Игорь моисеев умер. Моисеев, игорь александрович

14.03.2019

    Моисеев Игорь Александрович - Хореограф, художественный руководитель Государственного Академического ансамбля народного танца, народный артист России Игорь Александрович Моисеев родился 21 января 1906 года в г. Киеве в семье мелкопоместного дворянина. Танцу учился в Москве… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Моисеев, Игорь Александрович - Игорь Александрович Моисеев. МОИСЕЕВ Игорь Александрович (родился в 1906), артист балета, балетмейстер. В 1924 39 в Большом театре. Исполнил партию Иосифа в “Иосифе Прекрасном” С.Н. Василенко. С 1930 там же ставил балеты: “Футболист” В.А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1906) российский балетмейстер, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Организатор и руководитель Ансамбля народного танца СССР (1937). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985) … Большой Энциклопедический словарь

    Балетмейстер, хореограф; родился 21 января 1906 г. в г. Киеве; окончил Московское хореографическое училище в 1924 г.; в 1924 г. основал Хореографический концертный ансамбль СССР (Московский Классический балет), в 1937 г. Ансамбль народного танца … Большая биографическая энциклопедия

    - [р. 8(21).1.1906, Киев], советский артист балета и балетмейстер, народный артист СССР (1953). В 1924 окончил Московское хореографическое училище (ученик А. А. Горского) и до 1939 был солистом балетной труппы Большого театра. Здесь же поставил в… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1906), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Поставил в Большом театре: «Футболист» (1930), «Три толстяка» (1935, оба В. А. Оранского), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958) и др.… … Энциклопедический словарь

    Игорь Александрович Моисеев Игорь Моисеев в балете «Саламбо» 1932 год Род деятельности: хореограф, балетмейстер Дата рождения … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Игорь Моисеев. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моисеев. Игорь Александрович Моисеев: Моисеев, Игорь Александрович (1906 2007) артист балета, хореограф, балетмейстер,… … Википедия

В Москве скончался выдающийся балетмейстер, народный артист СССР Игорь Моисеев. Об этом РБК сообщил представитель Государственного академического ансамбля народного танца.

Игорю Моисееву был 101 год. Гражданская панихида и прощание с артистом пройдут в Концертном зале имени П.И.Чайковского.

Вклад Игоря Моисеева в мировую культуру высоко отмечен как в нашей стране, так и во всем мире. Балетмейстер удостоен орденов в 13 странах. Также Игорь Моисеев был обладателем многих престижных мировых наград. В частности, он был удостоен американского "Оскара" в области танца и премии за значительный вклад в развитие культурных отношений между США и Россией.


Отец - Моисеев Александр Михайлович. Мать - Грэн Анна Александровна. Супруга - Моисеева (Чагодаева) Ирина Алексеевна. Дочь - Моисеева Ольга Игоревна (1943 г. рожд.).


«Мой отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка, полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве.

В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации. В царское время из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после моего рождения. Когда это случилось, мать увезла меня в Париж и оставила в пансионе. А сама вернулась в Россию хлопотать за отца.

Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, я был младше их на два года. Поэтому дети меня всегда обижали. А наши наставники предъявляли ко мне те же требования, что и к остальным. Я даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили. С его освобождением закончились и мои мучения в пансионе - мать тут же забрала меня, и мы уехали в Россию…»

Александр Михайлович Моисеев очень повлиял на развитие сына. От него Игорь получил в наследство увлечение восточной культурой, историей. Но творческими способностями - к рисованию и музыке - был скорее обязан матери. В детстве у него был неплохой голос. Но в юношеские годы голос сломался и Игорь Александрович остался непевучим.

Отец очень боялся дурного влияния улицы и старался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения - качества, которые дает танец. Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой.

Обучение в студии было платным: десять рублей и два полена дров в месяц. Через два-три месяца Вера Ильинична взяла меня за руку и привела в Хореографический техникум Большого театра. Нас принял директор техникума, которому она, к моему удивлению, сказала: "Этот мальчик должен учиться у вас". Помню, директор ответил, что мне нужно будет выдержать экзамен. На это моя учительница без тени сомнения заметила: "Он его выдержит".

В итоге экзаменов приняли только троих, в том числе и Игоря Моисеева. Он попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Александровича Горского. Домашние тогда решили, что это лишь временное занятие, и позже собирались отдать сына в иное, более серьезное учебное заведение. Тогда никто не мог предположить, что с танцем он свяжет всю жизнь...

Семья Моисеевых жила тогда бедно. Отец, завершивший юридическую карьеру, занимался не слишком прибыльным занятием - преподаванием французского языка. Мать постоянно что-то перешивала из старого, бралась за любую работу. На почве истощения Игорь Моисеев стал часто болеть. Почти год он не танцевал. Его хотели выпустить из школы на год раньше срока: артистов, и в особенности солистов балета, в Большом театре не хватало, поскольку после революции многие уехали за границу. Однако из-за болезни Игорь Александрович вышел в артисты в положенный срок. В год выпуска ему исполнилось 18 лет.

«Любой артист, кончавший школу Большого театра, автоматически попадал в кордебалет на саму низшую ставку. Когда меня приняли в театр, она составляла 20 рублей. Но вещи тогда стоили очень дешево. В день первой зарплаты я купил в магазине "Мюр и Мерелиз", напротив Большого театра, чайник. Наш чайник тек, и для того, чтобы вскипятить воду, мы каждый раз замазывали его оконной замазкой. Когда я принес чайник, дома было ликование! Моя мать хвасталась соседям: вот чайник, который куплен на деньги Игоря».

В 1924 году в театр пришел известный балетмейстер Касьян Голейзовский. Он готовил к постановке "Легенду об Иосифе Прекрасном" на музыку С. Василенко и балет "Теолинда" на музыку Шуберта. В театре его встретили неприязненно. Приверженцы классики не хотели мириться с тем, что в стенах храма классического искусства появился ниспровергатель исконных традиций. Многие ведущие артисты, чтобы не портить отношения с дирекцией, отказывались участвовать в его балетах, поэтому в спектаклях была занята только молодежь.

Роль Иосифа репетировал Василий Ефремов, Моисеев же поначалу участвовал в массовке. Но как-то заметил, что Голейзовский присматривается к нему более внимательно, а потом, уже в ходе репетиций, назначил его исполнителем главной роли во втором составе. После первых двух спектаклей из-за болезни Ефимова Игорь Моисеев стал вести этот балет. Исполнял он и главную партию - разбойника Рауля - в балете "Теодолинда".

После смерти А.А. Горского руководителем балета собирались назначить Василия Дмитриевича Тихомирова. Для всех было очевидно, что при нем Голейзовскому в театре не выжить. Молодые солисты балета так увлеклась работой с этим талантливым мастером, что не могли оставаться безучастными к происходящему. Они написали письмо на имя директора театра, в котором просили не назначать Тихомирова, а дать Гозейзовскому возможность работать с ним на равных правах. Результатом письма стал приказ об отчислении из труппы ряда молодых артистов, в том числе и Моисеева.

Мы были уволены, не прослужив в театре и года. Как быть, куда податься? Кто-то посоветовал обратиться к Луначарскому, который был тогда наркомом просвещения. Мы разыскали номер телефона и позвонили. Когда мы представились и сказали, что хотели бы встретиться с Анатолием Васильевичем по срочному делу, секретарь попросил нас подождать, а, вернувшись к телефону, ответил, что Анатолий Васильевич может нас принять через пятнадцать минут. В ту же секунду мы отправились к Луначарскому. Он отнесся к нам очень доброжелательно.

Ну, расскажите, молодые люди, что привело вас ко мне? За что вы боретесь, против чего протестуете?

Все как-то запнулись, и слово перешло ко мне. Я взволнованно рассказал, почему мы полюбили Голейзовского (Луначарскому Голейзовский тоже очень нравился). Во время моей речи он одобрительно и сочувственно кивал головой, а когда я закончил, спросил:

И за это вас выгнали из театра?

Да, за то, что мы написали такое письмо.

С вами неправильно поступили. Завтра приходите в театр, вы будете восстановлены.

Авторитет Луначарского помог, и нас приняли обратно. Но, как и следовало ожидать, к мнению нашему прислушиваться не стали, и, придя в театр, мы узнали, что Тихомиров все-таки назначен руководителем балета. До истории с письмом он ко мне относился замечательно и поэтому страшно обиделся, узнав, что я оказался в группе, боровшейся, как он считал, против него. Его не интересовали детали, и он категорически отказался занимать меня в репертуаре.

«Мой творческий простой длился более года. Даже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у меня нераспечатанной. Для молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым. Я ежедневно приходил в театр, выполнял со всеми класс и после этого оказывался свободным. Наверное, у другого опустились бы руки. Но я продолжал заниматься в классе, а в свободное время читал книги по искусству. Потребность в этом возникла у меня после общения с Луначарским».

Опала завершилась во многом неожиданно для Игоря Моисеева. Прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер осталась без партнера: ее партнер Иван Смольцов надорвал себе спину. (Гельцер была уже в возрасте и имела довольно плотное телосложение, поэтому поднимать ее становилось затруднительно.) Нужно было срочно искать замену. Ее выбор пал на Игоря Моисеева, и Тихомирову пришлось "амнистировать" опального артиста.

История с отлучением от сцены изменила сознание Игоря Моисеева. Раньше ему казалось, что весь мир заключен в танце, но теперь ему хотелось проявить себя не только как танцовщика. В 1926 году в качестве балетмейстера в студии известного театрального режиссера Рубена Николаевича Симонова он успешно поставил комедию "Красавица с острова Лю-Лю" С. Заяицкого. Его работы на драматической сцене в сотрудничестве с вахтанговцами стали событиями театральной Москвы, и год спустя ему предложили принять участие в постановке балета "Футболист" В. Оранского на сцене Большого театра.

«В 1927 году в Большом театре поставили балет "Красный мак" на музыку Рейнгольда Глиэра. Шел он с огромным успехом; зрителей поражало, что всего через десять лет после революции на сцене бывшего императорского театра действовали их современники. Успех "Красного мака" подвигнул Большой театр продолжить советскую тему в балете. Был написан сценарий "Футболист", где главными героями выступали Футболист и Метельщица, а противостояли им Нэпман и Нэпманша. Тема современная, но сюжет строился очень нелепо. Ставили балет Леонид Жуков и Лев Лащилин. Но насколько удачно шла работа над "Красным маком", настолько тяжело она складывалась над "Футболистом".

В Большом театре существовал тогда художественный совет из рабочих заводов, фабрик, общественных деятелей. Любой спектакль в театре должен был получить его одобрение. Трижды собирался совет на генеральную репетицию "Футболиста" и не принимал балета.

Однажды, проходя во время репетиции под сценой, я столкнулся с маленьким человечком, который к моему удивлению, спросил меня:

- А что вы здесь делаете?

Я ответил, что работаю в балете.

- Как же, вы ведь режиссер студии Симонова?!

- Нет, я артист балета. Но когда-то помогал Симонову в постановке его спектакля.

Человек понял, что я его не узнал, и представился. Он оказался заведующим литературной частью Большого театра Гусманом. Именно ему принадлежала идея постановки "Футболиста". Он предложил мне переделать сцену футбола в первом акте. Я пробовал отказаться, вспоминая свои прошлые неприятности, но Гусман настоял. Я понял: от того, будет ли в конце концов ободрен этот спектакль, зависит участь и самого Гусмана.

Мне предстояло войти в чужую, почти готовую работу. В процессе репетиций пришлось перекроить весь сценарий. Мое вмешательство задевало и музыку. Композитор Виктор Оранский поначалу воспринял мои предложения в штыки. Но результат моего вторжения в музыкальную ткань превзошел все ожидания.

У нас возник интерес друг к другу. Оранского поразило, что в двадцать четыре года я уже переделываю балеты в Большом театре. Я же вскоре почувствовал, что его влияние не проходит для меня даром. Мы стали встречаться чуть ли не каждый день. Я переделал, насколько это было возможно, второй акт и сцену футбола в первом, а третий акт, полностью дивертисментный, оставил без изменений. В результате балет продержался в афише два с половиной года.

Гусман был в восторге от того, что балет пошел, и меня назначили балетмейстером Большого театра. Это, конечно, уникальный случай в балетмейстерской практике: обычно у нас балетмейстерами становятся танцовщики, завершившие свою исполнительскую карьеру. Я считаю, что такой подход абсолютно ошибочен, ведь у молодости есть то, чего не приобретешь никаким опытом: горение новыми идеями и силы для их воплощения».

Столь удачно начавшаяся карьера балетмейстера тогда не получила продолжения: новый директор театра Елена Константиновна Малиновская была глубоко возмущена тем, что 24-летнего мальчишку сделали балетмейстером, и хотя с должности она его не сняла, ставить ничего не давала. Моисеев работал только как артист.

В Большом Театре Игорь Моисеев мог бы стать одним из ведущих солистов балета, но его все больше привлекала идея сочинять танцы самому. В 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится постановщиком танцевальных сюит в опере "Кармен", а вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты "Саламбо" по сюжету Г. Флобера (1932) и "Три толстяка" по сказке Ю. Олеши (1935). Последний имел большой успех и продержался в репертуаре Большого театра несколько сезонов. Позднее он был снят с репертуара, но по распоряжению правительства его вновь вернули на афишу. Правда, к тому времени Игорь Моисеев уже покинул театр, и спектакль шел крайне редко, пока вовсе ни сошел со сцены.

«Правительство давно предъявляло претензии к Большому театру. Сталин очень хотел, чтобы возникла советская опера. Но всякие попытки создать на сцене Большого театра оканчивались неудачей. После очередного провала взбешенный Сталин приказал назначить на должность художественного руководителя вместо Малиновской Самуила Самосуда, успешно работавшего в Ленинградском Малом оперном театре. С ним приехало много балетмейстеров: Федор Лопухов, Петр Гусев, Александр Чекрыгин, Ростислав Захаров, ставший главным балетмейстером. Моисеев оказался единственным балетмейстером-неленинградцем.

Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семеновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил ее от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актерское поприще меня больше не устраивало.

У меня были тысячи замыслов, однако на все мои предложения Самосуд отвечал отказом. Если я предлагал ставить классику, он говорил: "Как вам не стыдно, вы - молодой человек, вам надо думать над советской темой, а вы приходите ко мне с Шекспиром ((я хотел ставить "Сон в летнюю ночь"). Кому это сейчас нужно?" Если приходил с советской темой, в ответ слышал: "Вы что, хотите, чтобы я шею свернул на советской теме? На ней же все горят".

Я стал мучительно думать: "Куда деваться, что делать?" В драматических театрах балеты не ставят. Мюзик-холлов никаких не было. Мне помог Его Величество случай…»

Тогда новый глава Комитета по делам искусств Платон Михайлович Керженцев заинтересовался Большим театром и попросил, чтобы кто-нибудь из театральной молодежи сделал доклад о проблемах и перспективах балета. Выбор пал на 30-летнего Игоря Моисеева. Моисеев с увлеченностью говорил Керженцеву о том, что волновало молодых артистов, что корифеи театра слепо придерживаются традиций, вместо того чтобы их развивать, наконец, о том, что хочет ставить спектакли, которые выражали бы проблемы сегодняшнего дня, но не знает - как осуществить свои замыслы. Ведь Большой театр был для него недоступен.

Керженцев взялся помочь, но положение Захарова в театре было настолько прочным, что и он ничего не смог сделать. Однако, узнав о пристрастии Моисеева к народному творчеству, посоветовал написать на имя Молотова письмо с предложением о создании ансамбля народного танца, обещая со своей стороны поддержку.

«Молотов поставил на моем письме резолюцию: "Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать". Еще не зная своих организаторских способностей, я побоялся уйти из Большого театра. Первые шаги в создании ансамбля - набор труппы, формирование репертуара, определение творческой линии будущего коллектива - я делал, оставаясь в штате Большого. А уволился из театра я только в тридцать девятом году.

Сегодня, с высоты прожитых лет, о Большом театре я мог бы сказать словами Пьера Корнеля на смерть кардинала Ришелье: "Он слишком много сделал мне хорошего, чтобы я мог сказать о нем плохо, и слишком много сделала мне плохого, чтобы я мог сказать о нем хорошо...»

Интерес Игоря Моисеева к народному творчеству сформировался еще в начале 1930-х годов, когда он пешком и верхом объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. Его интерес не остался незамеченным - в 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция дебютной программы ансамбля ("Танцы народов СССР") состоялась 10 февраля 1937 года. С тех пор на протяжении 65 лет Игорь Александрович является бессменным художественным руководителем Государственного академического ансамбля народного танца.

Балет "Саламбо", 1932 год

В жизни Игоря Александровича Моисеева есть еще одна яркая и удивительная страница, и не рассказать о ней было бы по крайне мере неправильным. Однако для этого необходимо вернуться в биографическом повествовании на несколько лет назад.

Во время его опалы в Большом театре Моисеев, постоянно ощущая творческий голод, с жадностью хватался за любую работу. Однажды его удивило и озадачило совершенно неожиданное предложение. В 1936 году спортсмены из Малаховского физкультурного техникума имени Антипова попросили поставить им выступление для физкультурного парада на Красной площади.

На выступление "малаховцам" выделили всего пятнадцать минут, в то время как институты физкультуры выступали по часу. Малаховцы очень расстроились, что им дали так мало времени. Моисеев же решил обернуть непродолжительность выступления в свою пользу и конкурировать с институтами прежде всего за счет динамики. Поставленное им выступление длилось всего семь минут.

В темпе стометровки участники парад выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум даже наградили. Для Моисеева же этот успех вылился в многолетнюю работу на физкультурно-парадном поприще во время своих летних отпусков.

Продолжение следует...

Игорь Моисеев - кто по национальности?

О нём так пишут: «Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф 20 века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры».

Справка . Хореограф - это специалист, занимающийся постановкой или обучением танцам. Хореограф может заниматься постановкой и обучением всем существующим видам танцев, в том числе: 1) бальные танцы; 2) балет; 3) народные и национальные танцы; 4) современные танцы; 5) фигурное катание и танцы на льду; 6) театральные постановки; 7) художественная гимнастика.

Игорь Моисеев ставил грандиозные физкультурные парады на Красной площади еще при Сталине. Он ставил балетные постановки. Он создал при Сталине в 1937 Ансамбль народных танцев - Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - и руководил этим ансамблем более 70 лет. Хотя никогда не состоял в компартии, хотя 18 раз вызывали его партийные чиновники и требовали вступить в партию. Он отказывался, ссылаясь, что верит в Бога. Главная его задача - творческая обработка бытующих в то время в СССР и на Земном шаре образцов фольклора. Начал Игорь Моисеев с русских народных танцев, потом в его программе было уже около 60 танцев народов СССР и других народов Земного нара. Он создал и школу для подготовки артистов в этот Ансамбль. Для этого Ансамбля не было Железного Занавеса. Моисеев со своими артистами большую часть времени в году выступал на Земном шаре в других странах.

Многие жиды: Игорь Моисеев - еврей!

Многие жиды причисляли и причисляют Игоря Моисеева к жидам. Прежде всего потому, что он знаменитый, и хочется этого знаменитого хореографа причислить к жидам, чтобы возвысить жидовское племя над русскими и другими гоями. Говорят, что и фамилия Моисеев - жидовская, она от Моисея, который вывел жидов из Египта, встречался на горе Синай с Богом и получил от Бога каменные скрижали - Концепцию и Программу действий для жидовского народа. Добавляют, что Моисеев играл на сцене Прекрасного Иосифа - библейского героя-жида, который подмял с жидами под себя Египетский народ. Добавляют, что Моисеев в Сталинское время организовывал на сцене пляски жидовские, например Еврейский танец на сверхпопулярную у жидов народную мелодию — Хава Нагила! Добавляют, что Игорь Моисеев всю свою долгую жизнь, а он прожил 101 год, дружил и сотрудничал с жидами…

В ЕЖЕВИКЕ (Академическая Вика-энциклопедия по еврейским и израильским темам) заявлено: его отец — Моисеев Александр Михайлович, адвокат, а его мать — Грэн Анна Александровна, модистка, из семьи румынских евреев.

На сайте «Еврейский мемориал» в краткой биографии указано также, что его мать - из семьи румынских евреев. И дана фотография его могильного памятника. А на этом сайте дают фотографии только жидовских могильных памятников. Создатели сайта уверены, что Игорь Моисеев - жид.
О том, что Моисеев жид (из семьи румынских жидов) - во многих биографических справках в Интернете…
И потому Игоря Моисеева весьма восхваляли и восхваляют жиды во всех странах Земного шара…

*****
Но конкретных доказательств, что мать его - жидовинка, полужидовинка или четверть-жидовинка - жиды не предоставили ни одного. Моисеев - фамилия часто у жидов (например, педераст-певун Боря Моисеев), но она бывает также у русских. К сожалению, дружили, дружат, сотрудничали и сотрудничают с жидами и многие русские. Многие русские самки даже совокупляются с жидами, а многие выходят даже замуж за жидов и рожают детенышей от жидов… Христианский Закон Ярослава Мудрого о запрете совокуплений христаин с жидами давно нарушается в России…

Игорь Моисеев: Я не еврей!

О национальности своих родителей он рассказ в своей книге "Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь", которая вышла из печати в 1994 году.

Игорь Моисеев: «Мой отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка-полурумынка, по профессии была модисткой . Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве. В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации. В царское время из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после моего рождения. Когда это случилось, мать увезла меня в Париж и оставила в пансионе. А сама вернулась в Россию хлопотать за отца. Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, я был младше их на два года. Поэтому дети меня всегда обижали. А наши наставники предъявляли ко мне те же требования, что и к остальным. Я даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили. С его освобождением закончились и мои мучения в пансионе — мать тут же забрала меня, и мы уехали в Россию».

Добавим фрагмент из статьи Игоря Шевелёва «Игорь Моисеев: штрихи к портрету», опубликованный в «Российской газете» 20 января 2006 года.

Игорь Моисеев::
"Мою фамилию часто принимают за еврейскую, на самом же деле такие фамилии, как Моисеев, Абрамов, чисто русские, - говорит Моисеев. - Когда мы приехали в Биробиджан, на перроне нас встречала толпа людей с огромным плакатом: "Да здравствует наш Моисеев!" Биробиджанцы решили, что приехал знаменитый ансамбль во главе с евреем Моисеевым. Ко мне прибежал мой зам по хозяйству Михаил Евсеевич Волынский и с восторгом сообщил: "Игорь Александрович! Они хотят сделать для нас большой банкет!" "Ну, банкет так банкет. Я очень рад". С этим Волынский исчез и, как я потом узнал, разговорился с людьми, накрывавшими столы. "Наверное, вы думаете, что Моисеев еврей? Он совершенно не еврей. Он русский". Те вдруг всполошились: "Как русский?! А мы думали, что еврей..." "Нет, он русский, но он ничего... очень рад", - попытался успокоить их Михаил Евсеевич, видимо, сообразив, что зря затеял этот разговор. Но устроители не только не успокоились его заверениями, но, напротив, стали собирать со столов продукты и складывать их в корзины. Волынский вернулся как в воду опущенный. "Вы знаете, они не хотят давать банкет". "А почему?" "Они узнали, что вы не еврей". "Да? А кто же им сказал?" "Я сказал". "Зачем же вы говорили... Ну, побыл бы немножко евреем. Хорошо бы покушали". Так банкет не состоялся, потому что Моисеев не еврей".
http://www.luchmir.com/Iskusstvo/1Moiseev100.htm

Таким образом, на половину - русский, на четверь - француз и на четверть - румын. По-простому говоря, - «дворняга». Тоже интересная тема. В реальности в России «дворняги» часто в симбиозе с жидами. Русская беда, дискриминация русских большинство «дворняг», кроме обрусевших, - совсем не трогает.

*****
Жидам, которые не верят Игорю Моисееву и полагают, что он скрыл жидовское происхождении матери, посоветуем съездить в Румынию, покопаться в архивах, поискать документы о его матери.

Семья.
Моисеев жил в гражданском браке с примой Большого театра Ниной Подгорецкой. Потом женился на солистке ансамбля Тамаре Зейферт. Потом на солистке своего ансамбля Ирине Моисеевой (в девичестве - Чагадаева). Он познакомился с ней, когда ей было всего 16, а женился на ней за год до её 40-летия. До этого она была замужем за сыном маршала Конева и имела от него дочь. Прожили вместе Игорь Моисеев и Ирина 33 года.
Она тоже - потомственная дворянка. Ирина Моисеева: «Впервые род Чагадаевых упомянут в грамоте 1524 года великого князя московского Василия III. В «имперский период» семья жила в Петербурге, в Москву после революции переехал мой отец — князь Алексей Дмитриевич Чагадаев-Саканский, учредитель и вице-президент Царскосельского автомобильно-спортивного общества. Папа участвовал в Первой мировой, за храбрость получил Георгия IV степени. В Москве служил инженером на автозаводе имени Сталина. Был необыкновенно красив, только маленького роста. Мама из культурной мещанской семьи, владела пятью иностранными языками и работала в переводческом отделе Библиотеки имени Ленина
(Газета «Культура», 06. 02. 2015).

М оисеев Игорь Александрович – выдающийся советский российский танцор и балетмейстер, величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца СССР, народный артист СССР.

Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве (ныне столица Украины) в семье мелкопоместного дворянина. Отец, Александр Михайлович Моисеев, был адвокатом, мать, Анна Александровна Грэн, – модисткой, происходила из семьи румынских евреев. Впоследствии семья переехала во Францию, потом – в Полтаву (Украина), а затем – в Москву.

В 1920 году окончил частную балетную студию в Москве, в 1924 году – Хореографический техникум Государственного академического Большого театра (ученик А.А.Горского), а в 1933 году – Университет искусств. После окончания техникума был принят артистом в балетную труппу Большого театра, в 1931-1939 годах являлся её солистом. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Рауль («Теолинда»), Раб («Корсар»), Мато («Саламбо»), Футболист («Футболист»).

В 1930 году, оставаясь артистом балета, он стал балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в спектаклях. Поставил балеты: «Футболист» (1930, совместно с Л.Жуковым и Л.Лащилиным), «Тщетная предосторожность» (1930, совместно с А.Мессерером), «Саламбо» (1932), «Три толстяка» (1935), «Спартак» (1958). Поставил танцы в операх: «Загмуг» (1930), «Турандот» (1931), «Демон» (1932), «Любовь к трём апельсинам», «Кармен» (обе – 1933). В Большом театре карьера его не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

Работая в театре, он увлечённо изучал народные танцы, объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, где собирал образы танцевального фольклора. В 1936 году был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Также был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади в Москве.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя Совета народных комиссаров СССР В.М.Молотова, И.А.Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца – «Ансамбль народного танца СССР» (ныне – Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева), равного которому нет в мире и по сей день. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

Ансамбль И.А.Моисеева – первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимавшийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира. Главными художественными принципами развития ансамбля являлись преемственность и творческое осмысление традиций и новаторства. За долгие годы существования коллектива, благодаря беспрестанным усилиям И.А.Моисеева и его артистов, сохранено и творчески осмыслено фольклорное танцевальное творчество нашей страны и народов всего мира.

Главная задача, которую И.А.Моисеев поставил перед артистами первой труппы, – творческая обработка бытующих в то время образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь, благодаря чему сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. В 1937-2007 годах на протяжении 70 лет великий хореограф являлся бессменным художественным руководителем ансамбля.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов он гастролировал со своим ансамблем по Дальнему Востоку, Забайкалью, Сибири и Монголии. Поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота. На собранные с концертов деньги был построен и передан в действующую армию танк «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР).

Под его руководством были поставлены программы: «Танцы народов СССР» (1937), «Мир и дружба» (1953), «Дорога к танцу» (1965), «В гостях и дома» (1983) и другие. Кроме этого он поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Скоморохи» (1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба – 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-1989), цикл зарубежных танцев (1960-1991), «Греческая сюита» (1991), «Еврейская сюита» (1994).

Танцоры ансамбля были первыми советскими артистами, которые начали выступать за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963) и Индии (1974). В 1989 году сразу после гастролей ансамбля в Израиле между СССР и Израилем были установлены дипломатические отношения.

В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (ныне – Школа-студия (училище) при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева), а в 1966 году – организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне – Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Васильева), которым руководил до 1970 года.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1976 года «за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения» Моисееву Игорю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Одновременно с работой в ансамбле в разные годы выполнял поручения Правительства и Министерства культуры СССР и РФ. Был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвящённых выдающимся событиям общественной жизни страны: 60-летие основания СССР, 40-летие Победы в Великой Отечественной войне и другие.

Долгие годы возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты Мира, являлся членом Коллегии Большого театра и членом Президиума Российской Академии искусств, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, членом Совета деятелей культуры, науки и образования при Министерстве иностранных дел РФ.

И.А.Моисеев – организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Он является создателем нового жанра сценического искусства – народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива – ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого – развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба И.А.Моисеева – исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности он был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления были подчинены единственной цели – сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры. Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, он превратил его в уникальный театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

В репертуаре ансамбля сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью. Это чудо, которому десятилетиями рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей И.А.Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приёмами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

И.А.Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная И.А.Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приёмами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.

Грандиозное значение его творчества оценить невозможно – его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов – творчеству И.А.Моисеева подвластно всё. Облечённые в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения И.А.Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью – всем, что всегда будет дорого каждому человеку.

Великий патриот своей страны, он был признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, И.А.Моисеев щедро делился с миллионами людей талантом, знаниями, любовью к танцу. Чуждый пафоса, бесконечно одарённый творец, всю жизнь он исповедовал великий душевный принцип – отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм мировой культурной миссии И.А.Моисеева бесценны и беспримерны.

Жил и работал в Москве. Скончался 2 ноября 2007 года на 102-м году жизни от гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Народный артист СССР (19.12.1953);
народный артист РСФСР (1944);
заслуженный артист РСФСР (27.10.1942);
народный артист Киргизской ССР (1976);
народный артист Молдавской ССР (1950);
народный артист Бурят-Монгольской АССР (1940).

Награждён советскими 3 орденами Ленина (8.08.1958, 20.01.1976, 20.01.1986), орденом Октябрьской Революции (7.08.1981), 2 орденами Трудового Красного Знамени (31.10.1940, 20.01.1966), орденом «Знак Почёта» (2.06.1937), российскими орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й (21.01.2006), 2-й (12.06.1999) и 3-й (28.12.1995) степени, орденом Дружбы народов (11.04.1994), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденами святого Александра с короной (1945, Болгария), Офицера культуры (1945, Румыния), Возрождения Польши (1946, Польша), «Братство и Единство» (1946, Югославия), Полярной Звезды (1947) и Сухэ-Батора (1976, Монголия), «Офицера культуры» 1-й (1954), 2-й (1960) и 3-й (1989) степени (Венгрия), Заслуг (1997, Венгрия), Национальным орденом Кедра 1-й степени (1956, Ливан), орденами Белого Льва (1980, Чехословакия), «За гражданские заслуги» степени командора (1996, Испания), Венгерским орденом степени командора (1997), орденами «За заслуги» 3-й степени (1999) и князя Ярослава Мудрого 5-й степени (2006, Украина), «Звезда Румынии» степени командора (2003), Дружбы (2007, Киргизия).

Лауреат Ленинской премии (1967), Сталинской премии 1-й (1942, 1952) и 2-й (1947) степени, Государственной премии СССР (1985) и РФ (1995), российской независимой премии «Триумф» (1997), премии «Оскар» в области танца (1961, 1974), премии Международного Фонда «За развитие культурных связей между Россией и США» (1995), премии Правительства Москвы «Легенда Века» (2001, первый лауреат), премии Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2006). Награждён медалью Моцарта (2001, ЮНЕСКО).

Почётный член Народного собрания Франции и член Французской академии музыки и танца (1955), почётный член Пекинской академии. Действительный член Международного Леонардо-клуба. Профессор Международной академии наук Сан-Марино (1993), профессор Российской академии театрального искусства (1997).

В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Моисеев Игорь Александрович, российский хореограф, балетмейстер, художественный руководитель академического ансамбля народного танца им. Моисеева, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 степени.

Игорь Александрович Моисеев родился в Киеве в конце января 1906 г. В тот год снега на улицах города выпала много и мама маленького Игоря редко ходила на заказы, она была мастером по пошиву женской одежды, все время отдавала ребенку и не прибегала к услугам няни. Отец, Александр Михайлович был дворянского происхождения, образование получил в Германии, окончил философский факультет университета, познакомившись во Франции с будущей супругой Анной Грэн (наполовину румынкой, наполовину француженкой) вернулся вместе с ней на родину, в Киев, где занимался адвокатской практикой. За свои анархические идеи был арестован и посажен в тюрьму, а маленького Игоря отдали на воспитание в один из французских пансионов. После освобождения отца мальчик вернулся домой.

После переезда в Москву, отец привел четырнадцатилетнего подростка в балетную школу Большого театра, он считал, чем «болтаться» на улице, лучше заняться танцами. Через несколько месяцев обучения Моисеева, по настоянию преподавателей, перевели в Хореографический техникум, а оттуда он попал в кордебалет при Большом театре.

В его творчестве были головокружительные взлеты и падения. Было время, он целый год не танцевал в наказание за то, что заступился за балетмейстера Касьяна Голейзовского, протестуя против его увольнения. Всю жизнь он не любил власть, наверное, ему передались от отца анархические идеи, считал, что геронтократия подавляет свободу и самовыражение человека.

Надо сказать, что великий мастер был баловнем судьбы, она часто давала ему шанс реализовать свой блистательный талант. Как-то, прима-балерина осталась без партнера, и выбор пал на Моисеева.

В 1930 Игорю Александровичу захотелось, попробовал себя в качестве хореографа. Его прогрессивные, отличающиеся от классических канонов постановочные танцы к операм не были одобрены комиссией, первая попытка была неудачной. Все время, работая в театре, Моисеев изучает историю и фольклорные особенности танцев народов СССР, путешествуя по разным республикам.

1936 году Игорю Александровичу было предложено создать ансамбль народного танца. В 1938 году он уже выступал со своим коллективом на подмостках Большого театра. В 1967 г. ансамбль народного танца первым был удостоен названия академического.

Творческий коллектив объездил со своими танцевальными постановками 60 стран мира. В 1955 г. состоялось выступление в законодателе мировой моды - Париже. Зрители были в восторге, а модницы стали носить сапоги - казачки и кубанки, позаимствовав и скопировав их с костюмов артистов.

Сам мастер считал, что самой трогательной поездкой ансамбля были гастроли в Сараево. Когда артисты вышли из поезда и шли к театру поклонники стали бросать охапки цветов им под ноги, и, так по всему пути следования.

И.А. Моисеев первым из хореографов готовил физкультурные выступления на Красной площади (1930-1934). Спортсменов зрители встречали с большим восторгом и под бурные аплодисменты.

И.А. Моисеев показал, как опираясь на современную технику хореографии, можно воспроизвести народный танец, обогатив его, сделав более ярким, зрелищным и самобытным. За кулисами коллектив ансамбля находится в постоянной, порой, изнуряющей работе. Мы видим, как слаженно двигаются танцоры, танцевальные движения исполняются синхронно, что создает впечатление легкости, воздушности и простоты.

В 2007 г. Игоря Александровича не стало. На Новодевичьем кладбище стоит памятник великому хореографу. На высоком пьедестале два танцора женщина и мужчина, приклонив колени, как бы, отдают почесть великому балетмейстеру. Постамент сделан в виде карты мира, ведь ансамбль объездил с концертами практически весь земной шар, а его знаменитые артисты исполняли танцы всех народов земли.

За свою жизнь И.А. Моисеев удостоен многими всевозможными наградами.

1976 г. Герой Социалистического Труда

Три ордена Ленина

Два ордена Трудового Красного Знамени

1995 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III с.— за выдающиеся заслуги и огромный вклад в развитие хореографии.

1999 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» II с. — за выдающийся вклад и 75 летнюю деятельность на поприще хореографического искусства и популяризации народного танца

2006 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» I с.— за неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой хореографии и многолетнюю деятельность.

И.А. Моисеев был трижды женат на солистках своего знаменитого коллектива. Первая жена, Нина Борисовна Подгорецкая — вместе со знаменитым хореографом была у истоков создания коллектива. Вторая жена, Тамара Алексеевна Зейферт — участвовала в постановке и создание репертуара хореографических номеров. В браке родилась дочь, также ставшая солисткой ансамбля, в данный момент занимается репетиторством. Имеется внук, правнук и правнучка - все неразрывно связаны со знаменитым детищем прадеда, знаменитым коллективом.

Третья жена - любимая женщина, муза, друг и партнер по работе осталась после смерти мужа руководить творческим коллективом.

Про Игоря Александровича Моисеева можно сказать, что он был танцором всея Руси, который жил в Российской Империи, СССР, в Российской федерации - был свидетель непростой, подчас, трагической истории нашей страны. Про него говорят: «Был близко знаком с Маяковским, увел невесту у сына легендарного маршала Конева, не вступил в компартию, в которую его приглашали 18 раз».

Король танца, И.А. Моисеев - прожив 100 лет, сохранил интерес к жизни, творчеству, был до конца своих дней идейным вдохновителем ансамбля. Создав коллектив народного танца, он из теоретика стал руководителем, а затем хранителем коллектива.



Похожие статьи
 
Категории