Эдвард мунк известные картины. Портреты как передача человеческой души

19.02.2019

Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». Сам художник создал четыре версии этой картины, выполнив их в различных техниках.

В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью.

Э. Мунк «Крик»

Э. Мунк "Крик"

Широко известно собственное объяснение художником замысла своей картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

На картине изображено кроваво-красное небо, бесформенный обобщённый пейзаж и на его фоне – кричащая в отчаянии человеческая фигура. Пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги, а мир представляется художнику безрадостным, бездушным и угнетающим. В 1895 г. Мунк создал литографию на этот же сюжет.

Картине приписывают мистический смысл, пророческий смысл (предвосхищение трагических событий XX в.: две мировые войны, экологические катастрофы и ядерное оружие), а некоторые считают, что эти картины (варианты картины «Крик») прокляты: люди, так или иначе входившие в контакт с полотном, заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Всё это создало картине недобрую славу, но, с другой стороны, привлекло к ней особый интерес.

Известно, что художник страдал от маниакально-депрессивного психоза, поэтому, возможно, в его творчестве присутствуют мотивы смерти, страха, одиночества. К тому же эти мотивы были характерны для экспрессионизма – течения в европейском искусстве эпохи модернизма , одним из первых представителей которого был Э. Мунк. Экспрессионизм стремится не только к воспроизведению действительности, но более к выражению эмоционального состояния автора.

Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80 км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраску зорь. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк.

В связи с этим фигура на переднем плане картины могла бы изображать самого художника, защищающего себя от крика природы. Позу изображённого на полотне человека вполне можно назвать рефлекторной реакцией старающегося спастись от сильного воздействия извне.

Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. Для этого нам следует обратиться к другим его картинам, а также к биографии.

Биография и творчество художника

Эдвард Мунк. Фотография

Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Он родился в семье врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком (из пяти детей).

В раннем детстве он потерял мать, которая умерла от туберкулёза, а через несколько лет от той же болезни – сестру.

Э. Мунк окончил Государственную академию искусств и ремёсел в Осло, где занимался живописью и скульптурой.

После окончания академии (1886 г.) он отправился в Париж, там состоялось его знакомство с творчеством импрессионистов , которое оказало сильное влияние на его творчество, как, впрочем, и символизм. В этом же году он создаёт свою первую известную картину «Больная девочка».

«Больная девочка» (1886)

Э. Мунк "Больная девочка"

Холст, масло. 119,5х118,5 см. Национальная галерея, Осло

В основе картины – воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры Софи Мунк, которой было всего 15 лет. Девушка сидит в постели, опираясь на подушку. Её бледное лицо как будто излучает свет, оно выделяется ярким пятном в полумраке комнаты. Для этой картины позировала 11-летняя девочка Бетси Нильсен.

Рядом с умирающей девушкой сидит, опустив в отчаянии голову, женщина – это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков.

Картина впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 г. и была принята критикой отрицательно. Работу объявили незаконченным этюдом, считали её бесформенной, небрежной, несовершенной и не достойной выставки. Хотя были и более доброжелательные отзывы: в картине отметили её своеобразие и трогательность. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства».

Но сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом». Он создаёт несколько вариантов этой картины.

В 1889 г. он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично.

Э. Мунк "Весна"

В центре полотна в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми руками, которые безвольно покоятся у неё на коленях. Рядом с ней – мать или сиделка. Распахнутое окно уставлено цветами, в него врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца освещает лица сидящих в комнате, но он притягивает взор только живущего – женщины; умирающая же девушка, наоборот, отворачивается от него, т.к. этот луч слишком «громко» говорит о том, что жизнь её приближается к завершению.

Картина являет собой контраст трагедии и оптимизма, и всё это – жизнь в её противоречии и одновременно в гармонии: угасание и возрождение слиты воедино.

Уже в раннем творчестве Мунка появляется тема человека и природы. В сущности, почти все его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. Причём некоторые пейзажные полотна явно написаны под влиянием творчества импрессионистов. Например, картина «Вид на реку в Сен-Клу» (1890).

Э. Мунк "Вид на реку в Сен-Клу"

Но в пейзажных картинах видно стремление художника к обобщению, т.к. чаще всего на этих полотнах присутствует человек. Природа для Мунка интересна не сама по себе, а как особый мир, живущий по своим законам, но в котором протекает жизнь человека.

Но есть у художника и чисто пейзажные полотна, и чаще всего на них изображена суровая природа Скандинавии.

Э Мунк «Прибрежный зимний пейзаж» (1915)

Э Мунк «Весенний пейзаж с красным домом (Экелю)» (1935-1940)

«Метаболизм» (1899)

Полотно из цикла «Фриз жизни». В картине на фоне пейзажа изображены мужчина и женщина. Череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Живое побеждает смерть. Картина является символом вечного возрождения жизни.

Э. Мунк "Метаболизм"

В начале 1890-х годов Мунк уезжает в Германию. Там он подружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Она позировала ему для многих ставших известными картин: «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».

«Мадонна» (1894)

Э. Мунк "Мадонна"

Холст, масло. Музей Мунка, Осло

Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Литография некоторыми деталями отличается от варианта маслом. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в музее Мунка и в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.

Портретная галерея Э. Мунка

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк обладал даром психолога, поэтому он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. Его портреты превосходно отражали характер человека. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов.

Э. Мунк "Портрет профессора Даниэля Якобсона"

Одним из лучших портретов кисти Мунка является портрет профессора Даниэля Якобсона, лечившего художника в психиатрической клинике. Портрет был создан в 1909 г.

Фигура Д. Якобсона изображена на фоне жёлтых и красных тонов. Очень выразительна поза, она полна экспрессии и уверенности, в то же время лицо профессора выражает доброту и сострадание.

Э. Мунк "Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании"

Творчество Ибсена было близко Мунку. Художник изобразил Ибсена уже очень больным (он умер от инсульта), сидящим у окна. Известно, что парализованного писателя сажали у окна, чтобы казалось, что он работает. Внутренняя сила Ибсена, норвежского драматурга, основателя европейской «новой драмы», поэта и публициста – главная идея портрета.

У художника много автопортретов, которые он писал в переломные моменты своей жизни.

Э. Мунк "Автопортрет с бутылкой вина". 1906. Музей Мунка, Осло

Символические картины Э. Мунка

Особенно ярко выражен символизм в цикле произведений «Фриз жизни» – своеобразная поэма о жизни, любви и смерти. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» осмысливается жизнь человека как драма его души. Именно в этот период живописные и графические работы Мунка достигают высокого совершенства. Образы полны драматизма и тревоги, иногда отмечены печатью гротеска, но все они имеют в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Э. Мунк "Ревность"

Например, картина «Ревность». Художник изображает узнаваемое лицо своего друга Станислава Пшибышевского, но картина эта является символом всепоглощающей страсти – ревности. Ревность разрушает человека изнутри, испепеляет его и делает способным на любое преступление.

Символом вечного возрождения жизни является и картина «Метаболизм».

Э Мунк "Четыре возраста в жизни"

Картина «Четыре возраста в жизни» (1902) символизирует этапы жизненного пути любого человека. Ситуация, изображённая на полотне, явно искусственная, но она не воспринимается таковой именно из-за жизненной правды. И эта жизненная правда изображена на тревожном, ярко-красном фоне.

Символ молодости и чистоты – картина «Молодая женщина на берегу» (1896).

Э. Мунк "Молодая женщина на берегу"

Настоящие слава и признание пришли к Мунку в последние десятилетия жизни. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 г. он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Это государственная награда Норвегии, и вручается она за особые заслуги военным и гражданским чинам, подданным Норвегии, а также иностранным монаршим особам и главам государств.

Мунк был не только художником-живописцем, но и монументалистом. В 1910-1916 гг. он выполнил большой цикл росписей в зале университета в Осло. Темы росписей ему подсказали философские работы Ницше.

Э. Мунк. Последняя фотография

Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда и десять-пятнадцать лет. Это давало художнику возможность посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении главной мысли.

Когда фашистская Германия оккупировала Норвегию, художник отверг все попытки немцев привлечь его к сотрудничеству. Он не захотел войти в квислинговский совет по искусству и отказался от официального празднования своего восьмидесятилетия.

Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.

Музей Э. Мунка

В 1963 г. в Осло был торжественно открыт музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией творчества норвежского художника и графика.

В настоящее время музейный фонд составляет около 1100 картин, 4500 рисунков, 18000 графических файлов. Кроме произведений художника, в музее хранятся несколько личных его вещей, в том числе и те, которые он завещал городу после своей смерти.

Родился (1863-1944 гг.) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Вскоре семья переселилась в столицу. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна. Но уже через год он покинул школу Миддельтуна и в 1882 г. начал посещать в числе других молодых художников ателье Кристиана Крога. Крог был главой группы , позже стал директором Академии художеств в Осло и председателем Союза норвежских художников. Мунк упорно учился. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова — пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. И Крог, и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Именно здесь началось увлечение пейзажем — наиболее распространенным жанром национальной живописи. Среди крупных норвежских художников — старших современников Мунка — были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал. С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии — Дюссельдорфа и Мюнхена. В 80-е гг. ориентация норвежского искусства меняется. Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка, исповедовавшего крайний индивидуализм. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.

Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле творческих интересов национального искусства, они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов. Это были первые опыты художника. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Уже в середине 80-х гг. XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию, а с 1889 по 1892 год он жил преимущественно в этой стране. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В сущности его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. В них уже намечается стремление художника к обобщению, разумеется, еще не доведенному до уровня символа: запечатленный им конкретный мотив приобретает значительность, напряженный лиризм. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Природа для Мунка — особый мир, живущий по своим законам, та одухотворенная среда, в которой протекает жизнь человека. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.

В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Рядом с ней — мать. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте двух интонаций — оптимистической и трагической, художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.

Весна (1889 г.)

Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.

Больная девочка (1896 г.)

Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Большое значение художник придает ритмической структуре гравюры или картины: резкому звучанию линий, силуэтов, пятен. Формальные приемы, которые использует Мунк, вытекают из особенностей его мировосприятия, подчеркнуто трагического и эмоционально обнаженного. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Скорбь, которая ощущается в фигурах и лицах, становится здесь символом безысходной трагедии. Помимо этой литографии существует ряд других работ — живописных и графических вариантов той же темы, в которых прослеживаются изменения художественных приемов.

Смерть в комнате больного (1896 г.)

Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов, извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. От картины к картине он усиливает экспрессию живописи, где главным средством драматизации образа становится цвет. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх. Лишенные индивидуальности, безликие образы людей - своеобразный гротеск, к которому прибегает художник. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого, ирреального, наделяя их мрачной символикой. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.

Страх (1894 г.)

В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна. В творчестве Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Следует подчеркнуть в то же время, что они были обусловлены как реальными обстоятельствами жизни, так и мироощущением художника. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание; терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность»; жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».

Одинокие (Двое) (1899 г.)

Ревность (1896 г.)

Поцелуй (1897-1898 гг.)

Особенно яркое выражение образная система символизма нашла в цикле произведений под общим названием «Фриз жизни» — своеобразная поэма о жизни, любви и смерти. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Пластический язык обретает исключительную силу. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Пепел (Прах) (1894 г.)

Женщина и мужчина (1896 г.)

Мужчина и женщина (1905 г.)

Мужчина и женщина (1912-1915 гг.)

В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике, и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Лицо человека — застывшая безликая маска. Он издает вопль. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Живопись Мунка достигает здесь исключительной энергии и напряженности, а эмоции — остроты и обнаженности. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, — все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет, и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты.

Крик (1893 г.)

Крик (1895 г.)

Меланхолия (Желтая лодка) (1891-1892 гг.)

На мосту (1893 г.)

Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. До 1907 г. Мунк бывал и в других немецких городах — Варнемюнде и Гамбурге, Любеке и Веймаре. Не случайно их облик художник запечатлел в своих произведениях, создав сюиту городских видов. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. В Германии у Мунка было много друзей. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка.

Мадонна (1894-1895 гг.)

Вампир (1895-1902 гг.)

Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Тогда Мунк еще не занимался гравюрой, и на выставке было представлено свыше пятидесяти его живописных работ. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами.

В 1900-х гг. в творчестве Мунка намечается сдвиг, приведший в дальнейшем к принципиально новым акцентам в его искусстве. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Живое побеждает смерть. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты, исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.

Метаболизм (1896-1898 гг.)

В 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению - некоторое время живет в Осгорстранне, Крагерё, Витстене, на небольшом острове Йелэйя, а затем в 1916 г. приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника — исследование человеческой души. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже — в деловых отношениях. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Они свободны от излишней повествовательности. Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона — врача, лечившего художника. Портрет обращает внимание остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры, которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Живопись сохраняет экспрессию, приобретая вместе с тем признаки нового: портрет написан темпераментной, широкой и свободной кистью. Буйство красок, динамичная фактура — приемы, в которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы, но на иной основе. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита.

Портрет консула Кристена Сандберга (1901 г.)

Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании (1902 г.)

Портрет Фридриха Ницше (1906 г.)

Профессор Даниэль Якобсон (1909 г.)

В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. Живописная манера Мунка, отражающая его субъективное эмоциональное состояние, отличается широким мазком, энергичной фактурой, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Но основная линия творчества меняет свой характер и развивается теперь с небольшими отклонениями. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. Поэтому случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян.

Изобилие (1899-1900 гг.)

Весенние работы (Крагерё) (1910 г.)

Лесоруб (1913 г.)

Весенняя пахота (Экелю) (1916 г.)

Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. В течение 1909-1916 гг. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра»‚ находится на центральной стене актового зала. Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Мунк не случайно обращается к этому образу, источнику силы, утверждающему жизнь. Теперь мрачные, трагические видения, господствовавшие в работах рубежа веков, вытесняются образами света и солнца. В них утверждаются картины мира, исполненного ясности и гармонии.

Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. В 1921-1922 гг. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Проект остался нереализованным. Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в.

Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. В них запечатлен духовный путь мастера. Некоторые из них — своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие — сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. В «Автопортрете» 1905 г., исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Струящийся дым, расходящийся в концентрических кольцах фона, создающих ритмическую основу композиции, и неровный, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж. В автопортретах Мунка, романтических по духу в ранний период, полных тревоги, горечи и боли или мужественного смирения и усталости в зрелый, предстает путь его духовных странствий. В них - судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого.

Автопортрет — На операционном столе (1902-1903 гг.)

Автопортрет (1905 г.)

Автопортрет с сигаретой (1908-1909 гг.)

У окна. Автопортрет (1942 г.)

Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального. Он часто писал ночные пейзажи, их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну. Мастер подчеркивает суровое величие и монументальность норвежского ландшафта, передавая его характерные особенности: небо, низко нависшее над холодным морем, безлюдные, отполированные водой и временем скалы, одинокий домик на берегу. Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.

Дым поезда (1900 г.)

Белая ночь (1901 г.)

Летняя ночь (На берегу) (1902 г.)

Солнце (1909-1911 гг.)

Пейзаж. Этюд (1912 г.)

Прибрежный зимний пейзаж (1915 г.)

Весенний пейзаж с красным домом (Экелю) (1935-1940 гг.)

Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое, их извечная гармония. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы, исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания. В этом позднем и, пожалуй, самом мажорном произведении Мунка, наполненном солнцем и светом, художник воплотил свою любовь к жизни, восхищение красотой и гармонией природы.

Девушки на мосту (Летняя ночь) (1903 г.)

Женщины на мосту (Осгорсранн) (1935 г.)

В искусство ХХ в. Мунк вошел как выдающийся мастер графики с индивидуальным творческим почерком. Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую — офорт, в основном занимавший его вначале. Первые гравюры Мунка появились в 1894 г. и быстро завоевали успех у коллекционеров и публики. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». В 1904 г. немецкие меценаты Арнольд Литауэр и Пауль Кассирер начали продавать гравюры Мунка. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В него вошло около трехсот листов. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Как правило, большинство сюжетов, мотивов, композиций разрабатывалось параллельно в живописи и гравюре. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.

Дуб (1903 г.)

Мадонна с брошью (1903 г.)

Кошка (1913-1914 гг.)

Графика Мунка поражает разнообразием техники. За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. Многие листы выполнены в смешанных техниках, позволяющих добиться наибольшей выразительности и остроты образа. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Мунк подчеркивает в своих ксилографиях фактуру дерева, используя ее как художественный прием. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре, используя при этом смешанные техники. В основе языка этих работ — лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Сдержанно сопоставлены холодный свет луны и четкие плоскости зеленых и теплых коричневых тонов. Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома, совмещенную с материалом и линейным рисунком гравировальной доски. Преобразующая сила света, наделяющего окружающий мир таинственностью и призрачностью, его способность воздействовать на состояние души человека определяют содержание этого листа.

Лунный свет (1901 г.)

Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В его судьбу вторглась война. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В этот период Мунк вел затворнический образ жизни, почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.

Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Человек трудный, неуравновешенный, даже странный, Мунк был личностью, далекой от обыденных обстоятельств бытия, но в то же время ставшей зеркалом духовных коллизий и потрясений рубежа веков. Молчаливый, нелюдимый, ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой — свидетельство его поисков и блужданий. Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них.

В 1963 г. к 100-летию со дня рождения художника на его родине в Осло был открыт Музей Мунка. Его творчество — это диалог художника с жизнью. Искусство Мунка неоднозначно. Как большой художник, Мунк выразил в своем творчестве острейшие духовные коллизии рубежа веков, эпохи социального смятения, когда художник не мог не ощутить неизбежность крушения старого. Новое представлялось еще тревожным, неясным. Поэтому искусство Мунка так напряженно и трагично.

Танец жизни (1900 г.)

Семья на дороге (1903 г.)

Четыре девочки (Осгорстранн) (1905 г.)

Обнаженная (1913 г.)

Сломался ваш любимый мобильный телефон Samsung и теперь вы не знаете куда обратиться со своей проблемой? В этом вам поможет ремонт samsung galaxy на Teh-Profi. Быстро и качественно от профессионалов своего дела.

Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства. Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн.

В России творчество Мунка известно не слишком хорошо, но ни один человек, видевший его полотна, не оставался равнодушным. В большинстве произведений присутствуют мотивы одиночества и смерти, однако, основная часть россиян знакома с живописью норвежского художника по полотну «Девушки на мосту», находящемся в ГМИИ им. Пушкина.

Эдвард Мунк написал эту картину в стиле, кардинально отличающемся от других своих произведений, отразив состояние душевной радости, крайне редко появляющееся у художника. В течение нескольких лет живописец создал семь версий этого полотна. Одну из них, написанную в 1903 году, привез в Россию из Парижа коллекционер Иван Морозов.

Биография Эдварда Мунка хорошо известна поклонникам его творчества. Большинство из них считают, что события, пережитые будущим художником в детстве, повлияли на творчество, наполнив написанные полотна мрачными цветами. Однако среди произведений представлены также живописные и графические портреты известных людей, великолепные пейзажи с северной природой.

Детство и юность норвежского художника

Эдвард Мунк появился на свет в небольшом городке Лэттен, расположенном в норвежской провинции Хедмарк. Его отцом был военный врач Кристиан Мунк, а матерью Лаура Катрине Бьельстад, родившаяся в семье торговца. Спустя некоторое время семейство Мунк переехало в столицу Норвегии, Осло.

Отец Эдварда поздно создал семью, однако, в ней появилось пятеро детей. Беззаботное детство Эдварда Мунка закончилось в год смерти матери, умершей от туберкулеза. Мальчику тогда исполнилось шесть лет. Спустя девять лет от той же болезни в пятнадцатилетнем возрасте скончалась его старшая сестра Софи.

Эти печальные события кардинально изменили отца семейства. Веселый рассказчик и мечтатель тяжело переживал потерю жены, а затем и дочери, став строгим, чрезвычайно набожным человеком. Сам будущий художник в детстве часто болел бронхитом, приступы острого ревматизма заставляли его подолгу находиться в постели, пропуская занятия в школе.

Вспоминая детство, Мунк говорил о нем, как о безрадостном времени, наполненном потерями. Отец считал, что сын должен стать инженером, настояв на поступлении мальчика в Высшую техническую школу. Однако Эдвард быстро понял, что он видит свое будущее в творческой профессии.

Он оставил учебу в технической школе и поступил в Государственную академию искусств. Первым учителем Эдварда Мунка стал скульптор Ю. Миддльтун, а затем молодой человек учился живописи у Кристиана Крога, известного норвежского художника. В это время Мунк начал увлекаться написанием пейзажей, наиболее популярным жанром в национальной живописи.

Одновременно на полотнах появляются мрачные мотивы. С помощью картин художник визуально отражает собственные эмоции и настроение. Одиночество и смерть становятся героями его произведений. В жизни молодого живописца продолжаются трагические события – умирает отец и младший брат, уходит из жизни сестра, страдавшая душевным заболеванием.

Эти потери стали причиной отречения Мунка от религии и поисков новой системы ценностей. Он утверждает, что в человеческой жизни отсутствует смысл, а бессмертия можно добиться только в искусстве. По словам художника, смысл жизни придают только картины, отображающие его переживания.

Первая выставка

Впервые персональная выставка произведений Эдварда Мунка состоялась в 1889 году в Христиании (так тогда называлась столица Норвегии Осло). Ее результаты принесли молодому художнику одновременно огорчение и радость. Критики негативно восприняли творчество Мунка, однако, такая реакция привлекла внимание к его работам европейских авангардистов.

По итогам выставки художник получил государственную стипендию, предоставившую Мунку возможность продолжить художественное образование за рубежом. Около трех лет он жил и работал в Берлине и Париже, где близко познакомился с творчеством известных постимпрессионистов того времени. Гоген, Тулуз-Лотрек и Ван Гог оказали сильное влияние на творчество Мунка.

В девяностые годы Эдвард создал цикл полотен, известный под названием «Фриз жизни». Каждое полотно цикла живописец посвятил жизненным бедам и страстям. Работы этого цикла Мунк показывал на выставках в Берлине (1902 год) и в Праге (1905 год). Первая выставка в Берлине стала причиной грандиозного скандала, но при этом его работы получили признание у творческой интеллигенции.

В это время художником были созданы картины, ставшие самыми знаменитыми. Многие из живописных произведений Мунк позднее перевел в графику. Он вновь и вновь обращался к написанным произведениям, создавая некоторые в десятке вариантов, используя различные техники – живопись, пастель, графику.

Знаменитый «Крик», первоначально представленный публике под названием «Крик природы», был написан в 1893 году. Затем были созданы еще три версии этой картины в разных техниках. Уже в первом варианте четко видны признаки экспрессионизма, получившего дальнейшее развитие в творчестве мастера. Образ ужаса, появившийся в этой работе художника, появлялся и в последующих работах живописца.

В 1909 году Мунк возвращается в Норвегию, где приобретает усадьбу поблизости от Христиании. Он получает большие заказы на выполнение оформления общественных зданий, пишет портреты и пейзажи, а также продолжает создание картин на темы, сделавшие его творчество известным. В этой усадьбе и закончилась жизнь знаменитого норвежского живописца. Эдвард Мунк умер от простуды в январе 1944 года.

Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями





Отчаяние 1892







Тревога 1894
Категория

Имя: Эдвард Мунк (Edvard Munch)

Возраст: 80 лет

Деятельность: художник, график, теоретик искусства

Семейное положение: не был женат

Эдвард Мунк: биография

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

«Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие - Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана - военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.


Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.


В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.


Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки».

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.


А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью - ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.


На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

«Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…».

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.


Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека - от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль - яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.


В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом, мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.


Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

«Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».


1894 год ознаменовался появлением двух работ - «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.


В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты - простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.


В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.


Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.


Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.


Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Картины

  • 1886 - «Больная девушка»
  • 1892 - «Отчаяние»
  • 1893 - «Крик»
  • 1893 - «Смерть в комнате больного»
  • 1894 - «Мадонна»
  • 1894 - «Пепел»
  • 1895 - «Вампир»
  • 1895 - «Ревность»
  • 1896 - «Голос» («Летняя ночь»)
  • 1897 - «Поцелуй»
  • 1900 - «Танец жизни»
  • 1902 - «Четыре возраста в жизни»
  • 1908 - «Автопортрет на фоне голубого неба»
  • 1915 - «У смертного одра» («Лихорадка»)
  • 1919 - «Автопортрет после испанского гриппа»

Сегодня мы поговорим о норвежском живописце и графике, теоретике искусства и театральном художнике Эдварде Мунке. Он считается представителем экспрессионизма, причем одним из первых. Его творчество оказывает большое влияние на современников по сей день. Его картины изобилуют темами одиночества и смерти, а также жаждой жизни. Этот человек создавал уникальные захватывающие картины, которые буквально затягивали зрителя в иной, странный и страшный мир. Э. Мунк - это настоящий талант и мастер своего дела. Он писал картины только тогда, когда чувства и эмоции переполняли его: ведь настоящие творцы создают шедевры именно в таком состоянии.

Детство

Художник Эдвард Мунк, дата рождения которого приходится на 1863 год, родился в многодетной семье. Его отец, Кристиан, был военным врачом. У Мунка была старшая сестра, Юханна София, брат Андреас и две младшие сестрички, Лаура и Ингер. Семья жила довольно скромно, можно даже сказать бедно. Но Мунки были образованными и культурными людьми, поэтому стойко переносили свое временное положение. Их культурные корни были довольно глубоки: дальний родственник был знаменитым художником-неоклассицистом, учеником самого Жака-Луи Давида. Отец Кристиана Мунка был проповедником, которого многие знали и любили, а его брат, Петер Андреас Мунк - отличным историком.

В течение всего детства Эдварда его семья часто переезжала с места на место. Это происходило из-за долга службы отца, а также из-за того, что недостаток денежных средств регулярно принуждал семью искать более дешевое жилье. Чаще всего семья находилась в Христиании, Норвегия (ныне Осло). Биография Эдварда Мунка с детства имеет темные пятна: в 5 лет он потерял свою мать, которая умерла от туберкулеза. И ровно через 10 лет от этого же заболевания умерла старшая сестра Софи. В своих воспоминаниях Э. Мунк говорил о том, что отец всегда был добр, но большим минусом была его религиозность, которая переходила все границы здравого рассудка. Маленького Эдварда часто мучили страшные видения об аде, из-за этого он рос довольно тревожным ребенком. Намного позже родственники вспоминали о том, что талант рисования проявился у мальчика в очень раннем возрасте.

Как уже было сказано ранее, от туберкулеза умерла сестра Эдварда, Софи. Это стало для него очередным ударом, так как они были очень близки. Многие исследователи жизни и творчества живописца говорят о том, что это был переломный момент разочарования в религии. Сам норвежский художник Эдвард Мунк вспоминал, что в тот день отец беспокойно метался по комнате, сложив руки в молитве, но ничем не мог помочь бедной девушке. В дальнейшем эти воспоминания легли в основу картины «Больная девочка».

Становление

Биография Эдварда Мунка продолжается годами становления. Он поступает в технический колледж, где отлично изучает точные науки. Парень часто болеет, но старается не пропускать занятия. Вскоре молодой человек принимает самостоятельное решение покинуть колледж, чтобы стать художником. В 1881 он поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Его наставником становится художник-натуралист Кристиан Крог. Он быстро познакомил молодого человека со столичной богемой. Благодаря Кристиану Крогу, Эдвард знакомится с писателем-анархистом Хансом Егером. Они быстро нашли общий язык, и Мунк часто ощущал на себе влияние этого человека. В 1883 году случился публичный дебют Эдварда - он презентовал картину «Этюд головы». В конце следующего года он получил стипендию, на которую отправился во Францию. В 1886 году Мунк представил свою картину «Больная девочка», критики восприняли её очень негативно. Неприятие смутило Мунка, и следующие его картины были консервативны.

Париж

Картины Мунка все так же участвовали в выставках. А сам художник после небольшого перерыва отправился во Францию. Здесь посещал уроки Леона Бонна, ходил на выставки. Он много экспериментировал с художественными стилями, особенно часто пробовал импрессионизм и пуантилизм. Вскоре Эдвард узнает о смерти отца, и это известие наносит ему сильный удар. Он не успевает на похороны и впадает в длительную депрессию. которого переживало времена застоя, вышел из депрессии и создает одну из самых известных картин - «Ночь в Сен-Клу».

«Фриз жизни»

В 1890 биография Эдварда Мунка немного светлеет: в Христиании проходит выставка его картин, где он получает более доброжелательные отклики. Вскоре он едет отдохнуть в Ниццу, и видит здесь и Гогена, которыми чуть позже будет восхищаться. В это время окончательно формируется стиль Мунка - четкие линии, символичные сюжеты и простые формы. Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни». Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». Через некоторое время он знакомится с А. Норманом, который в восхищении от творчества Эдварда. Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине. Картины художника получают множество положительных отзывов, он впервые чувствует настоящее признание. В это время у Мунка завязывается роман с богатой норвежкой, который не закончился ничем, кроме психологических травм.

Болезнь

Из-за нервного романа Мунк начинает чувствовать себя неладно, но не придает этому особого значения. Вскоре у него завязываются еще одни отношения с виолончелисткой. Но и этот роман заканчивается трудным расставанием из-за странного поведения Мунка. Он начинает все чаще проявлять агрессивность и подозрительность. Все большое количество людей замечают, что Эдвард становится вспыльчивым и сам напрашивается на ссоры. В 1908 его помещают в психиатрическую лечебницу в Копенгагене с диагнозом душевное расстройство. Он проводит там полгода, активно занимаясь творчеством.

Поздние годы

Эдвард Мунк, интересные факты о котором не так многочисленны, все же может кое-что рассказать. Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин. В последние годы творчества его картины приобрели более грубые черты, но более мирные сюжеты. В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает. В 1930 у него случились проблемы со зрением, из-за чего он почти прекратил писать. Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия.

«Крик»

Эдвард Мунк - импрессионист, который получил огромную популярность благодаря своей картине «Крик». Всего есть 4 ее варианта, которые были написаны в период 1893-1910 годов. Изначально автор назвал её «Отчаяние». Человек, охваченный ужасом на картине, быстро стал одним из самых узнаваемых персонажей в искусстве. Один вариант картины находится в руках независимого коллекционера. Продажа картины на аукционе сделала «Крик» самым дорогим произведением искусства.

Похищение картин

Биография Эдварда Мунка продолжается и сегодня, ведь в его картинах есть он сам. Его произведения искусства очень часто становились предметом дележки злоумышленников. В 1994 году была похищена его знаменитая картина «Крик» из Национальной галереи. Преступники плохо продумали кражу, поэтому через пару месяцев картина была возращена. Также совершалась кража картины Мунка «Вампир». Правда правоохранительным органам удалось провести успешное расследование, благодаря чему «Вампир» был найден. В 2004 году группа воров вынесла из Музея Мунка вариации картин «Мадонна» и «Крик». В 2006 году они были возращены в Музей, а злоумышленники получили свое наказание. При этом обе картины были повреждены. После возвращения полотен в Музей на них были обнаружены царапины, следы влаги, потёртости и ободранные края. Реставраторы сделали все, что могли, но некоторые пятна остались видны.



Похожие статьи
 
Категории