Необычные традиции в странах центральной азии. Азиатские культуры

20.04.2019

Сингапур и Филиппины.

Большинство из этих стран уже давно входят в число самых популярных туристических маршрутов для жителей нашей страны. Россияне едут туда круглый год, но особенно привлекательны эти путешествия зимой, поскольку практически весь регион расположен в тропиках, где всегда тепло и хорошая погода.

Красота природы, смешение религий и культур, памятники архитектуры, соседствующие с закусочными быстрого питания - именно это привлекает туристов и накладывает незабываемый отпечаток на все.

А еще - приемлемые цены на проживание и продукты питания. В большинстве стран Юго-Восточной Азии Вы сможете плотно и вкусно пообедать в кафе даже на 1-2 доллара. Кафе для иностранцев и туристов обойдутся несколько дороже, но относительно России или стран СНГ это все равно дешево.

Ну и конечно - гостеприимство, радушие и дружелюбие местных жителей.

Впрочем, путешественник должен знать, что на настоящее гостеприимство можно рассчитывать только тогда, когда турист знает, уважает и старается соблюдать местные правила, обычаи и традиции.

Скажем, в большинстве стран Юго-Восточной Азии невинная попытка погладить ребенка по голове будет воспринята как страшное оскорбление. Здесь не принято касаться плеч или головы местных жителей (в том числе маленьких детей). Объяснение этому довольно простое. Азиаты верят, что где-то на плече располагается охраняющий человека добрый дух. Если же прикоснуться к нему, то обязательно спугнешь. Прикосновение же к голове ассоциируется с тем, что на человека будет наслана порча. Поэтому, к голове ребенка могут прикасаться только их близкие пожилые родственники.

В странах региона голова считается "чистой" частью человека, а ноги - "грязной". Вот почему ни в коем случае не допускается касаться азиатов ногами. Более того, сидящий человек, особенно положивший ногу на ногу, не должен обращать подошвы ног в сторону людей и статуй Будды. Не допускается класть ногу на ногу в присутствии монахов.

В государствах Юго-Восточной Азии стараются избегать непочтительного отношения к окружающим, шумного, фамильярного поведения, Здесь недопустимо сначала утверждать или обещать что-либо, а затем от этого отказаться (нельзя давать пустых обещаний и невозможно взять свои слова обратно).

Фотографировать и снимать на видео местных жителей рекомендуется только с их согласия. Общепринятой практикой на рынках является небольшая покупка и какая-то беседа с продавцом, после которой он просто не сможет отказать в снимке.

Все жители региона за редким исключением при приветствии вместо рукопожатия кланяются. При этом они складывают ладони лодочкой и, в зависимости от статуса собеседника, прикасаются ими ко лбу или подбородку. Обратите внимание, что успешно действующая во всем мире рекомендация приветствовать всех так же, как они приветствуют вас, здесь не работает. Например, обслуживающий персонал и дети не ждут ответного поклона и поэтому могут испытать при этом неловкость.

В то же время, наша привычка жать руку при встрече не везде в странах региона воспринимается адекватно. В Сингапуре, Камбодже и на Филиппинах это в той или иной степени допустимо. А вот попытку пожать руку женщине во Вьетнаме, особенно в какой-нибудь отдаленной деревне, могут расценить не иначе, как оскорбление.

В Камбодже, Лаосе и Таиланде много храмов, которые посещают туристы. Собираясь на экскурсию по храмам, старайтесь, чтобы длина Ваших брюк или юбки была достаточной, чтобы прикрывать лодыжки. При входе в храм обязательно снимайте обувь. На территорию большинства храмов (не внутрь храма, а именно на территорию) можно войти только в обуви, у которой закрыта пятка. Не забывайте, что все передвижения внутри храма, а также обход вокруг любых святынь должны осуществляться только по часовой стрелке. В храме разрешается фотографировать, однако при обязательном условии: необходимо оставить хотя бы небольшое пожертвование.

А вот подавать милостыню монахам на улицах азиатских городов не нужно, т.к. в большинстве своем - это самозванцы. Пожертвования можно делать в храме. Существует и два запрета. Любая статуя Будды, в каком бы состоянии и виде она ни находилась, считается священной. Поэтому не пробуйте фамильярно обниматься или пробовать забираться на них при фотографировании (наказание за подобное святотатство, как правило, жесткое - вплоть до изъятия и уничтожения карты памяти) или в какой-нибудь иной форме проявлять к ним неуважение.

Если Вы женщина, то не имеете права обращаться и даже случайно прикасаться к буддийским монахам. В свою очередь монахам запрещено принимать что-либо из женских рук. Поэтому желая сделать подношение монаху, Вы обязаны сначала передать это мужчине, а тот, в свою очередь, поднесет это монаху. Также, можно и просто поставить подношение на край шафранового платка или накидки, которую с другой стороны держит монах.

Во Вьетнаме существует еще одна не совсем обычная традиция. Здесь принято вывешивать зеркала на двери снаружи. У вьетнамцев есть поверье, что если к ним придет дракон, то увидев свое отражение в зеркале, он испугается себя же и уйдет.

Вьетнамцы очень суеверный народ. Их суеверия преимущественно связаны с лунным календарем, а также с продуктами, которые запрещается или разрешается употреблять в пищу при определенных фазах луны. Например, в июле лунный календарь «запрещает» браться за важные дела, иначе удачи не видать. Разложить на столе приборы только для одного человека - столь же плохая примета, как и первой встретить на улице женщину, выходя утром из дому.

Если вы отдыхаете в Брунее или Индонезии, не забывайте, что подавляющее большинство населения этих государств исповедует ислам, и здесь проживают люди, соблюдающие мусульманские законы очень строго. Быть может, даже строже, чем в Объединенных Арабских Эмиратах. В Брунее даже существует Министерство религиозных дел, следящее за соблюдением исламских норм и способствующее продвижению ислама во все стороны жизни страны.

Туристам из-за границы необходимо помнить, что во время священного для мусульман месяца рамазан в светлое время суток нельзя ни есть, ни пить, если рядом находится кто-то соблюдающий рузу (пост). Кроме того, в этих государствах не так-то просто купить алкоголь. Лучше всего, если приезжий будет покупать спиртное в барах, находящихся в гостиницах.

При покупке туристического тура в Бруней знайте, что здесь практически полностью отсутствует ночная жизнь. Однако, даже развлекаясь в Таиланде, Сингапуре или Индонезии, где множество дискотек и ночных клубов работают до самого утра, каждый должен помнить о действующем здесь суровом антинаркотическом законодательстве. К примеру, в Индонезии за хранение марихуаны предусмотрено наказание в виде 20 лет лишения свободы, а за хранение тяжелых наркотиков - смертная казнь. А в Сингапуре к смертной казни могут приговорить человека за 480 граммов марихуаны. При этом, необходимо подчеркнуть, что местные власти очень неохотно выдают иностранцев на родину. Это означает, что нарушитель может провести несколько лет в тюрьме на юго-востоке континента за употребление наркотиков. Совет путешественникам: не употребляйте наркотиков и не берите ничего на хранение от незнакомцев.



Усвоить все правила поведения нельзя. Опыт приходит с практикой. Помните, что во всех странах Юго-Восточной Азии местные жители в целом очень дружелюбны и терпимы, и довольно легко прощают иностранным туристам небольшие нарушения местных традиций и обычаев. Тем не менее, соблюдение местных законов лишь подчеркивает уважение гостя к обычаям и культуре этой страны, что заметно упрощает общение и взаимопонимание.

Поэтому, совет может быть один: в любых ситуациях сохраняйте спокойствие, не совершайте поспешных поступков. Не показывайте свой гнев. Это означает потерю лица и ставит всех в неудобное положение. Никогда не повышайте голос на местных жителей. Они простят вам небольшие промахи, если увидят, что в ваших поступках нет злого умысла.

Азия является самой большой частью света по площади и численности населения. На ее территории проживает более 4 миллиардов человек, эта сумма оставляет около 60% от всего населения нашей планеты. Границы Азии вмещают в себя множество государств, поэтому население здесь самое разнообразное. Каждый народ имеет свою историю и культурную наследие, которое в совокупности с другими создает богатый колорит для этой части света.

Чтобы лучше изучить Азию, узнать традиции и обычаи других народов, мы разберем поэтапно население, разделяя его на пять географических областей.

Народы Центральной Азии

(Народы Дальнего Востока в национальных костюмах )

Территория Центральной Азии (или Средней Азии) не располагала к благоприятному ведению сельского хозяйства, поэтому здесь преобладающим представителем этноса стали степные кочевники.

Первые, кто задумался о создании государства кочевников, стали скифы. Скифы являлись древним ираноязычным народом, не имевшим письменности и обладающим неизвестным языком (предполагается, что их язык трансформировался в современный осетинский). Однако из-за раздробленности скифам не удалось создать мощную единую империю, поэтому первое государство для кочующих народов организовали хунны (древний народ, обитающий на территории Китая).

Наравне с ними на территории Центральной Азии обосновались и другие народы - монголы, уйгуры, басмалы и онгунты, народы тюркской языковой группы, карлуки. Примечательной особенностью для народов Средней Азии стало неприятие китайских ценностей, большинство из них имели собственную идеологическую систему или примыкали к чужим, а Китайская идеология так и не смогла перебраться за границы Великой Китайской стены.

Уже во время существования Советского Союза произошли депортации в Среднюю Азию. Большая часть депортируемых - чеченцы, ингуши, татары, карачаевцы, калмыки. Во время войны в Азию отправляли немцев и финнов.

Если говорить о культурном наследии, то в Средние века народы Центральной Азии создали очаг Просвещения. Здесь развивалась научно-исследовательская область, изучалась медицина, постигалась астрология, появилось большое количество скульпторов, художников и архитекторов.

В ранние периоды народы склонялись к язычеству - совершали жертвоприношения, молились о защите, просили хорошего урожая и плодородной почвы. Чуть позже население приняло другие вероисповедания, например, карлуки стали исповедовать ислам, а тибетцы ушли в буддизм.

Народы Западной Азии

(Праздник Навруз у Иракских Курдов )

Первыми в Западной Азии (или Передней Азии) государство создали шумеры - древнее население Южной Месопотамии, обладавшие собственным языком и стоявшие у истоков возникновения цивилизации Тигра и Евфрата. Вместе с ним на территории Передней Азии обитали семитские народы, являющиеся предками арабов, мальтийцев и евреев. Большое влияние на формирование современных народов оказало переселение тюркских народов из Средней Азии, благодаря им появились турки, азербайджанцы. Присутствовали и кочевые народы, например, амореи, являющиеся потомками праотца Сифа.

В Западной Азии преобладает сельское хозяйство, а промышленная составляющая полуичло развитие лишь при существовании СССР. В странах Азии возделываю различные сельскохозяйственные культуры - сажают пшеницу, выращивают яблоки и виноград, разводят цитрусовые и финики, засаживают плантации табака и мака. Присутствует и скотоводство - разводят домашних животных для получения молока. Шерсти и мяса, преимущественно - коз, коров, овец, птиц. Из-за религиозных соображений свиней на территории Передней Азии практически не разводят.

Если говорить о культурных ценностях в рамках семейных взаимоотношений, то большая часть народов придерживается религиозных норм. Привычным делом является полигамия, однако на практике в современном мире она присутствует лишь у староверов. Распространена традиция брака с выплатой калыма, у кочевников бытует запрет на создание брака за пределами племени.

У кочевых народов развито устное творчество, включающее большое количество фольклорных направлений (сказки, былины, повести, рассказы о создании племен). Народная медицина представлена комплексом из многолетнего врачевания и использования природных ресурсов, малая часть народов привносит в медицину и магические поверья с устоявшимися суевериями.

Народы Южной Азии

(Сингальский танец, Шри-Ланка )

К древнейшему населению Южной Азии относятся ведды (коренное население острова Шри-Ланка) и андаманцы (коренные жители одноименных островов). Первую цивилизацию создают дравиды, являющиеся населением Южной Индии. Дравидов разделяли на северных, центральных и южных, каждая ветвь классификации подразделялась на несколько народов. Северные дравиды - ораоны, брагуи, малто; южные - телугу, тамилы, каннара; центральные - пенго, годны, койя. В 17 веке в Южную Азию стаи приезжать колонизаторы, таким образом список народов пополнился англичанами, голландцами, французами и португальцами.

В настоящее время население Южной Азии насчитывает более 200 народов, большая часть из них относятся к малочисленным (до 10 тысяч человек). Большинство народов занято земледелием, меньшая часть проживает в городах, вкладывая силы в промышленность и сферу обслуживания. Некоторые племенные группы и вовсе занимаются примитивным производящим хозяйством, в горных местностях сохранились группы с отсталой формой культуры и экономики.

Народы Южной Азии чтут многовековые традиции, распространены этнические произведения - их читают, ставят спектакли, декларируют перед публикой. Популярностью пользуются кукольные театры. Большинство племен верят в магию и переселения душ, изготавливают тотемы и амулеты для защиты. Народная медицина в основном состоит из магических уверований и использования лечебных трав, широко распространена практика йоги.

Народы Юго-Восточной Азии

(Посещение Тайского монастыря )

Изначально на территории Юго-Восточной Азии обитали батаки, ниасцы и ментавейцы, но переселенцы смешались с древним населением, привнеся новые народы. Позже образовалась и вторая волна поселенцев, принесшая в список этносов малайцев и яванцев. В Таиланд еще до начала нашей эры переселились народы тайской языковой группы - сиамцы (тайцы) и лао. На территории Вьетнама проживали вьеты, тямы.

Основные группы народов, проживающих в Юго-Восточной Азии: филиппинцы, малайцы, тайцы, вьеты, индонезийцы, пунаны, кубу.

Раньше главным занятием населения Юго-Восточной Азии являлось плужное земледелие с выращиванием риса, сейчас все больше народов отдает предпочтение развитию современных отраслей хозяйства и промышленности.

На семейные отношения сильно повлияла религиозная составляющая, с исламом на эту территорию пришла полигамия. Многие племена долгое время сохраняли традиции родовых общин, но сейчас большая часть отдала предпочтение привычным моногамным бракам.

Культурное наследие здесь широко развито в театральных постановках: театр кукол, теней, жестов, марионеток, загримированных актеров. Успехом пользуются: балет, пьесы на этническую тему, постановки по мотивам индийских произведений.

Религия различная - от ислама до буддизма, некоторые племена до сих пор сохраняют остатки индуистских верований с верой в стихию, переселения душ и богов. Ранее даже совершались жертвоприношения с использованием магических заклинаний.

Народы Восточной Азии

(Праздник Дракона на улицах Китая )

Самым крупным народом Восточной Азии является хань (или китайцы), также присутствуют корейцы, тибетцы, японские народы, тайские народы. Самыми многочисленными народами являются китайцы, японцы и корейцы.

В большинстве стран распространены земледелие, животноводство и горнодобывающая промышленность. Некоторые народы занимаются производством тканей и машиностроением.

Культурное наследие сформировалось под влиянием религиозных учений, на территории Восточной Азии самыми распространенными являются буддизм, конфуцианство и синтоизм, а менее распространенная религия - христианство.

Отличительной особенностью культурного наследия в Восточной Азии является мифология, многие мифы отражают становление древних цивилизаций, прежние обычаи, образование племен, происхождение народных групп. Еще оной особенностью является длительное существование письменности, зародившейся в начале 2 тысячелетия до н.э. Древнейшей системой была иероглифика, которая до сих пор существует в Китае и Японии, пережив некоторые видоизменения.

Несмотря на то, что Азия находится по соседству с Европой , многие считают, что местные люди и традиции словно пришли к нам с другой планеты. При этом азиаты вряд ли будут рады, если кто-то придет со своим уставом в их монастырь…

Сегодня мы решили рассказать вам о самых странных, непонятных и даже жестоких традициях жителей азиатских стран. При этом у каждой страны есть что скрывать, но, как говорится, шило в мешке не утаишь!

Продажа девственности в Камбодже

75 % местных жителей проживают в жуткой нищете. При этом продавать девственность здесь стало уже некой традицией. Конечно, здесь нет специального рынка, на котором можно присмотреться к «товару». Всё обстоит еще более кощунственно.

Родители или родственники девушки сами находят покупателей. При этом стоит упомянуть, что клиенты всегда находятся. Богатые жители Сингапура, Китая и Таиланда с удовольствием пользуются такой услугой. Особенно учитывая тот факт, что стоит подобное удовольствие не так уж и много: от 800 до 4 000 американских долларов.

Девственницы-полицейские в Индонезии

По местным традициям служить в армии или полиции могут только девушки «без вредных привычек». При этом к последним относят и секс.

Вот и необходимо девушкам, желающим стать полицейскими, пойти к врачу, который, опять же по традиции, проверит пальцами наличие у них девственной плевы. Действительно, а почему бы и нет?

Охота на дельфинов в Японии

Рыбаки из города Тайцзи ежегодно устраивают охоту на дельфинов. Это весьма жестокое зрелище официально разрешено правительством. Считается, что этой традиции больше 300 лет и нет причин ее отменять.

Охота на ведьм в Саудовской Аравии

Инквизиторы были бы довольны. Их дело живет, правда в мусульманской стране. Здесь даже есть правительственный антимагический корпус, сотрудники которого ищут ведьм и колдунов.

Особенно тяжко приходится различным трудовым мигрантам из Африки. Они могут попасть на скамью подсудимых за странный амулет или неизвестный работникам корпуса предмет, найденный в личных вещах.

Индийские храмы секса

Известно, что Индия дала миру «Камасутру». И хотя местные власти не любят ассоциировать страну с сексом, но всё-таки стоит упомянуть, что помимо этой книги в стране есть еще и Храмы Кхаджурахо. На стенах этих зданий можно наблюдать огромное количество барельефов, изображающих различные сцены соития, а также сексуальные оргии.

Обожание смерти в Бутане

Местные жители верят в реинкарнацию. А значит смерть для них - это начало нового пути. Местные власти рекомендуют своим гражданам думать о смерти не менее пяти раз в день. Вот такое вот позитивное мышление!

Эскадрон Смерти на Филиппинах

В городе Давао на Филиппинах практически отсутствует преступность. А всё из-за того, что здесь действует так называемый Эскадрон Смерти. Его бойцы, подобно героям комиксов, охотятся на преступников. Даже если член их организации ступил на скользкую дорожку, пощады ему не будет.

Интересно то, что недавно президентом Филиппин стал бывший мэр Давао, которого считают создателем эскадрона. Как вы думаете, подобные отряды появятся по всей стране?

Рабство в Южной Корее

В уезде Синан работники, которые буквально низведены до состояния рабов, трудятся над тем, чтобы добыть соль. Говорят, что местная полиция прикрывает этот бизнес. Более того, полицейские даже подрабатывают охранниками. Они следят за тем, чтобы рабочие не сбежали.

Секретная стерилизация женщин в Узбекистане

Правительство страны отрицает существование программы, принуждающей женщин к стерилизации в целях борьбы с ростом населения. Но другие источники говорят, что она действительно существует. Говорят даже, что врачам ставят некие планы по количеству стерилизованных женщин…

Подростковые бордели в Бангладеш

Наверное, ни для кого не тайна, что во многих азиатских странах проституция является едва не единственным способом выжить. Часто родители сами продают дочек в публичные дома. В Бангладеше девочки начинают подобную «карьеру» в возрасте 12 лет. Ежедневно им приходится обслуживать до 15 клиентов. А хозяева борделя заставляют их употреблять различные препараты, стимулирующие набор массы тела, чтобы они выглядели намного старше.


daniko21

Надеемся, что со временем все эти жуткие вещи канут в Лету.

Восточная Азия (Восток) – Примыкает к Тихому океану в умеренном, субтропическом и тропическом поясах. Рельеф характеризуется сложным сочетанием гор и равнин. Значительная часть Восточной Азии расположена в зоне Западно-Тихоокеанского геосинклинального пояса. Присущи вулканизм, значительная сейсмическая активность.

Климат муссонный, сезонно-влажный, нередки тайфуны, наводнения.

Естественная растительность представлена главным образом лесами, в северной части леса преимущественно смешанные и таёжные, на юге - широколиственные субтропические и тропические. В районах с низкой влажностью лесостепи и степи.

Равнины возделаны и густо заселены.

К региону Восточной Азии относятся Дальний Восток России, Китай, Тайвань, Япония, КНДР, Республика Корея и Монголия.

Восток таит в себе загадку и тайну. Культура восточных стран складывалась тысячелетиями, она богата, разнообразна, утонченна и привлекательна. Искусство Востока играет особую роль, оно не похоже на искусство других стран мира.

На Востоке люди прошли свой долгий путь развития, самобытный и самодостаточный, основанный на их религиозных верованиях и мудрых философских учениях. На Востоке любое действие превращается в искусство. Для них искусство это не только архитектура, литература, музыка, танцы и живопись, но и чайные церемонии, боевые искусства, основанные на наблюдениях за движениями диких зверей, особая гимнастика, искусство йоги, приводящее к гармоничному существованию души и тела человека, даже свой стиль жизни они превратили в искусство.

Восток на протяжении тысячелетий развивался стабильно и непрерывно, все приходящие новые веяния не становились причиной разрушения устоявшихся ценностей, а наоборот органично вписывались в уже сложившийся уклад жизни и становились его частью. Основной особенностью Востока является то, что здесь всегда мирно сосуществовали различные религии и религиозно-философские течения. Люди в этих краях не утратили связи с природой, поэтому все их действия направлены в первую очередь на усовершенствование души и тела, на обретение гармонии между человеком и окружающим миром. Этому учат и восточные религии. Сначала совершенствуй себя, а потом и мир вокруг себя.

На Востоке важную роль играют традиции и ритуалы, нарушение которых осуждается обществом. Традиции сохраняются и в искусстве, даже многие литературные произведения и стихи до сих пор пишут с соблюдением тех размеров, которые использовались еще до нашей эры, в музыке используют все те же мелодии. Для людей Востока жизнь представляется как замкнутая цепь событий, каждое из которых уже когда-то случалось и повторится вновь. Все новое должно быть подкреплено опытом из прошлого.


На Востоке все подчинено порядку, здесь каждый человек имеет свои обязанности и должен их неукоснительно выполнять. Долг превыше всего. Если что-нибудь было разрушено в результате каких-либо природных катаклизмов, то восстановить это необходимо в том виде, в котором оно существовало до этого. Искусство на Востоке тоже отражает этот порядок, поскольку является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка.

В древнем мире искусство передавало жизнь богов и правителей, поэтому произведения искусства по большей части изображали фигуры богов и ритуальные позы. Центральной большой фигурой всегда было божество либо правитель, а люди изображались маленькими фигурками. Божественная власть распространялась от царя к людям. Данная концепция отложила отпечаток и на современное искусство Востока, привнося тем самым специфические черты, отличающее его от западного искусства. Вообще на Востоке культура и искусство подразумевают под собой вещи, способные украсить человека, сделать его быт прекрасней.

Все восточные произведения искусства имеют потаенный смысл. Такой подход стали применять еще с древности, когда на Востоке господствовали жестокие иноземные правители. В те времена художники и поэты, создавая свои шедевры, вкладывали в них послания, которые хотели донести до народа. Нередко в них присутствовали элементы, воплощавшие взаимодействие двух сил: активной – мужской и пассивной – женской. Такой подход сохранился в восточном искусстве и в наше время. Человек на Востоке никогда не занимает центральное место, его обычно изображают в качестве стороннего наблюдателя. В связи с этим в восточном искусстве нет разрыва между реализмом и формализмом, рациональным и экспрессивным чувственным началом, "идейным" и "безыдейным" творчеством.

Познание на Востоке – это средство нравственного совершенствования, а основной вопрос, отраженный в искусстве – это соотношение добра и зла. Несмотря на то, что понятие "Востока" мы распространяем на целую группу стран, таких как Китай, Япония, Индия, Иран и другие, культура каждой из них значительно отличается. Во всех восточных странах есть свои особые культурные обычаи и ценности. К примеру, искусство живописи в Китае тесно переплетается с поэтическим искусством, о чем свидетельствуют иероглифические надписи на картинах, изображающих пейзаж. Эти тексты поясняют суть картины. А в Японии имеется свой особый поэтический жанр хоку, который не встретишь ни в одной другой культуре.

Азиатские культуры - это собирательное название традиционных культурных общностей стран и коренных народов в географическом пространстве Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, каждая из которых трактуется как относительно самодостаточная, но связанная с другими единой культурной историей и традициями большой культуры .

Признание азиатских культур как комбинации нескольких крупных культурных общностей подразумевает, что традиционные культуры стран и народов, входящих в указанные культурные общности, обладают общими для них системами мировоззрения, ценностей, представлений и стереотипов поведения. Рамки этих общностей очерчиваются или весьма широко - включённостью в культурно-исторические сферы великих азиатских цивилизаций - арабо-персидской (исламской), индийской (индуистско-буддийской) и китайской (конфуцианской), что фактически приводит к полному тождеству понятия азиатских культур с понятием «восточные культуры», или же локально ограничиваются районами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, что позволяет более точно и чётко определить специфику азиатских культур в их общности и особости. Немецкий востоковед О. Веггель (Институт культурных исследований, Гамбург) признает принятые при таком подходе географические и культурные границы наиболее точно соответствующими понятию азиатских культур. Хотя «Азия» (в работе немецкого исследователя - это районы Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; районы же Ближнего и Среднего Востока, Средней, Центральной и Северной Азии не включаются в это понятие, как и культуры народов этих регионов в понятие азиатских культур) - таким образом, это, скорее, географическое, чем культурологическое понятие. В употреблении термина «азиатские культуры» есть определённый смысл, поскольку в него включаются общие характерные для разных стран, народов и культур указанного ареала Азии черты, позволяющие говорить об их культурной идентичности: имеющая исторически более глубокие корни и территориально более обширная, чем в других частях света, государственность; преобладание исторически более древних, чем в других культурах, автохтонных (по преимуществу) религий. По мнению Веггеля, в системах ценностей азиатских культур и в образе мышления азиатских народов присутствуют общие для них ориентации на целостное восприятие мира и его явлений, резко отличающееся от евро-американского стремления к дифференциации и размежеванию.

За многие годы сравнительного изучения западной и азиатской культур в науке сложились стереотипы, в которых динамизму первых противостоит статичность вторых, «молодости» первых - «старость» вторых, ориентации на свободу - ориентация на деспотизм, понятийной культуре - эмоциональная, историческим и посюсторонним доминантам мышления - неисторические и потусторонние, материалистичности - духовность. Эти оппозиции столь же спорны, сколь и недостоверны, поскольку многое из приписываемого западной культуре в не меньшей мере характерно (или, по крайней мере, было характерно) для азиатских. Основное же различие состоит в том, что азиатские культуры стремятся к целостному, недифференцированному восприятию мира, к гармонии, а западные придерживаются противоположных ориентаций. По мнению многих исследователей, истоки этой черты азиатских культур - в их аграрной природе. Аграрная доминанта сохраняет в них свою силу и по сей день. Её суть определяется признанием гармонии трёх начал - Неба, Земли и Человека. Любая фальшивая нота в этой гармонии рождает дисгармонию, что само по себе очень опасно, так как в созданной на этой основе картине мира нет места случайному, ничто не может возникнуть из ничего или исчезнуть бесследно (показательно в этом отношении индуистско-буддистское учение о карме). Всё, что происходит в одной из трёх сфер, имеет свои параллели или аналогии в других (так, например, и сегодня в азиатских странах нередко считают, что природным катастрофам сопутствуют политические беспорядки). Параллелизм трёх сфер - небесной, земной и человеческой - существовал в прошлом и продолжает существовать и сегодня во всех азиатских культурах. В конфуцианстве, индуизме и даосизме мысль об аналогиях трёх сфер прослеживается наиболее отчётливо. В мире, построенном на принципах аналогий, признается господство общих и одинаковых для этих сфер законов и порядков. Целостное мировосприятие и порождённое им стремление к гармонии определили и характер отношения азиатских народов к природе, экономической деятельности и властным структурам. Вместо типичного для западного человека стремления господствовать над природой, преобразовывать и эксплуатировать её, для мировосприятия и поведения азиатских народов характерно стремление к жизни в гармонии с естественным миром, с природой, к созданию единства между человеком и средой его обитания, к целостности микро- и макрокосма. Религиозное сознание азиатских народов гораздо менее дифференцировано, чем европейских (так, для китайца или японца, например, так же сложно ответить на вопрос, какую религию исповедует он - буддизм, синтоизм или даосизм, как европейцу ответить на вопрос, какая у него группа крови). Для азиатского населения в целом (за исключением мусульманского) характерна веротерпимость: восточная религиозная мысль никогда не становилась источником для появления новых, отличных от религиозных, областей знания и нетеологических концепций, как это имело место в западном христианстве. Более того, азиатские религиозные системы никогда не подвергались искусу рационализма.

В общей картине азиатских культур выделяются пять основных субкультур:

  1. Первый тип - метаконфуцианский, включающий культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и стран Восточной и Юго-Восточной Азии с преобладающим в них китайским населением (прежде всего, Гонконг и Сингапур). Для стран с метаконфуцианской культурой типичны крепкие «ячеечные» группообразования, идеология государственного централизма, ориентированные на экономические достижения системы ценностей.
  2. Второй тип - культуры народов, исповедующих теравада-буддизм - тайская, лаосская, бирманская, кхмерская, сингальская. В них образ жизни и поведение человека формировались под влиянием доминирующих в этих районах производственных социальных структур, характеризуемых в специализированной литературе обыкновенно как «рыхлые». Эти структуры определяли достаточно индивидуализированное поведение личности и требовали наличия сильной государственной власти.
  3. Третий тип - индуистский, включающий различные, но в то же время связанные в единое целое локальные культуры Индостана. Его характеризует организация повседневной жизни на основе тонкой системы и правил кастовых отношений, проникших глубоко и в религиозное сознание. Индуистская субкультура делает упор на групповые социокультурные ориентации, реализуемые в семейных или внутрикастовых структурах.
  4. Четвёртый тип - исламский, в котором сильно влияние местных доисламских традиций. В этом типе выделяются две подгруппы культур:
    • малайско-исламскую - Бруней, Индонезия, Малайзия, Южные Филиппины, частично Сингапур;
    • индо-исламскую - Бангладеш, Пакистан, Мальдивы.
  5. Пятый тип - католический, включающий большинство населения Филиппин. Филиппинский католицизм испытал на себе сильное влияние дохристианских местных традиций. Психология большой семьи - одна из наиболее важных характерных черт этого типа субкультуры.


Похожие статьи
 
Категории