Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 г. Он был не только одним из величайших композиторов, но и своеобразным “мостиком” от классицизма к романтизму. Интересные факты о Бетховене могут помочь лучше узнать эту мощную, противоречивую личность.
Факты из жизни Бетховена
- Великий композитор был третьим в роду Людвигом ван Бетховеном. Первым был его дедушка, ставший известным боннским музыкантом, а вторым – старший брат, родившийся на 6 лет раньше.
- Отец Бетховена был тенором придворной капеллы. И он был одержим идеей – сделать из своего сына, в котором он рано заметил музыкальное дарование, “второго Моцарта”.
- Вынужденный оставить школу в одиннадцатилетнем возрасте, будущий великий музыкант так и не выучился умножению и делению.
- Недостаток образования не помешал Бетховену стать настоящим эрудитом в области классической литературы. Он прекрасно разбирался в творчестве Шекспира, Гете, Гомера, Плутарха, и многое знал наизусть.
- Во время своего первого венского рандеву, семнадцатилетний Бетховен выступал перед Моцартом. Предание гласит, что Вольфганг Амадей был восхищен искусством юноши и прочил ему великое будущее.
- Разбирая интересные факты из жизни Бетховена, детям следует знать, что будущий великий композитор получал и нелестные оценки. Именитый органист и музыкальный педагог И.Г. Альбрехтсбергер, устав бороться с мрачными мотивами строптивого ученика, усомнился в его даровании и “припечатал” следующими словами: “Полагаю, этот тупица никогда ничему не научится!”
- Во время молодости Бетховена фортепьяно еще не было так распространено, как несколько десятилетий спустя. Но великий композитор оказался еще и пророком. Многие его вещи, включая сонату “К Элизе”, написаны специально для этого инструмента.
- Бетховен был гениальным импровизатором. Его современник, И.Б. Крамер, однажды кратко, но емко заметил, что тот, кто никогда не слышал, как пианист “шалит”, не имеет никакого представления об импровизации.
- Его любимым напитком был кофе. Принимаясь за варку, музыкант каждый раз педантично отсчитывал 64 зернышка – не меньше и не больше.
- Характер композитора был очень непростым, а иногда и сварливым. Однажды, во время его публичного выступления, некий молодой человек принялся увлеченно беседовать со своей дамой. Музыкант тут же прекратил играть и в гневе воскликнул: “Я не буду выступать перед такими свиньями!”. Несмотря на уговоры и извинения, он отказался продолжить играть.
- Но друзья пианиста отмечали его приветливость, добродушие и отменное чувство юмора. Бетховен любил посидеть с приятелями в пивной под названием “У лебедя”. Однажды он не приходил несколько дней кряду. Когда один из товарищей поинтересовался, не заболел ли он, музыкант весело ответил: “Я-то здоров, но мои единственные сапоги заболели такой страшной лихорадкой, что чуть не отдали Богу душу”.
- Факты из биографии Людвига ван Бетховена гласят, что у него были очень сложные отношения с женщинами. Некоторые восхищались его гением, иные полагали, что он “уродлив, невоспитан и неприятен”. Одна из дам, за которой ухаживал пианист, была от него в ужасе. В интимном разговоре с друзьями она назвала его полусумасшедшим.
- Своенравный гений однажды чуть было не уничтожил одно из лучших своих произведений. Написав романс, он решил его сжечь. От судьбы “Мертвых душ” его спас некий чиновник Барт, обладавший чудесным тенором. Заглянув к композитору и увидев, что тот собирается бросить ноты в огонь, он выхватил их у него из рук. Затем Барт сел за инструмент и исполнил романс. Бетховену неожиданно понравилось и он милостиво согласился оставить свое детище “в живых”. Так был спасен великолепный романс “Аделаида”.
- Свою Девятую симфонию Бетховен создавал, будучи уже полностью глухим.
- Сперва музыкант тщательно скрывал потерю слуха. Однажды, дирижируя оркестром, он не повернулся лицом к залу – он просто не слышал оваций. Можно представить всю драматичность момента для Бетховена, когда его деликатно развернули к слушателям.
- Музыкант не любил давать фортепьянные уроки. Исключение составляли только даровитые ученики и привлекательные молодые женщины.
- Умер Бетховен в возрасте всего 56 лет. В последний путь его провожали близкие друзья и тысячи поклонников его гениального творчества.
Самые популярные материалы марта для класса.
Без сомнения, творческие люди сильно отличаются от большинства. Они будто живут в другом мире, в другой вселенной. А их изобретательность и оригинальность поражают и вызывают у остальных вопрос: «Как? Как они до этого додумались?»
1. Творческие личности постоянно витают в облаках
Если наблюдать за ними в шумной компании, где все общаются и веселятся, они будут сидеть в углу комнаты, что-то писать, рисовать, о чем-то размышлять. В школе такие дети могут замечтаться на уроке геометрии, пока Мария Ивановна объясняет теорему Пифагора. Они часто уходят в себя, забывая обо всем на свете, и именно в такие мгновения в их голове рождаются гениальные мысли.
2. Они хорошие наблюдатели, и у них неплохо получается анализировать то, что происходит вокруг
Источником новых идей для них может послужить что угодно: пейзажи, здания, элементы одежды или декора. Зацепившись за какую-нибудь мелочь, такие люди создадут шедевр, превратят слово в целую историю.
3. Распорядка дня не существует
Просыпаться в 7, обедать в полдень, полдничать в 16, ужинать в 19 и ложиться спасть в 22 - точно не удел творческих личностей. Они будут работать, когда захотят, поедят, если подвернется случай (а могут и совсем об этом забыть), и будут спать на чем угодно и как угодно - хоть за письменным столом.
4. Они обожают уединение
Многие боятся одиночества, но только не творческие создания. Для них это способ укрыться от агрессии окружающего мира, от формальностей, царящих в обществе. Оставшись наедине с собой, зная, что никто не потревожит и не прогонит их музу, творческие личности могут спокойно наслаждаться настоящим.
5. Им всегда хочется испытать что-то новое
Рутина - что это? Творческие люди об этом никогда не сышали. Однообразный ритм жизни - «работа - дом - сон» - самое страшное, что может с ними случиться. Им нужен адреналин, нужны движение, новые эмоции.
6. Они не боятся рисковать
Чтобы придумать что-то новое, порой нужно совершать неожиданные поступки, ставить все на карту. Чего бы это ни касалось: работы, личной жизни. Нельзя же создать что-то необычное, не рискнув.
7. Для них неудачи и промахи - огромная мотивация
Жизнь, как мы знаем, в черно-белую полоску. За невероятным успехом может следовать грандиозный провал. Все гениальные изобретатели и художники когда-нибудь да испытывают сомнения, ошибаются. Но, если другие забросили бы дело на полпути, не увидев вразумительных результатов, творческие люди все так просто не оставят. Безусловно, настойчивость свойственна не только нестандартно мыслящим личностям, но для последних это качество очень важно.
8. Они делают то, что их вдохновляет
Важнее всего для творческих людей - делать то, что действительно нравится. Не нужно им никакого признания. И придумывать что-то из-под палки они тоже не будут. Свобода создавать все новое и новое, работать все лучше и лучше - в этом счастье.
9. Творческие личности часто ставят себя на место других
Ведь это так интересно - познать еще чью-то философию, посмотреть на мир с другой точки зрения. На мгновение начать думать как другой человек - отличный способ саморазвиваться, а также учиться понимать окружающих.
10. Они замечают все
Эти люди обладают способностью соединять части в единое целое. Видят то, что не видят остальные, и используют свои наблюдения, чтобы лучше понять сущность того или иного явления.
Без таких людей мир был бы более скучным и тоскливым. Творческие личности побуждают нас развиваться, меняют нас в лучшую сторону. Говорить, что они на 100% отличаются от «нетворческих», неверно - просто у них есть желание создавать что-то новое. А оригинальничать и пытаться изобрести неизобретенное можно и нужно всем.
До середины 1950-х гг. наука уделяла мало внимания творчеству. Затем один исследователь проверил более 121 тысячи названий статей, зафиксированных в «Рефератах работ по психологии», за последние 23 года.
Он обнаружил, что всего 186 статей - меньше 0,2% от общего количества статей - имели какое-либо отношение к творчеству. С тех пор интерес к творчеству значительно возрос, и по этому предмету было опубликовано множество книг3. Ученые изучили жизнь успешных творческих личностей, исследовали творческий процесс и протестировали творческие способности при всех мыслимых условиях и для каждой возрастной группы.
Усилия исследователей помогли нам углубить понимание творчества и избавиться от заблуждений, которые в течение долгого времени оказывались вне критики. Безусловно, некоторые из этих заблуждений коснулись и вас, и поэтому у вас развились некоторые ложные представления о том, что такое творчество и как оно «работает». Заменить эти ложные представления фактами - это первый важный шаг в развитии своего творческого потенциала. Факты, о которых пойдет речь ниже, являются самыми важными. Некоторые мы кратко упомянули в Уроке 1. Все они заслуживают того, чтобы к ним возвращаться и обдумывать время от времени.
«Делание своего дела» не обязательно является признаком творчества
«Для многих людей, - отмечает Джордж Ф. Келлер, - быть творческим человеком, по-видимому, подразумевает не более как высвобождение порывов или снятие напряжения... Однако безудержное дрыганье бедрами вряд ли является творческим танцем, как и кричащие цвета на холсте - творческой живописью». Да, творчество включает в себя готовность порвать с устоявшимися моделями и попробовать новые направленім, но оно не означает быть другим ради того, чтобы быть другим, или потакать своим слабостям. В равной степени ошибочно как игнорировать накопленное знание прошлого, так и быть ограниченным им. Как предупреждал Альфред Уайтхед1: «Глупцы действуют, опираясь на воображение без знания; педанты действуют, опираясь на знание без воображения». Быть творческим человеком означает сочетать знание и воображение.
(Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) - британский математик и философ.]
Творчество не требует особого интеллектуального таланта или высокого IQ
Повсеместно в течение столетий принималась идея о том, что чрезвычайно творческие люди обладают какими-то особыми интеллектуальными способностями, отсутствующими у основной массы населения. Когда был изобретен IQ-тест, эта идея получила новую жизнь; считалось, что всякий, кто не добирался до результата «порога гениальности» (135 и выше), почти не имел никаких надежд на интеллектуальные достижения.
Однако когда исследователи начали изучать жизнь творческих людей и сравнивать результаты IQ-тестов с результатами тестов творческих способностей, они сделали два открытия. Они обнаружили, что творчество зависит не от наличия конкретных талантов, а от использования талантов, которые имеют практически все люди, но большинство людей так никогда и не научились использовать. Кроме того, они обнаружили, что IQ-тест не разрабатывался с целью измерять творческие способности, поэтому высокий результат не является признаком творческих способностей, а низкий результат - признаком их отсутствия. В действительности они обнаружили, что подавляющее большинство успешных творческих личностей имели результат значительно ниже «порога гениальности».
Употребление наркотиков мешает творчеству
Хотя многие люди, очевидно, станут отрицать этот факт, он уже давно подтвержден теми, кто изучает творчество. Если алкоголь и наркотики такое благо для оригинальной мысли, задает вопрос один исследователь, почему же тогда распивочная за углом не произвела больше успешных творческих личностей? Никто пока так и не сумел удовлетворительно ответить на этот вопрос. И вряд ли ответит. Причина, по которой наркотики вредят творчеству, объясняет Брюстер Гиселин, в том, что «их действие снижает рассудительность, а поступки, которые они провоцируют, скорее галлюцинаторные, чем просветляющие». Он утверждает, что нужны не искусственная стимуляция мышления, а усиленный контроль и управление.
Употребление наркотиков и алкоголя в качестве стимуляторов представляет собой иногда часть более обширного заблуждения, которое можно назвать мистикой богемы. Это заблуждение состоит в идее, согласно которой рассеянный образ жизни снимает интеллектуальные ограничения и раскрывает мышление для новых идей. Элиот Доул Хатчинсон предлагает оценку, с которой согласятся большинство исследователей: «Узкие улочки, убогие комнатушки, недисциплинированная жизнь и артистическая шумиха местного масштаба - все это может иметь место в псевдоартистической жизни, но оно не имеет ничего общего с подлинным созиданием. Как не имеет с ней ничего общего и необходимая творческая свобода, которая с ними часто связывается... Богемный уклад проматывает свою свободу, возвращается после часов рассеянности менее работоспособным. Творческая дисциплина извлекает пользу из своего досуга, возвращается отдохнувшей, воодушевленной, энергичной».
Творчество - это выражение психического здоровья
Один распространенный образ творческого человека пропагандируется в ряде малобюджетных фильмов ужасов. Этот образ рисует сумасшедшего ученого с безумным взглядом, нервно снующего по лаборатории, коварно потирающего руки и бормочущего бессмыслицу. Многие люди действительно верят в этот образ: они полагают, что творческий человек и душевнобольной человек - это почти синонимы. Они заблуждаются.
В следующем абзаце Харолд X. Андерсон обобщает доминирующий в психологии взгляд на относительное умственное здоровье творческих людей. (Этот взгляд разделяли такие уважаемые ученые, как Эрих Фромм, Ролло Мэй, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Дж. П. Гилфорд и Эрнест Хилгард.)
Между этими авторами существует консенсус в том, что творчество является выражением умственно и психологически здоровой личности, что творчество связано с полноценностью, гармоничностью, честностью, цельностью, личной вовлеченностью, энтузиазмом, высокой мотивацией и активностью.
Также существует согласие в том, что невроз либо сопутствует понижению качества творческих способностей личности, либо вызывает его. Относительно невротиков и людей с другими формами психических заболеваний [которые в то же время являются людьми творческими] высказываются следующие предположения: что эти люди являются творческими вопреки своему заболеванию; что их результаты ниже тех, которых бы они достигли без данного заболевания; что они деградируют; или что они являются псевдотворческими людьми, т.е. что у них могут быть блестящие оригинальные идеи, которые вследствие невроза они не могут сообщить.
Хотя творчество помогает человеческому обществу процветать, наука предлагает немного ответов на то, как действительно работает это бесконечно сложное понятие. Независимо от того, сколько исследований проводится в измерении и постижении существенного явления, кажется, как будто возникает больше вопросов, чем получаешь реальных ответов. Теории и результаты также иногда находятся в противоречии друг с другом, означая, что каждый «факт», представленный сейчас мог быть отвергнут в свое время. Но это нормально, когда изучают то, что кажется почти полностью необъяснимым.
Стресс убивает творчество
Точно так же, как он убивает психическое здоровье, сердце, и в значительной степени все остальное. Напряжение отрицательно воздействует на творческое выражение, особенно когда это ограничивается жесткими сроками и критериями. По словам психолога доктора Роберта Эпштейна, у некоторых людей отсутствует ген или какой-то другой фактор, предрасполагающий к творчеству (эта перспектива, очевидно, оспаривается). Внешние факторы, такие как стресс, влияют гораздо сильнее на возникновение новых идей, чем какие-либо внутренние.
Гении описывают свои творческие процессы так, словно они находятся в трансе
Доктор Нэнси Андрисен, которая написала «Мозг создания»: Гении нейробиологии, возможно, не в состоянии с научной точки зрения объяснить, как появляются творческий потенциал и гений, но они действительно знают, как они вдохновляют и воздействуют на великих мыслителей. Все люди испытывают моменты «обычного творчества», которые возникают в ежедневных задачах. Но художники, композиторы, ученые, авторы, и другие, считающиеся гениями как правило, говорят о сновещательных «вспышках», выделяющих их самые известные, культовые работы.
Связь между выработкой дофамина и творчеством может существовать
Поскольку дофамин повышается вместе с получением одобрения и другими наградами, некоторые нейробиологи (как доктор Дэвид Свитт) полагают, что он также легко согласуется с творчеством. Получение денег или простое удовлетворение от хорошо сделанной работы, может стимулировать уровень инноваций и натурального дофамина. Такая связь существует только в качестве теории, хотя тот факт, который действительно имеет большое значение в объяснении иногда необъясним.
Восприятие - первый шаг к поддержанию творческой искры
Все творческие занятия начинаются, когда мыслитель чувствует внешний стимул и обрабатывает его в уме. Более сложные, чем просто видение, «двигатели нашей изобретательности» соединяют образы с воображением. Личные различия в этой неизбежной связи приводят к творчеству и легко объясняют, почему некоторые люди в конечном итоге получают особые результаты, они помогают обществу продвигаться вперед (развиваться).
Творчество может согласовываться со структурой мозга и его химическим составом
Теорий относительно истинного происхождения творчества имеются предостаточно, и некоторые думают, что способность может быть определена химическим составом мозга и его структурой. Университет Рекса Юнга Нью-Мексико полагает, что, если у вас меньше определенных неврологических явлений, вам же лучше, когда дело доходит до творческих поисков. Меньшая дозировка определенного химического состава, более слабое белое вещество и участок лобной коры головного мозга является более тонким. Интересно, что мозги, тестированные ранее на проверку умственных способностей, показывают состав полной противоположности.
У творческих мыслителей более слабые нервы
В течение творческих моментов левый участок лобной коры головного мозга испытывает сравнительно более вялую деятельность, которая также согласовывается с вышеупомянутым уменьшенным белым веществом и соединяющимися аксонами. В отличие от интеллекта, творчество имеет тенденцию процветать, когда мышление замедляется, хотя «вспышки» вдохновения и озарения происходят со скоростью вспышек. Также эмоции и некоторые познавательные процессы происходят в этой особой зоне, в которой как верят ученые, такие как доктор Юнг, поощряется новизна и абстракция мыслительных процессов.
«Психологическое расстояние» способствует творчеству
Встречая творческое препятствие, лучшее что мыслители могут сделать для себя, это сделать шаг в сторону, и попытаться взглянуть на все с совершенно с иной точки зрения. Исследования показали, что наиболее последовательно творческие люди показывают готовность подойти к проблемам с разных сторон далеко за пределы их первоначальных задач. Оценивание некоторого промежутка между первоначальной точкой зрения и более новыми способствует абстрактному мышлению, как важнейшей составляющей в изобретательном процессе.
Ранние исследования творчества разделили его на три подраздела
Исследование творческих способностей Мэлом Роудзом, - который исследовал, приблизительно 50 человек - в конечном счете, вынудили его разделить все на человека, процесс, и компоненты окружающей среды. Элемент человека, как Вы можете, вероятно, предположить, предполагает уникальный набор особенностей, необходимых, чтобы думать и чувствовать вещи новым, абстрактным способом. Фактически понимая и формулируя идеи и результаты как известный процесс, окружающая среда означает внутреннюю и внешнюю обстановку, в которой работает творческий человек.
Занятие аэробикой увеличивает творческий потенциал
Когда мозг начинает затуманиваться, попробуйте заняться аэробикой, чтобы избавиться от этого. В исследовании 2005 года ученые колледжа Род-Айленда отметили, что спустя два часа после занятия такой физической деятельностью, некоторые оказались наиболее умственно активными. Они использовали тест творческого мышления Торранса, для измерения того, насколько хорошо участники выполняли задания с учетом физических упражнениями и без них.
Творчество пропадает, если оно становится средством для получения наград
Хотя с 1987 года, результаты этого исследования демонстрируют только, как непостижимо истинное лицо творчества в эти дни, они находятся в противоречии с некоторыми более современными теориями, несмотря на тот же смысл. Тесты, проводимые в университете Брандейса на студентах писателях, показали их погружение в мотивации и мысли относительно получения наград за их работы и усилия. Они отнеслись к поэзии с меньшим интересом, что стало открытием, которое относилось к не творческой ситуации.
Импровизация стимулирует языковые центры мозга
FMRIs и импровизированный джаз впервые позволили хирургу Чарльзу Лимба отобразить творческий процесс. В своей лекции TEDxMidAtlantic он рассказывал о своих увлекательных результатах относительно физиологии во время музыкальной импровизации, в частности, как это делает свет Поля Брока в день независимости США. Мозг, по мнению ученых, эта часть, которая отвечает за развитие языка и познание, подразумевая, что один из самых существенных органов тела мог бы признать музыку (и возможно даже другое выразительное занятие) сродни речи.
Двуязычие и многоязычие могут совершенствовать свои творческие навыки
У исследователей, «возможно момента открытия», когда дело доходит до доказательства связи между дву- и многоязычием, но убедительные доказательства этого, безусловно, существуют. Люди, способные говорить больше чем на одном языке вообще, показывают больше компетентных навыков мультиуправления задачами и улучшенного познания, как правило выделяют ключевые компоненты в творчестве. Самым впечатляющим, однако, является то, что они способны лучше анализировать ситуации и причины с разных точек зрения, что говорит о необходимости попыток определения творчества.
Творческие люди, скорее всего, будут нечестны
Это не означает, что всем творческим людям нельзя доверять, и что их противоположности всегда самые честные люди. Но люди, способные к более новым и абстрактным мыслям и обладающие более гибкими моральными устоями «наслаждаются» более высоким риском, заслуживающим меньшего доверия к их поведению. Многочисленные исследования показывают, что возможность состряпать более прочные, жизнеспособные рассказы стимулирует просмотр сценариев с разных точек зрения о возможности попасться.
Высокий IQ и творчество могут соотноситься друг с другом
Гарвард, как многие другие учреждения высшего образования, надеется открыть необычные тайны творчества. Доктор Шелли Карсон, занимающаяся разработкой нового стандарта для измерения загадочного феномена, хочет попытаться найти связь между интеллектом и творческим мышлением. Некоторые из ее более ранних исследований отмечают, что происходит совместное увеличение в 120, 130, и 150 уровней IQ, но необходимы дополнительные исследования, чтобы доказать это соотношение.
Таким образом, творчество и психические заболевания могут совпадать
Все творческие личности, как безумные - в частности, влиятельные и гениальные - всегда были и, вероятно, всегда будут образцами, которые имеют некоторые признаки. Их мозг, как было доказано, более открыт к внешним источникам и обладает большим объемом памяти, чем другие, но это приводит к некоторым нежелательным побочным эффектам. Сверхвозбуждение может вызвать (или ухудшить) беспокойство и депрессию.