Самообучение на гитаре с нуля. Уроки игры на гитаре

22.04.2019

Ниже в качестве примеров представлены табулатуры упражнений для электрогитары, а также табулатуры гитарных произведений. Все партии электрогитары написаны лично мной. Это лишь малая часть от всей базы файлов.Gtp, к которой мои студенты имеют полный доступ.

Ознакомление с вышеизложенными материалами самоучителя поможет научиться играть на электрогитаре

Для увлеченного и целеустремленного человека нет ничего невозможного, и самостоятельное обучение игре на электрогитаре не является исключением! И даже если у таких людей конечный результат, в хорошем смысле слова, не вызывает сомнений, то с трудоемкостью процесса и временными затратами не все так однозначно, особенно учитывая огромное количество самоучителей по электрогитаре, разбросанных по интернету.

Зачастую люди сталкиваются с банальными и абсолютно тривиальными проблемами, решение которых на просторах всемирной паутины либо отсутствует, либо оно заведомо некорректное. В этой ситуации самоучкам не остается ничего другого, кроме как взяться за решение задачи самостоятельно. Конечно же, с огромной долей вероятности адекватный человек найдет ответ на свой вопрос, но при этом будет вынужден потратить достаточно большое количество времени.

Пытаясь как-то повлиять на подобного рода ситуации, я начал публиковать свои статьи и видеоуроки (а также переводы статей зарубежных гитарных изданий), которые помогут найти ответы на многие животрепещущие вопросы, возникающие у людей, решивших осваивать электрогитару самостоятельно . По сути данный материал представляет собой самоучитель игры на электрогитаре , в котором многие как начинающие, так и довольно продвинутые гитаристы, могут найти для себя полезную и интересную информацию.

Конечно же, любой самоучитель должен давать вполне однозначные ответы на многие фундаментальные вопросы (Как играть чисто? Как держать медиатор? Как научиться играть гитарную партию? и др.) Однако, на мой взгляд, смысл самоучителя по электрогитаре не столько в том, чтобы показать, как делается тот или иной технический прием. Невозможно в одной, двух или даже десяти книг охватить все возможные ситуации, возникающие при исполнении различных партий. Игра на электрогитаре — огромное и необъятное поле деятельности. И поэтому главная задача моего самоучителя — научить человека делать самостоятельные объективные выводы относительно своего звукоизвлечения и звука в целом. Если данная цель будет достигнута, то КПД от занятий увеличится в разы, а игра на электрогитаре начнет улучшаться с каждым днем!

Материалы самоучителя постоянно пополняются, а в качестве тем статей выбираются наиболее острые и актуальные для большого числа гитаристов проблемы. Если Вас интересуют какие-либо вопросы, ранее не освещенные на сайт, то пишите мне на или в соцсети (Вконтакте , Facebook) и вполне возможно, что на основе Вашего вопроса в данном самоучителе появится очередная полезная статья. Играйте на электрогитаре, занимайтесь, и все у Вас получится! Всем удачи!

Первым, что приходит на ум, когда речь идет о растяжке, это Rock Discipline by John Petrucci (стр. 14).
А если говорить про ежедневные упражнения на технику, то своим студентам я предлагаю следующее:
— стаккато (staccato) ;
— легато (legato) ;
— свип (sweep) .
Данный комлекс упражнений при ежедневном выполнении (четверть-треть от времени занятия) позволяет не только поддерживать руки в хорошей физической форме но и увеличивать качественные показатели.

Я предлагаю такой алгоритм для самостоятельной работы:
1. Вникаете в базовую теорию (расположение нот на грифе, строение аккордов, гаммы, аппликатурное мышление и пр.);
2. Снимаете вещь с целью работы над техникой и увеличением своего «словарного запаса» (поначалу с табами, видео и т.п., а потом и на слух);
3. Анализируете с точки зрения теории эту вещь, тем самым начиная осознавать что, где, когда;
4. Включаете схожий по стилю (или такой же) минус и пробуете применить полученные знания и навыки в импровизации.

Произведения для съема надо выбирать по нарастающей в соответствии со своими текущими возможностями. Кроме того, в расписание своих занятий необходимо добавить различные упражнения на технику.

Таким образом, сразу убиваете кучу зайцев: работа над техникой, увеличение словарного запаса, игра любимых произведений, импровизация — одно удовольствие.

Однозначно оттопыренный мизинец оставлять не стоит. Следите за пальцами: отрыв подушечек от струны во время игры пассажей пикингом должен быть минимальным (в идеале на расстояние чуть превышающее амплитуду колебания струны). Посмотрите на Yngwie Malmsteen, Chris Impellitteri и пр. Когда они играют свои запилы, создается впечатление, что левая рука просто гладит гриф — отрыв пальцев от струн пренебрежимо мал. Это существенно влияет на скорость игры.

Темп отработки упражнения должен быть таким, чтобы Вы успевали обращать внимание на все нюансы моторики левой руки: отрыв подушечек пальцев от струн (не только мизинца), горизонтальные движения кисти (вдоль грифа), положение 1-го пальца и т.п.

Все эти факторы будут существенно тормозить процесс, если их пускать на самотек.

Здесь важно следующее: какой именно зоной ребра ладони Вы демпфируете струны, и какой характер Вашего перегруза. Если не хватает гейна (или датчик далеко от струн, некорректная проводка в инструменте и т.п.), чтобы пробить демпфированную струну, Вы инстинктивно будете увеличивать давление на нее.

Или же Вы банально заваливаете запястье на струну, вот она и прогибается. Кстати, это довольно распространенная ошибка, встречающаяся у тех, кто только начинает учиться играть на электрогитаре.

1. Сядьте с инструментом как Вы обычно это делаете во время игры. Выпрямите спину, и прижав гитару к туловищу, встаньте на ноги — таким образом найдете оптимальную длину ремня.
2. Гриф гитары должен быть не параллелен горизонту, а чуть выше. И не забывайте, что кроме этого, гриф не может быть перепендикулярен направлению Вашего взгляда (если голова смотрит прямо) - также немного под углом.
3. Предплечье правой руки должно лежать на отведенном для него месте на деке.
4. В случаях, когда нужно сыграть фразу/пассаж в классическом хвате левой руки, чтобы минимизировать изгиб в запястье, попробуйте делать как Richie Kotzen. Подайте туловище чуть вперед, при этом гитара должна быть прижата верхней частью деки к телу правой рукой. Многим это упрощает задачу, но не всем, так что смотрите по ситуации.

Ознакомьтесь с данным материалом: Арпеджио . В этих табулатурах над некоторыми нотами написано «определяющая нота». В примерах построены аккорды от ноты «до», следовательно она и есть определяющая. Чтобы получить, к примеру, арпеджио Fm, находите подходящую Вам аппликатуру аккорда Cm в табах, после чего перемещаете ее таким образом, чтобы определяющая нота получилась «фа». И все! Это если чисто механически, без теории.

Вообще, глушение осуществляется двумя руками.
1. В случае с левой рукой глушение «лишних» струн осуществляется 1-м пальцем. В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой (если это необходимо). Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу. В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.
2. Что касается правой руки, то там глушение «лишних» струн выполняется ребром ладони, которое в случае необходимости может изменить угол наклона относительно плоскости деки и открыть тоннель «игровым» струнам.

Есть такая штука, как «передача эстафеты глушения». Она выполняется практически постоянно. Если «игровыми» струнами являются 6-я и 5-я, то за глушение отвечает левая рука. Если же «игровая» струна — 1-я, то глушением занимается правая рука (за исключением 2-й струны, которая остается «под юрисдикцией» 1-го пальца левой руки), при этом ребро ладони практически параллельно плоскости деки. Во всех остальных случаях обе руки делят обязанности между собой. Подчеркну, что ребро ладони правой руки во время глушения находится в зоне демпфирования, а не ближе к грифу и не на бридже, естественно.
Замечу что, если 1-й палец левой руки не будет глушить вышележащую струну от «игровой», а глушение будет осуществляться ребром ладони правой руки, в разы повышается вероятность заглушить «игровую» струну в том числе.

1. Посадка с инструментом. Обеспечить комфортную работу рук невозможно, если изначально некорректная посадка с инструментом. Целью правильной посадки является минимальное напряжение мышц музыканта. Чтобы этого добиться необходимо сесть с инструментом таким образом, чтобы дека была почти перпендикулярно поверхности пола (слегка завалена на тело гитариста), а гриф гитары смотрел четко влево относительно туловища. Далее нужно найти баланс, т.е. достигнуть равновесия между грифом и корпусом гитары за счет небольшого наклона грифа вверх и трения деки о тело гитариста. Теперь кладем ребро ладони правой руки на бридж, а предплечьем лишь слегка касаемся корпуса гитары (при этом локоть правой руки смотрит противоположно грифу гитары — четко вправо относительно туловища). В этот момент в плечевом суставе появится напряжение. Затем постепенно поворачиваем локоть, а следовательно меняем направление грифа гитары, в сторону своего туловища до тех пор, пока не пропадет напряжение в районе плечевого сустава. Таким образом, находится угол, под которым необходимо держать гитару. Казалось бы, простая вещь, но многие ею пренебрегают.

2. Постановка правой руки. На эту тему уже говорили не одну сотню/тысячу раз. Напомню лишь, что самое легкое движение, которое может совершать человеческая рука это вращение. Играя вращательным движением, мы обеспечиваем себе минимальное напряжение мышц и максимальную скорость. Что характерно, не имеет значения, будешь ли ты играть вниз-вниз-... или вверх-вниз-вверх-... Но вращательное движение будет функционировать тогда и только тогда, когда: а) есть угол между ребром ладони правой руки и предплечьем; б) средний, безымянный и мизинец не загибаются к ладони (а именно так и получается, если кисть правой руки не напряжена. Именно эти пальцы выполняют функцию противовеса). Это если вкратце. Естественно нужно учитывать глубину погружения, углы наклона медиатора...

Что касается развития скорости и выносливости. Рекомендую сделать следующее. Берем медиатор, просверливаем возле его кончика отверстие, сквозь которое затем продеваем веревку/цепочку с грузиком на конце. Далее, взяв медиатор как при игре на гитаре (в т.ч. как описано в п. 2 данного поста), пытаемся раскрутить грузик, не используя при этом сгибательно-разгибательное движение в локтевом суставе. Могу сказать, что сделать это не вращательным движением крайне сложно. А далее все просто: мышцы привыкнут к вращательному движению, скорость буквально через пару дней вырастет. Остается только «спроецировать» эти действия на свое звукоизвлечение. Подчеркну, что никто не говорит, что выше перечисленных мер достаточно для достижения цели. Но помочь они могут.

Пальцами на деку опираться не стоит! Объясняю, почему.
Атака медиатором должна быть импульсивной. Импульсивность атаки (P=m*V, где P — импульс, m — масса, V — скорость) достигается:
а) путем увеличения скорости медиатора;
б) увеличением массы, которая атакует струну

Чтобы увеличить скорость атаки необходим хороший замах. Т.е. траектория движения медиатора должна быть такая, чтобы на момент его касания со струной скорость полета была максимальной. Из этого следует, что 95% движения должно совершаться до взаимодействия медиатора и струны и лишь 5% (инерционные) после. Пальцы на деке не позволят достичь такой траектории движения.
Далее, масса. Думаю, не вызовет вопросов тот факт, что медиатор имеет фиксированную массу и увеличить ее мы никак не можем. Но мы можем варьировать массой нашей кисти! По идее, при правильной постановке правой руки в атаке участвуют масса всех пальцев, кисти и еще предплечья! Если зацепиться пальцами за деку, то автоматически потеряется большая часть атакующей массы. То же самое произойдет, если совершать движение медиатором фалангами пальцев — массы кисти и предплечья не будут участвовать в звукоизвлечении.

Кроме того, не стоит забывать про ритмику! Приучив правую руку держаться пальцами за деку, под угрозой окажется дыхание, которое позволяет держать ритм. А еще есть такая штука как демпфер, которая зачастую требует натягивания кожи ребра ладони правой руки путем легкого оттягивания мизинца с целью увеличения сустейна демпфированной ноты. Опять-таки, приучив себя касаться пальцами деки, перестроиться для выполнения такого маневра не получится.
Естественно, никто не говорит, что играя, например, свипом или выполняя легато, надо долбить по струнам что есть дури.

Все вышеописанное касается медиаторного звукоизвлечения (риффы, стаккато и пр.)
Мышечная память — колоссальная сила! Суть в том, что когда понадобится сыграть импульсивно и динамично, можно сесть в лужу, если посадить себя на заведомо НЕ универсальную постановку. Потом переучиться будет крайне сложно.

Спасибо, я очень рад, что тебе понравился мой звук! Вообще, на эту тему я говорил уже достаточно много раз и в результате написал соответствующую . Прочитав ее, ты поймешь что электрогитара и прочая сопутствующая аппарутура влияют на звук пренебрежимо мало по сравнению с руками.

Если интересно, можно ознакомиться с инструментами и оборудованием, которые я использую в своей деятельности.

И кстати, не последнюю роль в итоговом звучании трека играют такие процессы, как сведение и мастеринг. Сразу хочу сказать, что я не считаю себя дико компетентным в этих вопросах. Но если у студентов есть желание, я с удовольствием поделюсь с ними своими соображениями на этот счет и научу их самостоятельно добиваться не менее качественного звука.

Остались вопросы о процессе обучения?

Скажите честно, кому известны эти имена: Джимми Хендрикс, Эрик Клэптон, Эдди Ван Хален. А кто знает, кто такой Сергей Седых. Наверное, не все их знают. А это ведь известные музыканты. Профессионалы и фанаты незаменимого инструмента шансона, постоянного спутника домашних вечеринок и встреч друзей наверняка знают этих гитаристов с мировым именем.

Хотите быть похожими на них или, по крайней мере, научиться владеть гитарой? Посмотрите этот видео-урок «Игра на гитаре для чайников», он поможет освоить начальные приемы игры на гитаре.

Видео-обучение «Игра на гитаре для чайников»

Как правило, начинающие гитаристы первые уроки своей карьеры связывают с первыми тремя аккордами.

Начнем с простого: побрынчим

Прежде всего, давайте сядем поудобнее и и выучим ритмические музыкальные движения:

  • вниз- вверх, вниз- вверх;
  • пауза, вверх- вниз, вверх.

Обратите внимание, один такт во втором ряду пропущен. Во время игры это место пропускается, как точнее говорят музыканты, его играют мимо.

Потренируйтесь держать этот ритм. Потренировались? А теперь попробуйте просто побренчать по гитаре, запоминая и заучивая движения:

  • свободно кладем руку на гитару в области правого локтя;
  • теперь кладем кисть на розетку, т.е. отверстие гитары; пальцы- вертикально;
  • полностью расслабляем кисть и поводим ею вверх- вниз, имитируя движения гитариста, пока- не касаясь струн;
  • отделяем указательный палец, при движении вверх сгибаем, а вниз, разгибаем;
  • теперь пробрыньчите, отрабатывая движение вверх вниз, легонько ударяя про струнам: эстетического удовольствия вряд ли получите, но движение кистью отработаете.

Начинаем играть

Теперь давайте вспомним ритм, который разучивали в начале урока, и попробуем его сыграть. Движение вниз играем большим пальцем. Все остальные- указательным. Играем очень медленно:

  • вниз большим пальцем;
  • вверх: указательный палец;
  • вниз: указательный палец;
  • вверх:указательный палец;
  • вниз, на этот раз мимо струн;
  • вверх: указательный палец;
  • вниз: указательный палец;
  • снова- вверх;
  • закончили играть.

Повторите еще несколько раз. На последнем акценте можно пробовать вместо указательного, большой палец.

Повторяйте движения, постепенно увеличивая темп, и чаще используйте при движении кисти вниз большой палец. Можно начинать подпевать себе, например: «На- на- нам, на- на- нам, на- на- нам». Хотите, используйте другие слова. Это упражнение с пением помогает наладить координацию между пением и игрой на гитаре. Играйте ритмично, не торопясь, держите темп ровно.

Можно попробовать отбивать ритм в такт музыке считалкой от «раз» до восьми. Обратите внимание, не пропускайте первую, верхнюю струну и самую нижнюю.

Следующая часть урока: глушим струны

Когда первая часть игры будет хорошо освоена, можно приступить к разучиванию следующего одного элемента- приглушения:

  • снова расслабляем кисть;
  • брыньчим на нижних струнах, на этот раз только указательным пальчиком;
  • и резко опускаем ладошку вниз, она, как будто бы, повисает в воздухе;
  • приглушение делается ребром ладони, ладошкой или ребром большого пальца.

Попробуйте найти для себя наиболее удобный способ приглушения. Отработайте это движение через два удара по струнам. Приглушение не должно быть похожим на удар. Звук должен быть обрывистым, приглушенным.

Снова самостоятельно поработайте над приемом. Играйте плавно, начните снова считать от «раз» до восьми. Прислушивайтесь к ритму музыки, избегайте грюкания: ритм игры должен быть ровным и мелодичным.

Разучивая приемы игры на гитаре, послушайте записи игры на этом инструменте мастеров эстрады. Это будет зажигать на игру и стимулировать к занятиям.

Успешной музыкальной карьеры! Дерзайте!

Дружеский поход сложно представить без костра, теплой компании и любимых песен. И здесь остается одна нерешенная до сих пор (для некоторых) задача: «Как научиться играть на гитаре?» Если вы уже созрели для этой практики, если ваши руки готовы играть на всем чем ни попадя, если ваша душа разрывается от знакомых с детства мотивов, а пальцы ищут опору для мелодичного перебора – поздравляем, вы готовы научиться играть на ней.

Конечно же, огромное желание, это уже половина дела, но вам нужна еще и гитара. Надеемся, что вы знаете о том, что гитары бывают :

  • классические;
  • акустические;
  • электрические.

Инструмент может иметь:

  • 6 струн;
  • 7 струн;
  • и даже 12 струн.

Новичкам для того, чтобы научиться играть на гитаре, будет вполне достаточно освоить классическую гитару с шестью струнами . Желательно, в качестве обучающих, брать нейлоновые струны. Они помогут сохранить ваши пальцы в целости – а это очень важно на первых этапах.

Итак, с инструментом определились, остаются еще аксессуары. Поскольку мы учимся самостоятельно, то должны быть готовы, что настраивать гитару каждый час нам никто не будет. Поэтому нам необходим тюнер . Также можете приобрести чехол, чтобы спокойно путешествовать со своим инструментом, подставку для левой ноги и медиатор.

Как научиться играть на гитаре: новичкам в помощь

Итак, вы раздобыли желанный инструмент, с чего же начать , чтобы из него полилась божественная музыка настоящего русского рока?

Или, проще говоря, как научиться играть на гитаре самостоятельно с нуля? Безусловно, вам понадобятся видео уроки для начинающих . Но и это еще не гарантия успеха.

Приготовьтесь к тому, что между вашим смелым заявлением «Хочу играть на гитаре» и реальным «Я играю на гитаре» пройдет некоторое время. Прежде чем аккорды сложатся в мелодию, вам придется постичь некоторые азы . Однако не волнуйтесь, через это прошли все начинающие гитаристы, главное – уделять обучению хотя бы по 30 минут в день. Проводите занятия дома регулярно, и совсем скоро вы удивите своих друзей вполне приличной игрой.

Итак, для начала, изучите, из каких деталей состоит ваш инструмент . Теперь это ваш друг, помощник, товарищ, советник и лучшая отдушина в жизни – поэтому вам просто жизненно необходимо знать, из чего состоит гитара.

Каждая гитара имеет корпус, гриф и голову . Внимательно рассмотрите фото строения гитары: обратите внимание на струны, лады, ладовые порожки, резонаторное отверстие – все это вам понадобиться для получения звука. Чтобы правильно держать инструмент, вам очень важно знать, где находится подставка, обечайка, верхний порожек.

Правильная посадка

Перед тем как научиться играть на гитаре самостоятельно с нуля, вам следует понять, как же правильно держать эту штуковину в руках. Конечно же, вам необходимо принять правильную позицию. А она состоит в том, чтобы держать спину прямой, не облокачиваясь и не запрокидывая корпус назад . Левая нога при этом находится на возвышении. В правую ногу упирается основание гитары. Далее мы расскажем вам, как научиться играть на гитаре самостоятельно с нуля, видео уроки также будут в вашем распоряжении.

Правильная постановка рук

Мы с вами еще не выяснили, как же извлекать звук из инструмента. Ведь к гитаре обязательно нужен подход.

Разберемся с вашими руками:

  1. Левая рука плотно охватывает гриф.
  2. Правая рука отвечает за извлечение чистого, звонкого звука. Чтобы это сделать, вам необходимо ее расслабить.
  3. Установите локоть правой руки на предполагаемой линии пересечения обечайки и подставки вашей гитары. Для этого необходимо провести условную линию вверх от подставки до обечайки.
  4. Приготовьте пальцы для перебора.

Быстро научиться играть на гитаре невозможно, пока не выучишь положение пальцев. Каждый палец имеет свою позицию и отвечает за свою струну. Нумерация струн происходит снизу вверх, в порядке спадания звука: от самого высокого до самого низкого. Поскольку пальцев у нас 5, а струн целых 6, то распределение будет следующим:

Теперь настало время узнать, что такое ритмический рисунок правой руки . Говоря простыми словами, это способ, которым вы извлекаете звук. Например, вы прикасаетесь большим пальцем (p) к 6 струне. Указательный палец (i) ставите на струну № 3, средний (m) – на вторую, а безымянный (a)– на первую. При этом обратите внимание, что ваши указательный и большой пальцы образуют крест, а большой палец еще и опережает остальные.

Учимся играть самостоятельно: первые упражнения

Научиться играть на гитаре с нуля помогут простейшие упражнения для правой руки :

  1. Попробуем бас 3, 2, 1, 2, 3.
  2. Приготовьте пальцы к игре.
  3. Зацепите большим пальцем 6 струну – вы получили глухой низкий звук.
  4. А теперь поочередно дергайте струны № 3, 2, 1, 2, 3.
  5. Затем повторите перебор, но уже зацепив большим пальцем струну № 5.

Басовый перебор 3, 2, 1. Зацепите большим пальцем 6 струну, а затем дергайте 3 струны вместе: третью, вторую и первую.

Разучиваем аккорды

Нам осталось установить на инструмент левую руку, которая и поможет извлекать аккорды или звуки, образующие приятное звучание вашего инструмента. Сначала зажимать струны, расположенные на грифе, будет немного непривычно, но по мере тренировок ваши пальцы привыкнут .

  1. Слегка согните большой палец и поставьте его параллельно ладам.
  2. Руку при этом тоже следует держать чуть округлой, располагая пальцы поближе к ладовым порожкам.
  3. Подушечки пальцев касаются струн только верхней своей частью, поэтому мы рекомендуем девушкам состричь ногти еще до того, как они решат научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях.

Нам уже знаком порядок нумерации струн на гитаре, теперь изучим нумерацию ладов (их обычно обозначают римскими цифрами). Один лад занимает место между двумя железными линиями, расположенными на грифе перпендикулярно струнам. Их называют ладовыми порожками. Нумерация ладов происходит, начиная от головы гитары. Новички обычно рисуют схемы аккордов, начиная с первых трех ладов (аккорд Am в тональности ля минор). На схемах струны нумеруются сверху вниз (1, 2, 3…)

Лихо брать гитарные аккорды, быть центром внимания любой компании — о таком мечтают многие. Как научиться играть на гитаре, насколько это сложный и долгий процесс, получится ли сделать это самостоятельно?

С чего начать?

Для начала определитесь, с какой целью вы хотите научиться играть на гитаре? Если намерены стать профессиональным музыкантом, то без серьезной и долгой подготовки никак не обойтись. Тогда вам прямая дорога в музыкальную школу или на частные уроки с хорошим преподавателем.

Но, скорее всего, вы мечтаете просто научиться играть любимые мелодии, как говорится, для души — радовать своих друзей на посиделках и вечеринках.

Тогда осваивать азы гитарной науки придется самостоятельно. Есть старые добрые печатные самоучители, существуют и более современные варианты — видео-уроки, мастер-классы в Интернете, предлагающие аккорды для гитары популярных песен для начинающих , а также онлайн школы игры на гитаре.

Просмотрите разные варианты и выбирайте более подходящий, лучше — подробное пошаговое руководство, понятное и доступное.

Выбранный вами курс обучения должен ориентироваться на начинающих и строиться по принципу от простого к сложному.

Как выбрать гитару

Вы можете взять инструмент напрокат у знакомых, но лучше все же иметь свой собственный. Опытные гитаристы советуют: чтобы научиться играть на гитаре, начните с классического ее варианта. Хотя некоторые мастера игры рекомендуют акустику.

Новичкам подойдут нейлоновые струны — их легче прижимать пока не натренированными пальцами и будет меньше неизбежных болевых ощущений. На металлические струны перейдете, когда уже немного освоите технику игры. Звук от них ярче, громче и выразительнее. Нужно брать самые тонкие, предназначенные для акустической гитары.

Как научиться играть на гитаре — этапы обучения

Вначале нужно научиться базовым вещам:

  • правильной посадке — на краю стула, не сгибая спину, подставив под левую ногу стульчик;
  • умению держать музыкальный инструмент;

  • навыку расслаблять правую руку и свободно ею владеть;
  • правильному владению левой рукой, которой будете охватывать гриф (большой палец всегда держат параллельно ладам, им нельзя сильно давить на гриф).

Струны и номера ладов

Выучите обозначения струн и номера ладов на гитаре. Начинайте делать упражнения, например: первым пальцем левой руки берете первую струну третьего лада, большим пальцем правой руки зацепите струну для извлечения звука.

Делайте то же самое на другой струне и другом ладу. Поначалу пальцам будет больно, но придется потерпеть.

Изучение аккордов

Изучайте аккорды, являющиеся основой любой мелодии, все песни строятся именно на них. Выучите основные мажорные и минорные аккорды .

Простые мелодии

Когда изучили несколько аккордов, пробуйте отрабатывать их на простых песнях: «В траве сидел кузнечик», «Пачка сигарет», «Цыганочка», мелодия из кинофильма «Бумер».

Закреплять аккорды на песнях гораздо интереснее, чем просто механически их повторять. Вы должны чувствовать вдохновение и отдачу от своих первых гитарных навыков.

Чтение табулатур и аппликатур

Учитесь читать табулатуры и аппликатуры. Табулатуры используют, чтобы записывать музыкальные произведения. Вам следует освоить Guitar Pro — нотный редактор, который предназначен, чтобы создавать, редактировать и прослушивать гитарные табулатуры и нотные партитуры.


Аппликатуры представляют собой схемы, показывающие расположение пальцев рук на ладах и струнах гитары. Аппликатура помогает понять картину музыкального произведения и быстрее его разучить.

Переборы и баррэ

Осваивайте открытые аккорды, основные виды гитарного боя и переборов, аккорды баррэ. Если обучение проходит успешно, вы нарабатываете технику игры, совершенствуете виды аккомпанемента, дальнейшим этапом может стать искусство импровизации.

Музыкальная теория

Азы гитарного мастерства освоены и вам этого вполне достаточно — тогда музыкальная теория, в общем-то, не обязательна. Но если хотите совершенствовать свое мастерство, то знание нот, интервалов, темпа и ритма не повредит.

Умение играть на гитаре само не придет. Потребуются терпение, настойчивость и ежедневные занятия. У кого-то получится быстрее, кому-то придется потратить больше усилий. Главное — не отчаиваться, когда что-то не получается, а тренировать свои навыки.


Чтобы научиться игре на популярном инструменте, сколько времени в день лучше посвящать занятиям?

На первых порах обучения, в течение первого месяца можете заниматься по полчаса, но не меньше. Далее — по часу, полтора — смотря каким количеством свободного времени вы располагаете.

Месяца через 3 упорных занятий несложные мелодии вы сможете продемонстрировать своим друзьям, но это будут только первые шаги (использование некоторых аккордов, несложного перебора).

Опытные мастера утверждают, что на освоение гитары на самом элементарном уровне большинству потребуется около года.

К тому же, как скоро вы сможете научиться играть на гитаре, зависит от ваших музыкальных способностей, наличия или отсутствия подготовки — владеющие игрой на фортепиано освоят гитару быстрее, чем те, кто начинает с нуля.

Планируете более серьезный уровень игры — тогда терпения вам и настойчивых тренировок. Займет этот процесс от двух лет и более, смотря к каким вершинам гитарного мастерства вы стремитесь. Вам уже вряд ли обойтись без занятий с профессиональными педагогами.


Полезно, обучаясь играть на гитаре, тренировать мышечную память рук. Делать это можно во время просмотра телевизора или общаясь с другом, практикуя аккорды и положение рук, особенно левой (ее труднее тренировать).

Вам повезло, если имеете друга или хорошего знакомого, у которого можно поучиться мастерству игры на инструменте. Хотя бы один раз в неделю встречайтесь с ним, просто наблюдайте за его техникой исполнения, пробуйте играть вместе.

Научились нескольким мелодиям — сыграйте друзьям, пусть оценят, покритикуют, если надо, а у вас будет стимул двигаться дальше.

Сложные приемы игры вам могут и не пригодиться. Не теряйте время на их изучение, лучше тренируйте базовые навыки, которые будете использовать при игре на гитаре.

Учитесь играть под метроном, чтобы чувствовать темп и ритм музыки. Метроном научит вас контролировать движение рук и извлекать звук вовремя.

Не расстраивайтесь от первых неудач и не форсируйте события. Спешка совершенно ни к чему, если вы всерьез решили научиться играть на гитаре. Учитесь игре в том темпе, который вам по силам, не нужно переходить к более сложным вещам, если недостаточно освоили простые приемы.


Шаг за шагом, терпеливо и настойчиво — вот ваш путь к успеху. Но при этом не забывайте, что от обучения гитарному мастерству нужно получать удовольствие.

Пусть процесс нелегкий и сопровождается неудачами и разочарованиями (временными, конечно!), но он должен вам нравиться. А иначе зачем все эти труды и переживания?!

Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.

Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих

Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.

Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.

В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.

Виды переборов

Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.

Виды боя

Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.

Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.

Упражнения на гитаре

На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.

Настройка гитары

Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.

Импровизация и техника игры

В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.

Помимо этого , ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.

Статьи по классической гитаре

Практика. Учим любимые песни

От теории надо медленно переходить к практике – например, к .

В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.

Три способа обучения игре на гитаре

Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также .

2. При помощи платных онлайн-курсов

Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично. Ниже будет представлен список подобных материалов, которые можно приобрести и научиться играть на гитаре.

3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе

Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать. Ниже будет представлен список преподавателей, разделенный по городам, чтобы вы смогли найти подходящего себе независимо от места его жительства.

Минусы и плюсы самостоятельного обучения

Плюсы

— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;

— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;

— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.

Минусы

— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;

— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;

— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.

Как добиться успеха в гитаре?

  1. Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
  2. Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
  3. Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
  4. Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
  5. Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
  6. Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.

Что делать после освоения всех азов?

Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.



Похожие статьи
 
Категории