Примерное расписание дня школьника на каникулах. Распорядок дня школьника младшего, страшего, во сторую смену и на каникулах: образец, фото

18.12.2018

Твой ребенок ждал каникулы, как манну небесную, однако ты не даешь ему насладиться свободой по полной программе. Каждый день заставляешь чадо читать по 200 страниц «Войны и мира», ходить к репетитору по математике и не подпускаешь его к компьютеру. Перестань истязать ребенка. За книгой достаточно проводить 20 минут, занятия должны чередоваться с прогулками, а игры-стрелялки не только не повредят вундеркинду, но даже принесут пользу.

Обычно на лето учителя не дают детям заданий. Ну разве что предлагают список рекомендуемой к прочтению литературы. Однако перспектива провести лето над скучными книжками школьников, как правило, не радует. Их нетрудно понять. Весь год ребенок корпел над учебниками и справедливо хочет на каникулах расслабиться и «по-человечески» отдохнуть. Но идти на поводу у разленившегося чада не стоит. Исследования давно доказали, что после отдыха, не насыщенного интеллектуальными нагрузками, происходит существенное снижение умственной активности. Ребенок, не заглядывающий в книги на протяжении целых трех месяцев, рискует столкнуться с серьезными проблемами первого сентября.

Чтение – 20 минут

У психологов существует такое понятие, как «стресс начала учебного года». К сожалению, за самые длинные в году каникулы дети часто теряют не только приобретенные знания, но и такой полезный навык, как способность учиться. Чтобы обрести его вновь, одним требуется несколько дней, другим – две-три недели, а третьим – целый месяц. Поэтому очень важно, чтобы твой школьник во время каникул хотя бы 20 минут в день уделял учебе. Пусть читает, причем не только творения классиков, но и увлекательные истории на свой вкус. Важен сам процесс. Кроме того, на каникулах можно подтянуть знания по предметам с низкой успеваемостью. Если второклашка категорически не хочет садиться за уроки и постоянно находит какие-то отговорки, постарайся превратить учебный процесс в увлекательное занятие. Тебе это кажется слишком сложной задачей? Похоже, ты давно не перечитывала «Приключения Тома Сойера». Вспомни, как предприимчивый мальчишка преподнес процесс покраски забора таким образом, что вся окрестная детвора стала наперебой умолять его дать поучаствовать в столь увлекательном деле. Попытайся сделать нечто подобное и заинтересовать ребенка уроками. Со старшеклассниками устраивать подобные шоу, конечно, не стоит. Лучше подумать о мотивации. Если ты знаешь, что в следующем году твоему наследнику придется читать «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Обломова» Гончарова и еще массу объемных и сложных произведений, посоветуй ему некоторые из них осилить за лето. Тогда в учебном году у подростка появится больше свободного времени, ведь ему придется только перелистать и вспомнить то, с чем он уже знаком. Постарайся приучить ребенка к мысли, что отдыхать с чувством выполненного долга куда приятнее, чем киснуть на подступах к задаче, от которой все равно не отвертишься.

Игры на компьютере – 1 час

Не забывай о том, что в распорядке дня ребенка непременно должно быть время, которое он может провести по собственному усмотрению. Если твое чадо хочет побездельничать, слоняясь из угла в угол, пускай слоняется. Желает посидеть за компьютером – не возражай. Тем более последние научные исследования доказывают, что виртуальный мир не только не вреден, но во многих отношениях даже полезен детям. К примеру, компьютерные стрелялки позволяют ребенку выпустить пар и избавиться от накопившихся негативных эмоций, но жестоким его при этом не делают. А ходилки-бродилки, в которых приходится решать трудные логические задачи и волей-неволей напрягать извилины, способствуют развитию творческого мышления, памяти и сообразительности. Если ты боишься, что компьютер может посадить ребенку зрение, отбрось все страхи.

Специалисты доказали, что при наличии хорошего монитора и при правильном освещении острота зрения не только не снижается, но даже возрастает. По мнению некоторых нейробиологов, это связано с тем, что во время игры часть нервных клеток видоизменяет свою форму и начинает лучше взаимодействовать друг с другом. Если эта гипотеза найдет дальнейшее подтверждение, вполне вероятно, что компьютерные стрелялки и бродилки вскоре начнут использовать в качестве терапевтического средства для лечения некоторых глазных заболеваний.

Однако не стоит забывать о том, что, как говорил Аристотель, «все есть яд, и все есть лекарство». Вопрос – в дозе. Проследи за тем, чтобы твое чадо проводило за монитором не больше часа в день, иначе ребенок может заработать компьютерную зависимость. Сеанс желательно разбить на части. Шестилеткам и семилеткам разрешается непрерывно проводить за компьютером не больше десяти минут. Дети с восьми до одиннадцати лет могут играть пятнадцать минут, с двенадцати до тринадцати – двадцать минут, с четырнадцати до пятнадцати – двадцать пять, а старшеклассники – целых полчаса. Затем необходим десятиминутный перерыв, чтобы ребенок мог сделать гимнастику для глаз.

Просмотр фильмов – 1,5 часа

От телевизора тоже не стоит бежать как от бубонной чумы. По мнению британских психологов, даже грудные малыши имеют полное право смотреть специально подготовленные передачи, которые расширяют кругозор и формируют личность ребенка. Весь вопрос – в качестве зрелища и времени, проводимом у экрана. Одно дело, когда ребенок смотрит программы о животных и интеллектуальные шоу, другое – кровавые боевики. В начальной школе допустимо проводить у телевизора около полутора часов в день, в старшей – 3-4 часа. При этом просмотр телепередач, мультиков и фильмов на DVD желательно устраивать в первой половине дня. За несколько часов до сна телевизор может сослужить дурную службу. Если взрослые от долгого контакта с голубым экраном просто устают, то дети обычно перевозбуждаются. И в первую очередь это касается младших школьников. В таком состоянии малышу будет трудно заснуть, а утро он может встретить полностью разбитым.

Прогулки – 3 часа

Позаботься о том, чтобы во время каникул ребенок проводил на улице не меньше трех часов в день. Прогулки на свежем воздухе, причем при любой погоде, несут колоссальную пользу. Они укрепляют иммунитет, повышают аппетит и улучшают кровоснабжение во всех тканях и органах. К тому же солнечные лучи способствуют активному синтезу витамина D, необходимого для формирования крепких костей. Кстати, замечено, что дети, которые проводили много времени на улице, адаптируются к школьным занятиям гораздо быстрее тех, кто большую часть каникул просидел в четырех стенах.

Мнение специалиста

Галина Морева, врач-педиатр высшей категории:

– Во время летних каникул распорядок дня ребенка не должен быть таким же строгим, как на протяжении учебного года. Однако, если все три месяца он ложился позже и вставал когда хотел, в конце августа вам стоит внести изменения в режим сна и отдыха. Как минимум за пять дней до встречи со школой отправляйте свое чадо в кровать между 21 и 22 часами. Тогда уже к первому сентября он научится вовремя засыпать и просыпаться ни свет ни заря бодрым и полным сил.

Программа-минимум

Отведи в музей . Заботясь о том, чтобы за лето «горшочек» сына или дочки не перестал «варить», главное – не перестараться. Поддерживать разум острым можно не только корпением над учебниками, но и другими, более увлекательными для ребенка занятиями. В последнее время широкое распространение получила концепция так называемого «полезного отдыха». Ее суть заключается в том, чтобы привить ребенку интересы, которые обеспечивают увлекательный досуг, а заодно обогащают школьника новыми знаниями и навыками. Поэтому в выходные обязательно посещайте музеи, театры, планетарий и т. д.

Организуй поход . Походы – другой отличный способ не дать мозгу школяра расслабиться, а заодно приучить ребенка к труду. Главное, чтобы вылазки на природу не ограничивались поеданием шашлыков. Собирайте гербарии, фотографируйте, учитесь разжигать костер, ставить палатку, обращаться с компасом, оказывать первую помощь, готовить еду в походных условиях. Поверь, эти новые навыки разовьют у твоего чада наблюдательность, смекалку и сообразительность.

Запиши на бокс . Не будет лишним, если ты запишешь ребенка в секцию, на занятия в которой катастрофически не хватало времени во время учебы. Старшеклассники могут определиться с выбором самостоятельно, а деткам помладше потребуется помощь. Но не пытайся принять решение за ребенка. В противном случае рискуешь заставить свое чадо заниматься тем, что ему совсем не нравится. Возможно, бокс действительно принесет твоему сокровищу больше пользы, чем занятия в физико-математическом кружке. Физические нагрузки нужны детям не меньше, чем «зарядка для мозга». В идеале, конечно, и то и другое гармонично совмещать, поэтому будет здорово, если твое чадо захочет посещать сразу две секции.

Как правило, на период летних каникул школьники впадают в настоящую анархию: до полуночи сидят за компьютерами, спят до полудня, едят по мере наступления настоящей голодовки, или не «слезают» со снеков. Заботливые и дальновидные родители вряд ли будут терпеть подобное безобразие, а эта памятка поможет им организовать режим дня школьника на каникулах.

Для начала нужно вспомнить, каким этот самый режим был во время учебного года, и, взяв за основу главные моменты, вносить некоторые корректировки. Изначально нужно понять, что летние и зимние каникулы, которые считаются самыми длинными, не стоит загружать дополнительными занятиями и уроками, иначе ребенок просто не отдохнет морально и физически. Но и полностью игнорировать учебу тоже недопустимо. Задача родителей – нащупать ту самую «золотую» серединку.

Что можно посоветовать в этом случае? Обратите внимание на такие организационные моменты:

1. Поднимать ребенка следует максимум на полтора часа позже, чем обычно. Утренний моцион остается без изменений, и должен состоять из умывания, чистки зубов, зарядки и т.д.

2. После завтрака школьнику можно предложить выполнить задания учителей, которые обычно выдаются на каникулы (чтение литературы, создание методических пособий, сочинения на вольные темы и т.д.).

3. Ужинать и обедать чадо должно в то же время, что и во время учебного года.

4. Секции и кружки остаются в том же наборе, что и были раньше, после них допустимы прогулки на свежем воздухе, походы в гости и в кино, к примеру.

5. Детям старшего школьного возраста нужно давать возможность пытаться самостоятельно организовывать досуг, используя время с пользой.

6. Родителям нужно максимально разнообразить питание школьника, давая ему возможность набраться сил, энергии и здоровья.

7. Лето – отличное время для оздоровления на море, в сельской местности, лагере или санатории. В последних двух случаях организация режима дня переложится на плечи администрации.

8. Спать следует ложиться не позже одиннадцати вечера, либо на час позже, нежели обычно. Специалисты настаивают на том, что полноценный сон ночью – залог продуктивного утра и дня.

9. Дабы настроить школьника на скорое возобновление занятий, за пару-тройку дней до начала таковых вместе посетите магазин канцелярии и пополните запасы ручек/блокнотов и прочих мелочей.

Помните о том, что даже небольшой антракт в учебе приводит к необходимости последующей психологической и даже физической адаптации к таковой. Не нужно с первых же дней требовать от школьника высоких оценок и идеального поведения. Своими действиями и корректировкой режима дня помогите ему снова войти в знакомое русло.

Каждый родитель задумывался о том, как правильно соблюдать режим дня ребенку и какие корректировки он должен претерпеть, когда школьник находится на каникулах. Особенности обоих форм составления режима дня будут рассмотрены ниже.

Наверняка каждый родитель слышал о таком понятии, как «режим дня» и «распорядок дня». Зачастую ведь каждая мама хочет подчинить день ребенка определенному регламенту, чтобы он не слонялся без дела, не просиживал все свое свободное время в интернете и не уставал слишком за целый день. Ведь известно, что из-за плохо распределенной нагрузки на протяжении всего дня, малыш может сильно уставать, лениться и не делать какие-то важные дела. Поэтому важно приучить ребенка к определенной регламентации дня еще с самого младшего школьного возраста.

Известно, что распорядок для школьника младших лет, среднего и старшего возраста, будет значительно отличаться друг от друга. Разъясняется это тем, что постепенно, по мере взросления, изменяются физиологические потребности человека, его психологический настрой, а это значит, что каждый родитель должен не только принимать во внимание возраст своего ребенка, но и то, чем именно он сам хочет заниматься в тот или иной отрезок времени.

Прежде всего, необходимо выделить плюсы соблюдения режима ребенком. Во-первых, это дисциплинированность ребенка, поскольку он привыкнет все делать в один и то же промежуток времени. Это не позволит ему слишком расточительно относиться к свободному времени, а значит, что он сам сможет грамотно распределять некоторые занятия, отводить им определенный промежуток.

Во-вторых, организм ребенка постепенно привыкнет к тому, что в определенное время он питается, просыпается, учится и снова ложится спать. В этом случае к определенному моменту времени организм перестроится, что позволит ему лучше усваивать пищу, с удовольствием учиться, быстро засыпать и легко подниматься по утрам.


В-третьих, ребенок будет постоянно чем-то занят, а это значит, что он не заскучает и у него не останется времени на разные шалости, он не свяжется с плохой компаний и избежит множества проблем.

Правильный режим дня для школьника, как уже упоминалось выше, должен составляться в соответствии с его возрастом, так как у старших и младших детей существуют несколько разные физиологические потребности.

Для детей младшего возраста нужно составлять распорядок дня, учитывая потребность маленького организма в достаточно длительном, до десяти часов, сне. Кроме этого, в послеобеденное время также нужно отводить около часа для отдыха. Подъем первоклассника должен происходить в 7-7: 30 утра, в зависимости от того, во сколько начинаются занятия в школе. После подъема не нужно давать нежиться ребенку в постели, лучше всего, если он поднимется и сделает небольшую зарядку.

Это взбодрит его, заставит проснуться, ясно заработать голове и разомнуться мышцам перед долгим трудным днем. Упражнения лучше делать со слегка приоткрытой форточкой, поскольку свежий воздух полезен для здоровья. Начать зарядку лучше всего с простых потягиваний, потом сделать по несколько наклонов в разные стороны. Далее должны следовать упражнения на руки и плечевые суставы, на туловище и спину и, наконец, на ноги. В такой последовательности зарядка будет более эффективной.

После этого можно умыться, почистить зубы и идти завтракать. Важно помнить, что завтрак является одним из самых главных приемов пищи, поскольку обеспечит работоспособность практически до самого обеда. Даже если ребенок отказывается кушать по утрам, мотивируя это тем, что у него нет аппетита, все равно необходимо заставить съесть его хотя бы несколько ложек каши, а с собой в школу положить одно-два яблока. Второй завтрак, как правило, дается малышам уже в школьной столовой.


Обед должен проходить в непринужденной обстановке, без просмотра телевизора или чтения книг, поскольку это будет отвлекать от процесса приема пищи. После обеда необходимо выделить час или полтора для сна, а уже после него ребенку можно садиться за выполнение домашнего задания. Как правило, для этого выделяется два с половиной-три часа, поскольку за это время малыш обычно успевает справляться с заданиями. Время после выполнения уроков ребенок может провести в какой-либо секции, кружке или же просто поиграть на улице. Перед сном можно прогуляться немного, чтобы он мог скорее заснуть. Ужин должен проходить в шесть часов вечера и быть достаточно легким, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта.

В половине девятого должна происходить подготовка ко сну. За это время малыш должен собрать портфель для завтрашнего похода в школу, умыться, принять душ и почистить зубы. Уже в девять часов вечера он должен ложиться спать, чтобы наутро чувствовать себя бодрым.

Многие специалисты советуют родителям в младшем школьном возрасте выделять детям время для компьютера, но не более сорока минут в день. Лучше всего, если ребенок будет находиться на некоторых полезных сайтах или просто поиграет в развивающие игры.

Распорядок дня школьников с пятого по седьмые классы немногим отличается от режима дня школьника младших классов. Основное различие состоит в том, что у ребенка появляется больше занятий, интересов, увлечений. Как правило, в этом возрасте он уже более самостоятелен, а значит, может принять участие в составлении собственного режима дня, скорректировав его по своему усмотрению. Конечно же, некоторые пункты должны оставаться неприкосновенными, как, например, ранний подъем, прием пищи в одно и то же время, а так же выполнение домашнего задания.

Промежутки свободного времени, которые будут оставаться между теми или иными занятиями, лучше всего посоветовать ребенку заполнить посещением различных секций и кружков, музыкальной школы или клубов по интересам. В идеале, нужно чтобы ребенок меньше проводил времени за компьютером, больше читал книг, гулял на свежем воздухе и развивался. Но все же лучше не давить на ребенка, а дать ему немного самостоятельности в выборе тех или иных занятий в режиме дня.


Для того чтобы школьник средних лет чувствовал себя полным сил и не уставал за целый день, специалисты советуют в режиме дня для сна отводить не менее девяти часов в сутки. Если же у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, необходимо немного подкорректировать режим дня и убрать некоторые занятия, оставив больше времени на отдых. В случае, если ребенок заболел, составленный ранее распорядок дня тоже должен понести некоторые изменения.

Режим дня школьника на каникулах должен основываться на описанных выше базисах составления распорядка. Но, из-за обилия свободного времени он должен претерпеть некоторые корректировки. В первую очередь, не стоит загружать его на время отдыха слишком большим количеством занятий, поскольку за летние и зимние каникулы он должен набраться сил перед новыми учебными четвертями. Но и слишком распускать ребенка тоже не стоит, поскольку нарушить режим дня будет достаточно легко, но вот для того, чтобы заставить и дальше потом его соблюдать, потребуется немало усилий со стороны родителей.

Подъем школьника на каникулах может быть на час-полтора часа позже обычного времени. Утренние процедуры же, однако, должны оставаться без изменений: зарядка, утренняя гигиена и завтрак остаются в силе. После завтрака ребенок может заняться немного подготовкой к школе, поскольку некоторые учителя могут предоставлять список книг, с которым необходимо ознакомиться на каникулах. Обед и ужин тоже должны проводиться в привычное для ребенка время.

Забывать о секциях и кружках даже на время каникул не стоит. После них можно провести несколько часов на свежем воздухе, если позволяет погода или просто провести время у друзей. Это позволит ребенку почувствовать себя более самостоятельным и взрослым, поскольку большую часть свободного времени он будет распределять сам, практически на свое усмотрение.

Готовиться ко сну также можно на час позже обычного, но не стоит позволять ребенку засиживаться слишком уж допоздна. Специалисты советуют родителям не позднее одиннадцати часов отправлять ребенка среднего школьного возраста спать, поскольку это обеспечит большую работоспособность с утра.


Режим дня для подростков уже будет несколько другим. Неизменным остается только время подъема и завтрака, а так же утренние гигиенические процедуры. Как правило, до двух-трех часов подросток проводит в школе, после чего идет домой обедать. Время после обеда уже должно распределяться более компактно, поскольку многие школьники старшего возраста занимаются с одним или даже несколькими репетиторами, либо готовятся к экзаменам самостоятельно.

После занятий необходимо приступать к выполнению домашнего задания, на которое отводится так же, как правило, два-три часа. Оставшееся свободное время подросток вправе распланировать самостоятельно. Лучше всего, если он почитает книгу, погуляет на улице с друзьями, поможет по дому или посетит какие-либо секции, а не проведет время за компьютером.

Подготовка ко сну у подростков может проходить в половине одиннадцатого вечера, поскольку для того, чтобы выспаться, ему необходимо лечь спать не позднее двенадцати часов. Многие говорят, что в этом возрасте меньше нужно времени для полноценного отдыха.

Распорядок дня школьника на каникулах должен составляться с учетом того, что занятия и даже учеба все равно должны занимать основную долю на протяжении всего дня.

Как хорошо видно из статьи, необходимо грамотно подходить к составлению режима дня школьника, который находится на каникулах. Делать это необходимо, опираясь на правила составления обычного распорядка дня.



Похожие статьи
 
Категории