Доказываем, к какому сословию принадлежит базаров евгений. К какому сословию принадлежал достоевский

25.03.2019

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Родился Федор Михайлович Москве (1821) в семье врача, служившего в Мариинской больнице. 1837 год становится знаковым для юного Достоевского, который тяжело переживает смерть матери. В этом же году отец отправляет старших сыновей (Федора и его брат Михаила) в Петербург, где Федор Михайлович поступает в инженерное училище. Благодаря такому образованию, Достоевский получает возможность продолжит свое литературное творчество, которое задорилось в писателе по прибытию в Петербург.

Окончив в 1841 году училище, Федор Михайлович поступает на военную службу, вскоре дойдя до офицерского чина. В 1843 году Достоевский, выйдя в отставку, вплотную начинает заниматься литературной деятельностью. В этом же году писатель заканчивает перевод произведения О.Бальзака «Евгения Гранде». К какому сословию принадлежал Достоевский Этот перевод становится его первый опубликованным литературным опытом.

Его первое самостоятельное произведений «Бедные люди», вышедшее в 1844 году, обратило на себя пристальное внимание самых «маститых» критиков того времени.

Некрасов и Белинский с восторгом приветствовали начинающего писателя, сумевшего очень трогательно и живо изобразить душевную драму персонажей своего произведения. Эта пора жизни Достоевского характерна самым проникновенным участием в жизни всех страждущих и обездоленных. Он вступает в общество «петрашевцев», так как находится под сильным влиянием социалистических идей. Как следствие подобными увлечениями, в апреле 1849 года Федора Михайловича арестовали и приговорили к смертной казни. Стоя уже на эшафоте, Достоевский услышал объявление о высшей царской милости, и казнь была заменена на каторжные работы. Находясь проездом до места каторги в Тобольске, Федор Михайлович знакомится с женами декабристов, которые дарят ему маленькую книжку «священного писания», сохраненную писателей до самой смерти. От тяжелой работы и недоедания Федор Михайлович заболевает (проявилось эпилепсия), от чего он был переведен в солдаты, а впоследствии был амнистирован, и вернулся обратно в Петербург в 1854 году.

В родном городе Достоевский, полностью отдавшись любимому творчеству, за достаточно короткий период времени опять завоёвывает имя одного из самых выдающихся русских писателей.

Увлечение социализмом, которым в юности «переболел» Достоевский, в более зрелом возрасте переросло в крайне враждебное отношение к самой социалистической идее, что в свою очередь нашло яркое отражение в его известнейшем произведении «Бесы».

В 1965 году Достоевский теряет брата, после чего Федор Михайлович живет крайне бедно. Дабы улучшить свое материальное положение, писатель посылает первую главу «Преступления и наказания» в журнал «Русский вестник», где он начинает печататься в каждом номере. К какому сословию принадлежал Достоевский В это же время Достоевский пишет роман «Игрок», но физическое здоровье, подорванное каторжным трудом, препятствует работе. Наняв молодую помощницу Сниткину Анну, писатель все же заканчивает роман в 1866 году, а вскоре уезжает за границу, женившись на Анне Григорьевне.

Вернувшись в Россию, последние годы жизни писатель проводит очень плодотворно. Из-под пера Достоевского выходят «Братья Карамазовы», «Дневник писателя», «Подросток» и др.

28 Января 1881 года писатель умирает, успев попрощаться семьей. К какому сословию принадлежал Достоевский

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

    При аналогичной расстановке идей и ценностей, движимых людьми, несомненно, на стороне Красных

  • Своеобразие политической ситуации в после-февральской России, о чем много говорил тогда В. И. Ленин, действительно существовало и заключалось не только в двоевластии. Еще более заметную роль здесь играла позиция, занятая ведущими политическими силами страны. Анализ уже первых недель деятельности буржуазных и социалистических партий позволил лидеру большевиков сделать вывод, полностью оправдавшийся в дальнейшем: об их неготовности к быстрому и кардинальному решению самых жгучих вопросов российской жизни - дать землю крестьянам, хлеб - голодным, свободу - угнетенным народам, покончить с войной.
    КОРОТКО ЭТО ВЫРАЖАЛОСЬ ТАК; НИЗЫ УЖЕ НЕ ЖЕЛАЮТ ЖИТЬ ПО СТАРОМУ, А ВЕРХИ НЕ ХОТЯТ ИЛИ ТОЧНЕЕ НЕ МОГУТ НАЙТИ ВЫХОДА...
    источник; http://oldhat.ru/20vek/83.htm

    к февральской нормально. столыпин провел реформы общество приняло их.и после революции надо было продолжать их. царя бы оставили как в англии.жалко что к февралю столыпина в живых уже не было его в киеве грохнули в 16году что ли.

Роман «Отцы и дети» считается одним из лучших произведений автора. И неспроста. Роман необычайно многогранен. Его можно назвать и психологическим, и бытовым, и социальным, и философским. Дать какую-либо одну характеристику невозможно. Проблемы, которые автор поднимает в романе, глубоки и сложны. Они актуальны и сегодня.

Конфликт поколений

Из самого названия романа уже понятна тема этого произведения. Извечная проблема, которую поднимает в своем произведении Тургенев, - отцы и дети. Базаров представляет собой новое поколение и уверен, что прежние устои устарели и изжили себя.

Уходящему же поколению кажется, что они умнее, добрее, лучше. А на смену им пришла молодежь, не имеющая четких нравственных идеалов. Полное непонимание между поколением предыдущим и последующим. Так было всегда.

Уходящее поколение в романе представляют братья Кирсановы. Конфликт возникает в начале романа, как только Аркадий и Евгений приезжают в имение Кирсановых.

Павел Петрович

Павел Петрович сразу же испытывает враждебные чувства к гостю, не выяснив, что он за человек, к какому сословию принадлежит. Базаров тоже испытывает неприязнь - один только внешний вид Кирсанова вызывает в нем отвращение. К тому же он считает его чудаком. Между ними тут же вспыхивает ссора.

Слова Кирсанова - просто слова, не подкрепленные действием. Его жизнь - это череда сплошных успехов, причиной которым - происхождение. Первые же трудности сделали его человеком слабым и ни к чему не способным. У него нет даже собственных убеждений. Рассуждая с Базаровым о принципах, под ними он понимает лишь внешнее приличие и возможность оставаться джентльменом.

Николай Петрович

Кирсанов Николай Петрович является настоящим оппонентом Базарова. Его мироощущение, душевная широта противостоят теории нигилиста. Он мог бы поспорить с Евгением, но осознает, что его аргументы не убедят молодого человека. Все, что он скажет ему о гармонии жизни, о прелести поэзии, будет для того пустым звуком.

Взаимоотношения Базарова и Аркадия

Базаров в романе представляется другом Аркадия. Они вместе учатся в университете. Создается впечатление, что они единомышленники. Аркадий во всем пытается подражать Базарову, восхищается его взглядами, характером, поведением. Аркадий хочет быть на него похожим. Одним словом, попадает под его влияние.

Но они совершенно разные люди. Базаров - убежденный демократ. В любой обстановке, в любых условиях всегда занят делом Евгений Базаров. Образ же Аркадия - это образ разбалованного ленивца, для которого важны только покой и уют. Его ничто серьезно не увлекает. Их взгляды расходятся в отношении искусства, в отношении к людям.

Аркадий не может жить без принципов. Он всегда аккуратен, хорошо одет, у него прекрасные манеры. Базаров же не считает важным придерживаться правил хорошего тона. К какому сословию принадлежит Базаров? Он разночинец. К тому же одержим духом нигилизма.

И это сказывается на его привычках, поступках, особенностях речи. Их взгляды расходятся в главном - в назначении человека и в представлениях о жизни. Отношения перерастают в конфликт. И герои прощаются навсегда.

Семья главного героя

Происхождение Евгения Базарова автор описывает только одним словом - разночинец. Базаров с гордостью заявляет, что дед его пахал землю - был крепостным. Отец его, Василий Иванович, - бывший полковой лекарь. Мать, Арина Власьевна, - дворянка. С его слов, родители заключили брак не по любви. Но,судя по их взаимоотношениям, можно сказать, что они друг друга уважают.

Их объединяет сильная любовь к сыну. И они приложили все усилия, чтобы достойно его воспитать и дать ему хорошее образование. В университете Базаров изучает медицину, значит, отец как-то повлиял на его выбор. Но читатель ясно осознает, что медицина не станет предметом дальнейшей деятельности Базарова.

Автор произведения не акцентирует внимание на прошлом своего героя. Возможно, оттого, что суть героя определяет не его прошлое, а его настоящее, которое отчетливо прослеживается на протяжении всего произведения «Отцы и дети».

Базаров: характеристика героя

Автор делает акцент на происхождении героя. Базаров - разночинец. Из одного этого становится понятным, что он не относится ни к одному из сословий. Он человек дела и сделал себя сам. От своих предков он вынес трудолюбие и нравственный закал. Это отличает его от мягкотелых, ленивых и дряблых обитателей кирсановского дома и их окружения.

Базаров - человек цельный и трудолюбивый. Автор подчеркивает, что Аркадий бездельничает и сибаритствует, а Евгений работает. Чтобы чего-то в жизни добиться без посторонней помощи, без чинов и регалий, о чем свидетельствует происхождение Евгения Базарова, ему приходится постоянно трудиться и работать над собой. Это закалило его еще больше. Он не только разглагольствует о пользе труда, но и сам работает без устали.

Герой романа - очень сильный человек. Это чувствуют все действующие лица романа. Его внутренняя сила чувствуется во всем: в отношении к людям, в его категоричных утверждениях и, конечно же, в несчастной любви и смерти. Такие люди, как Базаров, не говорят пустых слов, а высказывают только то, что осознали, до чего дошли путем научного и жизненного опыта.

Базаров по-своему добр. Это видно из встречи Базарова с Фенечкой. Когда ее ребенок пошел спокойно к нему на руки, мать отмечает, что дети чувствуют, каков человек на самом деле. Здесь неважно, к какому сословию принадлежит Базаров, и каковы его убеждения.

Важно то, что доброта его проявляется во многом: он естественно относится к простому люду, и они отвечают ему любовью; после дуэли Евгений тут же кидается на помощь раненому Павлу Петровичу. Отношения с Одинцовой, его возлюбленной, после их объяснения вызывают искреннее уважение. Он трогательно относится к родителям, перед смертью он прежде всего думает о них.

По сути, это черты и чувства главного героя, на которых автор не акцентирует внимание. Но что автор хочет донести до читателя этими эпизодами? Как меняется на протяжении всего романа «Отцы и дети» Базаров? Характеристика человека, которого мы видим в этом произведении, свидетельствует о том, что, отвергая любовь и нравственные нормы, главный герой по большому счету живет по ним.

Убеждения Базарова

Прежде всего Базаров материалист и нигилист. Для него не существует общих принципов, веры и идеалов. Базаров уверен, что природных нравственных принципов в человеке не существует, все определяют только наши воззрения и поступки.

Этот человек не признает ничего. Он уверен, что чувств нет, есть только физиология. Любви не существует, есть просто физическое влечение. По его мнению, потребности - это единственное, что мотивирует к действию. Только факты и потребности - и никаких идеалов. Он действует в силу того, что считает полезным. Он уверен, что для его времени самое полезное - отрицание. И потому все отрицает.

Из этих утверждений видно, что Базаров отвергает то, что не поддается исследованию. Критерием истины для него является практика. Он не верит ни во что. Для него химик полезнее «всякого поэта». Естествознание - все, чему посвящает жизнь Евгений Базаров. Образ героя-практика, показанный в романе, пытается убедить читателя, что единственно приемлемый способ изучения природы - эксперимент. Собственно, Базаров и считает это единственно важным занятием.

Искусство, любовь, красота - для него чепуха. Позиция практицизма понятна из его высказывания, где он утверждает, что природа не храм, а самая настоящая мастерская, а человеку в ней предназначено трудиться.

По его мнению, личность не должна жить во имя обществ и его идеалов. Всякая личность должна ставить свое «само» выше всего. И эти «самодовлеющие» существа должны бороться каждый за свое существование, все слабое и ненужное погибнет, а останется только то, что уведет человечество в «сверхвысоты». Эту разрушительную теорию и отрицание всего Базаров называет нигилизмом.

Отношение автора к своему герою

Тургенев писал, что Базаров в романе «Отцы и дети» - его любимое детище. Но с другой стороны, все говорит о том, что как нигилист он чужд автору. Тургенев показывает, что вся философия Базарова рушится, как только соприкасается с действительностью. Он побеждает в спорах силой убежденности, но не доказывает и обратного.

Его герой в романе одинок. Аркадий, который пытается подражать Базарову во всем, женится на Кате и тут же забывает своего учителя. Смысл романа - показать абсурдность идеи нигилизма. Испытание любовью пробило брешь в этой теории. Базаров начинает осознавать в себе романтика, он уже видит в Одинцовой что-то особенное. Перед смертью он, уговаривающий Аркадия не говорить поэтично и красиво, сам говорит языком поэтов.

Опровержение нигилизма

Если первая часть произведения рассказывает о герое как о приверженце идей нигилизма, то вторая открывает его человеческую сущность: меняются его взаимоотношения с людьми. Даже его вечный соперник в спорах, Павел Петрович, признает после дуэли его благородство.

В сцене смерти также проявляется сила его характера. Во-первых, смерть отрицать невозможно, так как это спор природы с человеческой теорией. Во-вторых, на смертном одре он становится чутким, поэтичным, мужественным. Именно в этой сцене проявляется его человечность.

Автор не высказывает открыто свое отношение к Базарову. Характер его героя проявляется в отношении к нему других персонажей, их отзывах, в портрете героя, в его привычках и речи. Даже в его происхождении. К какому сословию принадлежит Базаров? Он, как мы уже говорили, разночинец. И это более полно раскрывает характер героя.

В облике Базарова есть что-то неестественное - длинные волосы и бакенбарды, одет в балахон с кистями. Всем своим видом он выражает протест уходящему миру отцов. Его поведение, развязные манеры также выглядят неестественно. Он хочет выразить собой дух нигилизма. В описании героя ясно чувствуется несколько ироническое отношение автора к этому новому течению.

Пытаясь показать нигилиста и материалиста, Тургенев не раз превращает своего героя в тоскующего человека. Речи Базарова сводятся к одному - он хочет послужить людям, но не умеет и не знает как. Временами он признается, что человеку не уйти от сострадания, связей и солидарности с другими людьми. Потому как один лишь инстинкт и эгоизм приемлемы только в животном мире. Не раз сознается, что ему тяжело осуществить свои теории.

Отцы и дети

На протяжении всего романа Базаров отстаивает свои убеждения. Он был уверен, что победа останется за ним. Но в конце произведения Базаров изменяет не только своей философии, но и не остается прежним. Им овладели те самые чувства, которые он отрицал.

Его убеждения вступают в противоречие с человеческим естеством. Отказаться от них он не может, но и задушить в себе «нового человека» ему тоже не под силу. Из создавшегося положения нет выхода. Поэтому автор подводит к тому, что Базаров умирает. Его трагическая смерть - это смерть его убеждений.

Позиция автора в этом произведении ясна - человек не должен развиваться однобоко. Необходимо тренировать душу, а не только мозг. Человечеству необходимо обновление, но нужно помнить и об уроках прошлого. Мировоззрение Павла Петровича несодержательное и пустое. Базаров настолько сух, что больше похож не на человека, а на машину.

Николай Петрович, выступающий в романе с позиции автора, понимает, что нельзя только рушить и отрицать. Основа жизни заключается в гармонии телесного и духовного. Теория Базарова неверна, но и век Кирсановых заканчивается. На смену им готово прийти новое поколение сильных и идейных людей.

В России до 1917 г., как известно, было принято деление общества на сословия. К началу 20-го века существовало 7 основных сословий. Сразу подчеркнем, что сословия Российской Империи и так называемые "классы", которые ввели коммунисты после захвата власти - совершенно разные вещи.

Вот как определяется сословие в Википедии:

Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения

Добавлю, что, как правило, отличие представителей одного сословия состояло не только в правовом положении, но и в образе и укладе жизни, роде занятий, отчасти и в уровне благосостояния. Переход в течение из одного сословия в другое был возможен, но происходило это нечасто. Как правило, и браки заключались внутри одного сословия, поэтому сословная принадлежность сохранялась веками, переходила из поколения в поколение.

За годы советской власти все премешалось. Сейчас сложно найти человека, все предки которого относились бы к одному сословию. У подавляющего большинства по разным ветвям присутствууют представители двух, а чаще даже большего числа сословий.

И тем не менее, интересно сравнить, как поменялась сословная структура российского общества за прошедшее столетие. Потомки представителей каких сословий сохранились в большем числе.

Вот данные переписи 1897 г.

крестьянство — 77,5 %, мещане — 10,7 %, казаки — 2,3 %, дворяне (потомственные и личные) — 1,5 %, духовенство — 0,5 %, почетные граждане (потомственные и личные) — 0,3 %, купцы — 0,2 %, прочие — 0,4 %.

Предлагаю гайдаркерам выбрать, к какому сословию относились их предки. Задача, исходя из всего вышеизложенного, непростая. Ведь подавляющему большинству надо будет выбрать на основе каких-то критериев: какую ветвь своего рода он предпочтет. Какое сословие своих предков посчитает более значимым, выраженным для того, чтобы отразить его в опросе.

Кто-то выберет сословие, к которму принадлежало большинство его предков. Кто сочтет более важным сословие, представленное по мужской линии, кто-то, наоборот, по женской. Кто-то будет ориентироваться на сословие какого-нибудь своего знаменитого пращура. В любом случае - каждый решает сам.

Если сословие предков неизвестно, непонятно (что вполне допустимо, прошло почти 100 лет), то лучше указать: не знаю.

В перечне сословий не стал указывать вариант: "почетные граждане" - это промежуточное между мещанами, разночинцами и дворянами. В Российской Империи 100 лет назад их выделяли в отдельное сословие, но было их мало (порядка 0.3%) и просуществовало оно относительно недолго.

Итак, уважаемые гайдпаркеры выбираем наиболее подходящий вариант и обосновываем его в комментариях. А также было бы интересно узнать какие-то истории из жизни Ваших предков - это прежде всего память о них.

Обращаясь в архив, обязательно надо указать, к какому сословию принадлежал ваш предок. Это не каприз - все сословия учитывались совершенно по-разному и документы, по которым может вестись генеалогический поиск, тоже совершенно разные.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В Европе в Х-XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство, в XIV-XV веках общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России, как всегда, все было значительно сложнее.
До Петра народ наш был разнообразен и анархичен, говоря по-научному, имелись многочисленные сословные группы со слабо развитой корпоративной организацией и нечеткими разграничениями в правах. С Петра все стало более четким, но все равно в России больше, чем в других странах, было возможностей перехода из одного сословия в другое, можно было повысить сословный статус через государственную службу, а дворяне присоединенных к империи стран часто становились российскими дворянами. Женщины могли повысить сословный статус, выйдя замуж за представителя более высокого сословия. Для крепостных крестьян отдавать детей в учебные заведения означало свободное состояние для них в будущем.
Все сословия Российской империи делились на привилегированные и податные. Сословное положение определялось происхождением (по рождению), служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением).
Функции по охране и удостоверению прав и привилегий всех сословий принадлежали исключительно Сенату. Он рассматривал дела о доказательстве сословных прав отдельных лиц и о переходе из одного состояния в другое.
Мы будем рассматривать одно сословие за другим, конечно, я не расскажу о них все, что можно и нужно, но начальные сведения дам. Если будет много вопросов по какому-то сословию, сделаю для него специальную рассылку. А если вам интересно, как выглядели представители разных сословий, можно зайти на эту страницу:www.all-photo.ru/empire/index.ru.html?id=4861 .

Господствующее сословие

Дворянство

Основу дворянства составили бывшие в Московской Руси привилегированные сословные группы так называемых "служилых по отечеству чинов " (т.е. по происхождению). Службу свою они наследовали и обладали наследственными вотчинами, либо, по достижении совершеннолетия, верстались поместьями, которые и были вознаграждением за их службу.
Думные чины возглавляли государственный аппарат - думные бояре, окольничие, дворяне и думные дьяки.
Московские чины несли придворную службу, составляли так называемый "государев полк" (своего рода гвардию), назначались на руководящие должности в армию и в местную администрацию, имели значительные вотчины или были наделены подмосковными поместьями: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы.
Городовые чины : дворяне выборные (по очереди посылались для службы при дворе и в Москве, ходили в дальние походы и выполняли административные обязанности вдалеке от уезда, в котором находились их поместья), дети боярские дворовые (несли дальнюю службу) и дети боярские городовые (несли службу городовую или осадную, составляя гарнизоны своих уездных городов).
Служилые люди были свободны от налогов, падавших всей своей тяжестью на тяглых людей, но никто из них, от городового сына боярского до думского боярина, не был освобожден от телесного наказания и в любую минуту мог быть лишен чина, всех прав и имущества. "Государева служба" для всех служилых людей была обязательна и освободиться от нее можно было лишь за болезнями, ранами и старостью.
Принадлежность к служилым людям по отечеству - дворянам и детям боярским - фиксировалась в так называемых десятнях, т.е. списках служилых людей, составлявшихся при их смотрах, разборах и верстании, а также в даточных книгах Поместного приказа, где обозначались размеры поместий, даваемых служилым людям.
В результате петровских реформ все категории служилых людей по отечеству слились в одно "благородное шляхетское сословие" , причем каждый член этого сословия от рождения был равен всем остальным, а все различия определялись разницей в положении на служебной лестнице, по Табели о рангах, во-вторых, приобретение дворянства службой было узаконено и формально регламентировано.
Дворяне должны были служить в армии и флоте; не более одной трети от каждой "фамилии" допускалось к гражданской службе, которая только в это время обособилась от военной. По указам 1714 и 1723 гг. обязательным для дворян стало первоначальное образование. Они должны были до 15 лет обучиться грамоте, цифири и геометрии в нарочно для того устроенных школах при монастырях и архиерейских домах. Уклонявшийся от обязательного обучения терял право жениться. Поступая на службу, дворянин делался солдатом гвардии или даже армии. Он служил вместе с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата. Ни один дворянин не мог стать офицером, если не был солдатом; но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином.
Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника "герольдмейстера". Сенат рассматривал доказательства и утверждал в правах на дворянское достоинство и на почетные титулы князей, графов и баронов, выдавал грамоты, дипломы и другие акты, удостоверявшие эти права, составлялись гербы и гербовники дворянских родов и городов; ведал делами о производстве за выслугу лет в гражданские чины до пятого класса включительно.
Жалованная грамота дворянству, утвержденная Екатериной II в 1785, устанавливала порядок приобретения и доказательства дворянства, его особые права и преимущества, в том числе свободу от налогов и телесных наказаний, а также от обязательной службы. Учреждалась дворянская корпоративная организация с местными дворянскими выборными органами. Впервые была узаконена такая категория, как личные дворяне . Основные права и привилегии, предоставленные дворянству Жалованной грамотой, оставались, с некоторыми уточнениями и изменениями, в силе вплоть до реформ 1860-х гг., а по ряду положений и до 1917.
Потомственное дворянство передавалось по наследству и, таким образом, приобреталось потомками дворян при рождении. Женщины недворянского происхождения приобретали дворянство при вступлении в брак с дворянином. При этом они не утрачивали дворянских прав при вступлении во второй брак в случае вдовства. В то же время женщины дворянского происхождения не утрачивали своего дворянского достоинства при вступлении в брак с не дворянином, хотя дети от такого брака наследовали сословную принадлежность отца.
Дворянство могло быть приобретено специальным высочайшим пожалованием , но на практике такие случаи были весьма редкими.
Табель о рангах определяла порядок приобретения дворянства службой . Поскольку тема эта объемная, если будут вопросы, я напишу об этом отдельно. Так же отдельно я напишу о том, кто причислялся к дворянству в казачьих войсках.
Еще один источник приобретения дворянского достоинства - награждение одним из российских орденов .
Просить о возведении в потомственное дворянство могли внуки личных дворян (т.е. потомки двух поколений лиц, получивших личное дворянство и состоявших на службе не менее 20 лет каждый) , старшие внуки именитых граждан (звание, существовавшее с 1785 по 1807) по достижении 30-летнего возраста, если их деды, отцы и сами они "сохраняли именитость беспорочно", а также - по традиции, законодательно не оформленной, - купцы 1-й гильдии по случаю 100-летнего юбилея их фирмы . Так, например, получили дворянство основатели и владельцы Трехгорной мануфактуры Прохоровы.
При присоединении новых территорий к России местная знать, как правило, включалась в состав российского дворянства.
Независимо от способа получения потомственного дворянства, все потомственные дворяне в Российской империи пользовались одинаковыми правами. Различия были лишь в зависимости от размеров недвижимости - от нее зависела степень полноправности участия дворян в дворянских выборах. С этой точки зрения, все дворяне Российской империи можно разделить на 3 разряда:

  • Дворяне, внесенные в родословные книги и владеющие недвижимым имуществом в губернии, пользовались в полном объеме правами и преимуществами потомственного дворянства как в составе дворянских обществ, так и в отдельности принадлежавшими каждому лицу. Дворянин должен был записываться в родословную книгу той губернии, где он имел постоянное место жительства, если он владел там какой-либо недвижимостью, хотя бы она была и менее значительна чем в других губерниях. Дворяне, имевшие необходимый имущественный ценз сразу в нескольких губерниях, могли записываться в родословные книги всех тех губерний, где они желали участвовать в выборах.
  • Дворяне, внесенные в родословные книги, но недвижимым имуществом не владеющие, пользовались в полном объеме правами и преимуществами, принадлежавшими каждому лицу, а правами в составе дворянских обществ в ограниченном объеме. Дворяне доказавшие свое дворянство по предкам, но не имевшие нигде никакой недвижимости, вносились в книгу той губернии, где предки их владели имением.
  • Дворяне, не внесенные в родословные книги, пользовались правами и преимуществами дворянства, присвоенными каждому отдельному лицу и не пользовались никакими правами в составе дворянских обществ.

Запись в родословные книги производилась лишь по ходатайствам самих дворян . Часть дворян не записывались в родословные книги, хотя и могли по своему желанию и материальному положению это сделать. Получившие дворянство по чину или ордену могли вноситься в книгу той губернии, где они пожелают, независимо от наличия у них там недвижимости. Это же правило распространялось и на иностранных дворян, но последние вносились в родословные книги лишь после предварительного о них представления Департаменту герольдии.
Потомственные дворяне казачьих войск вносились: Войска Донского в родословную книгу этого войска, а остальных войск - в родословные книги тех губерний и областей, где находились эти войска. При внесении дворян казачьих войск в родословные книги обозначалась их принадлежность к этим войскам.
Не вносились в родословные книги личные дворяне.
Родословная книга разделялась на шесть частей. В первую часть вносились "роды дворянства жалованного или действительного"; во вторую часть - роды дворянства военного; в третью - роды дворянства, приобретенного на службе гражданской, а также получившие право потомственного дворянства по ордену; в четвертую - все иностранные роды; в пятую - титулованные роды; в шестую часть - "древние благородные дворянские роды".
Три первые части считались менее почетными, чем пятая и шестая, да и внутри частей были различия. Например, баронство остзейское означало принадлежность к древнему роду, баронство, пожалованное российскому роду - его изначально незнатное происхождение, занятие торговлей и промышленностью. Графский титул означал особо высокое положение и особую императорскую милость, так что иногда был даже более почетным, чем княжеский. Княжеский титул говорил о древности происхождения рода, княжеских родов было намного больше, чем графских. О наибольшей знатности и высоком положении рода свидетельствовал титул светлейших князей, выделявший носителей этого титула из прочих князей и дававший право на титулование "ваша светлость" (обычные князья, как и графы, пользовались титулом "сиятельства", а баронам особого титулования присвоено не было). В Пажеский корпус, Александровский (Царскосельский) лицей и в училище правоведения зачислялись только сыновья дворян, записанных в пятую и шестую части родословных книг.
Губернские родословные книги хранятся в федеральных архивах (фонды Герольдмейстерской конторы (РГАДА), департамента Герольдии (РГИА)) и региональных архивах (фонды губернских дворянских депутатских собраний, личные фонды).
Доказательствами дворянства считались : дипломы на пожалование дворянским достоинством, жалованные от монархов гербы, патенты на чины, доказательства пожалования ордена, доказательства "чрез жалованные или похвальные грамоты", указы на пожалование земель или деревень, верстание по дворянской службе поместьями, указы или грамоты на пожалование их поместьями и вотчинами, указы или грамоты на жалованные деревни и вотчины (хотя бы и утраченные родом впоследствии), указы, наказы или грамоты, данные дворянину на посольство, посланничество или иную посылку, доказательства о дворянской службе предков, доказательства, что отец и дед "вели благородную жизнь или состояние или службу, сходственную с дворянским названием", подкрепленные свидетельством 12 человек, о дворянстве которых нет сомнения, купчие, закладные, рядные и духовные о дворянском имении, доказательства, что отец и дед владели деревнями, а также доказательства " поколенные и наследственные, восходящие от сына к отцу, деду, прадеду и так выше, сколько показать могут и пожелают" (родословия, поколенные росписи).
Дворянские депутатские собрания, состоявшие из депутатов от уездных дворянских обществ (по одному от уезда) и губернского предводителя дворянства, рассматривали предъявляемые доказательства на дворянство, вели губернские родословные книги и отсылали сведения и выписки их этих книг в губернские правления и в Департамент герольдии Сената, а также выдавали грамоты на внесение дворянских родов в родословную книгу, выдавали дворянам по их просьбе списки с протоколов, по которым род их внесен в родословную книгу, или свидетельства о дворянстве. Возведение в дворянство или восстановление в дворянстве не входило в их компетенцию, рассматривались доказательства только тех лиц, которые владеют или владели в данной губернии недвижимостью сами или через жен. Но отставных военных или чиновников, избравших при отставке местом жительства данную губернию, депутатские собрания могли беспрепятственно сами вносить в родословные книги при предъявлении патентов на чины и заверенных послужных или формулярных списков, а также утвержденные духовными консисториями метрических свидетельств на детей.
Уездные предводители дворянства составляли алфавитные списки дворянских родов своего уезда с указанием о каждом дворянине имени и фамилии, сведений о браке, жене, детях, недвижимости, месте жительства, чине и нахождении на службе или в отставке . Эти списки представлялись за подписью уездного предводителя дворянства губернскому. На этих списках основывалось депутатское собрание при внесении в родословную книгу каждого рода, причем решение о таком внесении должно было основываться на неопровержимых доказательствах и приниматься не менее, чем двумя третями голосов. Эти списки хранятся в региональных архивах в фондах губернских дворянских депутатских собраний.
Определения депутатских собраний поступали на ревизию в Департамент герольдии Сената, кроме дел о лицах. приобретших дворянство в порядке службы. Приложенные к этим делам родословные содержали сведения по каждому лицу о доказательствах его происхождения, а метрические свидетельства заверены в консистории. Департамент герольдии рассматривал дела о дворянстве и родословных книгах, рассматривал права на дворянское достоинство и на титулы князей, графов и баронов, а также и на почетное гражданство, осуществлял выдачу в установленном законом порядке грамот, дипломов и свидетельств на эти права, рассматривал дела о перемене фамилий дворян и почетных граждан, составлял гербовник дворянских родов и городовой гербовник, утверждал и составлял новые дворянские гербы и выдавал копии с гербов и родословных.
При рассмотрении дел об отыскивающих дворянство греках и магометанах, в случае недостатка или отсутствия требуемых общим законодательством доказательств, депутатские собрания обязаны были свои отрицательные заключения, не приводя их в исполнение и не объявляя просителям, отсылать губернатору, который имел право, если, несмотря на недостаток письменных доказательств, дворянство данного лица "не подлежит сомнению, было оглашено общею и одновременною в народе известностью или доказано какими либо особыми событиями", направлять свои представления об этом министру юстиции, последний же вносил их на рассмотрение в Государственный совет (в Департамент гражданских и духовных дел).

Привилегированное сословие

Духовенство

Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.
В XVIII в. закрепилась практика (формально не узаконенная никаким гражданским уложением или церковным каноном) фактического наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе "на покой" приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись списки невест и желающим давались рекомендации.
В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте.
Духовенство с самого начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 - воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747.
Лица духовного звания были лишены права владеть крепостными (до секуляризации это право осуществляли корпоративно монастыри, архиерейские дома и даже некоторые церкви), но за священниками перешедшими в духовенство из дворян, а также получившими ордена, это право признавалось. Духовенство могло владеть ненаселенными землями и домами. При владении домами для духовных лиц существовало одно ограничение: в этих домах нельзя было размещать трактирные и питейные заведения. Духовные лица не могли заниматься подрядами и поставками и выступать поручателями по ним. Вообще лицам духовного звания было запрещено заниматься "несвойственными им" торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их к торговому разряду (т.е. запись в гильдии и цехи). Это запрещение шло в том же ряду, как и запрещение духовенству посещать "игрища", играть в карты и т.п.
Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при "одобрительном" поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества. Переход в белое духовенство лиц дворянского сословия вплоть до нач. XX в. для России был нехарактерен, но был довольно распространен на Украине.
Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для "излишних" детей духовенства периодически устраивались так называемые "разборы", при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты.
Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковно-служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.
Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении - добровольно или по разборам - в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.
На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь сословной и социальной мобильности духовенства. В то же время большая открытость духовных учебных заведений (по уставам 1867 и 1884 гг.) для лиц всех сословий способствовала, как и формальное запрещение наследования приходов, большей открытости духовного сословия.
Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака).
Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.
Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленнические грамоты.
Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей).
Специальной корпоративной сословной организации духовенство не имело.
Правами, в основном аналогичными православному духовенству, в России пользовались духовные лица армяно-григорианской церкви. Протестантское духовенство пользовалось правами почетных граждан. Духовные лица нехристианских исповеданий либо получали почетное гражданство после определенного срока исполнения своих обязанностей (мусульманское духовенство), либо не имели никаких особых сословных прав, кроме принадлежавших им по рождению (иудейские духовные лица), либо пользовались правами, оговоренными в особых положениях об инородцах (ламаистское духовенство).
Исследвоать генеалогию священнослужителей неимоверно трудно, в моем представлении, потому, что при поступлении в семинарию им меняли фамилии, причем детям одного отца могли дать разные. Все эти фамилии были благозвучны и похожи друг на друга и поэтому... Поэтому я не буду писать на эту тему, а если вы меня попросите, то найду специалиста и он вам расскажет.

Учет городских сословий, до 1870

Указом от 1698 была установлена обязательность?торгового промысла¦ для приобретения городского состояния. Указом от 1699 было централизовано управление купцами и посадскими людьми в учрежденной для этого бурмистерской палате. Списки принятых в посады должны были быть направлены в Московскую ратушу. Указ от 1705 требовал составить перепись купцов, посадских и слободских людей с?показанием достатка и промыслов каждого¦, то есть составить переписные книги .
Городское сословие в XVII в. состояло из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обывателей). Петр в начале 1720 учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городского устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных.Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Они хотя и платили налоги, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности; в 1722 Петр снял с них и личную службу по казенным надобностям. Наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи.
Нерегулярными гражданами были "подлые", т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики).
Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только "числились в гражданстве" и не участвовали в городском самоуправлении.
Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком. Главной его целью было развитие торговли и промыслов.
Классификация сословий городского населения была сделана Регламентом, или Уставом Главного Магистрата, утвержденным в 1721, где в главе 3 было предписано вести?подробное описание всем жителям в городах, и кто какой промысел имеет, а именно: купеческие люди, шхиперы (или судовщики), художники или ремесленные люди и прочие по приложенному формуляру ¦.
Различие между купеческим и мещанским сословием было осуществлено манифестом 1775 , подробнее про купцов и мещан написано отдельно.
По Городовому положению в городовую обывательскую книгу вписывались: ?имя и прозвание всякого гражданина, в том городе дом, или строение, или землю имеющего, или в гильдию и в цех записанного, или мещанским промыслом промышляющего ¦.
В первую часть книги вносились по алфавиту?состояние и имена настоящих городских обывателей¦ (т.е. тех, ?кои в том городе дом, или иное строение, или место, или землю имеют¦). Вторая часть предназначалась для внесения записавшихся в гильдии. В четвертую часть требовалось заносить?иногородних и иностранных гостей по алфавиту¦. Пятая часть предназначалась для записи именитых граждан (также по алфавиту). Шестая часть служила для внесения?посадских¦, под которыми имелись в виду?в том городе старожилы, или поселившиеся, или родившиеся, кои в других частях книги... не внесены, промыслом, рукоделием или работою кормятся в том городе¦.
Формуляр городовой обывательской книги был устойчив на протяжении всего XIX века вплоть до её отмены в 1870 году. Обывательские книги хранятся в региональных архивах (фонды шестигласных дум, управ благочиния).
Законодательство предусматривало выдачу документов, подтверждавших состояние каждого в отдельности городского обывателя и его семьи. Так ?по внесении в обывательскую книгу¦ каждая семья должна была получать?лист¦, подтверждающий их состояние, подписанный в Депутатском Собрании?с приложением печати городского общества¦. Ремесленники, имевшие право на постоянную приписку к цеховому состоянию, получали свидетельства на звание ремесленников. Во второй половине ХIХ века для купечества признаётся достаточным наличие купеческого свидетельства. Принадлежность к категории почетных гражан, согласно закону, подтверждалась грамотами и свидетельствами .
После 1870 заведывания делами отдельных сословий было передано в исключительное ведение соответствующих сословных управлений: купеческого, мещанского и ремесленного.

Полупривилегированные сословия

Полупривилегированные сословия в конце XVIII века составляли около 2,5 % населения:

  • купцы (1, 2 и 3 гильдии)
  • военно-служилое сословие (казаки, калмыки и часть башкир)
  • иностранные колонисты
  • разночинцы
  • солдаты и солдатские дети

Купечество

В Московской Руси из общей массы посадских людей выделялись купцы, делившиеся на гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в Москве и "лучших людей" в городах, причем гости составляли наиболее привилегированную верхушку купечества.
В 1724 были сформулированы соответствующие принципы разделения купцов на гильдии. "В 1-й гильдии знатные купцы, которые имеют большие торги и которые различными товары в рядах торгуют, городовые доктора, аптекари и лекари, судовые промышленники. Во 2-й гильдии которые мелочными товары и всякими харчевыми припасы торгуют, ремесленные всяких мастерств люди и прочие, сим подобные; прочие ж, а именно: все подлые люди, обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные, хотя и граждане суть и в гражданстве счислятися имеют, токмо между знатными и регулярными гражданами не числятся".
В 1775 было установлено, что купцы должны делиться на 3 гильдии в соответствии с объявленным капиталом и платить в казну по 1% с объявленного ими капитала, а от подушной подат



Похожие статьи
 
Категории