой должен был проехать Александр. Когда императорская карета подъехала, Рысаков метнул бомбу, но ранил только охрану царя. После этого Александр вышел из кареты, чтобы посмотреть на раненых казаков. Именно в этот момент Гриневицкий взорвал свою бомбу, убив себя и царя.

Арест

Вера Фигнер лично не участвовала непосредственно в покушении. Однако она собирала информацию и занималась подготовкой этого террористического акта. После казни лидеров Народной воли Фигнер отбывает в Харьков.

Но в восемьдесят третьем году её находят по наводке одного из внедрённых агентов. Российская революционерка оказывается за решёткой. Начинается громкий судебный процесс. Несмотря на закрытый характер многие представители интеллигенции и зарубежной эмиграции пристально следят за ходом дела. В итоге осенью 1844 года Веру Николаевну приговаривают к смертной казни. Вердикт она приняла с холодным презрением и сказала, что и не думала, будто её жизнь может закончиться по-другому.

Однако позже суд заменил казнь на пожизненную каторгу. Находясь в тяжёлых условиях заточения, Фигнер писала стихи и даже продолжала политическую деятельность. Вышла на связь со многими заключенными и устраивала забастовки. В девятьсот четвёртом году ей несколько изменяют наказание и отправляют в ссылку. После революции 1905 года царский режим стал с опаской относиться к революционерам, которые могли принять образ мучеников. Поэтому Вере разрешают выехать за границу на лечение.

Вторая эмиграция

Выехав в Париж, Фигнер продолжает вести общественную деятельность. Лично создаёт комитет помощи политзаключенным. Путешествует по Европе, собирая деньги для помощи российским жертвам режима.

Нередко пишет в иностранных газетах статьи и заметки о жизни на родине, стараясь привлечь внимание общественности к этой проблеме. В пятнадцатом году в Европе бушует Первая мировая. Вера Николаевна решает вернуться в Россию. На границе её задерживают и вновь отправляют в ссылку. Однако через время ей разрешают жить в столице после поручительства её брата.

Смена ветра

После начала Февральской революции участвует в нескольких манифестациях. Однако активного участия не принимает. Всё больше времени уделяет проблемам бывших политзаключённых.

Составляет списки ссыльных и каторжников, чтобы затем передать Временному правительству. Ратует за равноправие женщин и требует возможности избираться в Учредительное собрание.

Октябрьскую революцию Вера Николаевна также не поддержала. После установления советской власти держалась вдали от политики. Революционерка прожила долгую жизнь. На дни рождения и юбилеи власти устраивали мероприятия в её честь. Несмотря на ее отстранённость от политики все в партии знали, кто такая Вера Фигнер. Мемуары революционерки несколько раз переиздавались. Умерла Вера Николаевна пятнадцатого июня 1942 года.



Похожие статьи
 
Категории