Написать сообщение в васнецов витязь на распутье. «Витязь на распутье»

01.05.2019

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Витязь на распутье» Виктора Васнецова . Тем более, что 15 мая по новому стилю у художника день рождения.

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882 г, холст, масло. 167x299 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Факт первый. Былинный

В середине 1870-х годов Васнецов стал увлекаться былинами и русскими сказками. Это отразилось и на творчестве набиравшего популярность художника. Он делает карандашные наброски ко многим своим будущим картинам. «Витязь на распутье» вдохновлен историей про Илью Муромца и разбойников. Как известно, былинный богатырь подъехал к камню, на котором были начертаны три варианты продолжения пути: стать женатым, богатым или сложить «свою буйну голову». Момент принятия богатырем решения и запечатлен на полотне.

Факт второй. Братский

Работа над картиной началась с нескольких набросков. Дальше пошли этюды, на которых сформировалась композиция картины. Художник долго работал над фигурой богатыря. В первых версиях Илью Муромца он срисовал со своего брата Аполлинария – кстати, тоже художника. Но Аполлинарий был молодым человеком не самых богатырских размеров. Пришлось продолжать поиски. Со временем богатырь стал более кряжистым и даже монументальным. Таким, каким он и представляется читателем былин.

Факт третий. Исторический

Первый вариант картины Васнецов закончил в 1877 году. Спустя год он показывал ее на передвижной выставке, и картина пользовалась успехом. Обращение к сюжетам былин тогда было в диковинку. Но этот сюжет долго не покидал Васнецова, поэтому он продолжил поиски. Финальный вариант сформировался только пять лет спустя, в 1882-м. Он не на шутку отличается от того, что демонстрировался на выставке 1878 года.

Факт четвертый. Художественный

За пять лет картина изменилась так, будто над ней работали разные люди. Если в первых эскизах витязь почти целиком повернут лицом к зрителю, то в варианте 1882 года он сидит к нему спиной. Затер Васнецов и дорогу, по которой пришел богатырь - она была видна в первых версиях. Это было сделано для того, чтобы показать: пути назад нет. Практически без изменений остались только камень, черный ворон, кости на земле и безрадостный болотистый пейзаж. Этот вариант картины сразу же был признан шедевром. Вскоре он попал в коллекцию к Савве Мамонтову – меценату, который оказывал серьезную поддержку многим художникам и Васнецову в том числе.

Факт пятый. Текстологический

Надпись на камне повторяет былинный текст. Причем Васнецов провел настоящее историческое исследование, сравнивая разные записи этой истории (их насчитывается несколько десятков). Установив, какая именно надпись должна быть на камне, Васнецов решил не выкладывать все карты на стол. Зритель видит слова «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». А вот продолжение фразы: «Направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» уже не видны. Художник ловко спрятал их под мох.

Факт шестой. Загадочный

Внимательные зрители заметили на картине важную нестыковку. Дело в том, что в руках у Ильи Муромца изображено пехотное копье, которым не пользовались всадники. У этого копья есть «подток» - так называют окованный тупой конец. Он нужен для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конницы. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна. Почему Васнецов сделал такую ошибку – до сих пор загадка. Особенно если учитывать, что на остальных «былинных» полотнах художника копья у богатырей – нормальные.

Факт седьмой. Музейный

Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. А первая версия 1878 года - в Серпуховском историко-художественном музее. Существует еще несколько «промежуточных» вариантов и эскизов, они находятся в частных коллекциях. Причем некоторые – за рубежом.

Факт восьмой. Производственный

«Витязь на распутье» стала первой работой из былинной серии Васнецова. Дальше художник создал еще несколько работ на эту тему. Особенно известны стали «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный » (1897).

Факт девятый. Богатырский

Илья Муромец еще несколько раз появлялся на полотнах Васнецова. Самый известный пример – картина «Богатыри», на которой в дозоре стоят еще и Алеша Попович с Добрыней Никитичем. А в последний раз этого былинного героя Васнецов изобразил в 1914 году. На картине «Илья Муромец» хмурый богатырь летит куда -то на своем коне. Время было суровое, военное, поэтому картина больше напоминает агитационный плакат: «Дадим отпор врагу». Кстати, в правой руке у Ильи хлыст, а в левой – вполне подходящее копье.

Факт десятый. Посмертный

Картина «Витязь на распутье» так прославила Виктора Васнецова, что когда художник умер в 1926 году, на его надгробии был использован именно этот сюжет. Кстати, его могила на Лазаревском кладбище в Москве позже была перенесена на Введенское кладбище. Старый погост городские власти решили уничтожить. Это была последняя развилка в жизни Васнецова.

  1. Васнецов - былинный живописец.
  2. Описание картины:
    • витязь на белом коне;
    • камень-предсказатель;
    • зловещее поле;
  3. Задний план (природа).
  4. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов всем известен не только как сказочный живописец, но и былинный сказитель, который передает нам не словом, а с помощью художественных образов предания старины глубокой, дошедшие до нас через века.

Теме былин и легенд художник посвятил много полотен. Среди них наиболее известная - «Богатыри». А открывает этот богатырский цикл картина «Витязь на распутье», которую Васнецов писал на протяжении пятнадцати лет. Это одна из философских работ живописца, которая призывает зрителя не только к созерцанию, но и размышлению. Причем к размышлению не только о судьбе героя, но и о более глубинных, вечных проблемах добра и зла, справедливости и коварства, проблеме выбора дальнейшего жизненного пути, которые тревожат, наверное, каждого человека.

На переднем плане изображен древнерусский витязь на белом коне, который остановился в поле у огромного камня с высеченной на нем надписью. Всадник повернут к нам спиной, поэтому мы не видим его лица. Богатырь одет в боевые доспехи. Он готов даже к неожиданной встрече с противником. На нем блестящий железный шлем, длинная кольчуга, усиленная металлическими пластинами на спине и, должно быть, на груди.

За спиной - большой тяжелый круглый щит. На поясе на широком ремне прикреплен кожаный коричневый колчан, украшенный металлическими декоративными накладками. Колчан полон стрел. С боку висит массивная булава. В правой руке витязь держит длинное острое копье на красном древке. Оно опущено острием вниз, слегка согнутая рука богатыря слабо его сжимает - воин спокоен и уверен в себе. На ногах у него высокие светло-зеленые сапоги с позолоченным кантом по верху голенища.

Путник, верно, очень долго ехал и устал. Его крепкое тело сейчас расслаблено, а плечи опущены. Всадник не торопил своего коня по широкому полю: в стремена вставлены лишь кончики его сапог. На закате дня он наткнулся на вещий камень на дорожной развилке. Искал ли он этот указатель или нет - не известно. Но надпись на нем заставила его остановиться и глубоко задуматься. Богатырь слегка склонил голову, опустил поводья у коня. Вслед за хозяином свою голову опустил и белый скакун, словно и он принимает непростое решение. Его длинная лохматая грива свисает почти до земли.

Богатырский конь под стать самому витязю: крепкий, холеный, с густой гривой, шелковистым хвостом, с мощными ногами, которые твёрдо ступают по земле, а в случае необходимости быстро домчат седока туда, куда тот прикажет. А сейчас он покорно и терпеливо стоит, ждёт решения своего хозяина.

Поле, по которому едет былинный герой, - не возделанная плодородная нива, радующая глаз. Это зловещее безжизненное пространство, на котором растет небольшими островками горькая полынь-трава. Поле усыпано большими серыми валунами. Один из таких валунов,
вырастающих из-под земли, - вещий камень, перед которым и остановился витязь. На его плоской стороне выбиты слова-предсказания для всех, кто решит продолжить свой путь дальше. Он настолько древний, что потемнел от времени и покрылся мхом, который скрыл часть слов.

В сказках и былинах обычно говорится о трех дорогах, которые предлагаются на выбор путнику. Однако на своем полотне художник решил отступить от этого важного момента. Этим приемом он зрительно усилил тревожный сюжет картины, оставил былинного героя без альтернативы выбора пути, ведь на камне можно различить лишь эти слова:

«Как прямо ехать - живу не бывати.
Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному…».

Значит, других дорог здесь нет. Что ищет витязь в этом заброшенном краю? Какую дорогу и судьбу выберет: вперед или отступит назад? Если вперед, то что его там ждет? Почти сразу за камнем твердая земля превращается в зыбкую болотистую почву. В перспективе нет ничего, что могло бы вселить отрадную надежду. Только сгущающийся сумрак, пробирающий душу холод и неизвестность надвигаются на героя. Есть узенькая тропинка, которая уходит влево, петляя между валунами. Она ведет неведомо куда и постепенно растворяется. Про неё ничего не говорит вещий камень. Третьей дороги, как положено в сказках, нет.

Гнетущее ощущение складывается от местности, в которую заехал богатырь. По полю разбросаны кости людей и животных. А прямо перед камнем мы видим черепа человека и лошади. Видимо, немало было смельчаков, решившихся в свое время переступить рубеж, на котором стоит камень-вещун, но предсказание для них сбылось слишком быстро. Вот и кружат над полем черные вороны в ожидании новой добычи.

На поле ложится вечерняя мгла. Тревожное желтоватое небо темнеет. Узкая темная свинцовая туча растянулась вдоль линии горизонта. Солнце уже почти село. Его последние отблески, как зарево, полыхают вдали над одним из высоких мрачных холмов.

По своему эмоциональному настрою эта картина производит тягостное, безрадостное впечатление. Наверное, в жизни каждого человека бывают такие непростые моменты, когда нужно решиться на определенный выбор дальнейшего пути. Кто-то принимает решение двигаться вперед, несмотря ни на что. А кто-то повернет назад, испугавшись неизвестности.

Но русские богатыри никогда не искали легких путей. Витязь на белом коне знает, что ему придется столкнуться с немалыми трудностями, и не случайно он в полной боевой готовности. Я думаю, что он не отступит, не свернет с прямого пути и с честью выйдет из любого сражения.

Витязь на распутье

В.И. Васнецов, самобытный художник, чутко понимающий глубокую русскую душу, и творящий, вдохновленный фольклором и богатой историей родной страны. Сказочные образы могучих славянских богатырей, особо удачно выходили из под его кисти.

Передо мной картина «Князь на распутье». В центре полотна стройная и могучая фигура князя верхом на своем добром белоснежном скакуне. Задумавшийся лирический герой, склонил прикручинившись буйную головушку, перед ним стоит непростая дилемма – выбрать свой, путь свою судьбу. Блестит кольчуга и шлем в заходящих лучах солнца, опущено мощное острое копье, каленый щит с луком и стрелами висят за спиной силача, да тяжелая булава заткнута за пояс.

Огромный каменный валун, поросший густым зеленым мхом, испещренный старославянскими письменами, указывает путнику дорогу, да только не сулит не этот путь путешественнику добра – предвещает страшную гибель, осмелившемуся двинутся этой дорогой.

Скакун богатыря, трясет гривой, тревожно фыркает, словно отговаривает своего хозяина от гиблой затеи.
Атмосфера вокруг настораживающая, подернутая беспокойством и тревогой.

В вечернем небе плывут темно-синие грозовые облака, сгущаются сумерки. В чистом поле не зверя ни дома доброго человека. Лишь черные вороны-стервятники вьются над камнем и белыми костями человека и лошади. Омытые дождями, скалятся черепа и смотрят пустыми глазницами в сумеречное темнеющее небо.
Темнеет горизонт, на многие мили раскинулось мрачное, безмолвное широкое поле. Тянутся минуты, приближая неизбежное. И вот уже воображение рисует, как бесстрашный витязь, дернув своего верного коня за поводья, направит его навстречу злому року.

Живописный сюжет творения Васнецова завораживает своей сказочностью, трагизмом, верой в торжество добра над злом и тьмой.

6 класс, 7 класс.

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери Оли (описание)

    На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая.

Описание картины Васнецова «Витязь на распутье»

Данная картина Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов.
В центре произведения - Илья Муромец.
Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси.
Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел.
Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая.
Задумчивость видна и в склонившейся голове.
Копье его также наклонено вниз.
Автор показывает единство между ним и его бравым другом - конем, потому что поза лошади также обращена вниз.
Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».
Также написано и в русских былинах.
Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет.
Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы Васнецова.
Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов.
Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи.
Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности.
Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти - то ждет смерть.
Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь.
Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым

Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания

Конец 70-х годов XIX стал для переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.

В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.

Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.

двух вариантов

Сравнительная таблица
Отличия окончательного варианта Символика
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором - спиной. Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков.
Уменьшено пространство позади богатыря. Не важно, откуда пришел путник.
Увеличено пространство за камнем. Больше примет грядущей опасности.
Небо стало более грозным. В первом случае - мягкий закат, во втором - надвигающиеся тучи. Еще одна примета поджидающей опасности.

Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа.

Красный - цвет крови и агрессии.
Камень стал более старым, и на нем появился мох. По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта.

Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.

Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание

В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.

Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.

Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.

Мастерство изображения деталей

Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны - все это нагнетает трагизм ситуации.

Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.

Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.



Похожие статьи
 
Категории