Образ мастера в произведении по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл). Смысл названия романа

12.03.2019

Вопросы к диспуту.

    Почему у мастера нет имени?

    Столкновение каких противоположных начал в характере мастера показывается Булгаковым?

    Чем является, по Булгакову, отказ мастера от любви Маргариты?

    Почему мастер «не заслужил света, он заслужил покой»?

    Какой путь в романе проходит Маргарита?

    Какие качества Маргариты восхитили старого скептика Воланда?

    Какой видится Маргарита в разные периоды ее жизни: до встречи с мастером, в период расцвета их романа, в период одиночества, на бале у сатаны, во время прощального полёта?

    Какое положение занимает образ Маргариты в романе и какие нравственные качества олицетворяет?

    В чём назначение писателя? Сравнив судьбы мастера и Булгакова, найдите черты сходства и существенного различия в жизни художников слова.

III . В процессе диспута, которым руководит учитель, учащиеся приходят к следующим выводам:

    Мастер – имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела». Мастер – самое первое слово романа, им открывается произведение в целом и заявляется тема творчества. Очень важно, что у мастера нет настоящего имени: имя выражает сущность личности, отсутствие имени означает трагедию личности, что и подтверждает текст романа.

Отсутствие имени у мастера – свидетельство обобщенности портрета героя, который сочетает в себе гоголевское и пушкинское начала и имеет черты сходства с автором романа и его судьбой. Имя мастера стёрто его отказом от себя и неверием в справедливость жизни.

    Роман о Понтии Пилате не мог быть напечатан в 30-е годы ХХ век, так как по своей сути это глубоко христианское произведение, а указанный период в истории страны – эпоха всепоглощающего атеизма. Роман о Пилате – это покушение и хула на власть и господствующий порядок, олицетворением которого в те годы был Сталин.

    Ощущение тупика жизни и страх перед её бурями постоянно присутствуют в признаниях мастера, когда он исповедуется Ивану Бездомному в клинике Стравинского. В то же время есть в мастере соседствующая со страхом и временами взрывающая его грозная повелительность пророка, которую можно увидеть в эпизоде, когда мастер настаивает на своей избранности, гордо отвечая на вопрос Бездомного: «Вы – писатель?» - «Я – мастер». Столкновение противостоящих начал страха и пророчества лишает мастера душевного равновесия, и он заболевает. Эта душевная болезнь - трагическая черта эпохи, в которой живут и мастер, и Булгаков. Но мастеру свойственны и высокое представление о человеке, и протест против любого унижения и насилия.

    Для мастера любовь – спасение другого человека. Понимая катастрофичность своей любви к Маргарите, он отказывается от любимой женщины, не желая губить ее той тьмой, которая охватила его душу после поражения в борьбе за роман. Отказ мастера от любви – неверие в свои силы и выздоровление. Расплата за грех неверия в себя и свои силы – страх, приведший к уничтожению романа и душеубийству героя (его болезни).

    Мастер не заслужил «света» потому, что это противоречило бы христианским требованиям, ведь и за смертным порогом он оставался слишком земным, не преодолел в себе человеческого начала, оглядывался на свою земную грешную любовь – Маргариту, хотел с ней делить будущую неземную жизнь. Отчаяние и уныние мастера также греховны по христианским канонам, а сожжение романа – своего рода самоубийство, страшный грех, непрощаемый. «Свет» как награда мастеру не соответствовал бы и философской концепции романа. Это было бы односторонним решением проблемы добра и зла, света и тьмы, упрощением диалектики их связи в романе. У Булгакова Воланд и Иешуа – партнеры (учение Оригена о примирении Дьявола с Богом). «Покой» – своего рода соглашение между ними. При решении судьбы мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры. Отсюда компромиссное решение – наградить-наказать мастера покоем. Несомненна автобиографичность романа, и наградить райским сиянием мастера – потерять доверие читателя, которому Булгаков так искренне рассказал о себе, о своем творчестве, о своей любви. В ХХ веке идея достигнутого счастья – награды, высшего блаженства не звучала актуально, искусство стремилось к переосмыслению традиционного толкования Евангелия. Булгакова интересует человеческое, нравственное содержание образа Христа. В этом ключе мастер заслуживает лишь «покоя» как единственной награды художнику, которому ведомы вечные начала бытия и который не может жить в согласии со своим временем. Но «покой» в романе – это мечта мастера и Булгакова, но не воплощенная, не реализованная. Эпилог романа, рассказывающий о сне И.Н. Понырева, – тому доказательство. За пределами мира земного Булгаков не утверждает ничего наверняка и дает роману скептический финал, поскольку преобладающее настроение последнего периода творчества Булгакова - христианский скепсис.

    Маргарита в романе совершает путь, противоположный мастеру: от отчаяния, тревоги, пустоты жизни она движется к вере в неё и в свои силы, к всепобеждающей любви. Она ни на минуту не теряет веры в чудо спасения, возвращения возлюбленного. Ради этого выдерживает тяжелейшие испытания (бал у сатаны), она тверда, упорна, сильна и благородна.

    Старый скептик Воланд, презирающий людей за неспособность быть стойкими и чистыми, поражен мужеством, достоинством и милосердием гордой Маргариты, наделенной спасительной энергией любви, которая заражает мастера и постепенно возвращает к вере и любви.

    До встречи с мастером Маргарита – женщина из московской элиты обитателей особняков на Арбате. В её жизни, с точки зрения советского обывателя, все было хорошо. Но не было главного смысла жизни - любви и необходимости жить ради близкого, дорогого человека. Героиня открывает себя, своё сердце, обретает смысл жизни и становится земной женщиной (а не «небожительницей»), встретившись с мастером и посвятив себя целиком служению этому талантливому человеку. Потеряв его, почти отчаивается, но терпеливо ждёт и верит, что настанет день возвращения возлюбленного. Общение с сатаной, его свитой и всей фантастической нечистью меняет облик Маргариты, но не разрушает её душу, открытую для любви, сострадания и милосердия (история с Фридой). Восхищает её внутренняя сила (близкая отваге Иешуа, отстаивающего идею неистребимости добра), упорство, настойчивость и непреклонность в достижении цели. Но главное – вера, которую Маргарита не теряла никогда, даже в самые трагические минуты жизни.

    Маргарита занимает исключительное место в романе. У Булгакова этот образ не имеет параллелей ни в ершалаимских главах, ни в нереальном мире, но действует во всех трёх мирах романа и олицетворяет любовь, милосердие, добро, на основе которых должно быть, по мысли писателя, устроено человеческое общество. Прообразом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова. В начале 30-х годов она, жена крупного советского военачальника, ушла к писателю Булгакову, разделив его нелегкую судьбу. Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич впервые встретились в феврале 1929 года, а в мае был начат роман «Мастер и Маргарита» - плод любви и творчества писателя Булгакова и его Музы, вдохновительницы, прекрасной Елены. Елена Сергеевна была любимой, другом, помощником, секретарём, ангелом-хранителем. Она сдержала слово, данное умирающему Булгакову: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать». Делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, она говорила: «Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было». С полной уверенностью эти слова можно отнести и к образу Маргариты, которая обрела свое счастье в любви к мастеру, став единственной, преданной и верной спутницей его жизни.

    Судьба талантливого человека в России всегда трагична. В этом убеждает история жизни мастера, Булгакова и страстно любимых им Пушкина и Гоголя … Михаил Афанасьевич, в отличие от своего мастера, до конца своих дней жил, не прекращая работы над романом, веря, что наступит день, когда будут напечатаны его романы, повести, пьесы и имя его будет известно всей России, как имена его гениальных учителей.

Завершаем разговор о судьбе художника в России замечательным стихотворением А.А. Ахматовой «Вот это я тебе, взамен могильных роз…» В нем – гордость за талант и силу характера Булгакова, боль невыносимой утраты и понимание истинного назначения творчества художника.

Памяти М.А. Булгакова

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и всё вокруг молчит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто подумать мог, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех пережившей, все забывшей,

Придется поминать того, кто полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.

март 1940 года

I V . Домашнее задание.

    Письменно составить тезисы по вопросам диспута (к зачетному уроку).

    Повторить все изученное на предыдущих уроках (к зачету-тесту по роману).

    Написать сочинение-рассуждение по одной из тем:

а) Смысл и значение эпиграфа романа.

б) За что наказан М.А. Берлиоз?

в) «...каждому будет дано по его вере» .Судьбы главных героев в финале романа.

г) Значение образа Ивана Бездомного в романе.

д) Нравственные ценности в романе Булгакова.

Приложение № 5

УРОК ПЯТЫЙ

Зачет по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

1. Проверить усвоение учащимися изученного материала по роману;

2. Подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения по роману;

Ход урока:

I. Учащиеся получают задание: ответить на вопросы теста по роману (см. приложение № 10) в течение 15-20 минут.

II. Учитель читает вслух 4-5 лучших сочинений-рассуждений (домашнее задание к зачетному уроку см. приложение № 11)

III. Учащиеся получают домашнее задание: написать сочинение по одной из тем:

    Тема творчества на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Почему мастер «не заслужил света, он заслужил покой»? (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

    Вечные темы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    «… каждому будет дано по его вере.» (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

    «… изменились ли эти горожане внутренне?» (значение сатирических глав романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)

    Гоголевские традиции в сатирических главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

IV . Задание учащимся: составить сложный план к одной из тем домашнего сочинения.

Домашнее задание:

Написать сочинение. (см. приложение № 12).

Приложение № 6

ПЕРВАЯ ГРУППА.

«Окололитературный» мир. Берлиоз, Бездомный, Дом Грибоедова.

(главы 1,3,4,5,6,28).

1. Положение М.А.Берлиоза в литературном мире столицы, его интеллектуальный уровень и идейная роль в воспитании «бездомных».

2. Какова судьба Берлиоза на страницах романа и идейная значимость этого образа?

3. Поэт Иван Бездомный в начале романа. Какие события в его жизни произошли до встречи с мастером в клинике для душевнобольных? Сравнить образы Бездомного и Рюхина.

4. Справедливо ли замечание Коровьева о том, что в Доме Грибоедова «скрывается и вызревает целая бездна талантов»?

ВТОРАЯ ГРУППА.

Мир «искусства». Советская бюрократия во всей своей неприглядности.

(главы 7,10,14,17,27).

1. Руководство Варьете в лице Степы Лиходеева - олицетворение пошлости, бездарности и обывательщины людей, имеющих отношение к миру искусства. Доказать примерами из текста справедливость данного тезиса.

2. Фантасмагория замены человека вещью используется Булгаковым для высмеивания советского бюрократического аппарата. Сопоставить отрывки из гл.17 и 27, связанные с заведующим Зрелищной комиссией Прохором Петровичем, и сделать вывод о гоголевских традициях в прозе Булгакова.

ТРЕТЬЯ ГРУППА.

«Сатана там правит бал …»

(главы 9,12,15,18,22,28,Эпилог).

1. Каким изображен мир московских обывателей 30-х годов ХХ века? Ответить на вопрос, используя эпизоды:

а) председатель жилтоварищества дома №302-бис по улице Садовой Никанор Иванович Босой, мошенник, взяточник и попрошайка, в квартире №50;

б) суета вокруг квартиры покойного Берлиоза; квартирная афера, о которой рассказывает Маргарите Коровьев;

в) сеанс черной магии в Варьете;

г) разоблачение председателя акустической комиссии московских театров А.А.Семплеярова;

д) «претензии» буфетчика Сокова;

е) метаморфоза, произошедшая с сиреневым покупателем в Торгсине.

2. Найти традиции гоголевской сатиры в анализируемых сценах. Какой сатирический приём использует Булгаков, чтобы разоблачить и высмеять пошлый мир советского обывателя?

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА.

Воланд и его свита.

1. Каким предстаёт Воланд на страницах романа, когда общается с московскими обывателями?

2. Какова роль Воланда и его свиты в сатирических главах романа?

3. Соотнести все рассмотренные эпизоды с ключевой фразой романа: «… каждому будет дано по его вере» и сделать вывод по теме урока.

квартирный вопрос

Риложение №7

Москва 30-х годов ХХ века

в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Приложение № 8

Сообщение о прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

Понтий Пилат – реальная историческая личность. Он был прокуратором Иудеи в 26-36 г.г. н.э. Булгаковский Пилат сильно облагорожен по сравнению с прототипом, поэтому его взяточничество и стремление к наживе спрятаны в подтекст. Известно, что именно из-за непомерных поборов с населения Пилат и был смещен в конце концов со своего поста.

По средневековой германской легенде прокуратор был сыном короля-звездочета Ата и дочери мельника Пилы, живших в прирейнской Германии. Однажды Ат, находясь в походе, узнал по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели дочь мельника Пилу. Пилат получил имя от сложения их имен. Прозвище Золотое Копье прокуратор получил, очевидно, за меткий глаз и за любовь к золоту.

Посмертная судьба Пилата связана еще с одной легендой. В статье «Пилат» энциклопедии Брокгауза и Ефрона с судьбой пятого прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где «он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении».

Повествование о Пилате восходит к евангельскому рассказу (Евангелие от Матфея, гл.27:19) о предупреждении Пилата его женой, которая советует мужу не причинять зла виденному ею во сне праведнику, иначе ему, Пилату, придется пострадать за свои неосторожные действия. Символично, что болезнь прокуратора гемикрания (мигрень) усиливается из-за розового масла – масла розы: красная роза – символ крестных мук и последующего воскресения Христа.

Мотив колебаний, страха Пилата, прямой угрозы ему со стороны иудеев – жителей ненавидимого прокуратором города Ершалаима – также содержится в Евангелии от Иоанна (гл.19)

Булгаков в своем романе развертывает глубинный евангельский сюжет сомнений, страха и, в конце концов, предательства Пилатом Иисуса. Речь уже в Евангелии от Иоанна идет именно о предательстве, поскольку Понтий Пилат «не находил в Нем [Иисусе] вины» и «искал отпустить его».

Приложение № 9

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН К ОБРАЗУ МАСТЕРА

    «я…не выношу шума, возни, насилий…» (с.129)

    «Я - мастер». (с.133)

    «У меня нет больше фамилии…я отказался от неё, как и вообще от всего в жизни». (с. 134)

    «Историк по образованию», «Я знаю пять языков…» (с. 134)

    «… однажды выиграл сто тысяч рублей». « Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате». (с. 134)

    «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» (с. 137)

    «Я впервые попал в мир литературы… вспоминаю о нем с ужасом!» (с. 139)

    «… роман, упорно сопротивляясь, все же погибал». (с. 144)

    «…страх владел каждой клеточкой моего тела». (с.146)

    «…меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». (с. 285)

    «Он не заслужил света, он заслужил покой…» (с. 353)

Приложение № 10

Тест-зачет по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В какой период Булгаков создавал роман «Мастер и Маргарита»?

Какой прием использован Булгаковым в названии романа?

С каким феноменом 20-х годов ХХ века связан замысел романа?

Как традиционно определяется жанр романа?

Кто посвятил М.А. Булгакову строки:

Ты так сурово жил и до конца донес

Великое презренье...

Назовите три мира, которые переплетаются в романе.

Какие герои образуют в романе диаду?

Что в переводе с немецкого означает Воланд?

Кто является главным героем ершалаимских глав?

Какими необыкновенными способностями обладал Иешуа?

Какие главы составляют смысловой центр романа?

Кто явился прообразом Маргариты?

Какие обвинения были предъявлены Иешуа Малым Синедрионом?

Кто руководил МАССОЛИТом?

Что составляло особый предмет гордости членов МАССОЛИТа и зависти московских обывателей?

Где оказался Иван Бездомный после неудачной попытки догнать иностранного профессора?

Почему на следующий день после сеанса черной магии в Варьете московские таксисты не хотели принимать «червонцы» в качестве оплаты за проезд?

Как был разоблачен А.А. Семплеяров?

Почему мастер желал критику Латунскому судьбу Берлиоза?

Что позволило мастеру бросить службу и начать писать роман о Пилате?

Что произошло на Лысой Горе «в пятом часу страдания разбойников»?

Какой прием сатирического разоблачения «приготовил» Булгаков для руководителя Зрелищной комиссии Прохора Петровича?

За что и как были наказаны служащие Городского зрелищного филиала?

Кому Азазелло приказал вернуться в Киев и сидеть там «тише воды, ниже травы и ни о каких квартирах в Москве» не мечтать?

Что должна была сделать Маргарита, чтобы вновь увидеть мастера?

Кто еще и почему воспользовался кремом Азазелло?

Назовите «средства передвижения» Маргариты и ее домработницы Наташи.

Каким образом гости попадали на бал Сатаны?

Кто произнес слова: «... каждому будет дано по его вере»?

Во что превратилась голова Берлиоза после беседы с Воландом?

Почему Воланд хотел «обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели» своей спальни?

Назовите два последних «предприятия» кота Бегемота и Коровьева.

Какое «поручение» дал Пилат Афранию?

Что происходит с И.Н. Поныревым один раз в году, в весеннее полнолуние?

Назови героя романа:

«... одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе.»

«... росту был не маленького и не громадного, а просто высокого... с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.»

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его было прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»

«... плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.»

«... отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротничком и галстухом, в кальсонах и в носках.»

«... маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.»

«...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.»

«Явившийся к Пилату человек был средних лет, с очень приятным округлым и опрятным лицом, с мясистым носом. Волосы его были какого-то неопределённого цвета. Национальность пришельца было бы трудно установить. Основное, что определяло его лицо, это было, пожалуй, выражение добродушия, которое нарушали, впрочем, глаза, или, вернее, не глаза, а манера пришедшего глядеть на собеседника. Обычно маленькие глаза свои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками. Тогда в щёлочках этих глаз светилось незлобное лукавство».

«Пришедший человек, лет под сорок, был чёрен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего, каких много толчётся на террасах храма или на базарах шумного и грязного Нижнего Города.»

«... молодой, с аккуратно подстриженной бородой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях.»

Приложение № 11

Сочинение-рассуждение

За что наказан М.А. Берлиоз?

В финале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд утверждает, что «...каждому будет дано по его вере.» Председателю крупнейшей московской литературной ассоциации (МАССОЛИТ) Михаилу Александровичу Берлиозу было «дано по его вере», точнее, отнято по причине безверия. Он лишился головы, более того, она была «удостоена чести» стать чашей, из которой испил сам Сатана.

За что же так жестоко наказан почтеннейший член советского общества, уважаемый руководитель, талантливый литератор, эрудит, наконец? Берлиоз не просто безбожник, атеист (не мода в те года, а незыблемый закон), он воинствующий теоретик атеизма, материалистического догматизма; более того, он наставник, духовный вождь тех, кто живет и пишет сообразно его убеждениям. Иванушки Бездомные, которые «плодились» сотнями по всей стране, – результат деятельности Берлиозов.

В споре с Воландом о кантовском нравственном доказательстве бытия Бога Берлиоз не аргументирует свою точку зрения, выступает типичным демагогом коммунистического толка, а И. Бездомный развивает на примитивном уровне логику своего учителя: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»

Булгаков особенно пристрастен к Берлиозу: ведь он не рядовой критик Латунский, а руководитель крупной писательской организации, несущей моральную ответственность за Бездомных, Латунских, Лавровичей. В результате деятельности Берлиоза русская классическая литература превратилась в «ширпотреб», соответствующий конъюнктуре советского общества.

Сильнейшим аргументом в пользу жестокого наказания Берлиоза является корыстность всех поступков руководителя МАССОЛИТа. Дачи, путевки, квартиры, премии – «лакомый кусок», ради которого можно предать талант, убеждения, продать душу Дьяволу.

Наибольшего сатирического обличения деятелей МАССОЛИТа Булгаков достигает в двух «зеркальных» сценах романа: пляски литераторов в ресторане Дома Грибоедова и выступления беснующегося обезьяньего джаза на бале Сатаны. Автор не дает развернутых характеристик «питомцам» Берлиоза: ему достаточно совмещения благородного имени и дикой в фонетическом отношении фамилии поэтессы Адельфины Буздяк, чтобы добиться неподражаемого сатирического эффекта.

Таким образом, каждый герой романа получил по заслугам, но Берлиоз наказан страшнее других, ведь он не осознал всей высочайшей ответственности, которая была возложена на него, руководителя писательской массы, обязанной нести обществу духовность, а не уничтожать подлинный талант. Не исключено, что какой-нибудь «Берлиоз» стал однажды на пути Булгакова со своей коммунистической идеологией. Вот почему Михаил Афанасьевич так непримирим по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу.

Приложение № 12

СОЧИНЕНИЕ

«…изменились ли эти горожане внутренне?»

(Сатирические главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Роман «Мастер и Маргарита» – итог творчества русского писателя ХХ века Михаила Афанасьевича Булгакова. Острый, захватывающий сюжет, изрядная доля мистики, не теряющая своей актуальности сатира делают роман интересным и незабываемым. В своём последнем произведении Булгаков, продолжая традиции Н. В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина, подвергает беспощадной критике советскую бюрократию, мир литературы и искусства, образ жизни и систему ценностей обывателей нашей страны 30-х годов ХХ века. Главным обличителем в романе выступает господин Воланд – сам дьявол. Но в книге Булгакова он не ассоциируется с силами зла, наоборот, творит благо во имя торжества справедливости. Об этом свидетельствует и эпиграф к произведению.

Открывается роман встречей Воланда с литераторами, членами МАССОЛИТа, молодым поэтом Иваном Бездомным и председателем этой писательской организации Берлиозом. Общение с сатаной для всеми уважаемого редактора и высокопоставленного чиновника окончилось печально: он лишился головы (и жизни, разумеется). Почему так суров Воланд? Берлиоз не просто ни во что не верит. Будучи глубоко безнравственным человеком, он пропагандирует это безверие в умах советских граждан, подобных Бездомному, Рюхину, для которых литература – прибыльное ремесло. Вышеупомянутый МАССОЛИТ – далеко не храм искусства. Все литераторы увлечены погоней за дачами, квартирами, бесплатными путевками, завистливы и жадны. О каком творчестве здесь может идти речь? Даже если что-то ими и писалось, то было это бездарно, пошло, но обязательно в духе советской идеологии. А появление истинно талантливого произведения встречалось обвальной критикой, призванной унизить и уничтожить инакомыслящего (как было в случае с романом мастера). Разоблачить порочное общество людей, именующих себя деятелями литературы, - задача писателя, с которой он блестяще справляется.

Булгаков, продолжая традиции Гоголя, использует фантастику, гротеск, чтобы уродливые явления советской действительности предстали во всей своей неприглядности. МАССОЛИТ сожжен, изрядно напугано руководство Варьете, одурачены советские граждане, падкие на дармовое и яркое. Один за другим на страницах романа появляются типы в гоголевском духе. Вот пробуждающийся ото сна с глубокого похмелья директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, дон жуан, карьерист и взяточник. А вот еще не менее яркая картинка: Н.И. Босой, председатель жилтоварищества, вор и мошенник, не прочь поживиться за счет богатого иностранца, а заодно заткнуть «брешь» в бюджете кооператива. Фантастический прием – вползающая самостоятельно в его портфель пачка денег – выглядит почти реалистично, иллюстрируя быт советского общества 30-х годов.

Не менее типичной и характерной приметой времени (увы, не изжитой в России до сих пор!) является бюрократизм чиновников всех уровней власти. Булгаков-сатирик беспощадно высмеивает деятельность чиновников-бездельников, рассказывая о заведующем Зрелищной комиссией. Костюм, оставшись без хозяина, Прохора Петровича, чрезвычайно плодотворно «руководил» учреждением, а сам начальник, вернувшись в привычное кресло, одобрил (!) все действия «заместителя». Не менее «трудолюбивы» и служащие городского зрелищного филиала, за что наказаны уроком хорового пения, сильно затянувшимся.

Изменились ли горожане внутренне? Такой вопрос задает Воланд, давая сеанс черной магии в Варьете. Да, возможно, но вряд ли в лучшую сторону. Ажиотаж поднялся, когда с потолка посыпались деньги, когда Коровьев-Фагот открыл «дамский магазин». Легковерные, корыстные и суетливые граждане жадно хватали все, что можно было зацепить. Современники совершенно не симпатичны Булгакову, так как их ценности носят ярко выраженный материальный характер: квартиры (попытка киевлянина Поплавского заполучить московскую квартиру), дачи, элитный отдых, изысканная пища, деньги, конечно же, золото, валюта… Иметь последнюю строжайше запрещалось, но очень хотелось, поэтому пряталась она, например, в погребе или зарывалась в землю. «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» Обыватели алчны, и Воланд дает им урок добропорядочности в надежде, что они станут лучше. С этой же целью пишет свой роман Булгаков.

Истекшие десятилетия показали, что люди не изжили своих пороков, а потому роман «Мастер и Маргарита» читается очень современно. Общество осталось твердо в своих пристрастиях. Сатирические главы романа Булгакова демонстрируют скудность внутренней, духовной культуры советского гражданина: и чиновника, и деятеля искусства, и обывателя. Обличить порок, выставить его во всей неприглядности, уродливости – задача сатирика. Это служение своему Отечеству. Горький хлеб. Булгаков сполна испытал это на себе.

Список использованной литературы.

    Ахматова А.А. Собрание сочинений в двух томах. - М.:Правда, 1990. - Т.1.- с.251.

    Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Театральный роман. Собачье сердце. - Томское книжное издательство, 1999. - 640 с.

    Карсалова Е.В. Совесть, истина, человечность …: Роман Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» в выпускном классе //Литература в школе. - 1994. - №1. - с.72-79.

    Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой…»: Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова.// Литература в школе. - 1998. - №2. - с.54-61.

    Крючков В.П. «Еретики в литературе»: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с. – (По страницам литературной классики).

    Лобова В.И. «Это была самая светлая жизнь…»: По роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова // Литература в школе. - 2002. - №7. - с.28-31.

    Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». XI класс //Литература в школе. - 2002. - №5. - с.40-42. - №7. - с.23-27. 2003. - №1. - с.27-32.

    Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. - М.:Худ.литература, 1985. - Т.1. - с.528.

    Соколов Б.В. Роман Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. - М.:Наука, 1991. - 175с.

    Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся. Издание 2. – М.:Просвещение, 1985. –208 с.

    Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами жизни Михаила Булгакова. // Новый мир. - 1997. - №10. - с.177.

    Ягупова Н.П. Какой дом обрёл Иван Бездомный?: «Мастер и Маргарита». // Литература в школе. - 1998. - №2. - с.134-139.

    Яновская Л. Треугольник Воланда: Главы из книги. //Октябрь. - 1991. - №5. - с.182-188.

1 Корсалова Е.В. Совесть, истина, человечность...: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в выпускном классе// Литература в школе. – 1994 г. – №1. – с 72-79

2 Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный?: «Мастер и Маргарита»// Литература в школе. – 1998 г. – №2. – с. 134-139

3 Маранцман В.Г. прблемный анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс// Литература в школе. – 2002 г. о – п №5. – с. 40-42. – № 7. – с. 23-27. – 2003 г. – № 1. – с. 27-32

1 Яновская Л. Треугольник Воланда:Главы из книги //Октябрь. - 1991. - №5. - с.182 - 188.

1 Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами жизни Михаила Булгакова // Новый мир.- 1997.- №10.-с.177

Документ

... Изучение творчества Владимира Набокова в школе ) I. Обоснование необходимости изучения творчества Набокова в школе ... современных , самых эстетически влиятельных художников. Во-вторых, творчество писателя причастно к истории ... введения учащихся в изучение ...

  • Современные школы трансперсональной психологии

    Документ

    современные школы трансперсональной психологии Лидерами современной трансперсональной... науки”. История современной науки показывает... («Око Духа», Введение ) Наряду с... в изучении всего спектра... в индивидуализации и творчестве (которые нередко...

  • Центр оценки и контроля качества образования методическая разработка о мире и даре владимира набокова (изучение творчества владимира набокова

    Методическая разработка

    К изучению творчества писателя 43 X. Результаты изучения творчества В. Набокова в школе 45 Библиография 46 I. Обоснование необходимости изучения творчества Набокова в школе ...

  • история русской литературы хх века учебное пособие выпуск второй советская классика новый взгляд введение социалистический реализм в контексте литературной эпохи

    Учебное пособие

    ... школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы ... литературоведом Г. Хьетсо был введен в научный оборот малоизвестный... 1980. 48. Черешин Г.С. Из истории изучения творчества Маяковского: Маяковский и культ личности Сталина...

  • Мастер - герой Булгакова - не имеет собственного имени. Он сам отрекся от него, причем дважды: в первый раз, когда он принял прозвище Мастер, которое ему дала Маргарита, а во второй раз, когда оказался в клинике для душевнобольных и принял на себя «номер сто восемнадцатый», да еще «из первого корпуса». Надо думать, что во втором корпусе тоже был такой номер. Последнее именование героя Булгаков, вполне возможно, взял у Замятина, где заключенный имел номер Д-503. Значение прозвища Мастера неоднозначно и довольно сложно.

    Имя Мастер в текстах Булгакова встречается неоднократно и имеет эмфатический смысл. Герой «Жизни господина де Мольера» у автора «бедный и окровавленный мастер», одним из предварительных названий пьесы о Сталине, которая позже была названа «Батум», было название «Мастер».

    В романе «Мастер и Маргарита» имя Мастер противопоставлено писательскому ремеслу.

    На вопрос, который задал Иван Бездомный «Вы писатель?», герой ответил: «Я - мастер». Этими словами автор подчеркнул, что творчество Мастера вышло за пределы литературного занятия и превратилось в дело, и он это дело призван исполнить. Словно король, венчанный на царство, Мастер венчан на создание романа. У него тоже есть корона – черная шапочка, украшенная желтой буквой «М», которую сшила герою Маргарита. Слово «мастер» здесь имеет значение «посвященный».

    Герой Булгакова продолжает традиции своих прототипов – Гофмана и Гоголя.

    От Гофмана в наследство герою досталось именование «трижды романтического мастера», а Гоголь подарил персонажу портретные черты: клок волос, ниспадающий на лоб и острый нос – а также обстоятельство судьбы, ставшее для героя роковым.

    Мастер сжигает созданный им роман в момент отчаяния, подобно Гоголю, который уничтожил второй том «Мертвых душ», и подобно самому Булгакову, обрекшему огню рукопись романа о дьяволе. И.Л. Галинская считает, что прообразом Мастера мог быть Г.С. Сковорода, украинский философ XVIII века, который, не опубликовал при жизни ни одного своего произведения и вынужден был притворяться душевнобольным. Кроме того, философская проблематика романа о Понтии Пилате во многом сходна с философией Сковороды в некоторых особенно важных моментах.

    Образ Мастера соотносится и с другими героями творчества Булгакова, которые имеют автобиографические черты. Это герой «Записок юного врача», Мольер из романа и пьесы «Кабала святош», Турбин из «Белой гвардии», Максудов из «Записок покойника». Наиболее очевидны сюжетные параллели с последним героем. И Мастер, и Максудов - мелкие служащие, которые в обыденной жизни ничем не примечательны. Однажды в обоих героях неожиданно пробуждается писательский дар. Оба начинают писать роман, который каждому из них приносит счастье и горе. И Максудов, и Мастер, отдав свое творение на суд «братьям по литературе», становятся объектом травли. Оба героя, по словам Булгакова, сказанным им о самом себе, становятся «литературными волками» «на широком поле словесности». Различие между героями лишь в том, что роман Максудова был опубликован и поставлен на сцене Независимого театра, тогда как творение Мастера не попало к читателю, и это надломило его дух. Мастер не выдержал травли и отрекся от своего романа, предав его огню.

    Если Максудов пишет роман на современные темы, описывает события, которые сам видел, то Мастер передает историю двухтысячелетней давности. В разговоре с Бездомным он понимает, что был прав, все события, описанные им в романе, - правда.

    В образе Мастера Булгаковым передается понимание миссии истинного писателя, творца. Автор считает, что писательство - это теургия, однако не в том понимании, которое вкладывали в это слово Вл.С. Соловьев и русские символисты, - «восхождение» к «заоблачным тронам» и действия по жизнеустройству, производимые свыше. Теургия в понимании Булгакова - это прозрение истины, которая ниспослана свыше, эту истину писатель должен «угадать», о ней он должен рассказать людям, «чтобы знали…». Эти слова - «Чтобы знали» - были последними, которые сорвались с губ умирающего Булгакова. Автор воплотил в образе Мастера концепцию, которая значительно отличалась от доктрины символистов, утверждавших, что художественный дар – это индульгенция его носителя. Так, Ф.К. Сологуб в своем стихотворении «Я испытал превратности судеб» рассказывает о том, что поэт, который вел греховную жизнь, был допущен апостолом Петром к свету лишь потому, что был поэтом. Булгаков с этим совершенно не согласен. Для него важно то, как художник слова распорядился своим дарованием. Так, Берлиоз свой талант разменял на житейский комфорт и поэтому должен уйти в небытие. Мастер смог исполнить возложенный на него долг, однако лишь наполовину. Он создал роман, но не смог выдержать тяжесть ноши, а это уже было нарушением второй части своего предназначения: чтобы знали то, что знал он. В этом плане важна параллель судеб Мастера и Иешуа, которому было известно, что с ним произойдет, но он не воспользовался возможностью избежать распятия. Поэтому персонаж Булгакова «не заслужил света, он заслужил покой».

    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков сжег свой «Евангельский роман», однако произведение впоследствии возродилось, как тут не поверить мессиру Воланду о том, что «рукописи не горят». Утверждают, что существует 8 редакций с разными заглавиями: «Сатана», «Князь тьмы», «Черный маг», «Инженер с копытом». Менялись названия, менялся и замысел, никому сегодня и в голову не придет, что роман «мастер и Маргарита» о нечистой силе. Тогда о чем же, если судить по заглавию. И если учесть, что в названии произведения всегда «спрятана» идея, то это роман о художнике и о любви. Попробуем это доказать.

    Совершенно очевидно, что Мастер – один из главных героев произведения. Тогда почему автор не дал ему ни имени, ни фамилии, а также, с первого взгляда, странное название, откуда оно? Ответ не сложен: нет сомнения, что Булгаков был знаком с самой известной и влиятельной критической книгой в середине 20-х годов Льва Троцкого «Литература и революция».

    В своей статье Троцкий цитирует слова Блока: «Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером. Мастер тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе». Лев Троцкий в одном согласился с Блоком в том, что «большевики мешают чувствовать себя мастерами попутчиков революции». «Эти люди не несут, по мнению критика, стержня в себе, а значит, их рассказы и повести, романы и новеллы не настоящее мастерство, а всего лишь этюды, наброски, пробы пера».
    Так вот Булгаков был не согласен ни с Блоком, ни с Троцким, он был глубоко убежден, что его книга – это явление законченного мастерства, а не этюды и наброски, а значит, он настоящий мастер, так как «ощущает стержень своего творчества и держит ритм в себе». В отличие от Блока большевики мешали Булгакову писать, но не могли помешать ощущать себя большим писателем, ни похожим ни на кого другого. Поэтому персонаж произведения очень сходен с самим автором, то есть в известном смысле роман автобиографичен, хотя, конечно, абсолютного знака равенства между автором и его героем ставить нельзя. Да и имя это – Мастер, на наш взгляд, предполагает некое обобщение, что всегда свойственно художественному произведению. Булгаков писал о себе и таких же, как и он, кто работал «в стол», не надеясь увидеть своё детище напечатанным, кто стремился остаться самим собой и писал о том, что ему важно и интересно. Итак, они оба писатели, оба создали «евангельский роман», и на того, и на другого удар! посыпались практически сразу, и каких только ярлыков не приклеили к ним: Мастера называли «воинствующим старообрядцем», а Булгакова-„белогвардейцем» и „антисоветчиком». Наверное, им не оставалось ничего другого, когда они решили расстаться со своим детищем, бросить рукописи в огонь тем самым посвятив её духу небытия.

    Можно заметить и чисто внешние сходства между мастером и самим Булгаковым. Оно в особенностях фигуры и в любимом (главным героем) головном уборе, маленькой шапочке-ярмолке с буквой М.

    Интересный факт, но знаменитая сцена первой встречи Мастера и Маргариты была „списана» автором из самой жизни: у него была такая же встреча, было и знаменитое чёрное пальто, на котором отчётливо выделялись „отвратительные, тревожные
    жёлтые цветы», наверное, было в жизни и одиночество в глазах женщины и мужчины.
    И роман Мастера, и роман Булгакова были возрождены, авторы понимали, что не увидят своё произведение напечатанным, но, очевидно, оба верили, что когда-нибудь их книга обязательно придёт к читателю.
    Итак, мы доказали, что это роман о художнике (от слова „худо»„ =)»), для которого творчество-главное дело его жизни, но ведь в заглавии рядом со словом Мастер имя Маргарита. Нет нужды доказывать, что произведение ещё и о любви. Но вот
    откуда взялось это имя? Мы можем только догадываться. Представляется, что ключ к разгадке заключён в эпиграфе, знаменитая фраза из „Фауста» Гёте: „Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эпиграф говорит нам о том, что Булгаков был очень хорошо знаком с этим величайшим произведением мировой литературы, а также и со знаменитой оперой Ш. Гуно. Музыкальные ассоциации с творчеством Шарля Гуно, Баха, некоторых других композиторов составляют фон романа. Нас же это наводит на мысль, что имя Маргарита автор взял у Гете, ведь там главную героиню зовут
    точно также. И, наверное, как в Мастере очень много от самого Булгакова, так и в Маргарите очень много от женщины, которая была рядом с писателем в самые страшные, самые трудные годы его жизни. Понятно, что речь идет о жене Михаила Булгакова Елене Сергеевне.

    Вспоминается знаменитая фраза из романа:
    «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей верной вечной любви?… За мной, мой читатель… И я покажу тебе такую любовь». И действительно, только любовью и был жив Мастер: именно Маргарита, желая поддержать любимого
    человека, отнесла главу из его романа в газету, и ее напечатали, именно она поддерживала Мастера, когда того распинали, обвиняя во всех смертных грехах, обзывали «воинствующим старообрядцем», когда ему недвусмысленно дали понять, что ни он,
    ни его роман никому не нужны. И просьбу в том, чтобы возродить произведение Мастера, Воланду тоже высказывает Маргарита.

    Так и сам автор жил исключительно любовью Елены Сергеевны и именно ей завещал перед самой своей смертью сохранить рукопись свой книги. Хорошо известно, что непросто это было сделать: можно было поплатиться своей головой. И именно ей,
    вдове писателя, удалось добиться, чтобы! в 1966 году в журнале «Москва» стали печатать роман ее мужа, хотя и с огромными купюрами.

    Сам собой напрашивается вывод, что любовь в конце концов восторжествовала, ведь все поступки Елены Сергеевны Булгаковой- свидетельство ее огромной любви к своему мужу, к его творчеству, уважения его памяти. А так ли все благополучно в романе? Иные скажут «Да!», потому что Мастер и Маргарита соединились в конце концов, они вместе, и это главное. Но почему же забывают, происходит это в «пятом измерении», а не на земле, не среди людей. Им, замечательным людям, добрым, с прекрасной душой, среди других людей места нет. И это, на наш взгляд, является выражением того, что роман пессимистичен.

    Однако тот факт, что, уходя в мир иной, Мастер оставляет после себя ученика Ивана Николаевича Понырева, профессора истории, человека, «который все знает и все понимает», свидетельствует о том, что роман в то же время и оптимистичен.
    Этим самым Булгаков показал, что такое штучное явление, как мастерство, подлежит творческой преемственности. А самое главное, в романе выражена вера, что когда-нибудь каждый получит свет, так как это беспросветы и морок, в котором мы живем, не настоящие, а есть иное, вечное, где все ничтожное, мелочное, злобное преодолено.

    Тьма, пришедшая с моря, накрыла город. Пропал Владивосток, как будто не существовал на свете… Лишь огоньки такси, дрожащие и мистические, уносятся вдаль по центральной улице города. А вместе с ними возникают передо мной странные образы, словно сошедшие со страниц книги, которую я держу в руках. Вот бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми. Он одет в больничное: туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат, на голове берет с вышитой на нем буквой «М» - мастер. За
    ним его вечная спутница. Она несет желтые цветы, и меня поражает не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество. Имя ей - Маргарита.
    Внезапно порыв прохладного летнего ветра распахивает чуть прикрытую форточку, охлаждает мою разгоряченную голову, и, кажется, видения исчезли. Но нет, вот еще более страшная группа. Впереди - человек лет сорока, несущий под мышкой трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Если приглядеться, можно заметить, что левый глаз, зеленый, у него совершенно безумен, а правый - пуст, черен и мертв.


    Страница: [ 1 ]

    Под какими только заглавиями не выходили первые две редакции знаменитого романа Булгакова, пожалуй, главной книги его жизни. Наиболее распространенными из них являются «Сатана», «Черный маг», «Копыто инженера». И лишь у названия третьей редакции были только два варианта: «Князь тьмы» и Мастер и Маргарита». Как известно, в названии любого литературного произведения, тем более настолько гениального, как булгаковский роман, неизбежно заложена идея. Отталкиваясь от этого факта, можно сделать совершенно верный вывод, что в этом произведении речь идет непосредственно о художнике и о любви.

    Совершенно очевидно, что Мастер является одним из главных героев. Тогда прочему же автор не дает ему ни имени, ни фамилии? Почему он просто Мастер? Дело в том, что Михаил Афанасьевич, несомненно, был знаком с самой известной и влиятельной книгой середины 20-х годов Л.Д.Троцкого «Литература и революция», в которой автор цитирует слова Блока о т Ом, что «…Большевики не мешают писать стихи, он они мешают чувствовать себя мастером. Мастер тот, кто ощущает стрежень всего своего творчества и держит ритм в себе». И Булгаков, будучи по праву истинным «мастером» своего дела, называет своего героя, образ которого абсолютно автобиографичен, именно так. Имя Мастер в какой-то мере предполагает некое обобщение, свойственное любому художественному произведению. Затравленный властями гений писательской мысли хотел сказать не только о себе, но и о таких же, как и он, талантливых людях, работающих, что называется, «в стол», не надеявшихся увидеть свое детище напечатанным, посмевших проявить свободу мысли в эпоху несвободы.

    Итак, Михаила Афанасьевича называли «антисоветчиком», героя его книги – Мастера – «воинствующим старообрядцем». И первому, и второму не оставалось ничего боле, как бросить свои рукописи в огонь, однако оба верили, что когда-нибудь их книги обязательно придут к читателю. Таким образом, тот факт, что роман Булгакова о художнике слова, об истинном гении, который не мыслит своей жизни без творчества, просто неоспорим.

    Осталось выяснить, почему в заглавии автор к «Мастеру» добавил и «Маргариту». То, что сей потрясающий роман, в первую очередь, все-таки о настоящей любви доказывать не имеет смысла. И не грех будет сказать, что возлюбленная Мастера – Маргарита – поистине является главной героиней гениальной булгаковской книги. Ведь именно она продает душу дьяволу, чтобы воссоединиться со своим любимым – настолько безгранична ее любовь к Мастеру. И именно эта женщина, заплатившая за осуществление своей единственной мечты непомерную цену, вначале просит у Воланда за несчастную Фриду, прекрасно осознавая, что шанса вернуть возлюбленного больше не будет никогда.

    Как в образе Мастера, жившего лишь удивительно жертвенной любовью своей верной спутницы, много от самого автора романа, так и в образе Маргариты немало от женщины, которая была рядом с писателем в самые трудные, но самые счастливые годы его жизни, и благодаря которой мы сегодня имеем удовольствие заниматься изучением сего интереснейшего произведения. Елена Сергеевна Булгакова – его муза, его единомышленница, его Маргарита.

    Интересно, почему же автор назвал свою главную героиню именно Маргаритой? Неспроста роль эпиграфа к роману играют строки из знаменитого «Фауста» Гете, да и нельзя не уловить тесную ассоциативную связь с этим произведением, проходящую через весь роман. Совершенно очевидно, что имя «Маргарита» заимствовано непосредственно у главной героини гетевской трагедии. Именно вечная любовь Маргариты из «Фауста» помогает получить ее возлюбленному справедливо заслуженную награду – свет. Так и булгаковская Марго той же любовью помогает обрести своему Мастеру то, что он заслужил – вечный покой. Вместе с образом Маргариты на страницах романа нам открывается основная его тема – тема великой и вечной любви.

    Таким образом, опираясь на название «Мастер и Маргарита», мы еще раз можем сделать вывод, что этот грандиозный роман о всепобеждающей силе любви и истинного творчества, и благодаря именно этой силе, он, несмотря ни на что, попал в руки к читателю.








































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    познакомить учащихся с историей создания романа, с прототипами главных героев;

    подвести их к пониманию идейного содержания произведения;

    показать особенности художественного метода автора (способы и приемы создания образов, специфика композиции, сюжета, использование сатиры);

    расширять общекультурные и филологические знания учащихся;

    учить их внимательному чтению художественного текста (роль художественной детали в произведении).

    Методические приемы: комментарии учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа прозаического текста.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

    Ход урока

    М.А.Булгаков “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят...

    Учитель: Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - одно из загадочнейших явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным. В чем же специфика произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы. Я предлагаю вам свой вариант прочтения произведения.

    Талант Булгакова – писателя носил ярко выраженный сатирический характер, другой особенностью его была исповедальность: все произведения художника в той или иной мере биографичны, им присуще личностное, булгаковское – его боль, его оценка описываемого. “Мастер и Маргарита” - роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей земной жизни, его написанию Михаил Афанасьевич придавал огромное значение.

    Начало работы над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков датировал иногда1928 – м, иногда – 1929 годом. В начале 1930 года рукопись произведения писатель сжег, о чем сообщал в письме правительству от 28 марта 1930 года: “...я, своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе...” Булгаков сжег рукописи, оставив корешки, чтобы иметь возможность доказать позднее, что рукопись существовала.

    Учитель: В первоначальном варианте романа не было Мастера и Маргариты. Сатирический роман “о дьяволе” в сохранившихся черновиках имел следующие варианты названия: “Гастроль”, “”Сын...”, “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Консультант с копытом”. В 1932 году автор рассматривает несколько вариантов названия: “Сатана”, “Черный богослов”, “Он появился”, “Подкова иностранца”.

    Учитель: Многие образы романа восходят к впечатлениям и фантазиям детства. Однажды своей сестре Наде двенадцатилетний Булгаков сказал: “ Ты думаешь, я сегодня ночью спал? Я был на приеме у сатаны!” Огромное впечатление на юного Михаила Афанасьевича произвела открывшаяся в Киеве в начале 1902 года панорама “Голгофа”. Будущий автор знаменитейшего романа хорошо знал библейские тексты – в гимназии по закону Божию у него была “пятерка”.

    Родословная одного из главных героев, Воланда, огромна: образ сатаны привлекал великих художников: “Фауст” Гете, “Демон” Лермонтова, роман Жака Казота “Влюбленный дьявол”, “Братья Карамазовы” Ф.Достоевского, полотна Врубеля “Демон Летящий”, “Демон сидящий” и другие.

    Учитель: Более всего Воланд связан с Мефистофелем из трагедии “Фауст” Гете пишет: “Junker Voland kommt!” “Дорогу! – чорт идет!” (в сцене “Вальпургиева ночь”, прокладывая себе и Фаусту дорогу на гору Брокен среди нечисти) Связь эта закреплена и эпиграфом к роману, сначала он был выписан по- немецки, потом – переведен на русский. Но первым толчком к замыслу образа была музыка – опера Шарля Гуно, написанная на сюжет Гете и поразившая Булгакова в детстве. Вероятно, писатель видел в роли Мефистофеля Федора Шаляпина, ибо одеяние булгаковского Воланда повторяет сценический костюм оперного певца.

    Учитель: Образ Мастера был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова. У Михаила Афанасьевича были легкие, рассыпающиеся светлые волосы, они мешали ему, и работать он любил, натянув на голову колпак. (Колпак с вышитой руками Маргариты буквой “М” Мастер показывает Ивану Бездомному в сцене знакомства).

    Учитель: Всего в романе 506 персонажей, 156 из них имеют собственные имена, 249 – безымянны, более 100- “коллективные” персонажи. В 1921 – 1924 годах писатель жил на Большой Садовой, в доме №10, который он изобразил в романе под № 302 – бис.

    Учитель: Первый полный вариант романа Булгаков завершил в 1934 году, последний – в 1938. При жизни роман не был опубликован, лишь в конце 1966 года в журнале “Москва” была начата его публикация, при этом было изъято 12% текста. Но Булгаков был убежден, что для писателя созданное – создано, даже если оно не сохранилось. Мы с вами имеем возможность прочитать роман без купюр. Попробуем понять то, что так хотел сообщить своим читателям автор.

    Итак, “однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве....”

    Так начинается этот загадочный роман, на первых страницах которого появляется Дьявол. Посмотрите, как изображали его предшественники Булгакова.

    Фаусту, герою одноименной трагедии Гете, дьявол является в облике черного пуделя. В романе Булгакова как намек на неземную сущность героя – трость с набалдашником в виде головы пуделя в руках Воланда.

    Почему Булгаков эпиграфом к роману берет строки из “Фауста”Гете?

    (Это указание на функции героя в романе: будучи символом Зла, Воланд способствует установлению справедливости. Это указание на связь с гетевской трагедией на сюжетном уровне; дьявол является людям с целью изучить их природу, это связь и в истории любви Мастера и Маргариты)

    Почему роман называется “Мастер и Маргарита”?

    (Главный герой не Воланд, а Мастер и Маргарита. История их жизни – в центре внимания Булгакова. Все, что происходит в Москве до и с появлением Воланда, так или иначе связано с их судьбой, их любовь, их страдания волнуют автора).

    Назовите темы романа. Какая из них основная? Докажите свою точку зрения.

    (В произведении реализуются темы творчества, любви, трусости и раскаяния, современной автору Москвы, свободы и несвободы, веры, борьба Добра и Зла в человеке. Идея любви, дающей силы, стимулирующей творчество, спасающей, необычайно важна для Булгакова. Здесь явная параллель с судьбой самого писателя. О первенстве этой темы свидетельствует заглавие романа.)

    В чем особенности композиции произведения?

    (В романе переплетаются две основные сюжетные линии: роман Мастера – прошлое, угаданное им, и история жизни Мастера и Маргариты в хаосе современности).

    В чем заключается миссия Воланда в Москве?

    (Предполагаемые ответы учащихся. В представлении Булгакова лишь потусторонние силы в его время способны были защитить художника от бесчинства официальной власти.)

    Главы романа Мастера не отделяются от глав, описывающих современную Булгакову Москву. Почему?

    (Предполагаемые ответы учащихся. То, что происходило в древности, в Иудее, повторяется на новом витке истории. Люди, как замечает Воланд, не изменились: “они люди как люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их”. Так же подвергаются гонениям пророки (теперь художники, которые мыслят нестандартно), люди в большинстве своем заняты повседневными мелочами, и им нет дела до великих прозрений. Так же процветают посредственности (Берлиоз, Лиходеев, им подобные) и предатели, ведь предательство Алоизия Могарыча сродни предательству Иуды. Ершалаимские главы – это смысловой, философский пласт произведения, отсюда берут начало многие темы “московских” глав. Именно “зеркальность” отражения каждой темы в двух или нескольких пластах (современном и древнем, трагическом и комедийном, философском и бытовом) делает полифоничный роман единым целым. Так, тема крестного пути реализуется в судьбе Иешуа и Мастера, тема трусости и вины получает трагическое воплощение в судьбе Мастера и Пилата.

    В романе часто звучат слова “вина”, “суд”. Каждый из героев как – то наказан. Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

    (Предполагаемые ответы учащихся.В художественном мире Булгакова “каждому дано по его вере”. Берлиоз – это человек без фантазии, он лишен воображения и способности воспринимать чужую точку зрения, он ни во что, кроме своей догмы, не верит, он получает “по своей вере” небытие.)

    В чем отличие булгаковской версии древних событий от канонических Евангелий?

    (Предполагаемые ответы учащихся.У Иешуа нет учеников; предатель Иуда – совершенно посторонний человек, которого после предательства и казни Иешуа убивают по приказу прокуратора Понтия Пилата; нет в романе описания тайной вечери; нет молитвы в Гефсиманском саду обреченного на смерть Спасителя. В центр своей версии Булгаков ставит образ Понтия Пилата, показывая тяжкий путь сомнений, страхов, порывов сострадания, духовные страдания человека, облеченного властью государственной и не властного над своими поступками.)

    Образ Иешуа. Чего в нем больше – божественного или человеческого?

    (Предполагаемые ответы учащихся У Булгакова образ Христа нетрадиционен, писателю важно было подчеркнуть, что его герой страдает, совсем как обычный человек, он боится боли, он чисто по-человечески способен сочувствовать другому. Главное в Иешуа - его “добрая” воля. В романе нет намеков на божественную сущность Иешуа, писатель акцентирует то исключительное нравственно – мировоззренческое влияние, которое оказывает Иешуа на людей, общавшихся с ним. Герой – неординарная личность, вынужденная решать проблему выбора, он является носителем общечеловеческих ценностей и этим противостоит Понтию Пилату.)

    За что наказан Пилат?

    (Предполагаемые ответы учащихся)

    “Один из самых главных пороков человеческих – трусость.” Иешуа Га – Ноцри.

    Как Булгаков относится к трусости человека?

    (Предполагаемые ответы учащихся Сам Булгаков считал трусость главным пороком: “Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные”. Именно трусость, боязнь нового, нетрадиционного заставляет гонителей Мастера травить его. Таким образом, тема трусости реализуется в романе на разных уровнях: от трагедийного (Мастер, Пилат) до сатирического (Николай Иванович, который боится объяснения с супругой и требует от нечистой силы справку о его пребывании на балу у Сатаны в качестве перевязочного средства)

    Почему Пилат “убивает” Иуду?

    Как создается образ Мастера? Почему у него нет имени?

    (Предполагаемые ответы учащихся Главное его назначенье – творчество. Слово “мастер” обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким – нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне).

    Есть ли сходство в судьбе Мастера и Иешуа?

    (Предполагаемые ответы учащихся Каждый из них является носителем неофициальной идеи; каждый из них не понят окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения, убивают (Иешуа распят на кресте, Мастер морально сломлен), оба одиноки (лишь Левий Матвей рядом с Га- Ноцри, Маргарита – с Мастером), обоих предают ради ничтожной выгоды.

    Следует отметить общее в судьбе Мастера и самого Булгакова: писатель на протяжении всей жизни подвергался гонениям и травле. О. Литовский бросил словечко “булгаковщина”, которое имело негативный оттенок, А.Орлинский призывал “дать отпор булгаковщине”, Л.Авербух – редактор журнала “На литературном посту” фанатично преследовал Булгакова со времен выхода повести “Дьяволиада”, с 1925 года.)

    Как создается образ Маргариты?

    (Предполагаемые ответы учащихся Портрета тоже нет, но часто отмечается выражение ее глаз. Описываются ее поступки, которые характеризуют ее как решительную, преданную женщину, не лишенную сострадания.).

    Что основное в Маргарите?

    (Предполагаемые ответы учащихся).

    Учитель: На кого из героинь классической литературы похожа Маргарита?

    (В ней ей смелость Татьяны Лариной, безрассудство Анны Карениной, способность к самоотречению Сони Мармеладовой... есть в ней что – то и от деятельных, активных героинь Шекспира (Беатриче, Джулетты).

    (Предполагаемые ответы учащихся. Несомненно, что Булгаков симпатизирует своей героине. В начале 19 главы “Маргарита” он обращается к нам с такими словами: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в больнице в тот час, когда ночь переваливалась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла”. Это – авторская оценка героини, и комментарии здесь не нужны.)

    Какова функция фантастики в романе?

    Слайд 32- 33

    Современная Булгакову жизнь была сама по себе фантастична: в романе часто звучит определение “нехорошая квартира” (из нее все время пропадают люди), но в реальной жизни люди пропадали без всякого вмешательства нечистой силы. Куда? Теперь ответ мы знаем, один из вариантов на картине Петра Белова “Беломорканал”.

    Булгаковская метафора, таким образом, сродни чеховской: вся Россия – это “палата №6”, вся Россия – это “нехорошая квартира”. Нечистая сила устраивает фокусы подобно правительству.)

    Почему Мастеру дарован покой, а не свет?

    (Предполагаемые ответы учащихся. В какой – то момент он испугался жизни: он отказался от борьбы, от любви, от Маргариты; заставил ее страдать, возненавидел свой роман, захотел избегнуть той чаши, которую ему предначертано было испить. Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника. Мастер предал любовь – высшую ценность для Булгакова. Маргарита сильнее, именно ее любовь возвращает Мастера, она живет его жизнью, она несет на своих плечах бремя общих забот, поддерживает своего любимого).

    Что символизирует свет?

    (Предполагаемые ответы учащихся. Свет – это высшая награда в мире Иешуа.Свет – это вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.)

    Кто из героев романа достоин света?

    (Предполагаемые ответы учащихся.)

    Роман Булгакова трагичен: покой и независимость дарованы героям. Там, в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось ненужным, он сам им не нужен; так же оказался отвергнутым своим временем и современниками Иешуа. Но любовь торжествует: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает. Любовь в художественном мире Булгакова является высшей ценностью. Роман имеет два основных варианта прочтения: поверить всему фантастическому, принять это как реальность или отнести все загадочное на счет массового психоза, гипноза. В эпилоге Булгаков дает реальное объяснение всему происшедшему. Каждый из нас выберет свою версию романа.

    Домашнее задание: Выписать фразы, ставшие крылатыми выражениями.



    Похожие статьи
     
    Категории