Биография флобера кратко. Жизнь замечательных имен

29.03.2019

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача . Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1836 году он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Свою молчаливую страсть он пронес через всю жизнь и отобразил её в романе «Воспитание чувств».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции , которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в году после первого эпилептического удара. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.

В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.

Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 годы осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.

С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур, Бодлера, а также встречается с Тургеневым.

В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Булле. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 году и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает своё имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.

Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.

в самом творчестве Флобер как бы стыдится проявить своё сочувствие к людям, не стоящим этого сочувствия, и в то же время считает ниже своего достоинства показать свою ненависть к ним. Как равнодействующая этой потенциальной любви и вполне реальной ненависти к людям и возникает флоберовская поза бесстрастия .

Некоторые отмеченные литературоведами формальные особенности романа - очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Так роман появился в 1862 году. Это исторический роман, в котором повествуется о восстании в Карфагене в третьем веке до н. э.

Через два года в сентябре 1864 года Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Третий роман «Воспитание чувств » () был насыщен социальными проблемами. В частности, в романе описываются европейские события 1848 года . Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюбленность. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сотен экземпляров.

Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев , связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».

Главные произведения

Гюстав Флобер, современник Шарля Бодлера, занимает ведущую роль в литературе XIX века. Его обвиняли в аморальности и восхищались им, однако сегодня он признан одним из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе элементы и психологизма, и натурализма. Сам Флобер считал себя реалистом.

Работу над романом «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер начал в 1851 году и работал пять лет. Роман опубликован в журнале Revue de Paris. По стилю роман схож с произведениями Бальзака. Сюжет рассказывает о молодом человеке по имени Шарль Бовари, который недавно закончил обучение в провинциальном лицее и получил должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа в его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.

Роман «Саламбо» был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провел в Тунисе, изучая исторические источники. Когда он появился в 1862 году, его восприняли с большим энтузиазмом. Роман начинается с того, что наёмники празднуют победу в войне в садах своего генерала. Разозлившись на отсутствие генерала и вспоминая свои обиды, они громят его имущество. Саламбо, дочь генерала, приходит, чтобы угомонить солдат. Двое предводителей наёмников влюбляются в эту девушку. Освобожденный раб советует одному из них завоевать Карфаген, чтобы заполучить девушку.

Работа над романом «Воспитание чувств» началась в сентябре 1864 и закончилась в 1869 году. Произведение автобиографично. Роман рассказывает о молодом провинциале, который отправляется на учёбу в Париж. Там он познает дружбу, искусство, политику и не может сделать выбор между монархией, республикой и империей. В его жизни появляется много женщин, но все они не сравнимы с Мари Арну, женой торговца, которая была его первой любовью.

Замысел романа «Бувар и Пекюше» появился в 1872 году. Автор хотел написать о тщеславии своих современников. Позднее он пытался понять саму природу человека. В романе рассказывается о том, как жарким летним днём двое мужчин, Бувар и Пекюше, случайно встречаются и знакомятся. Позднее выясняется, что у них одинаковая профессия (копировальщик) и даже совместные интересы. Если бы они могли, то жили бы за городом. Но, получив наследство, они все-таки покупают ферму и занимаются сельским хозяйством. Позднее выясняется их неспособность к этой работе. Они пробуют себя в области медицины, химии, геологии, политики, но с одним и тем же результатом. Таким образом, они возвращаются к своей профессии копировальщиков.

Сочинения

  • «Мемуары безумца» / фр. Mémoires d"un fou ,
  • «Ноябрь» / фр. Novembre ,
  • «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы » / фр. Madame Bovary ,
  • «Саламбо » / фр. Salammbô ,
  • «Воспитание чувств» / фр. L"Éducation sentimentale ,
  • «Искушение святого Антония» / фр. La Tentation de saint Antoine ,
  • «Три повести» / фр. Trois contes ,

Экранизации

  • Жан Ренуар), Франция, 1933 г.
  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.
  • Воспитание чувств (реж. Марсель Кравенн), Франция, 1973
  • Спаси и сохрани (реж. Александр Сокуров), СССР, 1989 г.
  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Клод Шаброль), Франция, 1991 г.
  • Госпожа Майя (Maya Memsaab), (реж. Кетан Мехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»)
  • Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.
  • Ночь за ночью / Все ночи (Toutes les nuits), (реж. Юджин Грин), (по мотивам), 2001 г.
  • Простая душа (Un coeur simple), (реж. Марион Лэйн), 2008 г.
  • Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Софи Бартез), 2014 г.

Музыка

  • опера «Мадам Бовари» / Madame Bovary (1955, Неаполь), композитор Гвидо Паннаин .

Библиография на русском языке

Сочинения:

  • Собрание сочинений. Т. 1-4. СПб., изд. Пантелеева, 1896-1898
  • Полное собрание сочинений. Т. 1-4, 8. - СПб., Шиповник, 1913-1915.
  • Собр. сочинений Т.1-8 - М., ГИХЛ-Гослитиздат, 1933-1938;
  • Собр. сочинений в 5 т. - М., Правда, 1956;
  • Собрание сочинений в 4-х томах. - М., Правда, 1971
  • Собрание сочинений в 3-х томах. - М., 1983-1984
  • О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи.: в 2 т. - М., .

Критическая литература:

  • Аносова Н. А. -
  • Дежуров А. С. Объективный роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. М., . - С. 304-319.
  • Иващенко А. Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции . - М., ;
  • Моруа А. Литературные портреты. - М., . - С. 175-190;
  • Пузиков. Идейные и художественные взгляды Флобера // Пузиков. Пять портретов. - М., . - С. 68-124;
  • Реизов Б. Г. Творчество Флобера. - М., ;
  • Храповицкая Г. Н. Гюстав Флобер // История зарубежной литературы XIX века. - Ч. 2. - М., . - С. 215-223.

Напишите отзыв о статье "Флобер, Гюстав"

Примечания

Ссылки

  • Биография, библиография, тексты произведений, письма, галерея, форум.
  • - романы на русском и французском ; Моруа, Набоков о «Госпоже Бовари»
  • - Собрание Флобера в интернете
  • - вариант 1856 года, перевод М. Петровского, Переписка 1830-1880
  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Флобер, Гюстав

Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.
Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.
Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.
Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.
Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.

Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?
Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.

Гюстав Флобер (12 декабря 1821 года - 8 мая 1880 года) - французский писатель одни из величайших Западных романистов. Наиболее известный своим первым опубликованным романом «Госпожа Бовари» (1857), а так же преданностью своим технике и стилю, представленных в бесконечном поиске и подборе слов.

Ранние годы и образование

Флобер родился 12 декабря в 1821 году в Руане, в Северо-Нормандском регионе Франции. Он был вторым сыном в семье Флобера (1784 - 1846), своего отца хирурга, и матери Анны Жюстины Каролины Флобер (1793 - 1872). Флобер начал писать в раннем возрасте, ранее восьми лет, как известно из некоторых источников. Учился Флобер в своем родном городе и не покидал его до 1840 года, когда уехал учиться на юриста в Париж.

Будучи безразличным к учебе, Флобер находил Париж пренепреятнейшим городом.Он завел несколько знакомств, включая Виктора Гюго. К концу 1840 года Флобер путешествовал по Пиренеям и Корсике. В 1846 году, после вспышки эпилепсии, он уехал из Парижа и бросил учебу.

Личная жизнь

После того, как Флобер уехал из Парижа, он вернулся в Круассе (городок который примыкает к Руану) и жил со своей матерью. Флобер до конца своих дней прожил в отчем доме на берегу Сенны (который стал его домом) до конца своих дней. Флобер никогда не был женат. С 1846 по 1854 год у него были отношения с поэтессой Луизой Колетт (его письма к ее величеству). Как говорит биограф Флобера, Эмиль Фаго, его отношения с Луизой были единственными серьезными отношениями. Флобре иногда он посещал проституток. Постепенно утрачивая интерес друг к другу, Гюстав и Луиза расстались.

Вместе со своим другом Максимом де Камп Флобер путешествовал по Бретани в 1846 году, Греции и Египту - в 1849. Начиная с 1850 года Флобер жил в Круассете, делая редкие визиты в Париж и Англию, где у него были любовницы. Он посетил Карфаген в 1858 году в поиске прототипов и примеров для своего романа «Саламбо».

Флобер был неутомимым работником и часто, в письмах друзьям, жаловался на напряженный график. Он был близок со своей племянницей, Каролиной Коммонвиль, дружил и вел переписку с Жержем Сандом. Изредка он посещал парижских знакомых, включая Эмиля Золя, Ивана Тургенева, Эдмонда и Джулию Гонкот.

1870 год был трудным. Парижские солдаты оккупировали дом Флобера на время Войны в 1870 году, а в 1872 умерла его мать. После смерти матери у Флобера наступили финансовые трудности.

Флобер болел венерическими заболеваниями большую часть своей жизни. Его здоровье ухудшилось, и он умер в Круассете от инсульта в 1880 году в возрасте 58 лет. Флобера похоронили на семейном участке, на кладбище в Руане. В 1890 году в Руанском музее был воздвигнут памятник Флоберу.

Карьера писателя

В сентябре 1849 года Флобер закончил первую версию романа «Искушение Святого Антония». Он читал роман вслух Луи Боле и Максиму де Камп в течение четырех дней, не разрешая им останавливать себя и высказывать какое-нибудь мнение. В конце прочтения его друзья сказали ему бросить рукопись в огонь, предлагая, сосредоточится на повседневной жизни, а не на фантастических объектах.

В 1850 году, после возвращения из Египта, Флобер начал работу над романом «Госпожа Бовари». Роман, написание которого заняло пять лет, был напечатан в «Ruve de Paris» («Парижском журнале») в 1856 году. Правительство начало дело против издателя и против автора по обвинению в безнравственности, но обоих оправдали. Роман «Госпожа Бовари», появившийся в книжной форме, был встречен очень тепло.

В 1858 году Флобер едет в Карфаген собирать материал для следующего романа «Сламбо». Роман был закончен в 1862 году, после годовой работы.

Основанная на событиях детства, следующая работа Флобера «Воспитание чувств», заняла семь лет усиленной работы. «Воспитание чувств», последний законченный роман, был опубликован в 1869 году.

Флобер написал весьма неудачную драму, «Кандидат»,а так же опубликовал переработанную версию «Искушение Святого Антония», часть которого была опубликована в 1857 году. Он уделил большую часть своего времени новому проекту, «Две мокриц», который позднее стал называться «Бювар и Пекюше», и оторвался от него, только для написания «Трех повестей» в 1877 году. Эта книга включала три рассказа: «Простая душа», «Легенда о Святом Юлиане Странноприимце» и «Иродиада». После публикации этих рассказов, он посвятил остаток своей жизни незаконченной работе «Бювар и Пекюше», которая была опубликована посмертно в 1881 году. Это была грандиозная сатира на человеческую тщетность и вездесущую посредственность. Флобер верил в то, что эта работа станет шедевром, хотя посмертная версия получила прохладные обзоры. Флобер любил пистать письма, которые собраны в разных публикациях.

Работа и наследие

Особые композиционные способы, применяемые Флобером, интересны и оригинальны. Он работал в угрюмом одиночестве, иногда тратя неделю для завершения одной страницы, и то, что он сочинил, никогда не удовлетворяло его, яростно мучая свой мозг, для лучшего подбора фраз и подходящих прилагательных. Его беспрерывный труд был вознагражден. Из его личной переписки видно, что Флобер был не из тех, для кого правильный язык был естественнен; он с потом, капающим с бровей извлекал свои идельные фрзы, все время совершенствуя их. Много критиков считают работы Флобера иконами стиля.

То, что Флобер был одним из величайших писателей, когда-либо живших во Франции, подтверждается полностью и сейчас, и его величие преимущественно зависит от экстраординарной энергии и точности его стиля. Менее чем любой другой писатель, не только из Франции, а из современной Европы, Флобер привносит допуск к неточности, обобщению, неясности неподходящему выражению, которое является отравой для обычного писательства. Он никогда не потакал и не шел на поводу, бросая свои фразы, которые наиболее выражают его понимание. Как писатель, Флобер частично относился к романистам, реалистам и стилистам. Следовательно, члены различных школ, особенно реалисты и формалисты, проследили свою принадлежность к его работам. Точность, с которой он приспосабливает свои выражения к своей цели, может быть замечена во всех частях его работы, особенно в портретах, которых - бесчисленное множество в его основных романах. Степень известности, на которую претендует имя Флобера, очень велика, начиная с его смерти, представляет интересную главу истории литературы сам по себе. Также, Флобер ассоциируется с распространением и популяризацией цвета «Тосканский кипарис», который, часто упоминается в романе «Госпожа Бовари».

Публикация «Госпожи Бовари» в 1857 году повлекла за собой множество скандалов, и не только с правительством; cначала этот роман не был понят, так как нес в себе нечто новое: чересчур правдоподобное описание жизни. Постепенно, этот аспект его гения был принят, и начал вытеснять всех других. Перед своей смертью Флобер был оценен как наиболее влиятельный французский реалист. Кроме этого, Флобер сильно повлиял на развитие Ги де Мопассана, Эдмонда де Гонкота, Альфонса Даудета, и Золя. Даже после того, как он немного отклонился от реализма, не утратил престижа в литературном сообществе; он продолжал иметь влияние на других писателей из-за глубины своих эстетических принципов, преданности стилю и неутомиму следованию идеально выражаться.

Он, как говорят, превратил цинизм в художественную форму, что подтверждается наблюдением с 1846:

«Быть тупым, эгоистичным и иметь хорошее здоровье - три основополагающих фактора счастья; хотя если тупость - недостаток, то другое - бесполезно.»

Полное собрание сочинений (8 томов, 1885) было напечатано по оригинальным рукописям, и включало, помимо работ уже упомянутых, произведения «Кандидат» и «Замок сердца». Другое издание (10 томов) было представлено в 1873-1885 годах. Переписка Флобер с Жоржем Сандом была опубликована в 1884 году со вступлением, написанным Мопассаном.

Флобер был описан и восхвален всеми литературными личностями 20 столетия, включая флософов и социологов, таких как Перри Брауди и Джен Пауль Сартре, чей, частично психоаналитический, портрет Флобера «Семейный идиот» был опубликован в 1971 году. Жорж Пере назвал «Воспитание чувств» его любимейшим романом. Перуанский романист, Марио Варгас Льоса более всех восхищался Флобером. «Бесконечная оргия» посвящена исключительно творчеству Флобера.

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 в семье знаменитого врача-хирурга, все детство и юность провел при госпитале, где располагалась квартира отца. Сам Флобер с малолетства думал, что ему уготовано иное поприще, хотя писать начал уже в подростком возрасте. Интерес к жизни, но более смерти, во многом определивший смысловое ядро будущих произведений, зародился здесь же, в стенах руанской больницы, когда совсем мальчишкой, тайком от родителей, Гюстав пробирался в зал для вскрытия и наблюдал за обезображенными смертью телами.

Получив первоначальное образование в Королевском колледже Руана, в 1840 году Флобер отправляется в Париж, чтобы изучать право. Решение это не было продиктовано сердцем: юриспруденция нисколько не занимала юношу. В самой романтической столице мира он живет более чем уединенно, у него практически нет товарищей.

Проучившись три года в Сорбонне, Флобер не сумел сдать переводной экзамен. В этом же году у него диагностируют заболевание, по симптомам напоминающее эпилепсию. Врачи настоятельно рекомедуют Гюставу вести малоподвижный образ жизни, а постоянные припадки, спасение от которых он видел только в приеме горячих ванн, изводят его. Чтобы найти спасение от болезни, будущий писатель отправляется в Италию.

1845 год кардинально меняет его жизненный вектор: умирает отец, а потом и горячо любимая сестра, Каролина. Флобер берет на попечение дочь сестры и ее мужа, а также принимает решение вернуться домой, к матери, чтобы вместе с ней преодолеть боль потери. Вместе с ней они селятся небольшом, живописном имении в Круассе, близ Руана. С этой минуты вся жизнь Флобера будет связана с этим местом, которое надолго он покидал всего два раза.

Полученное наследство позволило Флоберу не знать материальных забот, не имея официальной службы, он ежедневно и кропотливо работал над своими произведениями.

В русле господствующего тогда в литературе романтизма были написаны его первые повести: «Мемуары безумца» (1838) и «Ноябрь» (1842). А вот в не увидевшем свет романе «Воспитание чувств», работа над которым длилась с 1843 по 1845, четко прослеживаются ноты реализма.

К 1846 году относится начало его отношений с Луизой Коле, достаточно известной в те времена писательницей, знакомство с которой он свел еще в Париже. Этот роман, длиною в восемь лет, был самой продолжительной привязанностью в жизни Флобера. Из-за того, что писатель очень боялся передать свой недуг по наследству, он, не желая продолжить свой род, никому не делал предложения руки и сердца, хотя популярностью у женщин неизменно пользовался.

Слава обрушилась на Флобера, когда в 1856 году в журнале «Ревю де Пари» увидел свет его первый роман «Госпожа Бовари» , который является визитной карточкой писателя. Кропотливо, день за днем, в течение пяти лет, обдумывая каждое написанное слово, Флобер писал книгу о том, как иллюзия способна уничтожить реальность. Сюжет прост: ничем не примечательная, более чем заурядная мещанка, чтобы придать красок своей жизни, заводит две интрижки, не замечая того, что любящий человек всегда был рядом.

Роман, завершившийся самоубийством героини, наделал много шуму. Автор и редакторы журнала были привлечены к суду за безнравственность. Нашумевший судебный процесс закончился оправдательным вердиктом. Но в 1864 году Ватикан внес «Госпожу Бовари» в «Индекс запрещенных книг».

Тончайшая психология в раскрытии образа главной героини стала настоящим открытием в литературе и во многом определила путь развития всего европейского романа.

В 1858 году Флобер совершает путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой роман «Саламбо» , действие которого переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.

Третий роман писателя «Воспитание чувств» посвящен теме «потерянного поколения».

Годы жизни: с 12.12.1821 по 08.05.1880

Знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции.

Флобер родился в Руане, в Северо-Нормандском регионе Франции. Он был вторым сыном в семье Флобера, своего отца известного хирурга, и матери Анны Жюстины Каролины Флобер. Начал писать в раннем возрасте, ранее восьми лет, как известно из некоторых источников.

Учился Флобер в своем родном городе в Королевском коллеже Руана (1823-1840) и не покидал его до 1840 года, когда уехал учиться на юриста в Париж. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М.Дю Каном, который стал его спутником в путешествиях. К концу 1840 года Флобер путешествовал по Пиренеям и Корсике.

В 1843 у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. Болезнь привела к тому, что Флобер не закончил курс, а отправился в путешествие. В 1845 году он ездил в Италию. Вместе со своим другом Флобер путешествовал по Бретани в 1846 году.

После смерти отца в 1846 он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. Флобер до конца своих дней прожил в отчем доме на берегу Сенны.

В сентябре 1849 года Флобер закончил первую версию романа «Искушение Святого Антония». В этом же году он объездил Египет, Сирию, Палестину, Грецию.

В 1850 году, после возвращения, писатель начал работу над романом «Госпожа Бовари». Роман, написание которого заняло пять лет, был напечатан в «Ruve de Paris» («Парижском журнале») в 1856 году. Правительство начало дело против издателя и против автора по обвинению в безнравственности, но обоих оправдали. Роман «Госпожа Бовари», появившийся в книжной форме, был встречен очень тепло.

Начиная с 1850 года Флобер жил в Круассете, делая редкие визиты в Париж и Англию, где у него были любовницы. Он посетил Карфаген в 1858 году в поиске прототипов и примеров для своего романа «Саламбо». Роман был закончен в 1862 году, после годовой работы.

Основанная на событиях детства, следующая работа Флобера «Воспитание чувств», заняла семь лет усиленной работы. «Воспитание чувств», последний законченный роман, был опубликован в 1869 году.

Выполняя свой гражданский долг, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Флобер служил в армии в чине лейтенанта и был награжден орденом Почетного легиона. 1870 год был трудным. Парижские солдаты оккупировали дом Флобера на время Войны в 1870 году, а в 1872 умерла его мать. После смерти матери у писателя наступили финансовые трудности.

Флобер написал весьма неудачную драму, «Кандидат», а так же опубликовал переработанную версию «Искушение Святого Антония», часть которого была опубликована в 1857 году. Он уделил большую часть своего времени новому проекту, «Две мокриц», который позднее стал называться «Бювар и Пекюше», и оторвался от него, только для написания «Трех повестей» в 1877 году. Эта книга включала три рассказа: «Простая душа», «Легенда о Святом Юлиане Странноприимце» и «Иродиада». После публикации этих рассказов, он посвятил остаток своей жизни незаконченной работе «Бювар и Пекюше», которая была опубликована посмертно в 1881 году.

Флобер болел венерическими заболеваниями большую часть своей жизни. Его здоровье ухудшилось, и он умер в Круассете от инсульта в 1880 году в возрасте 58 лет. Флобера похоронили на семейном участке, на кладбище в Руане.

Флобер читал роман «Искушение Святого Антония» вслух своим друзьям в течение четырех дней, не разрешая им останавливать себя и высказывать какое-нибудь мнение. В конце прочтения они сказали ему бросить рукопись в огонь, предлагая, сосредоточится на повседневной жизни, а не на фантастических объектах.

Флобер любил писать письма, которые собраны в разных публикациях.

Флобер был неутомимым работником и часто, в письмах друзьям, жаловался на напряженный график. Он был близок со своей племянницей, Каролиной Коммонвиль, дружил и вел переписку с Жержем Сандом. Изредка он посещал парижских знакомых, включая Эмиля Золя, Ивана Тургенева, Эдмонда и Джулию Гонкот.

Писатель никогда не был женат. С 1846 по 1854 год у него были отношения с поэтессой Луизой Колетт, которые можно назвать его единственными серьезными отношениями. Постепенно утрачивая интерес друг к другу, Гюстав и Луиза расстались.

Гюстав Флобер (фр. Gustave Flaubert). Родился 12 декабря 1821 года в Руане - умер 8 мая 1880 года в Круассе. Французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари» (1856).

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1836 году он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Его молчаливую страсть он пронес через всю жизнь и отобразил её в романе «Воспитание чувств».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в 1843 году после первого эпилептического удара. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.

В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.

Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 годы осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.

С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур, Бодлера, а также встречается с .

В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буле. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью , именно поэтому у них были дружеские отношения.

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 годе и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает свое имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.

Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.

Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых , Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.

Сочинения Флобера:

«Мемуары безумца» / фр. Mémoires d"un fou, 1838
«Ноябрь» / фр. Novembre, 1842
«Воспитание чувств», 1843-1845
«Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» / фр. Madame Bovary, 1857
«Саламбо» / фр. Salammbô, 1862
«Воспитание чувств» / фр. L"Éducation sentimentale, 1869
«Искушение святого Антония» / фр. La Tentation de saint Antoine, 1874
«Три повести» / фр. Trois contes, 1877
«Бувар и Пекюше», 1881

Экранизации Флобера:

Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Жан Ренуар), Франция, 1933 г.
Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.
Воспитание чувств (реж. Марсель Кравенн), Франция, 1973 г.
Спаси и сохрани (реж. А. Сокуров), СССР, 1989 г.
Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Клод Шаброль), Франция, 1991 г.
Госпожа Майя (Maya Memsaab), (реж. Кетан Мехта), 1992 г., (по мотивам романа "Мадам Бовари")
Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.
Ночь за ночью / Все ночи (Toutes les nuits), (реж. Юджин Грин), (по мотивам), 2001 г.
Простая душа (Un coeur simple), (реж. Марион Лэйн), 2008 г.
Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Софи Бартез), 2014 г.



Похожие статьи
 
Категории