Биография эренбурга ильи григорьевича. Биография ильи григорьевича эренбурга

07.04.2019

Была на полгода моложе меня, когда её арестовали , ей ещё не было семнадцати лет, и согласно закону её вскоре выпустили до судебного разбирательства на поруки отца . Она ответила жандармскому полковнику : «Если вы меня выпустите, я буду продолжать моё дело ». Надя любила стихи, пробовала читать мне Блока , Бальмонта , Брюсова . А я боялся всего, что может раздвоить человека : меня тянуло к искусству , и я его ненавидел. Я издевался над увлечением Нади, говорил, что стихи - вздор, «нужно взять себя в руки». Несмотря на любовь к поэзии, она прекрасно выполняла все поручения подпольной организации. Это была милая девушка, скромная , с наивными глазами и с гладко зачёсанными назад русыми волосами. Старшая сестра , Маруся, относилась к ней с уважением. Училась Надя в Елизаветинской гимназии, в шестнадцать лет перешла в восьмой класс и кончила гимназию с золотой медалью. Я часто думал: вот у кого сильный характер !..
Мы расстались в конце 1908 года (я видел её перед моим отъездом за границу). Я начал писать стихи в 1909 году, а Надя год спустя. Не знаю, при каких обстоятельствах она познакомилась с В.Я. Брюсовым . В 1911 году Валерий Яковлевич посвятил стихотворение Н. Львовой; он писал:
Мой факел старый, просмолённый,
Окрепший с ветрами в борьбе,
Когда-то молнией зажжённый,
Любовно подаю тебе.
В феврале следующего года Надя писала: «Мне всё равно, мне всё равно. Теперь больше, чем когда-либо... Тебя приветствую, моё поражение».
Осенью 1913 года вышли две книги: «Старая сказка» Н. Львовой и «Стихи Нелли» без имени автора, посвящённые Н. Львовой, со вступительным стихотворением Брюсова, который был автором анонимной книги.
Брюсов говорил:
Пора сознаться я - не молод; скоро сорок ...
Наде было на восемнадцать лет меньше. Она писала:
Но, когда я хотела одна уйти домой, -
Я внезапно заметила, что Вы уже не молоды,
Что правый висок у вас почти седой, -
И мне от раскаянья стало холодно.
Эти строки написаны осенью 1913 года, а 24 ноября Надя покончила жизнь самоубийством . Она переводила стихи Жюля Лафорга , который писал о невыносимой скуке воскресных дней; в одном из его стихотворений школьница неизвестно почему бросается с набережной в реку. Брюсов часто говорил о самоубийстве, над одним из своих стихотворений он поставил как эпиграф тютчевские слова:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!
А Надя застрелилась... В предисловии к посмертному, дополненному изданию «Старой сказки» я прочитал: «В жизни Львовой не было значительных внешних событий». Бог ты мой, сколько же должно быть событий в жизни человека? В пятнадцать лет Надя стала подпольщицей, в шестнадцать её арестовали, в девятнадцать она начала писать стихи, а в двадцать два года застрелилась. Кажется, хватит...
На её могиле (похоронили её в Марьиной роще) вырезана строка из Данте :
Любовь , которая ведёт нас к смерти .
Но я сейчас думаю не о Брюсове, а о Наде: что-то меня до сих пор волнует в её судьбе , есть близость, которая заставила меня теперь выделить рассказ о ней в отдельную главу. Да, конечно, она застрелилась, считая, что привела её к смерти любовь, - об этом говорят все её посмертно опубликованные стихи. Но, может быть, именно стихи привели её к смерти?
Человеку очень трудно даётся резкий переход от одного мира к другому. Надя любила Блока, но жила она книгами

Эренбург Илья Григорьевич в годы Великой Отечественной войны служил Он работал в газете "Красная Звезда". Статьи его были опубликованы не только в этой газете, но и в других - "Известиях", "Правде", некоторых дивизионных газетах и за рубежом. Всего около 3 тыс. его статей вышло в печать в период с 1941 по 1945 гг. Антифашистские памфлеты и статьи вошли в трехтомник публицистики, названный "Война" (1942-44 гг.).

В это же время Илья Григорьевич продолжил создавать и публиковать поэмы и стихи о войне. Замысел его романа "Буря" появился в военные годы. Произведение было завершено в 1947 году. Через год Эренбург получил за него Государственную премию. В 1943 году были опубликованы "Стихи о войне".

Послевоенные годы в жизни и творчестве Эренбурга

Илья Григорьевич в послевоенное время продолжал творческую деятельность. В 1951-52 гг. был опубликован его роман "Девятый вал", а также повесть "Оттепель" (1954-56 гг.). Повесть вызвала острые споры. Название ее стало использоваться для обозначения целого периода, который прошла наша страна в общественно-политическом развитии.

Эренбург в 1955-57 годы писал литературно-критические эссе, посвященные французскому искусству. Общее название их - "Французские тетради". Илья Григорьевич в 1956 году добился проведения в столице СССР первой выставки Пикассо.

В конце 1950-х годов начал трудиться над созданием книги мемуаров Илья Эренбург. Произведения, включенные в нее, объединены под названием "Люди. Годы. Жизнь". Книга эта была издана в 1960-е годы. На шесть частей разделил ее Илья Эренбург. "Люди. Годы. Жизнь" включает не все написанные им мемуары. Лишь в 1990 году они были изданы полностью.

Общественная деятельность Ильи Григорьевича

До конца своей жизни Илья Эренбург вел активную общественную деятельность. В период с 1942 по 1948 г. он являлся членом ЕАК (Европейского антифашистского комитета). А в 1943 году стал главой комиссии ЕАК, трудившейся над созданием "Черной книги", в которой рассказывалось о зверствах, которые фашисты совершили против евреев.

Книга эта, однако, была запрещена. Она была опубликована позднее в Израиле. Из-за конфликта с руководством в 1945 году писатель Илья Эренбург вышел из состава этой комиссии.

ЕАК был ликвидирован в ноябре 1948 года. Начался процесс против его руководителей, который завершился только в 1952 году. В материалах дела фигурировал и Илья Эренбург. Арест его, однако, Сталиным не был санкционирован.

Эренбург в апреле 1949 года являлся одним из организаторов Первого Всемирного конгресса сторонников мира. Также с 1950 года Илья Григорьевич участвовал в деятельности Всемирного совета мира в качестве вице-президента.

Награды

Эренбург несколько раз избирался в депутатом. Дважды он был лауреатом Государственной премии СССР (в 1942 и 1948 гг.), а в 1952 году получил Международную Ленинскую премию. В 1944 году Илье Григорьевичу вручили орден Ленина. А правительство Франции сделало его кавалером ордена Почетного легиона.

Личная жизнь Эренбурга

Илья Эренбург дважды был женат. Он жил некоторое время с Екатериной Шмидт в гражданском браке. В 1911 году появилась на свет дочь Ирина (годы жизни - 1911-1997), которая стала переводчиком и писателем. Второй раз Илья Григорьевич женился на Любови Козинцевой, художнице. С ней он прожил до конца своих дней.

Смерть Ильи Эренбурга

После продолжительной болезни Илья Эренбург скончался в Москве 31 августа 1967 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. На могиле спустя год установили памятник. На нем по рисунку Пабло Пикассо, его друга, выбит профиль Ильи Григорьевича.

Надеемся, из этой статьи вы узнали что-то новое о таком человеке, как Илья Эренбург. Биография его, конечно, краткая, но самые важные моменты мы постарались не упустить.

Илья Григорьевич Эренбург. Родился 14 (26) января 1891 года в Киеве - умер 31 августа 1967 года в Москве. Русский советский поэт, писатель, публицист, журналист, переводчик с французского и испанского языков, общественный деятель, фотограф.

Илья Эренбург родился 14 (26 по новому стилю) января 1891 года в Киеве в еврейской семье.

Отец - Герш Гершанович (Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург (1852-1921), служил инженером, был купцом второй гильдии (впоследствии первой гильдии).

Мать - Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург (урождённая Аринштейн) (1857-1918), домохозяйка.

Был четвёртым ребёнком в семье.

Старшие сёстры - Мария (1881-1940), Евгения (1883-1965), Изабелла (1886-1965).

Двоюродный брат - Илья Лазаревич Эренбург (1887-1920), художник и журналист, участник Гражданской войны.

Двоюродная сестра - Наталья Лазаревна Эренбург (в замужестве Эренбург-Маннати) (1884-1979), коллекционер, художник и педагог.

Двоюродные брат и сестра (по матери) - врач-гинеколог Роза Григорьевна Лурье и врач-дерматовенеролог Александр Григорьевич Лурье (1868-1954), профессор и заведующий кафедрой дерматовенерологии Киевского института усовершенствования врачей (1919-1949).

Двоюродный брат - Георгий Борисович Эренбург (1902-1967), востоковед-синолог.

Его родители поженились в Киеве 9 июня 1877 года, потом жили в Харькове, где родились три дочери, и вернулись в Киев только перед рождением сына. Семья жила в квартире деда со стороны отца - купца второй гильдии Григория (Гершона) Ильича Эренбурга - в доме Натальи Искры по адресу улица Институтская № 22.

В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора Акционерного общества Хамовнического пиво-медоваренного завода. Жили на Остоженке, в доме Варваринского Общества в Савеловском переулке, квартира 81.

С 1901 года вместе с учился в 1-й Московской гимназии, где уже с третьего класса учился плохо и в четвёртом был оставлен на второй год. Оставил гимназию будучи учеником пятого класса в 1906 году.

После событий 1905 года принимал участие в работе революционной организации социал-демократов, но в саму РСДРП не вступал. В 1907 году был избран в редколлегию печатного органа Социал-демократического союза учащихся средних учебных заведений Москвы.

В январе 1908 года был арестован, полгода провёл в тюрьмах и освобождён до суда, но в декабре эмигрировал во Францию, жил там более 8 лет. Постепенно отошёл от политической деятельности.

В Париже занимался литературной деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов. Первое стихотворение «Я шёл к тебе» было напечатано в журнале «Северные зори» 8 января 1910 года, выпустил сборники «Стихи» (1910), «Я живу» (1911), «Одуванчики» (1912), «Будни» (1913), «Стихи о канунах» (1916), книгу переводов Ф. Вийона (1913), несколько номеров журналов «Гелиос» и «Вечера» (1914). В 1914-1917 годах был корреспондентом русских газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на Западном фронте.

Летом 1917 года вернулся в Россию. Осенью 1918 года переехал в Киев, где квартировал у своего двоюродного брата - врача-дерматовенеролога местной Еврейской больницы Александра Григорьевича Лурье на улице Владимирской, 40.

С декабря 1919 года по сентябрь 1920 года вместе с женой жил в Коктебеле у , затем из Феодосии баржей переправился в Тифлис, где выхлопотал для себя, жены и братьев Мандельштам советские паспорта, с которыми в октябре 1920 года они вместе в качестве дипкурьеров отправились поездом из Владикавказа в Москву.

В конце октября 1920 года Эренбург был арестован ВЧК и освобождён благодаря вмешательству Н. И. Бухарина.

Отрицательно восприняв победу большевиков (о чем свидетельствуют его сборник стихов «Молитва о России» 1918 года и публицистика в газете «Киевская жизнь»), в марте 1921 года Эренбург снова уехал за границу.

Будучи выслан из Франции, некоторое время провёл в Бельгии и в ноябре прибыл в Берлин.

В 1921-1924 годах жил в Берлине, где выпустил около двух десятков книг, сотрудничал в «Новой русской книге», вместе с Л. М. Лисицким издавал конструктивистский журнал «Вещь».

В 1922 году опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», в котором дана интересная мозаичная картина жизни Европы и России времён Первой мировой войны и революции, но главное - приведён свод удивительных по своей точности пророчеств.

Илья Эренбург - "Хулио Хуренито"

Илья Эренбург был пропагандистом авангардного искусства. Был близок к левым кругам французского общества, активно сотрудничал с советской печатью - с 1923 года работал корреспондентом «Известий». Его имя и талант публициста широко использовались советской пропагандой для создания привлекательного образа Советского Союза за границей. Много ездил по Европе (Германия - 1927, 1928, 1930, 1931; Турция, Греция - 1926; Испания - 1926; Польша - 1928; Чехословакия - 1927, 1928, 1931, 1934; Швеция, Норвегия - 1929; Дания - 1929, 1933; Англия - 1930; Швейцария - 1931; Румыния, Югославия, Италия - 1934).

Летом и осенью 1932 года совершил поездку по СССР, был на строительстве магистрали Москва-Донбасс, в Кузнецке, Свердловске, Новосибирске, Томске, результатом чего стал роман «День второй» (1934), осуждённый критиками.

В 1934 году выступил на Первом съезде советский писателей, 16-18 июля 1934 года с целью разыскать находящегося в ссылке Осипа Мандельштама посетил Воронеж.

С 1931 года тон его публицистических и художественных произведений становится всё более просоветским, с верой в «светлое будущее нового человека». В 1933 году в издательстве «Изогиз» вышел фотоальбом Эренбурга «Мой Париж» в выполненном Элем Лисицким картонаже и суперобложке.

Илье Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть» .

После прихода Гитлера к власти становится крупнейшим мастером антинацистской пропаганды. Во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов Эренбург был военным корреспондентом «Известий». Выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941).

24 декабря 1937 года приехал на две недели из Испании в Москву, 29 декабря выступил на писательском съезде в Тбилиси. В следующий приезд из Испании у него был отобран заграничный паспорт, который был восстановлен в апреле 1938 года после двух обращений Эренбурга к , и в начале мая он вернулся в Барселону. После поражения республиканцев вернулся в Париж.

После немецкой оккупации Франции укрылся в Советском посольстве.

В 1940 году вернулся в СССР, где написал и опубликовал роман «Падение Парижа» (1941) о политических, нравственных и исторических причинах разгрома Франции Германией во Второй мировой войне.

С первого дня Великой Отечественной войны начал активно противостоять врагу на пропагандистском фронте. Сам он вспоминал о 22 июня 1941: "за мною приехали повезли в «Труд», в «Красную звезду», на радио. Я написал первую военную статью. Позвонили из ПУРа, просили зайти в понедельник в восемь часов утра, спросили: «У вас есть воинское звание?» я ответил, что звания нет, но есть призвание: поеду, куда пошлют, буду делать, что прикажут".

В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями, которых написал за время войны около 1500. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942-1944).

В 1942 году вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте, которые совместно с писателем Василием Гроссманом были собраны в «Чёрную книгу».

Илье Эренбургу и Константину Симонову принадлежит авторство лозунга «Убей немца!» (впервые прозвучавшего в стихотворении К. М. Симонова «Убей его!»), который широко использовался в плакатах и - в качестве заголовка - листовках с цитатами из статьи Эренбурга «Убей!» (опубликована 24 июля 1942 года).

Для поддержания действенности лозунга в советских газетах того времени были созданы специальные рубрики (одно из типичных названий «Убил ли ты сегодня немца?»), в которых публиковались письма-отчёты советских бойцов о количестве убитых ими немцев и способах их уничтожения.

Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга, объявив его в январе 1945 года злейшим врагом Германии. Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».

Илья Эренбург. Убей!

«Вот отрывки из трех писем, найденных на убитых немцах:

Управляющий Рейнгардт пишет лейтенанту Отто фон Шираку:

"Французов от нас забрали на завод Я выбрал шесть русских из Минского округа. Они гораздо выносливей французов. Только один из них умер, остальные продолжали работать в поле и на ферме. Содержание их ничего не стоит и мы не должны страдать от того, что эти звери, дети которых может быть убивают наших солдат, едят немецкий хлеб. Вчера я подверг лёгкой экзекуции двух русских бестий, которые тайком пожрали снятое молоко, предназначавшееся для свиных маток..."

Матеас Димлих пишет своему брату ефрейтору Генриху Цимлиху:

"В Лейдене имеется лагерь для русских, там можно их видеть. Оружия они не боятся, но мы с ними разговариваем хорошей плетью..."

Некто Отто Эссман пишет лейтенанту Гельмуту Вейганду:

"У нас здесь есть пленные русские. Эти типы пожирают дождевых червей на площадке аэродрома, они кидаются на помойное ведро. Я видел, как они ели сорную траву. И подумать, что это - люди..."

Рабовладельцы, они хотят превратить наш народ в рабов. Они вывозят русских к себе, иэдеваются, доводят их голодом до безумия, до того, что умирая, люди едят траву, червей, а поганый немец с тухлой сигарой в зубах философствует: "Разве это люди?.."

Мы знаем все. Мы помним все. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово "немец" для нас самое страшное проклятье. Отныне слово "немец" разряжает ружье. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Он возьмет твоих и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоем участке затишье, если ты ждешь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого - нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! - это просит старуха-мать. Убей немца! - это молит тебя дитя. Убей немца! - это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»

В дни, когда Красная Армия перешла государственную границу Германии, в советских верхах действия на территории Германии трактовались как выполнение освободительной миссии Красной Армии - освободительницы Европы и собственно немецкого народа от нацизма. И потому после статьи Эренбурга «Хватит!», опубликованной в «Красной звезде» 11 апреля 1945 года, появилась ответная статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает» (газета «Правда»).

После войны выпустил дилогию - романы «Буря» (1946-1947) и «Девятый вал» (1950).

В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain», о побеге шифровальщика ГРУ И. С. Гузенко и советском шпионаже. 21 февраля того же года Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.

Был одним из лидеров Движения борцов за мир.

Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным: с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой - был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева.

После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая была напечатана в майском номере журнала «Знамя» и дала название целой эпохе советской истории.

В 1958 году вышли «Французские тетради» - эссе о французской литературе, живописи и переводы из Ж. Дю Белле. Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е - 1970-е годы большой популярностью в среде советской интеллигенции. Эренбург познакомил молодое поколение со множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель), так и молодых авторов (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко).

Пропагандировал новое западное искусство (П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане, П. Пикассо).

В марте 1966 года подписал письмо тринадцати деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И.В. Сталина.

Проститься с писателем пришло около 15 000 человек. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Личная жизнь Ильи Эренбурга:

Дважды был женат.

Первая жена - Катерина (Екатерина) Оттовна Шмидт (1889-1977, во втором браке Сорокина), переводчица. Состояли в браке в 1910-1913 годах.

У пары родилась дочь Ирина Ильинична Эренбург (1911-1997), переводчик французской литературы, она была замужем за писателем Борисом Матвеевичем Лапиным (1905-1941). После трагической гибели мужа удочерила и вырастила девочку Фаню, которую Илья Эренбург привез с фронта. На глазах у Фани в Виннице немцы расстреляли родителей и сестер, ее старшие братья служили в польской армии. Фаню успел спрятать какой-то старик, но так как это было связано с большим риском, он велел ей: «Беги, ищи партизан». Эту девочку Эренбург привёз в Москву именно в надежде отвлечь Ирину от горя. И она удочерила Фаню.

Вторая жена - Любовь Михайловна Козинцева (1899-1970), художница, сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева, ученица Александры Экстер, Роберта Фалька, Александра Родченко, она приходилась Эренбургу двоюродной племянницей. Поженились в августе 1919 года.

Любовь Козинцева - вторая жена Ильи Эренбурга

Фильмография Ильи Эренбурга:

1945 - Югославия (документальный) - сценарист
1965 - Мартирос Сарьян (документальный) - сценарист
1976 - Илья Эренбург (документальный)

Библиография Ильи Эренбурга:

1910 - Стихи
1911 - Я живу
1912 - Одуванчики
1913 - Будни: Стихи
1914 - Детское
1916 - Повесть о жизни некоей Наденьки и о вещих знамениях явленных ей
1916 - Стихи о канунах
1917 - О жилете Семена Дрозда: Молитва
1918 - Молитва о России
1919 - Огонь
1919 - В звёздах
1920 - Лик войны
1921 - Кануны
1921 - Раздумия
1921 - Неправдоподобные истории
1922 - Зарубежные раздумья
1922 - О себе
1922 - Портреты русских поэтов
1922 - Опустошающая любовь
1922 - Золотое сердце: Мистерия; Ветер: Трагедия
1922 - Необычайные похождения Хулио Хуренито
1922 - А все-таки она вертится
1922 - Шесть повестей о легких концах
1922 - Жизнь и гибель Николая Курбова
1923 - Тринадцать трубок
1923 - Звериное тепло
1923 - Трест «Д. Е.» История гибели Европы
1924 - Любовь Жанны Ней
1924 - Трубка
1925 - Бубновый валет и компания
1925 - Рвач
1926 - Лето 1925 года
1926 - Условные страдания завсегдатая кафе
1926 - Три рассказа о трубках
1926 - Чёрная переправа
1926 - Рассказы
1927 - В Проточном переулке
1927 - Материализация фантастики
1927-1929 - Собрание сочинений в 10-ти томах
1928 - Белый уголь или Слёзы Вертера
1928 - Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца
1928 - Рассказы
1928 - Трубка коммунара
1928 - Заговор равных
1929 - 10 Л.С. Хроника нашего времени
1930 - Виза времени
1931 - Фабрика снов
1931 - Англия
1931 - Единый фронт
1931 - Мы и они (совместно с О. Савичем)
1932 - Испания
1933 - День второй
1933 - Хлеб наш насущный
1933 - Мой Париж
1933 - Москва слезам не верит
1934 - Затянувшаяся развязка
1934 - Гражданская война в Австрии
1935 - Не переводя дыхания
1935 - Хроника наших дней
1936 - Четыре трубки
1936 - Границы ночи
1936 - Книга для взрослых
1937 - Вне перемирия
1937 - Что человеку надо
1938 - Испанский закал
1941 - Верность: (Испания. Париж): Стихи
1941 - Плененный Париж
1941 - Гангстеры
1941 - Бешеные волки
1941 - Людоеды. Путь к Германии (в 2-х книгах)
1942 - Падение Парижа
1942 - Ожесточение
1942 - Огонь по врагу
1942 - Кавказ
1942 - Солнцеворот
1942 - Заправилы фашистской Германии: Адольф Гитлер
1942 - За жизнь!
1942 - Василиск
1942–1944 - Война (в 3-х томах)
1943 - Свобода
1943 - Немец
1943 - Ленинграду
1943 - «Новый порядок» в Курске
1943 - Стихи о войне
1946 - Дерево: Стихи: 1938–1945
1946 - Дорогами Европы
1947 - Буря
1947 - В Америке
1948 - Лев на площади
1950 - Девятый вал
1952–1954 - Собрание сочинений в 5-ти томах
1952 - За мир!
1954 - Оттепель
1956 - Совесть народов
1958 - Французские тетради
1959 - Стихи: 1938-1958
1960 - Индия, Греция, Япония
1960 - Перечитывая Чехова
1961–1967 - Люди, годы, жизнь - (книги 1–6)
1962–1967 - Собрание сочинений в 9-ти томах
1969 - Тень деревьев
1974 - Летопись мужества. Публицистические статьи военных лет
1990–2000 - Собрание сочинений в 8-ми томах (К 100-летию со дня рождения)
1996 - В смертный час. Статьи 1918–1919
2004 - Дай оглянуться. Письма 1908–1930
2004 - На цоколе истории. Письма 1931–1967
2006 - Я слышу всё


Илья Григорьевич Эренбург (1891-1967) родился в еврейской семье (отец - инженер); детство провел в Киеве, учился в 1-й Московской гимназии, из 6-го класса был исключен за участие в революционном кружке. В 1908 был арестован, выпущен под залог и, не дожидаясь суда, сбежал во Францию.

Разочаровавшись в идеях большевизма, переключился на литературные занятия. Дебютировал в 1910 выпущенной в Париже маленькой книжкой «Стихи» (по определению М. Волошина, сочинений «искусных, но безвкусных, с явным уклоном в сторону эстетического кощунства»), и затем почти каждый год издавал небольшими тиражами в Париже сборники за свой счет и отправлял их в Россию знакомым («Я живу», 1911; «Одуванчики», 1912; «Будни», 1913; «Детское», 1914).

Первой «настоящей» книгой впоследствии считал «Стихи о канунах», 1916. На стихи обратили внимание В. Брюсов, Н. Гумилев, С. Городецкий, они вызвали много откликов в критике. А. Блок в 1918 в статье «Русские денди» упоминает уже о «моде на Эренбурга».

В эти годы И. Эренбург переводил французскую и испанскую поэзию, вошел в круги художественной богемы Парижа (П. Пикассо, А. Модильяни, М. Шагал и др.). После Февральской революции вернулся в Россию, но октябрьский переворот встретил враждебно (сборник стихов «Молитва о России», 1918, где отразились тогдашние настроения писателя, был изъят из советских библиотек).

Жил сначала в Москве, потом скитался по югу страны, пытался зарабатывать на жизнь публицистикой (писал статьи и доброжелательные по отношению к революции, и контрреволюционные).

В 1921 выехал в «творческую командировку» в Берлин, сохраняя советский паспорт, и большая часть его самых значительных прозаическиих произведений была создана в годы «полуэмиграции» («Необыкновенные похождения Хулио Хуренито и его учеников....», роман «Рвач», мелодрама «Любовь Жанны Ней», исторический роман «Заговор равных», сборник рассказов «Тринадцать трубок» и многие другие).

Книги И. Эренбурга издавались одновременно и за границей, и на родине. Долгое пребывание в Германии и Франции в таком исключительном положении привело к тому, что Эренбурга не считали до конца «своим» ни в эмигрантской среде, ни в советской России.

В 1918-1923 продолжали выходить небольшие поэтические книжки Эренбурга, но интереса у критики и у читателей они не вызывали. К написанию стихов И. Эренбург вернулся в конце жизни (часть поэтического наследия публиковалась посмертно,), а современникам Эренбург был известен главным образом как яркий публицист, романист, автор мемуаров «Люди, годы, жизнь».



Похожие статьи
 
Категории