Проект «Волшебный мир театра.

13.02.2019

Учебная тема проекта:

«Театрализованная деятельность»

Тема проекта:

«Волшебный мир театра»

Участники проекта:

Воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации:

Январь с 18.01 по 29.01

Тип проекта:

Творческий

Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Проблема:

Низкий уровень знаний воспитанников о мире духовной красоты, отсутствие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.

Актуальность проблемы:

В условиях введения ФГОС в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

Цель проекта:

Развитие творческих способностей воспитанников дошкольного возраста средствами театрализованного искусства.

Задачи проекта:

Для воспитанников:

· расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

· способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

· развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

· формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)

Для педагогов:

· создавать условия для развития творческой активности воспитанников в театральной деятельности;

· обеспечивать условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Для родителей:

Повышать уровень компетентности по использованию театрально-игровой деятельности в развитии ребенка.

Второй этап

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Виды деятельности

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность в развивающей среде

1. Познавательно-исследовательская

(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

с ними)

Беседы: «Что такое театр?» (просмотр театрализованных уголков в других группах)

«Виды театра»

«Правила поведения в театре»

«За кулисами»

«Главные волшебники театра: актеры, режиссеры» театральная игра: Актер и режиссер.

Просмотр презентаций: «Как вести себя в театре» «Театрализованные профессии» Рассматривание карточек с изображением эмоций. Игра: «Угадай эмоцию»

Дидактические игры: «Играем в театр» «Театральное лото» «Театральные предметы»

Систематизация предметов: «Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию)

1. Оформление книжного и театрального центра.

2. Подбор книг, иллюстраций, фотографий с видами театра, актеров, костюмов.

3. Рассматривание иллюстраций:

«Здания театра»

4.Конструирование

из кубиков: «Большой театр»

5. Настольно-печатные игры:

- «Сказки»

- «Собери сказку»

- «Что лишнее»

- «Лото»

2.Коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками)

1. Составление творческих рассказов:

«Я работаю в театре»

«Я сказочный герой»

2. Пересказ сказок по мнемотаблицам:

«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»,

«Волк и семеро козлят»

3. Творческая речевая деятельность:

«Разговор по телефону» - развитие диалогической речи. Темы разговора: «Какая сегодня погода?», «Давайте познакомимся».

«Звукорежиссеры» - Оживляем картинку из сказки (диалог между героями сказки).

5.Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Волк - полицейский», «День рождения козлят».

1. Словесно-дидактическая игра:

- «Сравни зверей»

- «Козлята и зайчик»

- «Кто где живет?»

2. Д/игры:

«Закончи предложение»;

«Что лишнее?»

3.Дидактические игры:

«Назови ласково»,

«Слушай и показывай»

«Разрезные картинки»

«Найди пару»

4.Игра – имитация: «Догадайся, о ком я говорю»

3. Двигательная деятельность детей

1.Физкультурные занятия;

2. Прогулки с элементами театрализованных игр;

3. Подвижные игры:

- «Рыжая лиса»

- «Мишка бурый»

- «Волк и козлята»

4. Утренняя и бодрящая гимнастики с использованием сказочных физминуток

- «Если нравится, тебе-то делай так»

- «Буратино»

- «Бабушка яга»

1.Спортивные упражнения:

- «Балерина» - упражнения на развития равновесия

- «Зайчики» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед

- «Петрушки» упражнения на развитие координации

2. Игровые упражнения:

- «По тропинке шел медведь»

3. Подвижные игры:

- «Мы веселые ребята»

- «Хитрая лиса»

4.Изобразительная

1. Иллюстрирование прочитанных сказок

Pисование:

«Избушка зайца"»,

«Рыжая лиса»,

«В гостях у козлят»

2. Лепка из пластилина:

«Заяц и лиса»

3. Творческая мастерская

«Герои из сказок»

1. Рисование:

«Мой любимый сказочный герой»; «Моя любимая сказка»

2. Рисование с помощью трафаретов: «Сказочные животные»;

3. Раскрашивание раскрасок:

«Сказочные герои», «Волшебные предметы»

«Сюжеты сказок»;

5. Музыкальная

1. «Послушай и изобрази» - создание художественного образа с помощью музыки – «весёлые медвежата», «хитрая лиса», «грустные зайчики», «косолапый медведь»

2. Обыгрывание песенок «Ёжик», «Колобок», с использование атрибутов, элементов костюмов.

3. Хоровод

«С нами пляшут звери»

4. Вокальная мимика: игра

«В домике моем тишина»

5. Дидактические игры:

«Угадай инструмент»

«Музыка или шум»

1.Прослушивание сказок с музыкальными фрагментами

2. Музыкальная игра:

«Сочини свой танец»

3. Танцевальные движения:

- «Полочка»

- «Козлик»

- «Топотушки»

- «Пружинка»

4. Игры на музыкальных инструментах.

5. Концерт:

«Дети - детям»

6. Игровая

1.Игровое творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (Заюшкина избушка). Варианты: «Заяц не пустил лису в свой дом», «Заяц и лиса находят общий язык», «Заяц встречает охотника».

2. Пантомимическая игра:

«Узнай героя» - этюды на выразительность пластики и эмоций.

3. Разминка:

«Игра с куклами»

4. Игра с зеркалами:

«Изобрази настроение»

театральный этюд: «Мое настроение»

5. Решение проблемы творческого характера: «Как успокоить плачущую девочку» 6.Игровые упражнения:

«Покажи с помощью мимики, что ты съел»

«Покажи с помощью жестов свое ощущение» (я замерз, мне грустно, мне весело и т.д.)

1.Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья» сюжет:

«Поход в театр»

- «Актер и режиссер»

- «Магазин костюмов»

2. Игры с настольными театрами:

- «Заюшкина избушка»

- «Волк и семеро козлят»

- «Зимовье зверей»

3. Инсценировки любимых сказок с использованием костюмов, масок, театральных кукол.

7. Восприятия художественной литературы и фольклора

1.Чтение произведений: С. Я. Маршак «Театр» В. Миодушевский « В театре» А. Бaрто "В театре" "Вежливое слово" 2. Чтение русских народных сказок:

"Заюшкина избушка"

"Зимовье зверей" "Волк и семеро козлят"

3. Заучивание театральных этюдов: "Мое настроение" "как фонарики горят" "Театр"

4. Отгадывание загадок: "Волшебный сундучок бабушки - забавушки" "Театральные загадки" 5. Пересказ прочитанных сказок с использованием театральных кукол.

1. Рассматривание альбомов: "Виды театра" "Театрализованные профессии" "Театральные здания" 2. Рассматривание иллюстраций к сказкам и иллюстрации сказочных героев. 3.Рассматривание иллюстраций с изображением писателей-сказочников.

Работа с родителями

· Беседы

· консультации

· анкеты

1. «Театрализованная деятельность дошкольников»

2. «Домашний театр»

3. «Театрализованная деятельность в развитии речи »

Практические задания

1. Систематизация материалов по теме в виде альбомов: «Виды Театра», «Правила поведения в театре», «Театральные профессии»

2. Совместное творчество с детьми «Герои сказок»

Работа с педагогами

1. Перспективное планирование по теме.

2. Конспекты занятий по теме проекта.

3. Музыкальные СД диски.

4. Картотеки театрализованных игр

5. Картотека игр по русским народным сказкам

6. Мнемотаблицы к сказкам

7. Презентация проекта.

Работа с социальными партнёрами

1. Конспекты мероприятий.

2. Фотоальбом «Театр и дети»

3. Посещение представлений в других группах

Третий этап:

Презентация материалов проекта:

Игра – путешествие

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о театре . Кто знает, что такое театр ? (ответы детей) Театр – это такое место, где показывают разные интересные представления. Театры бывают разные. В драматическом театре показывают спектакли, пьесы, сказки, в театре оперы и балета артисты поют и танцуют, в кукольном показывают спектакли куклы, которыми управляют кукловоды, в театре теней всё действие происходит за экраном, на котором видны только тени актеров, в национальном театре представления идут на языках разных народов. Театры бывают для взрослых и для детей. Для детей театры так и называются: Театр юного зрителя, в нем показывают разные детские спектакли, сказки.

Театральное искусство возникло очень давно, в давние времена артисты ходили по городам и селам и показывали представления: они пели, плясали, разыгрывали сценки. В России таких артистов называли скоморохами. А потом со временем для представлений стали строить специальные дома – театры . Ребята, а что есть в театре ? (ответы детей) Правильно, в театре есть сцена, где проходит представление, зрительный зал, где сидят зрители, пришедшие на спектакль, кулисы, где артисты ждут своего выхода, гримерные, где артисты переодеваются и готовятся к спектаклю, буфет, где в антракте – перерыве между сценами спектакля зрителя могут попить чаю. Но начинается театр с вешалки, ведь каждый зритель должен снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб.

Ребята, а кто работает в театре ? (ответы детей) Самый главный человек в театре – это режиссер. Он учит артистов как лучше представить спектакль. Ещё один главный человек в театре – это актер, которого чаще называют артистом. Актер слушает режиссера и играет роль, которую дал ему режиссер. А также в театре есть художники сцены, которые её оформляют и рисуют декорации к спектаклям, костюмеры, которые шьют костюмы для артистов, гримеры, которые создают образ, гримируя артистов, композиторы, которые пишут музыку к спектаклям и музыканты, которые её исполняют. Всех специальностей не перечесть, вот послушайте стихотворение о том, кто же работает в театре.

Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек – артист.

Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный за реквизит.

Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты,
Что дирижер, что музыканты,
И просто в мире равных нету

Таким художникам по свету.
Ведут спектакли неизменно
Рабочий с машинистом сцены.
Костюм подгонят по размеру
С любовью наши костюмеры.
Исправят хрипы, шипы, свисты
Ведущие спектакль радисты.
За всем следит орлиным взором
Наш друг – помощник режиссера.

Здесь слесари и столяры,
Сантехники и маляры, уборщицы и билетеры,
И коменданты, и вахтеры;
За всем на свете проследит
Завпост, завснаб, завхоз, завлит.
Что педагог-то эрудит,
Пожарный на посту не спит,
Буфетчицы и повара,
Закройщицы и доктора,
Кассир, бухгалтер и водитель,
Но самый главный – это зритель!

Ведущий: Чтобы стать артистом нужно, очень многому учиться, много всего уметь. Ребята, а что должен уметь делать артист? (Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.) Правильно дышать очень важно для артиста, потому что на сцене ему приходиться, играя свою роль, и бегать, и прыгать, и кувыркаться, и петь, и танцевать. А после этого он должен четко сказать свои слова, чтобы зрители в зале его поняли.

И сейчас я вам предлагаю провести дыхательную гимнастику, как настоящим артистам.

Садитесь все, выпрямили спину, положили руку на живот. Повторяйте за моной.

Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)

Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).

Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).

Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.

Молодцы, ребята! А скажите, кто-нибудь из вас был в театре на представлении? (ответы детей) Значит вы знаете, что делает в театре зритель, ну-ка расскажите нам. (ответы детей) Зритель внимательно смотрит и слушает представление, а в конце громко аплодирует артистам. Давайте сейчас с вами попробуем похлопать в ладоши. Кто громче!

Дети громко аплодируют.

Ведущий: В театре юного зрителя детям часто показывают сказки. А вы ребята любите сказки? А какие сказки вы знаете? (ответы детей) Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки.

Викторина «Сказочная»

  1. Тянут дед, бабка, внучка, Тянет маленькая Жучка, Кошка с мышкой тянут крепко Догадался? Это … (Репка)

  1. «Он от бабушки ушёл,
    И от дедушки ушёл.
    У него румяный бок,
    Значит это - …(колобок)»
  1. Не послушал брат сестрёнку
    Превратился он в козлёнка!
    Во всём ведьма виновата.
    Звали как сестру и брата? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  1. Где и когда приключилось такое?
    Мышка разбила яйцо золотое.
    Дед горевал,
    И печалилась баба.
    Только кудахтала … (Курочка ряба)
  1. На печи лежит Емеля,
    Долго мучался бездельем.
    А потом пошло везенье
    Всё … (По щучьему велению)
  1. Красна девица грустна:
    Ей не нравится весна.
    Ей на солнце тяжко!
    Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
  1. В этом доме – вот так да! –
    Поместились без труда
    Мышь, лягушка, волк с лисой,
    Зайка серенький, косой.
    Мишка втиснулся, как мог,-
    Развалился… (Теремок)
  1. Отворили дверь козлята,
    И… пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)
  1. Сидит в корзине девочка У мишки за спиной, Он, сам того не ведая, Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Теперь скорей ответь! Названье этой сказки… (Маша и медведь)

Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки! А скажите, хотели бы вы прямо сейчас прерваться а актеров и зрителей? Давайте поиграем в театр.

Игра «Театр»

Детям раздаются элементы костюмов действующих лиц сказки «Репка». «Артисты» разыгрывают сказку, а зрители хлопают в ладоши и дарят им цветы.

Ведущий: Ребята, понравился вам спектакль? (ответы детей) Сегодня мы с вами познакомились и узнали что такое театр , спектакль, зрители, артисты.

Как хорошо, что есть театр !

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Тема проекта

«Волшебный мир театра»

Адресация проекта

Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы № 6

Цель

Формирование нравственно – этических качеств у детей старшей группы посредством театрализованной деятельности

Задачи

  1. Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе театрализованной деятельности.
  3. Развивать творческую активность детей и эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям.
  4. Воспитывать положительное отношение к миру театра, другим людям и самому себе.
  5. Воспитывать чувство собственного достоинства.

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы:

Наличие методического обеспечения: литература методическая и детская, периодические издания, методические разработки ООД, наличие различных видов театров по теме проекта;

Наглядно - иллюстративные материалы: фотографии и иллюстрации, картины, аудиозаписи звуков природы, нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям), презентации.

Внешние ресурсы: посещение спектаклей выездных театров, взаимодействие с ЦЭВД(ТИ): мастер-класс по сценическому искусству, просмотр театральных этюдов.

Индикативные показатели (результаты)

Для педагогов группы № 6 :

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.

Для воспитанников:

Повышение качественного уровня развития:

Уровень развития нравственно – этических качеств на 30%

Уровень психомоторного развития на 25%

Для родителей:

Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях до 70%

Ожидаемые результаты

Пояснительная записка

Актуальность проблем, связанных с нравственно - этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Наблюдая за происходящим вокруг, понимаешь, что недостаток нравственно- этического воспитания детей в настоящее время стал чрезвычайно остро и серьезно, в связи с заметным ухудшением воспитанности у подрастающего поколения. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит не в развале экономики, а в разрушении личности. Современные дети быстрее решают сложные математические или логические задачи, но реже восхищаются, удивляются, и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

Мы живем с вами в период интенсивного развития высоких компьютерных технологий, который требует большой динамичности, мобильности и сейчас такое время, когда, о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, остро ощущаешь недостаток воспитанности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными и многие из родителей заняты созданием благоприятных и комфортных условий для своих детей, где в изобилии присутствуют дорогие электронные игрушки, компьютеры, компьютерные игры и другие различные гаджеты, дети зачастую заняты покорением виртуальных вершин и они остаются обделёнными простым человеческим общением со взрослыми и сверстниками. Находясь под влиянием этих факторов у детей происходит искажение представлений о доброте, милосердии и патриотизме.

Как уберечь детей от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители. Но как быть с постоянно возникающими противоречиями между детским садом и семьей в вопросах формирования нравственно – этических качеств детей, исходя из этого мною была выделена проблема: как, каким образом? найти способ повышения уровня нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Степень участия в образовательной деятельности родителей моей группы составила: 23% родителей принимают в нем активное участие.

Для определения уровня развития нравственно – этических качеств у детей моей группы я провела обследование по методике Н.В. Верещагиной в области социально – коммуникативного развития. Результаты были следующими: высокий - 9%; средний - 49%; низкий - 42%.

В результате диагностики «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной были выявлены следующие показатели: высокий – 10%, средний – 37%, низкий – 53%.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, способствует систематизации полученных знаний и применению их в различных видах детской деятельности, я пришла к выводу о целесообразности ее использования.

В связи с этим мною был разработан и впоследствии реализован долгосрочный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный мир театра».

Актуальность проекта обусловлена тем, что мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь детского сознания помогает театрализованная деятельность, которая является не только самым увлекательным направлением работы, но и самым эффективный способом коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учите играя.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций, благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и нравственно – этическое воспитание.

Основным предметом театрализации является детская сказка, потому как учит сопереживанию и состраданию. Это подтверждает выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами...»

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествует о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Это познание обогащает мир ребенка, он сочувствует героям сказки, любит их.

Разработанный проект на тему «Волшебный мир театра» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.

На начальном этапе я изучила научно – методическую литературу по заявленной теме: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой»; «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника», Запорожец А.В.; «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю» Берлова А.Л.; «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л.И.; «Ты детям сказку расскажи» Гриценко З.А.; «Азбука нравственного воспитания» Каиров И.А., Богданова О.С.

Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметила основные направления своей педагогической деятельности:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;
  • формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями.

Участниками проекта стали дети старшей группы № 6 «Колокольчик», педагоги и родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.

Я провела анализ необходимых для реализации проекта внутренних и внешних ресурсов.

Анализ внутренних ресурсов:

Для развития театральной деятельности в группе созданы следующие ресурсы:

Имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, игрушек, пальчиковый, настольный, перчаточный;

Костюмы и маски для игр - драматизаций;

Ширма; набор декораций;

Аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы»;

Набор наглядно-иллюстративного материала (фотографии, иллюстрации, картины);

Нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям), презентации;

Наличие методического обеспечения: литература методическая и детская, периодические издания, методические разработки НОД, наличие различных видов театров по теме проекта.

Внешние ресурсы: посещение спектаклей выездных театров, взаимодействие с ЦЭВД(ТИ) – мастер-класс по сценическому искусству, просмотр театральных этюдов.

Цель проекта: Нравственно - этическое воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с видами театра и правилами поведения в театре.
  2. Способствовать приобретению детьми знаний, принятых в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения средствами театра.
  3. Развивать творческую активность детей, совершенствуя навыки образного отражения действительности в процессе приобщения детей к культуре театра.
  4. Воспитывать нравственные качества, способность сочувствию, желанию порадовать и сделать добро в отношении других людей.

Ожидаемые результаты:

Дети владеют знаниями, принятыми в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения.

Сформированы нравственные качества по отношению к себе и другим людям.

Развиты навыки художественной передачи образа.

Владеют знаниями норм и правил поведения в общественных местах.

Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Проведение мониторинга развития нравственно – этических качеств у детей старшего дошкольного возраста по методике Н.В. Верещагиной;

«Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной;

Консультация для родителей на тему «Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка».

Вся практическая работа осуществляется по трем направлениям:

Паспорт проекта «Волшебный мир театра»

Тип проекта: познавательный, творческий

Сроки проведения: сентябрь – май, 2018-2019 учебный год (долгосрочный)

Участники проекта: Воспитатели, дети и родители подготовительной группы МБДОУ ЦРР детский сад № 16.

Актуальность: К сожалению в последнее время участились случаи дефектов речи у дошкольников. Одним из способов коррекции речевых дефектов у детей является театрализованная деятельность. Она помогает развивать и стимулировать развитие всех компонентов связной речи.

Цель: Развивать речевую активность дошкольников посредством театральной деятельности.

Задачи:

Приобщать детей к театральной культуре;

Познакомить с различными видами театра (кукольный, оперный, балетный и др.), театральными профессиями;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

Развивать речевое дыхание, дикцию, правильную артикуляцию, тренировать четкое произношение звуков, пополнять словарный запас, учить строить диалог, пользоваться интонациями.

Начальный этап

Определение проблемы

Выбор группы участников

Определение сроков

Разработка достижения цели

Обсуждение плана с родителями

Составление плана схемы

Планирование

Составление плана работы с детьми и родителями

Выполнение: совместная работа над проектом (дети, воспитатели, родители)

Сентябрь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Музыкальный театр. Часть 1

Опера «История Кая и Герды» (отрывок)

Балет «Танец маленьких лебедей» (отрывок)

Театрализованная игра «Спор овощей» Т.В. Лисина стр. 45

Оказание помощи в приобретении костюмов для театрализованной деятельности

Октябрь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Какие бывают театры. Путешествие в театр. Часть 2»

Кукольный театр «Кот, петух да лиса» (отрывок)

Отрывок из спектакля «Золушка»

Театр кошек Куклачева

Повторение игры «Спор овощей»

Театрализованная игра «Сережа и спички» Т.В. Лисина стр. 15

Взаимодействие с семьями воспитанников

Памятка «Как определить артистический талант ребенка»

Ноябрь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Комедия, трагедия и мелодрама. Часть 3»

Игра «Театр настроения»

Игра-диалог «Прокомментируй действие» И. Агапова стр. 79

- «Шагающий» театр

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультация «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»

Декабрь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Чевостик узнает о строении театра изнутри. Часть 4»

Игровая ситуация «Я поведу тебя в театр» (правила поведения в театре)

Инсценировка «Новый год пора встречать» Е.А. Антипина стр. 100

Настольный театр

Взаимодействие с семьями воспитанников

Родительское собрание «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей»

Анкетирование по теме

Январь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Что происходит за кулисами. Часть 5»

Игра «Виды театра» (найди пару)

Театрализованная игра «Зимой» Т.В Лисина стр. 96

Театр на дисках

Взаимодействие с семьями воспитанников

Папка раздвижка «Театрализованная деятельность дошкольников»

Февраль

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Профессия актер. Часть 6»

Игра «Попробуй повтори!»

Пальчиковый игротренинг «Солдаты» Е.А. Антипина стр. 18

Кукольный театр

Взаимодействие с семьями воспитанников

Папка – передвижка «Зачем ребенку кукольный театр»

Март

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Закулисье. Часть 7»

Д/игра «Театральное лото»

Инсценировка «Пришла весна» Е.А. Антипина стр. 101

Театр на фланелеграфе понравившейся сказки

Взаимодействие с семьями воспитанников

Фотоотчет «Юные актеры»

Апрель

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Бутафория. Часть 8»

Игра «Театральные профессии»

Мини-сценка «Киска» Т.В. Лисина стр. 57

Пальчиковый театр

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультация «Театр и дети»

Май

Взаимодействие с детьми

Разыгрывание знакомых сказок

Повторение пройденного материала

Взаимодействие с семьями воспитанников

Презентация проекта

Литература:

Агапова И.А, Довыдова., М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008. – 224 с;

Антипина Е.А., Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с;

Интернет источники.

Подвижные тематические игры для дошкольников / Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с;

Ожидаемые результаты:

1. Дошкольники и их родители интересуются театральным искусством;

2. Знают виды театров, театральные профессии;

3. С интересом участвуют в театральных постановках, смотрят спектакли;

4. Умеют строить диалог, передавать эмоции с помощью интонации.

«Волшебный мир театра»

«Театр- это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей..»

(Б.М.Теплов)

В концепции 12- летнего среднего общего образования в Республике Казахстан главной целью является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентноспособной личности. Что представляет собой компетенция, как ее выделить и как ее в конечном итоге, формировать, развивать? Программой воспитания в детском саду четко определены эти ориентиры.

Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан предусматривает, как ожидаемый результат обучения, сформированную у дошкольников коммуникативную компетентность. Речевая деятельность является основой этой компетентности.

Каждый год в детский сад приходят разные дети сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда- они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: кукла Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Размышляя над этим вопросами, мы пришли к выводу, помочь может театр.

Театр имеет огромное значение в воспитании ребенка. Детский театр- уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав туда, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действии, воспринимая игру артистов как самую настоящую реальность. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Поэтому при просмотре спектакля более активно развивается речь ребенка. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.

На что направлена театрализованная деятельность?
На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
На развитие фантазии;
На формирование волевых качеств;
На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

Я работаю в средней группе, у нас имеются следующие виды театров:

Пальчиковый театр.

Он способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений.

Такие сказки, как «Репка», «Колобок»

Настольный театр, п омогает учить детей координировать движения рук и глаз, побуждает выражать свои эмоции посредством речи.
Есть сказки: «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок»

Театр масок- это с амый «разговорный»вид театрализованной деятельности.
Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
Способствует самопознанию и самовыражению личности;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества.

В группе имеются сказки: «Три поросенка», «Коза и семеро козлят», «Репка», «Колобок», «Три медведя»

Театр живой руки.

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная
кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Сказки: «Теремок», «Колобок»

Теневой театр, р азвивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию, формирует творческие способности, артистизм, обогащает пассивный и активный словарь.

В группе есть сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»

Все виды театров используются в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Успешную работу с детьми по развитию творческой личности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Предлагала домашние задания, которые требовали совместного творчества детей и родителей разыгрывать дома игру, придумать загадку без слов, рассказать потешку с помощью жестов и мимики.

В процессе работы дети знакомятся с понятиями «мимика», «жест», и путем разыгрывания несложных этюдов, дети овладевают простейшими навыками работы с данными актерскими принципами.

Так, постепенно мы подошли к исполнению небольших сценок, инсценировок, потешек.

Особое внимание уделяем разучиванию музыкальных детских спектаклей. Их ценность в том, что здесь используются слово, пение и танец. Подготовка музыкальных спектаклей обычно занимает полтора- два месяца. Главная цель таких постановок- привлечь к участию каждого ребенка. Большое значение придается распределению ролей в спектакле. Обязательно советуюсь с детьми, кто лучше и выразительнее исполнит ту или иную роль, полнее раскроет характер героя.

Театрализованная деятельность помогает развивать интересы и способности ребенка. Чередование функции исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознавать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли помогают ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужые промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Я считаю, что театрализованная деятельность должна сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. И закончить свое выступление бы хотела с великолепными словами Галины Поповой:

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.



Похожие статьи
 
Категории