Описание экспонатов музея бородинская панорама. Панорама Бородинского сражения

10.03.2019
Бородинская панорама и основные жизненные вехи художника Ф.А.Рубо были изложены выше. Здесь мы познакомимся с главным экспонатом музея – панорамным полотном “Бородинская битва”, написанным в 1912 году. Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”.

Бородинская панорама. Общий вид

Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Бородинская панорама. Первая точка осмотра

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: “Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся”.

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного . Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей.

Бородинская панорама. Семёновская

Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.


Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

Бородинская панорама. Барабанщики

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.
Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Бородинская панорама. Вторая точка осмотра. Семёновские флеши

Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche – стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге, В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Бородинская панорама. Французская артиллерия

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Бородинская панорама. Третья точка обзора. Командный пункт Наполеона

Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму.

На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.


Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардии, численностью примерно 20 тысяч солдат.

Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Бородинская панорама. Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи»

На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист,опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю.

Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас , вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России.

Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.

Бородинская панорама. М.И.Кутузов

Вдалеке видны избы д.Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 года по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского.

В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Бородинская панорама. Пятая точка обзора – «Командный пункт Кутузова»

Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского. Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки . Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки.

Создателем русской исторической панорамы по праву считается Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 г.г.). Сын небогатого французского коммерсанта, переселившегося в Одессу в середине XIX века, он большую часть жизни работал в Мюнхене после окончания Баварской академии художеств и никогда не имел русского подданства. «...Я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником...» - так определял баталист основную тематику всего своего творчества.

Приближался вековой юбилей Бородинского сражения, к подготовке которого были привлечены известные историки, военные и политические деятели, солдаты и офицеры российской армии, художники.

Решение исполнить панораму на эту тему возникло в 1910 году, когда с этим предложением обратились к Рубо полковник В.А.Афанасьев, один из основателей «Кружка ревнителей памяти Отечественной войны» при московском отделе Императорского русского военно-исторического общества, и генерал В.М. Колюбакин - военный историк, руководитель специальной юбилейной комиссии Санкт-Петербургского совета того же Общества.

Первый эскиз панорамы был создан художником в 1910 году, но одобрения не получил. Тогда было решено изобразить «полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы» - в это время основные боевые действия разворачивались в районе деревни Семёновское.

Рубо считал своей главной задачей создание русской панорамы, поэтому было важно, какой момент сражения будет изображен на холсте и предметном плане. Внимательно изучив многочисленные источники, он стремился показать битву, «где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно», так как полагал, что основой активной обороны русских войск в Бородинском сражении было успешное взаимодействие разных родов войск.

Воплощению подобной военно-исторической концепции способствовала панорамная форма, позволявшая изображать события, развивающиеся во времени. Это определяется одной из особенностей человеческого зрения, предполагающего последовательность взглядов, что заключает в себе время в очень сжатом виде. Таким образом, панорама дает возможность совместить разновременные эпизоды сражения, которые наиболее полно выражают главную мысль художника. Именно поэтому Рубо избрал сюжетной основой своего «Бородина» события на Бородинском поле после полудня, когда включались в сражение огромные массы кавалерии, что придавало батальной сцене излишнюю бравурность, так как полки гвардейской пехоты российской армии отодвигались на дальние планы, а других ярких эпизодов содружества разных родов войск в это время не происходило.

Выбирая для Бородинской панорамы те эпизоды битвы, в которых проявилось наивысшее напряжение эмоциональных и физических сил русских солдат и офицеров, благодаря чему, был достигнут военный успех, Рубо, как и Л.Н. Толстой, подчеркивает моральное превосходство российской армии над противником. Изображение всех родов войск давало художнику возможность показать многообразие движений огромных масс, скоординировать и уравновесить динамичные эпизоды со статичными. Через эти разнохарактерные действия виртуозный мастер батальной композиции передает особенности психологического состояния сражающихся войск.

Бытовые детали в пейзаже единичны, но все же их можно заметить. На первом плане, у батареи Раевского, Рубо написал небольшую распаханную полоску ржаного поля. Среди отвалов рыхлой почвы на краю пашни осталась брошенная соха - орудие мирного крестьянского труда. Война прервала занятие пахаря, плоды его усилий безжалостно уничтожаются в ходе сражения, а забытая им соха, усиливающая трагизм войны, стала символом мира и тишины.

Рубо был вынужден усиливать «картинность» в изображении действий пехоты у Семеновских высот, подчеркивать ее «лихость» в отражении дивизии Фриана. «Чтобы иметь чувство сражения, а не парада, должно быть действие французской артиллерии и отражение Фриана», - считал он. Баталист стремился не идти по пути создания зрительных эффектов и хотел выбрать такую точку зрения, которая давала бы возможность показать упорные бои войск Кутузова с противником: «...Я полагаю стать ближе к Лоржу и к кирасирам... потому что и к батарее Раевского и к Бородину и Горкам будет ближе, а это важнее, чем приблизиться к Понятовскому, к Утице, где все скрыто густым лесом».

Для этой цели Рубо вновь посетил Бородинское поле 26 августа 1911 года, когда, очевидно, изменил точку обзора, приблизив ее к оврагу и южной окраине деревни Семеновское. Отсюда хорошо просматривался русский левый фланг до Утицкого леса, а также высоты, куда устремились войска неприятеля. С этой точки баталист смог показать более отчетливо отражение русской гвардейской пехотой кавалерийских атак противника.

В конце мая 1912 года панорама «Бородинская битва» созданная в содружестве с баталистом К.Беккером, пейзажистами К. Фрошем, Цено-Димером и Мюллером была закончена.

К столетию Бородинского сражения в здании, сооруженном по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова, на Чистопрудном бульваре в Москве состоялось открытие этого монументального произведения, прославляющего подвиг народов России... Рубо создал «цельный и возвышенный образ героического воинского деяния»... Оно стало итогом творчества баталиста и его важным вкладом в мировое панорамное искусство.

РУБО Франц Алексеевич (1856-1928), МЯСОЕДОВ Иван Григорьевич (1881-1953) панорама «Бородинская битва». 1910-1912 гг.
Холст, масло.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.
Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».



Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.

Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М. ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона - конницы генерала НАНСУТИ. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.

Фрагмент 3. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», - так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.

Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса - захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.
В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.

Вдали - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Фрагмент 6. Атака саксонских кирасир.

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда - Семёновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.

Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.

В центре кавалерийской схватки - русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Фрагмент 8. Кавалерийский бой во ржи.

Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» - один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены - русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества - единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Фрагмент 9. Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

Музей-Панорама “Бородинская битва” вот уже 50 лет стоит в конце Кутузовского проспекта. Очень лаконичное по своей архитектуре здание, не красивое, скорее утилитарное, было возведено в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.

Необычная круглая форма подчинена назначению здания – экспозиции колоссальной картины-панорамы, написанной в свою очередь к 100-летней годовщине Бородинского сражения. Авторы проекта – советские архитекторы Корабельников, Кузьмин и Кучанов и инженер Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Ф.А. Рубо, данные им при постройке первоначального здания панорамы.

Панорама Ф.А.Рубо

Стоп! Вот с этого и надо было начинать! Ведь главное здесь – именно панорама, написанная Францем Алексеевичем Рубо, замечательным художником, французом по происхождению, немцем по языку и настоящим русским человеком по духу. Франц Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье книготорговца из Марселя Алекса Рубо. В раннем детстве Франц проявил интерес к рисованию и в девятилетнем возрасте был определен в Одесскую школу рисования и черчения. В 1877 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене.

Учителем Рубо стал известный художник-баталист Йозеф Брандт. Во время каникул Франц постоянно ездил в Россию, путешествовал по Кавказу и Средней Азии. В 80-х гг. XIX века Рубо написал 19 больших полотен для “Храма Славы” в Тифлисе. Для выполнения этого заказа художник внимательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галарею кавказских горцев.

В 1889 году Франц Алексеевич уже был достаточно известен.

Императорское общество поощрения художеств организует его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе представленный в музее “Бородинская панорама” “Живой мост”.

Ф.А.Рубо. “Живой мост”

Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода. Полковник Карякин, бывший во главе небольшого отряда русских войск, отступал к крепости Мухрат. На пути его солдат встретилась глубокая расщелина, через которую было невозможно переправить орудия. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. По нему-то и удалось переправить пушки.

После выставки Рубо начинает создание своей первой большой панорамы. Она была посвящена ключевому событию Кавказских войн – штурму оплота Шамиля горной крепости Ахульго.

Эта панорама сохранилась в виде 4-х фрагментов, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году она пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации.

Ф.А.Рубо. “Оборона Севастополя”

В 1901 году художник получил официальный заказ на создание панорамы “Оборона Севастополя”. Над ней Франц Алексеевич работал около 3 лет. В мае 1905 года панорама была представлена публике, а с 1909 помещена в специальное здание в Севастополе. Летом 1942 года незадолго до падения Севастополя здание панорамы загорелось от фашистской авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли из города на военном корабле. После войны все части были вновь соединены и возвращены в Севастополь.

Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств, а через несколько лет мастер был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

Ф.А.Рубо. Панорама “Бородинская битва”

В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Бородинской битвы. Ф.А.Рубо предлагает написать панораму, посвященную подвигу русского народа в войне 1812 г. Идея была поддержана на и Высочайшем уровне и среди российской общественности.

Первоначально художник хотел изобразить на панораме последовательные события с 10 до 12 часов 7 сентября. Однако комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: кульминационный момент битвы, падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. На изменение сюжета повлияла внешняя политика – это было время создания и упрочения Антанты – Русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания.

Франц Рубо жаловался: “Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.”

Подготовительные работы – изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов заняли два года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Для ее экспозиции был построен временный деревянный павильон.

Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. оказалась последней в творчестве мастера. В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Начавшаяся I Мировая война, затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший в Германии, всегда считал себя русским художником.«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего, хотя бы близкого по художественной ценности к .

Франц Алексеевич умер в 1928 году в Мюнхене. Его художественное наследие включает более 200 живописных работ и множество эскизов и рисунков.

История самой панорамы оказалась гораздо более драматичной, чем история ее создателя. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А.Рубо электротехническому училищу. Здание стали использовать для собраний и митингов и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях – под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада “Эрмитаж”. Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 м2 батальных сцен и примерно 500м2 неба. 18 октября 1962 года Музей-панорама вновь открыла двери перед своими гостями

Музею Бородинская панорама посвящены ещё темы.

Четверг, сентября 14, 2017

На этой неделе 105 лет исполнилось одному из самых внушительных шедевров русской живописи, созданному русским художником французского происхождения Францев Рубо в Мюнхене – панораме Бородинской битвы.

Специально перед этим знаковым событием и в преддверии выходных показываем вам, как сейчас выглядит панорама и рассказываем, почему туда нужно сходить.

Смотрите наш репортаж, в том числе из-за кулис —>

Как возникла панорама:

11 сентября 1912г., в год празднования столетнего юбилея отечественной войны 1812 г., в Москве состоялось торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» работы Франца Алексеевича Рубо.

На Чистопрудном бульваре для картины был создан специальный павильон.

Газеты 1912 года наперебой сообщали, что павильон на Чистых прудах был открыт с большой помпой и специально для его открытия искали по всей России, нашли и привезли в Москву несколько ветеранов и свидетелей той войны.


Петр Лаптев… Гордей Громов… и почему-то неназванная «старуха».

Панорама на Чистых прудах проработала недолго, уже в январе 1918 г. она была закрыта, а полотно отправилось на склад. К дореволюционной истории в 1920-х и начале 1930-х относились с большим пренебрежением, пропагандировался лишь новый мир.

Спустя 30 лет, в 1948 г. полотно попало в руки реставраторов, из-за тяжелых условий хранения, верхняя (небесная) часть холста была признана непригодной, также была утрачена одна батальная сцена — бой у деревни Семеновское — воссозданная заново. После чего картина была законсервирована ещё на 10 лет. И только в 1960-м году, в преддверии 150 летия Войны 1812 года, к реставрации вернулись, у панорамы появилось новое небо, а вместе с ним и перый соединительный шов.

Кстати, вот так выглядит панорама «за кулисами»



В 1962-м году панорама увидела свет, в специально построенном здании на Кутузовском проспекте. Место было выбрано не случайно, ведь именно здесь находилась та самая изба Михаила Фролова, в которой было принято судьбоносное решение, вошедшее в историю как «совет в Филях».

Уже спустя всего 5 лет, в 1967 в результате пожара, полотно сильно пострадало, была произведена новая реставрация.

Надо отметить, что несмотря на все утраты и изменения эта картина является наиболее цельным из трёх масштабных шедевров Рубо и большей частью является авторским.
В 2012-м году в преддверии столетнего юбилея музей был закрыт. В ходе работы была создана новая экспозиция, а у самой панорамы был обновлён предметный план, практически заново воссоздана «Кутузовская изба».

Панорама – это не просто живописное полотно, но и целый музей

Пять причин посетить Бородинскую панораму:

1. Панорама является одним из самых больших картин в мире 115 м длиной 15 м высоту. Наличие предметного планы с рельефом местности, специальное освещение, а также круговое расположение полотна позволяет посетителям окунуться в гущу событий и стать полноценным свидетелем решающего сражения отечественной войны 1812-го года.


2. Экспозиция, включает в себя не только батальную живопись и военную амуницию, но и многочисленные витрины с мебелью, книгами, фарфором, бронзой, погружающими в атмосферу России начала ХlХ века, что придется по вкусу зрителям, далеким от военной истории.

3. Диорамы, с бытовыми зарисовками, а также мультимедийные панели не оставят равнодушными самых маленьких посетителей

5.

4) В ходе празднования 105 летия музея-панорамы, организованны специальные экскурсии, позволяющие заглянуть «За кулисы панорамы»

5) Панорама Бородинской битвы – один из немногих хороших музеев в России, посвященных именно дореволюционной царской истории.



Похожие статьи
 
Категории