Noize MC: «Гастроли на маршрутке, концерт за ящик пива — думал, так будет всегда. Какое твоё любимое блюдо? С тобой всегда было интересно общаться… Вот расскажи своё мнение о гражданской войне на Украине и вообще о той ситуации в целом

22.02.2019

Интервью с рэперами

Noize MC: «Психи еще существуют в нашей жизни»

Итак, информация к размышлению. Noize MC. Он же Иван Алексеев. Он же победитель бэттла на hip-hop.ru и человек, записавший лучший альбом года по версии читателей журнала «Афиша». Чтоб вы знали, читатели журнала «Афиша» - это такие люди, которые обычно фалломорфируют на такие малознакомые вам имена, как Babyshambles и Аки Каурисмяки. Не на лаконичное Noize MC. Тоже вполне себе достижение. Ах да. Он же – рэппер, похоронивший журнализда Николая Фандеева. Пишет совместные треки с «Тараканами» и «Ляписом трубецким», выслушивая респекты от Максима Леонидова и Алексея Кортнева. Ага, и вот щас концентрация незнакомых имен на один абзац достигла критический чуть менее чем полностью. Эрго: не человек, а просто праздник какой-то!!111

Так думал молодой повеса, когда поперся в ваш Ростов. Я о себе, надо думать, не об Иване. Ему-то, в отличие от меня, заплатили. Если бы мне заплатили, я бы еще и придумал нормальные вопросы, а так придумал какие придумал. Нам ли быть в печали? Как стало понятно очень скоро, я единственный придумал хоть какие-нибудь вопросы из тех *надцати человек, кто флюродросил на «Урбании» за шоколадки и беджики «press». Еще бы я их не придумал. Это нас с eLect’ом, в два часа ночи на центральной площади города поющих «На районе 3 недели нету плана» шугали мещане, менты и вечно не спящее быдло. И да, это у меня, работника телевидения, на звонки коллег по цеху стоит «Из окна...». Нет, мне однозначно было что спросить у этого парня. Избранные моменты из нашего, наполненного искрометным юмором и интеллектом разговора я и представляю вашему пристальному вниманию. Не за что.


- Noize MC, есть ли у тебя в репертуаре песня, которую ты мог бы назвать своим программным заявлением?

Ну, моё программное заявление разбито на части, главы, которыми и являются песни, поэтому какую-то определенную из них глобальным программным заявлением назвать не могу. Это лишь части целого. Каждый слушатель волен сам собрать их воедино.

Noize MC, по своему собственному утверждению, ты артист, которому на рамки жанра глубоко фиолетово. Но чему ты симпатизируешь в большей степени?

Мне нравится хип-хоп как подход. Это музыка, которая была придумана очень круто и очень вовремя. Это течение, которое по-настоящему остается трогательным только в его изначальном воплощении. То есть когда тебе есть, что сказать и когда у тебя есть багаж пластинок, на которые тебе нужно наложить свой речетатив. А уж что за пластинки ты собираешься ставить - это совершенно по барабану. Мне нравится хип-хоп, как жанр, который изначально не имел своей музыки, а синтезировал различные стили, для того, чтобы создать что-то свое – необычное. Со временем рэперы оказались закольцованными в кругу сэмплируемой музыки, каких-то стандартов и боятся выходить за рамки. Это плохо, на мой взгляд. Потому что хип-хоп – это больше чем просто музыкальный жанр – это подход к созданию музыки.

Приоткрой завесу тайны над новым альбомом, каким он будет? Будешь ли ты, составляя трек-лист альбома помнить о том, что девочки хотят медляков?

Медляки будут, девчонки. В скобках: обычно Noize MC вообще не отвечает на вопросы о новом альбоме, так что три слова в этом свете - грандиозная эксклюзивная инфа.

- Какой вопрос ты сам мог бы задать Noize MC?

- Noize MC, как ты объяснишь ваш дурацкий вид на концерте? Девочки тебя поначалу даже не узнали.

Мы когда выступали на фестивале Кубана неделю назад, познакомились там с чуваком по имени Герман, который жил там в палатке со своей тусовкой. И он сказал, что он сам из Ростова и обязательно нас встретит. И он не наврал, встретил, и привез нам каких-то париков, безумных шмоток, всякого говнища интересного, и мы решили в него наряжаться и выходить на сцену. Так что у нас такой вот имиджевый спонсор сегодня.

- Noize MC, прокомментируй популярную в этих наших интернетах историю про Jagafest (об этой нашумевшей истории с вызывающим гимном "Героин-феста" от Нойза можно прочесть, к примеру, - прим. DEM84) .

Многие просто оказались не готовы воспринять то, что человек может действительно говорить то, что думает, и было много версий по поводу какой-то вирусной рекламы, изначально приплаченных ходов. Я в очередной раз удостоверился в абсолютной гнилости Интернет-сообщества, как минимум. Всех интересует, в первую очередь, вопрос получил ли я бабла за свое выступление. Не получил. И не только, бля, не получил, а еще мне предстоит и своего бабла отдать в придачу этим пид*расам. И поэтому донт белив зе хайп, с одной стороны, - не верьте понтам. А с другой стороны, верьте в психов – они все-таки попадаются иногда еще в жизни.

- Noize MC, вспомни свой самый необычный фристайл?

Мне кажется организатор потребовал, чтобы прекратили это издевательство над артистом, я фристайлов зачитал на диктофон уже штук так триста, но среди них не было необычного ни одного, именно поэтому сейчас я ухожу, и всего. И всего вам хорошего, доброго всего вам, я ухожу. Нет меня зовут не Вова, меня зовут не Дима. Хотя эти имена сейчас популярны. Я сегодня дергал струны гитарные, сегодня было весело, сегодня было угарно, многие говорили буэээ, да он все делает бездарно, я видел этих уродов, они показывали мне факи, я каждому из них объяснил, чего стоят они, мазафака. Всё, рифмы стали плохими, значит я ухожу. Ведь Нойз ЭмСи – это не только имя, НойзЭмСи – это не только музыка. Нойз ЭмСи – это человек. Ему иногда надо спать, вместо того, чтобы записывать трек. Ему иногда надо спать, вместо того, чтобы давать интервью, все, до свиданья, бл*дь, фак ю.

Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей.

Один из наиболее обсуждаемых и популярных отечественных альтернативных музыкантов Иван Алексеев, известный как Noize MC, встретил Новый год новым альбомом «Царь горы». «Лента.ру» поговорила с исполнителем о «пятнадцати минутах славы» в эпоху лайков, хамстве полиции и о том, как смешно быть рэпером.

«Лента.ру»: Уже в стартовом треке нового альбома ты повторяешь: «Моя музыка всегда со мной…» Сама по себе эта фраза - одно из стереотипных высказываний многих исполнителей. Но ты же, наверное, имеешь в виду что-то конкретное?

Noize MC: Куда уж конкретнее? Более прямолинейной песни, чем процитированный тобой трек Make Some Noize, на всем альбоме, пожалуй, нет. Ну, разве что «Любимый цвет» еще. Так вот, моя музыка действительно всегда со мной: в любое путешествие я беру с собой микрофон, ноутбук, звуковую карту, гитару, миди-клавиатуру, портативные колонки и кучу всяких проводов. Тексты пишу в смартфоне, иногда в нем же делаю первые наброски инструменталов или записываю на диктофон только что сочиненные гитарные риффы. Я сочиняю песни в метро, самолетах, поездах и автобусах. Альбом «Царь горы» так и был записан - за исключением одной-единственной студийной сессии мы все сделали прямо в туре, в переездах и перерывах между концертами. Make Some Noize - это эпиграф всей пластинки, рассказ о том, как она, собственно, сделана.

Ты уже проверил, как реагирует аудитория на заглавную тему альбома? Насколько далеко расходятся представления публики о «царе горы» с твоими смыслами?

Наша постоянная аудитория в основном все считывает верно. Это песня о скоротечности массового успеха и потребительском отношении публики к артисту; о «пятнадцати минутах славы» и «халифе на час». О том, как музыка из средства самовыражения превратилась в зрелище и соревнование. Но некоторые люди воспринимают этот трек как высказывание о жажде власти, о борьбе за нее - хотя это только поверхностный слой, буквальное прочтение и лишь фасад всей аллегории. А вот что касается хип-хоп-комьюнити, то в этой среде некоторые ребята, напротив, даже перебарщивают с декодингом: ищут в тексте отсылки к конкретным персонам русского рэпа, наезды им какие-то мерещатся. Ничего такого я туда не закладывал - наоборот, это песня как раз про обезличивающую артиста индустрию.

Что такого нашел Баста, чтобы сейчас «заряжать» сольник в «Олимпийском»? И чего ты никогда делать на станешь, даже если продюсеры аргументируют: сделай так - и поедем по стадионам?

Продюсеров у меня нет, а площадки мы и так собираем немаленькие. Да, в Москве это не «Олимпийский», а «Стадиум». Но у нашей группы и музыка более радикальная. Нас почти не крутят по радио. Я редкий гость в телевизоре. Сбербанк на корпоратив не позовет. И я не стремлюсь как-то это изменить. Я постоянно экспериментирую, стараюсь совместить несовместимое: мне, как и раньше, интересны причудливые жанровые гибриды и разнообразная музыкальная палитра - а огромное количество людей по-прежнему, как и десять лет назад, пытается выяснить, это все-таки рок или рэп? Причем порой с такой претензией, как будто они пакет молока покупали, а внутри оказался апельсиновый сок. Да, с точки зрения шоу-биз-маркетинга Noize MC - это сущий кошмар. Такой товар трудно продать через сеть супермаркетов - непонятно, на какую полку поставить. А проблемы с дистрибуцией и мерчандайзингом, скажем так, бьют по объемам продаж. Вася поступил хитрее: под псевдонимом Баста он выпускает более мягкую, порой прямо эстрадную музыку; есть Ноггано - во многом его истинное лицо, как мне кажется, - хотя, конечно, темные стороны его личности там гипертрофированы до гротеска; есть N1NT3ND0 - если честно, моя любимая ипостась, потому что там я вижу то, что больше всего ценю сам: смелый эксперимент, отсутствие какого бы то ни было ориентирования на аудиторию. А у меня сайд-проектов нет. Я мешаю все свои коктейли за одной и той же барной стойкой. Нравится не всем и не все - но уж если нравится, то они со мной всерьез и надолго. Я никогда не стану «рэпером номер один» просто потому, что я не рэпер. «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь, Форрест? - А разве я не буду самим собой?»

Когда ты прикоснулся к теме Осипа Мандельштама «Сохрани мою речь», это показалось любопытным. Но подобных опытов у тебя пока больше нет. Хотя, мне кажется, сделать хип-хоповый цикл на основе драматичного, классического литературного материала может быть весьма убедительным ходом.

Это штучная вещь. «Сохрани мою речь» Мандельштама бешено срезонировала с моим собственным мироощущением. Я написал эту песню очень быстро, практически мгновенно - так бывает, когда ты даже не сочиняешь, а будто под чью-то диктовку записываешь. Это нельзя поставить на поток, превратить в подход, в метод. Может быть, я еще обращусь к классической поэзии, и не раз. А может, этого больше не будет никогда - не знаю. Вот, например, хип-хопера (неологизм Алексеева для обозначения понятия «хип-хоп-опера» - прим. «Ленты.ру» ) «Орфей и Эвридика», которую мы с Юрием Квятковским в минувшем году поставили в Москве на сцене Tesla 4000 - это, мне кажется, в какой-то степени близко к тому, о чем ты говоришь. В 2017 году я планирую издать аудиоверсию оперы - в качестве концептуального хип-хоп-альбома, и мы повторим постановку в Москве и в Питере ближе к концу года.

Рэп-публицистика, рэп-сатира ныне для тебя совсем не близкие приемы, или нужен опять какой-то особый повод?

Нужно ли мне, чтобы полиция снова нахамила мне на собственном концерте, а потом посадила в спецприемник за ответную реакцию на это хамство? Хочу ли я, чтобы родственники моих друзей снова погибли в аварии, произошедшей по вине босса нефтяной компании? Соскучился ли я по травле в СМИ и людям с автоматами, вылезающими на сцену посреди песни? Нет, не очень. Хотя кому-то, наверное, скучновато без едких рэп-памфлетов на злобу дня. «Эй, что за унылая лента? Больше вирусного контента!»

Допускаешь, если какой-нибудь очередной поборник нравственности доберется до твоей темы «чайлдфри», то может снова прозвучать что-то из серии: «Прислушайтесь, о чем поет Иван Алексеев? Это к чему он призывает новые поколения!?»

Не «прислушайтесь», а «послушайте вот эти четыре строчки, плюнув на остальные сорок! Ай-яй-яй!» Я не то что допускаю, я буду дико удивлен, если этого вдруг не произойдет. Глупо отрицать, что это провокационная песня. Да, провокационная. Огромное количество родителей фактически игнорируют своих детей, не пытаются найти с ними общий язык, не вникают в их интересы и проблемы, а когда потом случается абсолютно закономерный коллапс, виноваты оказываются музыканты с «неправильным репертуаром». Я готов к публичной дискуссии на эту тему, почему нет? Я сам отец двоих детей. Да, конкретно эту песню я им в машине не поставлю и под гитару дома не спою. Поставлю и спою другие. Точно так же, как я им могу включить мультфильм про Карлсона или кино про Буратино, а вот нового «Чужого» посмотрю сам, без них. Многие современные родители вручают своим детям айпад с двухлетнего возраста и идут заниматься своими делами, а потом удивляются, что подростки подписываются на «паблики смерти». Песня «Чайлдфри» - о том, к чему может привести слепое следование чужим советам и мнению «авторитетов» из медиа, о персональной ответственности за собственные жизненные решения. А то, что многие люди не в состоянии отличить лирического героя от личности автора, для меня не новость.

Первый концерт в нынешнем году ты дал в Москве уже 2 января. Это потому, что ты теперь ведешь сравнительно здоровый образ жизни и делать в праздники тебе все равно нечего?

Ровно год назад мы давали концерт в том же месте. Это, кажется, становится доброй традицией. Мне нравятся необычные концерты - с «изюминкой», с концепцией. Что значит «делать в праздники все равно нечего»? Выступать на собственном новогоднем шоу в костюме зайца - это одно из лучших занятий в жизни! Рок-н-ролл гораздо интереснее обычного запоя.

В марте тебе будет 32. Это не те 22-23, когда начиналась твоя популярность и многое вокруг было несколько иным. Как ты ощущаешь свое взросление? И как вообще нужно «стареть» рэперу, чтобы не стать смешным?

По моим ощущениям, я куда более осознанно воспринимаю происходящее вокруг. Меня сложнее спровоцировать, вывести из себя или что-то навязать. Меньше иллюзий в отношении людей. Больше опыта. Ничего особенного - просто мне действительно уже не 22. Рэперу не нужно стареть. А вот взрослеть не помешало бы: осознать, что слово имеет вес и смысл только тогда, когда ты его не девальвируешь пустыми спекуляциями; что это крутые песни делают тебя крутым артистом, а не
наоборот; что все мы - в первую очередь люди, а уже потом - эмси, рок-звезды, диджеи, банковские служащие, дворники, слесари и доктора наук. А, кстати, быть смешным иногда нужно обязательно. Без самоиронии рэперу не повзрослеть. Это же смешно - быть рэпером. Особенно взрослым. Невыносимая боль от неразделенного чувства гипертрофированной собственной важности - главная проблема хип-хоп-мира.

2017-й ты, видимо, отчасти посвятишь гастролям в поддержку нового альбома. Недавно в сети трансляцию твоего концерта посмотрели 250 тысяч человек. Цифра внушительная. Но мне кажется, что твоя офлайн-аудитория, по крайней мере в России, все же в определенной степени ограничена, сосредоточена в нескольких крупных городах и, возможно, из отечественного хип-хопа ничего, кроме Нойза, не слушает. Насколько я прав?

Степень твоей правоты, к сожалению или к счастью, стремится к нулю. Наша онлайн-аудитория как раз достаточно скромна по сравнению с реальной. Я не веду Twitter, не делаю видеоблоги, не «перископлю», не участвую в интернет-перепалках - мне все эти бушующие страсти не очень интересны, я лучше песню сочиню. Хотя от современного артиста аудитория, конечно, в первую очередь ждет не каких-то там песен, а неистового интерактива и незамедлительной реакции на каждый пук, ибо интернет-пук - явление в высшей степени недолговечное, и тут зевать некогда: нужно его срочно публично проанализировать в соцсетях, сорвав на своей незаменимой экспертной оценке заслуженный джек-пот из лайков, просмотров и комментариев. А там уж, может, и на концерт кто-нибудь сходит - селфи сделать и снять видосик с припевом главного хита. Таковы реалии современного мира. И если раньше андеграундом был тот, кого никогда по телевизору не показывают, то сегодня андеграунд - это когда у тебя в Instagram мало подписчиков.

Что же касается нашей концертной публики, то за последние три месяца мы выступили в пятидесяти городах. В небольших городах работаем в залах на тысячу мест, в миллионниках ситуация другая. В зале я периодически вижу людей в фирменных футболках других артистов - аудитория явно пересекается и с ведущими рэп-артистами, и с известными рок-группами.

Наблюдая за современной музыкой и микшируя ее в своих композициях, ты не почувствовал, что приближается момент рождения какого-то нового тренда, какими становились когда-то рэп, хард-рок, панк, гранж, брит-поп?

Я чувствую, что момент назрел. Современная музыкальная культура уже слишком давно пережевывает сама себя. Сейчас может вдруг стать популярным что-то совершенно неожиданное. Возможно, новизна будет заключаться даже не в самой музыке, а в способе ее исполнения и донесения до слушателя, например. Будущее за мультимедиа. Песня без клипа уже воспринимается многими как полдела, как распечатанный текст без звука - то есть о’кей, мне нравятся слова, но этого недостаточно.

Вообще, если посмотреть, что происходило в музыкальной культуре в последние несколько десятилетий, можно увидеть, как маятник массового интереса постоянно курсирует между гитарной и электронной музыкой - с периодичностью примерно в семь-десять лет. Возможно, все вот-вот устанут от рейва и автотюна с драм-машинами, и он опять качнется в сторону очередной реинкарнации рок-н-ролла. А может быть, наконец сменится вся парадигма. Вот это было бы по-настоящему круто и интересно. Но что бы ни случилось, лично я по-прежнему планирую стремиться писать песни, которые и на кухне под гитару хороши, и двадцать тысяч человек на фестивале заставляют прыгать.

Apple Music теперь дает возможность своим подписчикам слушать во встроенном плеере не фрагменты песен, а все целиком - для это нужно просто залогиниться

Помню забавное критическое замечание, когда десять лет назад вышел мой дебютник «The Greatest Hits Vol. 1»: «Я не могу слушать этот альбом - там как будто поют двадцать разных людей!» В каком-то смысле этот проект обобщает весь мой накопленный скилл в данной области. А корнями все это уходит в онлайн-баттлы Hip-Hop.Ru - и в плане подхода к драматургии, и в плане дисциплины, которая понадобилась, чтобы довести дело до конца, и Маэстро Эйсид с Репаком тут тоже оказались не просто так. Плюс ко всему это для меня и моей команды музыкальный эксперимент: саунд здесь совершенно нетипичный для Noize MC, хотя главный саунд-продюсер проекта - Кирилл Борисов, работавший с нами над альбомами «Protivo Gunz», «Hard Reboot 3.0» и «Царь горы».

- Слушатели будут узнавать: в этой песне Нойз на самом деле рассказывает о таком-то случае из своей жизни?

90% этих предположений окажутся неверными. Этот клубок не так просто распутать для человека, который не знает меня лично. Но близкие люди досконально поймут, о чем речь. Там много меня - там я в основном.

Видишь, моя жена всегда являлась для меня музой. Но в этом альбоме ее роль и вовсе бесконечно важна. Многие вещи появились из наших с ней разговоров

Когда я понял, что сейчас буду делать хипхоперу, я, как любой рэпер, начал с начала - сочинил . Разослал это всем на имейл, в том числе своей жене. Она, даже не слушая, как это звучит, просто прочитав текст, сказала мне: «Ваня, что это за говно? Это не смешно, в этом вообще ничего нет, это ни рыба, ни мясо ». Я призадумался. И обобщив ее претензии, написал . Это был первый триггер, с которого вообще все завертелось. Так стало понятно, что есть драма Орфея, который забрел не туда, и его музы, которая говорит ему об этом. Дальше стали возникать другие опорные точки.

Переживания протагониста по поводу того, что он погнался за деньгами, расстался с трушностью - это упрощение и дань жанру?

Существует стереотип и существует мой опыт. И мне было интересно поиграть в этом зазоре между ними.

- То есть и тут постмодерн.

Что, кругом все ссылаются на лирического героя? Правда ли было такое? Естественно, у любого артиста было переживание, что он сделал что-то не так. Это чувство знакомо абсолютно каждому, кто выпустил хотя бы один альбом и дал хотя бы пару концертов. Кто-то может заявлять, конечно, что с ним такого не было и он светлый ангел андеграунда, но это только поза.

- Сегодня тебе кажутся смешными идеалы андерграунда пятнадцатилетней давности?

Нет, почему же. Просто некоторые вещи кажутся понятыми превратно. Исполнителями часто движут не столько принципы, сколько комплексы. В процессе карьеры важно отделить одно от другого.

- Ты отделил?

Скажем так, справляюсь с этим лучше, чем пятнадцать лет назад.

- Баттловая линия в опере - это попытка зацепиться за тренд?

Почему? Это часть моей личной истории как она есть. Андрей, ты когда в 2005 году для rap.ru - ты пришел его брать после моей победы над МС Молодым на баттле SGK. Вообще, «Орфей & Эвридика» - это даже скорее баттл-мюзикл, нежели хипхопера: тут же многие конфликты между героями решены в этой риторике, не только линия, о которой ты говоришь.

- Это круто звучит под бит. Почему ты не идешь на какой-нибудь баттл под бит?

Я сталкиваюсь с дилеммой. Либо я не уважаю исполнителя, меня раздражает то, что он делает, его творчество мне неблизко - и тогда я не хочу в нем ковыряться…

- Стоп, то, что ты говоришь больше соотносится с баттлами вроде «Версуса», но баттлы под бит сильно не такие.

Сильно не такие, да. Причем в случае с «Версус BPM» мне скорее не нравится то, что я вижу, а на «Рвать на битах» бывают прекрасные проблески. Но все равно - я вернусь к этой дилемме. У меня отсутствует мотив «он занимает свое место не по праву, и я всем покажу, какой он плохой». Люди, с которыми мне интересно сразиться в творческом плане, вызывают у меня уважение, а не зависть, ревность и ненависть. А практика показывает, что баттл, в котором нет настоящей вражды, получается ватным. Да и мне лень тратить время на такие вещи.

Кстати, именно сцену с баттлами античных героев я переделывал наибольшее количество раз, это самая многострадальная часть альбома: я как раз попытался обобщить и выделить основные типы баттловых претензий, обнажить тот момент, что вне зависимости от конкретных персоналий МС на баттлах зачастую говорят оппонентам одни и те же вещи, по сути. Этот проект отнял огромное количество сил и времени. Я скинул его послушать Влади, он сказал: «Как ты вообще собрал это все воедино?»

- Сколько писал альбом?

Два года. Мне постоянно казалось, что еще полгодика, и я закончу. Дольше всего я переписывал . Последние строчки написал после того, когда решили, что уже точно не будем ничего менять!

- А что ты менял? Объясни на примере.

В случае с баттлами я старался сделать острее. При этом это мой самый длинный альбом - это мой первый альбом без мата. Делать баттл с вымышленными персонажами и такими исходными условиями - это задача. Надеюсь, мне удалось.

© Игорь Клепнёв

- В конце года у вас будет тур по поводу пятнадцатилетия группы. В Москве будете в «Мегаспорте» выступать?

Да, а в Петербурге в «Юбилейном».

- Когда ты начинал, как представлял себя через пятнадцать лет?

Ты знаешь, как-то так и представлял. С поправкой на то, что пятнадцать лет назад рэп-артист, конечно, мог себе представить многое, но не стадионную площадку.

- С какого вообще момента идет отсчет?

С первой совместной репетиции. Предыстория такая. Я записывал песню «Когда-нибудь» - кто следит, знает ее; мы ей открывали концерт на десятилетие. Нужна была бас-гитара. Я знал, что в общаге есть Саша Кислый по прозвищу Панк, который играет на бас-гитаре, и попросил инструмент у него. А когда я пришел возвращать ему бас, он поинтересовался, что я там вообще такое записываю, мол, сыграй что-нибудь из своего. Я ему спел пару песен - и скоро мы уже репетировали у него в комнате.

- Он решил, что это настолько великолепно?

Он был сильно вдохновлен. К тому момент он играл в панк-группе - есть такие группы, где все вроде собирались репетировать, но нажрались и ничего не получилось. А вот наша группа сразу начала нормально функционировать.

А отсчет существования группы мы ведем вот с какого момента. Мы бухали на дне рождения культового общажного персонажа Валеры по прозвищу Черная Пятка и встретили чувака, который утверждал, что он барабанщик. Чтобы немедленно это проверить, мы поехали в ПТУ на Нахимовский проспект, где была репбаза в виде двух комнат. Точно помню, что он сломал там все барабанные палочки, которые смог найти, так что по окончанию репетиции играть ему было уже нечем. Этого человека мы больше не видели никогда, а группа и дальше меняла состав, но начало было положено. Это был конец апреля 2003 года.

- До нынешнего момента из первого состава группы остались только вы с Кислинским?

После всех пертурбаций - да.

- Вы когда-нибудь ссорились с другими участниками группы из-за денег?

Бывало. Но с Кислым - нет, никогда.

- Есть способ этого избежать?

Не знаю ни одной группы, где не было бы таких конфликтов. Всегда кто-то считает, что делает больше, чем получает, - всегда. Видишь, пока ваше общее благосостояние - это ноль, таких вопросов не возникает. Когда появляются первые бабки, тоже все прекрасно, потому что они первые, а у всех, как правило, есть другой источник дохода. А потом все вдруг обнаруживают, что они столько вложили - а получили не столько.

- В какой момент за эти пятнадцать лет ты был ближе всего к полному краху и провалу?

Если говорить именно об ощущении опасения за саму, так сказать, карьеру, то это классическая история в стиле «самый темный час - перед рассветом». Году в 2005-м. Группа существовала два года, но у меня были такие ожидания по поводу всего этого гениального материала! Мне казалось, что его все сразу должны понять, дать нам мешок с миллиардом долларов.

А мы выступали по Подмосковью, по безумным ДК, играли на совершенно неподходящих городских мероприятиях. И мне казалось, что так всегда и будет: поездки на маршрутках в Черноголовку, выступления за ящик пива

Это было незадолго до того, как я выиграл баттл-турнир SGK, выиграл баттл с МС Молодым и меня впервые позвали ездить по стране в составе «Сникерс Урбании». И все начало стремительно меняться. Сейчас вспоминать смешно: два года - это просто ничего в контексте становления группы.

- Сейчас за это время артист успевает и хайпануть, и скатиться.

Ну, видишь, я был тоже двадцатилетним и, видимо, существовал в том же темпе.

- Концерт Noize MC сейчас и десять лет назад - как поменялась аудитория?

Расширилась. Огромное количество людей с нами все эти годы, они уже и детей своих приводят, но и по-прежнему огромное количество молодежи и подростков. Концертная программа поменялась, это уже не «Девочка-скинхед», а «Сохрани мою речь», «Иордан», «Грабли».

- Самые ожидаемые песни на концертах - это…

Ну какой-нибудь «Выдыхай», «Из окна», «Устрой дестрой».

Концерты по три часа вы перестали играть довольно давно. А в чем вообще была необходимость так долго выступать?

А очень много фристайлов было. И очень сильно накуренный я, как правило, был - поэтому их было много. А потом уже все как-то привыкли, что мы играли три часа. Но со временем стало понятно, что концерт на два с чем-то производит большее впечатление и получается более энергоемким.

Вопрос, ответ на который я не перепроверю никак, - и тем не менее: сравни ваши концертные сборы сейчас и пять-десять лет назад? Вы уже проехали свой пик или все еще идете вверх?

Мы идем вверх, да.

- Пятнадцать лет - и только вверх?

Да. Были и спады. Были безумные 14 и 15 годы, когда наши концерты отменяли. Там по-разному получалось себя чувствовать. Но глобально это движение вверх. Причем без скачков, плавное.

- Ты понимаешь причину? Типа вы все делаете правильно и так и должно быть?

Ну, видимо, да. Хотя многие делают правильно, но им это не помогает. Не знаю.

- Можешь представить себя человеком, который не занимается музыкой?

Не могу совершенно точно. Просто по той причине, что есть такое огромное количество вариантов заниматься музыкой, что я за это абсолютно не переживаю. Писать саундтреки, писать музыку для других артистов, заняться вплотную каким-то театрально-киношным творчеством - что-то в этом плане могло быть, но сейчас не является предметом моего основного интереса.

- По сцене скучал бы?

Сцена - это то, без чего не протянуть. Когда долго не выступаю, то уже очень хочется, а первый концерт после большого перерыва всегда получается особенным. Это зависимость.


© Игорь Клепнёв

- Какие выводы ты для себя сделал из этих отмен концертов в 2014-м? Например, что нужно потише себя вести?

Нет, вывод не такой. Не давать прямой зацепки, скажем. Это того же плана опыт, что и в Волгограде (на выступлении в Волгограде Noize со сцены высмеял полицейских и получил десять суток административного ареста. - Прим. ред. ). Существуют варианты высказаться так, чтобы это было настолько же сильно по масштабу воздействия, но не давало поводов тебя зацепить. Это все равно хождение по краю, и никогда не знаешь, что именно посчитают достаточным условием, чтобы устроить гонения. Но этот рубеж музыканту необходимо держать. Вот недавно у ЛСП заблокировали в «ВКонтакте» песню «Номера». Феерическая, конечно, глупость. Что это вообще за новый закон, что нельзя описывать способ самоубийства?

Он не новый, все, кто работает в медиа, хорошо о нем знают - в соответствии с ним ты, например, не можешь прямо писать, что произошло с музыкантом Авичи. Но я впервые вижу, чтобы его действие распространилось на песню.

Для меня это новость. Раньше он так не применялся. У меня-то тогда вообще надо запретить половину дискографии - я одно время очень плотно разрабатывал эту тему, одна песня «Суицид» чего стоит, там сразу четыре способа описано! А как вообще быть с кучей художественных произведений, где это главный момент драматургии. Напрашивается такой длинный список. И все пожимают плечами: «Плохой закон, неправильный, что делать - непонятно». Раньше я думал, что люди пойдут с вилами на Кремль, только когда станет нечего жрать. Но сейчас я понял, что это произойдет, когда закроют ютьюб.

Возвращаясь к предыдущему вопросу - ну а были примеры, когда ты высказался не прямо, а как-то тонко, но и чтобы это произвело эффект?

Бывало. Неоднократно наблюдал на фестивалях организаторов, следящих за моим фристайлом и хватающихся за сердце.

Ну или вот выступал я на Красной площади - и перед песней «Yes Future!», построенной на саркастичных псевдопозитивных социально-политических прогнозах, говорю, мол, я написал этот текст шесть лет назад, но ничего из того, о чем там говорится, до сих пор не сбылось - вы же сами понимаете: ну что можно успеть сделать за шесть лет? Только половину того, что можно успеть сделать за двенадцать!

- Понимаешь ли ты, чем новые двадцатилетние рэп-звезды цепляют своих слушателей?

Да. Это по-прежнему тинейджерский панк-рок. Чисто пубертатные вещи - ровно то, почему мы слушали «Мальчишник», «Сектор газа», «Красную плесень» и «Коррозию металла». Абсолютно те же схемы в основе, но на новом уровне. Новый способ переступить черту, довольно топорный, но в силу возраста исполнителя адекватно работающий.

- Кто из молодых тебе лично нравится?

- «Пошлая Молли» - классная группа. В них помимо игры с традиционными запретными темами есть настоящий рок-н-ролльный драйв, есть неподдельная отвязность. Меня это по-настоящему трогает.

- Кто еще?

Монеточка! Я фанат ее нового альбома, «Раскраски для взрослых» - это цайтгайст в абсолюте. ЛСП - но их ведь молодыми не назвать. Хаски, которому двадцать пять, считается молодым? Вот он крутан. Притом он же сейчас говорит, что собирается вообще с рэпом завязать. И наглядно продемонстрировал, что он имеет в виду: на последнем концерте в Москве он вышел с живой группой, и они валили хардкор как у Bad Brains.

- Хаски сокрушался, что в рэпе нет товарищества, братства и общей среды.

Слишком уж это соревновательный жанр. Хотя я с большим количеством представителей этой сцены поддерживаю приятельские отношения. Думаю, что сцена гораздо менее разобщенная, чем десять лет назад.

- Как тебе кажется, идеалы хип-хопа - они остались или все свелось к наполнению больших залов зрителями?

Появился большой сегмент коммерческого хип-хопа, где главным является то, о чем ты говоришь. Когда-то он был невозможен: рэпом можно было заниматься только по любви, потому что бабок за это не платили. Но это не значит, что пропали артисты, которые это делают из любви к искусству.

Открытая репетиция «Орфея & Эвридики» в Останкино

С десяток лет назад Смоки Мо получил за свой сильнейший дебютный альбом «Кара-Тэ» тысячу долларов и, кажется, ноль роялти. В 2018 году Айза Долматова за дебютный EP получает аванс миллион рублей. Что такое произошло с рэпом?

А просто музыка снова стала платной. Победила модель стриминга - людям не западло заплатить пару сотен за неограниченный доступ к музыке. И последние два года стриминг стал приносить большие бабки. Лейблы не боятся давать большие авансы, потому что они быстро их отбивают.

- Миллион за EP - это много или мало?

Это нормально. Это успех, хорошая цифра. Ну и Айза Долматова очень популярный персонаж в соцсетях, поэтому люди, которые давали ей деньги, - думаю, они знали, что делали. Художественные достоинства обсуждать не буду - это же вопрос про бизнес.

- То есть ты недооцениваешь тексты Гарри Топора (рэпер, соперник Noize MC на «Версусе», по распространенному мнению - гострайтер Айзы. - Прим. ред. )?

Слушай, очень зрелищный, конечно, ей клип сняли - спору нет. Но это как Ольга Бузова: когда есть персонаж, ему пишут материал, он его как-то репрезентует. В коммерческом ключе это способно некоторое время функционировать - ну ок. Если бы мне было 18–22, я бы сейчас трехэтажным матом объяснял, насколько это неправильно. Но сорян, что-то мне надоело за пятнадцать лет (смеется) .

- У тебя были опыты гострайтинга помимо каких-то давних, когда ты писал тексты для Тани Терешиной?

Обширный опыт был, собственно, с хипхоперой. С поп-исполнителями? Давненько не было. В те годы это делалось, чтобы штаны не упали. Сейчас я могу спокойно заниматься тем творчеством, которым хочу. Хотя это тоже было по-своему интересно.

- Ты завидуешь тем, кто сейчас начинает?

Я за них рад. Пропал огромный входной барьер, когда за клип, в котором ничего не происходит, нужно заплатить 20 000 евро. Когда, чтобы нормально записать, нужно обязательно накопить на студию - не факт, кстати, что еще нормально запишут. С другой стороны, люди же быстро расслабляются. У них все это есть, и они начинают меньше стараться. Забавно было это с Чачей обсуждать: он говорит, что, когда начинала группа «Наив», на студию попадали только те, кому очень-очень-очень-очень-очень надо.

- У тебя есть запал все равно заниматься музыкой, если тебя будут слушать 20–30–40 человек?

Очень странно так к этому подходить. Понимаешь, музыка, которую я пишу, в момент, когда я ее пишу, - она для гораздо меньшего количества человек.

- Для одного?

Бывает и так. А то, что с ней потом становится, это, конечно, магия и мистика. Но, понимаешь, в моем случае сочинить музыку, которую будут слушать реально 20–30 человек - это я даже не знаю, как вообще так сделать. Что я такого должен выдать. Даже если я грайндкор-альбом запишу, ну уж пара сотен точно что-то в нем найдут. В мире соцсетей это невозможно - прежде чем сказать, что это кал, ее вынуждены будут послушать несколько сотен тысяч. Неизвестно, не вызовет ли еще это противоположный эффект.

Есть множество американских саунд-продюсеров, которых послушать, - они точно знают, как написать хит. А ты за пятнадцать лет разобрался?

Я понимаю какие-то работающие схемы. Но сознательно не прибегаю. Не знаю, это смешной вопрос. У меня есть один трек, который сделан по всем поп-лекалам. Хочу угореть и выпустить летом.

- Будет ли он под хаус-бит, как сейчас положено?

Да, у меня будет хаус-сингл. Вот и проверим.

- Ну что же… Хаус-сцена , как в 2017–2018-м.

Я на самом деле сначала был удивлен, что весь этот хип-хаус, который в 90-е проскакал уродливым гибридом по ушам слушателей и канул через несколько лет, вдруг столь величественно воспрянул и все собой заполонил. Хотя в детстве мне нравились Technotronic, NYCC, Bomfunk MCʼs - я как ведущий школьных дискотек всю эту сцену знал хорошо и подробно. Мне казалось, что это полностью отработанная схема, которая никому уже не кажется привлекательной. И тут вдруг ничего больше не стало - только трэп и прямая бочка. А лучше совместить! Но, кстати, я все чаще начинаю слышать в самых разных заведениях плейлисты, основанные на хитах конца нулевых: 50 Cent, Нелли Фуртадо, Тимбаленд, ранние хиты Бейонсе. От last season до «хорошо забытого старого» - полшага.

- Вы чувствуете, как меняется музыкальный мир вокруг вас?

Он стал чрезвычайно разнообразен. Раньше существовали привычные источники информации, сейчас на тебя вываливается столько всего, что ты беспомощно барахтаешься. Люди больше не готовы слушать одну и ту же группу по 10 лет, им постоянно нужно что-то новое. Но тех, кто давно стал популярными, это уже не касается - и никуда не денутся, они на другом поезде едут.

У вас в связи с этим поменялись какие-нибудь ориентиры? Условно говоря, шесть лет назад нужно было писать трехминутную песню с припевом для радио, а сейчас не нужно, потому что вместо радио у всех интернет.

Ориентиры все те же - насколько это резонирует с моим небольшим кругом. Это живые люди, которым я играю песню на кухне или ставлю в маленькой колонке в аэропорту, пока мы ждем рейс: «Смотрите, чуваки, что я сделал».

- Какие ожидания связаны с новым альбомом «Царь горы»?

Мне кажется, это очень хитовая пластинка. Она лаконичная, на ней нет ни одной песни, в которой я сомневаюсь, она сделана в сжатые сроки, в дороге - оказывается, миди-клавиатуру можно ставить на столик в самолете и что-то сочинять. Примерно половина альбома уже исполняется на концертах. Это хороший тест-драйв для материала, чтобы понять, как его довести до ума и впоследствии зафиксировать в записи. Вообще, мне кажется, что это очень хороший и цельный альбом.

- А на какой из ваших альбомов он похож?

На первые две пластинки, только доведенные до более компактного состояния. Здесь у нас в меньшей степени калейдоскоп и винегрет. Хотя здесь тоже широкая жанровая палитра, а акустическая баллада может соседствовать с драм-н-бейс-боевиком.

Когда вы начинали, слушатели рэпа восторгались тем, что в жанре возник артист, который рушит штампы и сочетает все - от гранжа до электроники. А спустя годы это сочетание само превратилось в штамп.

Хотя я по-прежнему пробую новые краски, есть набор выразительных средств, которые уже стали моим собственным стилем. Многие артисты всю жизнь исполняют одну песню в разных вариациях. У меня она не одна, у меня их семь. Что само по себе уже неплохо. Но я все время пробую сыграть восьмую.

Трек «Питерские крыши» входит в треклист «Царя горы»

- Как вы с Монеточкой записались?

Связались через «ВКонтакте». Я послушал ее альбом, мне понравилось, мы стали общаться. Выяснилось, что это актуальный, современный, живой человек, у которого нет границы между ним самим и его сценическим образом.

- Удивительно, что к ней до сих пор не обращались другие известные артисты.

А они обращались, просто мне повезло больше других.

- Есть у альбома ключевая тема?

Этот альбом о том, что, играя в чужую игру по правилам, которые придумал кто-то другой, ты участвуешь не в том соревновании. О том, что ценностью является создание своего собственного мира. И что, скажем так, все стороннее и наносное очень скоротечно, поэтому нужно меньше вертеть головой по сторонам и сосредотачиваться на своем и настоящем.

Подавляющее большинство твоих слушателей вряд ли ходят на сверхтворческую созидательную работу. Их заденет такой посыл?

Это не единственный посыл пластинки. Но если говорить об этой линии, о том, что оценочные суждения со стороны все-таки стоит фильтровать, то это посыл, который в мире социальных сетей касается каждого.

- Существует ли какая-то история о том, как вы к этому пришли?

Моя карьера - эта история. Про меня много лет кто-то что-то думает и говорит. И если все это через себя пропускать, то можно с ума сойти. Я этого не делаю больше. Я вспоминаю пресловутый 2010 год, когда у всех было мнение по поводу того, кто я такой, что я делаю и насколько это хорошо или плохо. Это было тяжелое время, я придавал этому слишком много значения. Вся эта шумиха безумная в итоге улеглась, а альбом 2010 года остался - и, похоже, остался надолго.

Наверное, приятно быть в центре внимания. И от этого наверняка какое-то суперострое ощущение возникает. Несмотря на весь негатив.

Это ощущение существует и в чистом виде, без примесей. В «Стадиуме» я выхожу на сцену, перед которой собрались 5 тысяч человек. И я понимаю, что я здесь не просто так и сейчас здесь произойдет что-то очень крутое. А когда к тебе приходит 115-й по счету журналист из «Волгоградской правды» и спрашивает, почему вы написали песню «Мерседес S666», заранее зная ответы на все свои вопросы, - такое внимание не помогает чувствовать себя лучше.

«Make Some Noize» - первый сингл с «Царя горы»

Понимаю, но трудно поверить, что совсем уж ничего приятного в этом внимании не было. Особенно когда приходил не 115-й журналист из «Волгоградской правды», а интеллигентный Андрей Лошак.

Было другое ощущение. Если говорить конкретно о случае с «Мерседесом S666», было ощущение, что такими действиями можно переломить ход этой печальной истории. Думалось об этом. Было ли в этом приятное? Приятно было осознавать, что сила, которой я обладаю, способна помочь людям. А эндорфин от того, что, как круто, у меня берут интервью - большинство этих интервью представляли собой попытки вывести меня на чистую воду. Может быть, помните, как к Олегу Кашину я ходил на интервью?

- Я, видимо, уже об этом забыл.

Я тоже нечасто об этом вспоминаю. Просто раз уж мы всех этих событий коснулись.

- Он старался прессовать вас?

Ну да, а через несколько месяцев еще одно интервью сделал, такое же неприятное. Без этого всего намного легче. Состояние безудержного хайпа, когда все вокруг склоняют твое имя, может быть, кому-то и приносит удовольствие, может, кто-то сознательно к этому идет. Мне всегда было интересно писать песни, создавать миры какие-то. Смотрите, появилась группа Die Antwoord, я их увидел - и у меня сразу ощущение созданного ими мира. Они уникальны, они круты, притом что вообще-то я такое музло не слушаю. Но меня это по-настоящему трогает. Мне совершенно неинтересно при этом ковыряться в каких-то подробностях, где, что и кому они сказали.

Или кумир моей юности, Курт Кобейн. Понятно, что там были наркотики. И все-таки мозги себе он вышиб, по моему глубокому убеждению, потому что слишком всерьез воспринимал то, что о нем говорят. Я прочитал множество биографий и вообще литературы, связанной с Nirvana. Был случай, когда он бегал по особняку от Кортни с подборкой журналов, где были уничижительные статьи о нем. Она пыталась их выбросить, потому что он постоянно их перечитывал и испытывал какой-то мазохистский кайф. Хотя можно ли это кайфом назвать?

В 2010 году как раз у многих было ощущение, что слова могут на что-то влиять, что песня может что-то изменить. А в 2011 году после Болотной настроения в обществе сменились. В этом смысле показательна история с вашими достаточно невинными фразами об Украине - «Был там, бандеровцев не видел», - которые не вызвали здесь ничего, кроме ненависти.

Это было очень сильное переживание и разочарование. Я чувствовал себя абсолютно беспомощно, пытаясь достучаться до людей, но принципиальная возможность диалога полностью отсутствовала. Что бы ты ни сказал, тебя не слышат, про тебя заранее все понятно. Поэтому я психанул на «Кубане»: идите вы… все равно слушать ничего не хотите (на фестивале «Кубана» Noize MC отключили микрофон, когда он начал говорить об Украине, в знак протеста он ушел со сцены и вернулся на нее голый; впоследствии несколько десятков российских концертов были отменены под разными предлогами. - Прим. ред. ).

- А у вас были мысли уехать из страны?

Я воспринимаю эмиграцию только как последний способ избежать тюрьмы или физической расправы. А так уезжать не хочу.

В этом году Noize MC выпустил такой вот клип на песню о восставшем Ленине «Lenin Has Risen» - это часть англоязычного альбома, который вообще-то планировался на конец 2016-го, но оказался сдвинут на «после «Царя горы»

Надо на какую-то более жизнеутверждающую тему выйти. Давайте вспомним еще одну историю из 2010 года, как вы поссорились и помирились с Сергеем Шнуровым.

Мы очень круто помирились, да. Если бы мы не поссорились, мы бы не подружились.

- И вы продолжаете поддерживать контакты?

Мы общаемся, да. Периодически встречаемся, когда я бываю в Питере, но у Сергея такой график, что это происходит нечасто.

- Можно вспомнить обстоятельства?

Вышла песня «Химкинский лес» о том, что все эти песни на общественно-политические темы - дело неискреннее. Отдельная строчка про дьявольский «мерс» отсылала к «Мерседес S666». Я к «Ленинграду» всегда хорошо относился, поэтому меня это так остро задело. Ну и я сочинил тоже такую песню-пародию, взяв за основу не самый известный хит «Ленинграда». И если не знать оригинал, то такой ответ мог показаться очень грязным.

Многие и не восприняли это как пародию. Тем не менее это был мой ответ для самого Сергея, а не для орущих людей вокруг. Ну и никакого продолжения это не получило, он просто молчал, а потом в свой день рождения в 2011 году, уже через полгода после этого клипа, вдруг позвонил мне и начал выяснять отношения. Мы достаточно неоднозначно пообщались, и хотя какие-то точки взаимопонимания нашли, но разговор наш, помню, закончился на «Ну че, я не слышу извинений» - «Ты че, какие … извинения». После этого мы с ним увиделись еще через несколько месяцев на премии «Степной волк», где нас познакомил Вася Обломов. Сергей Владимирович был подшофе, так что общение началось с какой-то бычки, а закончилось тем, что в 6 утра мы пьянствовали на Фонтанке, около его дома. Посиделка была колоритная - постоянно подходили какие-то люди, Шнуров брал в магазине вискарь со словами «Запишите на мой счет».

Клипом «Побрей звезду», снятым в 2010 году на концерте, Noize MC довольно дерзко вступил в конфронтацию с Сергеем Шнуровым, отвечая на его песню «Химкинский лес»

На Пикнике «Афиши»-2015 вы познакомились с Земфирой и попробовали посотрудничать. Я так понимаю, ничего не получилось?

Не то чтобы совсем ничего. Мы в соавторстве написали несколько песен. В том виде, в котором мы их написали, услышать их нельзя. Она отвечала за музыкальную часть, а я за тексты. Тексты никуда не делись, просто я написал для них другую музыку, и они вошли в альбом.

- Почему так?

Ну, мы что-то делали, но все время недоделывали. А в какой-то момент перестали общаться. По определенным обстоятельствам. Но это в любом случае интересный опыт. Я с уважением отношусь к Земфире, она сочинила очень много крутых песен, она интересный мелодист, классный композитор, прямой и резкий человек. И помимо прочего, еще и крутой битмейкер. Земфира делает крутые биты.

- Вы говорите «интересный опыт». Чему, например, такой опыт может научить?

Я был очень вдохновлен этим знакомством, сочинил несколько песен, которые мне очень нравятся. Не будь этого самого знакомства, этих текстов бы не было.

- Вас сегодня в какой-то степени интересует мир русского рэпа?

Русский рэп - это ок, я помню, что раньше это был жанр, в котором очень сложно было найти что-то по-настоящему цепляющее и не вызывающее никаких вопросов. Сейчас с этим попроще.

- Часто ли эта музыка дарит вам ощущение «я слишком стар для этого дерьма»?

Нет, не слишком. Я неоднократно говорил, мне нравится альбом Оксимирона - я ожидал, что это будет баттл-рэп и унижение воображаемого соперника, но то, что услышал, меня приятно удивило. Альбом Скриптонита очень самобытен, и, хотя его система ценностей мне не близка, я признаю, что это знаковая запись для русского рэпа. ATL молодец, мне нравится, как у него электроника работает, и все очень хвалят его лайвы.

Некоторые вещи, как тот же клауд-рэп, меня интересуют не как музыка, а как социальное явление, как что-то новое, что мы можем узнать о мире. Наш басист говорит об этом, что новое поколение поняло, что в списке sex, drugs & rock-n-roll рок-н-ролл - вещь абсолютная лишняя. И перешло, так сказать, сразу к сути. Они скорее транслируют некий лайфстайл, где сексуальная объективация максимальна, где женщина равно шлюха, причем уже надоевшая и не очень интересная. Ни любви, ни тоски, ни жалости.

- Что все-таки с вами случилось на баттле «Версус»? Вы выглядели так, словно с вами…

Словно со мной что-то случилось. Моя жизнь разваливалась на куски. Я не буду об этом говорить. Просто поверьте, что это был …. А сам этот баттл … - это была вишенка на таком торте! Что в сравнении ее размеры просто смехотворны. Я никогда его не пересматривал. Помню только, что я там фристайлил и это было даже излишне откровенно.

С треском проигранный баттл Versus состоялся в конце 2013-го - баттл-движение в России в тот момент еще не набрало ход; Noize MC был чуть ли не единственным артистом, собиравшим клубы-пятитысячники и рискнувшим выйти на Versus

Когда были моложе, вы могли повзолить себе смешные и дерзкие нападки на или Андрея Малахова. А теперь на вас наскакивают.

Какие-то вещи заставляют задуматься о карме. Я не такой агрессивный, как раньше. Даже если брать какой-то совсем ранний период, лет до 20 включительно, я, как правило, все-таки концентрировался на неприятном мне творчестве, а не на личности. Что касается упомянутых примеров… Мои тогдашние действия были ответом на чье-то хамство и так далее. То есть, получая какой-то тычок извне, я бросался сразу отвечать, вот такой мотив у меня был, сейчас его нету. Просто неинтересно. Делать же надо то, на что ты вдохновлен. Если ты не вдохновлен, не надо делать.

- Вы в последние несколько лет сами себе менеджер, верно?

У меня есть менеджер, административными делами я никогда не хотел заниматься, да и это просто невозможно при таком объеме.

Да, но теперь это ваш сотрудник, а раньше вашим менеджментом занимался ваш продюсер. Могли бы вы поразмышлять, нужны ли артисту продюсеры в будущем, где все мы вдруг оказались?

По большому счету артисту нужна команда. Хороший СММ-менеджер, хороший дизайнер, хороший букер, который рулит концертной деятельностью. Еще лучше, если есть менеджер, способный вести переговоры более серьезного уровня. Впрочем, есть артисты, которые сами ведут все дела, и им так удобнее. А для меня это некомфортно.

Я люблю приводить примеры тех же Шнурова или Оксимирона, превративших свои соцсети в популярные медиа, которые обеспечивают контакт с аудиторией без посредников. А вы почему игнорируете соцсети?

Я понимаю, насколько мощным инструментом они могут быть. Но для этого ими нужно заниматься в должной мере. Если у меня появляется толковая мысль о том, как устроен мир, я скорее попробую превратить ее в песню. Если честно, в нынешнем состоянии мне гораздо более комфортно, чем лет 5 назад. Потому что я наконец-то гораздо больше времени занимаюсь музыкой, не отвлекаясь на прочую шелуху. И это великолепно. И гораздо меньше лишних людей вокруг, которые гораздо более поверхностно воспринимают эту музыку. Когда на твоем концерте половина публики просто пришла посетить выставку ослов - «Ой, это сейчас круто» - я это проходил. Безусловно, это льстит самолюбию. Но гораздо круче, когда люди, которые на тебя пришли, знают, куда они пришли.

Я вас недавно видел выходящим из метро «Сокол» по дороге на концерт Twenty One Pilots - и испугался количеству людей, которые буквально набрасывались, чтобы сфотографироваться. Вы вообще на концерт попали тогда?

Да, все нормально. По дороге выяснил, что не зря мне Twenty One Pilots нравятся - аудитории сильно пересекаются.

Новый альбом во всех его понятиях вот уже практически на горизонте, хотелось бы узнать, определился ли ты с датой его выхода и полностью ли составил треклист этой компиляции?
- Да, треклист полностью составлен, все песни сейчас находятся на стадии сведения и монтажа. Как только мы закончим, сразу обнародуем.

- Непосредственно физический носитель имеет место быть?
- Ну, попозже будет. Я думаю, к презентации альбома уже будет.

- Которая, как нам известно, перенесена…
- Да, 18 мая в STADIUM состоится презентация нового альбома в Москве. Остальные презентации не перенеслись, то есть Минск и Питер своё получат вовремя. Ну и, соответственно, все сибирские города.

Можешь ли ты вытащить пару козырей из рукава и рассказать о том, присутствуют ли какие-то фичеринги интересные на этой пластинке?
- Присутствуют. Например, будет фичеринг с группой «Воплi Вiдоплясова ». Ребята ко мне обратились с предложением по поводу своего 25-летия - обработать древнейший хит, песню «Танцi». У нас получился такой дабстепово-брейкерский замес очень жёстокий и интересный, с моим текстом и со старым текстом тоже. Мы всё это удивительным образом совместили, и скоро представим на суд широкой общественности. В рамках украинского тура, который у нас в конце марта будет, планируем снять видео. Возможно, какие-то треки ещё появятся до презентации самой пластинки. Вообще мы сейчас не рубимся за сохранение тайн, скажем так. Многие песни уже звучали. Этот новый, а для кого-то уже не новый материал, тоже окажется на пластинке. Но, там планируется 22 трека, так что новья тоже всем хватит.

В прошлом году мы были свидетелями массы перфомансов в неожиданных составах с различными музыкантами - это и виолончель, и тот же DJ Mos, который теперь с вами гоняет практически постоянно. Хотелось бы узнать - с материалом нового альбома, возможно с его презентацией, мы увидим уже огромный Лондонский филармонический оркестр?
- Знаешь, я, если честно, думаю все подобные фишки оставить слегка на потом, когда всем уже поднадоест, как мы рубим эти песни в своём классическом составе. Но, DJ Mos с нами теперь постоянно, так что его вы, конечно, будете лицезреть. Что касается остальных музыкантов, которые принимают участие в наших концертах, на презентацию мы не планировали их задействовать, но они приняли участие в записи альбома. То есть, в виде различных семплов, которые будет запускать DJ Mos, вы их сможете услышать.

Уже практически классический хронометраж, ставший притчей во языцах - это трёхчасовой концерт Noize MC. Сейчас выходит альбом, как ты сказал, с 22-мя треками. Значит ли это, что концерты движутся к прогнозируемой круглосуточности?
- Концерты движутся к тому, что мы в течение трёх часов будем играть только бронебойные хиты. Это очень сложная задача для нас, потому что жалко бывает выкидывать те или иные песни, но мы следуем логике беспощадного отбора и со временем придём к идеальной программе. Больше трёх часов всё-таки сложно людям, это надо понимать.

Это был первый раз, когда я сказал «всё, горшочек, не вари».

- Людям с обеих сторон сцены.
- Ты, конечно, на сцене рубишься, прыгаешь с гитаркой, устаёшь, много потеешь, можешь сорвать голос, но, во всяком случае, тебе не тычут в лицо сигаретами, тебя не затаптывают в слэме. В общем, у тебя есть некоторая фора перед людьми, которые вынуждены терпеть этот ад в течение такого количества времени. Я помню, когда мы сгоняли с парнями на Limp Bizkit в Киев, парни (LB) играли 2,5 часа, и мы поняли, что вообще это довольно жестоко. Раньше мы не задумывались, а тогда, я помню, пришел момент что-то такое осознать.

- Ты понял, для кого существуют сидячие залы?
- Ну, как-то да, пришли вот такие моменты в голову. Но, это не повлияло на наше решение, и мы продолжили играть столько же, сколько обычно.

Я так понимаю, что недавно ты, так скажем, продолжил свой киноопыт в сериале, где главную роль исполняет Сергей Шнуров. Хотелось бы услышать пару слов вообще об этом сериале, насколько тебя приколола сама затея. Ну, раз ты там снялся, значит, уже приколола. Насколько тебя приколол, скорее, результат, и насколько ты вообще ожидал увидеть Сергея в главной роли сериала вполне себе мейнстримового?
- Это я знал изначально. Просто обычно Шнур не соглашается играть в какой-то совсем уж эпидерсии, это было дополнительным поводом принять положительное решение. Мне показалась интересной эта задумка, именно поэтому я и принял участие. Ну, если честно, на данный момент я ещё ни одной серии не видел, у меня не доходят руки посмотреть. Мы сейчас с моей женой жонглируем детьми максимально, не всегда получается посмотреть какие-то новости.

- Есть ли желание, как жонглёр в процессе обучения, перейти от двух мандаринов к трём?
- Ну, пока что, мне кажется, нужно отточить своё умение на двух.

На тему Сергея Шнурова и его неучастия в сомнительных проектах, как ты сказал: знаешь ли ты, что Сергей в скором времени принимает участие в концерте-камбэке группы «На-На»?
- Да ладно!?

- Да, я видел это на билборде в метро - Бари Алибасову 75 лет, или сколько там… И главный гость - Сергей Шнуров.
- Я считаю, что это следствие Серёгиной формулы «так плохо, что аж хорошо»! Что если уж выступить на говняном концерте, то тогда уж самом говняном, только так. Кажется, здесь работает такой подход. Я не знаю, случай с СТС это был он же или нет…

Коллектив Noize MC всегда славился зубодробительными, по российским меркам, турами, просто нескончаемыми. С рождением второго ребёнка, видишь ли ты для себя возможность после этого короткого отпуска отправляться в такие же насыщенные поездки?
- В такие же нет. У нас, кажется, восемь концертов в марте, у нас довольно продолжительный тур по Сибири, потом отдыхаем майские праздники и в июле планируем целый месяц свободный.

Тебя могут отблагодарить только люди которым это очень надо.

- Ну, уже вольготнее, чем в прошлом году…
- Даже не в прошлом, а в 2010-ом, с ним по ужасу ничто не сравнится. Это был первый раз, когда я сказал «всё, горшочек, не вари», потому что это превратилось в полнейший треш.

Напоследок бы хотелось коснуться вот какой темы. Так как интервью появится там же, где эксклюзивно появится твой «Новый альбом», на сайте ThankYou.ru, хотелось бы услышать твоё мнение о нынешнем этапе развития, или напротив - этапе разложения музыкальной культуры, релизовой культуры. В чём ты видишь будущее этой индустрии - действительно система «pay-what-you-want», пост-оплатная система, когда слушатель знакомится с музыкой и лишь потом, в зависимости от своих возможностей, выражает свою денежную благодарность музыканту, является одним из перспективных путей развития, или есть какие-то другие альтернативы на виду?
- Нет, мне кажется, что на данный момент, в существующей ситуации, это самый честный подход. Ну и вообще это похоже на уличную историю. Музыкант играет на улице. Если кому-то понравилось, он бросит полтинник, если не понравилось - ничего не бросит. По-моему, это честно. С другой стороны, в России рассчитывать на что-то другое вообще нет смысла. Тебя могут отблагодарить только люди которым это очень надо, я имею в виду аудиозаписи. Я думаю, что с развитием и упрощением систем электронных платежей в стране, это может приносить музыканту вменяемые деньги. Главной ценностью были, есть и остаются хорошие песни. Их придётся писать, и придётся писать много. Никому никуда от этого не деться.

- Что ж, спасибо тебе, человек улиц, за эту милую беседу!
- Псы! Псы!



Похожие статьи
 
Категории