Пабло пикассо биография. Пабло пикассо картины

18.04.2019

Уникальный стиль и божественная одаренность позволили Пикассо влиять на эволюцию современного искусства и на весь художественный мир.

Пабло Пикассо родился в 1881 году в испанском городе Малага. Он в раннем возрасте обнаружил свой талант и поступил в школу изящных искусств, когда ему было 15 лет.

Большую часть жизни художник провел в любимой Франции. В 1904 г. он переехал в Париж, а в 1947 г. переместился на солнечный юг страны.

Творчество Пикассо подразделяют на уникальные и интересные периоды.

Его ранний «голубой период» начался в 1901 году и продлился около трех лет. Большая часть художественных работ, созданных в это время, характеризуется человеческими страданиями, нищетой и оттенками голубого цвета.

«Розовый период» продлился примерно в течение года, начавшись в 1905 году. Для этой фазы характерна более легкая розово-золотистая и розово-серая палитра, а в качестве персонажей выступают в основном бродячие артисты.

Картина, которую Пикассо нарисовал в 1907 году, обозначила собой переход к новому стилю. Художник в одиночку изменил ход современного искусства. Это были «Авиньонские девицы», вызвавшие много потрясений в тогдашнем обществе. Изображение обнаженных проституток в стиле кубизма стало настоящим скандалом, но послужило основой для последующего концептуального и сюрреалистического искусства.

В преддверии Второй мировой войны, во время конфликта в Испании Пикассо создал еще одно блестящее произведение - картину «Герника». Непосредственным источником вдохновения послужила бомбардировка Герники, полотно олицетворяет протест художника, осуждавшего фашизм.

В своем творчестве Пикассо посвятил много времени исследованию комедии и фантазии. Он также реализовался как график, скульптур, декоратор и керамист. Мастер постоянно работал, создавая огромное количество иллюстраций, рисунков и конструкций причудливого содержания. На заключительном этапе своей карьеры он писал вариации знаменитых картин Веласкеса и Делакруа.

Пабло Пикассо умер в 1973 году во Франции в возрасте 91 года, успев создать 22 000 произведений искусства.

Картины Пабло Пикассо:

Мальчик с трубкой, 1905 год

Эта картина раннего Пикассо относится к «розовому периоду», он написал её вскоре после приезда в Париж. Здесь изображен мальчик с трубкой в руке и венком из цветов на голове.

Старый гитарист, 1903 год

Картина относится к «голубому периоду» творчества Пикассо. На ней изображен старый, слепой и нищий уличный музыкант с гитарой. Работа выполнена в голубых оттенках и опирается на экспрессионизм.

Авиньонские девицы, 1907 год

Пожалуй, самая революционная живопись в современном искусстве и первая картина в стиле кубизма. Мастер игнорировал общепринятые эстетические правила, шокировал пуристов и единолично изменил ход искусства. Он своеобразно изобразил пять обнаженных проституток из борделя в Барселоне.

Бутылка рома, 1911 год

Пикассо закончил эту картину во французских Пиренеях, излюбленном месте музыкантов, поэтов и художников, кубисты облюбовали его до Первой мировой войны. Работа выполнена в сложном кубистском стиле.

Голова, 1913 год

Это знаменитое произведение стало одним из самых абстрактных кубистских коллажей. Профиль головы можно проследить в полукруге, очерченном древесным углем, но все элементы лица значительно сводятся к геометрическим фигурам.

Натюрморт с компотом и бокалом, 1914-15гг.

Формы чистого цвета и граненые объекты сопоставляются и накладываются друг на друга, создавая гармоничную композицию. Пикассо в этой картине демонстрирует практику коллажа, которую часто использует в своем творчестве.

Девушка перед зеркалом, 1932 год

Это портрет молодой любовницы Пикассо - Марии-Терезы Вальтер. Натурщица и ее отражение символизируют переход от девушки к соблазнительной женщине.

Герника, 1937 год

Эта картина изображает трагическую природу войны и страдания невинных жертв. Работа монументальна по своим масштабам и значению, во всем мире ее воспринимают в качестве антивоенного символа и плаката за мир.

Плачущая женщина, 1937 год

Пикассо интересовала тема страданий. Эта детализированная картина с искаженным в гримасе, деформированным лицом считается продолжением «Герники».

Хосе занимался живописью и преподавал ее. В семье было четверо детей, Пабло был старшим.
В 1895 году семья переехала в Барселону, где Хосе стал работать в художественной школе Ла Лонха. Пикассо начал учиться именно там, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. Вскоре он понял, что Академия ничего ему не даст, и вернулся в Барселону, где организовал собственную студию. Ему исполнилось тогда всего 16 лет.
Его ранние картины чаще всего наполнены грустью. Первоначально он подписывался на них «П. Руис», однако позже дополнил эту подпись девичьей фамилией матери, превратившись в «П. Руис Пикассо». В двадцатилетнем возрасте он взял себе псевдоним, под которым его и узнал весь мир. Псевдоним потребовался Пикассо, чтобы его не путали с отцом. Пабло был на редкость самоуверенным юношей и не сомневался в том, что сумеет добиться грандиозного успеха.

ПАРИЖСКАЯ ЖИЗНЬ

Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. Его мечта сбылась в 1900 году. В 1904 году он окончательно обосновался в Париже. 1900-1904 годы называются «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. «Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму (в основном оттенки розового). В 1904 году Пикассо приобрел студию в ветхом доме, расположенном в районе Бато-Лавуа. В течение следующих пяти лет он жил в этой студии. Именно здесь молодой художник познакомился с натурщицей Фернандой Оливье, ставшей его любовницей. Он не раз изображал Фернанду на своих картинах. Позже Фернанда вспоминала, что Пикассо в то время был «маленьким, смуглым, худым, жестоким, беспокойным, с темными, глубокими глазами, пронзительным взглядом... неуклюжим в движениях, с женскими руками, неухоженным. Густая прядь волос, черных и блестящих, падала на его высокий выпуклый лоб».

ТВОРЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ

В Париже Пикассо быстро вошел в круг авангардистов и до конца жизни сохранил дружбу со многими поэтами. Среди них можно назвать Гийома Апполинера, который одним из первых по достоинству оценил работы Пикассо, Макса Жакоба и Андре Сальмона, оставившего живые, хотя и не всегда правдивые воспоминания о тогдашней богемной жизни в Бато-Лавуа. Особенно сблизился Пикассо с Максом Жакобом. Зимой 1902-1903 гг., когда Пикассо буквально нищенствовал, Жакоб предложил художнику разделить с ним свою комнату. Кровать была одна, и приятели поделили ее по временам суток: Жакоб спал ночью, а Пикассо днем, и это устраивало обоих, потому что Пабло предпочитал работать по ночам. Среди друзей Пикассо отметим еще писателя и кинорежиссера Жана Кокто и композиторов Эрика Сати и Игоря Стравинского. До самой старости сохранилась близость между художником и его другом детства Жауме Сабартесом, который с перерывами исполнял обязанности его секретаря.
Пикассо и Фернанда жили в Бато-Лавуа вполне богемной жизнью. Вместе с тем Пикассо не переставал трудиться и вскоре добился успеха. К 1907 году он стал известен среди коллекционеров и торговцев живописью, заинтересовавшихся юным ярким талантом. При этом Пикассо ни разу не выставлял свои работы на обычных публичных выставках, и это было еще одним проявлением его удивительного индивидуализма.

ВИХРЬ ЖИЗНИ

Среди людей, оказавших поддержку Пикассо, была американская писательница Гертруда Стайн (ее портрет художник написал в 1906 году) и торговец картинами, немец по происхождению, Даниэль-Генрих Канвейлер.
Именно Канвейлер в 1907 году познакомил Пикассо с талантливым молодым художником Жоржем Браком. В течение нескольких лет оба художника работали в тесном сотрудничестве. В результате появилось новое направление в живописи - кубизм. Кубизм отрицал традиционное представление о том, что изображенный на картине предмет или человек должен рассматриваться только под одним определенным ракурсом. Плодотворное сотрудничество Брака и Пикассо продолжалось вплоть до 1914 года, когда началась мировая война и Брака призвали в армию.
В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке русского балетмейстера Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову одну из танцовщиц русской труппы. Они поженились в 1918 году. Именно тогда Пикассо навсегда распрощался с богемной жизнью. С молодой женой он переехал в роскошную квартиру. Средства позволяли
это сделать - к тому времени Пикассо стал процветающим и признанным художником.
В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль, однако их брак счастливым не назовешь. По сути, он кончился в январе 1927 года, когда Пикассо увлекся 17-летней Мари-Терез Вальтер. Самому мэтру было тогда 45. В 1935 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей.
Положение было щекотливым, потому что брак Пикассо с Ольгой, заключенный по испанским законам, не мог быть расторгнут. Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть до смерти Ольги, последовавшей в 1955 году. Ольга, оказавшаяся после их разрыва на грани помешательства, часто появлялась там, где бывал Пикассо, и громко поносила его. Такое положение вещей мучило художника. Глубокая депрессия, хорошо заметная по некоторым работам Пикассо, часто вызвана именно этим фактом. На какое-то время он вообще перестал писать и занялся поэзией.
Но не сложились и отношения Пикассо с Мари-Терез. Они прекратились уже в 1937 году, когда ее место в сердце художника заняла фотограф Дора Маар. Мари-Терез преследовала Пикассо до конца жизни, покончив с собой вскоре после его смерти.
Несмотря на то, что Пикассо много лет прожил во Франции, связывавшие его с родиной нити никогда не обрывались, и на полотнах художника не раз возникали испанские темы. В январе 1937 года испанское правительство заказало Пикассо полотно для оформления национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Гражданская война в Испании и бомбардировки мирных городов вдохновили художника на создание знаменитого шедевра - «Герники».

НОВЫЕ МУЗЫ, НОВЫЕ МЕСТА

Во время немецкой оккупации Пикассо оставался в Париже. В 1943 году он расстался с Дорой, в его жизни появилась новая муза - 21-летняя Франсуаза Жило. С ней он прожил 10 лет.
У них родились дети: в 1947 году сын Клод, а в 1949 году дочь Палома. Начиная с 1946 года, Парижу художник предпочитает юг Франции. С 1948 по 1955 годы его жизнь связана с Валлорисом, городком, где со времен Римской империи обитали знаменитые гончары. Знакомство с работами местных мастеров пробудило у Пикассо интерес к керамике. Он всерьез взялся за новое для себя дело и продолжал заниматься керамикой почти до конца жизни. Другим увлечением Пикассо стал пацифизм. Надо отметить, что 1944 году художник вступил в Французскую коммунистическую партию.

СТАРЫЙ БУНТАРЬ

Франсуаза Жило оставила Пикассо в 1953 году, забрав с собой Клода и Палому. Ее место быстро заняла Жаклин Рок.
В 1961 году Жаклин и Пикассо поженились. В том же году художник обосновался на уединенной вилле Нотр-Дам-де-Ви. Это был большой старинный дом, расположенный среди деревьев на живописном склоне холма неподалеку от Канн, на французской Ривьере.
Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. Очевидно, мысли о приближающейся смерти подстегивали художника, и он спешил. Поздние работы Пикассо говорят нам об угасании в тематике, но не в исполнении. Как художник, Пикассо по-прежнему был на высоте.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Пикассо стал героем многочисленных книг, статей, выставок и фильмов еще при жизни. При этом сам художник в последние свои годы крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь в обществе Жаклин. Он умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старинном замке Вовенарг, где жил и работал в 1958-1961 годах.

25 октября 1881 года в шумной испанской Малаге врач принимал сложные роды. Когда родившийся ребенок не закричал, акушер спокойно закурил гаванскую сигару, а едкий дым выпустил в бесчувственное лицо новорождённого: от ужаса вскрикнули все, в том числе едва появившийся на свет малыш Пабло .

С этого занимательного эпизода началась долгая и совершенно безумная биография испанского художника. Он прожил 92 года и до конца своих дней был неутомим в своём творческом поиске. Он менял стили и техники чаще, чем женщин: Пикассо безжалостно расчленял предмет исканий в кубизме, вновь собирал его, обратившись к неоклассицизму, пробовал себя в сюрреализме, расписывал стены борделей, занимался скульптурой и керамикой. Он познавал мир через холст и не мыслил себя вне палитры.

Ранние годы

Несмотря на то, что Хосе Руис был посредственным художником, он не мог не заметить талант первенца. «Дома в коридоре стояла статуя. Геркулес с дубиной, — рассказывал Пикассо, — вот я сел и нарисовал этого Геркулеса. И это не было детским рисунком, это было вполне реалистично». Ему едва исполнилось шесть, когда отец начал обучать его основам рисунка и живописи.

Семья Пикассо переехала из шумной Малаги в не менее шумную Ла-Корунью, где в возрасте девяти лет Пабло стал посещать курсы живописи. Так как учился юноша из рук вон плохо, а его романы с молодыми преподавательницами регулярно заставляли краснеть родителей, они не протестовали, когда тот решился оставить школу и отправиться в Барселону. В 14 Пабло Пикассо на общих основаниях поступил в Барселонскую школу искусств и ремёсел. Живопись вундеркинда существенно выделялась на фоне старших сверстников, его первые большие работы маслом «Первое причастие» и «Знание и милосердие» заслужили множество наград и медалей на художественных выставках в Барселоне и Малаге. Проучившись в Барселоне всего год, он без особого труда поступает в самое престижное художественное заведение страны: Мадридскую академию художеств. Однако и здесь он задержался всего лишь на семь месяцев. От нравоучений преподавателей Пикассо впадал в ярость, а в рамках нудного академизма было тесно и скучно. Занятиям юноша предпочитал посещение музея Прадо и написание копий с полотен Веласкеса и Эль Греко.

Оставив учёбу, Пабло Пикассо отправился в Париж.

  • © Портрет Хайме Сабартеса, 1901 год
  • © «Девочка на шаре», 1905 год

  • © «Семья комедиантов», 1905 год
  • © «Авиньонские девицы», 1907 год
  • © «Девушка с мандолиной», 1909 год
  • © «Человек с кларнетом», 1911 год
  • © «Человек с трубкой», 1914 год
  • © «Голова женщины», 1921 год

  • © «Герника», 1937 год
  • © «Сидящий человек с тростью», 1971

Голубой и розовый период

Франция не оказывается гостеприимной к молодому художнику: критики упрекают его в отсутствии индивидуального стиля. Пикассо с жаром принимает вызов: уверенный в собственной уникальности, он начинает бесконечный поиск себя.

Этот период жизни стал одним из самых тяжёлых для него. Оставаться во Франции он не мог: денег на жильё и пропитание не было, а работы явно не пользовались спросом. Пикассо метался между Барселоной и Парижем, писал полные меланхолии полотна, изображающие падших женщин и пьяниц. Все оттенки голубого и серого — главные отличительные черты этого периода творчества Пикассо — навсегда останутся для него символами нищеты и печали.

Четвёртая попытка завоевать Париж случилась удачнее предыдущих: ему удалось снять небольшую квартирку в ветхом общежитии на Монмартре. Здесь он обзавелся музой Фернандой Оливье и множеством знакомств в среде циркачей и второсортных актёров. Пикассо по-прежнему нищ, но его жизнь постепенно начинает становиться ярче. Наиболее характерным произведением этого периода стала «Девочка на шаре». Новые герои полотен — арлекины и акробаты — ещё полны печали, но уже выглядят значительно свежее предшественников за счёт розовато-коралловой цветовой гаммы.

Кубизм

Кубизму предшествовал так называемый «африканский период» или «протокубизм». На этнографической выставке в музее Трокадеро весной 1907 года Пикассо открывает для себя мистицизм деревянных идолов, под влиянием которого постепенно избавляется от перспективы и упрощает формы. В это время на свет появляются «Авиньонские девицы». Картина, изображающая падших женщин в африканских масках, повергла общественность в шок и ознаменовала переход Пикассо к новому этапу творчества.

Он разбирает изображение на части, анализирует его и пропускает через себя, стремится показать не видимое, а сущее. Фернанда Оливье не понимает замысла Пикассо, а потому художник решает расстаться с музой.

Пикассо рассекает формы на плоскости и грани, гипертрофирует объёмы, вводит в картины типографский шрифт, обрывки журналов и спичечные коробки, превращая полотна в ребусы. Он начинает с портретов, но постепенно приходит к натюрмортам. На этих композициях в трубках и нотах он изображает уже не лица людей, а души. Пикассо создаёт целую серию картин «Я люблю Еву», где его новая возлюбленная Ева Гуэль предстаёт перед нами в образах музыкальных инструментов.

С кубизмом Пикассо расстаётся вскоре после начала Первой мировой войны, однако элементы стиля остаются с ним до конца жизни.

Классицизм

Ева, сменившая Фернанду на посту музы, спустя несколько лет после встречи с Пикассо умерла от туберкулеза. Он тяжело переживал смерть возлюбленной: стал завсегдатаем борделей, беспробудно пил, курил опиум, перестал следить за собой.

Спасением для него стало сотрудничество с «Русским балетом» Сергея Дягилева . Первый совместный спектакль «Парад» на музыку Эрика Сати готовится в Риме. Здесь Пикассо знакомится со своей будущей женой, русской балериной Ольгой Хохловой . Брак с девушкой из хорошей семьи, атмосфера русского балета и очарование античного Рима в корне изменили стилистику его работ. Он ударился в классицизм.

Однако и в классицизме Пикассо сложно не узнать: лишь чуть более реалистичны персонажи его полотен (в сравнении с предыдущим периодом). Символом этой вехи его творчества является множество портретных зарисовок жены и друзей.

Вскоре классика надоела художнику. От развода его удержал лишь брачный контракт.

Сюрреализм

Пикассо бежал от прекрасно меблированного богатого дома и фигуративной живописи в ирреальный мир галлюцинаций. На протяжении нескольких лет он рисует исключительно монстров, а потом встречает шестнадцатилетнюю Марию-Терез Вольтер . Вдохновлённый её простой красотой, Пикассо рисует серию ярких и чувственных портретов, в том числе «Обнаженную, зеленые листья и бюст»: одну из самых дорогих картин в истории человечества.

«Герника» и пацифизм

В апреле 1937 года фашистский самолет сбросил бомбу на Гернику, центр культурной жизни басков. Пикассо 55, он болезненно переживает трагедию и пишет своё самое значительное произведение: знаменитую «Гернику». В монохромных цветах на громадном полотне изображён павший воин, оплакивающая его женщина и раненая лошадь, фоном для этой сцены служат мать с мёртвым ребенком, бык — символ Испании — и охваченная пламенем фигура девушки. Существует фотохроника создания Герники, её сделала Дора Маар, фотограф, художник-сюрреалист и новая спутница Пикассо. Именно её образ мастер использовал для изображения войны: он создаёт множество портретов Доры, в том числе серию работ, известных как « Плачущая женщина» . Знаковыми для этого периода являются натюрморты с черепами, передающие весь ужас оккупированного Парижа. Ужас войны, охвативший художника, сделал его работы мрачными, наполнил необычайной горечью и болезненным сарказмом. Особенно не повезло женским портретам: всю свою обиду на происходящее в мире он изображал, уродуя лица и фигуры своих любовниц.

Послевоенное творчество

На исходе Второй мировой войны Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. По просьбе товарища Луи Арагона , возглавлявшего еженедельник компартии Lettres françaises, Пикассо даже нарисовал портрет Сталина для передовицы номера, посвящённого смерти Вождя народов. Угольная зарисовка, выполненная в характерной манере художника, вызвала огромный скандал среди французских коммунистов. Они обвинили Пикассо в том, что тот посмел исказить черты «Великого Сталина», и возмущённо требовали напечатать опровержение. Потом художник говорил, оправдываясь перед однопартийцами, что даже задумывался на тем, чтобы изобразить Сталина в героической позе в виде обнаженной античной статуи. «Да, думал я, это здорово. Но как быть с его мужскими причиндалами? В классических скульптурах члены всегда маленькие. Но ведь речь идёт о Сталине, мощном мужике, настоящем боевом быке», — именно эта неловкая подробность остановила художника от весьма экстравагантного портрета Отца народов.

В это время художник встречает свою новую музу — юную художницу Франсуазу Жило . Ему — 61, ей — 21, но разница в возрасте не смущает влюблённых. Семейство перебирается на юг Франции, а в работах Пикассо появляется мир и покой. В пятидесятых была создана серия работ «Голуби мира» и написана знаменитая «Радость жизни», наполненная светом и цветом. Кажется, художник абсолютно счастлив, однако мудрая Франсуаза вовремя сбегает с двумя детьми от бесконечных измен Пикассо: участь оставленных женщин художника её не прельщает.

Он болезненно переживает расставание, рисуя серию зарисовок уродливого старика-карлика с юной красавицей. Анализируя собственное творчество, обращается к полотнам других великих художников и в характерной манере пишет «Портрет художника. В подражание Эль Греко», «Девушки на берегу Сены. По Курбе», «Завтрак на траве. По Мане» и многое другое. Он постепенно стареет, но не теряет способности творить и мыслить

Успокоения семидесятилетний герой-любовник искал в объятиях своей новой фаворитки Жаклин Рок . Она боготворила Пикассо, следила за его диетой и стойко переносила приступы депрессии. Последняя муза ни с кем не хотела делить своего гения, да и и сам он не стремился заботиться о собственном потомстве: пока Пикассо работал, его внуки падали в обморок от истощения, а бывшие женщины и дети жили в нищете, умирали от рака и спивались.

Картина Пабло Пикассо «Мертвые птицы», 1912

1. По испанской традиции Пабло получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Его полное имя, полученное при крещении, звучит как Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

Первая картина «Пикадор»

2. Пабло начал увлекаться рисованием с раннего детства. Первые уроки живописи он получил у своего отца - Хосе Руиса Бласко, который был учителем рисования. Уже в 8 лет он написал свою первую качественную картину маслом, получившая название «Пикадор».

3. Термин направления «кубизм», основоположниками которого стали Пабло Пикассо, Жорж Брак и Хуан Грис, был введён искусствоведом и художественным критиком Луи Вокселем (Louis Vauxcelles). В одной из своих статей он отметил, что работы Пикассо и Жоржа Брака полны «причудливых кубиков».

4. Первой женой Пикассо стала русская балерина Ольга Хохлова, с которой он познакомился во время подготовки к постановке сюрреалистического балета «Парад» Сергея Дягилева. В совместном браке у них родился сын Пауло.

5. Пабло Пикассо был не просто художником, он также был скульптором, керамистом, сценографом, поэтом, драматургом, писателем и дизайнером.

6. Пикассо был принят в Школу изящных искусств Ла-Лонха, когда ему было 14 лет. Он был слишком молод для поступления, однако по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов. В то время как большинство студентов сдали экзамены через месяц, Пабло сдал вступительные всего лишь за неделю.

«Герника»

7. После того, как нацистский офицер увидел фотографию картины Пабло Пикассо «Герника», он спросил художника, он ли это сделал. Пикассо ответил: «Нет, это сделал ты».

8. Причиной создания знаменитой картины «Герника» стала бомбардировка испанского города Герника ВВС люфтваффе, входящих в состав нацистской Германии. За 3 часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб, в результате чего 6-тысячный город был уничтожен. Пикассо был настолько поражён случившимся, что выразил свои эмоции на полотне. «Герника» была написана всего за месяц.

9. Имя Пикассо использовалось на нескольких коммерческих продуктах, включая автомобиль (Citroen Xsara Picasso), парфюм (Cognac Hennessy Picasso) и зажигалки (ST Dupont Picasso). Наследники Пикассо постоянно борются по законам об интеллектуальной собственности, касающихся его имени.

«Авиньонские девицы»

10. С 1917 по 1924 год Пикассо создал занавесы, декорации и костюмы для нескольких балетов. В то время его работы были плохо восприняты, но теперь они считаются символами прогресса в искусстве того времени.

11. Поскольку Пикассо был так слаб при рождении, акушерка подумала, что он родился мёртвым и положила его на стол. Его дядя, курящий большую сигару, подошёл к нему и выдохнул дым от сигары в лицо младенцу. Пикассо сразу же отреагировал гримасой и плачем.

12. Однажды Пикассо отметил: «Хорошие художники копируют, великие художники крадут». Эта фраза стала знаменитым высказыванием художника.

13. На основе данных о похищенных картинах лондонской организации Art Loss Register, Пабло Пикассо возглавляет список художников, чьи полотна пользуются наибольшей популярностью среди воров.

14. Пикассо считал, что американская писательница Гертруда Стайн была его единственной подругой. Её дружба и поддержка оказали на него значительное влияние.

«Алжирские женщины (версия О)»

15. 2015 года на аукционе «Кристис» был установлен новый абсолютный рекорд для произведений искусства, продаваемых с открытых торгов - картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» .

16. В 2009 году самая известная газета The Times провела опрос среди 1,4 млн читателей, по результатам которого Пикассо признали лучшим художником среди живших за последние 100 лет.

17. Второй женой Пабло была Жаклин Рок; их брак продлился 11 лет. Пабло Пикассо впервые увидел Жаклин в 1953 году, когда ей было 26 лет, а ему - 72 года. Каждый день он дарил ей одну розу, пока через полгода Жаклин не согласилась встречаться с ним. Они поженились только спустя 6 лет после смерти первой жены Пикассо Ольги Хохловой в 1955 году.

18. У Пабло Пикассо было трое внебрачных детей: дочь Майя от Мари-Терез Вальтер; сын Клод и дочь Палома от Франсуазы Жило.

19. Первым словом Пикассо было «piz, piz», сокращённое от lápis, что в переводе с испанского означает «карандаш».

20. Согласно Книге рекордов Гиннеса 1998 года, Пикассо является одним из самых плодовитых художников в мире. За свою 78-летнюю карьеру он создал более 13 500 картин, 100 000 гравюр, 34 000 книжных иллюстраций, 300 керамических и скульптурных работ — всего более 147 800 произведений искусства.

21. С 1973 года (год смерти художника) любовница Пабло, Франсуаза Жило, боролась со второй женой художника, Жаклин Рок, за раздел имущества Пикассо. Любовница и её двое детей (Клод и Палома) ещё до смерти Пабло безуспешно пытались оспорить его волю на том основании, что Пикассо был психически болен. В конце концов стороны договорились о создании Музея Пикассо в Париже, который был открыт в 1985 году.

«Натюрморт с фруктами на столе»

22. Поскольку погребение художника состоялось на частной территории, принадлежавшей его замку, Жаклин Рок не позволила присутствовать на его похоронах двум внебрачным детям Пикассо — Клоду и Паломе, поскольку они ещё до смерти Пикассо пытались разделить имущество художника.

23. В 1927 году Пикассо встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер и начал с ней тайно встречаться. Брак художника с его первой женой закончился разлукой, а не разводом, поскольку французский закон требовал четного разделения собственности в случае развода, а Пикассо не хотел, чтобы Хохлова получила половину своего богатства. Мари-Терез Вальтер прожила всю жизнь в тщетной надежде, что Пикассо однажды женится на ней. Через четыре года после смерти Пикассо она повесилась.

24. Хотя в детстве Пабло был крещён в католической церкви, позже он стал атеистом.

25. По состоянию на 2012 год, в крупнейшем в мире регистре по утерянным произведениям искусства (Art Loss Register (ALR)), 1 147 работ Пабло Пикассо числятся как украденные.

Пабло Пикассо

Источники:
1 ru.wikipedia.org
2 Kelley, True. Who Was Pablo Picasso? New York, NY: Penguin Books, 2009.
3 ru.wikipedia.org
4 korrespondent.net
5 ru.wikipedia.org
6 en.wikipedia.org

Оценить статью:

Также читайте нас на нашем канале в Яндекс.Дзене

20 интересных фактов о Сальвадоре Дали

Самый продуктивный живописец в истории человечество.

Он же и стал самым успешным художником, заработав за свою жизнь более миллиарда долларов.

Он стал основателем современного авангардного искусства, начав свой путь с реалистической живописи, открыв кубизм и отдав дань сюрреализму.

Великий испанский живописец, основоположник кубизма. За свою долгую жизнь (92 лет), художник создал настолько огромное количество картин, гравюр, скульптур, керамических миниатюр, что оно не поддается точному подсчету. По данным разных источников, наследие Пикассо составляет от 14 до 80 тысяч произведений художественного искусства.

Пикассо уникален. Он принципиально один, ибо удел гения – одиночество.

25 октября 1881 года в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес произошло радостное событие. На свет появился их первенец, мальчик, которого назвали по испанским традиция длинное и витиевато – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо. Или просто – Пабло.

Беременность была тяжелой – худенькая Мария еле выносила малыша. А роды и вовсе выдались тяжелыми. Мальчик родился мертвым…

Так посчитал доктор, старший брат Хосе Сальвадор Руис. Он принял малыша, осмотрел его и тут же понял – неудача. Мальчик не дышал. Доктор шлепал его, поворачивал вниз головкой. Не помогло ничего. Доктор Сальвадор взглядом намекнул акушера, чтобы тот унес мертвого ребенка, и закурил. Клуб сизого сигарного дыма окутал посиневшее лицо младенца. Он конвульсивно напрягся и закричал.

Случилось маленькое чудо. Мертворожденный ребенок оказался живым.

В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Его отец был учителем рисования в художественной школе Малагии и по совместительству был хранителем здешнего Художественного музея.

Хосе после Малаги, переехав с семейством в городок Ла Корунья, получил место в школе изящных искусств, обучая детей живописи. Он же стал первым и, возможно, главным учителем своего гениального сына, подарив человечеству самого выдающегося художника XX столетия.

О матери Пикассо мы мало что знаем.

Интересно тот факт, что матушка Мария дожила до триумфа сына.

Через три года после рождения первенца Мария родила девочку Лолу, а еще через три -младшенькую Кончиту.

Пикассо был очень избалованным мальчиком.

Ему позволялось делать положительно все, он же чуть не погиб в первые минуты своей жизни.

В семь лет мальчику отдали в обычную среднюю школу, но учился он отвратительно. Читать и считать, конечно он научился, но плохо и с ошибками писал (это сохранилось на всю жизнь). Но не интересовался ни чем, кроме рисования. Его держали в школе только из уважения к отцу.

Еще до школы отец стал впускать его в свою мастерскую. Дал карандаши и бумагу.

Хосе с радостью заметил, что у его сына врожденное чувство формы. У него был фантастическая память.

В восемь лет малыш стал рисовать самостоятельно. То, что отец делал неделями, сыну удавалось завершить за два часа.

Первая картина, написанная Пабло, сохранилась по сей день. Пикассо никогда не расставался с этим полотном, написанным на небольшой деревянной доске отцовскими красками. Это “Пикадор” 1889 года.

Пабло Пикассо – “Пикадор” 1889 год

В 1894 году отец, забрал Пабло из школы, и перевел мальчика в свой лицей – школу изящных искусств в той же Ла Корунье.

Если в обычной школе у Пабло не было ни одной хорошей оценки, то в школе отца – ни одной плохой. Он учился не просто хорошо а блестяще.

Барселона… Каталония

В 1895 году, летом семья Руисов переехала в столицу Каталонии. Пабло было всего 13 лет. Отец хотел, чтобы сын учился в Барселонской академии художеств. Пабло, еще совсем мальчишка, подал документы в качестве абитуриента. И тут же получил отказ. Пабло был младше студентов-первокурсников на целых четыре года. Отцу пришлось искать старые знакомства. Из уважения к этому заслуженному человеку приемная комиссия Барселонской академии приняла решение допустить мальчика к участию в приемных экзаменах.

Всего за неделю Пабло написал несколько картин и выполнил задание комиссии – нарисовал несколько графических работ в классическом стиле. Когда он достал и развернул эти листы перед профессорами от живописи, члены комиссии онемели от удивления. Решение было единогласным. Мальчик принят в Академию. Причем сразу на старший курс. Ему не нужно было было учится рисовать – перед комиссией сидел вполне сформировавшийся профессиональный художник.

Имя “Пабло Пикассо” появилось именно в период обучения в Барселонской Академии. Свои первые работы Пабло подписывал собственным именем – Руис Блеско. Но потом возникла проблема -юноша не хотел, чтобы его картины путали с картинами отца Хосе Руис Бласко. И он взял фамилию матери – Пикассо. А еще в этом была дань уважения и любви к матери Марии.

Пикассо никогда не говорил о матери. Но он очень любил и уважал свою мать. Отца он нарисовал в образе врача в картине “Знание и милосердие”. Портрет матушки – картина “портрет матери художника” 1896 году.

Но еще больший интерес представляет картина “Лола, сестра Пикассо”. Она написана в 1899 году, когда Пабло находился под влиянием импрессионистов.

Летом 1897 года в семействе Хосе Руиса Бласко наступили перемены. Из Малаги пришло важное письмо – власти снова решили открыть Художественый музей и приглашали на должность его директора авторитетного человека Хосе Руиса. В 1897 году в июне. Пабло закончил обучение в Академии и получил диплом профессионального художника. И после этого семейство двинулось в путь.

Пикассо не любил Малагу. Для него Малага был как провинциальная жуткая дыра. Он хотел учится. Тогда на семейном совете, в котором участвовал и дядюшка, было решено – Пабло отправится в Мадрид, чтобы попробовать поступить в самую престижную художественную школу страны – в Академию Сан-Фернандо. Финансировать обучение племянника вызвался дядюшка Сальвадор.

Он поступил в Академию Сан-Фернандо без особого труда. Пикассо попросту был вне конкуренции. Первое время он получал от дядюшки не плохие деньги. Нежелание учиться тому, что Пабло уже знал без уроков профессоров, привело к тому, что через несколько месяцев, он бросил учебу. Поступления денег от дядюшки тут же прекратились, и для Пабло настали трудные времена. Ему тогда было 17 лет, и к весне 1898 году он решил съездить в Париж.

Париж его поразил. Стало ясно – жить надо именно здесь. Но без денег он не смог остаться в Париже долго и в июне 1898 года Пабло вернулся в Барселону.

Здесь ему удалось снять небольшую мастерскую в старой Барселоне, написал несколько картин и даже смог продать. Но долго так не могло продолжатся. И снова захотелось вернутся в Париж. и даже убедил своих друзей – художников Карлоса Касагемаса и Хаиме Сабартеса поехать с ним.

В Барселоне Пабло частенько заглядывал в больницу для бедных Санта-Креу, где лечили проституток. Здесь работал его друг. Нацепив белый халат. Пикассо часами просиживал на осмотрах, быстро делая карандашные наброски в блокноте. В последствии эти наброски превратятся в картины.

Конце концов Пикассо перебрался в Париж.

На вокзале Барселоны его провожал отец. На прощание сын подарил отцу свой автопортрет, на котором сверху начертал “Я – король!”.

В Париже жилось бедно и голодно. Зато к услугам Пикассо были все музеи Парижа. Тогда он увлекся творчеством импрессионистов – Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Гогена.

Он увлекся искусством финикийцев и древних египтян, японской гравюрой и готической скульптурой.

В париже у него и у своих друзей была другая жизнь. Доступные женщины, пьяные разговоры с друзьями за полночь, недели без хлеба и самое главное ОПИУМ.

Отрезвление произошло в один момент. Однажды утром он зашел в соседнюю комнату, где жил его друг Касагемас. Карлос лежал на кровати, разбросав руки в стороны. Рядом валялся револьвер. Карлос был мертв. Позже выяснилось, что причиной самоубийства стала наркотическая ломка.

Потрясение Пикассо было столь велико, что он тут же оставил увлечение опиумом и больше к наркотикам никогда не возвращался. Смерть друга перевернула жизнь Пикассо. Прожив два года в Париже, он снова вернулся в Барселону.

Жизнерадостный, темпераментный, бурлящий веселой энергией Пабло вдруг превратился в задумчивого меланхолика.Смерть друга заставил задуматься о смысле жизни. На автопортрете 1901 года на нас смотрит бледный человек усталыми глазами. Картины этого периода – везде депрессия, упадок сил, всюду видишь эти усталые глаза.

Этот период сам Пикассо называл голубым – “цветом всех цветов”. На голубом фоне смерти яркими красками Пикассо рисует жизнь. Два года, проведенные в Барселоне, он работал за мольбертом. Почти забыл свои юношеские походы по борделям.

“Гладильщица” эта картина была написана Пикассо в 1904 году. Усталая хрупкая женщина склонилась на гладильной доской. Слабые тонкие руки. Это картина – гимн безысходности жизни.

Он достиг вершины мастерства в очень раннем возрасте. Но он продолжал искать, экспериментировать. В 25 годам он еще был начинающим художником.

Одна из поразительных картинголубого периода” это “Жизнь” 1903 года. Сам Пикассо эту картину не любил, считал ее не завершенной и находил слишком похожей на работы Эль Греко – а ведь Пабло не признавал вторичности. На картине представлены три времени, три периода жизни – прошлое, настоящее и будущее.

В январе 1904 года Пикассо снова отправляется в Париж. На этот раз полон решимости закрепить здесь любым способом. И ни в коем случае не возвращаться в Испанию – пока он не добьется успеха в столице Франции.

Он был близок к своему “Розовому периоду”.

Одним из его парижских друзей был Амбруаз Воллар. Организовав в 1901 году первою выставку работ Пабло, этот человек вскоре стал для Пикассо “ангелом-хранителем”. Воллар был коллекционером живописи и очень существенно, удачливым торговцем картинами.

Сумев очаровать Воллера. Пикассо обеспечил себе верный источник дохода.

В 1904 году Пикассо познакомился и сдружился с Гийомом Аполлинером.

В том же 1904 году Пикассо встретил первую настоящую любовь своей жизни – Фернанду Оливье.

Неизвестно, что привлекало Фернанду в этом плотном сбитом низкорослом испанце (рост Пикассо составлял всего 158 сантиметров – был одним из “великих коротышек”). Их любовь расцвела стремительно и пышно. Высокая Фернанда была без ума от своего Пабло.

Фернанда Оливье стала первой постоянной моделью Пикассо. С 1904 года он просто не мог работать, если перед ним не было женской натуры. Обоим было по 23 года. Жили они легко, весело и очень бедно. Фернанда оказалась никудышной домохозяйкой. А этого Пикассо в своих женщинах терпеть не мог, и их гражданский брак покатился под уклон.

“Девочка на шаре” – эту картину, написанную Пикассо в 1905 году, специалисты в живописи относят к переходному периоду в творчестве художника – между “голубым” и “розовым”.

В эти года любимым местом в Париже для Пикассо стал цирк Медрано. Он любил цирк. потому что – циркачи, люди несчастливой судьбы, профессиональные скитальцы, бездомные бродяги, вынужденные всю жизнь изобразить веселье.

Обнаженные фигуры на полотнах Пикассо 1906 года спокойны и даже умиротворенны. Они уже не выглядят одинокими – тема одиночества. тревоги перед будущим отошла на второй план.

Несколько работ 1907 года, в том числе и “Автопортрет”, выполнены в особой “африканской” технике. И само время увлечения масками специалисты области живописи назовут “африканским периодом”. Шаг за шагом Пикассо продвигался к кубизму.

“Авиньонские девицы” – над этой картиной Пикасо работал особенно сосредоточенно. Целый год он держал полотно под плотной накидкой, не позволяя взглянуть на его даже Фернанде.

На картине был изображена бордель. В 1907 году когда все увидели картину, разгорелся нешуточный скандал. Картину посмотрели все.Рецензенты в один голос заявили, что картина Пикассо не что иное, кк издательство над искусством.

В начале 1907 года, в самый разгар скандала вокруг “Авиньонских девиц”, к нему в галерею пришел художник Жорж Брак. Брак и Пикассо сразу подружились и взялись за теоретическую разработку кубизма. Основной идеей стало достижение эффекта объемного изображения при помощи пересекающихся плоскостей и построения при помощи средством геометрических фигур.

Этот период пришелся на 1908-1909 годы. Картины, написанные Пикассо в этот период, еще мало чем отличались от тех же “Авиньонских девиц”. На первые же картины в стиле кубизма нашлись покупатели, и почитатели.

На 1909-1910 годы пришелся период так называемого “аналитического” кубизма. Пикассо отошел сезанновской мягкости красок. Геометрические фигуры уменьшались в размерах, изображения принимали хаотичный характер, а сами картины становились сложнее.

Заключительный период становления кубизма называют “синтетическим”. Он пришелся на 1911-1917 годы.

К лету 1909 года Пабло, которому шел тридцатый год, разбогател. Именно в 1909 году денег скопилось столько, что он открыл собственный банковский счет, а к осени смог позволить себе и новое жилье, и новую мастерскую.

Ева-Марсель стала первой женщиной в жизни Пикассо, которая оставила его сама, не дожидаясь, когда ее бросит сам художник. В 1915 году она скончалась от чахотки. Со смертью обожаемой Евы Пикассо надолго утратил способность работать. Депрессия длилась несколько месяцев.

В 1917 году круг общения Пикассо расширился – он познакомился с удивительным человеком поэтом и художником Жаном Кокто.

Тогда и Кокто убедил Пикассо поехать с ним в Италию, Рим, чтобы развеяться и забыть грусть.

В Риме Пикассо увидел девушку и моментально влюбился. Это была русская танцовщица балета Ольга Хохлова.

“Портрет Ольги в кресле” – 1917 г

В 1918 году Пикассо сделал предложение. Они вместе отправились в Малагу, чтобы Ольга познакомилась с родителями Пикассо. Родители дали добро. В начале февраля Пабло и Ольга отправились в Париж. Здесь 12 февраля 1918 году они стали мужем и женой.

Их брак продержался чуть более года и дал трещину. На этот раз причина была, скорее всего. в разнице темпераментов. Убедившись в неверности мужа, они уже не жили вместе, но все же Пикассо не развелся. Ольга осталась супругой художника, пусть и формально, до самой своей кончины в 1955 году.

В 1921 году Ольга родила сына, которого назвали Пауло или просто Поль.

Сюрреализму Пабло Пикассо отдал 12 лет творческой жизни, периодически возвращаясь к кубизму.

Следуя принципам сюрреализма, сформулированным Андре Бретоном, Пикассо, тем не менее, всегда шел своей дорогой.

“Танец” – 1925 г.

Сильное впечатление оставляет самая первая картина Пикассо, написанная в сюрреалистическом стиле в 1925 году под влиянием художественного творчества Бретона и его сторонников. Это картина “Танец”. В работе, которой Пикассо обозначил новый период в своей творческой жизни, много агрессии и боли.

Шел январь 1927 года. Пабло был уже очень богат и знаменит. Однажды на набережной Сены, он увидел девушку и влюбился. Девушку звали Мария-Тереза Вальтер. Их разделяла огромная разница в возрасте – девятнадцать лет. Он снял ей квартиру недалеко от своего дома. И вскоре писал только Марию-Терезу.

Мария-Тереза Вальтер

Летом когда Пабло вывозил семейство к Средиземному морю, Мария-Тереза отправился следом. Пабло поселил ее рядом с домом. Пикассо попросил у Ольги развода. Но Ольга отказывала, ведь день за днем Пикассо становился еще богаче.

Пикассо успел купить для Марии-Терезы замок Буажелу, в которой фактически переселился сам.

Осенью 1935 года Мария-Тереза родила ему дочь, которую назвала Майей.

Девочку записали на имя неизвестного отца. Пикассо клялся, что сразу после развода признает дочь, но когда Ольги не стало, он так и не сдержал своего обещания.

“Майя с куклой” – 1938

Мария-Тереза Вальтер стала главной вдохновительницей. Пикассо на несколько лет.Именно ей он посвятил свои первые скульптуры, над которыми работал в замке Буажелу в течение 1930-1934 годов.

“Мария-Тереза Вальтер”, 1937

Увлеченный сюрреализмом, Пикассо выполнил свои первые скульптурные композиции в том же сюрреалистическом ключе.

Испанская война для Пикассо совпала с личной трагедией – за две недели до ее начала скончалась матушка Мария. Похоронив ее, Пикассо утратил главную нить, связывающую его с родиной.

Есть в стране басков на севере Испании крошечный городок под названием Герника. 1 мая 1937 года немецкая авиация совершила налет на этот город и практически стерла его с лица земли. Известие о гибели Герника потрясло Планету. А вскоре это потрясение повторилось когда на Всемирной выставке в Париже появилось полотно Пикассо под названием “Герника”.

“Герника”, 1937 год

По силе воздействия на зрителя с “Герникой” не может сравниться ни одно живописное полотно.

Осенью 1935-го Пикассо сидел за столиком уличного кафе на Монмартре. Здесь он увидел Дору Маар. и …

Прошло совсем немного времени, и они оказались в общей постели. Дора была сербкой. Их разлучила война.

Когда немцы начали вторжение во Францию, произошел великий исход. Из Парижа в Испанию, Португалию, в Алжир и Америку двинулись художники, писатели, поэты. Не всем удалось спастись, многие погибли… Пикассо никуда не поехал. Он был дома и плевать хотел и на Гитлера и на его нацистов. Удивительно, что его не тронули. Еще удивительно, что сам Адольф Гитлер был поклонником его творчества.

В 1943 году Пикассо сблизился с коммунистами, а в 1944 году объявил, что вступает в коммунистическую партию Франции. Пикассо был награжден Сталинской (в 1950 году). а затем и Ленинской премией (в 1962-м).

В конце 1944 года Пикассо уехал к морю, на юг Франции. В 1945 году его нашла Дора Маар. Оказалась она искала его всю войну. Пикассо купил ей уютный домик здесь же, на юге Франции. И объявил, что между ними все кончено. Разочарование было столь велико, что Дора восприняла слова Пабло как трагедию. Вскоре она помучилась рассудком и угодила в психиатрическую клинику. Там она и прожила остаток дней.

Летом 1945 года Пабло ненадолго вернулся в Париж, здесь увидел Франсуазу Жило и сразу влюбился. В 1947 году Пабло и Франсуаза перебрались на юг Франции в Валорис. Вскоре Пабло узнал радостное известие – Франсуаза ждет ребенка. В 1949 году на свет появился сын Пикассо – Клод. А спустя год Франсуаза родила девочку, которой дали имя Палома.

Но Пикассо не был Пикассо, если семейные отношения длились долго. У них уже начинались ссоры. И вдруг Франсуаза тихо ушла, это было летом 1953 года. Из за ее ухода, Пикассо стал себя чувствовать стариком.

В 1954 году Судьба свело Пабло Пикассо со своей последней спутницей, которая под конец великого живописца станет его супругой. Это Была Жаклин Рок. Пикассо был старше Жаклина на целых… 47 лет. В момент их знакомства ей было всего 26 лет. Ему – 73.

Через три года после смерти Ольга Пикассо решил купить большой замок, в котором можно было бы провести остаток дней вместе с Жаклин. Он выбрал замок Воверенг на склоне горы Святой Виктории, что на юге Франции.

В 1970 году состоялось событие, которое стало его главной наградой в эти последние годы. Городские власти Барселоны обратились к художнику с просьбой дать разрешение на открытие музея его живописных работ. Это был первый музей Пикассо. Второй – в Париже – открылся уже после его смерти. В 1985 году в музей Пикассо был превращен парижский отель “Сале”.

Последние годы своей жизни он вдруг стал стремительно утрачивать слух и зрение. Следом стало слабеть память. Потом отказали ноги. К концу 1972 года он ослеп окончательно. Жаклин всегда была рядом. Она очень сильно любила его. Ни стона, ни жалобы, ни слез.

8 апреля 1973 год – в этот день его не стало. Согласно завещанию Пикассо, его прах был захоронен рядом с замком Воверанг…

Источник – Википедия и Неформальные биографии (Николай Надеждин).



Похожие статьи
 
Категории