Рисование пейзажей в подготовительной группе: варианты тем и методика проведения занятия.

12.04.2019

Конспект урока рисования для детей 5-6 лет "Поздняя осень"

Автор: Фирсова Ольга Владимировна, воспитатель город Москва ГБОУ Гимназия 1569 "Созвездие" корпус 9 (детский сад №1267, город Москва.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для старшей группы детского сада "Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография на тему "Поздняя осень". В этой работе ребята познакомятся с нетрадиционной техникой рисования кляксографией и научатся рисовать пейзаж гуашью без помощи кисти. Данная методическая работа может быть использована воспитателями детских садов (старший дошкольный возраст). Детям очень нравится использовать разные техники при выполнении творческих работ. Дети проявляют фантазию, у них развивается воображение, совершенствуются технические навыки.
Образовательная область: художественное творчество
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация
Цель : познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования, развивать творчество, воображение. Закрепить знания о признаках поздней осени, развивать дыхательную систему. Активизация речи. Обогащение словаря: клякса, кляксография.
Материалы : листы А4 на каждого ребёнка, простой карандаш на каждого ребёнка, баночки с водой, трубочки для напитков на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, краски гуашь, тушь или жидко разведённая гуашь (для клякс), пластиковые ложечки или пипетки, ватные палочки, салфетки для рук.

Ход работы:

Дети, скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас за окном?(Осень)
- Начало осени или её конец??(Конец)
- Почему вы так думаете? Какие признаки осени мы можем сейчас наблюдать? Что изменилось в природе? (ответы детей)
- Итак, мы можем сказать что за окном поздняя осень?
-Вы любите рисовать? Чем вам больше всего нравится рисовать?
- Сейчас я вас научу как можно нарисовать осень красками без помощи кисти.
- Для начала нарисуем фон (идет одновременно объяснение-руководство и показ): расположите лист так, как вам больше нравится, нарисуйте простым карандашом еле видную линию горизонта. Подумайте, какие цвета присутствуют в осеннем небе? Возьмите губку, намочите её и поочередно наносите краски губкой горизонтальными мазками выше линии горизонта. Теперь представьте, какие цвета могут присутствовать на земле, ниже горизонтальной линии. Также горизонтальными мазками наносим краски.
- Проверьте, не осталось ли пустых мест на ваших рисунках.
- Теперь внимательно посмотрите как я буду изображать дерево (показ, дети только смотрят). Зачерпываю ложечкой жидкую гуашь и капаю ниже горизонта, получилась клякса. Теперь беру трубочку и «выдуваю» из кляксы ствол и ветки дерева, направляю трубочку снизу-вверх и в стороны о ствола. Посмотрите, что получилось. Эта техника рисования называется «кляксография», т. е. рисование кляксами или из клякс.
-Теперь попробуйте сами. (помогать детям, подсказывать как лучше).
- Посмотрите какие разные деревья у вас получились!
- Поздней осенью бывает снег? А листья на деревьях?
- Правильно, может выпасть снег, на деревьях остаются редкие засохшие листочки.
- Давайте возьмем ватные палочки и нарисуем падающий снег или засохшие листья на ветках. Можно нарисовать и то и другое, а можно что-то одно.
Дети рисуют. Затем все рисунки собираются в одном месте(выставка).
- Посмотрите, все рисунки отличаются друг от друга. Кто запомнил как называется техника в которой мы рисовали??(кляксография) Из чего мы рисовали деревья? (клякса). Вам понравилось рисовать кляксами?? Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти!

Людмила Казакова

Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, коммуникативная, игровая.

ЦЕЛЬ:

Развитие у детей способности к эмоционально-ценностному восприятию природы.

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить знания об осенних месяцах, отличительных чертах поздней осени (по сравнению с золотой осенью).

2. Развивать знания о разнообразии цветов и оттенков предметов в зависимости от времени суток.

3. Дать понятие пейзажа как жанра изобразительного искусства, его отличие от других основных жанров.

4. Усвоение правил и законов композиции.

5. Понятие линии горизонта.

6. Дальнейшее развитие навыков рисования в технике акварели.

Оборудование и материалы:

1. Для воспитателя: магнитофон, аудиозапись Чайковского «Времена года. Ноябрь. На тройке», наглядное пособие («Поздняя осень» Константина Коровина, «Пять углов» Ивана Славинского, «Place de la Madeleine» и «Place de la Republique» Эдуарда Кортеса, «Натюрморт с кувшином и фруктами» Поля Сезанна, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера).

2. Для детей: акварель, кисть пони № 6, альбомный лист формата А4.

План занятия :

1. Организационная часть - 2 мин.

2. Сообщение учебного материала - 8 мин.

3. Самостоятельная работа детей – 12 мин.

4. Завершение занятия - 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Как называется первый месяц осени?

А второй?

Сейчас идет третий месяц осени. Как он называется?

Что происходит с природой поздней осенью? Какого цвета небо?

Не вызывать коллективный ответ. Проследить, чтобы желающие ответить поднимали руку.

Поздней осенью часто идут холодные моросящие дожди, деревья сбрасывают последние листья, трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме, люди надели теплую одежду.

Игра. Сравнение с «золотой осенью»:

В октябре еще было тепло, а сейчас - … (холодно).

Месяц назад были ясные деньки, а сейчас - … (пасмурно).

В октябре солнце немного грело, а в ноябре уже - … (не греет).

Еще недавно листья на деревьях были золотистого цвета, а сейчас - … (коричневые листья опали на землю).

Обращаю внимание на доску с репродукциями «Поздняя осень» и «Пять углов».

Посмотрите, как художники изобразили позднюю осень. Сельский пейзаж Константина Коровина привлекает единством человека и природы. Он родился в Москве. А в городском пейзаже нашего современника Ивана Славинского очаровывает архитектура Санкт-Петербурга (он живет с нами в одном городе).

Так что же такое пейзаж? –. (изображение природы).

А натюрморт? –. (изображение предметов: цветов, посуды и т. д.). Если дети затрудняются с ответом, в качестве подсказки демонстрирую репродукцию «Натюрморт с кувшином и фруктами» Поля Сезанна. Если сложностей не возникло, то вешаю репродукцию после ответа.


Портрет –. (изображение человека) Пример: «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера.

Вам предстоит создать пейзаж – передать состояние осенней природы в определенное время суток, какое вам нравится. Прежде чем приступать к работе, вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления.

Пейзаж-настроение - это отклик на переживание художника.

Убираю с доски натюрморт и портрет, вместо них добавляю пейзажи французского художника Эдуарда Кортеса. Он жил в Париже и часто изображал городской пейзаж.


"Площадь Мадлен"


"Площадь Республики"

Обратите внимание, как мастерски передана атмосфера осеннего вечера на этих картинах. Какими средствами художник добился такой выразительности?

Деревья уже сбросили листву, яркое закатное небо отражается в мокром асфальте. Пасмурную погоду также хорошо передают серые тучи, затягивающие небо.

Демонстрирую на чистом листе правильную последовательность изображения осеннего пейзажа.

Задание надо начинать с изображения неба и земли, границу между ними мы изобразим в виде линии горизонта (рекомендую расположить её чуть ниже центра листа). Сначала создаем красками только общую цветовую среду, и только потом надо вписать туда деревья, дорогу, тучи на небе… Утром светло и прохладно, краски бледные, нежные – розовые и голубые. Чтобы добиться такого эффекта, хорошенько разбавляем акварель водой. А вечером наоборот: солнце почти не греет, зато хорошо освещает и облака, и землю – берем меньше воды, чтобы краски были яркими. Вечером деревья отбрасывают густые синие и фиолетовые тени. Трава приобретает оранжевый, и даже малиновый оттенок.

Дети приступают к работе, прослушивая музыку П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь. На тройке».

Индивидуальная работа: закрепление умения рисовать всем ворсом кисти (при работе над фоном) и ее концом (при проработке мелких деталей).

Рефлексия:

С творчеством художников из каких стран/городов мы сегодня познакомились?

Что нового узнали на занятии?

Что мы с вами рисовали?

Работы воспитанников старшей группы "Солнышко" ГБДОУ №77 Приморского района Санкт-Петербурга:


Дарья Тарасова, 5 лет


Вадим Тарасюк, 5 лет


Михаил Головкин, 5 лет


Елизавета Вараткова, 5 лет

Поздняя осень.

(Конспект занятия в старшей группе)

Цель. Развить у детей творчество, фантазию и эстетический вкус.

Программные задачи:

    Учить рисовать в технике «печатанья листьями на бумаге», передавая мягкие и плавные очертания листьев;

    Формировать умение самостоятельно выбирать содержание своего рисунка, отображать впечатления и представления об осени.

    Формировать потребность из индивидуальных работ составлять общий рисунок, умение оценивать свои работы;

    Воспитывать любовь к различным видам искусства.

Методы и приемы:

    Словесный метод (художественное слово, стихи. песни)

    Наглядный метод (иллюстрации и картинки об осени)

    Наглядно –практический (напоминание, показ, вопросы, указания, советы)

    Игровой прием (дидактичекая игра, физминутка)

    Прием эмоциональной заинтересованности (показ шкатулка)

    Анализ индивидуальной и коллективной работы детей (анализ работы товарища, самоанализ, педагогическая оценка).

Оборудование:

Предварительная работа:

    Чтение стихов: А.Толстого «Осень», И.Бунин «Осень», А.С.Пушкин «Унылая пора!»; разучивание песен: «Листопад», «Осенняя песнь».

    Рассматривание картин и иллюстраций об осени.

    Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период, на темы: «Золотая осень», «Осенний лес», «Дары осени», «Осенний ковер», «Поздняя осень».

    Наблюдения на прогулке, сбор гербария.

    Экологические занятия и игры по теме: «Осень».

Индивидуальная работа:

    Совершенствовать технические навыки.

    Помогать в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приемом изображения.

    Закреплять знания о цвете.

Словарная работа:

    Закрепление в речи детей стихотворений, песен.

Ход занятия:

Группа украшена осенними листьями, в вазах букеты с засушенными листьями, экибаны и т.д. Дети сидят полукругом .

Воспитатель входит в группу со шкатулкой и интересуется у детей:

Ребята, чья это шкатулка?

Дети подходят, рассматривают шкатулку, воспитатель предлагает открыть её и посмотреть, что в ней. В шкатулке находятся иллюстрации осени.

Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её:

Долго трудились разноцветные краски,
Природа вышла красивой как в сказке!
Вся разноцветная – вот красота!
Вы посмотрите, какие цвета!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?
Дети: Осень!

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации осени.

Воспитатель: Ребята, а какую осень мы знаем?

Дети: Раннюю и позднюю.

Воспитатель: А как мы называем раннюю осень?

Дети: Золотой.

Воспитатель: А как называется поздняя осень?

Дети: Серебряная.

Воспитатель: Правильно ребята. Сегодня последний день осени, а на улице уже давно лежит снег, листья облетели с деревьев, звери спрятались по своим «домам».

Воспитатель беседует с детьми, задаёт наводящие вопросы, обобщает ответы детей.

(Воспитатель читает отрывок А.С.Пушкина).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

(Запись включается) Входит осень

Воспитатель: А вот и красавица-осень в гости к нам пришла!
Осень. Вы обо мне, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд!

А вот подарки из моей корзины. Я много их для вас припасла.

Осень: Листопад, листопад,
Листья по ветру летят,
Кленовые, берёзовые, дубовые…

II . Игра С какого дерева листок.

На столе с краю листочки, а с другой стороны рисунки деревьев. По 3-4 ребенка входят и находят, с какого дерева листок. Показывает и листок, и дерево и говорит название дерева (это березовый листок, это дерево – береза).

Физ. минутка: игра «Мы осенние листочки».

Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и движения:

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели,

А потом лететь устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Дети стоят кружком с листочками в руках.

Дети разбегаются.

Дети бегают, размахивают листочками.

Приседают на корточки,

поднимают листочки над головой.

Разбегаются, помахивая, листочками

Подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут.

Осень: Молодцы ребята! Дело в том, что я пришла с вами попрощаться. Сегодня мой последний день, а завтра уже в свои права вступает зима(грустно).

Воспитатель: С каким настроением говорила с нами осень?

Дети: Грустным, печальным.

Воспитатель: А, давайте мы её порадуем. Ведь мы сможем сделать для неё подарок, тем более мы уже очень много с вами знаем об осени. Как мы можем её порадовать?

Воспитатель: Теперь ребята вы прочитайте стихи об осени, которые мы вместе разучивали на занятиях.

Ребёнок: Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.
Ребёнок: Алые и жёлтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.
Ребёнок : Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное -
Будем вспоминать.
Ребёнок: Деревья все осенним днём
Красивые такие!
Сейчас мы песенку споём,
Про листья золотые

Воспитатель: Ребята, давайте мы споем осени песню, пусть она послушает и у неё поднимется настроение.

(Воспитатель включает аудиозапись музыки к песне)

Исполняется песня «Осенняя песнь».

Воспитатель: Осень чудная пора. Она вдохновляет художников писать картины, поэты сочиняют стихи, а музыканты сочиняют музыку. Давайте одно из таких произведений мы послушаем.

А давайте мы сейчас с вами превратимся в маленьких художников, нарисуем картины золотой осени, то есть мы будем рисовать сегодня листопад, но рисовать мы будем сегодня необычным способом: листьями и это будет нашим подарком для осени.

III .Дети садятся за столы, где все готово (краски, кисточки, альбомные листы и тарелки с сухими листочками).

Воспитатель: Ребята, нравятся вам цветные листочки? Любители вы их собирать? Что вы с ними делаете? Ответы детей. А сейчас мы с вами из листочков будем рисовать картин e осени.

Порядок работы:

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый гуашью со стороны прожилок. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим ещё один отпечаток, и т.д.

(Бумага заранее разложена на столе). Дети проходят со своими листочками на приготовленные места.

Включается записи «Времена года – осень» П.И.Чайковского.

Воспитатель напоминает и показывает, как правильно намазывать листья и прикладывать к бумаге, как нужно сидеть за столом. Так же побуждает детей вносить в рисунок дополнения.

По мере того, как дети будут заканчивать работы, они вместе с воспитателем размещают их на столе. (Пока работы сохнут, воспитатель вместе с детьми проводит анализ работ).

Посмотрите на свои работы, какие они у вас получились красивые. Какую осень мы с вами нарисовали раннюю или позднюю? (Ответы детей).

Как вы думаете понравиться ваши работы осени?

(Включается аудиозапись) .

Осень: Большое спасибо вам ребята за чудесный подарок. И теперь мне совсем не грустно уходить, До свидания ребята! До следующего года!

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» в старшей группе.

Составила: Воспитатель Строкова Татьяна Валерьевна
Программные задачи: 1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 2. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. 3. Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья. 4. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). 5. Правильно располагать сюжет на бумаге. 6.Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Материалы и оборудование: бумага акварельная формата А 4, акварельные краски, кисти № 1, №4, салфетка, непроливайка.

Предварительная работа педагога: чтение стихов, рассказ про осень, подбор иллюстрации к занятию, картин об осени, беседа, наблюдение на прогулке, написание конспекта, подготовка материала к занятию.

Ход занятия:

Сегодня у нас необычное занятие мы отправляемся с вами в необычное путешествие в художественную галерею где рассмотрим произведения русских художников на тему " Золотая осень ". Показ картин русских художников на тему " Золотая осень"


Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, какое время года изображено на картинах? Дети: Осень
Воспитатель: Правильно осень.
Воспитатель : Ребята! Какая бывает осень?
Дети: Холодная, дождливая, хмурая, золотая, солнечная.
Воспитатель: Кто знает почему осень называют золотой?
Золотые листья, золотые деревья.

Дети: потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становатся желтыми и потому все кажется золотым

На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья –как золотой ковер.

Воспитатель: еще ребята, когда идет дождик на листочках бывают капли и когда они блестят, листья кажуться золотыми,

Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети:
- Это листопад.
Воспитатель:
- Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов
Воспитатель:
- Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукции русских художников. Само название картин говорит о том, какое время года изобразили на ней художники.
Глядя на эти картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..
И. Михайлова
Воспитатель: Сейчас возьмем в руки кисти давайте потренеруемся.

Ствол дерева рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается. До конца травки ее рисуем, чтоб дерево у нас в воздухе не висело, веточки на дереве рисуем концом кисти, они тянуться к солнцу. Воспитатель: какую краску берём чтобы нарисовать дерево?Дети: коричневую. Воспитатель: когда будем рисовать листья, кисть прикладываем всем ворсом. Воспитатель:Какую краску берём чтобы нарисовать листья?Дети: зеленые, жёлтые, оранжевые, красные.

Воспитатель: приступаем к работе.

Во время занятия воспитатель обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.


1 . Рисуем небо.Используем кисть номер 4 . Большими мазками наносим голубую краску с лево на право, направление мазка не меняем.


2 . Второй цвет желтый. Напоминаем детям направление мазка слево на право.


3. На следующем этапе нашей работы необходимо на нести ещё два цвета это оранжевый и коричневый. Напоминаем детям направление мазка не меняем с лево на право. Ждём несколько минут когда краска высохнет.


4. На следующем этапе работы рисуем деревья кисть номер 1.


5. Рисуем листья разного цвета, жёлтые, зеленые, оранжевые, красные. (Листопад).

Воспитатель собирает все работы, и устраивает вернисаж из детских работ. Видите, ребята, какие замечательные картины у вас получились вы были настоящими художниками.


Воспитатель : Что мы с вами рисовали
Дети : Золотую осень.
Воспитатель: Вам нравятся ваши работы? Дети: да.
Давайте похлопаем сами себе.

Похожие статьи
 
Категории