Чем казахские рода отличаются друг от друга.

25.02.2019

«И пусть будет боевым кличем «Көк бөрі» - сивый волк».
(«Легенда об Огуз-кагане», ХІІІ век. Рукопись эпического содержания, единственный список, написанный уйгурским письмом. Хранится в Национальной библиотеке в Париже),

У большинства казахских племен, наряду с родовой тамгой, имеется и свой собственный ұран – боевой клич. Большинство кличей сегодня знакомо лишь узкому кругу людей, ведущих свою родословную от одного предка и представляющих один конкретный род. Но нередки случаи, когда одной тамгой и одним общим ураном пользуются несколько родов, считающих себя потомками одного далекого пращура. Такие ураны можно было бы назвать обычными или стандартными. Но в истории казахского народа были и необычные, можно сказать, великие ураны, как, например, общенародный боевой клич – Алаш . Не менее важными когда-то являлись и ураны трех известных казахских племенных союзов – Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза, соответственно: Бақтияр, Ақжол…

Роль последних для рядового степняка была намного важней и значительней, чем его собственный родовой уран, потому что они помогали ему в тяжелую минуту ощутить единение не только со своими близкими сородичами, но и всем народом, что могло вдохновить на совершение небывалых подвигов. Но нужно отметить, что в степи, вопреки сложившемуся стереотипу, не шли беспрерывные вооруженные столкновения с иноземцами, когда казахи то и дело вынуждены были собираться под знамена жузов или стекаться под всенародный стяг. Оттого и востребованность великих уранов не была рядовым явлением. В казахской степи большие войны сами по себе были крайним явлением. Джунгарское нашествие - скорее исключение, чем правило. К тому же оно произошло в эпоху заката Казахского ханства и его распада на три обособленных, устойчивых, конкурирующих за влияние племенных союза. Доказательством этого служит тот факт, что Младший жуз почти не пострадал от нашествия джунгар, Средний жуз был затронут частично, в то время как основной удар джунгарских полчищ пришелся на Старший жуз , отчего максимальный урон выпал на долю казахов, кочующих на юге страны. О том, какие усилия после этого потребовались для изгнания захватчиков, может свидетельствовать тот факт, что оккупация Семиречья и обширных территорий вдоль Каратауских гор длилась целых три десятилетия.

Если остановиться несколько подробней на вопросе стратегии ведения больших войн кочевниками, то нужно отметить, что здесь на первый план выступает вопрос о роли конкретной личности в сообществе. Для успеха в таких походах в среде номадов должен был появиться настоящий лидер, способный всеми доступными средствами и способами, объединить народ. Вожак, способный сплотить всех в один мощный кулак. А сделать это в кочевой среде всегда было архисложно, потому что многочисленные племена, где верховодили консервативно настроенные старейшины, ревностно относящиеся к своему высокому положению, всегда были враждебно настроены к любым посягательствам на их власть. Вожди вроде Модэ, Культегина, Чингисхана или Тамерлана рождались ведь не так часто. А в долгие эпохи безвременья, когда в степи погодные условия благоприятствовали нормальному ведению хозяйства, кочевники, согласно своей нехитрой природе, были довольно инертны и предпочитали вести праздный образ жизни.

Не случайно это отмечают почти все путешественники средневековья – «Пока тянется кумыс, они не заботятся о другой пище» (Гильом де Рубрук, «Путешествие в восточные страны», ХІІІ век).

Но не надо думать, что казахи вообще сидели сложа руки. Номад, наверно, как никто другой понимал, что крупные военные походы требуют больших затрат и таят в себе большие опасности, отчего он отдавал предпочтение распространенной, привычной барымте – угону лошадей у своих соседей. Помимо кражи скота, часто отправлялись красть девушек и женщин, что избавляло от тягостной платы калыма, также не гнушались грабить караваны. Все это, конечно, не способствовало сближению разрозненных племен и скорому сложению в единый народ, и, в конце концов, привело к тому, что великие ураны постепенно вовсе вышли из употребления. Одним словом, пик великих уранов, зародившихся на заре становления кочевых общин, пришелся и был максимально востребован в эпоху взлетов, расцвета и небывалого могущества номадов – саков, хунну и гуннов, тюрков, Золотой Орды, когда некоторые боевые кличи собирали под одним стягом десятки, а то и сотни тысячи вооруженных всадников. Вероятно, в те времена и зародился древний общеказахский уран – Алаш . А вот после распада империи Чингисхана, роль великих боевых кличей стала неуклонно снижаться и медленно сходить на нет. Первопричиной этому послужило появление в степи большого количества слабых правителей, поспешивших разделить могучее государство на отдельные вотчины.

И чем больше их становилось, тем глубже они погрязали в борьбе за власть. Все эти бесконечные внутренние конфликты и дрязги не могли способствовать процветанию и приумножению военной мощи кочевников. Наоборот, довольно скоро некогда крупные племенные союзы стали разбиваться на части и переходить от одного хана или султана к другому. Именно в такое безвременье, во второй половине XV века, недовольные султаны Керей и Жанибек увели с собой от хана Абулхайыра часть его подчиненных, которые позже составили костяк будущего Казахского ханства. При этом, в местах их прежних кочевок осталось немало их соплеменников с теми же родовыми тамгами и теми же уранами. Спустя сто лет в этот разноплеменной состав ушедших «казаковать» кочевников, влилась большая группа мангытов (их потомками являются сегодняшние ногайцы). У них тоже были свои тамги и ураны. Отсюда в составе многих тюркских народов появились роды с одинаковыми названиями и схожими тамгами. В эту эпоху упадка и безвременья вряд ли могли появиться новые, значимые для большинства, боевые кличи. Думается, тогда кочевникам пришлось больше пользоваться своими родовыми уранами или какими-то кличами, временно подменяющими прежние.

Давайте остановимся несколько подробнее на вопросе использования кочевниками своих уранов. До наших дней дошла рукопись «Бабурнаме» , написанная правнуком самого Тамерлана – правителем Самарканда эмиром Бабуром. Там есть такие любопытные строки: «Хан и те, кто стоял подле него, тоже повернули лица к стягу и плеснули на него кумыса. И тут же заревели медные трубы, забили барабаны, а выстроившиеся в ряд воины стали громко повторять боевой клич. От всего этого вокруг поднялся невообразимый шум, который вскорости затих. Все это повторилось трижды, после чего предводители вскочили на своих коней и трижды объехали стан…». Из этого следует, что ураны многократно выкрикивались во время смотра войск еще до выступления в поход. Такое своебразное средневековое троекратное «Ура!». Думается, что ураны выкрикивались и непосредственно перед началом сражения, когда противоборствующие стороны выстраивались в боевом порядке лицом к лицу. А вот вступали в сражение кочевники уже иначе: с протяжным многоголосым криком «Ұ-ұ-ұр!!!» , что означает, причем в буквальном смысле, русское «Бей!». Кстати, отсюда берет свои корни и знаменитое славяно-русское – «Ура-а!!!». Позже, наступая на противника, ратники также стали кричать «Ұ-ұ-ұр!», а уже вгрызаясь в передовые ряды ощетиневшегося врага, с силой выдыхали протяжное «а-а-а...». От слияния этих двух слогов и образовалось одно, привычное сегодня каждому жителю постсоветского пространства слово «Ура!». Наверно, тут нелишне будет сказать, что корнем самого тюркского слова «ұран», является – ұр (бей) .

Примечательно, что русское «Ура!» уже успело глубоко укорениться в сознании сегодняшних казахов. Произошло это еще после того, как вместе с крушением крупных племенных союзов и раздроблением сильных кочевых сообществ, их великие ураны отошли на задний план или вовсе были преданы забвению. В этой ситуации роль обычных родовых боевых кличей вышла на передний план и стала намного значительней. Конечно, когда лихие джигиты угоняли в кромешной тьме табуны лошадей своих соседей, они старались держать языки за зубами, но незадолго до того, когда они только собирались выступить на барымту, наверняка, подбадривали себя произношением родового урана. Боевые кличи также произносились во время разного рода сходок. Например, во время большого тоя или тризны, устроенного потомками какого-то крупного феодала или старейшины. В это время проводились конные скачки – бәйге или көкпар – козлодрание. На таких сборищах устраивались и другие состязания вроде күреса – борьбы или қыз қуу – догони девушку. Нередко соревновались между собой и обжоры на предмет, кто больше выпьет кумыса или съест мяса. И, конечно же, во время этих состязаний и забав, моральный дух соревнующихся поддерживали не чем иным, как громким выкрикиванием, а еще лучше – перекрикиванием родового урана.

В завершение хочется привести редкий случай использования степняком не своего родового урана, а особого боевого клича, придуманного в тяжелый час им же самим для самого себя. Это поможет пролить свет на то, как в среде номадов одни ураны сменялись другими. Этот необычный факт сохранился в преданиях о великом казахском хане Абылае . Как известно, Абылай хан при рождении был наречен другим именем – Әбілмансұр (Абильмансур). Так уж случилось, что его родных вырезали сарты (ныне их принято называть узбеками) и он, будучи тогда лет девяти, чудом спасшись от рук злодеев, оказался в казахской степи. Там ему надолго пришлось забыть о своем благородном происхождении и наняться батраком к знаменитому бию Старшего жуза – Төле би . В то время его окликали не иначе, как Сабалақ – лохматый, вшивый пес. С этой презрительной кличкой будущий хан и отправился в поход рядовым ополченцем против ненавистных джунгар. В первом же сражениии Сабалак решает принять вызов известного вояки, отрубившего голову не одному казаху, джунгарского нойона Шарыш-бахадура. К удивлению своих соплеменников, перед вступлением в единоборство он произносит не один из многочисленных родовых уранов, а совершенно другое слово, доселе никем неслыханное - «Абылай!». С этим боевым кличем ему чудом удается сразить бывалого воина, и когда после побоища, устроенного казахами над своим заклятым врагом, его разыскивают и спрашивают откуда у него этот уран, Сабалак признается, кто он на самом деле. А уран «Абылай» он взял себе в память о своем деде, которого сарты прозвали за беспощадность «Қанішер Абылай» – Кровопийца Абылай .

Сородичи признают его своим султаном и со временем самого же Абильмансура начинают звать не иначе как Абылаем. Так однажды имя превратилось в уран, а уран трансформировался в имя. Правда, история умалчивает о том, пользовался ли Абылай хан своим необычным боевым кличем до конца жизни или по прошествии какого-то времени, решил сменить его на исконный уран төре-чингизидов – Архар. Но это уже не столь важно, главное, что ураны могли со временем легко исчезать, уступая место новым, более на тот момент значимым, как это произошло однажды в степи с презренным пастухом Сабалаком...

Здравствуйте уважаемые.
Так как время еще ранее (все в мире относительно конечно, как говаривал старик Эйнштейн, но все же..все же…), то прежде всего, следует взбодриться чем-то таким этаким, от чего душа сначала развернется, а потом свернется в трубочку. И я знаю такое средство! Честно-честно! Это….(сделал паузу как перед вручением премии американской киноакадемии)... боевой клич! Да, драгечи, Вы не ослышались! Предлагаю всем срочно отодвинуться от своих четвероногих друзей (ну там стульев, кушеток, диванов, а не то о чем Вы подумали) не торопясь и с достоинством встать, прочистить горло, набрать в легкие побольше воздуха и огласить стены окружающего Вас помещения громким и радостным боевым кличем. Получилось? Вы стали бодрее и веселее?? То-то! Дяденька id77 плохого не посоветует - только глупое:-)))

Ну а теперь, пока сослуживцы, близкие и родные, и просто посторонние люди судорожно набирают 03 и вызывают санитаров со смирительной рубашкой, у нас есть время для того, чтобы немножечко разобраться в том, что такое боевой клич…и с чем его едят.

Они уже выехали за Вами

Если верить различным словарям и справочникам (а оснований не верить в этом конкретном вопросе не имеется), то боевой клич — это громкий призыв, крик или восклицание до, после или во время боя имеющее цель: а) подбодрить товарищей по оружию, б) отличить своих от чужих, в) запугать и (или) унизить врага, г) создать ощущение единения всех своих и д) обратиться с поддержкой к Горним силам.

Когда и у какого народа боевой клич появился впервые, узнать не представляется возможным в принципе, даже если очень и очень захотеть. Хотя бы потому, что по моему скромному мнению первый боевой клич зародился с первым вооруженным конфликтом между родами или племенами. И у древних египтян были свои кличи, и у греков и у римлян. Не обошла своим вниманием эту тему и наиболее часто выпускаемая книга в истории нашей планеты - Библия. Вот навскидку Исход, 32:17 - «И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане». В общем, Вы поняли, тема давняя.

Вполне понятно и естественно, что у каждого народа, этноса, группы эти боевые кличи или как сказали бы древние ирландцы с шотландцами - слоганы, отличались.


А слабо на На’ви крикнуть?

Какой боевой клич первым приходит в голову, это, конечно же, наше отечественное "Ура". Хороший клич, короткий, мощный, в общем здоровский! А вот откуда он произошел и что обозначает точно сказать трудно. Есть несколько основных версий, и каждый может выбрать себе по вкусу ту, которая ему больше понравится. Версия 1 - известный русский клич произошел от татарского слове «ур» - то есть бей. Версия 2 - «уррра» - это южнославянский термин обозначающий термин «возьмем верх». Версия 3 - от литовского слова «вираи (vir)» - «мужи, мужчины, пацанчики»...

Версия 4-булгарский термин «Ургэ» - то есть «вверх, наверх». Версия 5 - от тюркского восклицания «Hu Raj», что можно перевести как «В раю!». Ну и наконец, 6 версия - от калмыцкого «Уралан!» (помните, наверное, еще такой футбольный клуб), что переводится «вперед». Мне эта последняя версия больше всего нравится. Как-то она более приближена к действительности, да и применяться в русских войсках она начала при Петре, который услышал, как иррегулярная калмыцкая кавалерия приветствовала друг друга и его этим кличем.


«Друг степей» (с) радостно кричит Уралан!

Как бы там не было, этот боевой слоган оказался настолько удачным, что через русские войска его начали использовать и немцы «hurra!» и англичане «hurray», и французы «hurrah!», и итальянцы «Urra!»

Понятно и естественно, что раскатистое «Ура!» не единственный боевой клич в мире. Вот еще несколько очень известных:
"Алла!" (Бог) - так кричали воины Османской империи
"Ахарай!" — (За мной!) на иврите — боевой клич древних евреев
"Бар-рр-а!» - клич римских легионеров, в подражание трубному крику боевых слонов
"Марга!" (убивай!) — боевой клич сарматов
"Монжуа!" и «Сен-Дени» (сокр. от "Mont-joie Saint-Denis" - "Защита наша Святой Дионисий") - это были крики франков
"Nobiscum Deus" (С нами Бог!) - так кричали Византийцы
"Caelum denique!" (Наконец-то в рай!) и «Deus vult» (Этого хочет Бог») — боевые кличи крестоносцев.
"Босеан!" - клич бедных рыцарей ордена храма Соломонова, которых принято называть тамплиеры.


Познакомьтесь - Боссеан! Да нет, не мужик…знамя так зовется

"Сантьяго!" («Святой Иаков с нами»!) - призыв испанских кабальеро при Реконкисте, а также так кричали конкистадоры
"Alba gu bràth" («Шотландия навсегда»)! — военный клич шотландских бойцов
"Сарынь на кичку!" - клич ушкуйников
"Rebel yell" - боевой клич конфедератов во время Гражданской войны в США.
"Форвартс!" - "Вперед» - так кричали пруссаки и австрияки.
«Алга!» (вперед) - крик древних кыргызов, также как и казахов. Есть даже анекдот такой, когда у киргиза спрашивают как его давние предки (а они были расселены по всей Сибири и имели большое влияние и силу) ходили в атаку? Он отвечает - кричали «Алга!». Тогда у него спрашивают - а как они отступали? Тот подумал несколько секунд и говорит - разворачивали лошадей в другую сторону и кричали «Алга!»
"Хорридо! " - эксперты Люфтваффе (по имени святого Хорридуса, покровителя лётчиков).
"Бранзулетка" ! - клич румынских пограничников
"Савойя!" (в честь правящей династии), кричали итальянцы до конца Второй мировой войны.

Вот интересно…успел ли он крикнуть Хорридо!...

Все вышеперечисленные кличи в основном уже канули в Лету и сейчас если используются, то крайне-крайне редко. В отличие от тех, которые я перечислю чуть ниже:
"Аллах акбар" (Бог велик) - тут все понятно
"Банзай" - (10 000 лет). Древний и до сих пор используемый боевой крик японцев. Чаще всего они кричат «Гейка банзай!», что можно буквально перевести как «Многие лета императору!»
То же самое (про 10 000 лет) кричат корейцы (причем как южные, так и северные), а также китайцы. Мансэ - клич корейцев, ваньсуй - китайцев
"Jai Mahakali, Ayo Gorkhali!" — («Слава Великой Кали, идут Гуркхи!») - боевой клич одних из самых эффективных и крутых подразделений британской армии (и индийской тоже), набираемого из мужчин племени Гуркхов, живущих в Непале
«Viva la France!» - (Да здравствует Франция!) - так кричали, кричат и будут кричать французы


Гуркхи….пришли….

"Bole So Nihal, Sat Sri Akal" - "Победа за тем, кто повторяет имя Всевышнего!" - сикхи.
"Хо-хой!" - курды
"Сигиди!" - зулусы
«Хурра» - так кричат финны
«На нож!" - крик болгар
"Полундра!" - (от голл. fall — падать и onder — внизу) - таков боевой клич всех моряков бывшей 1/6 части суши.

Самое интересное, что официального боевого клича нет у Армии США. Зато есть он у некоторых его подразделений. Американские Морские котики кричать Хуу, а вот десантники «Джеронимо!» Если с последним все понятно - это имя вождя апачей прославленного своей неустрашимостью, то вот с первыми не все понятно. Скорее всего, их Hooah проиходит от первых букв как ответ команде - услышал и понял. Кстати, если интересно, чем американская спецуха отличается друг от друга, могу посоветовать зайти сюда вот: http://id77.livejournal.com/78872.html мало ли, будет интересно.


Суровый вождь апачей Джеронимо следит за тобой…

В общем-то это все, о чем я Вам хотел поведать. Надеюсь, Вы еще не заснули, читая эти строчки. А теперь «внимание вопрос» (голосом Владимира Ворошилова). Может быть какие - либо боевые кличи Вы используете в повседневной жизни, причем самосочиненные и наделенные особым смыслом. Поделитесь, не стесняйтесь! Также может я что пропустил, и Вы знаете еще что-либо из боевых криков народов мира. Буду ждать от Вас мнений.
Приятного времени суток

МЫ решили узнать, в чем заключаются уникальные особенности того или иного казахского рода и чем они отличаются друг от друга.

Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший.

СТАРШИЙ ЖУЗ:

Сары-уйсун
Шапырашты

Сиргели
Шанышкылы

СРЕДНИЙ ЖУЗ:

Каракесек

МЛАДШИЙ ЖУЗ:

Торткара

Карасакал

Жагалбайлы

Байбакты

Кызылкурт

Есентемир

Так повелось, что с ходом истории некоторые рода обретали свои характерные черты, и некоторые из них дошли и до наших дней. МЫ решили узнать, чем же сегодня отличаются казахские рода и какие отличительные черты они имеют.

МАКСАТ САРСЕНБЕКОВ , 53 года
директор общественного фонда «Доминанта», правообладатель международного фестиваля авторской песни «Астана»

Я представитель рода Аргын. Мой род имеет удивительную склонность к музыкальным и творческим профессиям. Если вспомнить всех отечественных популярных музыкантов, то наверняка в их родословной найдутся Аргыны. Если проводить параллели в мире, то аналогами Аргынов в Казахстане, наверное, могут стать цыгане или афроамериканцы, у которых музыка в крови. В целом эта особенность казахов помнить своих предков замечательна.

БАТЫРБЕК МУСИН , 57 лет
директор филиала ТОО «КаР-Тел», ТМ Beeline

Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство, оно даже иногда граничило с самопожертвованием. Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями, а Средний жуз лучше шел на контакт с Российской империей.

ОЛЖАС МАКАТОВ , 43 года
аудитор, АО «Кедентранссервис»

Когда Абылай хан хотел объединить весь казахский народ, он надеялся, что все мы забудем о границах, которые есть между нами, так как они разобщают людей. Поэтому выделение каких-то особенностей могут вызвать конфликты и недопонимания. Рода и жузы нужны только для того, чтобы случайно не выйти замуж или не жениться на своем родственнике. А в общем во всех родах есть и отрицательные, и положительные черты.

МАРАТ НУРГУАТОВ , 50 лет
заместитель директора палаты предпринимателей западно-казахстанской области

В составе Младшего жуза есть род под названием Берiш. Махамбет Отемисов и Исатай Тайманов были знаменитыми его представителями. В средневековье они входили в составы дружин, которые обороняли свои территории. В связи с этим у них было крупное телосложение. Эта особенность сохранилась и по сей день, и если вы сейчас встретите кого-то из этого рода, то вы узнаете их по крепкому телосложению.

Также в Западном Казахстане есть род Байбақты, который сейчас шуточно называют «ворами». Даже есть притча о двух братьях из этого рода, которые в очередной раз собрались воровать скот. Но вскоре стало ясно, что у них ничего не получится. Тогда один из братьев незаметно вскрыл ножом сапог другого брата и своровал у него стельку. У Байбақты было поверье, что если удача вдруг отворачивается и наживы не предвидится, то нужно принести с собой хоть что-нибудь, чтобы удача не отвернулась окончательно.

ЖАЙСАН АКБАЙ , 89 лет
писатель, публицист

Конечно, все существенные различия между родами остались в прошлом. Например, род Берiш отличается воинственностью, Шеркеш из Младшего жуза — это род правителей. Род Курмангазы — это Қызылқурт, из него вышло много композиторов и музыкантов. Ысық из Младшего жуза — род храбрецов и богачей. Некоторые из этих черт в измененном виде можно проследить в представителях этих родов и сейчас.

Боевой клич призван мотивировать бойцов на атаку и защитные действия, подбадривать, раззадоривать и уничтожать страх.

Молча идти в атаку не принято. Принято идти громко и устрашающе.

Конечно, самый известный и тиражируемый боевой клич русских войск — «Ура!» О том, откуда он появился, историки спорят до сих пор. По одной из версий «ура» происходит от татарского слова «ур», что переводится как «бей». Эта версия заслуживает права на существование хотя бы по той причине, что русские на протяжении всей истории соприкасались с татарской культурой, у наших предков не раз была возможность слышать боевой клич татар. Не будем забывать и о монголо-татарском иге. Впрочем, есть и другие версии.

Некоторые историки возводят наше «ура» к южнославянскому «уррра», что буквально означает «возьмем верх». Эта версия более слабая, чем первая. Заимствования из южнославянских языков в основном касались книжной лексики.

Есть также версии о том, что «ура» происходит от литовского «вираи», что значит «мужчины», от болгарского «ургэ», то есть «вверх», и от тюркского восклицания «Hu Raj», что переводится как «в раю». На наш взгляд, это самые маловероятные гипотезы.

Особого внимания заслуживает ещё одна версия. Она гласит, что «ура» произошло от калмыцкого «уралан». По-русски это значит «вперед». Версия достаточно убедительная, особенно, если учитывать тот факт, что первое документально подтвержденное применение крика «Ура» относится ко временам Петра I. Именно тогда в русской армии появилась нерегулярная калмыцкая кавалерия, которая использовала «уралан» в качестве приветствия.

В таком бездоказательном деле как поиски происхождения боевого клича, конечно, не обошлось и без псевдоисторических гипотез. К таковым можно отнести версию «историка» Михаила Задорного, уверяющего, что «ура» — не что иное, как восхваление египетского бога солнца Ра.

Сарынь на кичку!

Ещё один русский боевой клич, который, как считается, использовали казаки — «Сарынь на кичку!». Хотя словарь Даля объясняет и то, что такое сарынь (чернь, толпа), и что такое кичка (нос судна), происхождение этого боевого клича остается загадкой. Если верить Далю, то такой клич был принят среди морских разбойников ушкуйников, которые, нападая на лодки кричали «Сарынь на кичку!», что значило — «вся чернь на нос лодки, не мешайтесь под ногами».

Есть и другие версии, они представляются не менее интересными. Так, искусствовед Борис Алмазов предположил, что «сарынь на кичку» восходит к половецкому «Сары о кичкоу», что переводится как «Половцы, вперед!».

Также вызывает интерес сакская версия, по которой уже известный нам клич происходит от сакского «Сэриини к?скэ», что переводится как «Дадим бой!». Кус — это сила, сэрии — воинство.

Ураны

Интересно то, что боевые кличи были раньше своеобразным маркером рода. В качестве примера можно вспомнить казахские «ураны». У каждого рода был свой «уран», большинство из них восстановить сегодня не представляется возможным, поскольку боевые кличи вне поля сражения считались табуированной лексикой и хранились в тайне. Из наиболее древних казахских «уранов» известен общенародный — «Алаш!»

О боевом кличе казахов нам известно из рукописи «Бабурнаме», которую написал правнук Тамерлана Бабур. В частности там говорится:

«Хан и те, кто стоял подле него, тоже повернули лица к стягу и плеснули на него кумыса. И тут же заревели медные трубы, забили барабаны, а выстроившиеся в ряд воины стали громко повторять боевой клич. От всего этого вокруг поднялся невообразимый шум, который вскорости затих. Все это повторилось трижды, после чего предводители вскочили на своих коней и трижды объехали стан…».

Этот фрагмент «Бабурнаме» важен тем, что показывает: боевой клич использовался не только в бою, но и до него. Это была своеобразная формула настроя на успешную битву. Тогдашний уран казахов «Ур-р» выкрикивался наподобие нашего троекратного «Ура».

Джеронимо!

В американской армии нет общевойскового клича. Зато есть боевой клич у морских котиков — «Хууу», и у десантников — «Джеронимо!». Происхождени последнего небезынтересно. В 1940 году перед прыжками с самолета рядовой 501-го экспериментального воздушно-десантного полка Эберхард предложил робкому сослуживцу во время прыжка что есть мочи закричать «Джеронимо!». До этого их полк смотрел фильм про индейцев, и имя легендарного вождя апачей было у солдат на устах. Так и повелось. После этого уже все американские десантники рычали «Джеронимо!» во время десантирования.

Другие кличи

Феномен боевого клича существует столько, сколько существует война. Воины Османской империи кричали «Алла!», древние евреи — «Ахарай!», римские легионеры «Бар-рр-а!», «Хорридо!» — летчики Люфтваффе, «Савойя!» — итальянцы во Вторую мировую, «Бонзай!» — японцы, «Хурра!» — финны. И так далее.

Впрочем, надо признать, что часто в ходе боевых действий мотивирую бойцов в атаку совсем не такими криками, а другими. Но писать их в данном материале нам не разрешает закон.

В Казахстане, как и в США, есть аграрный патриархальный Юг, космополитичный промышленный Север и дикий Запад - Старший, Средний и Младший жузы соответственно.

Для начала - дисклеймер .
1. Ни в коем случае не претендую на глубокое знание темы. Я в Казахстане - всего лишь путешественник, а как следует обсудить эту тему с компетентным казахом мне как-то не довелось. Всё нижесказанное - соединение книжной информации с субъективными впечатлениями туриста.
2. Так как большинство фотографий сделаны без спросу, я не могу гарантировать, что люди, изображённые на них, соответствуют тому, что описано в тексте рядом. Так что будем считать: фото людей - отдельно, текст - отдельно.

Три жуза - самая загадочная деталь казахской истории. Точно неизвестно ни когда они появились, ни при каких обстоятельствах, ни даже происхождение слова "жуз" (в переводе - "союз" или арабское "ветвь"). Разброс в датах - порядка тысячи лет: от тех времён, когда тюрки расселились по Великой Степи до эпохи войны с джунгарами, когда распалось Казахское ханство. Иногда жузы называют "ордами", "улусами", "ханствами" - но это неверно. Как бы то ни было, с одной стороны все три жуза существовали как разные государства со своими ханами и даже в состав России вошли по отдельности и с разбросом в сто с лишним лет, но с другой - никогда не забывали, что они один народ, не воевали между собой и при надобности объединялись против внешнего врага. Их кочевья сходились близ одинокой горы Улутау в 120км от нынешнего Жезказгана, находится и мавзолей 13 века, где погребен мифический Алашахан - в дословном переводе "Пёстрый хан", то есть - Объединитель.

2.

Вообще, лишь в ХХ веке, стараниями советской власти, была затёрта главная степная единица - племена. Каждый степной народ, хоть башкиры, хоть туркмены, хоть монголы - это совокупность племён, искусственно консолидированных в 1920-30-е годы. Более того, народы и племена даже не совсем совпадают: допустим, найманы есть среди тюркоязычных казахов, киргизов и узбеков и среди монголоязычных бурят и собственно монголов; байулы - среди казахов и башкир, канлинцы - среди казахов, башкир и каракалпаков и т.д. Племена делятся на роды, и по идее каждый казах обязан знать родословную до 7-го колена - дело в том, что в старину лишь при такой глубине отсутствия родственников брак не считался кровосмешением. Всю это информацию содержат шежире (или "жеты-ата" - "семь дедов"), гениологические справочники рода, племени, жуза и наконец всей нации (последний, впрочем, уже современный проект). И в 21 веке казахи не забывают родства - каждый назовёт как минимум свой жуз, что же до племён, то как мне показалось, казахи и это в основном помнят, но русских без надобности не посвящают - скорее всего, просто исходя из того, что таких подробностей неказахам уже не понять. Но в любой части Казахстана от местных можно услышать примерно следующее: "Ты там дальше будь осторожнее! У нас тут народ гостеприимный, а там смотри - люди злые, хитрые!" (читай - "там другое племя живёт!").
Атрибуты каждого племени - уран (девиз и боевой клич) и тамга - родовой знак. Вот на кладбище у мавзолея Алашахана сделанная из ветки тамга в форме Y - увы, я в отличие от казахов не помню, какого племени.

3.

Вообще, формирование Казахского ханства произошло в общем-то на крошеночном пятачке его огромной территории. В 1428 году распалась Золотая Орда, и в её среднеазиатской части Белой Орде правил Абулхаир, потомок Шибана - одного из сыновей Джучи, который был старшим сыном Чингисхана и получил в улус тюркскую степь. Также на трон претендовали султаны Жанибек и Керей - потомки Орда-Эджена, старршего сына Джучи. Подняв мятеж, они откочевали в Семиречье, то есть степь между Балхашом и Тянь-Шанем, а после смерти Абулхаира покорили его владения. Внук Абулхаира, Мухаммед Шейбани пытался бороться, но проиграв борьбу в в степи, откочевал в нынешний Узбекистан со своими сторонниками. Так произошло деление одного народа на казахов и узбеков, чьё соперничество за главенство в Средней Азии продолжается до сих пор.

Старший жуз в Казахстане самый маленький, но самый обособленный. Во-первых, он и в Средние века входил не в улус Джучи (как Великая Степь), а в улус Чагатая - вместе с "глубокой" Средней Азией и Синьцзяном. Во-вторых, он и в составе России оказался последним: Южный Казахстан отвоевали (с согласия казахов) в 1860-е у Кокандского ханства, в свою очередь завоевавшего его ещё в 18 веке, а за Семиречье пришлось ещё дипломатически побороться с Китаем. В общем, самый дальний и экзотический, Старший жуз - это безусловная Средняя Азия.

28.

Здесь совсем другая природа - глинистая пустыня с замысловатыми формами выветривания, от которых почти не отличить руины древних крепостей и городища с черепками и костями на земле. Извилистая Сырдарья, зелёные оазисы с остатками древних городов да пасущиеся среди глины и колючек верблюды... в том числе одногорбые, как на Ближнем Востоке:

29.

А за пустыней - горы Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, близость которых здорово отличает Старший жуз от двух других:

30.

В принципе Южный Казахстан и Семиречье сами отличаются очень сильно, а в домонгольские времена вообще принадлежали разным сущностям - Мавверанахру (сфера влияния Персии и Аравии) и Могулистану (сфера влияния Китая) соответственно, то есть по сути Семиречье - часть Восточного Туркестана, не ставшая Синьцзяном. Тут огромное разнообразие ландшафтов, порой чрезвычайно экзотических:

31.

В отличие от полностью кочевых Среднего и Младшего жузов, в старшем жузе многие казахи издавна были оседлыми - поэтому здешние аулы гораздо основательнее, чище и уютнее, чем на большей части страны. Улицы засажены высокими деревьями, вдоль дорог проложены арыки с прозрачной водой - они тут в гораздо лучшем состоянии, чем в городах. Да, возможно их такими сделали русские, не знаю - но если и так, то здешние казахи хотя бы не привели всё это в негодность:

32.

Во многих аулах - сельские мечети (хотя они уже в Кызылординской области не редкость), почти всегда новенькие, хотя бывают и в 19 века.

33.

В городах - настоящие восточные базары, которым я посвящал даже

34.

Национальный костюм носят многие даже не пожилые женщины, а национальная кухня - абсолютная повседненость. Нет, конечно шурпу, куырдак или манты продают по всему Казахстану, но здесь сложно найти что-то другое. Чрезвычайно популярен курт - очень твёрдый и солёный сухой творог:

35.

На пышных , коих много по всему Казахстану, в порядке вещей старые-старые глинобитные мазары:

36.

Да и просто тут очень древняя земля. Вот домонгольские мавзолеи близ Тараза:

37.

А вот раскопки древнего города Отрар (или Фараб) близ могилы святого Арыстан-баба:

38.

И конечно же главная святыня всего тюркского мира - мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, "мусульманского апостола" Средней Азии. Гигантский мавзолей над его могилой построил сам Тамерлан, а казахским ханам он служил по совместительству церемониальным дворцом и некрополем.

39.

Полезных ископаемых в Старшем жузе немного, но очень по делу - здесь находятся основные месторождения урана, по производству которого Казахстан в последние несколько лет, учетверив (!) добычу стал твёрдым мировым лидером.

39а. Свинцово-цинковая шахта в Южно-Казахстанской области, на фоне неё - кажется, городище Сыгнак, первая столица Казахского ханства.

Здесь живут и другие народы - в Южно-Казахстанской области много узбеков, испокон веков селившихся у мусульманских святынь; в Алматинской - уйгуров, бежавших в 1870-е годы из Китая, когда тот подавил их восстание; в Джамбульской - дунган, то есть мусульманских китайцев, бежавших тогда же и от Китая, и от уйгуров. У казахов Старшего жуза самая высокая рождаемость, и вдобавок сюда очень активно переселяются киргизы и узбеки со своих небогатых родин. В общем, не будет преувеличением сказать, что нынешний Старший жуз Казахстана - центр всей Средней Азии.

40. Чимкент - возможно, будущая столица Казахстана. Люди разных народов у книжного магазина перед 1 сентября.

В Старшем жузе знойно, и люди здесь по-восточному спокойные и вальяжные. Хотя атмосфера тут самая азиатская, именно в Старшем жузе я чувствовал себя наиболее безопасно. Обратная сторона - типично азиатское панибратство: каждому встречному надо со мной поздороваться и отнять у меня минут десять расспросами о том, сколько мне лет, есть ли у меня жена и дети, кто я по национальности и вероисповеданию, и конечно же страшно удивляться, как это в 27 лет - и без детей? Уклад тут куда как патриархальнее, чем в остальном Казахстане.

41.

Уж не знаю, от чего так - то ли влияние узбеков (а самый-самый "восточный колорит" и в Казахстане, и в Киргизии в местах их компактного проживаниря), то ли климат располагает, то ли дело в том, что в 1930-е годы Старший жуз меньше всего пострадал от коллективизации, в Среднем и Младшем жузах обернувшейся чудовищным голодом, сломавшим хребет традиционному казахскому обществу. В общем, именно в Старшем жузе силён этот дух незыблемой Азии.

42.

В аулах Старшего жуза многие не владеют русским языком, но здесь же стои Алма-Ата - самый открытый и космополитичный казахстанский город. Вот её контрасты на Кок-Тобе:

43.

И в целом, если Средний жуз оставляет ощущение порядка и поступательного развития, а Младший - злой и дикой вольницы, то Старший жуз - это в первую очередь горячая жизненная сила, бьющая ключом на улицах городов и аулов.

44.

А ещё из Старшего жуза происходит Сам, а стало быть и большая часть казахстанской элиты:

45.

В старину к жузам не относились торе (чингизиды), ходжа (потомки Мухаммеда, его споджвиников и арабских миссионеров) и толенгиты (потомки джунгарских военнопленных), но эти сословия - в прошлом. Так что стоит рассказать и ещё о двух категориях современных казахов, которые сложно отнести к тому или иному жузу - оралманы и шала-казахи.

Оралманы - это всего лишь репатрианты, их официальное название в Казахстане: в своё время Назарбаев развернул мощнейшую кампанию по их возвращению на родину, в первую очередь на замену уехавшим русским. Как оказалось, казахов по свету рассеяно немало - в первую очередь в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Китае и Монголии. Вот только чаще всего переселились их предки туда ещё до советской власти, зачастую и до вхождения трёх жузов в состав России, поэтому от "коренных" казахов оралманы отличаются очень сильно. Я общался с монгольскими и узбекскими оралманами - в общем-то монголы и узбеки, хотя и говорят на казахском языке. "Коренные" казахи оралманов недолюбливают и смотрят на них как на людей второго сорта

46.

А вот шала-казахи интереснее. В принципе повстречай таких в Москве - примешь за японцев или корейцев. В переводе значит "полукахази", "как бы казахи", а в русском языке их обычно называют "асфальтовые казахи", то есть для которых почва - не родная степь, а асфальт построенных русскими городов. Шала-казахи почти всегда русскоязычны, часто даже не владеют родным языком, среди них много интеллигентных людей с европейским образом жизни и мышления. Больше всего их, как нетрудно догадаться, в Алма-Ате и Астане.

47.

В современном Казахстане принято считать, что это как бы и не совсем казахи... но никто, даже самый отъявленный националист, не сможет поспорить с тем, что именно шала-казахам страна обязана своим благополучием. Сохранив национальную идентичность, но отбросив всё то, что называют "бабайством" (кстати, свой синоним "быдла" у казахов тоже есть - мамбеты), шала-казахи проникли и во власть, и в бизнес, и в культуру, и именно благодаря им страна нашла своё место в мире, став ближе к России и Украине, чем к своим "соседям снизу".

48.

Ну а в следующей части - о русских. Судьба русской общины Казахстана - пожалуй, самая необычная из всех 14 отделившихся стран.

КАЗАХСТАН-2013



Похожие статьи
 
Категории