Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чтение стихотворения Е

17.02.2019

Цель:

  1. Знакомить детей с временами года, с их последовательностью. Побуждать детей к ответу на вопрос: «кто такие эти четверо художников?» .
  2. Дидактическая игра «Кто в домике живет?» . Учить детей называть имена в уменьшительно- ласкательной форме.
  3. Развивать умение детей различать времена года по их характерным признакам на слух, опираясь на строки стихотворения. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту в любом времени года.
  4. ЗКР. Артикуляция звуков {з}, {c}. С магнитной доской.
  5. Моделирование одного из времен года в альбоме (лето) .

Развивающая среда: картины с изображением четырех времен года, альбомы, фломастеры на каждого ребенка, магнитная доска, предметные картинки, в названии которых есть буква З, С.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает детям посмотреть за окно и сказать: «Какое время года за окном?»

Какие еще времена года вы знаете? Какое время года следует за осенью? Зимой, весной, летом? (Распространенные ответы) .

Воспитатель располагает на ковролине картины с изображением различных времен года, предлагает рассмотреть их и послушать стихотворение Е.Трутневой «Четверо художников» . Во время прослушивания стихотворения подумать и ответить на вопрос: «О каких четырех художниках говориться в этом стихотворении?» .

Четверо художников, столько же картин,
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белое, белые луга,
У осин заснеженных ветки, как рога.

У второго синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталинки, первая трава.

На картинках третьего красок и не счесть,
Желтая, зеленая, голубая есть:
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.

А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? Догадайся сам!

Вопросы воспитателя:

О каких четырех художниках говориться в стихотворении? (Лето, осень, зима, весна) .

Какое время года сейчас?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины с изображением различных времен года, представить себя в каком-нибудь времени года, в каком-нибудь уголке пейзажа и рассказать, что они видят и чувствуют.

2. Дидактическая игра «Кто в домике живет?» .

Из стульев дети вместе с воспитателем строят три-четыре домика. В них находятся дети.

Воспитатель сообщает в утвердительной или отрицательной форме и назвать свое имя в уменьшительно-ласкательной форме.

Тук – тук-тук!

Кто там?

Это я, Антонина Николаевна, кто в домике живет?

В нашем домике живут Олечка, Машенька, Танюшка.

Не живет ли в вашем домике Игорек?

Нет, в нашем домике не живет Игорек, здесь живут Олечка, Машенька, Танюшка.

Да, в нашем домике живет Игорек, а еще Олечка, Машенька, Танюшка.

3. ЗКР. На магнитной доске расставлены слова с буквами З, С. Дети отбирают слова с буквой З отдельно, а с буквой С отдельно.

Артикулируют звуки {З}, {c}, выделяют их в словах.

4. Воспитатель предлагает детям в своих альбомах смоделировать любое время года, какое они больше всего любят. У детей трафареты геометрических фигур, они обводят их фломастерами и составляют из этих фигур картинку (изображающую какое-либо время года) , дорисовывают геометрические фигуры деталями, и получается своеобразный пейзаж, изображающий то или иное время года.

Развивающее занятие с детьми подготовительной группы

клуба «Совёнок» (пятилетки)

учитель: Фролова Татьяна Ивановна

Цели:

Наглядный материал:

Музыкальный ряд (П.И. Чайковский «Времена года», мелодия из м.ф. «Падал

прошлогодний снег»); таблица «Времена года»; снежинка, вырезанная из бумаги; магнитные буквы,; « волшебный мешочек»; игрушка – котёнок; подвижная картинка – панно; таблица букв.

Для детей: листы для штриховки «Снеговик», счётные палочки, буквы разрезной азбуки, карандаши.

Ход занятия.

Звучит отрывок из сборника П.И. Чайковского «Времена года»

    Учитель читает стихотворение Е. Трутнева «Четверо художников»

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга,

У осин заснеженных ветки, как рога.

У второго синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталинки, первая трава.

На картинах третьего красок и не счесть,

Жёлтая, зелёная, голубая есть:

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

А четвёртый золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.

Кто же те художники? Догадайся сам!

О каких четырёх художниках говорится в стихотворении? Какие времена года вы знаете?

Какое время года на нашей картине? (Осень)

Как догадались? (туча и дождь, жёлтые листья на деревьях)

Чем хороша осень?

Во время нашего занятия эта картинка будет изменяться. Но чтобы это превращение произошло, вам придётся потрудиться. Готовы?

II . Повторение изученного.

    Артикуляционная игра «Узнай звук»

Ведущий (педагог или ребёнок) произносит звук «про себя», чётко артикулируя. Дети по движениям губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух.

Что мы сейчас угадывали? (звуки) Значит, звуки мы произносим и слышим. Да?

А как звуки обозначаются на письме? (Буквами)

Исчезла туча с дождём


    Игра «Волшебный мешочек»

Определить на ощупь букву. Оделась девочка


    Рассказывание стихотворений о буквах.

Давайте с вами вспомним стихи про буквы, которые учили на занятиях.

Дети рассказывают стихи о буквах, которые достали из мешочка.

Опала листва с дерева.


Релаксационная разминка (под музыку)

- Встаньте, поставьте ноги широко, руки опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы – деревья. Ноги – корни, крепкие и устойчивые. Они прочно уходят в землю. Вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Ствол – тело, ровен, гибок, он слегка покачивается, но не ломайся. Ветки – руки, свободно колышутся над стволом. Листья – пальцы, легко «шелестят», слегка задевая друг друга.

    Игра «Найди букву»

На доске таблица с напечатанными буквами, которые расположены в произвольном порядке (каждая из них может встречаться несколько раз). Детям предлагается сосчитать, сколько раз встречается на доске та или другая буква, названная педагогом.

Сосчитайте, сколько здесь букв А, М.

Каких букв больше на таблице? А каких меньше? На сколько?

Пошёл снег.


    Конструирование букв.

Выложите буквы их счётных палочек. (1 группа – букву А, 2 группа – М)

Сколько вам понадобилось палочек, чтобы выложить букву А? (3)

Сколько вам понадобилось палочек, чтобы выложить букву М? (4)

Каму понадобилось палочек больше? На сколько больше?

Появились сосульки на крыше дома.


    Составление слогов.

Как кричат в лесу люди, когда заблудятся? (АУ)

Один ребёнок составляет этот слог у доски, а остальные на партах.

Как кричит маленький ребёнок? (УА)

Один ребёнок выкладывает слог у доски, а остальные на партах.

Появились сугробы.


Ребята посмотрите, как изменилась наша картинка. Что изменилось? (исчезла тучка с дождём, опали листья, выпал снег, девочка оделась, появились сосульки и сугробы)

Какое время года сейчас на этой картинке? (Зима)

Молодцы!.

III . Ответы на вопросы. Составление простых предложений.

Пришло время познакомиться с девочкой на нашем рисунке. Её зовут Маша. Она живёт в этом домике, но не одна. Угадайте, кто живёт с Машей.

Усатенький, мохнатенький,

На лапках цап-царапки,

Молоко пьёт,

«Мяу-мяу» поёт. (Кот)

Педагог показывает игрушку – котёнка.

Этого котика зовут Пушок. Сегодня я расскажу вам историю, которая приключилась с ним. Проснулся как-то утром Пушок, глаза открыл, потянулся. В комнате было тепло и уютно. Как всегда полакал из блюдечка молока. Поиграл с фантиком, привязанным на верёвку. И решил пойти погулять на улицу. Маша открыла ему дверь, но только котёнок сделал несколько шагов вперёд, как его лапки провалились во что-то мягкое, холодное и белое. Испугался Пушок. Такого он ещё никогда не видел. Скорее отбежал он от дверей и спрятался под кровать.

Ребята, чего же так испугался котёнок? Что он в первый раз увидел на улице? (Он увидел снег)

Чтобы Пушок не боялся снега, давайте ему расскажем про него. Какой бывает снег? (Снег бывает белый, холодный, пушистый…)

А из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.)

Посмотри, Пушок, это снежинка.

Педагог показывает вырезанную из бумаги снежинку.

Ребята, расскажите Пушку, какая снежинка? (Снежинка лёгкая, воздушная, резная, ажурная, белая, красивая.)

А что снежинки умеют делать? (Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять)

А когда много снега падает с неба, как это называется? (Это называется снегопад)

Физ.минутка.

Сколько снега намело – не пройти! Давайте с вами представим, что мы в валенках идём по глубокому снегу. (Дети имитируют движения). Возьмите с собой Пушка, мы покажем ему, что ничего страшного в сугробах нет.

Дети играют в игру «Идём по глубокому снегу»: идут с трудом, лепят снежки, бросают снежки друг в друга, едут на лыжах.

Молодцы все дошли. А теперь отряхните снег с пальто, валенок, шапки. С Пушка стряхнём тоже. Не бойся, Пушок, снега. Если снежинки прилипнут к твоей шубке, то в комнате они растают. И снег бывает только зимой. Ребятки, кто хочет рассказать Пушку о зиме, какая она?

Пушок: Спасибо, ребята, я не боюсь снега и зимы. Буду каждый дань ходить на улицу. Спасибо вам и до свидания!

Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой на улице? (В снежки, кататься на лыжах, лепить снеговика.)

Давайте и мы с вами слепим снеговика. (Штриховка на листочках. Звучит мелодия из м.ф. «Падал прошлогодний снег» ) Во время штриховки проводится пальчиковая гимнастика.


На картине появляется снеговик.


IV . Подведение итогов.

Не смотря на то, что зимой холодно, всё-таки это замечательное и весёлое время года. Вы согласны?

Дети рассказывают стихи о зиме.

Идёт зима дорогами,

Крадётся, как лиса.

Покрыто всё сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха.

Берёзки очень рады:

Спасибо за наряды!

Пушистые и белые

Зима наряды сделала.

И для лесов, и для полей –

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубки их одела –

Сама повеселела.

С кем мы сегодня познакомились?

Чем на занятии занимались?

Вы сегодня хорошо потрудились и за это получаете подарок. (лист с изображением сказочных героев для раскрашивания)

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

, А. Т. Матвеев , П. В. Митурич , В. И. Мухина , И. И. Нивинский , Н. И. Нисс-Гольдман , П. Я. Павлинов , К. С. Петров-Водкин , А. И. Савинов , М. С. Сарьян , Н. А. Тырса , Н. П. Ульянов , П. С. Уткин , В. А. Фаворский , И. М. Чайков .

Члены и экспоненты : И. П. Акимов , М. М. Аксельрод , М. А. Аринин , М. С. Аскинази , В. Г. Бехтеев , Г. С. Верейский , А. Д. Гончаров , М. Е. Горшман , Л. Д. Гудиашвили , Е. Г. Давидович , Е. В. Егоров , И. Д. Ермаков , И. В. Жолтовский , Л. К. Ивановский , В. И. Кашкин , И. В. Клюн , М. В. Кузнецов , Н. Н. Купреянов , С. И. Лобанов , К. С. Малевич , З. Я. Мостова (Матвеева-Мостова) , В. М. Мидлер , В. А. Милашевский , Б. В. Миловидов , А. П. Могилевский , П. И. Нерадовский , А. П. Остроумова-Лебедева , Н. И. Падалицын , И. А. Пуни , В. Ф. Рейдемейстер , М. С. Родионов , Н. Б. Розенфельд , С. М. Романович , В. Ф. Рындин , Н. Я. Симонович-Ефимова , Н. И. Симон , М. М. Синякова-Уречина , А. А. Соловейчик , А. И. Столпникова , А. И. Таманян , Н. П. Тарасов , М. М. Тарханов , В. П. Федоренко , Н. П. Феофилактов , А. В. Фонвизин , В. Ф. Франкетти , Р. В. Френкель-Манюссон , И. И. Чекмазов , Н. М. Чернышев , В. Д. Шитиков , С. М. Шор , И. А. Шпинель , В. А. Щуко , А. В. Щусев , В. М. Юстицкий , Б. А. Яковлев и другие.

Выставки : 1-я - 1925 (Москва) - 3-я - 1929 (Москва); 1928 (Ленинград)

Основано по инициативе бывших участников объединений «Голубая роза» и «Мир искусства». Художники провозгласили приоритет высокого профессионального мастерства и эмоциональной содержательности произведения. В задачу Общества входило изучение вопросов специфики и взаимодействия различных видов искусства, а также разработка градостроительных принципов, монументальная пропаганда, оформление интерьеров общественных зданий.

На организационном собрании председателем общества избран П. В. Кузнецов , его заместителем - В. А. Фаворский , секретарем - К. Н. Истомин . В 1928 был принят устав, в котором указывалось: «Имея целью деятельное участие в социалистическом строительстве и развитии революционной культуры, Общество “Четырех искусств” объединяет в пределах РСФСР художников, работающих в области живописи, скульптуры, архитектуры и графики, ставя своей задачей содействие росту художественного мастерства и культуры изобразительных искусств путем научно-исследовательской и практической работы своих членов и распространения художественно-технических знаний».

Общество не имело собственного помещения; собрания проводились поочередно в мастерских его членов. Помимо решения текущих вопросов, на них проводились встречи с писателями и поэтами, устраивались литературные чтения и музыкальные вечера. Были разработаны марка (по эскизу А. И. Кравченко) и знамя Общества (по эскизу Е. М. Бебутовой). Сформировано выставочное жюри.

Первая выставка была открыта в апреле 1925 в Государственном музее изящных искусств в Москве при поддержке ГАХН. 28 художников представили 215 произведений (издан каталог); на открытии выступал нарком просвещения А. В. Луначарский. На открытии и по воскресеньям на выставке проводились выступления музыкальных ансамблей.

Вторая выставка была организована при поддержке Художественного отдела Главнауки в ноябре 1926 в залах Государственного Исторического музея; 72 художника представили 423 произведения (издан каталог). Выставка получила в целом благожелательные отзывы в прессе. Критик И. Хвойник писал: «Удельный вес группы в формально художественном смысле определяется наличием в ней изрядного количества больших мастеров, образующих ядро этого объединения. Участие этих мастеров, вполне сложившихся и заметных еще до революции, пожалуй, представляет главный интерес группы. Особенно силен в этом смысле графический “сектор” общества». Он же, отмечая затем лучших мастеров выставки (П. В. Кузнецов , В. А. Фаворский , А. И. Кравченко , Л. А. Бруни , П. И. Львов , П. В. Митурич , П. Я. Павлинов , И. М. Чайков), подводил итог: «Тематически вся выставка создает впечатление чересчур “парнасского” отношения всей группы к жизни. Из 400 почти работ подавляющее большинство свидетельствует о погружении в пейзаж, о любовании природой и большой симпатии к натюрморту… За весьма немногими исключениями вся выставка тематически связывается с нашим временем весьма слабыми намеками, лишенными острот и яркости густо зачерпнутого быта» («Советское искусство», 1926, № 10. С. 28–32). Сходную характеристику дала Ф. Рогинская: «Если подойти к “4 искусствам” как к художественному объединению, его можно характеризовать как группировку, хотя и обладающую довольно высокой степенью художественной культуры, но стоящую где-то в стороне от современности, вне ее. Это определяется отнюдь не только по сюжетному признаку, т. е. по отсутствию связи в сюжетах с текущей жизнью, и не только по основному настроению, …но даже по формальным признакам, не содержащим в себе никаких видимых элементов, способных творчески взойти и двигать объединение» («Правда», 1926, 6 ноября).

В ответ Общество «4 искусства» опубликовало декларацию, в которой отстаивало собственные принципы: «Художник показывает зрителю, прежде всего, художественное качество своей работы. Только в этом качестве выражается отношение художника к окружающему его миру… В условиях русской традиции считаем наиболее соответствующим художественной культуре нашего времени живописный реализм. Содержание наших работ характеризуется не сюжетами. Поэтому мы никак не называем свои картины. Выбор сюжета характеризует художественные задачи, которые занимают художника. В этом смысле сюжет является лишь предлогом к творческому превращению материала в художественную форму…» (Ежегодник литературы и искусства на 1929 год).

После второй выставки было решено показать лучшие работы с первых двух выставок в Ленинграде, дополнив экспозицию произведениями ленинградских художников. После переговоров с директором Государственного Русского музея П. И. Нерадовским Обществу были предоставлены нижние залы Музея. 3 марта 1928 состоялось открытие выставки; участвовал 51 художник, экспонировалось 284 произведения (издан каталог). Художники-ленинградцы (А. Е. Карев , В. В. Лебедев , П. И. Львов , К. С. Петров-Водкин , Н. А. Тырса) представляли также Общество на выставке «Современные ленинградские художественные группировки» (1928/1929).

Третья (последняя) московская выставка «4 искусства» была проведена в мае 1929 в залах Московского государственного университета на Моховой улице; участвовало 49 художников, экспонировалось 304 работы (издан каталог). Она получила ряд резко критических оценок в прессе. Так, журнал АХР «Искусство в массы» (1929, №№3–4. С. 52) писал: «Общество “4 искусства” относится к числу тех, которые, все более и более изолируя себя от общественного влияния, становятся узко цеховой, с чертами аристократической обособленности организацией… характерным признаком последней выставки “4 искусства” является значительное усиление мистического и беспредметного крыла общества… Каков итог этой выставки? Во-первых, эта выставка подтверждает, что художники, которые не черпают свои силы из действенных общественных побуждений, неизбежно будут увядать… Общество “4 искусства”, поставив своим девизом борьбу за качество и новый стиль, в пределах узкой цеховщины и полнейшего игнорирования общественно-политической установки страны Советов, спекулирует этим, выдавая свои достижения за универсальное качество и метод».

Несмотря на критику, Общество принимало участие в больших групповых выставках «Жизнь и быт детей Советского Союза» (август 1929), двух передвижных выставках, организованных Главискусством Наркомпроса (1929, Москва; 1930, Нижний Новгород, Казань, Свердловск, Пермь, Уфа, Самара, Саратов, Пенза). Однако критика усиливалась. В апреле 1930 журнал «Искусство в массы» вышел со статьей «Художественная контрабанда, или кого и как обслуживают “4 искусства”» (1930, № 4. С. 10–12), в которой участники Общества были обвинены в «буржуазности», «социальной пассивности», «идеалистическом формализме», пристрастии к «упадочным и регрессирующим формам западноевропейского искусства».

В резолюции сектора искусств Наркомпроса по докладу московских художественных обществ, принятой в конце 1930-х, содержался призыв к «радикальной перестройке» Общества и «чистке его рядов». Под воздействием жесткой критики Общество самоликвидировалось. В начале 1931 группа его бывших членов (К. Н. Истомин , В. М. Мидлер , М. С. Родионов , В. Ф. Рындин , А. В. Фонвизин , Н. М. Чернышев и другие) подали заявление о вступлении в АХР.

Источники :

1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: Материалы, документы, воспоминания. М., 1962. С. 230–235.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 153–154, 179–180, 261, 294–295.
3. Котович Т. В . Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 389–390.
4. Омега И . Художественная контрабанда или кого и как обслуживают «4 искусства» // Искусство в массы. 1930, № 4 (апрель). С. 10–12.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л . Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 341–343.
6. Хвойник И. Е . «Четыре искусства» и их выставка // Советское искусство, 1926, № 10. С. 28–32.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Закреплять знания о тёплых и холодных цветах, о цветах спектра. Будить воображение, творческие способности. Развивать у детей способность чувствовать музыкальное произведение, соотносить с настроением живописного произведения, времени года. Вызвать у детей желание создать выразительный образ волшебного дерева в разные времена года, различной нетрадиционной техникой рисования. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Для педагога: Репродукция картины И. И. Левитана «МАРТ»; Игра «Что рисовал художник» (четыре палитры с цветовыми пятнами, характерными временам года); игра « Снеговичок и Солнышко» (изображение Снеговика, Солнышка, цветные карточки холодных и тёплых оттенков); игра «Цветик – семицветик» (круги цветов радуги, белый круг (набор на каждого ребёнка и воспитателю); снежинки, вырезанные из салфеток (белые, голубые, светло-голубые), на каждого ребёнка по одной штуке; изображение дерева с ветками, разделённое на 8 частей (по количеству детей), выполненное нетрадиционной техникой изображения – гречневой крупой.

Для детей:

1 стол: (весна) – салфетки (или двухсторонняя цветная бумага зелёного цвета), клей ПВА.

2 стол: (лето) – штемпельные подушки с зелёной гуашью, печатки – картофель.

3 стол: (осень) – засушенные листья, гуашь разная, кисти, вода, бумага для работы.

4 стол: (зима) – клей ПВА, яичная скорлупа, бумага для работы.

Цветные карточки для настроения.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Отрывки из музыкальных произведений Вивальди «Весна», «Осень»; Чайковский П.И. «Октябрь» («Времена году»); спокойная музыка для работы детей.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Четыре художника»

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога.

У второго – синие

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева,

Первые проталинки,

Первая трава…

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам

Кто же те художники?

Догадайся сам!

(Е. Трутнева)

(Предположительный ответ детей: Времена года: лето, осень, зима, весна.)

Воспитатель: Наши художники рисовали картины, разводили на палитре краски. Давайте попробуем по цветовым сочетаниям определить на какой палитре смешивали краски для лета? Осени? Зимы? Весны?

Дети определяют.

Воспитатель: Чем художник передаёт состояние природы, настроение?

(Предположительный ответ детей: красками, цветом.)

Воспитатель: А композитор? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы послушаем отрывок из музыкального произведения, а вы скажите, как вам кажется, к какому времени года подходит эта музыка?

Звучит музыка.

Дети слушают. Высказывают своё мнение.

Воспитатель: Каждое время года дарит нам много красоты и творчества. В природе ежедневно можно увидеть какие-то изменения, превращения, новую красоту.

Приглашаю вас в путешествие по чудесным краска всех времён года.

Предлагаю начать наше путешествие с того времени года, которое наступило. С какого? (Ответ детей)

Воспитатель: Что происходит в природе весной? (Предположительный ответ детей: ярче светит солнце, становится теплее, тает снег, появляются проталины и т.д.)

Воспитатель: Назовите краски художницы Весны. (Предположительный ответ детей: голубая, розовая, нежно-зелёная, светло- фиолетовая.)

Воспитатель: Весной мы прощаемся со снегом и холодом и встречаем тепло и солнце.

Вы знаете что краски бывают холодные и тёплые. Сейчас мы подберём краски Снеговичку и Солнышку. Какие цвета любит Снеговичок? А Солнышко?

Проходит дидактическая игра «Любимые цвета Снеговичка и Солнышка»

Воспитатель: Почему у вас остался белый цвет и чёрный?

(Предположительный ответ детей: эти цвета нейтральные).

Воспитатель: Я увидела зелёные цвета у Снеговичка и у Солнышка. Почему?

(Предположительный ответ детей: зелёный цвет может быть и холодный и тёплый).

Воспитатель: В своих картина художники используют краски и холодных оттенков, и тёплых. Одну из таких картин мы с вами уже рассматривали. Давайте ещё раз полюбуемся ей. (Показ репродукции картины Левитана «Март»). А сейчас мы поиграем в игру «Экскурсовод». На нашу выставку пришла экскурсия. Давайте расскажем о картине.

Как она называется и кто художник? (Ответы детей)

Воспитатель: Расскажите о композиции картины.

Дети. (1-й экскурсовод): На переднем плане художник нарисовал дорогу, дом с приоткрытой дверью. У дома стоит лошадка, запряжённая в сани, наслаждается тёплыми солнечными лучами. Чуть подальше деревья освещённые солнцем. На дальнем плане сосновый лес и берёзки.

Воспитатель: Что можно сказать о красках картины?

Дети. (2-й экскурсовод): Художник рисовал и холодными красками, и тёплыми. Для дорожки он взял желтовато- коричневый цвет, тёплый. Такой же тёплый жёлтый цвет – это дом. Даже зелёный цвет сосен тоже тёплый. Есть в картине и холодные цвета. Это ярко-голубое небо, синие, сиреневые тени от деревьев и серо-голубой снег.

Воспитатель: А какая погода? Настроение картины?

Дети.(3-й экскурсовод): Яркий, солнечный день. По – весеннему тепло. Картина радостная, солнечная, светлая, она полна воздуха и свежести.

Воспитатель: Весна не стоит на месте. Что происходит в природе дальше?

(Предположительный ответ детей: появляется трава, прилетают птицы, распускаются почки на деревьях.)

Предложить поиграть в подвижную игру «Гори, гори ясно»

Воспитатель: Весна плавно переходит в лето. Кругом обилие ярких и нарядных красок. Назовите краски на палитре у лета. (Ответы детей)

Воспитатель: В садах и лесах распускаются разные цветы. На нашей поляне тоже распустятся необыкновенные цветы – цветики-семицветики. Лепестки расположены у них как цвета у радуги.

Детям раздаются лепестки. Проводится дидактическая игра «Цветик семицветик». Собирают на ковре цветы. Воспитатель собирает тоже, но делает ошибку, путает голубой и синий цвета или жёлтый и оранжевый. Задача детей заметить ошибку, исправить.

Воспитатель: Незаметно подкралась осень. Скажите, что происходит в природе?

(Предположительный ответ детей: дни становятся холоднее, улетают птицы, желтеют на деревьях листья и т. д.)

Воспитатель: Сейчас мы прослушаем отрывок из музыкального произведения. Скажите, какую осень вы видите под эту музыку? (Звучит музыка Вивальди).

Дети высказывают своё мнение. Музыка подходит к золотой осени.

Воспитатель: Назовите краски золотой осени. (Ответы детей)

Воспитатель: Какие это краски по настроению?

(Предположительный ответ детей: радостные, весёлые.)

Воспитатель: А какую осень вы услышите в этом музыкальном произведении? (Звучит «Октябрь» Чайковского).

Дети высказывают своё мнение. Осень поздняя, грустная, задумчивая, тоскливая.

Воспитатель: Но вот в небе закружились первые снежинки и плавно опустились на наши ладошки. (Раздаются снежинки, вырезанные из салфеток. Голубые, белые, светло-фиолетовые).

Воспитатель: Но подул лёгкий ветерок и снежинки плавно закружились в воздухе. Подуйте, как дует лёгкий ветерок, не надувая щёк, только губами. А теперь ветерок посильнее … и опять лёгкий… (Проводится дыхательная гимнастика.)

Воспитатель: А почему на ваши ладошки опустились снежинки не только белого цвета?

(Предположительный ответ детей: снег зимой не только белый, он ещё голубой, нежно – фиолетовый, серо-голубой – это краски на палитре зимы).

Воспитатель: Друзья мои, сегодня у нас с вами очень интересное задание. Вы, как художники, будете рассказывать про времена года. Мы с вами немного волшебники и на одном деревце у нас встретятся все времена года. Каждый из вас изобразит по одной веточке определенного времени года. Предлагаю посмотреть на необычный для рисования материал:

СТОЛ 1: Как с помощью этих материалов можно передать весну?

Дети: скрутить шарики из бумаги и приклеить почки на веточки.

СТОЛ 2: Рассмотрите предметы на столе и скажите, как можно изобразить лето?

Дети: Отпечатать картошкой листья на веточки.

СТОЛ 3: Дети: Отпечатать изображение засушенными листьями.

СТОЛ 4: Дети: Приклеить на ветки снег – яичную скорлупу.

Воспитатель: Рассаживайтесь за те столы, какое время года вы хотите передать на веточках.

Звучит спокойная музыка. Дети самостоятельно работают.

В конце занятия дети «собирают» дерево.

Воспитатель:

Чудесное дерево вышло у нас.

Давайте рассмотрим все ветки сейчас.

Здесь лето и осень, зима и весна.

Весною природа проснулась от сна.

Весёлые краски присущи весне,

Они дарят радость и мне и тебе.

Цвета настроения – самые разные:

Синие, жёлтые, белые, красные…

Нужный цвет поскорей подберите,

Своё настроение нам покажите.

(Н. Н. Смагина)

Из предложенных цветных карточек дети выбирают «цвет настроения», показывают.



Похожие статьи
 
Категории