Цель создания мини музея русская матрешка. Погляди скорее

26.02.2019

Проект по созданию музея одного предмета «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА – МАТРЁШКА»

Подготовила Вдовиченко Е.И., Чикаева Т.А., воспитатели МБДОУ детского сада № 96

2013-2014 год


  • долгосрочный
  • групповой
  • игровой
  • познавательно–речевой

проекта

Участники

  • вторая младшая группа «Дюймовочка»
  • воспитатели: Вдовиченко Е.И.,Чикаева Т.А.,
  • муз. руководитель: Коптева Л.М
  • родители воспитанников

проекта

Сроки реализации

  • 01.10.2013-31.05.2014

Актуальность темы

  • Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
  • Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
  • Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.

!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.


Цель

  • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке

Задачи проекта

  • Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
  • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Формы работы

с родителями

с детьми

  • беседы,
  • консультации,
  • наглядная агитация,
  • досуг
  • оформление фоторепортажа для родителей
  • занятия,
  • беседы,
  • игровая деятельность,
  • развлечения


РУССКАЯ МАТРЕШКА

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки -

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Т. Лисенкова



СЕРГИЕВ - ПОСАД

Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.




ПЕРВЫЙ В РОССИИ- И В МИРЕ! МУЗЕЙ МАТРЕШКИ

Открылся в 2001 году в Москве.




















Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

Порошинский детский сад № 10

ПРОЕКТ Мини-музей «Русская матрѐшка»

Выполнили: Малиновская С.С.

Кажикенова Г.Д.

Старшая группа №10 «Затейники».Участники проекта: Воспитатели, дети -Мини-музей «Русская матрѐшка».

Добрый день, уважаемые коллеги, предоставляем вашему вниманию: Мини-музей «Русская матрѐшка» .

«Игрушек больше миллиона в мире есть,

И всех игрушек нам сейчас не перечесть.

Но изо всех, быть может, только лишь одна

Для дружбы всех людей на свете рождена.

Сто лет Матрѐшке, но не старится она

Как красна девица - умна, скромна, стройна.

От многих бед ее сто лет хранит секрет:

Дуэт живет в Матрѐшке, трио и квартет!»

Л. Печникова.

Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. Возрождением крестьянской народной игрушки занималась московская мастерская «Детское воспитание». Художником Сергеем Малютиным были предложены эскизы деревянной расписной куклы, которая вскоре покорила весь мир. Круглолицая барышня, в ярком платке и нарядном сарафане, скрывающая под ним еще несколько таких же кукол, олицетворяла русскую женщину и мать с распространенным именем на Руси Матрѐна (Матрѐша).

Актуальность .

В наше время детям в достаточном количестве покупают разнообразные игрушки. Проведя беседы с родителями, мы узнали, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке, и передать свои знания детям, для которых, матрешка является самой первой игрушкой в раннем детстве. Для того чтобы начать работу мы поставили перед собой цель:

Цель:

Дать понятия детям о русской матрешке как об одном из старинных промыслов. Выяснить в чем секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России и за рубежом. Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрѐшке. Приобщать родителей к развивающей игрушке в условиях семьи.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное творчество) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.

Проект «Мини-музей «История русской матрёшки»»
Вид проекта:
игровой, практико-ориентированный.
Тип проекта:
групповой.
Продолжительность:
средней продолжительности.
Срок реализации:
один месяц.
Участники:
воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги.
Возраст участников:
6 – 7 лет.
Место проведения:
групповая комната ДОУ.
Охватываемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «художественно- эстетического развитие».
Актуальность темы:
одним из средств культурно-исторического воспитания детей является музей. К сожалению, дети дошкольного возраста по разным причинам не часто ходят в музей. А что, если музей приблизить к ребёнку, поместив его в стенах дошкольного учреждения, в своей группе? Но такой музей должен обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для детей. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют мини-музеем. Ценность мини- музея заключается в воспитательной, культурно-исторической, познавательной направленности. Данный проект позволяйте в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с музеем народной игрушки, в частности музеем одного предмета (русская матрёшка), с основами музейной культуры, правилами поведения в музее, предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Проблема.
Дети не знают о музеях народных промыслов, не имеют представления об основах музейной культуры, правилах поведения в музее.
Цели проекта:
 Знакомство детей с основами музейной культуры.  Создание экспериментального мини-музея народной игрушки (русская матрёшка) в групповой комнате как форма работы с детьми и родителями.
Задачи проекта:
 Уточнить представления о музее (демонстрация разнообразия музеев, коллекций).  Приобщать к культурному наследию человечества (музей как социокультурный феномен, традиции коллекционирования, роль и значение музеев).  Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.  Развивать связную речь детей, обогащать её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение детей.  Развивать визуальную культуру и познавательную деятельность, активизировать индивидуальные проявления, собственные предпочтение и субъективную позицию (посещение музеев, посильное сохранение наследия – проявления ценностного отношения, соблюдение правил поведения, желание коллекционировать).  Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.  Активизировать творческую деятельность, развитие сюжетно-ролевой игры, коммуникации.
Материалы, инструменты, оборудование:
мультимедийная презентации по теме проекта; оборудование для показа презентаций; игрушки для
обыгрывания образовательных ситуаций; дидактические и развивающие игры по теме; изобразительные материалы; русские народные костюмы для детей и взрослых; стенды для выставки детского творчества; стеллажи для выставки экспонатов; фотоматериалы технологии изготовления и росписи матрёшек; технологические карты росписи матрёшек.
Структура проекта

Содержание:
1. Знакомство детей с игровым персонажем – домовенком Кузей, который очень хочет узнать тайну музея: постановка проблемы для персонажа – пояснение, что такое музей. 2. Активизация персонажем детского опыта посещения музеев. 3. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры с персонажем. 4. Дидактические игры и упражнения, игры-имитации, развивающие игры по теме проекта. 5. Беседа с детьми по вопросам: какой музей можно назвать самым необычным? Как предметы попадают в музей? Может ли быть музей одного предмета? Какие музеи любят вши родители? Бывают ли домашние музеи? Что такое музей народных промыслов? Какие правила поведения в музее вам известны и почему их следует выполнять? 6. Посещение музея народных промыслов, музея в родном городе. 7. Сочинение рассказов, сказочной истории музея, заполнение книги отзывов музея народных промыслов. 8. Исследование-путешествие в музей «Что хотим узнать?» 9. НОД по познавательному развитию, художественному творчеству, музыкально-эстетическому воспитанию. 10.Встречи с работниками краеведческого музея, музея народных промыслов и изобразительных искусств. 11.Виртуальная экскурсия по музеям города с использованием ИКТ. 12.Оформление витрины Музея русской матрешки. 13.Составление «карты музея». 14.Конкурс детского и педагогического творчества «Лучшая карта музея народных промыслов». 15.Выставка детского творчества «Матрешка – музейный экспонат».
16.Создание мини-музея в групповой комнате «История русской матрешки». 17.Создание мультимедийной презентации «Наш мини-музей». 18.Семинары-практикумы и мастер-класс для педагогов.
Формы организации детей:
 Непосредственно образовательная деятельность;  Самостоятельная игровая деятельность: игры-драматизации, дидактические, сюжетные, сюжетно-ролевые, игры-имитации;  Групповые посещения выставок, музеев;  Самостоятельная деятельность детей в центрах активности;  Беседы, чтение стихотворений о матрешке;  Просмотр видео презентаций о народных промыслах, истории возникновения и развития матрешечного дела;  Выставка детского рисунка;  Выставки семейных газет и поделок по теме проекта;  Создание мини-музея в группе.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
 Игровые;  Объяснительно-иллюстративные;  Демонстрационные;  Словесные: диалог, беседы, разгадывание загадок, чтение художественного произведения;  Осуждение реально специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем музейной культуры;  Сравнительный анализ русских матрёшек по географии их создание;  Дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;  Общение и совместная деятельность взрослых с детьми;  Оформление выставки детского творчества;  Создание коллекций, мини-галереи.
Предполагаемый результат:
дети любознательны, активны, развита познавательная деятельность в ходе совместной практической деятельности с педагогом; умеют устанавливать причинно-следственные связи между событиями; расширен кругозор, систематизированы и закреплены их знания об основах музейной культуры; они владеют правилами поведения в музее; умеют реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения; у детей развита монологическая,
диалогическая и связная речь, обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями; развит интерес к музеям; создан экспериментальный мини- музей народной игрушки (русская матрёшка) в групповой комнате.
Этапы работы над проектом

1.Разработка проекта (подготовительный этап).

Деятельность детей.
Знакомятся с игровым персонажем, который просит детей помочь узнать, что такое музей народной игрушки – русской матрёшки; персонаж активизирует детский опыт посещения музеев; дети вживаются в игровую в игровую ситуацию с персонажем; осознают проблему, принимают задачи проекта; участвуют в исследовании- путешествии в музей «Что хотим узнать?» (на листе ватмана отмечают условными значками эпизоды).
Деятельность педагога.
Предлагает детям пояснить для персонажа, что такое музей; подводит детей к проблемным вопросам: «Что такое музей народных промыслов? Что такое музей одного предмета? Как нужно себя вести в музее?»; от лица персонажа активизирует детский опыт посещения музеев, задаёт вопросы-провокации; организует сюжетно- ролевые и театрализованные игры с персонажем; подбирает и изучает литературу, новые методики и технологии по вопросам ознакомление детей с музейной педагогикой; индивидуальная работа с родителями: консультации, беседы, рекомендации; консультирование со специалистами; беседа с работниками музея просмотр видео презентации; приобретение необходимых материалов для разных видов детской деятельности; диагностирование детей и родителей, составление перспективного плана по реализации проекта; предлагает детям совершить исследование-путешествие в музей «Что хотим узнать?»; стимулирует возможные источники получения информации и способы деятельности детей.
2.Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).

Деятельность детей.
Участие в познавательной, игровой, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности, самостоятельная
деятельность в центрах активности; дидактические игры и упражнения, игры-имитации, развивающие игры по теме проекта; разыгрывание эпизодов сюжетно-ролевой игры «Музей матрёшек»; посещение музея народных промыслов, музея русской матрёшки, краеведческого музея в родном городе; сочинение рассказов, сказочной истории музея; встреча с работниками краеведческого музея (краевед), музея народных промыслов и изобразительных искусств; виртуальная экскурсия по музеям города; обсуждение правил поведения в музее в игровой форме; коллекционирование матрёшек и иллюстраций с изображением разных видов матрёшек, историей возникновения и технологии их изготовления; оформление витрины музея русской матрёшки; составление вместе с педагогом «Карты музея».
Деятельность педагога.
Практическая деятельность по решению проблемы; осуществление плана работы над проблемой в разных видах детской деятельности; беседа с детьми и родителями об основах музейной культуры и правилах поведения в музее; создание мультимедийной презентации и музее русской матрёшки; организация познавательной, игровой, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, дидактических игр и упражнений; подготовка к созданию мини- музея в групповой комнате «История русской матрёшки»; беседы с детьми по теме проекта; организация встреч детей и сотрудников с работниками музея народных промыслов и изобразительных искусств; посещение музея народных промыслов, музея русской матрёшки, краеведческого музея в родном городе; оформление витрины музея русской матрёшки; составление вместе с детьми «карты музея» организация детского коллекционирования.
3.Контроль и оценка деятельности.

Деятельность детей.
Участие в защите проекта, представление продукта деятельности – работ, выполненных по тематике проекта; совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ: дети в игровой
форме «возвращаются» из предпринятого «путешествия», рассматривают экспонаты: сувениры с изображениями матрёшек, матрёшек разных видов, семейные фотографии в музее народной игрушки; созданные атрибуты для игр с матрёшками; нарисованные экспонаты; создание поделки во время образовательной деятельности; проводится «экскурсия» для родителей и детей младших групп детского сада.
Деятельность педагога.
Оценка продукции: соответствие проекту своевременность выполнения, качество; организация выставки детского творчества, создание в групповой комнате мини-музея «История русской матрёшки»; создание мультимедийной презентации «Наш мини-музей»; поведение мониторинга.
4.Заключительный этап
Поведение итогов, анализ результатов реализации проектов:  Анализ и оформление результатов проектной деятельности;  Анкетирование и опрос детей и родителей;  Создание модели взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в познавательном развитии детей, воспитании у них основ музейной культуры;  Создание видео-, мультимедийных презентаций;  Создание в групповой комнате экспериментального мини-музея «Истории русской матрёшки» как формы работы с детьми и родителями;  Выставка детского творчества «Матрёшка – музейный экспонат».

Список литературы

1.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – (Библиотека руководителя ДОУ).
2.
Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3.
Меркулова Н. Кукла-матрёшка / Детский сад от А до Я. -2012. - №6. – С. 100 – 104.
4.
Шевчук А. В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985.
5.
О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. Lidrary. Ru
6.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщен е детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Акцидент, 1997.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».

3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».

5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

Порошинский детский сад № 10

ПРОЕКТ Мини-музей «Русская матрѐшка»

Выполнили: Малиновская С.С.

Кажикенова Г.Д.

Старшая группа №10 «Затейники».Участники проекта: Воспитатели, дети -Мини-музей «Русская матрѐшка».

Добрый день, уважаемые коллеги, предоставляем вашему вниманию: Мини-музей «Русская матрѐшка» .

«Игрушек больше миллиона в мире есть,

И всех игрушек нам сейчас не перечесть.

Но изо всех, быть может, только лишь одна

Для дружбы всех людей на свете рождена.

Сто лет Матрѐшке, но не старится она

Как красна девица - умна, скромна, стройна.

От многих бед ее сто лет хранит секрет:

Дуэт живет в Матрѐшке, трио и квартет!»

Л. Печникова.

Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. Возрождением крестьянской народной игрушки занималась московская мастерская «Детское воспитание». Художником Сергеем Малютиным были предложены эскизы деревянной расписной куклы, которая вскоре покорила весь мир. Круглолицая барышня, в ярком платке и нарядном сарафане, скрывающая под ним еще несколько таких же кукол, олицетворяла русскую женщину и мать с распространенным именем на Руси Матрѐна (Матрѐша).

Актуальность .

В наше время детям в достаточном количестве покупают разнообразные игрушки. Проведя беседы с родителями, мы узнали, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке, и передать свои знания детям, для которых, матрешка является самой первой игрушкой в раннем детстве. Для того чтобы начать работу мы поставили перед собой цель:

Цель:

Дать понятия детям о русской матрешке как об одном из старинных промыслов. Выяснить в чем секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России и за рубежом. Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрѐшке. Приобщать родителей к развивающей игрушке в условиях семьи.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное творчество) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность. Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству.

Работая над темой были использованы такие формы работы: -беседы -музыкальные посиделки, где дети читали стихи, потешки, играли на музыкальных инструментах, на основе русского фольклора. -показ кукольного театра детям старших групп. В процессе работы дети узнали, как выглядели первые матрешки, из какого материала еѐ изготавливали, почему ее так назвали? Рождение матрѐшки непростое. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрѐшки, лишь потом их размер становится всѐ больше и больше. Появились особые деревянные игрушки и расписали русские художники их на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Предметы, изучают их и устраивают выставки, чтобы иметь возможность показать эту красоту многим людям. Мини-музей в группе позволяет воспитателям использовать экспонаты для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора. Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть, но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать. Музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать и играть. И это привлекает детей, а раз у детей есть интерес, значит, процесс познания становится наиболее эффективным. В конце нашей работы мы организовали выставку в МКДОУ «Русская матрешка». Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Вывод:

В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Она несет в себе любовь и дружбу. Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.



Похожие статьи
 
Категории