- Когда родилась идея создать этот необычный музей и как вы ее воплотили?
После окончания медицинского института я тридцать пять лет работал в Тамбове, во Второй городской больнице имени архиепископа Луки. Собирал для показа студентам медучилища препараты с образцами кровоизлияний, опухолей, камней, некрозов. В 2010 году меня вызвали в Москву. Президент вручил мне диплом «Лучший врач-исследователь России». Отбор шел по разным категориям. Я же не только врач, но и писатель. Автор сорока двух книг - по медицине, по спорту, по краеведению. Там учитывались разные факторы: непрерывный стаж, общественная работа, туризм, байдарочные походы, пропаганда здорового образа жизни. В итоге я и оказался лучшим врачом.
Врач Юрий Щукин проводит экскурсию. Фото: Игорь Стомахин / сайтВ Международном Доме музыки во время церемонии Путин спросил: у вас дети есть? Я говорю: два сына. Он мне: возьми десять тысяч долларов, не помешают. И вот, получив приз, я всерьез задумался о создании музея. Сначала договорился о помещении в учебном корпусе ТГУ им. Державина. Это памятник истории и архитектуры. До революции здесь располагался институт благородных девиц императрицы Александры Федоровны.
- О чем вы хотите поведать посетителям вашего музея?
В моей коллекции семьсот экспонатов. Каждый из них имеет свою направленность и свою историю. Тут есть всё: нога и рука, печень и почка, желудок и кишечник, сердце и мозг. Рассказывая о каждом из органов, я даю людям правильную наметку - что надо делать, чего не надо. В первую очередь требуется соблюдать простые правила. Если, например, на улице мороз, нужно надевать шапку и теплое белье. Не стоит выходить на проезжую часть, не следует напиваться. Выпил чуть-чуть - и достаточно. На то и мозги даны, чтобы человек соображал - бутылка водки принесет беду. А если он не думает о последствиях, то и получит по заслугам.
В коллекции Музея греха семьсот экспонатов. Фото: Игорь Стомахин / сайт
Мы учим детей тому, чему нас учили родители. А они потом будут внушать своим детям. Передача идет от поколения в поколение. Все, что выставлено в музее, - это не фантазия, а реальные органы реальных людей, которые когда-то жили и, сложись по-другому, могли бы делать добрые дела. Видать, такая у них судьба - умереть раньше срока и послужить объектами назидания для живых. Девиз нашего музея: «Здесь мертвые учат живых».
- Чем этот музей отличается от других необычных музеев и как появилось его название?
Насколько мне известно, в России есть пять страшилок: Музей погребальной культуры в Новосибирске, Музей черепов в Зеленоградске, Музей пыток в Анапе, Музей телесных наказаний в Москве и наш Музей греха в Тамбове. В Кунсткамере Санкт-Петербурга выставлены безрукие, безногие, безглазые, но без историй. А у меня каждый препарат имеет свою историю. Вот, например, мумифицированный эмбрион. Когда-то на полке стоял препарат в растворе. Техничка протирала банку и неосторожно разбила ее. Испугавшись, что ее будут ругать, она закинула внутриутробного зародыша на шкаф. А препарат застрял между задней частью шкафа и стенкой.
Эмбрионы с различными патологиями. Фото: Игорь Стомахин / сайт
Прошло много лет. Шкаф сломали и обнаружили мумию, высохшую под действием сквозняка. А теперь о нашем названии. Однажды ко мне в морг приезжал журналист. Он написал заметку, озаглавив ее «Музей Греха». Мне понравилось. Но официально мы именуемся «Музей медицины». По первым буквам надо читать так: «Музей малодушия, ереси, дури, излишества. Цель - исправление натуры». Я всем говорю: не совершайте грехов. Хотя мы ежедневно один-два греха нанизываем на шампур своей биографии.
- Какой был первый экспонат Музея греха?
Это был палец любовника. Жила обычная семья, супруги друг другу изменяли. Однажды муж уехал в командировку, он на КАМАЗе работал. А неверная жена позвонила своему хахалю. Давай, говорит, приезжай быстрей. Он светиться перед домом не стал, остановился в квартале. Потом через сад, через дырку в заборе - и явился к ней с цветами, с подарком. Вот лежат они в постели, говорят красивые слова - и вдруг у дома раздается звук тормозов, КАМАЗ останавливается. Муж вернулся домой! Жена вскочила, выкинула в окно одежду любовника. И сам он следом выпрыгнул в окно, а потом сиганул через забор. А в заборе торчал гвоздь. Когда доски к бруску прибивали, он загнулся.
Здесь выставлены органы людей, которые когда-то жили. Фото: Игорь Стомахин / сайт
Во время прыжка мужчина зацепился обручальным кольцом за этот гвоздь. Палец срезало как ножом. Он приземлился - видит кровь на руке. Что делать? Майкой травму закрутил, палец в карман положил и побежал в травмпункт. Врач тут же понял, что нарушена целостность мягких тканей в области гистального отдела. Пришивать палец было уже поздно. Так в моей коллекции появился первый экспонат с греховной историей.
- Как пополнялась коллекция в дальнейшем?
Следующим экспонатом была нога байкера. Он с девушкой выпивал на поляне и решил продемонстрировать свою удаль. Газанул, помчался, встал на дыбы. Вдруг перед ним лес, а мотоцикл несется вперед. Он валится на бок, а машина продолжает скользить по земле. А там лежит камень с острыми краями. Удар - и нога отлетает на десять метров. Девушка моментально отрезвела, побежала на шоссе, стала кричать. К счастью, по дороге ехала скорая помощь, везла бабушку из района с аппендицитом. Медики заехали на поляну, наложили жгут, провели антишоковые мероприятия. Посмотрели на ногу, а она уже никуда не годится. И отдали мне.
Медицинские инструменты XIX века. Фото: Игорь Стомахин / сайт
Еще один случай. Вот перед вами рука убийцы. Дядя был огромного роста - два метра два сантиметра. Широченные плечи, кулак размером с голову. Он работал на мясокомбинате, укладывал электрошокером коров. Когда ему были нужны деньги на выпивку, он на спор валил с ног корову одним ударом кулака по голове. Бил меж рогами, потом резал горло и пил кровь. В итоге у него в той руке, которой он бил, нарушилось питание сосудов. Произошел тромбоз, и ткань омертвела. В результате гангрены ему отрезали кисть.
- Неужели человек способен одним ударом повалить корову?
Надо знать, куда бить. Один из студентов мне подарил череп коровы, вот он перед вами. Обратите внимание - впереди у него две дырки. Это переплетающиеся образования, благодаря которым держатся рога. Надо попасть точно между ними. Кстати, вы в Париже были? Я ездил не так давно, мне вручали награду за книги. Символ и визитная карточка этого города - несомненно, Эйфелева башня.
Многие патологии возникают вследствие пагубных пристрастий. Фото: Игорь Стомахин / сайт
Говорят, что у Эйфеля был друг - медицинский эксперт. Однажды, когда конструктор зашел к нему в гости, тот был занят распилкой костей, фигурировавших в каком-то судебном протоколе. Этот эксперт объяснил, почему наша бедренная кость такая прочная. Она, хоть и полая внутри, выдерживает целых полторы тонны. Только представьте - это десяток мешков цемента! А все за счет переплетения этих костных трубочек в разных направлениях. И Эйфель со своими инженерными мозгами решил, что можно поставить башню по принципу переплетения всяких железок. Он все рассчитал и в 1899 году построил башню к Всемирной выставке. И с тех пор стал знаменитым на весь мир. А прототипом явилось строение обычной кости.
- Посещают ли ваш музей дети?
Вот только что из школы звонили. Целый класс скоро придет. Я рассказываю о том, как беречь здоровье с раннего возраста. Объясняю, что детям нельзя курить. Что они должны питаться вовремя, мыть руки, не грызть ногти, заниматься физкультурой, сидеть прямо. Сейчас среди подростков идет повальное увлечение электронными сигаретами. А они еще вреднее, чем обычные.
Мозг человека. Фото: Игорь Стомахин / сайт
Электронная сигарета содержит глицерин и пропиленгликоль - жидкорастворимые элементы, которые разрушают легкие изнутри. Наши легкие состоят из миллионов альвеол. Покурив электронную сигарету, мы тридцать пять тысяч альвеол уничтожаем. В итоге легкие превращаются в тяжистые образования и препятствуют работе сердца. У людей, которые курят пять-шесть лет «электронку», опухают ноги, появляются отеки под глазами, начинается асцит брюшной полости. А еще страшнее кальян, поскольку в нем содержится угарный газ. Он делает эритроциты нерастворимыми. Совсем недавно у нас парень покурил кальян и сел за руль. Случилась внезапная анемия, он врезался в бетонный столб. Взяли анализ крови, а в нем газы наркотических трав.
- Влияет ли как-то на людей экскурсия в Музей греха?
У посетителей включаются мозги. Мне одна женщина рассказала, что после визита к нам внук задал ей вопрос. Говорит, дядя показывал нам черные легкие. Сколько, спрашивает, для этого надо выкурить? То есть у него, видимо, были эпизоды курения, и он испугался, что его легкие станут такие же черные. Вот видите - стоит трехлитровая банка, полная выкуренных сигарет. Тут ровно шестьсот штук, примерно столько выкуривает человек за месяц. Увидев это, люди начинают задумываться.
Жизнь прекрасна без вредных привычек. Фото: Игорь Стомахин / сайт
Кстати, все, кто пьет пиво, получают внутреннее ожирение. Это самый страшный вид ожирения, избавиться от него невозможно. От наружного - можно, если уменьшить объем тарелки. Одна моя знакомая уменьшила объем тарелки в два раза. Она потом мне сама говорила: какая я дура, что жрала, как корова. Хочу дать еще один совет. Открывая холодильник, никогда не накладывайте много какого-то одного вида продуктов. Возьмите ложечку салата, ложечку горошка, маленький кусочек колбасы, ложечку картофеля, ложечку капусты. А то наложат одну картошку и нальют целую тарелку щей. Надо, чтобы общая масса еды была большая, но чтобы ее ингредиенты были как можно более разнообразными.
Режут трупы, на которых обучают студентов. "В городе" наведался в анатомический музей вуза и увидел собственными глазами впечатляющие экземпляры того, из чего состоит человек.
По словам сотрудницы учреждения, его история берет свои истоки еще в 30-х годах прошлого столетия.
Вначале это сложно было назвать музеем. Всего несколько баночек, органов. Но постепенно он разрастался и переехал в новое здание, - рассказала нам Юлия Петровна.
Женщина отметила, что учреждение сугубо для самоподготовки студентов, которые приходят сюда после занятий изучить внутренние органы, кости и даже увидеть заспиртованных детей-уродов.
Дети-уроды Фото: Влад Беспалов
Ребенок родился мутантом Фото: Влад Беспалов
Ребенок-циклоп Фото: Влад Беспалов
Преподаватели уже давно не пугаются от увиденного в музее Фото: Влад Беспалов
Экспозиция музея впечатляет Фото: Влад Беспалов
Экспозиция музея впечатляет. Здесь представлены все органы, из которых состоит человек, начиная от языка и заканчивая огромной печенью.
Вот так выглядит голова Фото: Влад Беспалов
Кости ног Фото: Влад Беспалов
Почка в разрезе Фото: Влад Беспалов
Женские и мужские половые органы Фото: Влад Беспалов
Наш гид говорит, что экспонаты для музея берут из трупов.
Органы помещают в герметические банки и заливают формалином. Конечно, со временем жидкость испаряется и приходится доливать новую. Но в таком состоянии они могут храниться годами, - пояснила Юлия.
Преподаватели уже давно не пугаются от увиденного в музее. Да это и понятно, какой же это врач, если он оробеет при виде, например того, что случилось с человеком после аварии.
Мумифицированная нога Фото: Влад Беспалов
Почки Фото: Влад Беспалов
Человеческое сердце слева Фото: Влад Беспалов
Череп с мимическими мышцами Фото: Влад Беспалов
Внутренние органы ребенка Фото: Влад Беспалов
Кишка и самый большой орган человека - печень Фото: Влад Беспалов
Когда студенту впервые показывают труп, это своеобразная проверка: способен ли человек быть доктором, - подчеркнула женщина.
По ее словам, коллекция сейчас полна. Закупать новые экспонаты не будут. Разве что если что-то случится со старыми.- Трупов сейчас стало меньше, да и финансирование не очень. Если и будем что-то приобретать, то, наверное, что-то искусственное, - призналась Юлия Петровна.
Впрочем, зарабатывать на музеи в вузе не собираются.
Это для учебных целей, а не для развлечений. Да и ремонт не мешало бы сделать, - подытожила наш экскурсовод.
Легкие Фото: Влад Беспалов
Органы дыхания Фото: Влад Беспалов
Скелет в шкафу Фото: Влад Беспалов
Рука ребенка Фото: Влад Беспалов
Ноги Фото: Влад Беспалов
Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.
Печать Антихриста
Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» - «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.
Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.
Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.
Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.
Великаны и карлики
Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.
Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.
А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.
Экспонаты, приносящие несчастье
Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.
Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.
В Кунсткамере хранились человеческие головы
Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.
В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.
Чудовища существуют!
Чудовища, мутанты, уроды. Теперь им подобрали еще одно обозначение - «люди Х». Они бывают не только в сказках и воображении - они есть в реальности.
В природе всех живых существ заложен особый механизм - мутация. Это необходимо для создания новых форм, вариативности, улучшения адаптации и выживаемости организмов.
Природа, в точности как люди, действует методом проб и ошибок. Таким образом, ошибки, даже самые отвратительные - являются частью полезной работы Вселенной. Пока природа совершает ошибки, жизнь будет существовать.
Только в данном случае слово «ошибка» не означает снижение балла при выставлении оценки. Не всегда можно сразу определить - к добру или к худу привел тот или иной генетический сбой в клеточных структурах, если временной интервал эксперимента растянут на тысячелетия.
Но человек разумный судит со своей колокольни.
В Древней Спарте уродливых младенцев сбрасывали со скалы за то, что все они, как предполагалось, нежизнеспособны и никогда не принесут пользы своей стране. В Средние века инквизиция сжигала уродцев на кострах, подозревая, что их происхождение - демоническое, от суккубов и инкубов. А то и вовсе сам Дьявол является их папашей - искажает человеческое естество, подобие образа Божьего, дабы изощренно поглумиться над Создателем.
В более гуманные времена уродцам-мутантам приискали хорошее применение, приспособив к развлекательной индустрии. Разве не весело - поглазеть на диковинку: поржать, удивиться, испугаться! А более всего - порадоваться, что не похож на женщину-свинью или на человека-собаку. Пусть даже сам ростом не вышел, нос коротковат, а глазки маленькие - неважно: все равно ЭТИМ не повезло больше. Какая утешительная мысль!
Вот благодаря ей и преуспели предтечи современного развлекательного бизнеса - устроители ярмарочных балаганов, шоу уродов, цирка Барнума, музеев восковых фигур…
Стоп. А вот с этого момента поподробнее. Изменение технологий - это серьезно. Новые технологии меняют мир и самих «технологов».
Восковые копии позволили зафиксировать некоторые уродства, сохранив их для следующих поколений. Сама идея коллекционирования придала исторической глубины случайным единичным отклонениям, позволив отслеживать биологические ошибки в перспективе - не только в пространстве, но и во времени.
А это позволило приступить к вопросу мутаций с более серьезных позиций, положив начало науке тератологии, изучающей уродства.
В 18-19 веке биологические феномены (уроды и мутанты) сделались излюбленной темой ученых и коллекционеров. Они обожали их не меньше, чем нынешние детишки фанатеют по Халку или Росомахе.
Впереди планеты всей
Первые медицинские коллекции и собрания артефактов появились в Московском государстве еще в начале XVII века, при монастырях, в Аптекарском приказе и частных собраниях. Но более энергичный импульс (а по простому - пинок) придал музейному делу царь Петр Алексеевич Романов.
Как гласит легенда, отличавшийся пытливым разумом государь однажды увидел на берегу Невы березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Уродливый ботанический феномен подсказал царю прекрасную идею - о создании музея редкостей (кюнштов), Кунсткамеры именно на этом месте.
Петр, как известно, рубил «окно в Европу». Обычно все успехи России в его царствование приписывают влиянию просвещенного Запада. Но многие факты в эту «обезьянническую» теорию не укладываются. Напротив - свидетельствуют о светлом разуме российского государя, умевшего думать самостоятельно, изобретательно и с размахом. Он сам был безусловным феноменом и потому с интересом относился ко всякого рода природным диковинкам.
К слову, регулярные медицинские части в европейских войсках появились впервые именно в России (в 1706 году), а в передовой и просвещенной Франции - только на 2 года позже. Первый государственный естественнонаучный музей природных феноменов также был создан в России - датой считается 1714 год, когда государев Кабинет редкостей был переведен из Москвы в новую столицу.
Здание Кунсткамеры - старейшее в Европе, специально выстроенное под публичный музей. C самого начала оно задумывалось как научный центр, самый передовой и лучше всех оснащенный для того времени.
В первые годы вход в музей был не только свободным, но публику даже угощали бесплатно кофе и бутербродами, дабы народ не ленился просвещаться.
Первые экспонаты Кунсткамеры были живыми - монстры, карлики и великаны, пребывавшие ранее в Летнем дворце царя Петра, сделались непосредственными обитателями музея.
Наверное, это было забавно: пообщаться с экспонатами. Выпить кофе, съесть бутерброд в компании мутантов. (А потом на выходе случайно обнаружить, что и тебе самому кто-то налепил бирочку с инвентарным номером. Весело!)
Коллекции Кунсткамеры быстро пополнялись - редкости покупали за рубежом, присылали из всех уголков огромной страны, привозили нарочно снаряженные государственные экспедиции - пешие, конные и морские - со всего мира. Стремясь увеличить экспозицию, Петр I придал коллекционированию государственный масштаб, издав специальный указ собирать все: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…».
Именно живой ум Петра и его искренний интерес к науке стали основой дружбы между русским царем и голландским ученым Фредериком Рюйшем. Только России согласился Рюйш продать уникальную анатомическую коллекцию, включавшую 937 различных препаратов, которую создавал полвека. Профессор Рюйш был автором уникального метода сохранения кровеносных сосудов в мертвых телах с помощью особого состава - «бальзамического ликера». Царь Петр приобрел не только коллекцию, но и технологию изготовления препаратов. Уже после, от иностранцев, работавших в России, секретный метод Рюйша распространился и получил развитие в научном мире.
Веселенькие музеи
«Вролик» - означает «задорный», т.е. веселый. И это фамилия голландских медиков, Герардаса и Вильяма Вролика, отца и сына, которые занимались изучением уродств человека.
Вильям Вролик написал большой труд о мутациях, включая циклопию и патогенез врожденной аномалии сиамских близнецов. Он и его отец собрали гигантскую коллекцию экспонатов, которую впоследствии выкупили городские власти Амстердама. В 1869 году при местном университете анатомии и эмбриологии был открыт музей Вролика - Задорный музей.
Надо обладать немалой психической устойчивостью, чтобы повеселиться там, разглядывая представленные экземпляры сиамских близнецов, детей-циклопов, двухголовых чудовищ из мира животных и другие не сильно симпатичные прелести.
Впрочем, музеи уродов могут еще посоревноваться, какой из них веселее.
Существующий в Париже Музей патологической анатомии настолько «весел», что его и по сию пору не рекомендовано посещать детям до 12 лет и впечатлительным людям. Первоначально в музей, расположенный к тому же в мрачном подвале, допускали только мужчин. Представленная внутри экспозиция различных патологий и болезней животных и человека весьма негативно влияет на психику.
Французский музей называют также музеем Дюпютриена, в честь своего основателя, хирурга и профессора медицины Гийома Дюпюитрена. За свою врачебную деятельность этот врач получил миллионы и даже титул барона от короля Людовика XVIII. Музей создавался на средства, которые доктор завещал медицинскому факультету. Но заведение вышло столь мрачное, что парижане невзлюбили его. В 1937 году музей даже закрывали в связи с небольшим интересом публики, но спустя 30 лет снова открыли для посещения. Не к лицу блестящей европейской столице обходиться без уродов!
Сейчас в парижском музее около 6 тысяч образцов, и некоторые из них считаются особо ценными, как, например скелет парижанки Сюпио, умершей от остеомаляции - редкой болезни, при которой размягчается костная ткань.
Все спокойненько, благопристойненько
Колледж врачей, он же медицинский факультет Пенсильванского университета - самое прогрессивное учебное заведение США, открытое когда-то самим Бенджамином Франклином, в 1858 году разместил в своих стенах музей патологий и медицинской истории, основанный доктором Томасом Дентом Мюттером.
Входной билет стоит всего ничего - 14 баксов.
За эту ничтожную сумму посетители смогут насладиться лучшим собранием американских черепов Западного полушария. Глядя на эти стройные ряды под стеклом, как-то забываются жалкие попытки индейцев отвоевывать у белых их скальпы.
Тем не менее, здесь все в высшей степени чинно и пристойно: музей располагается не где-нибудь, а в евангелистском молельном доме, выкупленном попечителями для колледжа в 1750 году. Скорее всего, там даже сохранился девиз на вывеске: «Законы без морали бесполезны», написанный на латыни. Это совсем не то, что на вратах ада, но все-таки внутреннее содержание многих, наверное, заставит содрогнуться.
На выставках представлены восковые модели, законсервированные отдельные органы и целые тела. Среди уникальные экспонатов - тела знаменитых сиамских близнецов Чана и Ена Бункер с объединенной печенью, труп женщины, превратившийся в мыло из-за особенностей почвы, в которой она была похоронена, и человеческий кишечник длиной 12,5 см (с 40 фунтами дерьма внутри)!
Один из наиболее интересных экземпляров - скелет Гарии Истлака. Живи он в наши дни, детское воображение поместило бы его в один ряд с мутантами-людьми Х, а его необычное заболевание заслужило бы ему интересное прозвище. Что-нибудь вроде человек-черепашка-ниндзя. На месте каждого ушиба, синяка или раны у него вырастал «панцирь» - костная пластина. Эта болезнь, противоположная той, которой страдала парижанка Сюпио, называется прогрессирующей оссифицирующей фибродисплазией. Истлак умер в возрасте чуть старше сорока, перед смертью завещав свой скелет музею.
А это женщина с необычным искривлением позвоночника. Болезнь поразила ее, когда малышке было два года. К двадцати годам она уже не могла передвигаться без костылей.
Это восковой портрет парижанки, мадам Диманш. К 76 годам у неё на лбу вырос рог. Через 6 лет он достиг 20 см., и был успешно удален светилом французской хирургии Джозефом Субербеиллом.
Собрат Росомахи - патология руки: нарост роговой ткани на запястье.
Варикозное расширение вен на голове. Некоторые экстремальные модники делают себе такие вздутия нарочно, закачивая под кожу силикон.
Трёхногие сиамские близнецы.
Башня дураков
По сравнению с благочестивыми американскими врачами их австрийские коллеги обладают недюжинным чувством юмора. Они разместили свой Федеральный патологоанатомический музей в бывшем сумасшедшем доме Вены.
Среди экспонатов представлены: препарированные черепа, гинекологическое кресло из красного дерева позапрошлого века, мумифицированные головы, заспиртованные человеческие органы, различные мутации, развившиеся вследствие венерических и других болезней и врожденные патологии развития.
Само здание никого не оставит равнодушным: эту круглую пятиэтажную башню выстроили в 1784 по приказу императора Иосифа II под психиатрическую больницу.
Внутри находилось 139 палат-камер для буйных больных. В 1936 году некоторые пациенты этой государственной клиники сделались первыми экспонатами музея. Помимо прочего, в больнице изучали влияние венерических болезней на развитие плода…
Так что, если требуется убедить какого-нибудь оптимиста в преимуществах защищенного секса - венский музей как раз подходящее местечко.
Главное - не переборщить. Потерять разум от страха в Доме сумасшедших - не самая лучшая шутка.
Стоит заметить: австрийские ученые медики обладают не только чувством юмора, но и чувством прекрасного: до войны в музее хранилась скульптура Лаокоона с сыновьями, сделанная из человеческих и звериных костей. Увы, она была утрачена во время военной бомбардировки. Но разве эта мадонна не прекрасна? Для какого-нибудь маньяка - наверняка.
Просто ради справедливости, поскольку это обзорная статья галопом по уродам в музеях, стоит упомянуть Музей патологии в Бангкоке - огромный, состоящий из нескольких отделений, расположенных в трех корпусах клиники-университета Сирирадж. Там во множестве представлены образцы уродства зародышей человека, тела, изувеченные болезнями и катастрофами, а также мумифицированные преступники Таиланда - у азиатских ученых моральные уроды тоже вызывают интерес.
В христианском понимании тело человека - не только подобие образа Божьего, но и храм. Эпоха Просвещения в какой-то степени уравняла человека и животное, сделав и то, и другое предметом изучения. Тело человека, как часть исследуемой природы, для ученого уже не храм, а, по известному выражению тургеневского персонажа - только «мастерская».
Такой подход принес несомненную пользу, избавив многих людей от ужасных страданий. Генетические исследования могут принести еще более впечатляющие результаты - в области трансплантации, регенерации тканей, а может, и вовсе - подарят бессмертие. Наука плотно работает над этой темой: ученые ищут кнопку, способную отключить смерть.
Для этого надо очень хорошо понимать, как внутри человека все работает. Именно в этих целях - научно-образовательных - и был сооружен гигантский монстр
в Нидерландах, в городе Ухстхейст. Этот искусственный и высокотехнологичный урод является образом и подобием… не Бога, конечно. Человеческого тела. Храм науки, мастерская для любопытных - это музей Тела человека, так и называющийся - Corpus.
Если когда-нибудь на Земле переведутся люди, странный обрубок без признаков пола и возраста, вмонтированный в здание, останется символом человечества, которое, зациклившись на материальном, ампутировало дух, как внутреннее содержание . В данном музее человек представлен исключительно тушкой.
Интересно, какие представления о человеке получил бы инопланетянин, если бы и ему, как всем посетителям музея, довелось войти в Тело человека через колено, попутешествовать по гигантскому организму внутри и выйти через головной мозг?
Не самый логичный, казалось бы, маршрут, но именно его выбрали устроители этой научно-познавательной забавы. Наверное, отчитываясь за 27 миллионов долларов, выделенных на постройку 35-метровой фигуры, сросшейся, как сиамский близнец, с 7-этажным зданием из стекла и бетона, они постеснялись отправлять своих спонсоров более естественным, с точки зрения физиологии, путем.
На создание музея ушло 12 лет. Экскурсия внутри великана длится 55 минут - по эскалаторам и подвижным платформам посетители перемещаются сквозь внутренние органы, попутно изучая, наблюдая и трогая мышцы, кости, кишки, желудок, сердце, почки, легкие, язык, зубы, глаза, уши, мозг. И это движение сопровождается еще и звуками, имитирующими естественные звуки организма. (Интересно - какими?)
Тут есть все, что вы хотели, - а может, и не хотели, но это неважно - узнать о внутреннем устройстве человеческого тела.
Для объяснения процессов использованы самые прогрессивные инновации, 3D-и 5D-спецэффекты. В итоге организм человека предстает в максимально разобранном на детальки виде, понятным, доступным, в нем все отлично работает, да к тому же попутно пропагандируется здоровый образ жизни. И вообще все суперски: ecce homo - «се человек»! Издалека заметно, что не хомячок. Но, положа руку на сердце, вы уверены, что это механизированное существо, материя, лишенная души и смысла, каких бы то ни было жизненных устремлений - действительно человек?
Инвесторы планируют поселить такие музейные тела в Швейцарии и России, Испании, Китае и ряде других стран.
Люди Х: кто из ху?
Если наука имела пусть прозаические и рациональные, но все же обоснованные с точки зрения пользы для всех мотивы для десакрализации человеческого тела, то искусство никакой пользы и выгоды вроде бы не искало.
Ну, помимо сугубо материального вознаграждения для самих творцов. Алчность никогда не была хорошим советчиком, но в наши дни почти никакая страсть не считается зазорной. А именно это и раскрывает демоническую природу современного искусства.
Творить, не отягощаясь цивилизационными табу и совестью, стало намного проще. Эстетизировать уродство и воспевать смерть для художников не впервой, но даже тут все еще встречаются крайности, способные шокировать… И приносить доход.
Из статьи Андрея Яхнина («Живые мертвые зайцы»): «Йозеф Бойс позировал с мертвым зайцем. Анатолий Осмоловский - с головой мертвой старухи. Демиен Херст выставил на продажу за астрономическую сумму человеческий череп, обложенный бриллиантами».
А некто Гюнтер фон Хагенс, получивший в СМИ прозвище «Доктор смерть» и называющий себя то анатомистом, то художником-анатомом, то профессором анатомии, выставляет напоказ трупы.
Когда-то в ГДР этот… э-э-э… человек изучал консервацию трупов, и ему удалось запатентовать особый способ сохранения органических тканей, при котором жиры и жидкости, содержащиеся в биологическом материале, заменяют полимерами. Этот метод он назвал пластификацией. Скупая по дешевке невостребованные трупы людей по всему миру, а также тела умерших или убитых животных, Гюнтер фон Хагенс создает очень дорогие музейные экспонаты и с 1996 года развозит по всей планете свои выставки «Миры тел».
Одна такая засветилась в кино про Джеймса Бонда (Казино «Рояль»), в сцене убийства в аэропорту, а другая - «Тайны тела: Вселенная изнутри» совсем недавно - в Москве.
В германском городе Губене Гюнтер фон Хагенс намерен открыть собственный музей - Пластинариум. Власти города всячески приветствуют начинание, рассчитывая на приток туристов, а то безработица замучила.
Хагенса повсюду преследуют скандалы, и не только морального, но и криминального свойства. В 2004 году в Германии его уличили в незаконном использовании профессорского звания. Еще чище тот случай, когда некая женщина из Израиля узнала в одном из препарированных и эстетски расчлененных трупов своего бывшего друга, от которого давно не имела известий.
И почему, глядя на эти экспонаты, люди вспоминают коней Апокалипсиса и конец света? Некоторым делается дурно. Например, рядом с телом беременной женщины, вскрытой так, что в матке виден 7-месячный плод.
Хагенса много раз обвиняли в незаконном приобретении трупов в Казахстане, Украине, в Новосибирске. Но - обидеть художника может каждый, а посадить его - это вряд ли!
Зато «каждый может стать экспонатом», утверждает сам художник. Приобщившись к прекрасному, на выходе с выставки любой может при желании подписать контракт о передаче своего тела после смерти на благо искусства.
Но главным образом, на благо самого Хагенса. Этот деятель заработал чудовищное состояние, разъезжая по миру с выставкой своих препарированных уродов. Или красавцев? Сразу и не поймешь.
Как сказал Клайв Льюис, «крайнее зло выглядит невинным для непосвященных», так что отличить добро от зла и красоту от уродства - в современном мире становится все труднее. Думать, что эта смешанность - просто случайная мутация, по меньшей мере наивно.
Башня сумасшедших в Вене (Вена, Австрия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
- Туры на майские по всему миру
- Горящие туры по всему миру
Предыдущая фотография Следующая фотография
«Слабонервных просят не смотреть» - такой девиз впору было бы принять венской Башне сумасшедших (Narrenturm), в стенах которой располагается один из самых неоднозначных и наводящих ужас музеев мира. Помимо того, что радости не доставляет само сооружение - как нетрудно догадаться по названию, некогда в башне располагалась психиатрическая больница для буйных пациентов - так вдобавок здесь работает Музей патологоанатомии, основные экспонаты которого - заспиртованные уродливые младенцы, препарированные тела, плавающие в формалине мозги и прочие, мягко говоря, не вызывающие эстетического чувства предметы.
Решившимся испытать судьбу в Башне сумасшедших предлагается увидеть около 4 тыс. весьма необычных и в меру отвратительных экспонатов (а всего коллекция музея насчитывает около 50 тыс. «шедевров»).
Немного истории
Психиатрическая больница, известная под названием «Башня сумасшедших», была построена в 1784 г. по приказу императора Йозефа II, и явилась первым заведением подобного рода в Европе. Здание круглой формы состоит из 28 залов и центрального Большого зала, предназначавшихся для нужд ученой братии, и непосредственно лечебного корпуса - 139 тщательно укрепленных одиночных палат-камер. В каждую вела массивная дверь, а внутри камеры были укомплектованы железными цепями для сдерживания особо буйных пациентов. Однако светила венской психиатрии не спешили перенимать новые европейские методы лечения своих пациентов, и немногим менее столетия спустя Башня сумасшедших утратила свои функции: здесь стали располагаться постоялый двор для медсестер и врачебная резиденция.
Музей патологоанатомии был основан в 1796 г. императором Франсисом II. Почти два столетия он пополнялся интересными экземплярами, в числе которых оказались такие «шедевры», как заспиртованная голова убийцы императрицы Сисси и даже скульптура Лаокоона с сыновьями, выполненная из человеческих и животных костей, пока коллекция не переросла выделенное ей здание. Две странности встретились - и с 1971 г. патологоанатомическая коллекция располагается в Башне сумасшедших.
Что посмотреть
Считаем своим долгом предупредить: посещение Башни сумасшедших и Музея патологоанатомии настоятельно не рекомендуется лицам с неустойчивой психикой - надо сказать, что и ментально устойчивые туристы должны тщательно взвесить свои силы перед этим «культпоходом».
Решившимся испытать судьбу предлагается увидеть около 4 тыс. весьма необычных и в меру отвратительных экспонатов (а всего коллекция музея насчитывает около 50 тыс. «шедевров»). Вот лишь некоторые из них: препарированные черепа, сохраненные в формальдегиде человеческие мозги, заспиртованные младенцы, родившиеся с отклонениями в развитии, отдельные внутренние органы и части тела и обширная коллекция мутаций. Отдельная часть экспозиции в самом наглядном виде знакомит с ужасами результатов венерических заболеваний (о необходимости «бдения» напомнит и старинное гинекологическое кресло из красного дерева), еще один раздел музея посвящен последствиям применения химического оружия в Первой мировой войне. Кроме прочего, здесь можно пройти по палатам Башни сумасшедших и живо представить себе ценность психического здоровья, а также увидеть старейшее в Вене крепление для электрических проводов (с целью освещения, не подумайте чего).
Адрес и часы работы
Адрес: Spitalgasse, 2, на территории университетского кампуса. Ближайшие станции метро - Alser Strasse (линия U6) и Schottentor.
Часы работы: в среду с 10:00 до 18:00 (экскурсионные туры стартуют в 13:00 и 14:00), в субботу - с 10:00 до 13:00 (экскурсии - в 10:00 и 11:00).
Стоимость посещения - 4 EUR, до 19 лет - бесплатно.
Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.