Сценарий фестиваля казачества традиции храним. Дети входят в зал под музыку

04.03.2019

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕМА ПЕРЕВОДУ»

    Звучит музыка (песня А. Розенбаума).

    Историческая справка о казачестве.

1 ведущий :

Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессиий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

2 ведущий :

Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы часто считаются генетическим предками современных казаков. В переводе с тюркского, «казак» означает «вольный человек». Древние греки писали это слово «косакос», а в древнерусских летописях встречается название племени касогов. В конце концов, славяне называли казаками всех конных солдат.

3 ведущий :

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

4 ведущий:

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

Масленица /Shrovetide Cossack gulyaniya .wmv

Народные гуляния, казачьи забавы, зима

    Фрагмент из художественного кинофильма «Тихий Дон» режиссер С. Герасимов.

5 Ведущий :

Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.

6 ведущий :

Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под Бога и общины.

7 ведущий :

Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на отцом невесты, а затем как знак власти в семье висела в хате у двери в спальню.

4. Инсценировка отрывка из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь»

8 ведущий :

Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

    Звучит отрывок из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь».

1 ведущий :

К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.

2 ведущий:

В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды:

Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки. Ставропольские казаки традиционно принадлежат Терскому казачьему войску, хотя несколько станиц на границе с Краснодарским краем приписаны к Кубанскому войску.

3 ведущий :

Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак . За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии), затем идут младший урядник, урядник, старший урядник (соответствуют званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик), хорунжий (младший лейтенант), сотник (лейтенант), подъесаул (старший лейтенант) – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следуют войсковой старшина (подполковник), полковник и генерал.

4 ведущий:

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Одну такую казачью песню мы предлагаем Вашему вниманию.

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» в старшей группе МКДОУ
детского сада №4 «Колокольчик»
Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего
ансамбля «Донцы»
Ведущий: Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я твой потомок дальний
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный.
Ведущий: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас,
действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно
относиться к своему прошлому.
Ребенок: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок: Хоть и более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и
играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О любимом нашем крае песню звонкую споем.
Песня «Как за Доном, за рекой»
Ведущий: Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда
работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да
частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым
словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок: На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки молодых и пожилых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели и водилихоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»
Ребенок: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Ведущий: Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим.
Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава богу!
Казачка: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем ­ пожидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка: Милости просим к нам в курень, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус;
Кому­ сказку, кому­ правду, кому­ песенку.
Песня « Пчелочка златая»
Казачка: Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и
вещей. Отгадайте загадки:
­Бабушка седа, бела, зимой всем мила.
А как лето наступает,про бабушку все забывают.(печь)
Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково
называли « печь­ матушка», « печка­ кормилица».
­А, какая была посуда у казаков?
Дети: Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.

Казачка: Вся семья ела из одной посудины. Начинали есть по старшинству, кто хотел
полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить.
­ А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка: А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети: На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка: Кроватей еще не было, они появились позже и кровать стала украшением для
куреня. Кровать застилали вязанным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а
верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора
подушек под накидками.
­А, что было в курене у каждой казачке?
Дети: Прялка.
Казачка: Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки,
носки…
В углу обязательно стоял сундук.
­А для чего он нужен?
Дети: Складывать одежду.
Казачка: До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила.
Любили казачки красиво одеваться, ходилив юбках и кофточках, которые назывались
«парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху
надевали «запон»­ фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной
убор­ полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий: Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»
Казак: А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла
из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и
папахи с красным верхом.
Ведущий: А вот и наши лихие казачата.
Ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»
Ведущий: На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.
Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:Ну­ ка, станем­ ка рядком,
Да поговорим ладком!
Ребенок:­Фома, что из леса нейдешь?
­Медведя поймал.
­Так веди сюда.
­Да он нейдет.
­Так сам иди.
­Да он не пускает!
Ребенок:­Тюха, есть хочешь?
­Нет, я перекусил.
­А, что перекусил?
­Да съел краюшку хлеба.
­А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.
­Да она в горшок не влезла.
Ребенок:­Федул, чего губы надул?
­Кафтан прожег.
­Зашить можно?
­Да иглы нет.
­А велика ли дыра?
­Один ворот остался.
Ведущий:Хороши потешки складом,
Ну, а песни наши ­ ладом!
«Частушки»
Казачка: А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети: Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий: Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех
войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены,
дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»
Ведущий: Казаком родиться, не каждому дано,

Безо всяких традиций, а просто­ суждено!
Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями
казаков, и будем всегда беречь и уважать наследие своего народа.Ну, а какие же посиделки
без чаепития и угощений.
Ведущий: Самовар хозяйка ставит на широкий стол.
Пирогами угощает­ вот и пир пошел!
Поиграть и пообщаться за беседою простой.
Собираются казаки дружной, шумною толпой.
Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина:
­Пусть Тихий Дон своим теченьем
Хранит покой над гладью вод!
Будь мир над нами в нем свеченьем
Всегда будь звездным, небосвод!

Татьяна Герасимова

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» в исп. ККХ. У входа в зал, оформленного в виде ворот, стоит ведущая с хлебом – солью.

ВЕДУЩАЯ : Здравствуйте, гости званные и желанные! Милости просим к

нам на казачий праздник !

Гость, войди! Традиций не нарушим

И всегда чайку нальём –

Всем известно казаков радушье ,

Хлебосольство и открытый дом!

Гости заходят в зал. Ведущая встаёт в центре у занавеса.

ВЕДУЩАЯ : Собрались мы с вами на казачий праздник… А кто же такие

казаки ? Вы знаете?. В давние времена, когда нас с вами на

свете ещё не было, даже не было наших бабушек и дедушек,

сюда в наши края из разных мест пришли люди. Они

спасались от тяжелой жизни и очень любили свободу. Эти

свободолюбивые люди называли себя казаками . Казак -

это значит : «вольный человек» . Жизнь у казаков была

нелёгкой. Если вдруг начиналась война – казак садился на

своего верного коня, брал шашку в руки и шёл воевать,

защищать свою Родину, свой край и свою семью. Главная

казачья заповедь – «Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Каждый казак с самого детства знал эту заповедь и был ей

верен. Кто из вас знает, какое же главное призвание казака ?

ДЕТИ : Быть военным!

ВЕДУЩАЯ : Военная служба для казака – это его жизнь , его честь,

гордость и святыня. Казак - смелый , отважный,

бесстрашный воин : воевал на коне с шашкой и пикой в

руке… А как же провожали казака на службу , хотите

Звучит песня «На заре, на зорьке» . Открывается занавес. Сцена оформлена как «казачий дом » . Сидят Отец, Мать, между ними сын.

ОТЕЦ : Слышь, мать, никак атаман по двору идёт!

В зал под песню «Казачьему роду нет переводу » входят атаман и казаки , ведущая представляет всех. Казаки подходят к «дому» .

ОТЕЦ : Желаем здравствовать, господин атаман! Здорово живёте,

станичники!

КАЗАКИ : Здорово, коли не шутите!

МАТЬ : Прошу вас, гости, садитесь!

КАЗАК : Пришли мы к вам с важным делом : настал черёд сыну

вашему Андрею в ряды кубанского казачьего воинства

вступить и служить Отечеству как подобает.

МАТЬ : Ах, ты, милое моё дитятко,

Да куда ты спешишься да торопишься из родного дома!

Отемнеет светла горница, опустеет дом-подворышко.

снаряжение из сундука, вырядим сына достойно на святое

дело, на службу воинскую !

Пока мать достаёт снаряжение и родители одевают сына, тихо звучит песня «Провожала мати сына у солдаты » .


Ведущая поясняет :

ВЕДУЩАЯ : Как мы с вами уже говорили, военная служба для казака –

это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Не отслужить в

армии считалось несчастьем. К неслужившему относились с

сочувствием, а порой и с презрением.

ОТЕЦ : Ну вот… бравый казак . Мать, неси икону нашу семейную,

прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на

службу .

МАТЬ : Иди, Андрейка, под благословение родительское!

Мать передаёт отцу икону, сама берёт хлеб-соль. Казак бросает шубу мехом наружу, на которую мальчик встаёт на колени.

КАЗАК : Чтоб не голо служить ему было !

ОТЕЦ : Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа благословляем тебя,

сын наш любимый, на службу ратную . Помни нас,

родителей своих, землю свою родимую, не посрами наш род

и земляков – станичников. Будь верен славным традициям

казачьего воинства . Аминь.

Сын целует икону, хлеб и руки родителей, встаёт. Мать надевает крестик (или образ Николая - угодника) и трижды говорит : «Господи, благослови!»

ВЕДУЩАЯ : А каким же должен быть военным? Ну-ка, ребятишки,

давайте споём, чтоб Андрейка не забывал! Подходите сюда

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ» подг. группа

Мать берёт 2 полотенца и перевязывает крест-накрест со словами :

МАТЬ : Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом!

Служи – не тужи !

Затем подходят девочки, прикалывают платочки к черкеске.

ВЕДУЩАЯ : Давайте и друзей Андрейкиных соберём на службу !

ИГРА «СОБЕРИ КАЗАКА В ДОРОГУ »

Девочки собирают казаков : крупа, мука, мешочек с родной землей, кисет с табаком.


РЕБЕНОК 1 : На Кубани у нас люди сильные,

Прославляют землю изобильную!

РЕБЕНОК 2 : Кубанский казак хват , силой, удалью богат!

Пусть знает ворог – казаку отчий край дорог !

ВЕДУЩАЯ : А ну-ка, казачата , покажите подготовку строевую да силу

свою и смекалку! Хорунжий, командуй! А вы, девчоночки,

женихов себе приглядывайте!

Девочки садятся на места, а мальчики строятся за Андреем. Хорунжий встаёт перед ними.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (выполнение команд) : 1. Становись… 2. Равняйсь, смирно! 3 На первый-второй рассчитайсь! 4. Первые номера, шаг вперёд – раз-два… 5. Вторые номера, шаг вперёд – раз-два… 6. Направо…шагом марш… 7. Через середину в колонну по 3 марш…


8. Вольно. Разойдись…

Мальчики садятся на места.

ВЕДУЩАЯ : Атаман, хороши ли казачата ?. Ребята, а хорош ли наш

атаман?. А кто такой атаман, вы знаете? … А как его

выбирают?. (свободные ответы детей) Да, это самый

старший и самый опытный казак , его слово, его решение для

всех казаков закон . Атаман - казачий командир , у него

хранится казачье знамя , с ним казаки шли в бой . Атаман

всегда впереди, он отвечает за воинскую дисциплину и

Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое

выражение : если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему

говорили : «Не плачь, казак , атаманом будешь!» Любой из

мальчишек – казачат мечтает стать атаманом! Про атамана

много песен сложено, давайте послушаем!

ПЕСНЯ «АТАМАН» анс. казачьей песни «Братина»


После песни слово предоставляется атаману. Затем он спрашивает, знают ли дети казачьи заповеди .

ВЕДУЩАЯ : О казачестве всегда слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани казаки и ныне славят

Свою волю, власть народа… Соблюдают они строго

10 заповедей святых… Расскажи, Андрейка, их!

К Андрею подходят 7 детей.

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ :

АНДРЕЙ : Честь и имя казака в жизни главные всегда!

РЕБЁНОК 1 : С детства честью дорожи и достоинство держи.

Коль не прав, то признавай, злобу в сердце не пускай.

АНДРЕЙ : Есть у каждого права – нет ни князя, ни раба.

РЕБЁНОК 2 : Все равны в своих правах, но отвечают за свои дела.

АНДРЕЙ : По делам лишь одного о казачестве всего

Судит весь честной народ. Так что помни наперёд :

РЕБЁНОК 3 : Честен будь при казаках , чист в поступках и делах.

Будь примером всем всегда – вот в чём участь казака !

АНДРЕЙ : За Россию, честь свою жизнь не грех отдать в бою!

Слово дал – его держи, казачьим словом дорожи !

РЕБЁНОК 4 : Помни, слово казака было верное всегда .

Лучше мудро промолчать, чем впустую обещать.

АНДРЕЙ : Старость всюду уважай , стариков не обижай !

РЕБЁНОК 5 : Пожилого казака почитай как за отца .

Престарелую казачку своей матерью считай.

АНДРЕЙ : Память предков сохраняй, по обычаям решай!

Если трудно – погибай, но товарища спасай!

РЕБЁНОК 6 : В бою, в службе , на работе, дома или на охоте

Другу всюду помогай, если надо – выручай!

АНДРЕЙ : Не гордись чужим добром, а живи своим трудом.

Береги свою семью, почитай свою родню.

РЕБЁНОК 7 : Старших в доме уважай , младших ты не обижай.

Дети садятся на свои места. Атаман хвалит.

ВЕДУЩАЯ : А кто же у казака первый друг ?. Конечно, конь!

Казак без коня , что….

ДЕТИ : Солдат без ружья!

ВЕДУЩАЯ : Казак сам не поест…

ДЕТИ : А коня накормит!

ВЕДУЩАЯ : Не конь красит казака , а…

ДЕТИ : А казак коня !

ВЕДУЩАЯ : Атаман, а в каком возрасте отец сажал сына на коня?. С

раннего детства отцы приучали своих сыновей к лошадям –

вначале учили ухаживать за конем, потом – ездить верхом,

учили сидеть в седле и без него, стоять на коне на ногах,

подлезать под седло. Это было сделать очень непросто,

потому что конь несется очень быстро, как ветер. И при

этом могли стрелять на ходу. С 3х-летнего возраста мальчик

уверенно держался в седле, стрелять его учили с 7 лет, а

рубить шашкой – с 10. Давайте сейчас послушаем песни о

верном друге казака в исполнении наших малышей!

ПЕСНЯ «ИГРА С ЛОШАДКОЙ» младш. гр.

ПЕСНЯ «БУДЁНОВЕЦ» сред. гр.

ВЕДУЩАЯ : Ну, что ж, казачата , пришло время вам удаль свою и

ловкость показать , на быстрых конях поскакать!

ИГРА «ЛОВКИЕ НАЕЗДНИКИ»

Участвует 2 команды. По сигналу первые игроки «на конях» скачут до натянутой верёвки, на которой с помощью прищепок висят платочки. Надо сорвать платок, вернуться в свою команду и передать «коня» . Чья команда соберёт большее количество платков. Возле каждой команды стоит девочка, которая собирает эти платки, а по окончании игры считает.

ИГРА «КАЗАЧЬЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ » Вилькорейской


ВЕДУЩАЯ : Пока наши казачата и их кони отдыхают , послушаем, как

поют старшие казаки !

ПЕСНЯ «ЕСАУЛ» анс. казачьей песни «Братина»

ВЕДУЩАЯ : Казачьи песни слушать , что сладкий мёд кушать! Ну, а мы

вам частушки споём, армейские!

АРМЕЙСКИЕ ЧАСТУШКИ с д. м. и., платочками

ВЕДУЩАЯ : У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Выходи плясать, народ, наш казачий курагод !

ХОРОВОД «ГУЛЯЙ, КАЗАК » Ф. Царикати


Пока дети садятся, тихо звучит песня «Русь да казачья воля » .

ВЕДУЩАЯ : Там, где песня льётся, там легче живётся. И на войне казаки

поют, дом - семью вспоминают… Ждут казаки , когда же

война закончится, вернутся ли домой живыми –

невредимыми… Пусть же песня зазвучит, душу нашу

бередит…

ПЕСНЯ «ДВА ОРЛА» анс. казачьей песни «Братина»

После песни Мать, Отец и Сын встают.

ОТЕЦ : Станичники! Спасибо, что пришли сына нашего на службу

проводить . И тебе, батька – атаман, благодарствую! (поклон)

Конь нашего новобранца осёдлан, за околицей уж заждался,

пора в путь-дорожку, на службу верную .

МАТЬ : Идёмте, ребятишки, проводим Андрейку со двора !

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» . Выходят : первым идёт Андрейка, затем родители, потом дети. У входа в зал Андрей «вспоминает» , что забыл дома кисет. Идёт в «дом» , берёт кисет. Мать подходит к нему, подаёт один конец платка, другой держит сама, и так выводит сына окончательно.

ВЕДУЩАЯ : Атамана-батюшку и станичников просим в наш курень

трошки повечерить, чаю испить да гостинец вручить.

Сценарий торжественного открытия Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон»

8.00 - 11.45 - Организационные мероприятия: завоз и установка технических средств, атрибутов, реквизитов, конструкций и материалов, для создания праздничных объектов на территории фестиваля.

12.00 – 13.00 - Генеральная репетиция начала и финала действия на центральной сцене и технические пробы на главной сцене фестиваля.

13.00-14.00 - Питание участников гала-представления (казачьи организации и творческие коллективы)

14.00 - начало работы объектов фестиваля. (торговые точки, подворья, выставка ДПИ, казачьи лавки и др.)

14.00 - Открытие Памятного знака «Донковским казакам - Защитникам Отечества» (Памятный знак в честь первых казаков России, защищавших рубежи Рязанского, а позже Московского княжества с 16-го века, казакам-воинам Донковской крепости).

Справка. Казаки отражали набеги крымских и ногайских татар, принимали участие во всех войнах, которые вела Россия. Донковских казаков по праву можно именовать Защитниками России. Памятный знак символизирует начало становления донского казачества, как самостоятельной социальной группы с собственной культурой, бытом, нравами и воинскими традициями. Памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» увековечивает память доблестных предков, призван пробуждать любовь к Отечеству, уважение традиционного казачьего уклада и истории родной земли.

Идея поставить памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» принадлежит оргкомитету 2-го фестиваля Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон», в 2017 году.

Решение о создании памятника было принято руководством регионального отделения Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков - воинов России и Зарубежья в Липецкой области».

Участники: почетные гости праздника (руководители области, района, города, представители казачества, общественность, краеведы, СМИ).

Техническое обеспечение: подведено электропитание, установлена акустическая аппаратура, стойка с радиомикрофоном (2 шт.)

Поднос, ножницы (5 штук), красная лента, 2 стойки для закрепления ленты. На фестиваль и открытие памятного знака может быть использована накидка.

Исполнители: Диктор, звукооператор, девушка в казачьем наряде для подачи подноса с ножницами.

Диктор под звон колоколов.

Диктор: Уважаемые участники большого культурного события! Центральные торжества по случаю открытия 2-го Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон» предваряет открытие Памятного знака «Донковским казакам - Защитникам Отечества». Слово для исторической справки предоставляется председателю районного общества краеведения....

Выступление.

Звучит фанфарная музыка

Диктор: Почетное право открыть памятный знак предоставляется:

Главе района...

Заместителю главы администрации области...

Атаману регионального отделения...

Звучат колокола. Девушка на слова диктора подносит ножницы названным участникам церемонии.

Проходит церемониал открытия памятного знака.

Диктор: Памятный знак освещает настоятель храма Георгия Победоносца....

Проходит обряд освящения памятного знака.

Диктор: (под колокола) Памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» увековечивает память доблестных предков, призван пробуждать любовь к Отечеству, уважение традиционного казачьего уклада и истории родной, православной земли.

Уважаемые участники большого культурного события! Приглашаем вас окунуться в атмосферу праздника. Посетите фестивальные объекты, чтобы убедиться в красоте и силе казачьих традиций. Напоминаем, что ровно в 15 часов, на главной сцене, состоится торжественное открытие 2-го Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон».

15.00 - Торжественное открытие 2-го Открытого Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон»

Безопасность: Праздничное пространство вокруг центральной сцены обозначено сигнальной лентой, выставлено оцепление, пропуск к сцене осуществляют ответственные по организации доступа (право доступа к сцене имеют участники казачьих состязаний и концертной программы, представители оргкомитета, технические службы. духовенство и официальные лица)

Декорации:

  • Задник сцены имеет баннер фестиваля, по размеру креплений.
  • По обеим сторона сцены установлен плетень с декорационными элементами.
  • Установлена икона Божьей Матери.
  • На берегу установлены пушки.
  • Рядом с пушками восседает живой символ казачества («Казак на бочке»).

Участники: почетные гости праздника (руководители области, района, г. Данкова, казачьи организации, творческие коллективы, духовенство, общественность, СМИ).

Техническое обеспечение:

  • Подведено электропитание.
  • Установлена акустическая аппаратура, 6 стоек с микрофонам, радиомикрофоны 4 шт.)
  • Установлена, сзади сцены, палатка для переодевания и питания участников представления.
  • Выставлены фишки (20 штук) для обозначения точек сценического действия.

Исполнители: Диктор (режиссер), две пары ведущих, звукооператор (2 человека), ответственные за подвод участников (2 человека), руководитель творческой группы.

Объявление

Уважаемые участники и гости фестиваля. К вашим услугам, праздничные площадки и места отдыха, торговые ряды и аттракционы. На территории фестиваля расположены казачьи куреня, где вы можете отведать ухи по-данковски и другие традиционные блюда нашего края. Вас ждет знакомство со старинными предметами быта и элементами сельского уклада. Приобрести сувениры вы можете на выставке мастеров декоративно прикладного искусства и в казачьих лавках. Сегодня каждый может прикоснуться к великой казачьей культуре, наполненной неповторимыми традициями, духом предков и силой таланта. Для детей и молодежи работают спортивная и детская площадки, где каждый из вас может показать свою сноровку и получить памятный подарок. Организовано катание на лошадях и пони, площадки с играми и аттракционами расположены в начале праздничной территории. Желаем вам приятного отдыха.

15.30 Представление участников фестиваля

Расположение: Казачьи организации располагаются с левой стороны, в 15 метрах от сцены, творческие коллективы располагаются с правой стороны, в 15 метрах от сцены.

Звучат фанфары (Народные)

Ведущая: Добрый день, участники большого праздника верхнего Дона!

Ведущий: Приветствуем всех, почитателей великих казачьих традиций!

Ведущая: Сегодня, земля богатая на славу и доблесть, гостеприимно принимает людей званных и мастеровитых, потомков знатного сословия России.

Ведущий: Второй открытый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон» открывает представление участников.

Ведущая: Уважаемые зрители! Тепло встречаем творческие коллективы, представителей Казачьи общества и руководители делегации, участников большого праздника!

15.10 Праздничный молебен.

Ведущий: Долгие столетия православная вера была и останется основой духовной жизни казачества, его сильных традиций доблести и отваги. Казаки, это яркие примеры мужества, беззаветной преданности родной земле и самоотверженного служения Отечеству.

Ведущая: Земля родная! Ныне вновь, от глади Дона до всех уголков великого сословия славится культура качества, через века пронося великую правду и силу православной веры.

Ведущий: Для торжественного молебна, просьба, всем подняться.

Братья казаки, шапки долой!

Праздничный молебен проводят священнослужители Липецкой и Елецкой епархии.

15.15 Гимн

Ведущий: Традиционно, каждое мероприятие Донского казачества, после молитвы продолжает исполнение гимна Всевеликого войска донского.

Исполняется гимн.

Ведущий: Через века казачество пронесло свой лик, свой нрав. Всё величайшее наследие светлых и честных людей помогало выживать, жить и побеждать, пронося сквозь эпохи, столетия и года святой для каждого казака девиз: душу Богу, сердце людям, Жизнь - Отечеству, честь - никому!

(с фото)

Старшая группа

Воспитатель Козачук Н.Н.

Сценарий праздника «Казачья воинская доблесть »

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, села.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему родного края;

7. Развитие бережного отношения к своему селу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий: Здравствуйте дорогие гости, папы, дедушки. Сегодня мы пригласили Вас на праздник посвященный дню защитника Отечества.

Мы с Вами живем в Донском казачьем крае. И поэтому наш праздник, посвященный Дню защитника Отечества, будет на казачий лад.

ЗВУЧИТ ГИМН КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.

Вед. Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Ведущий: Когда на русскую землю приходили враги- захватчики, вставали на защиту Родины русские люди- защитники земли русской. Земля Тихого Дона тоже провожала своих сыновей на защиту донской земли.

1 Ребенок:

Эх, сторонушка Донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Помню я донские клены,

Что шумят на берегу.

Не отдам я волны Дона

Ненавистному врагу.

Ведущий: Ребята!Мы с вами живем на удивительной земле - земле, овеянной славой, земле, - чья история вошла в летопись казачества.

Казаки, говоря о себе, подчеркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

Дети стихи .

2. Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка - вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

3 .Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

4. Много лет войску Донскому,

Много лет нашим донцам

Атману войсковому

И станицам и войскам.

5. Много лет нашей державе,

Много лет нашим войскам

Православной нашей вере,

Да и славным казакам.

Ведущий. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!
Сыграем песню про несокрушимый дух казака.
Дети исполняют песню «Как за доном, за рекой».

Вед 2. Но те кто родились и выросли на Дону скажут КАЗАК - это судьба! Мы живём в станице Нижнекундрюченской, и наши прадеды всегда были мужественными людьми, настоящими воинами,защитниками Отечества ведь любить и защищать свою Родину это честь для каждого казака. А как не любить свой родной край.

6реб. Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки- мир его зовет.

Казак- опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь

7 Реб . Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее,

Чем здесь!

Дети исполняют инсценировку песни песня «Эх, Донские казаки»

8 реб: Мы Донские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России - матушке служить!

9 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

10 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Ведущий. Казачата удалые покажите свою силу да сноровку в казачьих играх.

Проводится игра «Наездники»

Описание игры: садятся на коня, добегают до ориентировки срывают папаху и бегут назад, следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки и вешает папаху назад.

Ведущая: Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было у казаков? Казачата покажите как вы умеете владеть шашкой!

Танец с шашкой.

Ведущая: Казачатки, знаете ли вы пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак - атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. Казак без друзей, что дуб без корней.

4. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

5.Дон Тихий, а слава о нем громкая.

6.На Дону закон такой - всех врагов с земли долой!

Ведущая: Как бы не складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонады. Не зря гласят казачьи пословицы: Хороши привалы, где казаки запевали. Где казачья песня ведется. Там весело живется. А не сыграть ли нам казачата песню.

Дети исполняют песню «Пчелочка - злотая»

Ведущий: Ребята, что то гости приутихли. А не сыграть ли с ними в игру«Слов» я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые гости - современное значение и звучание.

Игра «Слова» (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать - болеть, квѐлый - слабый, цыбарка - ведро, гутарить - говорить, кочет - петух, батя - отец, дюже - сильно, нехай - пусть, вечерять - ужинать могѐт - может, буханка - булка, баз - сарай, взвар - компот.)

Ведущая.

Выходи честной народ!

Не пыли дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Дети исполняют танец «Казачий танец»

Вед. А сейчас будем играть гостей забавлять.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»

Ведущий. Есть еще одна игра «Казачий поезд дружбы»

Вед . Молодцы, казачата хорошо играли, а теперь пришло время казачьей пляски.

Танец «Варенька»

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России - Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нем. Расскажите как прекрасен наш Донской край.

Читают дети стихи.

11 реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Донской край - чудесный,

Как и вся Россия - мать .

12 реб. Наша Родина - Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

14. реб. Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей!

Ведущий. Мы -жители Донского края, мы - казаки, но прежде всего мы - Россияне, жители большой и могучей страны. Споем песню о великой стране - России.

Исполняется песня «Россия ».

15 Ребенок. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!

Ведущий: Наша станица богата историческими событиями и людьми, мы знакомимся с истоками нашей донской культуры, с казачеством. то что мы сегодня показали это маленькая часть нашей большой истории... Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей станице… Наш праздник проходит в преддверии Дня защитника Отечества, и мы поздравляем всех мужчин, всех защитников Отечества с замечательным праздником. Казачата поздравят Вас праздничными открытками.

Дети дарят открытки.

Вед. Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем. Милости просим побывать у нас в следующий раз. Звучит казачья песня, дети уходят из зала.



Похожие статьи
 
Категории