Роман преступление и наказание год. История создания романа "преступление и наказание"

08.04.2019

Роман Достоевского «Преступление и наказание» стал главным литературным событием второй половины 60-х гг. XIX века. На первый взгляд, заурядная детективная история об убийстве старухи-процентщицы с целью лёгкой и быстрой наживы превратилась в очень глубокое философское размышление о границах свободы человека и условиях жизни в современном автору столичном Петербурге.

Замысел и идея романа

Роман задумывался Достоевским ещё во время его пребывания на сибирской каторге. За участие в петрашевском бунте писатель был приговорён к смертной казни, но в последний момент по распоряжению императора казнь была заменена ссылкой и каторгой. Не имея возможности писать, Достоевский обладал достаточным количеством времени, чтобы сформировать замысел и наметить приблизительный план развития сюжета.

«Преступление и наказание» - описание истории нравственного преобразования сильной личности, безразличной к общественным условностям и лишённой саморефлексии. Характерно частое упоминание великих людей прошлого, в особенности Наполеона, с которыми себя открыто сравнивает Раскольников. «Преступление и наказание», кроме этого, поднимает и ещё одну тему: эта сильная личность совершает преступление не только чтобы доказать свою самодостаточность , но и ради возможности моментального обогащения. Эти два аспекта и составили основу идеи Достоевского.

Источники при написании

При написании романа автор воспользовался как своим прежним опытом в жанре романа, так и реальными событиями. Можно отметить следующие компоненты, составившие произведение:

  • Неоконченный роман «Пьяненькие». Именно его персонажи и сюжетные линии послужили основой для описания быта семьи Мармеладовых.
  • Преступление старовера, иначе, раскольника Герасима Чистова, жителя Москвы. С целью ограбления Чистов проник в квартиру двух пожилых женщин и, столкнувшись с ними, зарубил обеих топором.

Структура произведения и его содержание

Роман состоит из шести частей, разбитых на главы, и эпилога. Множество сюжетных линий и широкий круг поднятых проблем препятствуют попыткам в сжатом виде изложить содержание произведения. Анализ психологии и поведения персонажей в заданной ситуации стал визитной карточкой Достоевского, что видно уже по первому роману из его Пятикнижия - «Преступлению и наказанию».

Часть 1: завязка и характеристика героев

Поскольку первые части являются завязкой сюжета и экспозицией главных действующих лиц романа, целесообразно привести их содержание по главам:

Часть 2: развитие событий

События, описываемые во второй части, имеют особенно важное значение для понимания сути романа:

Часть 3: детективная составляющая

Дальнейшее содержание произведения «Преступление и наказание» полностью посвящено детективной составляющей.

Раскольников требует от сестры отменить свадьбу, но та отказывается. После напряжённого разговора мать и Дуня возвращаются в гостиницу, где их следующим утром навещает Разумихин. Они обсуждают сложившуюся ситуацию, в частности, Пульхерия Александровна просит совета о том, что делать с просьбой Лужина навестить их в отсутствие Раскольникова. Дуня полагает, что брат должен присутствовать на встрече .

В квартиру Раскольникова приходит Соня с целью пригласить его на похороны. Мать и сестра уже знают, что молодой человек отдал все свои деньги на похороны Мармеладова, и они в курсе положения Сони в обществе. Несмотря на это, Раскольников их официально представляет друг другу, а Дуня даже кланяется Соне.

После этого Раскольников отправляется в полицию, чтобы выяснить, как можно ему получить заложенные вещи. Во время разговора становится понятно, что он тоже является подозреваемым. Следователь Порфирий Петрович припоминает, что ранее Раскольников публиковал статью о разделении людей на обыкновенных и необыкновенных, в числе прочего имеющих право на убийство.

По возвращении Раскольников сталкивается у своего дома с человеком, который называет его убийцей. Нервы молодого человека на пределе, ему снится третий кошмар, в котором он бьёт старуху топором, но та не умирает, а беспрестанно смеётся. Раскольников пытается сбежать, но окружившая его толпа препятствует этому. Проснувшись, он обнаруживает в своей комнате Свидригайлова.

Часть 4: воскрешение Лазаря

Цель Свидригайлова - встреча с Дуней, и Раскольников должен ему помочь. Родион отказывается и чуть позже вместе с Разумихиным отправляется к матери, где уже находится Лужин. Тот раздосадован нарушением своего пожелания, устраивает скандал, после которого Дуня прогоняет жениха.

После этого Раскольников навещает Соню. Обнаружив Евангелие, открытое на странице, где рассказывается о воскрешении Лазаря, он просит девушку прочитать ему эту историю. Когда Соня выполняет просьбу, Раскольников кланяется ей и обещает на следующий день рассказать, кто убил процентщицу и её сестру. Но перед рассказом он вновь приходит в полицию за вещами, и сталкивается с попытками следователя хитростью заставить его признать вину. В сердцах Раскольников требует уже открыто назвать его виновным, но Порфирий Петрович этого не делает. В кабинет случайно приводят арестованного ранее красильщика, который признаётся в убийстве.

Часть 5: месть Лужина и признание Раскольникова

Лужин желает отомстить Раскольникову за сорванную свадьбу и подбрасывает Соне в карман 100 рублей. Мармеладовы устраивают похороны, на которые никто не пришёл. Постепенно между Катериной Ивановной и квартирной хозяйкой закипает ссора из-за приглашённых, и в самый её разгар появляется Лужин. Он обвиняет Соню в воровстве, и деньги, конечно же, находят в кармане девушки. Лебезятников, сосед Лужина, заявляет, что лично видел, как тот подбросил деньги в карман, но квартирная хозяйка все равно выгоняет все семейство .

Раскольников остаётся с Соней и даёт ей понять, что убийца - он. Девушка с пониманием относится к этому и обещает пойти с ним каторгу, если он признаётся. Разговор прерывает известие о том, что Катерина Ивановна сошла с ума и вместе с детьми побирается по улицам. Соня и Раскольников пытаются остановить женщину, но ту настигает смертельный приступ чахотки. Оплату похорон на себя согласен взять Свидригайлов, мотивируя это тем, что слышал все разговоры Сони и Раскольникова.

Часть 6: развязка

Следователь является в квартиру Раскольникова и прямо заявляет, что считает его убийцей. Порфирий Петрович предлагает явиться с повинной через два дня. За это время Родион встречается со Свидригайловым, от которого узнаёт, что тот сильно влюблён в его сестру, но между ними уже ничего не может быть.

После разговора Свидригайлов приходит к Дуне и рассказывает, что её брат - убийца . Он предлагает организовать бегство и помогать финансово, если та согласится быть его любовницей. Дуня пытается уйти, но дверь оказывается запертой. Тогда девушка стреляет в Свидригайлова, но не попадает. После этого тот выпускает Дуню. Потрясённый произошедшим, Свидригайлов даёт Соне деньги, которые понадобятся ей с Раскольниковым в каторге, снимает номер в гостинице и стреляется из револьвера Дуни насмерть.

Раскольников прощается с матерью, сестрой и Соней, на перекрёстке целует землю и признаётся в убийстве. После этого он отправляется в полицию, где повторяет своё признание.

Эпилог

Раскольников отбывает наказание на сибирской каторге. Соня, как и обещала, поехала вслед за ним. Дуня и Разумихин поженились, а Пульхерия Александровна вскоре умерла от тоски по сыну. Раскольников держится особняком от остальных заключённых, все свободное время проводя в раздумьях о том, как бездарно он распорядился своей жизнью.

Замысел романа

Объективная реальность, условия жизни людей, живущих в первой половине девятнадцатого века, тесно связаны с историей создания «Преступление и наказание» Достоевского. В произведении писатель попытался изложить свои размышления об актуальных проблемах современного ему общества. Книгу он называет романом – исповедью. «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман», – мечтает автор.
Желание написать произведение такого рода появилось у Фёдора Михайловича Достоевского на каторге в Омске. Тяжёлая жизнь каторжанина, физическая усталость не мешали ему наблюдать жизнь и анализировать происходящее. Будучи осуждённым, он задумал создать роман о преступлении, но начать работу над книгой не решался. Тяжёлая болезнь не позволяла строить планы и отнимала все нравственные и физические силы. Воплотить свою идею в жизнь писателю удалось лишь спустя несколько лет. За эти годы было создано несколько других известных произведений: «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Записки из мёртвого дома». Проблемы, затронутые в этих романах, найдут своё отражение в «Преступлении и наказании».

Мечты и жестокая реальность

Жизнь бесцеремонно вмешалась в планы Достоевского. Создание большого романа требовало времени, а материальное положение ухудшалось с каждым днём. Чтобы заработать, писатель предложил журналу «Отечественные записки» напечатать небольшой роман «Пьяненькие». В этой книге он планировал привлечь внимание общественности к проблеме пьянства. Сюжетная линия повествования должна была быть связана с историй семьи Мармеладовых. Главным героем – несчастный спивающийся, уволенный со службы чиновник. Редактор журнала выдвинул другие условия. Безвыходное положение заставило писателя согласиться за ничтожно низкую цену продать права на издание полного собрания своих сочинений и по требованию редакции в сжатые сроки написать новый роман. Так неожиданно началась спешная работа над романом «Преступление и наказание».

Начало работы над произведением

Подписав договор и издательством, Ф. М. Достоевский за счёт гонорара сумел поправить свои дела, расслабился и поддался искушению. Увлечённый игрок, он не сумел и на этот раз справиться со своей болезнью. Результат был плачевен. Оставшиеся деньги проиграны. Проживая в гостинице Висбадена, он не мог оплачивать свет и стол, не оказался на улице лишь по милости хозяев отеля. Чтобы закончит роман вовремя, Достоевскому приходилось торопиться. Автор задумал кратко рассказать историю одного преступления. Главным герой – бедный студент, решившийся на убийство и ограбление. Писателя интересует психологическое состояние человека, «процесс преступления». Сюжет двигался к развязке, когда по непонятной причине рукопись была уничтожена.

Творческий процесс

Лихорадочная работа началась заново. И в 1866 году первая часть была напечатана в журнале «Русский вестник».

Срок, отпущенный на создание романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы удовлетворить требования заказчика и избежать творческой кабалы, Ф. М. Достоевский прерывает работу на 21 день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания». Изучение криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», – писал Достоевский. Газеты рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые образованные люди, подобные Родиону Раскольникову. Напечатанные части романа пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его творческой энергией. Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры. К концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике».

Дневник кропотливой работы

Изучение истории создания романа «Преступление и наказание» невозможно без черновых записей писателя. Они дают возможность понять, сколько труда и кропотливой работы над словом было вложено в произведение. Менялся творческий замысел, расширялся круг проблем, перестраивалась композиция. Чтобы лучше разобраться в характере героя, в мотивах его поступков Достоевский изменяет форму повествования. В окончательной третьей редакции рассказ ведётся от третьего лица. Писатель предпочёл «рассказ от себя, а не от него». Кажется, что главный герой живёт своей самостоятельной жизнью и не подчиняется своему создателю. Рабочие тетради рассказывают о том, как мучительно долго сам писатель пытается понять мотивы преступления Раскольникова. Не найдя ответа, автор решил создать героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». В Раскольникове постоянно борются два начала: любовь к людям и презрение к ним. Нелегко было Достоевскому написать финал своего произведения. «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека», – читаем мы в черновике писателя, однако сам роман заканчивается иначе. Это заставляет нас размышлять, даже после того, как прочитана последняя страница.

О ЗАМЫСЛЕ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Создавая в «Преступлении и наказании» новую форму русского романа, Достоевский синтезировал в ней множество разнотипных черт этого романа - от бульварного, уголовно-авантюрного до романа-трагедии. Такой жанровый синтез позволил писателю, как он и намеревался, «перерыть все вопросы в романе» Там же, стр. 415. - и общественные, и моральные, и философские. Здесь органически связались важнейшие темы его творчества. Тема социального гнета, тема насилия, нравственного распада в личности и обществе, тема денег зазвучали с новой силой в едином хоре. Мир кротких и страдающих героев сомкнулся с миром сильных натур, с проявлениями титанической воли и могучих страстей.

Решение этих задач потребовало колоссальной работы. Она началась, вероятно, еще в годы каторги, когда внимание Достоевского было захвачено резкими нравственными контрастами. Здесь открывались писателю еще неведомые стороны человеческой природы, властно влекли мысль и воображение. За фактами такого рода вставали явления общественной жизни, вопросы о том, почему громадные душевные силы нашли исход в переступании через нравственные и уголовные законы, как сложился такой характер.

От возникшего в ту пору, но так и не осуществленного замысла некоего романа-исповеди Достоевский постепенно идет к новым замыслам и широкому воплощению волновавших его вопросов. В 1865 году он сообщает редактору журнала «Русский вестник» Каткову новый план повести, в котором отчетливо намечены идея, сюжет и главное лицо «Преступления и наказания».

А издателю А.Краевскому автор сообщил, что новый роман будет связан с теперешним вопросом о пьянстве. Эта повесть разрасталась в объеме, вбирала в себя все новые события, лица, сюжетные линии, в том числе и материалы задуманного прежде романа «Пьяненькие», давшего черты к образу Мармеладова.

Как об этом свидетельствуют журналистика и литература 1860-х годов, в пору ломки крепостнических порядков и капитализации отживающего дворянского уклада резко заколебалась общественная мораль: уголовные преступления, жажда наживы и денег, пьянство и циничный эгоизм - все это сопрягалось с прямыми атаками на традиционную православную мораль со стороны радикальных общественных сил.

Тема «Пьяненьких», надо думать, быстро была им оценена как узковатая, лишенная не столько социальной, сколько философской остроты, - он ощутил сравнительную бедность своего замысла, его идеи.

В журнале «Время» часто публиковались сообщения об уголовных процессах на Западе. Именно Достоевским и был опубликован отчет об одном уголовном деле во Франции. Некий Пьер Ласенер - преступник, не брезгавший воровством и убивший в конце концов какую-то старуху, объявил себя в мемуарах, стихах и т. д. «идейным убийцей», «жертвой своего века». Отрешившись от всех нравственных «оков», преступник осуществил своеволие «человекобога», к которому призывали революционные демократы, движимые чувством классовой мести «угнетателям» народа.

Разночинская демократия во главе с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым и многими другими внедряла в общественное сознание атеистические и социалистические идеи. В 1863 году был опубликован в «Современнике» роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», который содержал настоящую программу действий по ломке государственных устоев при помощи революционного насилия, по замене общечеловеческих нравственных ценностей (христианских) классовыми.

Достоевского глубоко тревожила проблема человеческой воли, посягающей на преступление, теоретическое оправдание чего он увидел в учении Чернышевского. Таким образом, мы видим две сверхзадачи, которые побудили Достоевского к созданию своего самого совершенного произведения - моральный распад в обществе и наступление социалистическо-атеистических идей.

Достоевский прекрасно усвоил к этому времени три основополагающих истины: отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа.

Достоевский решительно проникается недоверием ко всем гипотезам о правах «сильных», «особенных» индивидуумов, якобы освобожденных от ответственности перед людьми за свои «чрезвычайные» «сверхчеловеческие» поступки. Вместе с тем, тип сильной личности все более и более уясняется им - как явление художественно внушительное, исключительное, но в то же время и реальное, вполне исторически выразившееся в теории социалистов и в практике социалистическо-террористических групп. Это та «фантастическая» личность, которая кажется ему реальнее всех реальностей, это великолепный образ для романа - реалистического «в высшем смысле». Достоевский был ослеплен блеском идеи соединить историю семьи Мармеладовых с историей «человекобога»- социалиста. См. подробнее: Э.А. Абельтин, В.И. Литвинова «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Семья Мармеладовых должна стать той действительностью, на почве которой вырастает уродливая философия «сильной личности». Эта семья и все ее окружение могут предстать реалистическим фоном и убедительным объяснением дел и помыслов главного героя-преступника. В творческих комбинациях писателя складывается сложный сюжетный массив, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии.

Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело.

Мы видим, что в созревании и оформлении идеи романа участвовало много побудительных сил, таящихся в душе и мыслях художника. Но главная задача оформилась чрезвычайно четко - дать отпор заветам романа Чернышевского "Что делать?", развенчать тупиковую и аморальную социалистическую теорию, взяв ее проявление в самом крайнем варианте, в самом крайнем развитии, дальше которого уже нельзя идти. Это хорошо понял критик Н. Страхов, утверждавший, что главная цель романа - развенчать «несчастного нигилиста» (так Страхов назвал Раскольникова).

Противовесом идеям Чернышевского-Раскольникова должна стать православная христианская идея, которая должна указать выход к свету из теоретических тупиков главного героя.

Таким образом, перед Достоевским в 1865 году предстали два замысла, две идеи: один замысел - это мир «бедных людей», где настоящая жизнь, реальные трагедии, реальные страдания. Другой замысел - «теория», надуманная лишь при помощи разума, оторванная от реальной жизни, от реальной морали, от «божеского» в человеке. Теория, созданная в «расколе» (Раскольников) с людьми и потому чрезвычайно опасная. Где нет ни божеского, ни человеческого - там есть сатанинское.

Нужно отметить, что советское литературоведение напрочь отказывало теории Раскольникова в жизненности и саму фигуру Раскольникова объявляло надуманной. Здесь явно виден социально-партийный заказ: отвести «теорию» Родиона Раскольникова от идей социализма (иногда взгляды Раскольникова трактовались как мелкобуржуазные), а самого героя как можно дальше поставить от Чернышевского с его «особенным человеком».

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности.

Истоки произведения

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

«В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…»

Как видно из письма, речь идёт о произведении небольшого объёма — повести. Как же тогда возник роман? Прежде чем произведение появилось в той окончательной редакции, которую мы и читаем, авторский замысел неоднократно менялся.

Начало лета 1865 года. Остро нуждаясь в деньгах, Федор Михайлович предложил еще не написанный роман, а по сути, всего лишь идею романа, в журнал «Отечественные записки». Достоевский просил за эту идею аванс в три тысячи рублей у издателя журнала А. А. Краевского, который ответил отказом.

Не смотря на то, что самого произведения не существовало, уже было придумано для него название — «Пьяненькие». К сожалению, о замысле «Пьяненьких» известно немного. Сохранилось лишь несколько разрозненных набросков, датируемых 1864 годом. Также сохранилось письмо Достоевского к издателю, в котором содержится характеристика будущего произведения. Она дает серьезные основание полагать, что вся сюжетная линия семейства Мармеладовых вошла в «Преступление и наказание» именно из неосуществленного замысла «Пьяненьких». Вместе с ними в произведение вошел и широкий социальный петербургский фон, а также дыхание большой эпической формы. В этом произведении автор изначально хотел раскрыть проблему пьянства. Как подчёркивал писатель, «разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч.».

В связи с отказом А. А. Краевского, испытывавший тяжелую нужду, Достоевский был вынужден заключить кабальный договор с издателем Ф. Т. Стелловским, по которому за три тысячи рублей он продал право на издание полного собрания своих сочинений в трёх томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Германия, Висбаден (конец июля 1865 года)

Получив деньги, Достоевский раздал долги, и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.

В начале августа Достоевский отказался от замысла «Пьяненьких» и теперь хочет написать повесть с криминальным сюжетом — «психологический отчёт одного преступления». Замысел её таков: бедный студент решает убить старушку-процентщицу, глупую, жадную, противную, о которой никто не пожалеет. А студент смог бы закончить образование, дать денег матери и сестре. Потом он уехал бы за границу, стал честным человеком и «загладил преступление». Обычно такие преступления, считает Достоевский, совершают неумело, а потому остается много улик, и преступников быстро разоблачают. Но по его замыслу, «совершенно случайным образом» преступление удаётся и почти месяц убийца проводит на свободе. Но «тут-то, — пишет Достоевский, — и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце… и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести». Достоевский писал в письмах и о том, что очень много преступлений в последнее время совершают именно развитые, образованные молодые люди. Об этом писали в современных ему газетах.

Прототипы Родиона Раскольникова

Достоевскому было известно о деле Герасима Чистова . Этот человек, 27 лет, раскольник по вероисповеданию, обвинялся в убийстве двух старух — кухарки и прачки. Это преступление произошло в Москве в 1865 году. Чистов убил старух с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Трупы были найдены в разных комнатах в лужах крови. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. (газета «Голос» 1865, 7-13 сентября). Криминальные хроники писали, что убил их Чистов топором. Знал Достоевский и о других подобных преступлениях.

Другой прототип — А. Т. Неофитов , московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тетки Достоевского купчихи А.Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из ее наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-ного внутреннего займа (здесь Достоевский мог почерпнуть мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Третий прототип — французский преступник Пьер Франсуа Ласенер , для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов можно найти на страницах журнала Достоевского «Время», 1861, № 2).

«Творческий взрыв», сентябрь 1865 года

Итак, в Висбадене Достоевский задумал написать повесть в форме исповеди преступника. Однако во второй половине сентября в его работе происходит «творческий взрыв». В рабочей тетради писателя появляется лавинообразная серия набросков, благодаря которым мы видим, что в воображении Достоевского столкнулись два самостоятельных замысла: он решил соединить сюжетную линию «Пьяненьких» и форму исповеди убийцы. Достоевский предпочел новую форму — рассказ от имени автора — и сжег в ноябре 1865 года первоначальный вариант произведения. Вот что он пишет своему другу А. Е. Врангелю:

«… Трудно было бы мне теперь описать Вам всю мою теперешнюю жизнь и все обстоятельства, чтобы дать Вам ясно понять все причины моего долгого молчания… Во-1-х, сижу над работой как каторжник. Это тот… большой роман в 6 частей. В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю я дни и ночи… Роман есть дело поэтическое, требует для исполнения спокойствия духа и воображения. А меня мучат кредиторы, то есть грозят посадить в тюрьму. До сих пор не уладил с ними и еще не знаю наверно — улажу ли? … Поймите, каково мое беспокойство. Это надрывает дух и сердце, … а тут садись и пиши. Иногда это невозможно».

«Русский вестник», 1866 год

В середине декабря 1865 года Достоевский отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора.

В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания».

Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Конечно, работа над романом велась и в Петербурге. Достоевский снимал квартиру в большом доходном доме в Столярном переулке. Здесь в основном селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты.

С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая — преступление и его причины и вторая, главная, — действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения — «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять — влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.

Черновые тетради «Преступления и наказания» позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора.

В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей.

Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» — идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство — «тварь дрожащая» и меньшинство — «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон.

В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству…»

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются».

Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова — «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой.

Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

История создания романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

История создания романа «Преступление и наказание»

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

В 1866 году журнал «Русский вестник», издаваемый М.Н. Катковым, опубликовал рукопись романа Достоевского, которая до нашего времени не дошла. Сохранившиеся записные тетради Достоевского дают основание предполагать, что замысел романа, его тема, сюжет, идейная направленность сложились не сразу, скорее всего в дальнейшем объединились два различных творческих замысла:

1. 8 июня 1865 года перед отъездом за границу Достоевский предложил А.А. Краевскому - редактору журнала «Отечественные записки» - роман «Пьяненькие»: «он будет связан с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. Листов будет не менее двадцати, но может быть и более».

Проблема пьянства на Руси волновала Достоевского на всем протяжении его творческого пути. Мягкий и несчастный Снегирев произносит: "… в России пьяные люди у нас и самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные. Добрыми становятся люди в ненормальном состоянии. Каков же нормальный человек? Злой. Пьют добрые, но плохо поступают тоже добрые. Добрые забыты обществом, жизнью правят злые. Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества"

В «Дневнике писателя» автор обращает внимание на пьянство фабричных после отмены крепостного права: «Народ закутил и запил - сначала с радости, а потом по привычке». Достоевский показывает, что и при «переломе огромном и необыкновенном» не все проблемы решаются сами собою. И после «перелома» необходима правильная ориентация людей. Многое тут зависит от государства. Однако государство фактически поощряет пьянство и рост числа кабаков: «Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, т.е. по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, - стало быть вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью нашей платим за наш величавый бюджет европейской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод».

Достоевский показывает, что это происходит от неумения вести хозяйство страны. Случись чудо, - люди все разом перестанут пить, - государству пришлось бы выбирать: либо заставить их пить силой, либо - финансовый крах. По-достоевскому причина пьянства социальна. Если государство отказывается заботиться о будущем народа, о нем будет думать художник: «Пьянство. Пусть ему те радуются, которые говорят: чем хуже, тем лучше. Таких теперь много. Мы же не можем без горя видеть отравленными корни народной силы». Эта запись была сделана Достоевским в черновиках, а по-существу эта мысль изложена в «Дневнике писателя»: «Ведь иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, бледнеет ум и развитие, - и что вынесут в уме и в сердце своем современные дети народа, взросшие в скверне отцов своих».

В государстве видел Достоевский рассадник алкоголизма и в варианте, изложенном Краевскому, хотел рассказать о том, что общество, где процветает пьянство, а отношение к нему снисходительное, обречено на вырождение.

К сожалению, редактор «Отечественных записок» не был столь дальновидным, как Достоевский, в определении причин деградации российского менталитета и отказался от предложения писателя. Замысел «Пьяненьких» остался неосуществленным.

2. Во второй половине 1865 года Достоевский принялся за работу над «психологическим отчетом одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности… решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна… зла и заедает чужой век, мучая у себя в домработницах свою младшую сестру». В этом варианте ясно изложена суть сюжета романа «Преступление и наказание». Письмо Достоевского к Каткову подтверждает это: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божня правда, земной закон берут свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. Законы правды и человеческая природа взяли свое».

По возвращению в Петербург в конце ноября 1855 г. автор уничтожил почти полностью написанное произведение: «Я все сжег. Новая форма (роман-исповедь героя. - В.Л.), новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю дни и ночи и все-таки работаю мало». С этого времени Достоевский определился в форме романа, заменив повествование от первого лица повествованием от автора, его идейно-художественной структуре.

О себе писатель любил говорить: «Я - дитя века». Он действительно никогда не был пассивным созерцателем жизни. «Преступление и наказание» создавалось на почве русской действительности 50-х годов XIX века, журнальных и газетных споров на философские, политические, юридические и этические темы, споров материалистов с идеалистами, последователей Чернышевского и его врагов.

Год публикации романа был особым: 4 апреля Дмитрий Владимирович Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Начались массовые репрессии. А.И. Герцен так рассказывал об этом времени в своем «Колоколе»: «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени и вся Россия находятся чуть ли не на военном положении; аресты, обыски и пытки идут беспрерывно: никто не уверен в том, что он завтра не подпадет под страшный Муравьевский суд...» Правительство притесняло студенческую молодежь, цензура добилась закрытия журналов «Современник» и «Русское слово».

Вышедший в журнале Каткова роман Достоевского оказался идейным противником романа «Что делать?» Чернышевского. Полемизируя с вождем революционной демократии, выступая против борьбы за социализм, Достоевский, тем не менее, с искренним сочувствием относился к участникам «раскола России», которые, по его мнению, заблуждаясь, «беззаветно обратились в нигилизм во имя чести, правды и истинной пользы», обнаруживая при этом доброту и чистоту их сердец.

Критика тотчас откликнулась на выход «Преступления и наказания». Критик Н. Страхов отмечал, что «автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти».

М. Катков определял теорию Раскольникова «выражением социалистических идей».

Д.И. Писарев осуждал деление Раскольниковым людей на «послушных» и «бунтарей», упрекал Достоевского за призыв к покорности и смирению. И вместе с тем в статье «Борьба за жизнь» Писарев утверждал:

«Роман Достоевского произвел на читателей глубоко потрясающее впечатление благодаря тому верному психическому анализу, которым отличаются произведения этого писателя. Я радикально расхожусь с его убеждениями, но не могу не признать в нем сильного таланта, способного воспроизводить самые тонкие и неуловимые черты будничной человеческой жизни и ее внутреннего процесса. Особенно метко он подмечает болезненные явления, подвергает их самой строгой оценке и как будто переживает их на самом себе».

Каким был первый этап работы над романом? Его итог? Повесть «Пьяненькие», вопросы воспитания детей в семьях алкоголиков, трагедия нищеты, бездуховности и проч. Повесть осталась незавершенной, потому что Краевский отказал Достоевскому в издании.

Что принципиально нового включал новый вариант романа? Самые ранние наброски произведения относятся к июлю 1855, позднейшие - к январю 1866 года. Анализ черновиков позволяет утверждать:

повествование от первого лица заменено повествованием от автора;

на первый план выведен не пьяница, а студент, доведенный средой и временем до убийства;

форма нового романа определена как исповедь главного героя;

значительно расширено число действующих лиц: следователь, Дуня, Лужин и Свидригайлов представлены психологическими двойниками Раскольникова;

разработаны различные эпизоды и сцены из жизни Петербурга.

Какие элементы и образы «Пьяненьких» нашли художественное выражение во 2-м варианте романа?

образ пьяненького Мармеладова;

трагические картины жизни его семьи;

описание судьбы его детей;

В каком направлении развивался характер Раскольникова?

В первоначальном варианте романа повествование ведется от первого лица и представляет собой исповедь преступника, записанную через несколько дней после совершения убийства.

Форма первого лица позволяла объяснить некоторые «странности» в поведении Раскольникова. Например, в сцене с Заметовым: «Я не боялся, что Заметов увидит, что я это читал. Напротив, мне даже хотелось, чтобы он заметил, что я про это читаю… Не понимаю, зачем меня тянуло рискнуть этой бравадой, но меня тянуло рискнуть. Со злости, может быть, с животной злости, которая не рассуждает». Радуясь удачному стечению обстоятельств, «ранний Раскольников» рассуждал: «Это был злой дух: каким образом иначе мне удалось преодолеть все эти трудности».

В окончательном тексте эти же самые слова герой говорит Соне после своего признания. Здесь заметно отличие в обрисовке характера героя. Во втором варианте, где повествование уже ведется от третьего лица, более отчетливо прослеживается гуманность его намерений: мысли о покаянии приходят сразу же после совершения преступления: «И тогда, когда уж стану я благородным, благодетелем всех, гражданином, я покаюсь. Помолился Христу, лег и сон».

Достоевский не включил в окончательный текст эпизод - размышление Раскольникова после разговора с Поленькой: «Да, это полное воскресение, - подумал он про себя. Он почувствовал, что жизнь разом переломилась, кончился ад и наступила другая жизнь… он не один, не отрезан от человеков, а со всеми. Воскрес из мертвых. Что же случилось? То, что он отдал свои последние деньги - это что ли? Какой вздор. Девочка эта? Соня? - Не то, а все вместе.

Он был слаб, он устал, он чуть не падал. Но душа его была слишком полна».

Такие мысли для героя преждевременны, он еще не испил чашу страданий, чтобы исцелиться, поэтому описание подобных чувств Достоевский переносит в эпилог.

В первой рукописи иначе описана встреча с сестрой и матерью:

«У природы есть исходы таинственные и чудные. Через минуту он сжимал их обеих в своих руках и никогда еще он не испытывал более порывистого и восторженного ощущения, а еще через минуту - он уже гордо сознавал, что он господин своего рассудка и воли, что ничей он не раб и что сознание - опять оправдало его. Кончилась болезнь - кончился панический страх».

Достоевский не включает этот отрывок в окончательный текст, так как он разрушает идейную направленность. Раскольников должен быть абсолютно другим: встреча с близкими, как и разговор в конторе, являются причиной его обморока. Это подтверждение того, что натура человеческая не в силах вынести тяжести преступления и по-своему реагирует на внешние воздействия. Рассудку и воле она уже не подчиняется.

Как складываются взаимоотношения между Раскольниковым и Соней в различных вариантах романа?

Тщательно разрабатывал Достоевский характер отношений между героями. По раннему замыслу они полюбили друг друга: «Он перед ней на коленях: „Я люблю тебя“. Она говорит: „Отдайтесь суду“. В окончательном варианте героев объединило сострадание: » Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился". Психологически это более глубоко и художественно оправдано.

В иной тональности изначально звучала сцена признания Раскольникова Соне: «Она хотела было что-то сказать, но промолчала. Слезы рвались из ее сердца и ломили душу. „И разве мог не придти?“ - прибавила она вдруг как бы озаренная… „О, богохульник! Боже, что он говорит! От Бога вы отошли, и глухотой и немотой Бог вас поразил, дьяволу предал! Тогда Бог опять тебе жизни пошлет и воскресит тебя. Воскресил же чудом Лазаря! и тебя воскресит… Милый! Я любить тебя буду… Милый! воскресни! Пойди! покайся, скажи им… Я тебя во веки веков любить буду, тебя, несчастного! Мы вместе… вместе… вместе и воскреснем… И Бог благословит… Пойдешь? Пойдешь?

Рыдания остановили ее исступленную речь. Она обхватила его и как бы замерла в этом объятии, себя не помнила“.

В окончательном тексте чувства героев так же глубоки и искренни, но более сдержанны. О любви они не говорят. Образ Сони порой сливается теперь для него с образом убитой им Лизаветы, вызывая чувство сострадания. Будущее ее он видит трагически: „броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом… или уйти в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце“. Достоевский знает больше и видит дальше своего героя. В конце романа Соню спасает вера, глубокая, способная творить чудеса.

Почему в окончательном варианте „Преступления и наказания“ полнее раскрыты образы Сони и Свидригайлова?

В результате своего эксперимента Раскольников пришел к выводу о том, что путь „сильной личности“, добивающейся власти через „кровь по совести“, ошибочен. Он ищет выхода и останавливается на Соне: она тоже переступила, но находила силы жить. Соня уповает на Бога и ждет избавления и желает того же для Раскольникова. Она верно поняла, что произошло с Родионом: „Что вы, что вы это над собой сделали!“ Вдруг с ее уст слетает слово „каторга“, и Раскольников чувствует, что в его душе не закончилась борьба со следователем. Страдания его достигают наивысшей силы, „предчувствовалась какая-то вечность на аршине пространства“. О такой вечности говорил и Свидригайлов.

Он тоже переступил „через препятствия“, но казался спокойным.

В черновиках судьба Свидригайлова решалась Достоевским иначе: „Бес мрачный, от которого не может отвязаться. Вдруг решимость изобличить себя, всю интригу, покаяние, смирение, уходит, делается великим подвижником, смирение, жажда претерпеть страдание. Себя предает. Ссылка. Подвижничество“.

В окончательном варианте исход другой, более психологически обоснованный. Свидригайлов отошел от Бога, утратил веру, потерял возможность „воскресения“, но и без этого жить не смог.

В чем современники Достоевского видели актуальность „Преступления и наказания“?

С конца 50-х годов XIX века петербургские газеты с тревогой сообщали о росте преступности. Достоевский в какой-то мере использовал некоторые факты из уголовной хроники тех лет. Так широкую известность в свое время получило „дело студента Данилова.“ В. целях наживы он убил ростовщика Попова и его служанку. Крестьянин М. Глазков хотел принять его вину на себя, но был изобличен.

В 1865 году газеты сообщали о суде над купеческим сыном Г. Чистовым, зарубившим двух женщин и завладевшим их богатством на сумму 11 260 рублей.

Большое впечатление на Достоевского произвел процесс над Пьером Ласенером (Франция), профессиональным убийцей, который пытался представить себя как жертву несправедливо устроенного общества, а свои преступления как форму борьбы со злом. На судебных процессах Ласенер спокойно заявлял, что идея стать убийцей во имя мщения родилась у него под влиянием социалистических учений. Достоевский отзывался о Ласенере как „о личности феноменальной, загадочной, страшной и интересной. Низкие источники и малодушие перед нуждой сделали его преступником, а он осмеливался выставлять себя жертвой своего века“.

Сцена убийства, совершенного Раскольниковым, напоминает убийство Ласенером старухи и случайно оказавшегося в квартире ее сына.

Достоевский брал факт из жизни, но проверял его жизнью. Он торжествовал, когда, работая над „Преступлением и наказанием“, узнал из газет об убийстве, аналогичном преступлению Раскольникова. „В то же самое время, - вспоминает Н. Страхов, - когда вышла книжка “Русского вестника» с описанием проступка Раскольникова, в газетах появилось известие о совершенно подобном преступлении, происшедшем в Москве. Какой-то студент убил и ограбил ростовщика, и, по всем признакам, сделал это из нигилистического убеждения, что дозволены все средства, чтобы исправить неразумное положение дел. Не знаю, были ли поражены этим читатели, но Федор Михайлович гордился таким подвигом художественной прорицательности".

Впоследствии Достоевский не раз ставил в одну строку фамилии Раскольникова и подходящих к нему убийц из газетной хроники. Он следил, чтобы из Паши Исаева не вырос «Горский или Раскольников». Горский - восемнадцатилетний гимназист, из бедности, с целью грабежа зарезавший семью в шесть человек, хотя по отзывам «был юноша замечательно развитой в умственном отношении, любивший чтение и литературные занятия».

С необыкновенной чуткостью Достоевский умел выделять факты единичные, личностные, но свидетельствующие о том, что «предвечные» силы изменили направление своего движения.

Список литературы

Кирпотин В.Я. Избранные работы в 3-х томах. М., 1978. Т.З, стр.308-328.

Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л. 1980.

Басина М.Я. Сквозь сумрак белых ночей. Л. 1971.

Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М. 1984.



Похожие статьи
 
Категории