Александр радищев - биография, информация, личная жизнь. Другие варианты биографии

19.02.2019

Александр Радищев прожил сравнительно недолгую жизнь - родился в 1749 (31 августа), а умер в 1802 (12 сентября). Он был первым ребенком в богатой дворянской семье - дед его Афанасий Прокопьевич был крупным землевладельцем.

Счастливое детство

Детские годы прошли в имении отца в Немцово, селе, относящемся к Боровскому уезду Калужской губернии. Семья была дружной, родители - прекрасно образованными людьми. Отец, владеющий несколькими языками, в том числе и латынью, сам занимался с сыном.

Мальчик был любимцем матери. Как это было заведено в дворянских семьях, его обучали на дому - русский язык дети познавали по богослужебным книгам - псалтырю и часослову, для изучения иностранных языков, преимущественно французского, приглашались гувернеры. Маленькому Александру не повезло - под видом преподавателя французского языка к ним нанялся беглый солдат.

Азы прекрасного образования

В 1755 году открывается Московский университет, и Александр Радищев отправляется в Москву, к родному дяде матери господину Аргамакову, родной брат которого занимал в то время пост директора (в 1755-1757 годах). И это давало право детям Аргомаковых и Саше Радищеву на дому получать знания под руководством профессоров и преподавателей гимназии при университете. В возрасте 13 лет Александр Радищев был пожалован в пажи при восхождении на престол в 1762 году Екатерины II, и направлен для дальнейшего обучения в Пажеский корпус - на ту пору самое престижное учебное заведение Российской Империи, в котором он учился с 1762 по 1766 годы.

Университетские годы

Он был богат, происходил из старинной дворянской семьи, а самое главное, хорошо учился и был очень старателен. Поэтому, когда Екатерина решила отправить за границу группу молодых дворян из 12 человек, в числе которых было и 6 пажей, то одним из первых в этот список попал Александр Радищев. В Лейпциг он поехал обучаться юридическому праву.

Однако кроме обязательных наук и глубокого изучения языков студентам разрешалось добавочно знакомиться и с другими науками. А. Н. Радищев дополнительными занятиями выбрал медицину и химию, в которых, как и в языках, очень преуспел. Пять лет, проведенные в Лейпциге, были наполнены учебой, и благодаря этому А. Н. Радищев становится одним из самых образованных людей своего времени, и не только в России. Там же, за границей он начинает писать. Неизгладимое впечатление в эти годы на него произвела дружба с Ушаковым, который был несколько старше, мудрее и образованнее Александра, и смерть этого друга. В память о нем Радищев Александр Николаевич написал произведение, которое так и называлось «Житие Федора Васильевича Ушакова».

Годы жизни в России после возвращения

По возвращении на родину в 1771 году А. Н. Радищев вместе со своим другом М. Кутузовым поступает на службу в петербургский Сенат, где они не проработали долго по ряду причин. Из-за границы Радищев возвращается вольнодумцем. В 1773 году он поступает юридическим советником в штаб Финляндской дивизии, находящейся в Санкт-Петербурге, откуда вышел в отставку в 1775 году. Это было время пугачевского бунта и его подавления. В эти годы Радищев Александр Николаевич выполнил несколько переводов, в том числе и «Размышления о греческой истории» Бонно де Мабли. Постепенно Радищев становится одним из самых убежденных и последовательных людей, считающих главным злом России самодержавие и крепостничество. После выхода в отставку А. Н. Радищев женился на сестре друга, с которым учился в Лейпциге. В 1777 году он поступает в Петербургскую таможню, в которой трудится до 1790 года и дослуживается до поста ее директора. Здесь он подружился с графом А. Р. Воронцовым, который будет поддерживать русского философа и мыслителя даже в сибирской ссылке.

Главное произведение жизни

Еще в 1771 году увидели свет первые отрывки из главного произведения, которое написал Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» отдельными главами публиковалось в петербургском журнале «Живописец». В 80-90-е годы XVIII века в Европе наблюдался необыкновенно большой общественный подъем, революции сначала в США, затем во Франции следовали одна за другой.

Воспользовавшись благоприятным климатом для продвижения идей свободы, Радищев заводит у себя дома типографию (на теперешней улице Марата), и в мае 1790 года отпечатывает 650 экземпляров книги. Ранее таким же способом было издано «Письмо к другу». Кому не знакома фраза «Да это бунтовщик, хуже Пугачева!», произнесенная Екатериной II по прочтении этого произведения. Как следствие из нее, А. Н. Радищев был посажен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни. Затем «милостивая» императрица заменила ее на 10-летнюю ссылку в Сибирь с лишением дворянского титула, всех орденов, регалий и состояния.

Книга-обличитель

Книги опального автора подлежали уничтожению. Но экземпляры, выпущенные Радищевым, быстро раскупались, с них было сделано очень много копий, что позволило А. С. Пушкину констатировать факт: «Радищев - рабства враг - цензуры избежал!». А может быть, великий русский поэт имел в виду тот факт, что цензор, полистав книгу, решил, что это путеводитель по городам, так как в ней перечисляются населенные пункты, расположенные вдоль тракта. Даже до наших дней дошли 70 подобных списков.

Затем в 1888 году было получено разрешение на выпуск 100 экземпляров этой книги, якобы исключительно для знатоков и любителей русской словесности. Чем же так возмутила книга просвещенную императрицу? В романе описаны ужасы крепостничества, неимоверно тяжелый быт крестьян, кроме того, книга содержит прямые обличения царизма. Написанная хорошим языком, она полна остроумных едких замечаний, и не оставляет равнодушным никого. В нее были включены «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Да и не было до этого таких обличений самодержавия.

Неисправимый жизнелюб

Радищев, произведения которого, стихи, философские трактаты, оды, в том числе «Вольность», с этих пор сжигали и перемалывали на бумажных фабриках, сидел в Илимском остроге. Но и здесь он по поручению занимался изучением быта коренных жителей Сибири, торговых путей в северные районы необъятной страны и возможности торговли с Китаем. Он был здесь даже по-своему счастлив. В остроге написано им много замечательных произведений, и туда к нему (а он уже был вдовцом) приехала его свояченица, чтобы скрасить в ссылке его одиночество. Взошедший на престол Павел I, ненавидевший мать, вернул опального философа, но без права выезда из родового гнезда в Немцове. Александр I не только дал А. Н. Радищеву полную свободу, но и привлек его к работе в Комиссии по составлению законов.

Самоубийство или смертельная невнимательность

Ссылка не изменила воззрений писателя и, принимая участие в составлении законов, Александр которого полна стычек с власть предержащими, написал «Проект либерального уложения». В нем высказывались мысли о равенстве всех перед законом, о необходимости свободы слова и печати, и прочие «вольные мысли», которые так возмутили Председателя комиссии графа П. В. Завадского, что он пригрозил автору очередной ссылкой в Сибирь.

То ли отповедь была уничижительной, то ли нервы у мыслителя окончательно сдали, а здоровье было сильно подорвано, то ли он что-то очень страшное пережил в ссылке, но А. Н. Радищев, придя домой, отравился, приняв яду. Очень печальная история. Правда, существует и другая версия, которая свидетельствует о крепости духа величайшего человека своего времени - он не собирался кончать жизнь самоубийством, а по ошибке выпил, чтобы успокоиться, стоящий на виду стакан водки. А это была «царская водка», убийственная для человека, приготовленная и оставленная старшим сыном писателя для реставрации старых эполет. Совсем печальная история.

Хороший и великий человек

В своей деятельности А. Н. Радищев был озабочен и вопросами воспитания. Его считают основоположником русской революционной этики и эстетики, а также педагогики. Наряду с серьезными исследованиями, философскими трактатами, грозными обличениями царизма и крепостничества Радищев, стихи которого полны любви к людям и природе, писал и детские песенки, составлял веселые стишки-загадки, придумывал разные игры и конкурсы.

То есть, человек очень любил жизнь, но хотел, чтобы она была справедлива ко всем людям, чтобы в России не было унижающего человека крепостничества. Прекрасную статью о А. Н. Радищеве написал А. С. Пушкин.

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова, который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально нанятый француз-гувернер.

В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В этот период своей краткой биографии Радищев увлекся трудами Вольтера , Руссо , Гельвеция, Рейналя.

Карьера и начало литературной деятельности

В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул советника, устроился секретарем в Сенат. В этом же году в журнале «Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в штаб финляндской дивизии. Писатель издает перевод книги Мабли, заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.

В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов. С 1780 года Александр Николаевич работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783 году писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В. Ушакова».

Ссылка в Сибирь

В 1790 году Радищев завершает работу над самым главным своим произведением – «Путешествие из Петербурга в Москву» и печатает ее в своей домашней типографии. В книге писатель смело рассуждал о крепостной системе в России. Это вызвало резкий протест императрицы. Александр Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, однако ее заменили на десять лет ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в Сибири, Радищев, биография которого была неразрывно связана с писательством, изучал традиции края, создал «Письмо о китайском торге», «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» и др.

Жизнь после ссылки

В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя – Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя.

12 (24) сентября 1802 года Александр Николаевич Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Могила писателя не сохранилась, предполагается, что он захоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Грамоте маленького Радищева обучили крепостные. Еще с детства он узнал о тяготах крестьянской жизни, что возродило в душе писателя ненависть к помещикам, жалость к народу.
  • Александр Николаевич был дважды женат. Первая супруга, Анна Рубановская, умерла при родах, всего у них было четверо детей. Второй женой писателя стала младшая сестра Анны Елизавета Рубановская, у них было трое детей.
  • По некоторым данным Радищев умер от тяжелого недуга, который поразил писателя еще во время ссылки.
  • Творчество Радищева оказало значительное влияние на политику России, в том числе декабристское движение. А. Луначарский отзывался о писателе как о пророке и предтече революции.
  • В школе произведения Радищева изучаются в восьмом и девятом классах.

Происхождение

Александр Николаевич Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича , сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича. Первые годы жизни писателя прошли в Немцове (под Малоярославцем Калужской губернии).

Образование

В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди (мать Радищева, в девичестве Аргамакова, состояла в родстве с директором университета Алексеем Михайловичем Аргамаковым). Здесь Радищев был поручен заботам хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году Радищев был пожалован в пажи и отправился в Петербург для обучения в пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами. Через четыре года, в числе группы студентов, он был отправлен в Лейпциг для обучения праву. Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Васильевич Ушаков по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова.

Служба

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку, а в 1778 году снова поступил на службу в Коммерц-коллегию, впоследствии (в 1788 году) перейдя в петербургскую таможню.

Литературная деятельность

Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), затем начал составлять историю Российского Сената, но написанное уничтожил.

Литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» . Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы ». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь» .

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своём раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии». Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье », о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

Ссылка

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской» ; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

Возвращение и смерть

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яд и умер в страшных мучениях.

Тем не менее в книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, мы находим исчерпывающее объяснение обстоятельств смерти Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов. А. П. Боголюбову, конечно, были известны эти обстоятельства, и он даёт имя деда для православного поминовения.

Потомки

Дочери - Анна и Фёкла. Последняя вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста Алексея Петровича Боголюбова.

Сын - Афанасий, губернатор Подольской губернии в 1842 году, Витебской губернии в 1847-1848 годах, в 1851 году был Ковенским губернатором.

Адрес в Санкт-Петербурге

Память

В Москве есть улицы Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.

Улица Радищева есть в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Также в честь Радищева названы улицы в Петрозаводске, Иркутске, Мурманске, Туле, Тобольске, Екатеринбурге, Саратове, бульвар в Твери.

Пушкин о Радищеве

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А.С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Альоша Попович» (Пушкин ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о . Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора.

"Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия, противу Екатерины! … У него нет ни товарищей, ни соумышленников. В случае неуспеха - а какого успеха может он ожидать? - он один отвечает за всё, он один представляется жертвой закону. Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию.…

«Путешествие в Москву», причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного.…

Какую цель имел Радищев? Чего именно желал он? На сии вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли его книгу и забыли её, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви" .

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу» .

Восприятие Радищева в XIX-XX вв.

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём:

«Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности ».

Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева:

«У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше ».

С подобным восприятием, конечно, должна соотноситься и статья А. С. Пушкина. И оценка, данная в 1858 году А. И. Герценом при публикации «Путешествия» в Лондоне (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»), вылившаяся в 1918 в характеристику А. В. Луначарского: «пророк и предтеча революции », восходит, несомненно, к этой, сложившейся ещё в первые десятилетия XIX века оценке «Путешествия из Петербурга в Москву» не как художественного произведения, а как человеческого подвига. Г. В. Плеханов подметил, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий » . Следует отметить, что на допросах декабристов, когда Следственный комитет, назначенный императором Николаем I и руководимый им, ставя вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли », хотел показать случайный характер выступления декабристов, возникший якобы под влиянием заимствованных идей - декабристы действительно называли имена великих французских просветителей, английских экономистов, немецких философов, приводили примеры из произведений величайших мыслителей древнего мира, но подавляющее большинство из них называло, в первую очередь, имя Александра Николаевича Радищева - настолько глубоко в сознание передового русского общества проникли свободолюбивые, антикрепостнические идеи Радищева .

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические.

В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Штром и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. И. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права .

Философские воззрения

«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“.

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи - воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева - позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.»

Библиография

  1. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву - СПб.: б. и., 1790. - 453 с.
  2. Радищев А. Н. Князь М. М. Щербатов, «О повреждении нравов в России»; А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». С предисловием Искандера (А. И. Герцен). - London, Trübner, 1858.
  3. Радищев А. Н. Сочинения. В двух томах./Под ред. П. А. Ефремова. - СПб., 1872. (издание уничтожено цензурой)
  4. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений А. Радищева / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1. - М.: В. М. Саблин, 1907. - 486 с.: п., То же Т. 2. - 632 с.: ил.
  5. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. - 501 с.: п. То же Т. 2 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1941. - 429 с.
  6. Радищев А. Н. Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. Г. А. Гуковского. Ред. коллегия: И.А. Груздев, В.П. Друзин, А.М. Еголин [и др.]. - Л.: Сов. писатель, 1947. - 210 с.: п.
  7. Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. - М.; Л.: Гослитиздат, 1949. - 855 с.: П, к.
  8. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и с предисл. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. - 558 с.: п.
  9. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. 1749-1949 / Вступит. статья Д. Д. Благого. - М.; Л.: Гослитиздат, 1950. - 251 с.: ил.
  10. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. К 150-летию со дня смерти. 1802-1952 / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. - М.: Госполитиздат, 1952. - 676 с.: п.
  11. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Вступит. статья Д. Благого. - М.: Дет. лит., 1970. - 239 с. То же - М.: Дет. лит., 1971. - 239 с.
  12. Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. - М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) -- 400 с, ил. То же. - 2-е изд., перераб. и доп. - 1978. - 511 с, ил.

Примечания

  • Радищев Н.А. О жизни и сочинениях А. Н. Радищева / Сообщ. Н. П. Барсуков // Русская старина . - 1872. - Т. 6. - № 11. - С. 573-581.
  • Сухомлинов М. И. К биографии А. Н. Радищева // Исторический вестник . - 1889. - Т. 35. - № 1. - С. 244-246.
  • Сочинение


    Первым и единственным писателем в XVIII веке, кто вникнул «в существо социальных противоречий», угадал «дух самой истории, прежде всего народных движений», отказался от привычных рационалистических схем и перешел к «созданию концепции революционно развивающейся действительности», был Радищев. Жизнь и деятельность А. Н. Радищева - яркий подвиг во имя освобождения российского крестьянина, всего русского народа от крепостных пут, от оков самодержавия. Писатель-революционер, он вправе был ожидать благодарную признательность потомков:

    * Да хладный прах мой осенится Величеством,
    * что днесь я пел;
    * Да юноша, взалкавый славы,
    * Пришед над гроб мой обветшалый,
    * Дабы со чувствием вещал:
    * «Под игом власти сей рожденный
    * , Нося оковы позлащенны,
    * Нам вольность первый прорицал».

    Эти ожидания Радищева оправдались полностью. В статье «О национальной гордости великороссов» Горький писал: «Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика…». В этой статье точно определено место Радищева в процессе историко-революционного развития России.

    Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года. Его родители принадлежали к зажиточным дворянским родам, а родственники будущего писателя со стороны матери (Аргамаковы) могут быть отнесены к передовой дворянской интеллигенции. Семилетнего мальчика привезли в Москву и поселили в доме, родственника М. Ф. Аргамакова - ректора недавно открывшегося Московского университета. Курс университетской гимназии Радищев вместе с племянниками М. Ф. Аргамакова прошел на дому.

    В 1762 году его зачислили в Пажеский корпус. В корпусе Радищев учился старательно, дежурил во дворце в качестве пажа императрицы. Когда Екатерине II потребовались ученые-юристы, она в числе наиболее успевавших пажей направила Радищева в Лейпцигский университет. В течение пяти лет (1766-1771), прожитых в Лейпциге, Радищев ч изучал, кроме обязательных юридических наук, медицину, естественные науки, литературу, овладел несколькими иностранными языками. «По собственному произволению» русские студенты слушали лекции Платнера (по философии, физиологии), поэта-моралиста Геллерта. Но еще важнее было знакомство Радищева с теми литературными веяниями, которые шли на смену, классицизму. Общеевропейское предромантическое течение оформлялось в немецкой литературе силами поэтов «бури и натиска», увеличивался поиск национального содержания и форм его воплощения в искусстве. Следует учитывать также и то влияние, которое оказали на формирование взглядов молодого Радищева идеи французского просвещения. Особо сильное воздействие на русских студен гон оказала книга Гельвеция «О разуме», ее они «читали со вниманием и оной мыслить научался». Однако главным источником складывавшегося мировоззрения будущего писателя была сама жизнь - «обстоятельства», по терминологии Радищева. А они сложились так, что именно в Лейпциге произошло первое столкновение русских студентов с олицетворением самовластья в лице майора Гкжума («путеводителя нашего», как иронически называет его Радищев в автобиографическом произведении «Житие Федора Васильевича Ушакова»).

    Во главе «бунта» студентов стал Ф. В. Ушаков - личность во многих отношениях незаурядная, примечательная. Достигнув чина секунд-майора и имея в недалекой перспективе повышение по службе, он от всего отказался и добился разрешения выехать вместе с юношами в Лейпциг, где отличался особой любознательностью, исключительной настойчивостью в изучении наук, далеко превосходящих круг обязательных предметов. Он руководил внепрограммным чтением своих более молодых коллег. Ему обязан Радищев осознанием того, что нужно не только иметь знания, но и уметь их применять, что в своей деятельности человек должен опираться на твердые этические принципы. Через всю жизнь пронес Радищев завет умершего «вождя его юности». «Помни, что нужно иметь правила, дабы быть блаженным (счастливым), и что должно быть тверда в мыслях, дабы умирать бестрепетно».

    После окончания Лейпцигского университета Радищев и многие его товарищи ожидали, что перед ними откроется широкое поле деятельности на благо отечеству. Восторгу их не было предела, когда они «узрели межу, Россию от Курляндии отделяющую».- Но вскоре их ждало глубокое разочарование. «Признаюсь, и ты мой любезный друг (имеется в виду А. М. Кутузов.), в том же признаешься, что последовавшее по возвращении нашем жар сей в нас гораздо умерило». Радищев вместе с А. М. Кутузовым и А. К. Рубановским в декабре 1771 года получили более чем скромное место протоколистов в сенате (хотя и были все же награждены чином титулярного советника). Недовольство Радищева полученным назначением (о чем он вспомнит позже в «Житии Ф. В. Ушакова») не было его личной обидой. Его возмущали недальновидность и близорукость правителей, калечивших юные души, гасящих порывы молодости на «общую пользу»:

    * «О вы, управляющие умами и волею народов властители, колико бываете часто кратковидцы и близоруки, колико кратно упускаете вы случай на пользу общую, утушая заквас, воздымающий сердце юности. Единожды смирив его, нередко навеки соделаете калекою».

    Исследователи показали, что работа Радищева в Первом департаменте сената дала ему возможность, многократно составляя экстракты (выдержки) дел, направлявшихся в сенат, и самих решений сената, убедиться в злоупотреблениях и произволе чиновников и дворян, в полном бесправии народа. Среди чиновников канцелярии сената также были распространены взяточничество, круговая порука, волокита. Впечатляющую картину отношений просителей к чиновному миру создал Радищев в «Житии Ф. В. Ушакова» скорее всего не только по рассказу своего друга, но и по собственным наблюдениям: «Большая часть просителей думают, и нередко справедливо, что для достижения своей цели нужна приязнь всех тех, кто хотя мизинцем до деда их касается; и для того употребляют ласки, лесть, ласкательство, дары, угождения и все, что вздумать можно, не только к самому тому, от кого исполнение просьбы их зависит, но ко всем его приближенным, как-то: к секретарю его, к секретарю его секретаря, если у пего оный есть, к писцам, сторожам, лакеям, любовницам, и если собака тут случится, и ту погладить не пропустят».

    В январе 1772 года Радищев, получив долговременный отпуск (до июля 1772 года), провел его в отцовском имении близ Пензы. Здесь Радищев знакомился с положением крестьян уже не по документам, а непосредственно в живом общении. В 1773 году Радищев перешел на службу в штаб-командующего Финляндской дивизией генерала Я. А. Брюса в качестве аудитора, в обязанности которого входило курировать работу полковых судов и надзирать за дивизионной казной. В марте 1775 года Радищев вышел В отставку. В эти годы жизнь Радищева, протекавшая на виду родных и близких знакомых, воспринималась ими как самая для нею «приятная эпоха», Так сказано в биографии Радищева, написанной его сыном II. Л. Радищевым, В ней же далее говорится: «Быв любим своим начальником, он посредством его сделался вхож в лучшие петербургские общества; вкус его образовался, и он получил ловкость н приятность в обхождении». Но вместе с тем, сталкиваясь на службе повседневно с неоправданной кровавой жестокостью военных судов, с произволом и бесконтрольностью офицеров из дворян, «не радевших ни о здравии, ни прокормлении» ионной, Радищев начинает настойчивый поиск причин, корней того общественного зла, которое распространилось по всей стране. Интенсивность этого поиска увеличивалась и углублялась грозными для феодального мира России событиями - крестьянской войной под руководством Пугачева.

    В 1780 году по рекомендации А, Р. Воронцова Радищев перешел в Петербургскую таможню помощником престарелого управляющего Г. Ю. Даля, где служил до дни своего ареста 30 июня 1790 года. На этом служебном поприще Радищев проявил себя человеком инициативным, смелым и неподкупным, И Коммерц-коллегии он нередко оспаривал решении самого президента и добивался пересмотра их, в таможне вел непримиримую борьбу с расхитителями, взяточниками, допускавшими контрабандный (беспошлинный) провоз иностранных товаров. Но самое главное, чем были замечательны эти годы,- это литературно-общественная деятельность Радищева.

    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Радищева Александра Николаевича

    Радищев Александр Николаевич – русский прозаик, философ, общественный деятель.

    Детство, юность, образование

    Александр Радищев родился 31 августа 1749 года (по старому стилю – 20 августа того же года) в маленьком селе под названием Верхнее Аблязово (Саратовская Губерния). Александру повезло родиться в обеспеченной семье – его отец, Николай Афанасьевич Радищев, унаследовал от своего отца, деда Александра, дворянский титул и большие территории. Так что в детстве будущее светило русской литературы никаких лишений не знавало.

    Первые годы своей жизни Александр Радищев провел в селе Немцово (Калужская губерния), где у его отца было имение. Заботливый, но строгий отец старался дать своему сыну отличное образование – он обучал его сразу нескольким языкам (польскому, французскому, немецкому и даже латыни), учил его и русской грамоте, правда, преимущественно по псалтырям (Николай Афанасьевич было очень набожным человеком). Когда Александру исполнилось шесть лет, для него наняли преподавателя французского языка, однако учитель задержался в их семье довольно мало – вскоре выяснилось, что он был беглым солдатом.

    В семилетнем возрасте Александр перебрался в Москву, в дом своего двоюродного дедушки. Там он смог получить хорошие знания и навыки (дети в доме его родственника имели возможность обучаться только у лучших профессоров).

    В 1762 году Радищев поступил в Пажеский корпус (Петербург). Проучившись там целых четыре года, его перенаправили в Лейпцигский университет (Германия, Лейпциг). В чужом краю Александру предстояло изучать право. И, надо отметить, он добился неплохих результатов – помимо того, что он прилежно выполнял задания педагогов, он еще и проявлял немалую активность в изучении других предметов. Словом, в ту пору кругозор его очень расширился, что, несомненно, сыграло ему на руку в будущем.

    Служба

    В возрасте двадцати двух лет Александр Николаевич вернулся в Петербург. Вскоре он стал протоколистом в Сенате. Чуть позже он покинул этот пост и был принят на должность обер-аудитора в штаб петербургского генерал-аншефа. Начальство отмечало трудолюбие Радищева, его усердие и ответственное отношение к работе.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    В 1775 году Александр ушел в отставку. Уйдя со службы, он решил устроить свою личную жизнь, завести семью. Он нашел хорошую девушку и женился на ней. Через два года спокойная жизнь утомила Радищева и он вернулся к работе – его приняли в коммерц-коллегию.

    В 1780 году Александр Радищев начал работать в Петербургской таможне. В 1790 году он был уже ее начальником.

    Литературная деятельность

    За перо Радищев взялся в 1771 году, когда вернулся в Петербург. В ту пору она отправил в редакцию уважаемого тогда журнала «Живописец» пару глав из своей будущей книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Отрывок был напечатан анонимно – так пожелал сам автор.

    В 1773 году Александр Радищев перевел и издал книгу «Размышления о греческой истории» (автор – Габриэль Бонно де Мабли, французский писатель и философ). В то же время он подарил миру и другие свои работы – «Дневник одной недели», «Офицерские упражнения»…

    С начала 1780 годов Александр Николаевич начал упорно трудиться над «Путешествием из Петербурга в Москву». Книга рассказывала о тяжелом положении крепостных крестьян, о жестоких помещиках, о ненужности самодержавия… Для того времени книга была более, чем скандальной. В мае 1790 года Радищев самостоятельно напечатал экземпляры своей книги в собственной типографии, которую создал у себя дома за год до этого. Подписывать свое творение Радищев не стал.

    Народ начал очень быстро раскупать книгу. Переполох, который она устроила среди простых жителей, взволновал императрицу и она потребовала немедленно доставить ей один экземпляр. Прочитав книгу и узнав, кто ее написал, императрица пришла в бешенство. Писатель был арестован.

    После ареста Радищева посадили в крепость. Началась череда допросов. Александр Николаевич, будучи человеком чести, не предал никого из тех, кто хоть как-то помогал ему в издании книги. Уголовная палата, выслушав Радищева, приговорила его к смертной казни. Осенью 1790 году дело Радищева было пересмотрено – казнь заменили десятилетней ссылкой в Сибирь. К счастью, в 1796 году император пожалел талантливого мыслителя. Писатель вернулся в родные места. Он поселился в селе Немцово, где провел свои детские годы.

    Личная жизнь

    Первый раз Александр Радищев женился в 1775 году на Рубановской Анне Васильевне, дочери чиновника Главной дворцовой канцелярии. Анна родила Александру шестерых детей – трех дочерей и трех сыновей. К сожалению, две девочки умерли еще в раннем возрасте. Зато остальные дети – Василий (родился в 1776 году), Николай (родился в 1779 году), Екатерина (родилась в 1782 году) и Павел (родился в 1783 году) – оказались более крепкими. Сама Анна Васильевна умерла при родах младшего сына Павла.

    Когда Радищев был сослан в Сибирь, к нему приехала младшая сестра Анна Елизавета. Она взяла с собой Екатерину и Павла. Так получилось, что Елизавета осталась в Сибири. Вскоре Александр начал испытывать к ней очень теплые чувства. Елизавета ответила ему взаимностью. Они начали жить вместе. Новая возлюбленная родила Радищеву троих детей – дочерей Анну (родилась в 1792 году) и Феклу (родилась в 1795 году) и сына Афанасия (родился в 1796 году).

    Когда император распорядился, чтобы Радищев вернулся домой, счастью и самого писателя, и его любимо женщины не было предела. Никто не знал, что отъезд из надоевшей Сибири принесет их семье столько боли… По дороге Елизавета Васильевна сильно простудилась. Справиться с болезнью женщина не смогла. В 1979 году она умерла.

    Смерть

    Последние годы жизни Александр Николаевич провел, будучи свободным и уважаемым человеком. Его даже специально пригласили в Петербург, чтобы он вошел к Комиссию для составления законов. Оказавшись в Петербурге, Радищев захотел внести законопроект, уравнивающий всех людей перед законом, дающий право всем и каждому на свободу слова и свободу печати. Узнав об этом, председатель Комиссии сделал писателю очень строгий выговор. После угроз председателя, уверяют некоторые историки, Александр Николаевич и решил свести счету с жизнью. Радищев покончил с собой, выпив огромную дозу яда, 24 сентября 1802 года (по старому стилю – 12 сентября).

    Согласно другой версии, Александр Николаевич умер, нечаянно выпив вместо лекарства спирт. Официально же (по документам) считается, что Радищев умер естественной смертью.



    Похожие статьи
     
    Категории