Березы картины беседа детям. Конспект иоод по ознакомлению с пейзажной живописью в подготовительной к школе группе

17.02.2019

Конспект ОД Образовательной область "Речевое развитие". Тема: Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март"

Автор: Филичева Любовь Леонидовна Воспитатель МБДОУ " Детский сад №45" г. Заволжье Нижегородская область.
Цель: развивать художественное восприятие детей в процессе рассматривания новой картины.
Задачи:
- показать детям пробуждение природы весной, своеобразную её красоту, выраженную в живописи;
- способствовать восприятию содержания художественного произведения: его характера, настроения, выразительных средств живописи (композиции, колорита).
- содействовать формированию представления о пейзаже, как жанре живописи;
- обеспечить развитие воображения с помощью приёма «вхождение в картину»;
-способствовать формированию у детей умения подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для определения состояния природы на картине;
- содействовать формированию умения самостоятельно описывать содержание, колорит и настроение картины, придерживаться при этом структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание;
- способствовать развитию выразительности движений при передаче настроения;
-обеспечить развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения русских композиторов- классиков;
-поощрять самостоятельность, активность детей при рассматривании и описании картины.

Предварительная работа:

Прогулки с детьми ранней весной в парк, на участке детского сада;
- наблюдение явлений, характерных для наступления весны;
- беседа о весне;
-рассматривание репродукций художников- пейзажистов: И. Шишкин, И.И. Левитана;
- чтение художественной литературы: И. Соколов- Микитов «Весна в лесу», Н. Сладков «весенние ручьи», «Весенние радости», Н. Павлова « Весна»;
-чтение стихов о весне: С. Маршак «Весенняя песенка», А.Н. Плещеев
«Весна», С. Дрожжин «Весной», Ф.И. Тютчев «Весна», И. Токмакова
«Весна».
- пение песен о весне;
-знакомство с различными жанрами пейзажной живописи: природным, городским, морским;
-знакомство с творчеством И.И. Левитана, рассматривание картины «Золотая осень».
Материал: Репродукция картины И. Левитана «Март», указка, мольберт, аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года. Март», Г. Свиридова «Метель».

1.Введение в образовательную деятельность.

Дети вместе с воспитателем входят в группу (звучит тихая классическая музыка).
Воспитатель: Ребята, наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по –своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна.
Это время называется...
Дети: Весна.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества. Поэту пишут стихи, композиторы- музыку, а художники пишут картины.
- Сегодня мы с вами поговорит о творчестве русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
- Мы с вами немного знакомы с его творчеством. Что вы знаете о нём?
Дети Исаак Ильич Левитан очень любил природу, все увиденное изображал в своих картинах.
Воспитатель: Вспомните, как называется произведение, на котором изображала природа?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: А кто вспомнит, с какой картиной этого художника мы уже знакомились?
Дети: «Золотая осень»

3. Выполнение действий.

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну картинку, на которой также изображен пейзаж. Посмотрите на картину.
Догадайтесь, какому времени года посвящена эта книга.
Дети: Весне.
Воспитатель: Какой период весны изображен?
Дети: Начало весны.
Воспитатель: Как вы догадались, что это начало весны?
Дети: Снег тает, он не такой чистый, белый, как зимой.
Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева «Уж тает снег».

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Зацветут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Воспитатель: Что вы видите на картине?
Дети: Дом, дорога к дому, лошадь с санями.
Воспитатель: Что вы видите вдали?
Дети: Опушку леса, лес.
Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в доме, изображенном на картине?
Дети: Семья.
Воспитатель: О чем хотел рассказать художник? Чем он любовался?
Дети: О природе весной, ее пробуждении, любовался природой.
Воспитатель: какой день изображал художник на своей картине?
Дети: Солнечный, ясный день.
Воспитатель: Как вы догадались, ведь на картине не изображено солнце.
Дети: На картине мы видим голубое небо, тени.
Воспитатель: Правильно, небо голубое, значит день ясный, а тени на снегу бывают только в солнечную погоду.
-Одним ли цветом изобразил художник небо в вышине, ближе.
Дети: Небо в вышине художник изобразил тёмно- синим цветом, ближе к нам- голубым.
Воспитатель: Давайте посмотрим на снег. Какими красками пользовался художник, когда рисовал снег?
Дети: Серой и белой краской.
Воспитатель: Молодцы, внимательно все рассмотрели.
- А сейчас поиграем в игру «Собери палитру художника».
- Какие краски использовал художник, когда писал картину?
Дети: Коричневый, серый, белый, голубой, жёлтый.
Воспитатель: Что написано голубым, тёмно- синим цветом?
Дети: Небо.
Воспитатель: Коричневым...
Дети: Дорога к дому, дом, лошадь.
Воспитатель: белым…
Дети: Пятна снега.
Воспитатель: Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?
Дети: недалеко от дома.
Воспитатель: Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Дети: Чувство радости.
Воспитатель: Да, ребята, картина вызывает чувство радости, вдохновения, что пришла долгожданная весна, природа пробуждается от зимнего сна.
- Ребята, природа не только вдохновляла художников, но и композиторов, которые написали музыкальные произведения.
- Послушайте и скажите, какое из этих музыкальных произведений по характеру и настроению подойдёт для картины.
Звучат два отрывка музыкальных произведений.
Дети: Второе музыкальное произведение больше подходит к картине.
Звучит музыка.
Воспитатель: дует лёгкий тёплый ветерок, солнечные лучи обогревают землю, стены дома.
- Раскроем ладошки, подставим их яркому, мартовскому солнцу. Чувствуете, как стало тепло.
А теперь представьте себе, что мы очутились на этой опушке леса, но не в начале весны, а зимой. Что бы вы здесь увидели?
Дети: Кругом снег, деревья в снегу…
Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что вы на этом же самом месте, но в конце весны. Что бы вы увидели и услышали здесь?
Дети: На деревьях появились первые зелёные листочки, зеленеет трава, слышно пение птиц.
Воспитатель: Что бы вы стали делать, если бы попали в картину?
Дети: Подошли бы к дому, зашли в дом, прошлись по опушке леса.
Воспитатель: Любуясь красотой весенней природы, поэты создают образ весны в стихах. Кто хочет рассказать о весне?
Чтение детьми стихов о весне.
Весна.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.

Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.

И. Токмакова

Весна (отрывок)
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Ф.И. Тютчев

Воспитатель: Ребята, И. Левитан назвал картину «Март». А как бы вы назвали эту картину?
Дети: «Пришла весна», «Ранняя весна».
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать мой рассказ, который я сочинила, любуясь картиной И.И. Левитана.
- Перед вами картина И.И. Левитана «Март». Художник в своём произведении изобразил раннюю весну- пробуждение природы от зимнего сна.
- Мы видим на переднем плане дом, около дома стоит лошадь с повозкой. Художник изобразил окраину села, а может быть тихую улочку небольшого городка, выходящего к лесу.
- На втором плане мы видим опушку леса и лес, в глубине которого ещё есть снег. Воздух чист и свеж. Ярко светит весеннее солнышко. Темнеет рыхлый снег, слышна звонкая капель.
На верхушке дерева около дома виден скворечник, ждущий своих пернатых жильцов. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится и гонит зиму прочь».
- Картина вызывает чувство радости, нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и лёгкости картины, от ожидания тепла.

Дидактические карточки - Деревья

Уважаемые Воспитатели!

Предлагаю Вам дидактический материал для занятий. Давайте поз накомим детей с различными деревьями.

Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Научите детей запоминать, как выглядят веточки, листочки и плоды.

А ещё предлагаю Вам образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях) и несколько загадок о деревьях (читайте ниже).

В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.

Рассказ про Березу:

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Вопросы про Дерево:

Какие деревья, вы знаете?

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

Чем их надо поливать: водой или молоком?

(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

Для чего нужны деревья, польза от деревьев:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды.

Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.

СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом.
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.

Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Тема сочинение-описание по картине И. Левитана «Березовая роща»

Цели:

Общая : подойти к целостному пониманию роли природы в жизни человека; рассмотреть мир природы как отражение внутреннего мира человека, его настроения.

Развивающая : способствовать развитию культуры рече­вого поведения, внимания к детали, образного мышления, обо­гащению словарного запаса.

Воспитывающая: воспитывать умение видеть прекрас­ное в обыденном, чувствовать красоту произведения искусства в словесном его выражении.

Задачи : через эмоциональное восприятие картины и ее анализ научиться создавать самостоятельное речевое высказы­вание, используя образно-выразительные и изобразительные средства языка, подсказанные картиной; соотносить тему карти­ны с темой будущего речевого высказывания; формировать уме­ние анализировать картину как произведение искусства, вос­принимать произведение живописи целостно и выражать вос­принимаемое средствами языка (адекватно содержанию кар­тины) в единстве формы и содержания.

Общие понятия: тема, основная мысль, художествен­ные средства, композиция, жанр, гармония, ассоциация, художе­ственный образ, символ.

Оборудование : репродукция полотна И. Левитана «Бе­резовая роща», аудиозапись звуков живой природы, веточка бе­резы с листиками-заданиями.

Ход занятия

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия.

II А. Бунин

I . Вступительное слово учителя.

Сегодня трудно представить, что во второй половине XVIII ве­ка пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же зна­чимым, как историческая картина или портрет.

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, бу­дит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Одним из непревзойденных мастеров такого пейзажа был Исаак Левитан. Тебе уже знакомо это имя; вместе с ним мы по­бывали на Волге, наслаждались красотами осени, а сегодня нам предстоит путешествие в березовую рощу. Итак, вы готовы от­правиться в путь?

II . Работа по теме урока.

Включается аудиозапись со звуками летнего леса. Дети слышат щебетание птиц, легкий шум ветерка. На экран выво дится изображение полотна И. Левитана «Березовая роща» (1885-1889).

    Давайте представим, что мы чудесным образом перене­слись на полотно Левитана. Посмотрите внимательно, что нас окружает? Что мы видим, слышим вокруг? Что чувствуем?

    Понравилась ли вам картина, в которой мы оказались? Чем именно она вас привлекла? (Да, вспоминается чудесное стихо­ творение Ф. И. Тютчева.)

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим зноем облита.

А в ней такою негой веет

От каждой ветки и куста!..

    Мы не просто созерцатели, мы еще сегодня высту­паем и в роли исследователей-искусствоведов. Уметь видеть, чувствовать красоту - это прекрасно! Но как интересно, ребята, открыть, с помощью каких средств достигает художник такого потрясающего эффекта.

    Посмотрите, какая необычная березовая веточка у меня в руках, с чудесными листочками, на которых указаны задания для групп.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, затем пред­ ставитель от каждой группы срывает для своей группы листо­ чек с заданием.

Примерные ответы групп:

1) Сколько в этой картине света, воздуха! Какое ликование
она несет! Все, что изображено на этом полотне, будто дышит
и трепещет. Вот почему она не может не завораживать! А какая
палитра! Какие цвета!

2) Композиция неслучайна: все продумано до мелочей.
Справа, близко к краю холста, на первом плане написаны два дерева. Две березы в расцвете сил и красоты. Хотя полностью мы их не видим, их кроны выходят за рамки холста. За ними не­большая полянка, а за ней - веселая перекличка белоствольных юных красавиц. Они словно играют в догонялки. Таким образом художник показывает нам березки убегающими в глубь рощи от переднего правого плана по диагонали к левому заднему пла­ну. Так передается живость, бодрость, радость жизни, веселье и задор.

    Главное художественное средство, используемое худож­ником, - ритм. Ритм солнечных бликов на траве, чередование темных и золотых пятен, неравномерное чередование изумруд­ного, ярко-зеленого и золотистого в трепещущей листве. А сами стволы березок, ведь в них тоже неравномерный ритм. Потря­сающее использование светотени. Отсюда ощущение своеоб­разного танца березок: то в парах, а то поодиночке выступают белоствольные красавицы, соединяясь в дружном веселом тан­це, любуясь собой и своими белоствольными подружками. А какая игра цвета! Разве мы видим чисто белый цвет ствола хотя бы у одной березки? Нет! Сиреневым, голубоватым и зеле­новатым цветом изображается затененная часть ствола, а осве­щенная солнцем - розовая и чуть желтоватая.

    Сам образ березы глубоко символичен: он по праву явля­ется символом России, олицетворением ее чистоты, красоты. В произведениях многих поэтов и писателей встречается этот милый нежный образ-символ, например, в стихах Лермонтова. Тютчева, Есенина, Блока. А сколько упоминаний о березе в рус­ских песнях!

Например, «березонька-подруженька», «березовая Русь», «чета белеющих берез», «обнаженные груди берез», «молоко берез».

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...

Ф. И. Тютчев

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

С. Есенин

5) Мир на полотне Левитана подвижен и переменчив. Су­меть увидеть, поймать этот миг мимолетности - чудесный дар. Он помогает человеку ощутить ту радость бытия, ту гармонию, ту любовь, которая царит в окружающей его природе. Увидеть, что в этом мире «на всем улыбка, жизнь во всем...» и как «цве­тущий мир природы избытком жизни упоен...» (Ф. И. Тютчев).

Какими средствами мы выразим впечатление от увиденно­го на полотне? Предлагаю заполнить таблички рабочих мате­риалов (раздаются каждому).

Наблюдаемое

Рабочий материал

Веселая, задорная, озорная, шаловливая, чуть за­стенчивая, прекрасная в своей красоте и неповто­римости

Солнечные, яркие, ослепительные, подвижные, иг­рающие; жаркие

Березы: листва, стволы

Трепещущая, улыбающаяся, молодая, свежая, неж­ная, сочная, игривая, «золотистые косы», «воздуш­ная зелень»; гибкие, тонкие, обласканные солнцем, наряженные в «холщовые сарафаны», «молоко бе­рез», их чудесный хоровод

Изумрудная, шелковистый покров, скромные рос­сыпи цветочков, золотистые блики, манящая зелень

Напоенный свежестью, благоуханием лесных трав и цветов, животворящим светом и теплом

Настроение

Чудесное, летнее, радостное, приподнятое, ликую­щее

Давайте вместе составим план, по которому дома вы на­
пишете свое речевое высказывание-сочинение.

Т. Чудесный летний день.

II. «Смотри, как роща зеленеет...».

1 Хоровод берез-подружек.

2 «Воздушная зелень младая».

3 На изумрудной полянке...

III. «На всем улыбка, жизнь во всем...»

III . Подведение итогов урока.

Надеюсь, ребята, вам понравилось наше путешествие в лет­-
нюю «Березовую рощу» И. Левитана. Более того, вы себя смог­
ли почувствовать и в роли искусствоведов, и в роли мастеров
художественного слова. Но самое главное, мы поняли, что по­-
средством такого прекрасного жанра, как пейзаж, мы учимся
видеть и ценить красоту родной природы, гармонию, которой
все подчинено в нашем мире. Учимся ценить каждый миг, даро­-
ванный жизнью.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Гармония - согласованность, соразмерность, единство час­тей и целого в художественном произведении.

Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделе­ние в большинстве видов искусств. В изобразительном искусст­ве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исто­рический жанр и т. д.).

Живопись - произведение, в котором изображение наносит­ся на специально подготовленный холст масляными красками.

Композиция - построение художественного произведения.

Палитра - перечень красок, которыми пользуется художник.

Перспектива - происходит от латинского слова «ясно ви­жу» - система изображения на плоскости пространства и объем­ных тел, их удаления от наблюдателя.

Светотень - градация светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков.

Символ - художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Тон - в переводе с греческого «ударение, напряжение» -простейший элемент светотени, светонасыщенность отдельного видимого участка предмета.

Художественный образ - обобщение размышлений и оцен­ки мира художником, который является выразителем мировоз­зрения определенного исторического времени.

Цвет - световые волны, зрительно окрашивающие матери­альный мир в определенные тона спектра. В изобразительном искусстве цвет несет важнейшую функцию эмоционального и смыслового воздействия произведения искусства. Локальный цвет в живописи - чистый, основной цвет, присущий данному предмету (например, трава - зеленая, небо - голубое). Смеше­ние красок, взаимопроникаемость, цветовые контрасты и тон­чайшие нюансы предполагают изменчивую, подвижную цвето­вую систему художественного произведения. Цвет является важнейшим средством художественной выразительности в изо­бразительном искусстве.

Литература

1. Бялик, В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж / В. Бялик. - М. : Белый город 2006.

    Есенин, С. Собрание сочинений: в 2 т. / С. Есенин,-М., 1991.

    Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования: примерное планирование интегрированных занятий / Л.Н.Савина, Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.

    Сочинение по картине в 5 классе: метод, пособие / Л.А. Ходякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.

Есенин, С. Собрание сочинений: в 2 т. / С. Есенин, 1991.

    Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования мерное планирование интегрированных занятий / Л. 11. (п\ Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.

    Сочинение по картине в 5 классе: метод, пособие / Л, Л дякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.

Программное содержание.

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик. Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.

Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем. Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.

Познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.

Интеграция образовательных областей:

художественно-эстетические;

социально-коммуникативное;

познавательное развитие;

физическое развитие; развитие речи.

Активизация словаря: березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.

Подготовительная работа

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.

Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана “Золотая осень”; сундучок, тонированные альбомные листы, краски, гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.

Ход урока

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите “Здравствуйте”. Молодцы ребята.

Воспитатель. А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной!

Воспитатель. Дети, о каком времени года говорит поэт?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.

Ответы детей.

Воспитатель. Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства

Дети. Нарисовать картину.

Воспитатель. Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время года,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину “Золотая осень”. Ребята, а почему художник назвал картину “Золотая осень”?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте полюбуемся картиной.Посмотрите и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение?

Ответы детей.

Воспитатель. А почему грустное настроение? Почему радостное?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем.

Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим картину. (Показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

Дети. Березки.

Воспитатель. Расскажите о них. Какие они?

Ответы детей.

Дети. Березовая роща.

Воспитатель. Правильно, ее называют “берёзовая роща”. Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Дети. Речка.

Воспитатель. Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как “свечка”. А за ней хоровод зелено – коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?

Дети. Небо голубое, с белыми облаками.

Воспитатель. Чего больше на картине – неба или земли? (Ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались?

Дети. Есть тени от деревьев. И небо голубое. А в пасмурную погоду небо серое.

Воспитатель. Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. А как называют картины, на которых изображена природа?

Дети. Пейзаж.

Воспитатель. Правильно, ребята. Сегодня мы послушали стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана. А кто запомнил название картины?

Дети. Картина называется “Золотая осень”

Воспитатель. Правильно. Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.

Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку – сундучок откроется.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.

Дети. Листики.

Воспитатель. Угадали! Вот и сундучок открылся. Открываю сундучок, а там осенние листики. А что можно с ними сделать?

Дети. Поиграть. (Берут любые листики)

Физминутка.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал –
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Воспитатель. Молодцы. А еще что?

Ответы детей. Подуть.

Воспитатель. Правильно, подуть.

Дыхательная гимнастика “Ветер дует на листву”

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на что похож листик.

Дети. На дерево.

Воспитатель. А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками несколько деревьев - для этого покрасим листик от дерева краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков.

Воспитатель. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени?

Ответы детей. Желтый, оранжевый.

Воспитатель. А пока вы работаете, я включу “осеннюю” музыку, её написал композитор Антонио Вивальди. (Фрагмент “Осень”” из цикла “Времена года”)

Воспитатель. Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.

Цель: Формировать у детей знания о жанре живописи - пейзаж; учить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции, подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определённое настроение, помочь увидеть красоту лета.

И.О.О. «Речевое развитие» - активизировать словарь детей словами и выражениями: ажурная листва, прозрачная листва, восторженное, светлое настроение. Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, выражать своё отношение к картине, описывать свои чувства и переживания.

Предварительная работа:

Наблюдение за летними изменениями в природе на прогулках;

Чтение и разучивание стихов о лете;

Рисование детьми деревьев (берёз).

Материалы:

Репродукция картины И.И. Левитана «Берёзовая роща». Листы различного формата, разного цвета, краски, карандаши, сангина, уголь, восковые мелки, кисти, мольберты. Музыкальный центр, инструментальная музыка.

Ход деятельности

Каждое время года красиво по-своему. Об этом пишут стихи - поэты, картины - художники, музыку - композиторы. А поэт Фёдор Тютчев писал о лете так:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

А вот какую картину про лето написал русский художник И. Левитан и назвал её «Берёзовая роща».

(воспитатель выставляет картину)

Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине?

Это какое-то царство берёз! А как вы узнали, что это берёзы?

Ну, конечно, по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Берёзки как девушки в белых сарафанчиках, то парами, то группами закружились в лёгком хороводе!

«Любую берёзку русскую.

То светлую, то грустную

В беленом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками».

Ребята, как вы думаете, что привлекло внимание художника, когда он писал картину?

Почему он выбрал для своей картины прямоугольный, вытянутый по горизонтали формат полотна, срезавшего верхушки берёз?

Теперь давайте посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите их.

Везде ли одинакова зелёная краска, которой художник изображал траву и листву деревьев?

Как можно получить разные оттенки одного цвета?

Каких красок больше на картине - ярких, светлых или тёмных?

Как вы думаете, какое настроение у берёз?

Какой день, на ваш взгляд, изображён на картине?

Как вы думаете можно ли назвать эту картину Левитана радостной?

А если бы художник изобразил всё то же самое, но другими красками - тёмными. Назвали бы эту картину радостной? Почему нет?

Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, которые будут рассматривать его картину, испытывали удовольствие и радость.

Как вы думаете, с каким настроением художник писал эту картину?

Художника поразила игра света и тени на стволах берёз, на листве, траве. Это делает деревья не только трепетными и живыми, но и словно прозрачными.



Похожие статьи
 
Категории