Перспективная сетка. Основы живописи

19.03.2019

С амым трудным для начинающего художника, а точнее - рисовальщика, является точное соблюдение пропорций рисуемого объекта и точная передача его формы.

Наблюдая за профессиональными художниками, поражаешься, как легко и точно они переносят на полотно то, что видят. Всего несколько росчерков и вот уже появляется узнаваемый образ.

Начинающим кажется, что так они никогда не смогут, что для этого нужен талант.

Талант, без сомнения штука полезная и весьма желательная.

Но тут ситуация несколько иная. Такая лёгкость достигается многими днями «тренировок», бесчисленными набросками и учебными рисунками. Они помогают выработать точный глазомер и четкость движений руки с карандашом.

Но такая методика имеет и оборотную сторону - она требует много времени на ее выполнение. В помощь начинающим рисовальщикам, для облегчения на первых порах выполнения упражнений по рисунку давно существует простая методика «Рисование по сетке ».

В наше время, в век компьютеров и других чудес техники, этот метод рисования стал забываться, хотя раньше он пользовался популярностью. Думаю, многие его прекрасно знают и даже использовали на практике, но считали его совершенно не серьёзным и уж точно не относящимся к «настоящему» рисованию. И совершенно напрасно. Этот метод позволяет исподволь развить глазомер. Но самое главное его достоинство - Вы сможете, используя его получить вполне достойный рисунок, повысив тем самым свою самооценку в способностях к рисованию. А это дорогого стоит. Именно твердая уверенность в своих силах и страстное желание может «горы свернуть», а уж поспособствовать в получении навыков рисования и подавно.

Некоторые люди всё же считают, что рисунок, полученный этим методом, это какая-то обманка, что-то ненастоящее, рисунок второго сорта. Уверен, они глубоко ошибаются! С тем же успехом можно обвинить художников, что они используют карандаш как измеритель при составлении пропорций рисуемого предмета. Сетка, это всего лишь вспомогательный инструмент начинающего художника, и она не сможет заменить ни технику владения карандашом, ни искусства передачи тонов и т.п. Замечу, что даже весьма знаменитые художники не гнушались использовать дополнительные технические средства. Например, великий Леонардо да Винчи использовал стекло как картинную плоскость.

Но особенно в этом деле отличился Дюрер: он, как сторонник различных технических новшеств в рисовании, придумал целый рисовальный станок, в котором как раз и использовалась сетка как инструмент рисования. Так что, если уж знаменитые художники использовали дополнительные средства в рисовании, то начинающему художнику тем более полезно использовать сетку в обучении рисованию.

Изучив этот мини-курс «Рисование по сетке» и применив на практике полученные знания любой человек сможет нарисовать самостоятельно карандашный рисунок. Если читатель ранее никогда не рисовал карандашом и уверен, что рисовать не умеет, то предложенная авторская методика позволит ему легко создать карандашный рисунок, укрепив веру в собственные силы и способности.

Методика полностью работоспособна и использовалась автором при создании своих карандашных рисунков. Процесс создания одного из них приведён в руководстве в качестве примера.

Координатная сетка позволяет нужным образом разместить объекты на бумаге. В данном случае мы создадим рисунок угольными карандашами на основе наброска.

Зачем вообще нужна координатная сетка? Порой художнику тяжело определить размеры и пропорции объектов. Решить такую задачу ему поможет координатная сетка, которая наносится на лист бумаги, размещаемый позади изображаемой сцены. Такая же сетка наносится и на тот лист, который используется для создания рисунка.

Координатная сетка находится за отображаемыми объектами, и нанесена непосредственно на белый фон, что позволяет получить четкие объекты и тени, ими отбрасываемые. Тем не менее, в этом примере мы сосредоточимся на отображении именно объема предметов, чтобы получить вот такой рисунок.

Контуры рисунка нарисованы карандашом 2B, который без проблем стирается резинкой. А вот тени рисунка делаются с использованием угольного карандаша, который дает жирные и темные линии. Чтобы научиться использовать угольный карандаш, проведите им по бумаге, чтобы понять, какие именно линии он оставляет. Попробуйте разную силу нажатия на карандаш, чтобы сравнить проведенные линии. Также попробуйте и штриховку в разнообразных направлениях. Это необходимо, чтобы разобраться в изменении фактуры штриха. Когда вы научитесь штриховать угольным карандашом, то сможете его использовать не хуже обычного графитового.

Уголь отличается порошкообразной структурой, поэтому его лучше использовать на шероховатой либо фактурной бумаге, поскольку она будет лучше удерживать порошок угля. Например, можно рисовать углем на бумаге, которая имеет сильную фактуру. В результате получится крупное зерно, которое сделает картину более выразительной.

Как разметить координатную сетку для экрана

Отметьте линии по вертикали, с отступом в 20 см от края картонки. Лист картона затем обрезается по сделанным линиям, после чего отрезанные полосы приклеиваются с помощью клейкой ленты. Это позволит получить две сгибаемые полоски, необходимые для установки нашего координатного экрана. С помощью карандаша 2В нарисуйте в центре рамку, которая должна находится ближе к нижней грани картона.

Далее проведите вертикальные и горизонтальные линии, чтобы разделить рамку на квадраты. В итоге у нас получатся квадраты 8х8 см. Осталось установить предметы для натюрморта, а позади них – созданный сейчас экран с координатной сеткой.

1. Координатная сетка для рисунка

Экран у нас готов, пора заняться и самим рисунком. С помощью карандаша 2В сделайте еще одну координатную сетку, на обычном листе бумаги. Число квадратов на этой бумаге, предназначенной для рисунка, должно совпадать с числом квадратов на экране. Вот только размер квадратов сейчас будет меньше – 6х6 см.

2. Начинаем рисунок

В отображаемой композиции бутылка – наиболее высокая, так что начнем с нее. Для рисования используйте карандаш 2В. Проанализируйте, как именно контуры бутылки пересекают квадраты координатной сетки на экране, стоящем позади бутылки. Проверяйте, как правильно наносится каждая линия на бумагу.

3. Отрисовка пробки

Продолжаем вырисовывать бутылку. У нее, кстати, есть откидная пробка – рисуйте ее внимательно, проверяя размещение по координатной сетке. Для прорисовки контура используйте мелкие штрихи, на одну линию. Так будет меньше ошибок.

Глава 17. Знаменитая сетка Дюрера перспективная рамка

Если вы дошли до этой главы и на практике выполнили все предыдущие упражнения, то от всей души поздравляю вас! Вы настоящий герой! Или героиня! Можете погладить себя по голове и заслуженно собой погордиться! Это особая глава книги: сегодня знаменательное событие – мы переходим к работе с натуры! УРА!

Итак, постепенно переходим к работе с натуры. Чтобы уменьшить страхи Начинающего Художника и не ввергать в шок наши полушария, рисовать с натуры на первых порах будем через сетку Дюрера.

Альбрехт Дюрер (1471–1528) – величайший художник эпохи Ренессанса. Почему сетка названа в честь него? Рисовальщики и живописцы и до Дюрера пользовались подобными инструментами, рисовали через кальку или кисею на просвет, натягивая кальку (кисею) на раму и располагая между натурой и художником. Также использовали стекло. Вот как пишет в своих записках Леонардо да Винчи о способе «точно срисовать местность»:

«Возьми стекло величиной в половину листа конторской бумаги; установи его как следует перед своими глазами, то есть между глазом и тем предметом, который ты хочешь срисовать. Затем встань на расстоянии глаза от стекла в две трети локтя и укрепи голову (особым) инструментом так, чтобы ты совершенно не мог двигать головой. Затем закрой или завяжи один глаз и кистью или амастито обозначь на стекле то, что показывается с другой стороны; затем просвети на бумагу это стекло, перенеси прорисью на хорошую бумагу и распиши ее, если это тебе нравится, применяя при этом как следует воздушную перспективу…»

Использовали и сетку, нарисованную на стекле. Дюрер усовершенствовал этот инструмент, ограничив сетку определенным количеством клеток, и предложил сетку в композиционной рамке, которая раньше называлась «окно зрения».

Что такое «окно зрения», или композиционная рамка?

При рисовании с натуры хочется заранее представить, как будет выглядеть будущая картина, с какого ракурса лучше рисовать натуру и какого размера будут объекты, а также как эти объекты разместить, чтобы они смотрелись более выигрышно, чтобы получилась красивая композиция .

Вот тут‑то и нужна композиционная рамка , по‑другому – видоискатель или «окно зрения» (рис. 80).

Рис. 80. Композиционная рамка

Сделать такую рамку можно самому, достаточно иметь лист бумаги, резец или ножницы. Но чтобы эта рамка действительно принесла ощутимую пользу вашей будущей картине, надо знать размеры холста или листа, на котором вы собрались рисовать или писать свой шедевр с натуры. Например, у меня есть холст 40 × 60 см, и я желаю написать на нем натюрморт с персиками на подоконнике. Вот я красиво положила персики на подоконник, ставлю холст на мольберт и задумываюсь: насколько крупными должны быть фрукты на моей картине? Какую часть окна изобразить, а какую не надо? И вообще, как повернуть холст? Горизонтально или вертикально? Вот тут‑то и приходит на помощь бумажная рамка.

Изготовить ее легко: берете лист любой попавшейся под руку бумаги и вырезаете в ней окошечко, которое в 10 раз меньше будущей картины. Например, если размер холста 40 × 60 см, то окошечко вырезаем 4 × 6 см. Вот окошечко готово, и что же дальше? А дальше вы просто смотрите на свою натуру через это окошечко, прикрыв один глаз. Старайтесь смотреть так, как будто это уже нарисованная вами картина. Поверните окошко горизонтально, посмотрите, потом поверните вертикально, опять посмотрите, сравните увиденное, решите, что вам больше понравилось.

В тот момент, когда я раскладывала персики, я предполагала писать их на холсте, расположенном горизонтально. Но, посмотрев сквозь рамку на свою будущую картину, я увидела прекрасное дерево за окном, и мне захотелось, чтобы ветви этого дерева тоже присутствовали на моей картине, а для этого холст лучше поставить вертикально, а не горизонтально (рис. 81).

Рис. 81. Использование композиционной рамки

Еще один пример. Я сейчас пила чай, и на столе остался небольшой беспорядок – чем не натюрморт?

Беру рамку и смотрю – как лучше изобразить такой натюрморт? Что рисовать, а что не стоит?

Смотрю, расположив рамку горизонтально и придвинув близко к глазу (рис. 82).

Рис. 82. Горизонтальное расположение рамки

И вот что я вижу: предметы по отношению к размеру будущей картины мелковаты, много лишней обстановки, слишком много дальнего плана. Мне не нравится такой натюрморт!

Отодвигаю рамку от лица. Все предметы теперь увеличиваются по отношению к рамке, потому что чем дальше рамка от лица, тем крупнее будут казаться объекты на нашей будущей картине (рис. 83).

Рис. 83. Укрупнение предметов с помощью рамки

Этот натюрморт мне нравится больше. Предметы более гармоничны по размеру, однако дальний план все так же меня не устраивает, штора обрезана в непонятном месте, фонтан и кусок ствола дерева вызывают неприятные ощущения. Переворачиваю рамку вертикально и снова смотрю на свой натюрморт (рис. 84).

Рис. 84. Вертикальное расположение рамки

Вот такая композиция мне нравится! И предметы приятного гармоничного размера на переднем плане, и штора на втором плане очень хорошо вписалась – добавляет свет в картину, а дерево на дальнем плане придает моему натюрморту графичность и осеннее настроение.

По такому же принципу с помощью рамки можно выбирать и ракурс будущего портрета, и территорию для пейзажа.

А теперь вернемся к сетке Дюрера.

Дюрер объединил сетку и композиционную рамку. Поэтому, глядя через сетку Дюрера, легко не только найти красивую композицию, но и во время рисования определить примерные размеры объектов в перспективе. Ведь чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Это закон перспективы, но мозг с трудом улавливает величину этого предмета. Если, например, человек будет близко, а дом далеко, нашему левому полушарию все равно захочется изобразить дом больше человека. Или другой пример: длинный столб лежит, и мы наблюдаем его с торца, его надо рисовать коротким, но мозг упорно сопротивляется, и у Начинающих Художников обычно подобные предметы с такого ракурса получаются на рисунках длиннее, чем нужно. Сетка Дюрера исполняет роль временного тренажера для нашего левого полушария. Помогает нашим глазкам точно улавливать размеры изображаемых предметов по отношению друг к другу.

Как сделать сетку Дюрера?

Классическая сетка Дюрера – это квадратная композиционная рамка, поделенная на 6 квадратиков в высоту и 6 квадратиков в ширину. Иначе ее называют перспективной рамкой, потому что с ее помощью очень легко передавать линейную перспективу, так как отчетливо видно, насколько меняется размер объектов. Считается, что держать ее надо на расстоянии вытянутой руки от глаз, и середина сетки (перекресток центральных нитей) должна находиться на одной линии с глазом (рис. 85).



Рис. 85. Расположение рамки по отношению к зрителю

Помните, что сетка – временный инструмент. Постепенно глазомер тренируется и необходимость в сетке отпадает. Дюрер рекомендовал делать сетку размером 6 квадратов в высоту и 6 квадратов в длину. Но так как стандартные листы в наше время прямоугольной формы, то можно пользоваться сеткой 4 на 5 квадратов. Если расчертить формат А4 (альбомный лист), то квадраты на бумаге получаются размером 5 × 5 см. Если формат будет больше, то и квадраты будут больше.

Для изготовления сетки можно взять кусок прозрачного пластика, можно начертить сетку маркером на стекле и смотреть через него. Можно использовать композиционную рамку, вырезанную из плотного картона.

Вот пример изготовления сетки из картона с помощью нитей.

Клетки в сетке Дюрера и на бумаге могут быть разного размера, а вот количество клеток в сетке и на бумаге должно быть одинаковым. Если в сетке клеток 6 штук в высоту и 6 в ширину, то и на бумаге чертите 6 клеток в высоту и 6 в ширину. А если сделали сетку размером 4 клетки на 5, то и на бумаге должно быть 4 клетки на 5.

Вот как можно сделать сетку для натюрмортов: вырезаем в картоне окно для сетки 12 × 15 см и делим стороны на отрезки по 3 см (рис. 86).

Рис. 86. Изготовление сетки для натюрмортов

Потом с помощью иглы натягиваем вертикальные нити (рис. 87). Вот и получилась осовремененная сетка Дюрера. Выставляем простой натюрморт.

Для первого натюрморта с натуры возьмите предметы несимметричной формы. Можно взять цветок, веточку рябины, можно просто смять бумагу. В первый раз неважно, что вы будете рисовать, главное – научиться пользоваться сеткой Дюрера. Чтобы рисунок получился более объемным, нужно правильно выставить свет.

Натюрморт лучше расположить так, чтобы на предметах были видны все градации светотени, а именно самые светлые места (хорошо освещенные) и самые темные места (в тени). А также обязательно должны быть видны падающие тени от предметов. Падающие тени придают объем и пространство нарисованной композиции, помогают передать материальность предметов. Например, если падающие тени темные – значит, предмет непрозрачный, если светлые, то предмет из прозрачного материала.

Рис. 87. Натягивание вертикальных нитей на каркас

И так же натягиваем горизонтальные нити; перекрещиваясь, нити создают сетку (рис. 88).

Рис. 88. Современная сетка по образцу Дюрера

Как работать с сеткой? Смотреть через сетку надо одним глазом (одним и тем же с начала и до конца работы). Смотреть надо с одного и того же места, поэтому когда найдете нужное положение сетки с удобного для вас места для рисования, то старайтесь смотреть на протяжении всей работы именно с него. Запомните, какого размера предмет по отношению к сетке, и вы сразу поймете: с правильного места вы теперь смотрите или сдвинулись немного. Ведь композиция будет меняться, если посмотреть чуть‑чуть с другого места. Я использовала для установки сетки салфетницу (рис. 89, 90).

Рис. 89. Установка рамки горизонтально

Главное в работе с сеткой – расположить ее так, чтобы было удобно рисовать. Многие Начинающие Художники с помощью сетки (перспективной рамки) делают только контурный набросок предметов, чтобы соблюсти пропорциональность размеров и перспективу, а штриховку (наложение тона) выполняют уже без сетки. Вот отзывы учеников с курса о работе через сетку. Также они поделились практическими советами по изготовлению сетки на скорую руку в домашних условиях.

Тамара Шлапак после выполнения этого задания написала на форуме:

«Всем здравствуйте! Выкладываю и я свою работу по шестому заданию. Работала по сетке Дюрера, масса удовольствия, вышло, на мой взгляд, неплохо, правда, не уверена, что блики на стекле получились, долго с ними мучилась. А на яблочке на фотографии они вообще не видны. Еще раз благодарю Вас, Мила, за уроки!» (рис. 91, 92)

Рис. 90. Установка рамки вертикально

Рис. 91. Постановка натюрморта (Тамара Шлапак)

Рис. 92. Натюрморт Тамары Шлапак

Притченко Владимир (Servo‑s) написал: «Мой натюрморт – чисто мужской. После расплывчатых контуров пейзажа хотелось попробовать отобразить четкие, выверенные линии. Самый главный урок: подготовка не менее важна, чем само рисование.

Во‑первых, важно занять удобное положение, так как нужно сидеть несколько часов в одной позе, и здесь художнику ничуть не лучше, чем натурщику. В этом плане рисовать с натуры сложнее, чем с фото. Очень помогло офисное кресло с изменяемой высотой. Во‑вторых, свет, освещающий лист бумаги, давал ненужные блики на предметах. Пришлось его экранировать». Результат и оригинал (рис. 93, 94).

Рис. 93. Постановка натюрморта (Владимир Притченко)

Рис. 94. Натюрморт Владимира Притченко

Лариса Рафферти (laura_chernigov) написала: «Мама миа! Пользуясь случаем, передаю спасибо дяденьке Дюреру – очень удобно рисовать объект „зафиксированным в сетке“, надежно ловятся пропорции и свет.

Рис. 95. Постановка натюрморта (Лариса Рафферти)

Оснащение арт‑студии у меня заняло аж целый день. В прошлые выходные – перерылись кандидаты на драпировку, едва нашлась белая простыня в пятнах краски, которые были тщательно замаскированы. И картонная коробка, на куске которой простыня висит, вовремя прибыла. Сетку вырезала из картонной обложки блокнота А4. В качестве держателя у моей сетки – барабан от бывшего хозяйственного скотча, сохраненный мною в приступе синдрома Плюшкина года три назад – уж больно резалка была хороша. И теперь вот в самый раз пригодилось! Друзья, как приятно пройти по сусекам, когда они есть! И экономно в деньгах и нервах. Мила, Вы так подробно рассказали метод изготовления, что сразу и получилось! Ура! Спасибо! Изобретение простое, как и все гениальное, – хвала и респект Дюреру!..» Ангелочек от Ларисы Рафферти (laura_chernigov) (рис. 95, 96).

Рис. 96. Натюрморт Ларисы Рафферти

Галина Гудкова написала: «Здравствуйте, Мила! Высылаю фото своего натюрморта и сеточки, которую я сделала за одну минуту (может быть, это кому‑нибудь пригодится) из пустой рамы для картин А4 и канцелярских кнопок, а также ниток, которые обводила вокруг кнопок. Стоит хорошо даже при минимальной опоре…»

Теперь, я думаю, понятно, как сделать сетку‑рамку и как ею пользоваться.

Задание, конечно, тоже уже понятно: сделайте сетку и нарисуйте натюрморт с натуры.

Вся проблема в работе с натуры – это ваш страх нарисовать неправильно. Разрешите себе в первый раз нарисовать «как получится», неважно, правильно – неправильно: как получится – так пусть и будет. Мы просто учимся!

Если вам кто‑нибудь из профессиональных художников скажет, что через рамку рисовать нельзя, не верьте. Вспомните, что советовал Леонардо да Винчи. А вот что писал Ван Гог своему брату: «…Поэтому я заказал новую и, надеюсь, лучшую перспективную рамку, которую можно устанавливать на неровной почве дюн с помощью двух подставок…»

В любом случае, перспективная рамка вам нужна только на первое время. Потому что сетка Дюрера необходима Начинающему Художнику как тренажерный инструмент для глаз и мозга. Как только ваш глазомер достаточно разовьется, переходите к рисованию с натуры без сетки Дюрера.

Кстати, за рубежом продаются готовые перспективные рамки для художников, но в своем городе я не видела их в продаже.

Изучив этот мини-курс и применив на практике полученные знания любой человек сможет нарисовать самостоятельно карандашный рисунок. Если читатель ранее никогда не рисовал карандашом и уверен, что рисовать не умеет, то предложенная авторская методика позволит ему легко создать карандашный рисунок, укрепив веру в собственные силы и способности. Методика полностью работоспособна и использовалась автором при создании своих карандашных рисунков. Процесс создания одного из них приведён в руководстве в качестве примера. Вместе с тем, это руководство не нацелено на обучение рисованию как навыку. Это всего лишь набор технических приёмов, позволяющих создать карандашный рисунок, даже не имея навыков рисования, одновременно позволяя пользователю руководства ощутить себя художником, творцом.

Инструменты и материалы.
Прежде чем приступить собственно к теме рисования по сетке, дам список необходимых Вам инструментов и материалов.
Вам понадобятся:
♦ Карандаши различной твердости;
♦ Бумага для рисования;
♦ Калька;
♦ Планшет;
♦ Ластики;
♦ Растушка (инструмент для растушёвывания графита);
♦ Прозрачная пластиковая обложка (её можно приобрести в магазине канцелярских товаров);
♦ Линейка;
♦ Качественный несмываемый (перманентный) чёрный маркер с тонким концом (обычно такие маркеры используют для надписей на CD-DVD дисках);
♦ Смываемый маркер;
♦ Нож для заточки карандашей;
♦ Полоска наждачной бумаги;
♦ Широкая кисть.

Оглавление
Введение
1 Инструменты и материалы
1.1 Основные инструменты
1.1.1 Простые карандаши (графитовые)
1.1.2 Уголь и угольные карандаши
1.1.3 Другие инструменты
1.1.4 Заточка карандашей
1.2 Материалы
1.2.1 Бумага для рисования
1.3 Вспомогательные инструменты и материалы
1.3.1 Планшет
1.3.2 Ластики
1.3.3 Растушки
1.3.4 Прозрачные пластиковые обложки для переплёта брошюр
1.3.5 Линейка
1.3.6 Маркеры
1.3.7 Наждачная бумага (шкурка)
1.3.8 Кисть
1.4 Домашнее задание
2 Изготовление копирующих сеток
2.1. Изготовление сеток для оригинала (фотографии)
2.2. Изготовление сеток для Вашего рисунка
3 Анализ исходного изображения и получение контурного рисунка
3.1. Анализ изображения
3.1.1 Непосредственный перенос изображения
3.1.2 Создание с исходного изображения промежуточного контурного рисунка на кальке
3.2.Упражнение
3.3.Домашнее задание
4 Перенос контура исходного изображения с помощью сеток на рабочий лист
4.1. Маски - инструмент облегчения переноса контуров
4.2. Практическое применение масок
4.3 Упражнения
5 Тон, способы его передачи. Штриховка и растушёвка
5.1 Передача тона с помощью простого карандаша
5.1.1 Штриховка
5.1.2 Растушёвка
5.2 Тоновая шкала
5.2.1. Пятиступенчатая тоновая шкала
5.3 Упражнения
6 Как держать карандаш
7 Тоновая проработка рисунка. Из плоского контурного рисунка в реальный объёмный рисунок
Заключение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Карандашный рисунок по сетке, Лукичёв А.Ю., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Художнику в своей практике особенно часто приходится иметь дело с обширными пространствами, на которых размещаются различные природные предметы (реки, озера, холмы, горы и т. д.). Поэтому особенно важна точная передача размещения видимых предметов, что обеспечивает перспективная сетка . Знание позволяет решать и эти задачи с достаточной для наших целей точностью. Но здесь, особенно для начала, необходимо вооружиться некоторым терпением и проделать ряд необходимых упражнений.

Упражнение рисования карандашом для начинающих

Представьте себе обширную равнину, поверхность которой, подобно шахматной доске, разделена на квадраты, длина ребер которых равна 100 м. Нам, стоящим на некоторой высоте, необходимо изобразить на рисунке это поле. Требуется изобразить не план поля, а именно рисунок, на котором каждый квадрат, в силу перспективных изменений, должен иметь различные размеры и различные очертания .

Чтобы решить эту задачу, выбираем какой-либо один квадрат, находящийся прямо перед нами в расстоянии от нас, примерно, около 100 м. Мы уже имеем достаточный опыт рисования прямоугольников на полу, а потому без особенного труда с достаточной точностью строим этот квадрат АВСD (рис. 1, вверху). Потом совмещаем линейку с передней, ближайшей к нам стороной квадрата и проводим линию, которая являлась бы продолжением этой стороны квадрата вправо и влево, т. е. продолжаем в обе стороны линию АВ . То же самое проделываем и с задней стороной квадрата (линия СD). У нас получатся две параллельные линии, которые определят положение всего первого ряда квадратов. Продолжив боковые стороны нарисованного нами квадрата (АС и ВО ) до их пересечения, мы получим точку схода, а следовательно, и местоположение линии горизонта.

Передние стороны первого ряда квадратов лежат на линии АВ , и все они приблизительно равны. Поэтому, если мы возьмем длину передней стороны нарисованного нами квадрата и отложим эту длину несколько раз вправо и влево по линии АВ , то получим местоположение всех передних сторон первого ряда квадрата. Соединив полученные точки с точкой схода, мы получим перспективные изображения всех квадратов первого ряда. Все это совершенно понятно, потому что все боковые стороны квадратов параллельны и, естественно, они должны сходиться в одной точке схода на горизонте (рис. 1, снизу).

Рисунок 1 — Рисуем объект в перспективе

Теперь проведем диагональ на первом изображенном нами квадрате (от точки А через точку D )) и продолжим ее до пересечения с горизонтом. Эта линия в точке Е пересечет продолжение боковой стороны соседнего квадрата и тем самым определит местоположение задней стороны второго ряда квадратов. Проводя через точку Е линию, параллельную линии СО, мы получаем изображение второго ряда квадратов (рис. 2, вверху).

Рисунок 2 — Пример рисования перспективной сетки

Далее берем квадрат второго ряда, расположенный как раз над первым нарисованным нами квадратом, и также проводим диагональ в точку схода (точка схода будет одна, ибо все диагонали квадратов тоже параллельны). Диагональ, пересекая продолжение боковой стороны квадрата в точке F , определяет положение задней стороны третьего ряда квадратов и т. д. (рис. 2, винзу).

Подобным образом мы определяем места четвертого, пятого и так далее рядов квадратов. Теоретически так можно строить ряды квадратов до самого горизонта, но практически их удается построить не более 6-7, так как далее, при нашей недостаточной точности черчения, будут уже значительные ошибки. Даже построить 7-8 рядов квадратов возможно только при очень тщательной и точной работе. Но нам достаточно 5-6 рядов, чтобы убедиться в возможности геометрическим способом строить подобную перспективную сетку (рис. 3).

Рисунок 3 — Рисуем перспективную сетку

Перспективная сетка - правила рисования

Полученная нами перспективная сетка имеет для нас огромное значение. Это мы поймем, как только проделаем ряд соответствующих упражнений. Но прежде чем подходить к этим упражнениям, заготовим несколько сеток, чтобы потом не отвлекаться от работы. Чтобы сетки были просты и удобны, мы предлагаем руководствоваться следующими соображениями:

  1. Сетка чертится в размере не менее страницы тетради.
  2. Линия горизонта должна совпадать с длиной, а не шириной листа.
  3. Сначала проведите горизонт, потом точно по треугольнику вертикальную линию вниз чертежа. Далее откладываете вниз от горизонта по вертикали 6 см и проводите линию, строго параллельную горизонту. На этой линии как раз и будут располагаться передние стороны первого ряда квадратов.
  4. На проведенной вами нижней горизонтальной линии вправо и влево от вертикали вы откладываете последовательно по 3 см. Далее вы соединяете эти точки с точкой пересечения вертикали и горизонта (с точкой схода).
  5. По вертикали от нижней горизонтальной линии отметьте 1,5 см вверх и через полученную точку проведите параллельную линию. Так у вас получится перспективное изображение первого ряда квадратов.
  6. Далее проведите диагонали в квадратах, примыкающих к вертикали справа и слева. Постарайтесь, чтобы они сошлись в одной точке на горизонте (точка будет близка к правому краю страницы).
  7. Далее последовательно в ту же (правую) точку схода проводите диагонали и стройте последовательно остальные ряды квадратов.
  8. Правильно построенная сетка обводится чернилами или тушью, а вспомогательные линии стираются. По этой сетке, путем накалывания, вы можете вычертить 10-15 сеток.

В дальнейшем, в целях экономии времени, перспективные сетки можно строить еще проще. Проделав все, что указано в пунктах 1, 2, 3 и 4, вы по вертикали снизу вверх откладываете последовательно сначала 2 см, потом 1,5; 1,0; 0,6; 0,4; 0,35; 0,3; 0,25 и 0,2. Через каждое из этих делений проводите горизонтальные линии, параллельные нижней.

Построенные нами перспективные сетки подойдут для изображения местности с некоторой довольно значительной высоты. Для изображения местности с меньшей высоты расстояние от горизонта до нижней горизонтальной линии должно быть меньше. Так, можно рекомендовать перспективную сетку, в которой от нижней горизонтальной линии до линии горизонта 4,2 см. При этих условиях снизу по вертикали придется уже откладывать меньшие величины: для первого ряда 1, второго 0,6, потом 0,45; 0,3; 0,22; 0,17; 0,14 и 0,1. В дальнейшем нашем изложении первую сетку мы будем называть сеткой № 1, а вторую - сеткой № 2. Сначала для наших упражнений возьмем сетку № 1.

Ко всем дальнейшим упражнениям с перспективной сеткой мы даем рисунки подобные, но не являющиеся ответами на поставленные задачи.

Упражнение: построение перспективной призмы

Построить трехгранную удаляющуюся от вас призму, основанием которой является левая крайняя полоса квадратов. Высота призмы 0,5 стороны квадрата. Построенную призму разбить на отдельные призмы, основаниями которых являются отдельные квадраты (рис. 4).

Рисунок 4 — Построение удаляющейся от зрителя призмы.

Упражнение: построение трех призм

Построить трехгранные призмы по трем удаляющимся полосам квадратов, но расположенные так, чтобы между основаниями призм оставалась полоса удаляющихся квадратов. Разделите призмы на части и покройте их склоны соответствующими штрихами (рис. 5).

Рисунок 5 — Построение ряда удаляющихся призм.

Упражнение: построение пирамид

На крайней левой удаляющейся от вас полосе квадратов построить ряд пирамид , высота которых равна приблизительно половине длины стороны квадрата. Пирамиды располагаются не на каждом квадрате, а через квадрат. (Пересечение диагоналей в каждом квадрате дает точку, откуда следует проводить высоту. Определив вершину первой пирамиды, проводим от нее линии к точке схода. На этих линиях будут лежать высшие точки всех пирамид.) Правые склоны пирамид покрыть соответствующими склонам штрихами (рис. 6).

Рисунок 6 — Построение пирамид.

Построенные нами ряды призм и пирамид можно рассматривать как схему удаляющихся от нас хребтов или рядов разобщенных гор. Эти схемы легко превратить в параллельные ряды хребтов. На каждой призме или пирамиде, расположенной на 1 квадрате, мы изображаем вершину (рис. 7).

Упражнение: Рисование гор в перспективе

Возьмите сетку № 2 и постройте схему удаляющегося рва на правой, второй, считая от вертикальной линии, удаляющейся полосе квадратов. Глубина рва равна 0,5 стороны квадрата. Ров имеет вид врезанной трехгранной призмы (рис. 8).

Рисунок 7 — Ряд удаляющихся хребтов, построенных на основе удаляющихся призм.

После этого, постройте схему подобного же рва, но идущего уже не по линии квадратов, а по диагонали. Ров начинается от первого левого квадрата, примыкающего к вертикали сетки.

Глубина рва и сетки та же. Ров продолжается до горизонта. Левый склон покрыт штрихами (рис. 9).

Рисунок 8 — Схема геометрически правильного удаляющегося рва.


Рисунок 9 — Ров удаляется по диагонали.

Все дальнейшие упражнения с сеткой пойдут по сетке № 2.

Упражнение рисование перспективы

Построить схему рва, который начинается от левого квадрата, примыкающего к вертикали сетки. Ров идет на северо-восток до крайнего квадрата, а потом круто поворачивает на северо-запад и идет так до края сетки. Сетка и глубина рва те же, что и в предыдущем упражнении (рис. 10). Зритель стоит лицом на север.



Похожие статьи
 
Категории