Работа: Художественный образ как эстетическая категория.

21.02.2019

Сюжет (от французского sujet - предмет, содержание) - система событий, составляющая содержание литературного произведения. Иногда, кроме сюжета, выделяют еще и фабулу про­изведения. Фабула - хронологическая последовательность событий, описанных в произведении. Известный пример несовпадения фабулы и сюжета - лермонтовский роман «Герой нашего време­ни». Если придерживаться фабульной (хронологической) последовательности, то повести в романе должны были располагаться в другом порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович».

Сюжет произведения включает в себя не только события из жизни персонажей, но и события духовной (внутренней) жизни автора. Так, лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушки­на и в «Мертвых душах» Гоголя - это отступления от фабулы, а не от сюжета.

Композиция (от латинского compositio - составление, соединение) - построение художествен­ного произведения. Композиция может быть организована сюжетно (J 1. Толстой «После бала») и несюжетно (И. Бунин «Антоновские яблоки»). Лирическое произведение тоже может быть сю­жетно (стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», для которого характерен эпический событийный сюжет) и несюжетно (стихотворение Лермонтова «Благодарность»).

Композиция литературного произведения включает:

- расстановку образов-персонажей и группировку других образов;

- композицию сюжета;

- композицию внесюжетных элементов;

- способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в фор­ме дневников, писем);

- композицию деталей (подробности обстановки, поведения);

- речевую композицию (стилистические приемы).

Композиция произведения зависит от его содержания, рода, жанра и т. д.

Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспо­зицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.

Экспозиция (от латинского expositio - изложение, объяснение) - предыстория событий, ле­жащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция мотивирует поведение персонажей. Экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задер­жанной, то есть находиться в середине или конце произведения. Например, сведения о жизни Чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «Мертвых душ» Гоголя. Задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.

Завязка - это событие, которое является началом действия. Завязка или обнаруживает уже имев­шиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. Например, завязкой в комедии Гоголя «Ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.

Кульминация (от латинского culmen - вершина) - наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Так, в драме Островского «Гроза» кульминация - признание Катери­ны. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. Кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.

Развязка - исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Такова, например, так называемая немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. Развязка может разрешать конфликт (Фонвизин «Недоросль»), но может и не устранять конф­ликтных ситуаций (в «Горе от ума» Грибоедова, в «Евгении Онегине» Пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).

Эпилог (от греческого epilogos - послесловие) - всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге Раскольников.

Лирическое отступление - отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тор­мозят фабульное развития произведения, а с другой - позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Таковы, например, лирические отступления в романе Пушкина «Евгений Онегин», в «Мертвых душах» Гоголя.

Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) - столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом» в «Горе от ума» Грибоедова) и внутренними (внутренний, психологический конфликт самого Чацкого). Нередко внешние и внутренние конфликты тесно взаимосвязаны между собой в произведении («Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» Пушкина).

Автор-повествователь - автор, который прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени. Так, образ автора-повествователя присутствует в «Ко­му на Руси жить хорошо» Некрасова. Он возникает почти с первых строк поэмы, когда автор- повествователь начинает рассказ о семи «временнообязанных», которые сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили, «кому живется весело, вольготно на Руси». Однако роль автора-повест­вователя не исчерпывается бесстрастной информацией о том, что делают мужики, кого слушают, куда идут. Отношение мужиков к происходящему выражается через повествователя, который вы­ступает своеобразным комментатором событий. Например, в одной из первых сцен поэмы, когда мужики заспорили и никак не могли найти решения вопроса «кому живется весело, вольготно на Руси», автор комментирует неуступчивость мужиков:

Мужик, что бык, втемяшится В башку какая блажь - Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Автор - создатель художественного произведения. Его присутствие в литературном тексте заметно в разной степени. Он или прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени, или прячет свое «я», как бы самоустраняется из произведе­ния. Такая двойная структура авторского образа всегда объясняется общим замыслом писателя и стилем его произведения. Иногда в художественном произведении автор выступает в качестве вполне самостоятельного образа.

Образ автора - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматривае­мое в ряду других персонажей. Он обладает чертами лирического героя или героя-рассказчи­ка; может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него.

Например, можно говорить об образе автора в романе Пушкина «Евгений Онегин». Он не ме­нее важен, чем образы других героев. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор - лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Персонаж (от французского personage - личность, лицо) - действующее лицо художествен­ного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Характер (от греческого character - черта, особенность) - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.

Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.

«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на со­здание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного про­изведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персо­наж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не яв­ляются характерами второстепенные герои произведения.

Тип - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскры­вается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное прояв­ление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лири­ческого героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жан­ров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Система образов - совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. д.

Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог- авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.)

При создании образов используются следующие художественные средства:

1. Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог и диалог. Монолог - речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи осо­бенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых - монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова). Диалог - речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сю­жета.

В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, запи­сок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».

2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристи­ки чиновников в гоголевском «Ревизоре»).

3. Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в порт­ретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.

Портрет - изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологичес­кий портрет, в котором через внешность героя писатель стремится раскрыть его внутренний мир (портрет Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Пейзаж - изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало яс­но, что пугачевцы Гринева не казнят).

«Вечные» темы - это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К «вечным» темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие.

Мотив - минимальный значимый компонент повествования. Также мотивом называют по­стоянно повторяющийся в разных произведениях художественный сюжет. Он может содержать­ся во многих произведениях одного писателя или у нескольких писателей. «Вечные» мотивы - такие мотивы, которые веками переходят из одного произведения в другое, поскольку содер­жат в себе общечеловеческий, общезначимый смысл (мотив встречи, мотив пути, мотив одино­чества и другие).

В литературе есть и «вечные» образы. «Вечные» образы - персонажи литературных произве­дений, которые вышли за их рамки. Они встречаются в других произведениях писателей разных стран и эпох. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Это, например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот. Все эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы очень давно, но снова и снова появляются в произведениях писа­телей, потому что в них выражено общезначимое, важное для всех людей.

Художественный образ как эстетическая категория

Введение в понятие «образ»

Что надо понимать под определением образ?

Данное определение употребляется в 2 значениях: в узком и широком.

В узком смысле образ – выражение, придающее речи красочность, конкретность; с этой точки зрения в строках

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.

уже есть образ, т.е. выражение, благодаря которому наше представление о лесе становится более конкретным, так как описывается осенний лес, он сравнивается с теремом.

В широком смысле образ – тип отражения жизни художником. В этом понимании образ охватывает не только язык, а целый ряд сторон литературного творчества. Понятие образа в широком смысле имеет ввиду общие свойства литературы и искусства в целом.

Рассмотрим несколько определений образа из разных источников: Литературно-энциклопедический словарь терминов, Эстетика – словарь, Философский энциклопедический словарь и монография «Горизонты художественного образа» Храпченко М.Б .

Итак, как же объясняет термин «образ» Литературно-энциклопедический словарь терминов?

Образ – всеобщая категория художественного творчества; присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (направленный характер в литературе, символические образы, вроде «Паруса» у Лермонтова).

Но в общем смысле образ – самый способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости. В ряду других эстетических категорий эта – самая сравнительно позднего происхождения, хотя начатки теории образа можно обнаружить в учении Аристотеля о «мимесиее» – о свободном подражании художника жизни в её способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим эстетическим удовольствием. В эстетическом аспекте образ представляется целесообразным жизнеподобным организмом, в котором нет лишнего, случайного, механически служебного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей. Внутренняя форма образа личностна, она несёт неизгладимый след авторской идейности, его вычленяющей и претворяющей инициативы, благодаря чему образ предстаёт оценённой человеческой действительностью, культурной ценностью в ряду других ценностей, выражением исторически относительных тенденций и идеалов.

В другом источнике словаре «Эстетика » вот как трактуется это понятие. Образ художественный – специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздаётся воображением воспринимающего искусства зрителя, читателя, слушателя. Другие типы образа: фотодокументы, абстрактно-геометрические. В отличие от них художественный образ отражает те или иные явления действительности, одновременно несёт в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру. Художественный образ имеет особую структуру с одной стороны обусловленную особенностями выражаемого в нём духовного содержания, с другой стороны – характером материала, в котором это содержание воплощается. Образ художественный в архитектуре статичен, в литературе динамичен, в живописи изобразителен, в музыке – интонационен. В одних жанрах образ предстаёт в образе человека, в других – как образ природы, в третьих – вещи, в четвёртых – соединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно развёртывается. Но во всех случаях способом восприятия образа художественного является не одно только созерцание, а переживание. Наконец, иногда творчество художника рассматривается как единый мегаобраз мира и человека в мире. Такие образы можно встретить в творчестве Достоевского, Толстого, Чехова. Многомасштабность значения образа художественного – одно из свидетельств того, что в искусстве всё имеет художественно-образный характер.

Как же трактуется это понятие в Философском словаре ?

Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимают элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением (в литературе – образ персонажа, в живописи- изображение предмета). В общем смысле художественный образ – самый способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности. В ряду др. эстетических категорий худ. образ – сравнительно позднего происхождения.

В онтологическом аспекте х.о. – факт идеального бытия, «встроенный» в свою вещественную основу, но не совпадающий с нею (мрамор – не плоть, которую он изображает, плоскость холста – не трёхмерное пространство, рассказ о событии – не само событие).

В семиотическом аспекте Х.о. – знак, т.е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур.

В гносеологическом аспекте Х.о. – вымысел, родственный такой разновидности познающей мысли как допущение.

В эстетическом аспекте Х.о. – организм, в котором нет ничего случайного и механически служебного и который прекрасен благодаря совершенному единству и конечной осмысленности своих частей.

У М.Б. Храпченко в монографии «Горизонты художественного образа» даётся такое определение: «Художественный образ – одно из важнейших внутренних начал искусства, начал активных, динамичных. Эстетическое освоение действительности неотделимо от развития образного творчества, история которого раскрывает его поразительное богатство и разнообразие, его неограниченные возможности. Художественный образ иногда сближают или даже смешивают с образом как непосредственным отражением предметного мира, процессов жизни в человеческом сознании. Однако Х.о. нередко выражает и иллюзии, общественные предрассудки, заблуждения. Образное освоение действительности – особая и очень важная область духовной деятельности человека, которой присуща поразительная многоликость. В чём сущность художественного образа, какова его социально-эстетическая функция?

Можно выделить 4 «стихии» Х.о., сферы его раскрытия:

отражение и обобщение существенных свойств, черт действительности, представлений человека о мире, раскрытие сложности духовной жизни людей.

Выражение эмоционального отношения ко всему тому, что служит объектом творчества.

Воплощение идеала, совершенного, красоты жизни, природы, создание эстетически значимого предметного мира.

Внутренняя установка на восприятие читателя, зрителя, слушателя, присущая образному творчеству и связанная с этой установкой потенциальная сила эстетического воздействия, который отдельный образ и искусство в целом всегда оказывали и оказывают на его потребителей.

Горизонты художественного образа, сфера его действия – это и современная жизнь человечества во всём её безграничном многообразии, это и история с её завоеваниями и драмами, это и будущее общество, в который проникает человеческий взор, это и мир бурного сопротивления новому, и горячие стремления людей к преобразованию социального порядка и самих себя, построению справедливого общественного строя. Горизонты Х.о. – необъятные просторы живой жизни, творчества, созиданий.

Таким образом, исходя из вышеупомянутых источников, дадим определение художественному образу.

Найдём общее во всех толкованиях этого понятия.

Во всех источниках сказано, что образ – всеобщая категория художественного творчества, отражение действительности и выражение мыслей и чувств художника. Так же большое значение приписывается эстетическому аспекту, заметим, что способом восприятия художественного образа является не только созерцание, но и переживание.

Итак, Художественный образ – обобщённое, художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления.

Художественный образ является выражением содержания в литературном произведении. Исходя из этой позиции, можно рассматривать структуру художественного образа:

– Х.о. – продукт мысли писателя, и тогда это широкая картина жизни, представленная взору читателя;

– Х.о. – носитель эстетической идеи, и тогда это мысль, или сверхсмысл, заложенный в конкретное изображение.

Средства создания художественного образа: троп, речь героя, авторское повествование или описание, художественная деталь, композиция предложения, абзаца, главы, ритмика и мелодика произведения и др.

А сейчас, учитывая вышесказанное, дадим определение образа.

Образ – конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

Образ – способ отражения действительности.

Что надо понимать под определением литературный образ?

Литературный образ – словесный образ, оформленный в слове, та своеобразная форма отражения жизни, которая присуща искусству.

Итак, образность – центральное понятие теории литературы, оно отвечает на самый основной её вопрос: в чём сущность литературного творчества?

Образ – обобщённое отражение действительности в форме единичного, индивидуального, – такое распространённое определение этого понятия. Самые основные черты подчёркиваются в этом определении – обобщённость и индивидуализированность. И действительно, обе эти черты существенны и важны. Они присутствуют в любом литературном произведении.

Например, в образе Печорина показаны общие черты молодого поколения того времени, в котором жил М.Ю. Лермонтов, и в то же время очевидно, что Печорин – индивид, изображённый Лермонтовым с предельной жизненной конкретностью. И не только это. Для понимания образа необходимо, прежде всего выяснить: что же интересует художника в действительности, на чём он останавливает своё внимание среди жизненных явлений?

PAGE_BREAK--

«Художественный образ, – по мнению Горького, – почти всегда шире и глубже идеи, он берёт человека со всем его разнообразием его духовной жизни, со всеми противоречиями его чувствований и мысли».

Итак, образ – картина человеческой жизни. Отражать жизнь при помощи образов – значит, рисовать картины человеческой жизни людей, т.е. поступки и переживания людей, характерные для данной области жизни, позволяющие судить о ней.

Говоря о том, что образ представляет собой картину человеческой жизни, мы имеем ввиду именно то, что в нём она отражена синтетично, целостно, т.е. «личностно», а не какой-либо одной своей стороной.

Произведение искусства лишь тогда полноценно, когда оно заставило читателя или зрителя поверить в себя как в явление человеческой жизни либо внешней, либо духовной.

Без конкретной картины жизни нет искусства. Но сама конкретность – не самоцель художественного изображения. Она необходимо вытекает из самого его предмета, из той задачи, которая стоит перед искусством: изображение человеческой жизни в её целостности.

Итак, дополним определение образа.

Образ – конкретная картина человеческой жизни, т.е. индивидуализированное её изображение.

Рассмотрим далее. Писатель изучает действительность на основе определённого мировоззрения; в процессе его жизненного опыта у него накапливаются наблюдения, выводы; он приходит к определённым отражающим действительность и вместе с тем выражающим его взгляды обобщениям. Эти обобщения он показывает читателю в живых, конкретных фактах, в судьбах и переживаниях людей. Таким образом, в определение «образ» дополняем: Образ – конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни.

Но и сейчас наше определение ещё не полное.

Очень большую роль в изображении играет вымысел. Без творческого воображения художника не было бы единства индивидуального и обобщённого, без которого нет образа. На основе своего знания и понимания жизни художник воображает такие жизненные факты, по которым лучше своего можно было бы судить об изображаемой им жизни. В этом – значение художественного вымысла. В то же время вымысел художника не произволен, он подсказан ему его жизненным опытом. Только при этом условии художник сумеет найти настоящие краски для изображения того мира, в который он хочет ввести читателя. Вымысел представляет собой средство отбора писателем наиболее характерного для жизни, т.е. является обобщением собранного писателем жизненного материала. Надо заметить, что художественный вымысел не противостоит действительности, а является особой формой отражения жизни, своеобразной формой её обобщения. Теперь мы вновь должны дополнить наше определение.

Итак, образ – конкретная и в тоже время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла. Но и это ещё не всё.

Произведение искусства вызывает у нас чувство непосредственного волнения, сочувствия к героям или негодования. Мы относимся к нему как к чему-то лично затрагивающему нас, непосредственно к нам относящемуся.

Так вот. Это – эстетическое чувство. Цель искусства в том, чтобы эстетически осмыслить действительность, чтобы вызвать у человека эстетическое чувство. Эстетическое чувство связано с представлением об идеале. Вот это восприятие воплощённого в жизни идеала, восприятие прекрасного и вызывает у нас эстетические чувства: волнения, радости, наслаждения. Значит, значение искусства в том, что оно должно вызывать у человека эстетическое отношение к жизни. Таким образом, мы пришли к тому, что существенной стороной образа является его эстетическое значение.

Теперь мы можем дать определение образа, которое вобрало в себя те черты, о которых мы говорили.

Итак, суммируя сказанное, получаем:

ОБРАЗ - КОНКРЕТНАЯ И В ТОЖЕ ВРЕМЯ ОБОБЩЁННАЯ КАРТИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СОЗДАННАЯ ПРИ ПОМОЩИ ВЫМЫСЛА И ИМЕЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Структура художественного образа

Структура Х.о. представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал:

– познания и оценки,

– объективного и субъективного,

– рационального и эмоционального,

– изображения и выражения,

– реального и вымышленного,

– жизнеподобия и условности,

– конкретности и обощённости.

Так что же входит в содержание самого образа?

Объективное содержание художественного произведения. Это историческая действительность, обуславливающая ту жизненную обстановку, в которой находится сам художник и которую отражает в своём творчестве, как бы сам он к ней ни относился.

Субъективное содержание. Это та оценка в том освещении, которую даёт сам писатель в изображаемом им явлении жизни.

Непосредственное, конкретное содержание произведения – история данных характеров и событий, о которых в нём рассказывается.

Эстетическое значение образа – конкретное воплощение человеческих идеалов.

Итак, любое художественное произведение – прежде всего выражение писателем его отношения к действительности. А своё отношение писатель выражает, показывая интересующие его проявления жизни образно, то есть в картинах человеческой жизни, со всеми присущими ей свойствами, сохраняя внутреннюю логику изображаемых им отношений.

Ещё под понятием образ понимают характер человека, хотя понятие образ много шире, чем характер. Например, образ Печорина, Образ Петра Гринёва. В данном понятии говорят о характерах этих персонажей в изображении окружающего их мира.

В чём заключаются основные характеристики художественного образа?

Приведём 1 пример

«Образ Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Время создания романа.

Написанный в переломный момент исторического развития России роман «Отцы и дети» показал острые проблемы современности, которые после появления этого произведения волновали российское общество. Роман явился отражением общественного конфликта 60-х годов 19 века, который показан на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе показан типичный представитель разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах, был характерен демократизм. Основной конфликт держится на противопоставлении демократизма и аристократизма, отцов и детей.

Главные действующие лица, образ как характеристика персонажей, взаимосвязи разных героев как необходимое условие раскрытия художественного образа.

Базаров – демократ-разночинец. Эти люди трудом пробивали себе дорогу в жизнь и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по богатству, а по его делам, пользе для окружающих его людей.

Демократизм присущ не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в балахоне, уже само по себе – вызов условности, умышленное пренебрежение к ней. Мы обращаем внимание на его красную руку, привыкшую к физическому труду. Она слишком отличается от руки дворянина Павла Петровича (руки Кирсанова аристократические, ухоженные и ведь действительно он ведет праздный образ жизни). Даже в деревню, куда приехал Базаров отдыхать, он взял с собой работу: микроскоп для проведения опытов. Таким образом, этим автор противопоставляет эпоху аристократов с их праздной жизнью эпохе разночинцев с их близостью к народу.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается в сравнении с Павлом Петровичем.

В ходе романа это противопоставление всегда сохраняется: в описании одежды героев, их вещей, поступках. Одежду у Базарова писатель называет одежонкой, так как она из себя ничего не представляет, напротив же, одежду Павла Петровича описывает детально, так как она является его лицом: темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки.

За небрежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканным видом Кирсанова – его принципы.

В целом же во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.

Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный его труд является содержанием его жизни. Он продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Противопоставление характеризуется еще и возрастом героев. А каждый возраст имеет свою моду, свои взгляды. Все отцы и дети различаются друг от друга. Время, в котором начинало жить то или иное поколение вносит различия во все: в одежду, в привычки, в характер, в поведение. И это все вместе взятое влияет на мировоззрение человека. И есть что-то, что роднит разные поколения. Базаров отрицает существующее, потому что в это время, которое он живет, полезно все отрицать. Павел Петрович не хочет ничего изменить в жизни, потому что он уже долго жил в это время и привык к своей неторопливой размеренной жизни, но все-таки с некоторыми взглядами Базарова он соглашается. Главное, что он признает, что в современном обществе не все в порядке.

Когда спор зашел о народе, они будто сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Что же является главным для этих людей?

Для Базарова – исправить общество, т.е. то же самое, чего добивались революционеры.

Существующий строй, по мнению Базарова, надо разрушить. Кирсанов говорит, что надо не только разрушать, но и строить, а это очень сложно.

Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искусства, классической литературой.

А Базаров предпочитает не говорить об этом. Так, он насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Порой позиция Базарова, относящаяся ко всему с критической точки зрения, отличается своей крайностью. Это можно сказать и о его эгоистических взглядах.

Он не замечает красоты природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека.

Каково же отношение к нему других лиц романа?

Николай Петрович – добрый, мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием, боязнью: «Он побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия».

Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее:

«Он возненавидел Базарова, считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».

Столкновение Базарова с Павлом Петровичем как представителей не только разных поколений, но и убеждений, было неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы накинуться на врага. Базаров же считал словесную битву бесполезной, но уклониться от нее не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с невыразимым спокойствием. В его словах звучит уверенность в своей правоте.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа (чувствительно вам обязан, честь имею). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание родного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, здравый, ясный.

В частых спорах этих разных людей затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова – к обличению этого порядка.

В своих взглядах Базаров одинок. В романе не показано ни одного последователя Базарова. Есть только мнимые ученики. Это маленький либеральный барин Аркадий. Однако его увлечение Базаровым – дань молодости, но он лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически.

Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой моде.

В романе показан еще 1 представитель старого поколения Николай Петрович Кирсанов. В нем автор воплотил одновременно черты сыновей и отцов. Этот герой вспоминает, как и его однажды тоже не поняла его матушка, как он ей сказал, что они принадлежат к разным поколениям. И потом сказал и Павлу Петровичу: «Вот теперь настала наша очередь». Эти слова отражают суть конфликта отцов и детей.

Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться взамен, и отцы будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети сами не станут отцами.

3) Подведение итога, оценка позиций героя глазами самого автора.

В конце романа Базаров умирает, чем подтверждает автор ущербность его позиций.

Аркадий женится и начинает вести хозяйство по-новому. На его примере автор показал читателю, что только такие люди могут взять то лучшее, что было у отцов, и, учитывая их ошибки, построить свое новое.

Сам Тургенев признавал, что его герой Базаров еще стоит в преддверии будущего, он хотел сделать из него лицо трагическое… Мечталась фигура сумрачная, дикая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель. И Тургенев создал именно такой образ, благодаря которому читатели смогли сделать главный вывод: нельзя все отрицать, а если отрицаешь, то взамен надо создавать что-то новое, и учиться надо на ошибках старшего поколения, но и в то же время прислушиваться к старшим, так как они мудрее.

Заключение

Образ как эстетическая категория включает в себя содержание той действительности, про которую пишет автор, оценку автором тех действий, которые совершает его герой, взаимосвязь главного героя с другими героями данного произведения, оценка поведения других персонажей и эстетическое наслаждение, получаемое читателем при чтении данного произведения.

Таким образом, мы видим, что понятие художественный образ как эстетическая категория очень многолико, включает в себя много разных аспектов, нет чётких границ этому понятию. Ведь это и изображение героев, и изображение природы, и изображение самой жизни, которую показывает нам писатель с целью доставить радость, наслаждение от прочитанного. Писатель вызывает в нас переживание за судьбу своего героя, учит нас на примере его как поступить читателю в похожей ситуации, чему можно научиться у него и что неприемлемо для читателя. Автор учит читателя посредством художественного образа видеть, что прекрасно, а что безобразно, что можно, а что нельзя, каким надо быть, чтобы жить полной правильной жизнью, не повторять ошибки его героев из произведения. И хотя в любом произведении есть вымысел, но есть и правдивые стороны изображённой жизни, которые и показывает нам писатель с целью ввести нас в тот мир, в котором живут и действуют его герои.

Литература и библиотековедение

Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Задачей становится соотнести жанры с родами литературы. Жанры типы литературного произведения которые складываются исторически в разных литературных традициях. В западной литературе жанры чрезвычайно близки друг к другу.

Литературный жанр

Уже Аристотель вводит классификацию поэзии (в то время была художественная словесность). В позднюю античную эпоху существовал античный роман. Но все произведения были в стихах: и эпос, как например, эпические поэмы Гомера; и драма (прежде всего трагедия); и хвалебные песни в честь богов). Словесность была преимущественно стихотворной. Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Все это существовало в устном виде. Уже Платон различал три вида поэзии, как и Аристотель. Он классифицировал поэзию по принципу, чей голос мы слышим:

  1. Когда слышится только голос поэта или исполнителя. Например: дифирамб (хоровая песня в честь Бога Диониса).
  2. Когда слышится и голос повествующего, и голоса персонажей. Это эпос.
  3. Слышатся голоса только подражающих лиц. Это драма.

В 16 в., когда Аристотель был открыт европейцами, то эти три вида поэзии были возведены в три рода литературы: эпос, драму, повествование. Эта концепция была сохранена. На рубеже 18-19 вв. за ее разработку взялись философы (Шлегель, Гегель). Они считали, что существует три огромные группы, на которые могут быть разделены все литературные произведения. Были сохранены эпос и драма, но прибавили лирику. Термин «лирика» был закреплен Гегелем. В стихотворных жанрах очень часто включалась прямая речь. это было временем романтиков в литературе, которые возвышали поэзию, т.к. она выражает чувства и мысли. Задачей становится соотнести жанры с родами литературы.

Эпос складывается на заре Средневековья. Существуют эпические поэмы, которые как бы заменяют эпос. Это довольно редкий жанр. В 18 в. появляется роман нового типа, это время расцвета эпического рода. Эпический род практически равен повествовательным произведениям. Драма включала все драматические произведения, в независимости от жанра и от того, какая она – прозаическая или лирическая. В лирике важна форма, а не содержание. Род превращается в содержательную категорию. Он может формулироваться абстрактно. Ставятся задачи выведения сущности литературного рода.

Гегель пытается разделить рода на объективные (эпические произведения) и субъективные (лирические произведения). А драма у него – это смесь субъективного и объективного. Существовала проблема литературных родов, их зарождения и истории.

Александр Веселовский

Искал корни литературных родов в архаическом фольклоре

Считал, что в самом начале словесности стоит песня-пляска

Считал, что постепенно выделяется рассказ (эпос), действо (драма), песня (лирика)

Но в 20 в. теория трех родов воспринимается как анахронизм.

В литературе 19 и особенно 20 в. появляются произведения, не подпадающие ни под один литературный род:

Романы потока сознания

Эссе – это небольшие заметки, размышления по поводу какого-либо случая, жизни, нравственности и т.д.

В последнее время литературными родами вообще не занимаются в отличие от жанров.

Жанры – типы литературного произведения, которые складываются исторически в разных литературных традициях.

В западной литературе жанры чрезвычайно близки друг к другу. Жанр имеет свое происхождение, историю, часто срок существования (например, миракли исчезли), развитие. Это изучают литературоведы. Существуют и другие проблемы. Так как жанр – категория историческая, то возникает вопрос: как выделяется жанр?

Жанровые признаки:

  1. содержательные
    1. особая тема
    2. особые национальные настроения
    3. тип сюжета
  2. формальные (метрические)
    1. композиция произведения
    2. разбиения произведения
    3. особый стихотворный размер (например, в Древней Греции – это гекзаметр)

Жанр может определяться и содержательными, и формальными признаками, а может чем-то одним. Например, элегия выделяется как жанр только по формальным признакам – это небольшие стихи, написанные особым размером – элегическим дистихом.

Тематика очень разнообразна. Элегия сохраняется в современной традиции (пишется в 18-19 вв.). в некоторых поэзиях (русской, французской) элегию не связывают со стихотворным размером. Тематика же становится стабильной – это тема разочарования в жизни.

Исследование жанров ставит много проблем:

  1. проблема происхождения жанров
  2. история жанров
  3. вопрос идентичности жанра

Как правило, роман имеет название (обозначение). С этим наименованием ассоциируется его определенные признаки (строится определенная модель литературного произведения). Существуют случаи, когда жанр со временем меняет свои признаки. Но возможность рассматривать его как единый сохраняется, т.к. название не меняется.

Элегия (от надгробным надписей). Формальные признаки: небольшое стихотворение с определенным размером – элегическим дистихом.

Сонет

В определении есть только формальные признаки: стихи определенным образом чередуются: за 2 четверостишиями следуют 3 трехстишия.

Но вообще редко выделяются только формальные признаки.

В элегии появляются и признаки содержательные: элегия – стихотворение гражданского, личного, моралистического содержания. Содержание начинает стабилизироваться в эпоху Древнего Рима. Это было в основном любовное содержание. В европейской элегии отсутствуют метрические признаки – нет фиксированного стихотворного размера. Но тема главная одна – тема разочарования в жизни. Происходит полная перемена признаков. В европейской элегии нет формальных признаков, они замещаются на содержательные. А содержательные видоизменяются.

Трагедия – это драматический жанр, который формировался в Древней Греции в 5 в. до н.э. (Софокл, Эсхил). Трагедия имела жесткие формальные признаки:

  • трагедия была стихотворной
  • трагедия предполагала участие хора
  • членение трагедии определялось выступлением хора
  • сюжет трагедии развивается от завязки к перипетии

Средневековая европейская литература вырабатывает свои литературные жанры – религиозные и смеховые. Но приблизительно с 15 в. возрождаются античные жанры. В драме – это трагедия и комедия.

Шекспир

Шекспировская трагедия меняется очень сильно:

  • она не предполагает участие хора
  • чаще она написана смесью стиха и прозы
  • древнегреческая трагедия – это серьезный жанр, а в европейской трагедии возможны смеховые сцены, появляется новая роль – роль шута

В этом включении смеховых сцен в трагедию видят влияние средневекового театра.

Трагедия 17 в. (Франция, классицизм):

  • трагедия сплошь стихотворная, которая допускает счастливые концовки
  • нет хора

Тынянов был противником отнесения трансформированных жанров с одним названием к одному жанру.

Что связывает трагедии разных эпох?

Это касается только содержательной стороны. Но возникает общая проблема: столкновение героя с судьбой или с жизненными обстоятельствами, которые оказываются сильнее его.

В древнегреческой трагедии судьба и установление обычаев противоречили желанию людей. В шекспировской трагедии происходит столкновение личности с окружающим обществом и правилами, царящими в нем. Например, в «Гамлете»: предательство дяди и месть ему. Но герой не принимает бой, человек не изменяет себя и не покоряется. Для него сознание своего достоинства в выборе пути чрезвычайно ценно. Для него лучше умереть, чем покориться.

Общее, что связывает эти жанры – это жанровая сущность. Возникает универсальная модель жанра. В элегии такую сущность выделить мы не можем.

Выделение жанра

Выделение жанра начинается еще с фольклора, но в нем они выделяются по-другому: по обряду (например, свадебные песни в свадебном обряде), по бытовой ситуации (например, рекрутские песни).

Словесный жанр выделяется по связи с той системой, в которой он рождается или используется. В литературе словесное искусство превращается в автономную единицу. Например, древнегреческая трагедия разыгрывалась дважды в год религиозные праздники – праздники Диониса. В средневековом театре выделяют литургическую драму, которая ставилась в церквях, храмах и входила в богослужение. Лихачев выделял функциональные жанры в средневековой литературе – жанры религиозной и придворной литературы.

В литературе жанр выделяется по следующим признакам:

1. по форме

2. по содержанию

Появление жанра отвечает запросам в области словесности, культуры. Ограниченные значения имеют преемственность, подражание в хорошем смысле (так говорил Томашевский о сыщицком романе). Заимствуются:

  • схема расстановки персонажей, концовка
  • стилистика
  • сюжет

образуется набор постоянных признаков, который для авторов становится жанровым нормативом. В определенные эпохи отступление от жанра считалось большой погрешностью. Жанр сохранял в себе память о произведениях, содержащих память о древности (Бахтин ввел термин – «память жанра»).

Элегия

Томашевский считал, что в элегии нужна преемственность. Жанр заимствуется из античной литературы.

Поскольку комедия – это смеховой жанр, то она ниже трагедии. Заимствуется название и основная установка. В сознательном ориентировании на античное прошлое могло быть заимствовано только название. Например, Гете написал «Римские элегии» как подражание античному образцу.

Проблема жанровой сущности остается еще в одном аспекте – то, что касается Востока. Любая восточная литература создает свои жанры со своей историей. Но, рассуждая о жанрах в контексте мировой литературы, они должны быть соотнесены.

Возникает понятие типологии, которое подразумевает, что некий тип жанра не только невременной, но и непространственный.

Мы употребляем термин «роман» в независимости от литературной эпохи, о которой говорим: античный (древнегреческий) роман, средневековый рыцарский роман, плутовской роман 17 в. и т.д. Эти термины в средневековой литературе, которые появляются во Франции, обозначали повествовательное произведение на романском языке. Вообще роман – это повествовательное произведение крупного объема, часто любовного и приключенческого содержания.

На Востоке тоже был роман:

В персидской литературе (роман был жанром высокой литературы)

В индийской литературе (роман как прозаический жанр)

В арабской литературе (стихотворный роман)

В японской литературе

На Востоке роман обозначал произведение крупной стихотворной или прозаической формы, часто любовного или приключенческого содержания. Они были похожи на рыцарские романы.

Употребление общего термина неизбежно должно иметь некоторую универсальную модель. Бахтин много сочинений и размышлений посвятил роману.

В особенности линия разрыва была между античным, рыцарским романом и романом 18 в. Рыцарский роман не связан с античным генетически (у них типологическая общность). Роман 18 в. не связан преемственно с рыцарским романом. Особенности романа 18 в. были использованы и продолжались в 19 и 20 вв. Античная литература изображает деятельность ушедшую. Также и рыцарский роман, который рассказывает о подвигах рыцарей, которые были уже легендами. А 18 в. порывает эту традицию, изображая обычных современных людей и современные события. Роман 18 в. поглотил все прочие повествовательные жанры почти полностью. Специфике, историческим и жанровым сущностям романа посвящено много исследований. Некоторые считают, что до 18 в. романа не было. Другие считают, что все романы – это разновидность одного жанра, т.к. роман говорит о частном человеке.

В средневековой литературе был жанр эпической поэмы, рассказывавшей о человеке (о любви рыцаря к прекрасной даме и т.д.). Рыцарь был лицом частным. В античном романе герой тоже человек частный.

Роман имеет 2 разновидности:

  1. роман, построенный на остроте и замысловатости сюжета (злоключения, приключения и т.д.)
  2. роман, рассказывающий о внутренней жизни героя, его формировании, противопоставлении окружению как личности, о духовной жизни героя.

Для Бахтина самым главным в романе были «становящаяся» личность и деятельность.

Жанры ранних эпох и литературы нового времени строятся и сочетаются по-разному. Меняется все функционирование жанра. В существовании жанра есть особенности:

Жанровые признаки более стабильны в традиционной литературе.

Жанр закрепляется в теоретических сочинениях (в Европе – в поэтиках). В них дается описание жанра с указанием признаков, которые являются нормами. Но описывались не все жанры, а только высокие.

Жанровые каноны

  1. Все жанры средневековой и древней литературы, а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему, которая членилась на подсистему:
    1. Самым главным признаком была иерархия жанров. Они делились на высокие, средние и низкие. Высокие жанры играли большую роль. Это иерархическое членение опиралось на следующие моменты:
      1. к какому жанру отнести
      2. какой срез действительности изображает жанр

Жанры высокой литературы отображают жизнь высокой части общества (иногда их называли придворными жанрами).

Средние жанры – это жанры городской литературы.

Но иерархия соблюдалась и в подсистеме. Ставился вопрос: какой аудитории предназначается жанр? Авторы высокого стиля ориентируются на высокого потребителя: на образованного человека с изощренными требованиями, с высокими запросами и с высоким вкусом.

Жанры до Нового времени иногда назывались каноническими (традиционными).

Отличие античных жанров от современных заключается в следующем:

  1. В традиционной литературе существовала чрезвычайная твердость жанровых признаков:
    1. Диктат жанра был очень высок.
    2. Автор должен был соответствовать нормам формы.
    3. Всякое отступление от жанра считалось недостатком.
  2. Жанры в традиционной литературе находятся в жесткой системе:
    1. Система ограничивается иерархически.
    2. Литература разбивается на некоторые слои:
      1. Высокая (придворная). Поэтам до Нового времени очень важно было получать место при дворе. При дворе существовали литературные кружки. На Востоке автор при дворе имел сан. Богатые тоже утраивают жизнь, как при дворе. Высокие жанры изображают высокий мир: рыцарей, царей, жизнь двора. Такие произведения насыщены высокой моралью. В них рисуется картина высокого эстетического мира, далекого от бытовых вопросов. Эти жанры чуждаются быта.
      2. Городская литература. Ее герой – горожанин (купец, ремесленник). В арабской литературе героем городской литературы мог быть бродячий поэт.
      3. Фольклорная литература (для крестьян)
      4. Религиозная литература (ее статус в иерархии не очень определен). В центре ее – монастырь и духовное лицо. Существовали просто религиозные жанры. А также были религиозные жанры, которые существовали на границе с художественной литературой (жития). Существовала религиозная лирика.

Каждое сословие обладало своей словесностью. И разные литературы отражали свое сословие.

Важно также, как литература относится к изображаемому миру: серьезно или с юмором:

  • Городская литература и фольклор могут изображать рыцарей, религиозных лиц, но с насмешкой.
  • В высокой литературе эпическая поэма стояла выше рыцарского романа.
  • В религиозной литературе произведения, говорящие о существенности религии (проповедь и т.д.), стояли выше жития святых.
  • Чем серьезнее жанр, тем выше он стоит в иерархии.
  • В городской литературе были очень распространены смеховые жанры. Одним из самых популярных жанров была повестушка, похожая на анекдот. На Востоке такие герои, высмеивающие что-либо, становятся героями целых циклов.
  • Чем в произведении больше вымысла, тем ниже его статус.

Вся жанровая система производит впечатление чрезвычайной дробности. Это положение продолжается практически до 18 в. Гуалу (деятель классицизма) рисует всю эту систему, но без религиозной литературы. Какие-то жанры он вообще исключает, например, он отказывается рассматривать роман. В 18 в. только в Европе эта система и ее иерархичность начинают расшатываться, т.к. начинается переход к Новому времени. Размывание этой иерархии больше всего заметно в драме. В драме четко размежеваются 2 жанра: серьезный, который тяготеет к религии и традициям; и смеховой (фарсовый). В Японии в 14 в. появляется театр «Но», в котором тоже выделяются серьезное и смеховое (кёгэн).

В Европе к серьезным жанрам относятся мистерия (в них описываются эпизоды Евангелия, связанные со смертью Христа), миракли (написаны на основе житийных сюжетов, являющие чудеса) и т.д. Но также популярны и фарсовые жанры. В античную эпоху было создано 2 основных жанра: трагедия (обрядовая, ритуальная драма) и комедия. Более высокий статус трагедии создается тем, что она построена на невымышленном сюжете. В 18 в. начинают тяготиться к резким размежеваниям трагедии и комедии. Появляется буржуазия, которая хочет видеть себя в качестве высокого героя трагедии. Поэтому появляются средние жанры. Мольер считал, что могла быть драма, изображающая среднее сословие.

Бомарше «Женитьба Фигаро»

Сначала он слуга, а потом оказывается сыном благородных родителей.

Начинаются внутренние изменения жанра, ломаются условности. Драма могла сохранить признаки трагедии, изображавшей среднего героя. Комедия стала тоже не только высмеивать что-либо.

В 18 в. необычайное значение принимает роман, который рассказывает о жизни современного героя. Совершается обновление жанровой системы. Во многом вклад в это внесли романтики 19 в. Отменяется сословная система. Наступает пора общества, которое выдвигает индивидуума. Романтизм – первое культурное направление, которое про стема. ясословная если романтики 19 в. во ероя.еднего героя. лей.енном сюжете. а) и комедия. но без религиозной литературы. е возглашает индивидуальность личность, художественного сознания, писательской индивидуальности. Иерархия ниспровергается. Отрицается наличие высоких и низких жанров. Романтизм сознательно смешивает жанры и литературные рода (пример - лирическая поэма). Иногда они даже выступают за отмену жанров, утверждая, что каждое авторское произведение – это уже жанр. Система жанров начинает сильно трансформироваться и рушится. Начинается это в поэзии с начала 19 в. В европейской поэзии существовало много жанров. Большинство из них возникли в эпоху Возрождения. Некоторые были заимствованы из античной литературы. Некоторые появлялись на основе фольклора. Даже в русской поэзии (Пушкин, Лермонтов), которая обычно запаздывает, жанры исчезают. Романтики культивируют свободную стихию, которая отражает личность поэта, его переживания. Жанры в лирике исчезают, появляются только как стилизация. Форма остается, но со всяческими индивидуальными вариациями.

В повествовательной прозе роман становится главным жанром. Даже средневековая литература была крайне разнообразна. В 18 в. были различные разновидности романов, напоминавшие жанры. Существовали повествовательные поэмы. В 18 в. были популярны философские повести, философские диалоги. В 19 в. фактически остается 3 формы: роман (как крупная повествовательная форма), повесть и рассказ.

В эпоху Возрождения, опираясь на смеховые повествования, создается новелла (небольшая остроумная история с неожиданной развязкой). Боккаччо «Декамерон»: 10 дней – по 10 новелл. 19 в. редко пользуется новеллой (Мопассан «Ожерелье», «Драгоценности»; Пушкин «Повести Белкина»). Важнее становится рассказ (фрагмент из жизни без начала и без конца). В 20 в. рассказы все больше уходят со сцены литературы, а роман выступает на первый план. Каждый роман по-своему индивидуален (романы Достоевского, Толстого).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33706. Поведение с лицами находящимися в бессознательном состоянии 10.87 KB
100 Устава патрульнопостовой службы милиции общественной безопасности. 18 комментируемого Закона оказание помощи в том числе первой доврачебной гражданам пострадавшим от преступлений административных правонарушений и несчастных случаев а также находящимся в беспомощном или ином состоянии опасном для их жизни опасность для здоровья в данном случае законодателем исключена является одной из служебных обязанностей сотрудника милиции которые ему предписано выполнять независимо от занимаемой должности места нахождения и времени....
33707. Особенности расследования причинения телесных повреждений на бытовой почве 13.34 KB
Дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью возбуждаются только по жалобе потерпевшего которому разъясняется что дело может быть прекращено за примирением сторон. Признаки дающие основание возбудить дело помимо заявления потерпевшего могут усматриваться из представленных им медицинских история болезни справка врача других уличающих виновного документов в том числе магнитофонных записей телефонных переговоров осуществлявшихся потерпевшим по своей инициативе. Расследование начинается как правило с допроса потерпевшего если...
33708. Особенности расследования изнасилования в ситуации, когда насильник незнаком с жертвой 17.16 KB
по объекту преступления кто подвергся изнасилованию не находилось ли потерпевшая в беспомощном состоянии не обладает ли потерпевшая признаками наличие которых является отягчающим обстоятельством несовершеннолетие потерпевшей. При этом устанавливается является ли объектом преступления половая свобода потерпевшей или ее здоровье достоинство а также общественное отношениеличная собственность потерпевшей. По объективной стороне где и когда совершено изнасилование или покушение на него каким способом какое насилие было применено в...
33709. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИСВОЕНИЙ И РАСТРАТ 23.1 KB
В качестве свидетелей по делам о присвоении допрашиваются: 1 заявители обратившиеся в правоохранительные органы с сообщением об известном им факте хищения; 2 исполнители и очевидцы производственных и техниковспомогательных операций связанных с механизмом присвоения; 3 бухгалтерские и банковские работники проводившие соответствующие финансовые операции; 4 участники подготовки заключения и технического обеспечения сделок прикрывавших противоправные действия расхитителей; 5 работники контролирующих инстанций аудиторских организаций...
33710. Расследование дел о присвоении или растрате 16.68 KB
Методами предварительной проверки служат: изучение нормативов регламентирующих деятельность организации анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций; ревизия; внезапная инвентаризация; истребование документов отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами; объяснения должностных и материально ответственных лиц причастных к сомнительным операциям и контролю за ними; поручения органам дознания провести оперативные мероприятия. Изымаются все имеющиеся у них документы в том числе...
33711. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 12.3 KB
Примерными действиями следователя в этом случае являются: а допрос взяткодателя; б задержание взяткополучателя с поличным перед этим если есть такая возможность проводят осмотр предполагаемого предмета взятки а после задержания личный обыск взяткополучателя иногда его освидетельствование; в допрос взяткополучателя; г обыски по местам жительства и работы взяткополучателя наложение ареста на его имущество; д выемка и осмотр документов; е допросы свидетелей;...
33712. Методика расследования фальшивомонетничества 12.75 KB
Обстоятельства подлежащие установлению: имел ли факт сбыта или изготовления поддельных денег и ценных бумаг; каковы номинал количество степень сходства; время и место подделки; способ изготовления; причиненный ущерб; кем совершено преступление; условия способствовавшие совершению преступления. На первоначальном этапе расследования в данной ситуации проводятся: допрос задержанного об обстоятельствах появления у него фальшивок и их реализации осмотр поддельных денег осмотр места происшествия допросы свидетелей если они есть назначение...
33713. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ 12.32 KB
При проведении обыска нужно внимательно обследовать все подсобные помещения особенно те места где были обнаружены следы преступления. В литературе все следы незаконного оборота наркотических веществ подразделяют на три группы: а следы изготовления наркотиков; б следы транспортировки и хранения; в следы потребления наркотиков. К следам хранения и транспортировки относятся различная упаковка специальные контейнеры следы наркотических веществ в швах одежды и в карманах. И наконец к следам потребления наркотиков относятся следы инъекций...
33714. Криминалистическая характеристика поджогов 11.57 KB
; б создания обстановки облегчающей совершение другого преступления например в целях привлечения внимания работников милиции к специально организованному пожару и совершения в это время кражи на оставшемся без охраны объекте; в мести на почве обиды ссоры ущемления прав и т. Поджоги совершаются: с помощью специально приготовленных горючих мате риалов; с помощью специально изготовленных технических приспособлений или специально созданных условий рассчитанных на немедленное или в заданное время воспламенение от внешнего источника...

Жанры - исторически сложившиеся типы художественных произведений.

Жанровое определение может быть дано автором («роман в стихах», «МД - поэма»), либо подразумеваться. Жанровые обозначения хорошо знакомы читателю, он знает признаки произведений того или иного литературного жанра. К жанрам литературы относятся, например, поэма, басня, роман, новелла - эпические, т.е. повествовательные жанры; ода, элегия - лирические; трагедия, комедия - драматические.

Понятие жанра всегда - понятие историческое. Связь элементов содержания с элементами композиции, языка и стиха, которую мы находим в том или ином жанре, представляет типическое традиционное единство, сложившееся исторически, в определенных условиях.

Выбирая какой-то жанр, писатель исходит из некой жанровой системы, из классификации произведений (здесь можно вспомнить авторские подзаголовки к произведениям. Они «представляют» читателю произведение, отчасти намекают ему как нужно это произведение понимать.) По выр-ю Бахтина, «жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития».

Жанр призван дать целостное представление о произведении. Жанр определяется через комплекс признаков. Жанровые признаки - величина переменная в литературном процессе, что находит отражение в сменяющих друг друга жанровых теориях. Так, далеко не все трагедии даже эпохи классицизма соответствуют жанровому канону, представленному в «поэтиках» этого направления. В истории всех жанров можно выделить переменные и устойчивые признаки, и именно последние обеспечивают преемственность, позволяют узнать, идентифицировать жанр на протяжении многовековой его истории. Наряду с конкретно-историческим описанием жанров важное место заняли жанровые константы, обеспечивающие жанровую преемственность.

Так трагедию характеризуют два основных признака: принадлежность к драматическому роду, трагическое содержание, порождающее особый стиль.

(Б. Кроче вообще объявил жанр «предрассудком», «привидением», поскольку в этом понятии заключена высокая степень абстракции; произведения же, по Кроче, есть выражения единой и неделимой интуиции. Однако в целом западное литературоведение 20 - 21 веков, после посвященного жанрам Международного конгресса в Лионе в 1939 г., проявляет к теории жанров огромный интерес, в особенности к их типологическому изучению.

В 1960-е гг. в отечественном литературоведении была популярна т.зр., согласно которой в литературе 19 - 20 вв. наблюдается атрофия жанров, размывание жанровых границ: жестко регламентированные структуры все реже используются писателями, воспринимаются как анахронизм, и главными представителями эпоса, лирики и драмы становятся гибкие «синтетические формы» романа, стихотворения, пьесы: их трудно отнести к какому-то определенному жанру. (Кожинов «Роман нового времени», Кургинян «Драма»)).



Похожие статьи
 
Категории