Что предметы декоративно прикладного искусства. «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре

23.04.2019

Просмотры: 13 337

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Видовая специфика ДПИ

  • Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
    • Цветоделие - изготовление женских украшений из ткани в виде цветов
    • Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное одеяло - лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
      • Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
    • Стёганые изделия, квилтинг - прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.
  • Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
  • Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
  • Художественная обработка кожи - изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
  • Ткачество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
  • Ковроткачество - производство ковров.
  • Выжигание - на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
    • Выжигание по дереву
    • Выжигание по ткани (гильоширование) - техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
    • По другим материалам
    • Горячее тиснение - технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения.
    • Обработка древесины кислотами
  • Художественная резьба - один из древнейших и широко распространенных видов обработки материалов.
    • Резьба по камню - процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и т. д.
    • Резьба по кости - вид декоративно-прикладного искусства.
    • Резьба по дереву
  • Рисование по фарфору, стеклу
  • Мозаика - формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
  • Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Лепка, скульптура, керамическая флористика - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Плетение - способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
    • Бамбук - плетение из бамбука.
    • Берёста - плетение из верхней коры березы.
    • Бисер, бисероплетение - создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
    • Корзина
    • Кружево - декоративные элементы из ткани и ниток.
    • Макраме - техника узелкового плетения.
    • Лоза - ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.
    • Циновка - плетение настила настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа.
  • Роспись:
    • Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
    • Полхов-Майданская роспись - производство расписных токарных изделий - матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок - щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
    • Мезенская роспись по дереву - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин.
    • Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов.
    • Семёновская роспись - изготовление деревянной игрушки с росписью.
    • Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
    • Витражная роспись - ручная роспись по стеклу, имитация витража.
    • Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
      • Холодный батик - техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав холодным.
      • Горячий батик - узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.
  • Скрапбукинг - оформление фотоальбомов
  • Лепка из глины — создание форм и предметов из глины. Можно лепить с помощью гончарного круга или руками.

Для себя (про шпалеру):

Гобелен (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной илиорнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1-1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект.

Шпалерами правильно называть не любые безворсовые орнаментированные ковры, а только те, на которых изображения созданы в технике 108 самого тканья, т.е. переплетением нитей утка и основы, и поэтому они являются органической частью самой ткани, в отличие от вышивки, узоры которой наносятся на ткань дополнительно, иглой. Средневековые шпалеры производили в монастырских мастерских Германии и Нидерландов, в городах Турнэ на западе Фландрии и Аррасе на севере Франции. Наиболее знамениты мильфлёры (франц. millefleurs, от mille - «тысяча» и fleurs - «цветы»). Название возникло от того, что фигуры на таких шпалерах изображены на темном фоне, усеянном множеством мелких цветов. Эту особенность связывают с давним обычаем проведения католического праздника Тела Господня (отмечается в четверг после дня Св. Троицы). Улицы, по которым двигалась праздничная процессия, украшали полотнищами, затканными множеством живых цветов. Их вывешивали из окон. Считается, что этот декор ткачи перенесли на ковры. Самый ранний из известных мильфлёров изготовлен в Аррасе в 1402 г. Ковры из этого города были столь популярны, в частности в Италии, что получили итальянское название «арацци».

Картон в живописи - рисунок углём или карандашом (или в два карандаша - белый и чёрный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с которого уже пишется картина красками.

Первоначально подобные рисунки делались исключительно для фресок, толстая бумага (итал. cartone ), на которой делался рисунок, проколотая по его контуру, накладывалась на грунт, подготовленный для фресковой живописи, и посыпалась угольным порошком по проколу, и таким образом на грунте получался слабый чёрный контур. Фресковая живопись писалась сразу без поправок, поэтому нанесение готового, совершенно обдуманного контура было необходимо. Законченные картоны часто имеют ценность картин, за исключением красок; таковы картоны Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля(картоны к «Афинской школе» хранятся в Милане), Андреа Мантеньи, Джулио Романо и др. Нередко знаменитые художники исполняли картоны для тканых ковров-картин (шпалер); известны семь картонов Рафаэля из «Деяний апостольских» , исполненные им для фламандских ткачей (хранятся в Кенсингтонском музее в Лондоне), четыре картона Мантеньи. Из картонов XIX в. можно упомянуть работы Фридриха Овербека, Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, П. Й. Корнелиуса («Разрушение Трои» , «Страшный Суд» и др.), Вильгельма фон Каульбаха («Разрушение Иерусалима» , «Битвы гуннов» и др.),Энгра - для живописи на стекле в усыпальнице Орлеанского дома. В России по картонам выполнена живопись в Исаакиевском соборе (не сохранились). Иногда картоны создают одни художники, а картины по ним - другие. Так, Петер Йозеф Корнелиус отдавал некоторые картоны почти в полное распоряжение своих учеников.

Материалы, техника

До XVIII века для основы в шпалерах использовалась шерсть - самый доступный и лёгкий в обработке материал, чаще всего это овечья шерсть. Главное требование, предъявляемое к материалу основы, - прочность. В XIX веке основу для шпалер иногда делали из шёлка. Хлопчатобумажная основа значительно облегчает вес изделия, она прочна, в большей степени устойчива к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

шпалерном ткачестве плотность ковра определяется количеством нитей основы на 1 см. Чем выше плотность, тем больше возможностей у ткача выполнить мелкие детали, и тем медленнее продвигается работа. В средневековой европейской шпалере насчитывается около 5 нитей основы на 1 см. Изделия брюссельских мануфактур XVI века имели такую же небольшую плотность (5-6 нитей), однако местным ткачам удавалась передача сложных нюансов изображения. Со временем шпалера всё более приближается к живописи, её плотность увеличивается. На мануфактуре Гобеленов плотность шпалер составляла 6-7 нитей на 1 см в XVII веке, а в XVIII веке - уже 7-8. В XIX веке плотность изделий мануфактуры Бове достигла 10-16 нитей. Такая шпалера по сути стала всего лишь подражанием станковой живописи. Одним из средств возвращения шпалере декоративности Жан Люрса считал уменьшение её плотности. В XX веке французские мануфактуры вернулись к плотности шпалер в 5 нитей. В современном ручном ткачестве плотность принята в 1-2 нити на см, плотность свыше 3 нитей считается высокой.

Шпалеры ткутся вручную. На станке или раме натягиваются нити основы. Нити основы переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом основа полностью покрывается, так что её цвет не играет никакой роли.

Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми нитями основы. Основу можно крепить, натягивая на гвозди, вбитые в раму, либо используя раму с равномерно размещёнными по верхнему и нижнему краям пропилами, либо простым навиванием нити на раму. Однако последний способ не очень удобен, так как в процессе ткачества нити основы могут смещаться.

Позднее появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном - на низком станке - и вертикальном - на высоком. Это связано с их определённым устройством и требует характерных движений при работе. В обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают эффект постепенного изменения тона или ощущение объёма.

Изображение копировалось с картона - подготовительного рисунка в цвете в натуральную величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать несколько шпалер, каждый раз в чём-то отличных друг от друга.

В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.

При работе на вертикальном станке с его верхнего вала, по мере готовности изделия, разматывается основа, на нижний накручивается готовая шпалера. Ковры, выполненные на вертикальном станке, называются haute-lisse (готлис, от фр. haute «высокая» и lisse «основа»). Готлиссная техника позволяет выполнить более сложный рисунок, но она и более трудоёмка. Рабочее место ткача находится с изнаночной стороны ковра, на которой закрепляются концы нитей. Изображение с картона переносится на кальку, а с неё - на ковёр. За спиной у ткача размещался картон, а с лицевой стороны работы - зеркало. Раздвинув нити основы, мастер может проверить точность работы по картону.

Другие ковры, при изготовлении которых основа располагается горизонтально между двумя валами, благодаря чему труд ткача значительно облегчается, носят название basse-lisse (баслис, от фр. basse «низкая» и lisse «основа»). Нити основы натянуты между двумя валами в горизонтальной плоскости. Шпалера обращена к ткачу изнаночной поверхностью, рисунок с картона переносится на кальку, размещаемую под нитями основы, таким образом, лицевая сторона изделия повторяет картон в зеркальном отображении. Мастер работает маленькими шпульками, на которые намотаны нити разных цветов. Пропуская шпульку с нитью какого-либо цвета через основу и опутывая ею последнюю, он повторяет эту операцию нужное число раз, а затем оставляет её и принимается за другую с нитью другого цвета, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуется снова.

После того, как шпалера снята со станка, отличить, в какой из двух техник она была выполнена, невозможно. Для этого надо видеть картон - шпалера баслис повторяет его в зеркальном отражении, готлис - в прямом.

Особенности художественного языка ДПИ

Предмет деятельности художника декоративно-прикладного искусства определяет особенности творческого метода. Чаще всего для обозначения этих особенностей используют три основных термина: абстрагирование, геометризация, стилизация.

Абстрагирование (лат. abstraction - «отвлечение») предполагает отвлечение декоративного изображения от конкретной предметно-пространственной природной среды, поскольку роль такой среды, в отличие от станкового искусства, берет на себя декорируемая поверхность. Отсюда принципиальная условность декоративной изобразительности, в которой легко могут совмещаться различные моменты времени и пространства. Об этом убедительно писал знаток русской керамики А. Б. Салтыков, отмечая в качестве основополагающего принципа декоративной композиции «отсутствие единства места, времени и действия». В частности, декор, расположенный на объемной форме сосуда, взаимодействуя с криволинейным пространством его поверхности, располагается в зависимости от «географии» предмета, а не согласно обыденным представлениям. Кривизна, цвет и фактура декорируемой поверхности, например белый фон в росписи фарфора или фаянса, одинаково легко могут обозначать воду, небо, землю или воздух, но, прежде всего - эстетическую ценность поверхности как таковой. В. Д. Блаватский писал о том, что роспись древнегреческого килика (чаши) надо рассматривать, поворачивая сосуд в руках. Ныне мы можем покружить вокруг музейной витрины.

Переходные стадии процесса абстрагирования и геометризации декоративного изображения именуют «изобразительным орнаментом», а по жанровым разновидностям делят на растительный, животный, смешанный… Одной из наиболее интересных жанровых разновидностей смешанного изобразительного орнамента в истории искусства является гротеск.

Стилизацией в самом общем значении термина называют намеренное, сознательное использование художником форм, способов и приемов формообразования, ранее известных в истории искусства. При этом художник мысленно переносится в иной век, как бы погружается «вглубь времен». Поэтому такую стилизацию можно назвать временной. Стилизация может иметь частный, фрагментарный характер, тогда в качестве предмета художественной игры избираются отдельные темы, формы, мотивы, приемы. Иногда этот способ формообразования так и называют - стилизация мотива. Значительная часть произведений искусства «ар нуво» («нового искусства») рубежа XIX–XX вв. построена на стилизации одного мотива: волны, растительного побега, прядей волос, изгиба лебединой шеи. Эти линии были в моде культуры «поворота столетий». В частности, знаменитый французский художник-декоратор и модельер одежды Поль Пуаре (1879–1944) придумал плавно изогнутую линию женского платья, которую так и назвали: линия Пуаре.

Стилизацию мотива можно рассматривать в качестве частного случая декоративной стилизации, поскольку усилия художника направлены на включение отдельного произведения, его фрагмента или стилизуемого мотива в более широкое композиционное целое (что соответствует общему смыслу понятия декоративности). Используя метод целостной стилизации, художник мысленно переносится в иную эпоху, декоративной - стремится органично мыслить в уже сложившейся вокруг него 27 предметно-пространственной среде. Первый метод мы назвали методом временнóй стилизации, а второй можно именовать пространственным.

Понятно, что метод декоративной стилизации наиболее полно про- является в декоративном искусстве и, в частности, в искусстве зрелищ- ного плаката и книжной иллюстрации, хотя существуют исключения. Так замечательный живописец и рисовальщик А. Модильяни строил нежную выразительность образов на откровенной стилизации линии и гиперболизации формы, а его «маски» стилизуют африканские образцы.

В творчестве многих художников органично совмещаются методы абстрагирования, геометризации и стилизации.

Плотность, насыщенность изображения, преобладание фигур над фоном также способствуют декоративности. В одних случаях это приводит к так называемой орнаментализации декора, в других - к «ковровому стилю». Процессы трансформации изобразительных элементов объединяют понятием геометризации. В конечном итоге эта тенденция приводит к предельно абстрагированному или геометрическому орнаменту .

Помимо основополагающих методов - абстрагирования, геометризации и стилизации - художник декоративно-прикладного искусства использует частные приемы формообразования, или художественные тропы (греч. tropos - «оборот, поворот»).

В изобразительном искусстве сравнение осуществляется на основе геометризации . Замечательными образцами таких сравнений являются произведения «звериного стиля». Этот стиль доминировал в изделиях «малых форм» на огромных пространствах Евразии от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной части Китая в VII–IV вв. до н. э.

Классическими примерами уподобления формы формату являются композиции в круге, в частности композиции донцев древнегреческих киликов - круглых широких чаш на ножке с двумя горизонтальными ручками по бокам. Из таких чаш пили вино, разбавленное водой. В античных домах, в перерывах между симпосиями (пирами) килики обычно подвешивали за одну из ручек к стене. Поэтому росписи располагали с наружной стороны чаши, по окружности, чтобы они были хорошо видны.

Основная проблематика ДПИ

Все произведения древности органично соединяли материальную и духовную, утилитарную, эстетическую и художественную ценность. Интересно, что в ранней античности не было отдельного понимания качеств сосуда как емкости, его символического значения, эстетической ценности, содержимого и декора.

Позднее изобразительное пространство вещи стали разделять на внутреннюю емкость и внешнюю поверхность, форму и орнамент, предмет и окружающее пространство. В результате такого дифференционного процесса и возникла проблема органичной связи функций и формы изделия, его гармонии с окружающей средой.

В то же время утверждение, что истинно декоративное изображение должно быть плоскостным не соответствует действительности. Абстрагирование декора заключается не в приспособлении, а во взаимодействии изобразительной формы и среды. Поэтому иллюзорные изображения, зрительно «прорывающие» поверхность, могут быть так же декоративны, как и «стелющиеся по плоскости». Все зависит от замысла художника, соответствия композиционного решения идее.

То же относится к проблеме выявления естественных свойств материала декорируемой поверхности. Сплошь вызолоченная фарфоровая ваза или чашка «под металл» могут быть не менее прекрасны, чем тончайшая полихромная роспись, оттеняющая сверкающую белизну. Разве можно сказать, что естественная текстура дерева декоративнее, чем его поверхность покрытая яркой краской и позолотой, а матовый бисквит (неглазурованный фарфор) выглядит лучше блестящей глазури?

В 1910 г. выдающийся бельгийский архитектор, художник и теоретик искусства «ар нуво» Анри Ван де Велде (1863–1957) написал поле- мическую статью под заглавием «Одушевление материала как принцип красоты».

В этой статье Ван де Велде изложил свои взгляды на одну из основных проблем «нового стиля» - отношение художника к материалу. Он полемизирует с традиционным мнением, будто художник-прикладник должен выявлять природную красоту материала. «Ни один материал, - писал Ван де Велде, - не может быть красивым сам по себе. Он обязан своей красотой духовному началу, которое привносит в природу художник». Одухотворение «мертвого материала» происходит через его преображение в композиционный материал. При этом художник использует различные средства, и тогда на основе одних и тех же материалов получает противоположный результат. Смысл художественного преображения природных материалов и форм, в отличие от эстетических свойств, объективно присутствующих в природе, по Ван де Велде, заключается в дематериализации, придании свойств, которых данный материал не имел до того, как к нему прикоснулась рука художника. Именно так тяжелый и грубый камень превращается в тончайшие «невесомое» кружево готических соборов, материальные свойства красителей преображаются в сияние цветовых лучей средневекового витража, а позолота становится способной выразить небесный свет.

В декоративно-прикладном искусстве, где художник обязан решать проблему связей части и целого, включая собственную композицию в широкий пространственно-временной контекст, тропы обретают принципиальное значение. Переносы смыслов могут осуществляться разными способами и композиционными приемами. Простейший прием хорошо известен в истории искусства Древнего мира. Это уподобление формы формату. Такой изобразительный троп можно соотнести с литературным сравнением по принципу «целое с целым», например: «Конь летит как птица».

Терминология в ДПИ

Литры

Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие . - СПбГУ, 2012.- 156 с.

Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта - посуду, одежду, мебель, декорировали их орнаментами, узорами, резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное - оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное - касается всех в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское - творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина - это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка - прикладного.

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы - резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям - предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Возникновение

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока - Ирана, Индии - пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани - муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.

Введение.

Весь мир – это предмет искусства, который является, специфической формой труда и как выразился исследователь декоративного искусства А.Б. Салтыков, “одним из видов проявления человеческого творчества”.

Красота вещи заключается в художественной выразительности формы и полной согласованности этого характера с назначением самой вещи. Главной особенностью декоративного искусства является декоративность, как особая форма выражения красоты.

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Составным компонентом художественного оформления окружающих нас вещей является орнамент.

Мысль Джавахарла́ла Неру (политический деятель Индии) о том, что, изучая декоративно-прикладное искусство, можно написать историю цивилизации, подтверждается практикой изучения орнаментов.

Цель работы : изучение древних орнаментов в современном декоративном искусстве.

Задачи работы : 1. Изучить историю появления орнаментов кускар и пейсли.

2. Изучить применение этих орнаментов в искусстве и предметах быта.

3. Освоить технику выполнения орнаментов в технике точечной росписи.

4. Изготовить роспись предметов быта древними орнаментами в современной технике точечной росписи контуром по стеклу.

Гипотеза: мы предполагаем, что древние орнаменты актуальны в современном декоративно-прикладном творчестве и продолжают свою жизнь в предметах современных авторов.

Объект работы : интерпретация древних орнаментов.

Предмет изучения : орнаменты кускар и пейсли.

Используемые методы:

Ø Описание;

Ø Сбор информации;

Ø Наблюдение;

Ø Анализ;

Ø Практическая работа в технике точечной росписи контуром по стеклу.

Практическое применение результатов данной работы мы видим в 3эстетическом восприятии полученных предметов быта, видение древних орнаментов как связующей нити между древним и современным декоративно-прикладным искусством человека.

Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало отдельно от других видов деятельности человека. Оно было вплетено в них, существовало как составная часть охоты, рыболовства, земледелия, других видов хозяйственной деятельности человека. И сейчас декоративно-прикладное продолжает оставаться составной частью многих видов деятельности. Особенно таких, где требуется ручной труд. Например, труд гончаров, стеклодувов, ювелиров, сапожников, портных, столяров-краснодеревщиков.



Истоки декоративно-прикладного искусства уходят вглубь веков. В произведениях декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия народа, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

1.2. Орнамент – как вид декоративно-прикладного искусства

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие элементы встречаются у разных народов.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор».

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась - украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

Виды узоров

Современные виды узоров можно условно разделить на две группы

Изобразительные орнаменты, в основу которых положены объекты реального мира – растения, животные (зооморфные мотивы), пейзажи, изображения человека (антропоморфный мотив), различные предметы;

Геометрические элементы, абстрактные и психоделические изображения, которые первоначально могли иметь реальный прототип, но изменились до неузнаваемости.

Более древними являются геометрические виды узоров на тканях - это такие известные мотивы орнаментов, как полоска, зигзаг, клетка, ромб, горошек, треугольник и др.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.

Так что такое орнамент? Искусство дикарей или код нации, безделица или судьба? Каждый народ имеет свой набор ритмически повторяющихся цветных узоров, который при желании можно прочесть и понять многое: от судеб этносов до характера отдельной личности. История орнамента и история народа неотделимы друг от друга. Причем все так тесно переплелось, что теперь не сразу поймешь, характер ли народа создает орнамент, или характерный орнамент, как путеводная нить, ведет свой народ через лабиринты веков в будущее. Орнамент – это «кровь» народа. Например, по составу крови южноамериканские индейцы ничего общего не имеют с индейцами североамериканскими, т.к. первые – это потомки индокитайцев, а вторые – переселенцы с севера Евразии. Поэтому жители этих двух материков разные не только на генетическом уровне, но и по своему мироощущению, которое по-разному выражается в их творчестве. Или, скажем, болгары. По крови – северные греки, фракийцы, а по языку и ментальности – славяне.

Орнамент четко дает представление об истории народа. Например, появились у народа пашенное земледелие, тягловая сила, и тут же возникла новая мода на стилизованные изображения коней, которая сразу отпечаталась в орнаментах. Наладились контакты с южными соседями – появились новые узоры с экзотическими растениями и восточным изгибом линий. Так необычайно богатый орнамент вбирал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции.

Зная истоки нации, можно многое понять в национальном искусстве. К. М. КЛИМОВ, зав. кафедрой истории искусств УдГУ, доктор искусствоведения, профессор, руководитель проекта «Славянский, финно-угорский, тюркский мир: взаимодействие культур» в своей книге «Удмуртский текстильный орнамент как диалог культур» пишет: «Одна знакомая казашка, живущая в России, как-то посетовала: «У вас здесь все пространство с углами – улицы, дом, мебель, а у нас все по-другому – юрта, степь, кони. Не могу огород по прямой копать, по кругу двигаться хочется…» И я тут же представил казахский орнамент – струящийся, плавный, перетекающий, как движения всадника, направляющего табун лошадей… Возможно, орнамент зарождается на психофизиологическом уровне».

Орнамент – это не только что-то исконное, самобытное. Это еще и следствие миграционных процессов, торгово-экономических связей, диалога культур. Например, в некоторых орнаментах прослеживается пласт иудаики, которая появилась в результате торговых отношений с Хазарским каганатом – древним иудейским государством. От хазар шел шелк-сырец, которым делались вышивки, а из наших мест – пушнина.

Не все знают, что хохломская роспись связана со старообрядцами, высланными за свои религиозные воззрения в Нижний Новгород, в Сибирь и на Алтай. Старообрядцы были переписчиками религиозных книг, в которых буквицы украшались именно в такой, как мы теперь говорим, хохломской манере. А так как книги переписывать им было нельзя, а жить как-то надо, свое умение они перенесли на домашнюю утварь, прекрасно расходившуюся на ярмарках.

Например, в удмуртских орнаментах 19-20-го веков просматривается белорусско-украинское влияние (пышные розы, крупные растительные мотивы), которое тоже исторически объяснимо. Влияние шло через земские мастерские и вошедшие в моду рисунки-трафареты.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Орнамент является одной из древних форм изобразительной деятельности со времен палеолита. Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок. Любой орнамент читаем, как книга, потому что в нем есть свой «алфавит», мысли, сюжеты, история, отношение к миру. И языком символов, линий, цвета, ритма он говорит о своем народе: какой он, какой у него темперамент, характер, судьба.

1.3. Кускар – как форма изобразительного творчества народа.

Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.

Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

Тамга, как оберег, встречалась на одежде, головном уборе, обуви, резной деревянной утвари, ковшах ижау, боевом оружии. Каждый род имел свой родовой знак - тамгу. Для каждого рода тамга имела свои очертания, которые отражали вид деятельности, род занятий в семье. И если девушка выходила замуж, то рисунок ее родовой тамги изменялся, дополнялся, обогащаясь элементами семейной тамги жениха. Повторение тотемического элемента вело к возникновению орнамента. Таким образом, орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами.

Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. Это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов.

У башкир древнейший орнаментальный комплекс представляет собой сочетание простейших геометрических фигур: треугольники, зигзаги, параллельные косые линии, круги, вихревые розетки. Больше всего этот комплекс был распространен в горной части.

· Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия символ производительной деятельности человека, плодородия.

· Сердечко – гостеприимство

· Солярный знак – солнце

· Ромб – символ земледелия

· S-образный орнамент

· Гусиная лапка

Кускар - символ кочевого народа, занимающегося скотоводством, символ гостеприимства башкирского народа. Кускар относится к элементам растительного орнамента. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

Красный – цвет тепла и огня

Желтый – цвет изобилия и богатства

Черный – цвет земли и плодородия

Зеленый – цвет вечной зелени,

Белый - чистота помыслов, миролюбие

Синий – цвет свободолюбия,

Коричневый – цвет старости увядания.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны. У других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел изобразительного искусства , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель , художественное стекло, фарфор , фаянс , ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика , текстиль , дерево), по технике выполнения (резьба , роспись, вышивка , набойка , литьё , чеканка , интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

  • Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
    • Цветоделие - изготовление женских украшений из ткани в виде цветов
    • Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное одеяло - лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
      • Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства .
    • Стёганые изделия , квилтинг - прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.
  • Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
  • Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
  • Художественная обработка кожи - изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
  • Ткачество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
  • Ковроткачество - производство ковров.
  • Выжигание - на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
    • Выжигание по дереву
    • Выжигание по ткани (гильоширование) - техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
    • По другим материалам
    • Горячее тиснение - технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения.
  • Художественная резьба - один из древнейших и широко распространенных видов обработки материалов.
    • Резьба по камню - процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и т. д.
    • Резьба по кости - вид декоративно-прикладного искусства.
  • Рисование по фарфору, стеклу
  • Мозаика - формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
  • Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Лепка , скульптура , керамическая флористика - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Плетение - способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
    • Бамбук - плетение из бамбука.
    • Берёста - плетение из верхней коры березы.
    • Бисер , бисероплетение - создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
    • Кружево - декоративные элементы из ткани и ниток.
    • Макраме - техника узелкового плетения.
    • Лоза - ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.
    • Циновка - плетение настила настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа.
  • Роспись:
    • Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
    • Полхов-Майданская роспись - производство расписных токарных изделий - матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок - щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
    • Мезенская роспись по дереву - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин.
    • Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов.
    • Семёновская роспись - изготовление деревянной игрушки с росписью.
    • Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
    • Витражная роспись - ручная роспись по стеклу, имитация витража.
    • Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
      • Холодный батик - техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав холодным.
      • Горячий батик - узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.
  • Скрапбукинг - оформление фотоальбомов
  • Лепка из глины - создание форм и предметов из глины. Можно лепить с помощью гончарного круга или руками.

См. также

Напишите отзыв о статье "Декоративно-прикладное искусство"

Примечания

Литература

  • Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - СПб.: Азбука-Классика. - Т. 3., 2005. - С. 379-383, 384-391.
  • Власов В. Г. . - СПбГУ, 2012.- 156 с.
  • Юлия Карпова. // «Неприкосновенный запас». 2011, № 4(78).
  • Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М .: Искусство, 1982.
  • Садохин А. Мировая художественная культура. - М .: Юнити, 2000.

Ссылки

  • в Open Encyclopedia Project
  • (Круглый стол на фестивале «Незабытые традиции 2012, этнофутуризм»)
  • Декоративное искусство СССР - журнал в СССР

Отрывок, характеризующий Декоративно-прикладное искусство

Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.

8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.
Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.
Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству.
Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция.
Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.

Декоративно - прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.

Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.

Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.

К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.

Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.

Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.

Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.

Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.

Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.

Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.

Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.

Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.

Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).



Похожие статьи
 
Категории