Характеристика героев пьес А.Н. Островского с позиции народной нравственности

27.03.2019

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

«Средняя образовательная школа № 14»

Характеристика героев пьес

А.Н. Островского с позиции народной нравственности

МОУ СОШ № 14 г. Нягань

Учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна

Нягань2011

Введение………………………………………………………………………………3

Краткое содержание в тезисах и выводах……………………………………….4

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности …………………………………………………………………….6

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры………………………………………………………………..9

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»…………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..…11

Список изученной литературы……………………………………………………12

Россия

Тюменская область

Г. Нягань

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №14»

Научная статья

Введение

Актуальность данной исследовательской работы определяется тем, чтобы привлечь внимание читателя к драматургии А.Н.Островского как драматургу, чьё творчество является творчеством «пословичной мудрости».

Проблема в том, что увлечённые процессом вовлечения в мировую культуру, мы мало знакомы с культурой своего народа.

Чтобы понять это, объектом данного исследования стали публикации о творчестве А.Н.Островского и его драмы.

Предметом изучения стали произведения А.Н. Островского и статьи о нём, которые дают представление о драматурге как обличителе порока в свете народной мудрости.

Цель – узнать, какие нравственные и гуманные ценности утверждал А.Н. Островский и понять, насколько они важны для современной молодёжи.

Задачи:

а) изучить по возможности подробно творчество с позиции народной мудрости;

б) найти то, что может заинтересовать современного юного читателя;

в) предоставить вниманию учащихся своей школы исследование избранных произведений драматурга.

В качестве метода исследования принят герменевтический подход к изучаемым текстам, т. е. осмысление и индивидуальная трактовка с позиции личного опыта.

Новизна состоит в попытке через данную исследовательскую работу привлечь внимание к нравственным проблемам современного общества.

Практическая значимость в попытке внести материалы исследований в школьный учебный процесс.

Гипотеза: юные читатели смогут оценить предоставленные им произведения А.Н.Островского и выразят желание обратить внимание на другие произведения автора.

Краткое содержание в тезисах и выводах

«Каков строитель, такова и обитель».

Фигура Большова трагична: «все мошенники».

«Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел».

Народная мудрость гласит:

1.Худые дела не доведут до добра.

2.Грехи любезны доводят до бездны.

3.Без причины нет кручины.

4.«Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология

Большов не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны .

И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его.

СВОИ:

Подхалюзин

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

1.Не всё золото, что блестит.

2.Красна ягодка, да на вкус горька.

3.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные:

«Видно, не бывать-с по вашему желанию»

Липочка — дочь Большова

«

Не «безвредная дурочка», а барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

1. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

2.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

3. Неразумная опека хуже безнадзорности.

Эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

«Не доставляют пользы сокровища неправедные»,

«Воздаяние человеку – по делам рук его»,

«Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — это библейские истины.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Жестокость познаётся там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане.

Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

«

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, она в первую очередь и несёт ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил.

Отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, Катерина впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусстванаполняют Божью землю расплясавшимися харями ».

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков .

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, потерявших силу и уверенность Дикого и Кабанихи.

Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом.

Не в состоянии он создать и полноценную семью.

В Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо»

Героем новой эпохи становится Хлынов, более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы.

Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка.

«Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум».

Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей.

Только вот желания истратить деньги с пользою для народа у Хлынова нет.

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности

Лучший критик Островского – Н.А. Добролюбов в статьях «Тёмное царство», «Луч света в тёмном царстве» оставил замечательную характеристику его пьес первого периода деятельности: от драматического первенца – комедии «Свои люди – сочтёмся!» и до «Грозы». Суждения и оценки Добролюбова, относившиеся к ранним пьесам Островского, зачастую просто переносили на последующие его сочинения.

Я же хочу рассмотреть великие творения драматурга с позиции народной культуры, ведь написанные им в разные годы пьесы, при видимой их «неизменности», отмечались «пословичной мудростью», нравственным самостоянием и должны пониматься так, как хотел бы того автор, т. е. в « добросовестном обличении порока…» .

Напомним её суть. Купец первой гильдии Самсон Силыч Большов надумал объявить себя банкротом, или, иначе говоря, несостоятельным должником, хотя таковым не являлся.

Будучи неплохим человеком, Большов не чувствует никаких угрызений совести, потому что живёт в обществе с ложной нравственностью, где, по его мнению, «все мошенники». Хочется тут же вспомнить пословицу: «Храни себя от бед, пока ещё их нет», — гласит народная мудрость, то есть упреждай беду, то есть думай о последствиях заранее.

Самсон Силыч просто стремился, как он объясняет, урвать побольше для себя за счёт других: «Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел». Его вполне устраивают доводы стряпчего Рисположенского:

«Не вы первый, не вы последний; нешто другие-то не делают?»

«Как не делать, брат, и другие делают, — охотно подхватывает Большов

Характерно, что, хотя почти каждый из этих банкротов должен и самому Большову, но Самсон Силыч не очень сердится на то, что «этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет». «Сочтёмся как-нибудь», — примирительно роняет он.

Пока он скорее завидует им, чем возмущается, — ведь он сам собирается ту же «механику подсмолить», не осознавая, что «рубит сук, на котором сидит».

Самсон Силыч потерпит огромное нравственное поражение, когда Липочка и некогда мальчик на побегушках, а теперь Лазарь Елизарыч обманет «обманщика». И здесь самое время вспомнить народную мудрость:

    Худые дела не доведут до добра.

    Грехи любезны доводят до бездны.

    Без причины нет кручины.

    «Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология велит Большову думать, что, самой природой определено, что своим доверять можно, что они будут подчиняться его воле и пребывать в послушании.

Он не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны.

«Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня? (Молчит.) Любишь, что ли? Что ж ты молчишь? (Молчание.) Поил, кормил, в люди вывел, кажется».

Молчание Лазаря многое объясняет. Ему неведомо, что значит любить, хотя в ответ и произнесёт он слова, которые будут милы сердцу Самсона Силыча: «Мне, Самсон Силыч, окромя вашего спокойствия, ничего – с. Как жимши у вас с малолетства и видемши все ваши благодеяния; можно сказать, мальчишкой взят-с лавки подметать, следовательно, должен я чувствовать». Но вряд ли понял смысл слов Подхалюзина Самсон Силыч Большов.

«Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая тут совесть!» — это слова того же Подхалюзина Лазаря Елизарыча, в преданности которого Самсон Силыч не сомневается, хотя должен бы понимать: «Каков строитель, такова и обитель».

Какой была жизнь Подхалюзина, когда он был мальчишкой можно понять из слов Тишки, которого, как когда-то Подхалюзина взяли лавки подметать: «всякая шваль над тобой командует. Вот она жисть-то какая анафемская!»

Готовый обмануть всех кругом, Большов проявляет доверчивость к Подхалюзину, и тот использует слабость хозяина – «чтобы ему не перечили ни в чём». Он стелется перед ним, поддакивает, угодничает, заискивает, льстит. О таких подхалюзиных народ сложил немало пословиц:

1.На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

2.Не всё золото, что блестит.

3.Красна ягодка, да на вкус горька.

4.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина.

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные.

«Видно, не бывать-с по вашему желанию», — лицемерно разогревает Большова Подхалюзин. И Самсон Силыч, мгновенно разъярившись, силой отдаёт Липочку за своего приказчика, услаждая себя сознанием своей власти: «Моё детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю».

Большов отказывает своему будущему зятю дом и лавки и попадает в расставленную ему западню, хотя мог бы вспомнить пораньше: «сколько раз замечал», что тот на руку нечист. «Что ж? Я ведь не прогнал тебя, как скота какого, не ославил на весь город», — тщетно призывает к совести Подхалюзина Большов.

Фигура Большова трагична. И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его, когда в последнем акте пьесы является он из «ямы», опозоренный и несчастный., потому что возмездие Большову несёт ещё больший плут и негодяй, для которого нет ни «СВОИХ», ни «ЧУЖИХ», а только личный интерес.

Если Большов – самодур патриархального склада, то Подхалюзин с Липочкой представляют отвратительную разновидность «мещанского» самодурства.

Отвратителен образ дочери Самсона Силыча Липочки. Не удивительно, что она столь безжалостна к отцу. Поначалу дочь Самсона Силыча может кому-то показаться «безвредной дурочкой». Но это не так. Липочка — барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

Вспомним её жуткий разговор с матерью, когда Большов униженно просит Подхалюзина так необходимые ему деньги.

«Аграфена Кондратьевна Подхалюзину . Варвар ты, варвар! Разбойник ты эдакой! Нет тебе моего благословения! Иссохнешь ведь и с деньгами-то иссохнешь, не доживя веку. Разбойник ты, эдакой разбойник!

Олимпиада Самсоновна встаёт на сторону Подхалюзина. Уж вы, маменька, молчали бы лучше! А то вы рады проклясть в треисподнюю. Знаю я: вас на это станет. За то вам, должно быть, и других детей-то бог не дал.

Аграфена Кондратьевна. Сама ты молчи, беспутная! И одну-то тебя бог в наказание послал».

Мы видим прозрение купца Большова, когда он произносит слова: «Сама себя раба бьёт, коли не чисто жнёт!»

Липочка, родная дочь, самый близкий, «свой человек», оказывается самой чужой отцу.

Такой беды могло не быть, если бы родители придерживались народной мудрости:

1. Неразумная опека хуже безнадзорности.

2. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

3.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

Итак, эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

1.Сердце родителей в детях, сердце детей в камне.

2.У каждого плода свои семена.

Но торжество Подхалюзина не вечно. Ведь, обманывая всех вокруг, легко самому стать жертвой нового обмана, потому что уже недоброй завистью горят глаза выглядывающего из-за плеча Подхалюзина и жадно считающего свои медяки Тишки.

Думаю, Островский ещё раз хотел нам напомнить, что истина проста. «На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай», то есть не зарься на чужое добро, а довольствуйся тем, что сам заработаешь. Об этом же и пословица: «Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели». Воровство не приносит вору прибыли – дурно приобретённое непрочно. Неправедно нажитое впрок не идёт. Воровское стяжание впрок не пойдёт.

«Не доставляют пользы сокровища неправедные», «Воздаяние человеку – по делам рук его», «Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — эти библейские истины были хорошо знакомы Островскому.

Народ наш всегда придерживался истины:: «Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи». Поговорка настаивает на том, чтобы долги уплачивались возможно скорее. Лучше отказаться от ржи и питаться репою, чем пользоваться чужим добром. И уж, конечно, не мог не знать этого Самсон Силыч. Поддавшись же ложным нравственным понятиям, он оказался у «разбитого корыта». Во лжи живущий и не думающий, чем может

обернуться такая жизнь, он не сумел воспитать дочь по совести, что и породило жестокость в её сердце.

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры

Вспомним знаменитую реплику Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — из хорошо знакомой нам пьесы «Гроза», в которой драматург наглядно показал, что жестокость познаёт там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане. Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

Образом Катерины из пьесы «Гроза» Островский предупреждает нас о неминуемой грозе, что непременно произойдёт, если жестокосердие не уступит место милосердию.

Думаю, что Островский хотел обратить своих читателей прежде всего к библейскому писанию: «Не имеющий любви – не от Господа. Имей всё, что хочешь, но если только ты не будешь иметь любви, ничто тебе не поможет. Если ты даже не будешь иметь ничего иного, имей любовь, и ты исполнишь закон. Следовательно, раз навсегда тебе предписывается краткое правило: возлюби и делай, что хочешь (Св. Августин Блаженный).

Умеющий любить не совершит безнравственного поступка, потому что любовь к ближнему не позволит ему этого совершить.

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь. «Или не учи, или учи своим образом жизни. Не привлекай одной рукою (т.е. словами), а другою же (т.е. делами) не отталкивай от себя. Делая то, что должно, ты менее будешь нуждаться в речи», — учит нас Григорий Палама.

Лишённая человеческого участия, сочувствия, любви Катерина воспринимает даже жалость Варвары как любовь.

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась для неё смертью, т.о есть тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Не смерть желанна, а жизнь невыносима в семье, где законы Божии подменяются диктатом родителей, не считающихся с достоинством детей.

Жизнь лишь бы жить – нехорошо, это недостойно человека. Жить – это значит быть самой собой. Не быть собой – это значит не жить.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза» предстают в освещении, лишённом какого бы то ни было авторского сочувствия.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, они в первую очередь и несут ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил. Это они провоцируют трагедию Катерины, ибо, отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, она впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Мудрый Островский раскрывает в «Грозе» глубинные истоки великой религиозной трагедии русского народа, разыгравшейся в начале 20 века, когда он в «прельщении» своём увидел «святость» там, где не было.

В этом качестве «Гроза» Островского имеет пророческий смысл, который не был понят ни современниками, ни потомками национального драматурга.

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусства наполняют Божью землю расплясавшимися харями».

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»

По мнению литературоведа В Лакшина, в пьесе «Горячее сердце», где действие происходит в знакомом нам городе Калинове, особенно наглядна перекличка с «Грозой»: место Дикого занимает здесь Курослепов, Катерины – Параша, Бориса – Вася и т. п.

В основе пьесы – своего рода уездный детектив, загадочная кража денег, расследование которой оборачивается разоблачением скандальной любовной интрижки хозяйки дома.

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков. Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом. Не в состоянии он создать и полноценную семью .

А в Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо».

Жена же Курослепова Матрёна вступает в греховную связь с приказчиком и ворует для него деньги.

«Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения» (Даниил Заточник).

Расслабленный вином и бездействием, дошедший до умопомрачения, Курослепов большую часть времени проводит в состоянии среднем между сонной одурью и белой горячкой. Его дочь Параша самовольно уходит из дому.

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, и потерявших силу и уверенность Дикого Кабанихи.

Теперь героем новой эпохи становится Хлынов. Более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы , Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка. Он возит с собой как декоративное украшение барина с усами, богатого на выдумку Аристарха, суля ему «капитал» И очень плохо, что Аристарх в «Горячем сердце», в котором литературовед Лакшин видит Кулигина из «Грозы», талантливого учёного-самоучку, острого наблюдателя обывательского быта, проделал печальную эволюцию и оказался теперь на службе у Хлынова. Его талант, его выдумка, которая раньше шла на изобретение громоотвода и «вечного двигателя», тратятся нынче на невероятные потехи загулявшего барина, в шуты попадает купчик Вася, что напоминает нам безвольного Бориса из «Грозы».

С градоначальником у Хлынова налажены самые тёплые отношения, поскольку за всякое своё безобразие он готов платить штраф по сто рублей серебром. Да что там говорить, если с самой губернаторшей Хлынов чай и кофей пьёт – « довольно равнодушно». Хлынов не знает, в чём найти спасение от скуки, когда всё перепробовано, он «безобразничает» , пускаясь в самые нелепые затеи.

Суть этого этого персонажа верно выражает пословица: «Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум». Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей. Только вот желания истратить деньги с пользою для большинства тех, у кого они есть, мы не видим. И в этом можно увидеть недоброе, что может обернуться катастрофой, что в будущем и произошло.

Заключение

Конечно, кому-то «добропорядочный морализм» Островского покажется в чём-то отжившим, старомодным. В самом деле, само действие пьес драматурга раскрывается в пределах резко полярных и несколько отвлечённых противоположностей: богатства – бедности, счастья – несчастья, лицемерия – прямоты, жадности – бескорыстия и т. п. Но в прямоте и безусловности моральных аксиом у Островского есть своя сила: стойкая вера в те коренные понятия о достоинстве и справедливости, которые всегда живут в народе и противостоят болезненной изощрённости и искушённой лжи.

«Пьесами жизни» называл пьесы Островского Добролюбов.

Возможно, сегодня мы станем свидетелями нового прочтения, нового истолкования творчества Островского и новой жизни его пьес, которые дадут нам образное представление о народной мудрости.

Как известно, когда человек поступил плохо, ему говорят: «Ты человек или нет?» или «Будь человеком!»

Наш народ всегда видел в нравственности залог безопасности граждан и понимал, что безнравственность приводит к разрозненности и слабости; объединение же в нравственности даёт силу.

Вместе мы – громадная сила, а порознь – ничто.

При отсутствии единодушия даже знаменитейшие герои не могли предохранить себя от поражений. «В согласном стаде и волк не страшен, и храбрость крепче стен и башен»,- именно к дружбе, согласию, объединению сил призывает нас народная мудрость. Как известно, силён лишь тот народ, который способен создать прочную семью, где каждый друг друга поддержит и поможет в трудных обстоятельствах, в том числе поможет справиться и с соблазнами, которых немало в обществе. На мой взгляд, пьесы А. Н. Островского – благодатный материал, который укрепит в нашем сознании народную мудрость и предохранит нас от бездуховности.

Список изученной литературы

1.Холодов Е. А.Н.Островский. – Ярославль, 1968г.

2.Журавлёва А.И. Театр А.Н. Островского. – М. Изд-во «Просвещение». 1986г.

3. Влащенко В.И. «Гроза» Островского X классе. – Литература в школе №3, 1995г.

4.Лебедев Ю.В. У истоков «русской трагедии». — Литература в школе №3, 1995г.

5. Островский А.Н. Свои люди – сочтёмся.

6. Островский А.Н. Гроза.

7. Островский А.Н. Горячее сердце.

8. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. – Ростов на Дону, изд-во «Феникс», Москва, изд-во «Цитадель», 2005г.

9. Великие мысли великих людей. — Лениздат, 2007г.

Александр Николаевич Островский создал целый мир российского купечества и чиновничества. Довольно долго казалось, что мир драматурга безвозвратно ушел в прошлое. Но судьба России в ХХ веке показала, что его обладают удивительной жизненной силой. Характеры, созданные мастером, оказались настолько типичны, как типичны и ситуации, в которых они действуют. Например, брежневское время сделало актуальным вопрос, как в этой реальности существовать интеллигенту, и тогда по-новому зазвучали пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и » Доходное место». Сегодняшняя Россия, в которой определенный тип людей представлен «новыми русскими», заставляет вспомнить купцов-самодуров из его пьес, персонажей зарождающейся буржуазии периода первичного накопления капитала.

Герои произведений Островского

Итак, герои пьес драматурга — купечество и чиновники. Островский создает определенный тип купца-самодура, человека, который считает, что, имея деньги, он все может купить. От этого человека, как правило, страдают близкие люди.

Таковы, например, Кабаниха и Дикой в драме «Гроза», они чувствуют зависимость других людей и пользуются ею, они не терпят противостояния, но могут уступить силе (Дикой в столкновении с военным). Более цивилизованны Кнуров, Возжеватов из «Бесприданницы», но и для них главное — деньги, нажива. Они искренне считают, что могут купить все. Недаром Кнуров предлагает Ларисе не любовь, а содержание, которое заставит людей забыть о нравственности.

«Темным царством»

— назвал мир самодуров-купцов.

Типичность образов, индивидуальность характеров

Однако следует сказать, что, создавая тип самодура, Островский в каждом конкретном случае создает индивидуальный характер. Так Кабаниху и Дикого объединяет многое, но Савел Прокопьевич — ругатель, от него достается всем и родным и служащим, он знает это за собой и говорит, что просто иногда не может удержаться. Кабаниха же названа Кулигиным ханжой

(«нищих оделяет, а домашних совсем заела»),

она внешне благочестива, в ее речи много старинных слов, но ее поведение противоречит тому, какой она бы хотела казаться.

Индивидуальность характеров проявляется и тогда, когда в пьесе появляются характеры- двойники. Так похожи Тихон и Борис: оба не могут противостоять силе самодурства, оба любят Катерину, оба не могут защитить ее, но Борис более цивилизован, он умеет говорить о любви так, как не умеет Тихон. А Тихон в конце пьесы восстает против тиранства матери, обвиняя ее в смерти Катерины

(«Это вы ее убили, маменька!»),

Борис же предлагает Катерине смириться.

Авторское отношение Островского

Александр Николаевич в разные времена по-разному относился к изображаемым характерам: ему нравилась независимость этих людей, удаль жизни и размах предприятий, но постепенно драматург осознает, что погоня за наживой вытесняет в человеке человеческое. По-разному проявляется и авторская оценка в разные периоды творчества драматурга. Героини «Грозы» и «Бесприданницы» во многом похожи. Симпатии автора и зрителя на стороне героинь. Но и Лариса живут в разной России, поэтому верный видению мира Островский показывает, как различаются финалы этих пьес. После смерти Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон бросает матери обвинение в смерти жены. Убийство Ларисы не вызывает подобного отклика: поет цыганский хор. Автор как бы утверждает, что настало время коммерческих сделок, эпоха негоциантов, холодных, ищущих свою выгоду.

Сюжеты и композиционные решения

Островского строится на замедленной экспозиции, создании ситуаций, в которых изначально заложена конфликтность.

Так, основан на противостоянии патриархального, домостроевского уклада и веяний нового.

Персонажи делятся на два лагеря:

  • самодуры (Кабаниха, Дикой)
  • и несогласные — (Тихон, Борис),
  • приспособившиеся (Варвара, Кудряш)
  • и бунтующие (Катерина).

Конфликт обостряется признанием Катерины в связи с Борисом. Завершается самоубийством Катерины, которое представляется не смертным грехом (на фоне религиозности героини), а протестом против лжи «темного царства», победой над ним, так как пьеса утверждает близость конца царства Кабанихи и Дикого.

Во всех пьесах Островского велика роль второстепенных и внесценических персонажей, которые вносят дополнительные акценты в развитие действия.

Образ Феклуши, например, является гротескным обоснованием абсурда жизни власть предержащих в городе Калинове. Ее рассказы об огненных чудовищах становятся единственным, что связывает «темное царство» с остальным миром. Судьба сестры Бориса во многом определяет и объясняет его поведение и его отношения с Диким.

Художественные средства драматурга

Для создания сценического образа Островский использует монологи персонажей, которые позволяют не только узнать о прошлом героев, но и узнать о том главном, что волнует их (монологи Катерины).

Каждый из героев говорит своим языком:

  • поэтический язык Катерины противопоставлен купеческому языку Кабанихи,
  • городской язык Бориса языку Тихона,
  • в речи Кулигина много научных слов.

В речи героев много пословиц и поговорок, да и для названия самих пьес автор выбирает пословицы.

Мир этого драматурга — это мир Замоскворечья, мир, ушедший в прошлое.

Пьесы Островского являются прекрасным учебником русского быта второй половины ХIХ века. Но мир Александра Николаевича настолько реален, что в нем можно увидеть настоящее.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

1. Место творчества Островского в русской драматургии.
2. «Народная драма» в театре Островского.
3. Новые герои.

Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз.
В. Г. Маранцман

Драматургия — это жанр, предполагающий активное взаимодействие писателя и читателя в рассмотрении социальных вопросов, поднятых автором. А. Н. Островский считал, что драматургия сильно воздействует на общество, текст — часть спектакля, но без постановки пьеса не живет. Просмотрят ее сотни и тысячи, а прочитают гораздо меньше. Народность — главная черта драматургии 1860-х годов: герои из народа, описание быта низших слоев населения, поиски положительного народного характера. Драма всегда имела способность откликаться на актуальные темы. Творчество Островского было в центре драматургии этого времени, Ю. М. Лотман называет его пьесы вершиной русской драматургии. Создателем « , «русского национального театра» называл Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов его драмы — «пьесами жизни», так как в его пьесах частная жизнь народа складывается в картину современного общества. В первой большой комедии «Свои люди — сочтемся» (1850) именно через внутрисемейные конфликты показаны противоречия общественные. Именно с этой пьесы начался театр Островского, именно в ней впервые появились новые принципы сценического действия, поведения актера, театральной зрелищности.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Все в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Новый герой драм Островского — простой человек — определяет своеобразие содержания, и Островский создает «народную драму». Он выполнил огромную задачу — сделал «маленького человека» трагическим героем. Свою обязанность как драматического писателя Островский видел в том, чтобы сделать главным содержанием драмы анализ происходящего. «Драматический писатель... не сочиняет, что было — это дает жизнь, история, легенда; его главное дело показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» — вот в чем, по мнению автора, выражается сущность драмы. Островский относился к драматургии как к массовому искусству, воспитывающему людей, определял назначение театра как «школы общественных нравов». Первые же его постановки потрясли своей правдивостью и простотой, честными героями с «горячим сердцем». Драматург творил, «соединяя высокое с комическим», он создал сорок восемь произведений и придумал больше пятисот героев.

Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. И если в «Снегурочке» он воссоздает патриархальный мир, через который лишь угадывается современная проблематика, то его «Гроза» — это открытый протест личности, стремление человека к счастью и независимости. Это воспринималось драматургами как утверждение созидательного начала свободолюбия, которое могло стать основой новой драмы. Островский никогда не пользовался определением «трагедия», обозначая свои пьесы как «комедии» и «драмы», иногда снабжая пояснениями в духе «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья», указывая на то, что речь идет о жизни целой социальной среды. Добролюбов говорил о том, что Островский создал новый тип драматического действия: без дидактики автор анализировал исторические истоки современных явлений в обществе.

Исторический подход к семейным и социальным отношениям — пафос творчества Островского. Среди его героев — люди разного возраста, разбитые на два лагеря — молодые и старые. Например, как пишет Ю. М. Лотман, в «Грозе» Кабаниха — «хранительница старины», а Катерина «несет в себе творческое начало развития», именно поэтому она хочет летать, как птица.

Спор старины с новизной, по замечанию литератуоведа, составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского. Традиционные формы быта рассматриваются как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность... Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт». Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность. Название статьи А. Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» полностью отражает роль этих героев в обществе. Они психологически похожи друг на друга, автор часто использует уже разработанные характеры. Тема положения женщины в мире расчета также повторяется в «Бедной невесте», «Горячем сердце», «Бесприданнице».

Позже в драмах усилился сатирический элемент. Островский обращается к гоголевскому принципу «чистой комедии», на первое место выводя характеристику социальной среды. Персонаж его комедий — ренегат и лицемер. Также Островский обращается к историк-героической тематике, прослеживая становление социальных явлений, рост от «маленького человека» до гражданина.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

«Бесприданница Островского» - Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Идея: Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма "Бесприданница". Умер А. Островский 14 июня 1886 в имении Щелыково.

«Пьесы Островского» - Цель: Д. И. Фонвизин «Недоросль». «Не было ни гроша, да вдруг алтын». «Бедность не порок» «На всякого мудреца довольно простоты». Отрывок из пьесы «Свои люди – сочтемся!» Липочка – Антипова Елизавета. Среда помещичье-дворянская Мотив – Неравенство материальное. Среда чиновничья Мотив – по расчету Неравенства нет.

«Островский драматург» - Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. Так готовилось появление комедии «Свои люди – сочтёмся!». Драматург не раз говорил – « Моя задача – служить русскому драматическому искусству». Зрители встретили новое произведение Островского восторженно. В течение лета и осени Островский написал драму «Гроза».

«Жизнь Островского» - Н.В. Гоголя. Улица. Картины Б.М. Кустодиева и пьесы А.Н. Островского. Масленица. Ура! Эскизы декораций к драме А.Н. Островского «Гроза». 1919 год. В.Г. Перов. Н.Г. Гундарева – Липочка в спектакле «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского. Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони.

«Островский пьесы» - Смысл названия. Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия. Группа 1 История создания пьесы. 1823-1886. Не в свои сани не садись Не все коту масленница. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Отец Островского.

«Островский жизнь и творчество» - И.А. Гончаров – А.Н. Островскому. 12 февраля 1882. Национальный театр есть признак совершеннолетия нации... Действие первое. Современны ли темы произведений А.Н. Островского сегодня? Антракт. Судьба. Театр приоткрывает занавес, и мы заглядываем за кулисы. А. Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга.

Всего в теме 22 презентации

«Колумб Замоскворечья», автор пьес, превративших русскую драму в «настоящую» литературу - это А. Н. Островский, произведения которого с середины XIX века стали главными в репертуаре Малого театра в Москве. Все, что им написано, делалось не для чтения, а для постановки на сцене. Итогом 40 лет стали оригинальные (около 50), созданные в соавторстве, переработанные и переводные пьесы.

Источники «вдохновения»

Все произведения Островского основаны на постоянных наблюдениях за бытом различных сословий, в основном купечества и поместного дворянства.

Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье - старом районе Москвы, который в основном населяли мещане. Поэтому Островский был хорошо знаком с укладом их жизни и особенностями внутрисемейных и К середине XIX века здесь все больше появляется так называемых «дельцов» - они войдут в новое купечество.

Очень полезной оказалась работа в канцелярии Московского куда Александр Николаевич поступил в 1843 году. 8 лет наблюдений за многочисленными тяжбами и ссорами купцов и родственников позволили накопить ценный материал, на основе которого будут написаны лучшие произведения Островского.

В творчестве драматурга принято выделять 4 основных периода. Каждый ознаменовался особым подходом к изображению действительности и появлением ярких пьес.

1847-1851 годы. Первые опыты

Очерки, написанные в духе «натуральной школы» и в соответствии с традициями, заложенными Гоголем, принесли начинающему литератору звание «Колумба Замоскворечья». Но довольно скоро на смену им пришли пьесы, которые полностью вытеснли эпические жанры.

Первое произведение Островского - «Семейная картина», впервые прочитанная автором на вечере у С. Шевырева. Однако известность приносит «Банкрут», позже переименованный в «Свои люди - сочтемся!» Реакция на пьесу была мгновенной. Цензура ее тут же запретила (написана в 1849, попала на сцену лишь в 1861), а В. Одоевский поставил в один ряд с «Недорослем», «Горем от ума» и «Ревизором». В течение нескольких лет произведение с успехом читалось в кружках и на литературных вечерах, обеспечив молодому автору всеобщее признание.

1852-1855 годы. «Москвитянинский» период

Это время, когда Островский примкнул к «молодой редакции» журнала, проповедовавшего идеи почвенничества и испытывавшего интерес к купечеству. Представители социального сословия, не связанного с крепостничеством и не оторванного от народа, могли стать, по мнению А. Григорьева, новой силой, способной повлиять на развитие России. К этому периоду относятся всего 3 произведения Островского, одно из которых - «Бедность не порок».

В основе сюжета изображение отношений в семье купца Торцова. Властный и деспотичный отец, Гордей, планирует выдать дочь, влюбленную в бедного приказчика, за ловкого и богатого Коршунова. нового поколения, который никогда не упустит своего. Переубедить брата-самодура удается Любиму - склонному к пьянству, не скопившему состояния, но во всем следующему нравственным законам. В результате дело решается благополучно для Любы, а драматург утверждает победу русской и традиций над европейскими.

1856-1860 годы. Сближение с «Современником»

Произведения этого периода: «Доходное место», «В чужом пиру похмелье» и, конечно же, «Гроза» - стали итогом переосмысления роли патриархального купечества в жизни страны. Оно уже не привлекало драматурга, а все больше приобретало черты самодурства и отчаянно пыталось противостоять всему новому и демократичному (результат влияния разночинцев из «Современника»). Наиболее ярко это «темное царство» было показано в единственной трагедии драматурга «Гроза». Здесь же появляются молодые люди, не желающие мириться с домостроевскими законами.

Анализируя произведения, созданные в 40-50 годы, назвал Островского А. Н. истинно «народным поэтом», что подчеркивало масштабность изображаемых им картин.

1861-1886 годы. Зрелое творчество

За 25 пореформенных лет деятельности драматург написал яркие произведения, разнообразные по жанру и тематике. Их можно объединить в несколько групп.

  1. Комедия о быте купечества: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».
  2. Сатира: «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Лес» и др.
  3. «Картины московской жизни» и «цены из захолустья» о «маленьких» людях: «Тяжелые дни», «Старый друг лучше новых двух» и т.п.
  4. Хроники на историческую тему: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и др.
  5. Психологическая драма: «Последняя жертва», «Бесприданница».

Особняком стоит пьеса-сказка «Снегурочка».

Произведения последних десятилетий приобретают трагические и философско-психологические черты и отличаются художественным совершенством и реалистическим подходом к изображению.

Создатель национального театра

Проходят века, но произведения Островского Александра Николаевича все так же собирают аншлаги на ведущих сценах страны, подтверждая фразу И. Гончарова: « … после вас мы … можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр». «Бедная невеста» и «Не в свои сани не садись», «Женитьба Бальзаминова» и «Сердце не камень», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты»… Этот список с известными каждому театралу названиями пьес Островского можно продолжать еще долго. Благодаря мастерству драматурга на сцене ожил особый мир, наполненный проблемами, которые всегда будут волновать человечество.



Похожие статьи
 
Категории