Сценарий казачьих танцев и песен на конкурсе. Сценарий открытия фестиваля казачьей культуры - Донковье — организация событий и отдыха

19.02.2019

Этнотуристический путеводитель

Валентина Николаевна Панибог ,
руководитель РМУК «Мошковское клубное объединение»

«Казачья застава»
(Сценарий праздника, посвященного 310-летию Умревинского острога,
первого центра государственности на территории Новосибирской области,
Участник областного конкурса «Сибирь - земля моя без края»)

В назначенное время из населённых пунктов района и области прибывают участники праздника. Уже расставлена выставка мастеров прикладного творчества.
Гостей и участников праздничного события встречает музыкальная фонограмма и зазывалы в паузах между песнями и наигрышами:

Сюда пропусков специальных не надо!
Спешите, зовите родных и друзей!
На празднике «Казачья застава» мы рады
Встречать вас, как самых желанных гостей!
- Знакомьтесь!
- Интересуйтесь!
- Участвуйте!
- И просто смотрите!
Вместе:
- Нас ждёт большой праздник истории Умревинского острога!

Звучит музыкальная отбивка, составленная из песен местных авторов о родном крае.
Центральная площадка оформлена банером, на котором изображен пейзаж нашего района (две раздвижные половины задника). У берега реки оформлена пристань: флажками, шарами, растяжками. Трап приготовлен, для подъёма к месту действия сделаны ступени.
За 1-2 минуты до открытия звучит объявление:
- Уважаемые мошковчане, дорогие гости и участники праздника! Приглашаем всех вас на центральную площадь на торжественное открытие нашего праздника «Казачья застава», посвященного 310-й годовщине Умревинского острога.
В назначенное время звучат позывные праздника и песня «Сибирь», исполняют А. Ерошков и группа «7 модель»; танцевальный коллектив «Раздолье» исполняет танцевально-хореографическую композицию «Сибирь». Затем фонограмма: шум ветра, свист птиц, реки, берёз и торжественный голос чтеца:

Чтец:
Сибирь – это не просто слово,
Не смена вёрст, не пейзажей повтор.
Нет! Тут всему первооснова –
Душа! А потом уж – простор.
А уж потом земли цветенье.
Снега. И кедры- крепыши…
Сибирь – не просто расстоянья,
А состояние души!
Звучит мелодия наигрышей.
Где-то вдалеке слышится девичья песня.
Ой, пойду я пораскачаю
В полюшке рябинушку,
Я ещё позавлекаю
Нынешнюю порушку.

На сцену входит группа девушек из танцевального коллектива «Перевёртыши» с гармонистом, он подхватывает мелодию, девушки заигрывают с гармонистом, подзадоривают, смеются друг над другом.
- Ух, ты, Маня, егоза!
- Как оса, лезешь в глаза!
Под общий смех девушки рассаживаются на скамеечке. Одна из девушек запевает песню, которую все подхватывают. Песня должна выразить настрой девушек на предстоящее знакомство с парнями.
- Слыхала я, что приезжие казачки к нам на спевки должны прийти.
- Наши-то, как всегда, не торопятся, цену себе набивают, а казачки-парни энергичные да завлекалистые.
Слышен говор парней.
Девушка 1:
- Казачки-то дружно идут и в гармонь выговаривают.
На сцену с одобрительными восклицаниями поднимаются парни из танцевального ансамбля «Перевёртыши», идут по кругу перед девушками, кланяются гостям – зрителям и располагаются на сцене в нужном порядке.
Парень:
- Здравствуйте, красны девицы! Ехали бы мимо, да заглянули до дыма!
Девушка 1:
- Здравствуйте, казачки приезжие, молодцы хорошие!
Девушка 2:
- А что? Нежданный гость лучше жданых двух! Милости просим к нам на гулянку!
Парень:
- Садитесь поближе к девчатам, познакомиться хотелось бы!
Гармонист кладёт гармошку и первым выходит на круг. Казаки идут вдоль лавки, здороваясь с каждой девушкой за ручку, имитируя знакомство. Затем казаки незаметно достают из-за пазухи цветочки и преподносят каждый своей избраннице.
Парень:
- А что, девушки, красавицы сибирские. Давайте походим, повеселимся, переглянемся.
Девушка:
- А что, подружки, уважим казачков, уже сибирячков, повеселимся, поиграемся. Друг на дружку полюбуемся. Эх, заводи любимую!
На центр сцены выскакивает самая бойкая девчонка из массовки и запевает частушку:

Понаехали сдалеку казаки,
Понавешали по веткам кушаки,
Кушаки новы бумажныи,
Наши девки нынче важныи,
А казачкам уж жениться пора –
Выбирай, казак, невесту для себя.

Гармонь играет частушечный мотив. Частушки подхватывают другие девушки.

В этом доме кто хозяин,
Разрешите поплясать!
Я притоптывать не буду,
Только буду припевать!
На дороге стоят кони,
Стоит сивый жеребец,
А казак в Сибирь приехал,
Сибирских девок поглядеть.
Частушки подхватывают казаки.
Не за то сюда приехал,
Чтобы горе горевать,
Я за тем сюда приехал –
Чтобы девок выбирать.
На горе стоят качели,
Пойдём покачаемся,
Сейчас праздник от гуляем,
Завтра повенчаемся.

Девушки:
Ты, играй, играй, гармошка,
Веселей с тобою жить,
С казачками удалыми
Можно жить и не тужить!

Звучит весёлая танцевальная мелодия. Ансамбль танца «Перевёртыши» исполняет танцевально-хореографическую картинку «Казачий пляс». По ходу танца танцоры вовлекают в пляс и зрителей. По окончании пляса на авансцену выскакивает та же энергичная девушка.

Девушка:
Походи, погуляй,
Добрый молодец,
Поищи, выбирай себе барышню,
Себе барышню, котора нравится,
Котора нравится,
Да из компаньицы!

Вместе девушки и парни:
- Да что же мы стоим, давайте в хоровод гостей пригласим!

Звучит песня «Со вьюном я хожу», или другие песни казаков. Участники танцевального коллектива спускаются со сцены и приглашают всех присутствующих в хоровод. Звучит текст (фонограмма):

Выходите в круг смелее,
Чтобы был огромный круг,
Выходите в русской пляске,
За собой ведя подруг.

От души пляши да ловко,
Где таких ещё найти,
Молодцы, любой тут скажет,
Ах, какие молодцы!

Велика ты мать - Россия!
Кто поспорит – велика!
Вместе беды мы осилим,
Коли дружба так крепка!

Вместе:
Да здравствует сибирский народ!
Да здравствуют казаки – сибиряки!

Вместе:
Праздник «Казачья застава» начинается!

Казак:
- Внимание! Выстрел из орудия, знаменующий начало исторического действа произвести!

Звучит казачья народная мелодия. Выстрел пушки.
На сцену под энергичную казачью мелодию выходит ансамбль «Вечора» Сокурского Дома культуры «Нефтяник», исполняет казачью песню и казацкий пляс. Казак и Казачка – ведущие этого блока – присоединяются к ансамблю по ходу исполнения танца.

Казак:
- Здравствуйте, люди добрые!
Казачка:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Казак:
- (показывая на девушку) Казачка, сибирячка, румяная да работящая!
Казачка:
-(указывая на юношу) Парень удалой, казачок - сибирячок лихой!
Казак:
Утра красного вам, люди добрые!
Век вам долгий, люди, здравствовать!
В будний день поменьше хмуриться,
Ну а в праздник больше радоваться!
Казачка:
- Посмотрите друг на друга. Сколько сияющих и добрых улыбок, доброжелательных взглядов.
Отзывчивое сердце у нас сибиряков. И многие из вас откликнулись на наше приглашение и приехали к нам на праздник.
Сегодня мы станем участниками беспрецедентного события в культурной жизни нашего района – 310 лет Умревинскому острогу!
Звучит мелодия песни «Мой родимый край, место отчее…»
Казак:
Разреши, Россия, вдвоём с тобой
Вернуться к прошлым годам,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Казачка:
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой.
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой!
Звучит торжественная музыка.
Казак:
Приветствуем на Мошковской земле нашего гостя___________
Выступление гостя.

Казачка:
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла.
Казак:
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Казачка:
Приветствуем на Мошковской земле нашего гостя________
Выступление гостя.

Казачка:
Эй, вы, люди, казаки да удальцы!
Зовет великий государь на службу вас,
Руси великой послужить,
И для неё в поход пойти на подвиг!
Казак:
И выбрали казаки сами свой путь,
Нелёгкий путь, не близкий путь!
Звала казаков матушка-Сибирь!
Заветный край, счастливый край!
Ансамбль «Сибирский узор» исполняет два концертных номера.
Казак:
- Стоит на берегу Оби, что через район Мошковский протекает, острог Умревинский. Боярский сын Алексей Кругликов основал острог, чтобы защитить жителей Верхнего Приобья от набегов барабинских татар и телеутов. Волею случая именно это поселение стало первым административным пунктом Российского государства на территории Новосибирской области.
Казачка:
- И почему же Острогу нашему не иметь свой день, а нам, сибирякам, ещё один праздник истории Сибири.
Сибирь! В этом гулком звучании уверенность и надежда, поступь человека по бескрайней сибирской земле. Это воздух, рождаемый сибирскими лесами, шум прибоя реки Обь, это дыхание земли сибирской.
Казак:
- Сибирь – это хлеб и мясо, меха и нефть, уголь и газ, золото и алмазы, уран и алюминий. А ещё Сибирь – огромный дом, где живут потомки древних сибирских народов. И для всех нас, кто родился в Сибири – это Родина, дороже и ближе которой нет на свете.
Музыкальная отбивка.
Казак:
Приветствуем на мошковской земле _______
Выступление гостя.

Музыкальная отбивка.
Казак:
- Уважаемые друзья! Как когда-то казаки вольные выбирали себе предводителя, так и мы сейчас всем миром выберем себе атамана.
Есть ли в народе мнения по сему вопросу?
Глас из зрителей (подсадной артист)
Парень из публики:
- Есть в наших рядах мужчина один, многим известный, Андреем Павловичем Бородовским зовётся, историк, археолог, профессор. Так вот, про казачью жизнь он всё ведает.
Казак:
- Есть ли в народе другие мнения?
Глас от зрителей: - Не имеем!
Казак:
- Ну, значит тому и быть! Дружное наше Ура и аплодисменты Андрею Павловичу! Ему и речь держать!
Выступление А. П. Бородовского.

На сцене Казак и Казачка. Звучит татарская мелодия.
Казак:
- (показывая рукой на реку) Гляди, народ, со стороны реки к нам судна неизвестные направляются.
Музыка. На фонограмме шум толпы, голосов: «Откуда люди пожаловали», «Кто такие будут». Приплывшие на лодках сходят на берег и группой идут к сцене. Как только гости направляются к центральной площадке, звучит колокольный звон. Гости идут по трапу, ступенькам и направляются к центральной площадке. В руках они несут сундук с дарами. К гостям-татарам приставлены «подсадные» артисты, они и ведут диалог с казаком от гостей.
Казак:
- Порасстороньтесь-ка, народ да люди добрые!
Дай местечко гостям с реки по мосточку пройти.
Казак:
- Кто такие будете? Откуда прибыли?
Гости:
- С соседнего района, добрый человек. Татары мы. Давно известно, что земли здесь богатые и вольные, хотим счастья попытать.
Казачка:
- Шлём приветное вам слово. Гость на гость – хозяину радость. Э, казаки, выходите с гостями здороваться да знакомиться!
На сцену выходит ансамбль «Радова» Ташаринского ДК «Обь». В руках каравай и бутыль со взваром.
Казак:
- А с чем прибыли?
Гости:
- С миром, добрый человек! Только с миром! Славно мы во Сибири обустроились, с людьми местными по хорошему сошлись, лучшего и желать не надо.
Казаки ансамбля «Радова»:
- Любо! Любо, казаки!
- Любо, что к нам пожаловали.
Гости:
- А чтобы слово делом укрепить, примите дары наши и уверения в дружбе и согласии.
Кланяются друг другу. Гость вручает подарки.
Казак:
- Хорошие слова говорите, а за подарки спасибо. Но и мы по традиции вручаем вам хлеб- соль от земель мошковских.
Пусть будет достаток и в вашем доме, пусть будут здоровье и счастье!
Кланяются друг другу. Казачка вручает хлеб- соль.
Казак из ансамбля:
Честно послужили мы, братцы, на благо Отчизны. Покорилось царство сибирское России-матушке, и построили здесь острог Умревинский.
Казачка из ансамбля:
Русь Сибирью крепче стала,
Нам дала приказ здесь жить.
Тут трудится, обживаться
И детей своих растить!
Казак из ансамбля:
Мы живём здесь – не скучаем,
Дорогих гостей встречаем!
Просим вас, гости, чарку испить,
Чтоб не болеть и не хандрить!
Казачка из ансамбля:
Кому чару пить – тому здраву быть!
Кому здраву быть – тому чару пить!
Казак ведущий:
Клятва дедов – наша сила,
Мы Отечеству верны
От рожденья до могилы.
Мы – казачества сыны!
Выступление ансамблей «Радова» и «Сибирский узор»
Звучит весёлая народная мелодия. На сцену, приплясывая в такт музыке, поднимаются Казак и Казачка.
Казак:
- Раздайся, народ!
На весёлом нашем гулянии!
Шире круг освободите!
Казак:
- Слушайте приказ атамана нашего Андрея по отчеству Павловича:
Всеведома нам праздник продолжить игрищами.
Кому потешаться, а кому удаль свою показывать! Не боись, выходи, ловкость, силу покажи! Приз получи – себя порадуй и народ удиви!
Казачка:
- А для того чтобы ощутить себя в том времени, давайте чуть-чуть пофантазируем и попытаемся представить, как прадеды воинским делом занимались, быт вели, гостей встречали и праздники отмечали.
В этой части праздника предполагаются ролевые игры, реконструкция сражений, просмотр видеофильмов, старославянская кухня и т. д.

Казак:
- А коль от этого порога у вас в другую сторону дорога, то пожалуйте в другие места, где вы сможете угощения искушать, песни разные послушать, супер-фильмы посмотреть, в тени леса посидеть.
Участники, зрители и гости расходятся по площадкам.
Звучит праздничная музыка, работают ярмарка и выставки прикладного творчества. В отдельной палатке идёт показ фильма об истории Сибири, Мошковского района и Умревинского острога.
Часть зрителей занята в ролевых играх.
А тех, кто любит концерты, приглашают на концертную часть праздника.

Концертная часть

На сцене Ведущие в стилизованных народно-эстрадных костюмах.
Ведущий 1:
Как на наш праздник пригласили мы артистов разных, местных и приезжих. А уж они-то нас повеселят да потешат!
Ведущий 2:
Все артисты перед вами,
Вы оцените их сами.
Как один все собрались,
Крепко за руки взялись,
И для хорошего начала
Дружно песня зазвучала!
Выступление коллектива.
Ведущий 2:
На таланты наша Родина щедра –
Всюду русские в почёте мастера,
Наш свободный, удивительный народ
Он веками чудо-сказку создаёт.
И хоть сказкой не любого удивишь,
Знают Палех наш и Лондон и Париж…
Ведущий 1:
Но, пожалуй, больше ценит наш народ,
Песню русскую – особый ей почёт!
Так ведётся на Руси с далёких лет
Ничего желанней песни доброй нет!
На гулянке, на вечёрке, в дни труда
Ты с народом, песня русская, всегда!
Выступление коллектива.
Ведущая выходит с гармонистом под руку. В руках у неё корзина с музыкальными инструментами. За ними выходит ансамбль, который выступает следующим.
Ведущая:
- Я по празднику гуляла,
Товар достойный подыскала,
Дудки, барабаны,
Бубны, свистульки, трещотки!
Инструменты эти – такое чудо, что если с ними уметь обращаться, они могут в ансамбль превращаться.
Слыхали? Следующие наши певцы – просто молодцы! Такие таланты, такие молодцы!
Что не только здесь жили- бывали,
Но и заморские страны видали.
Объявляет очередной коллектив.
- А сейчас на сцене солистка –
Замечательная артистка,
Народные песни распевает –
Народ удивляет.
Объявление очередного номера.
Концертная программа далее наполняется номерами коллективов художественной самодеятельности района и приглашёнными коллективами.

Финал

Звучит торжественная музыка. На сцену поднимаются все участники представления.
Казак:
- Не ошибусь, если скажу, что сегодняшнее действо покорило нас всех! И пусть творческие коллективы и мастера прикладного творчества радуют нас красотой и мастерством, да пребудут на таких праздниках согласие и радость. И пусть на очередную нашу встречу отзовутся и другие люди. А мы сегодня высказали слова любви нашей большой Новосибирской области, нашей многонациональной стране.
Казачка:
Ты для меня всегда нова,
Моя Россия дорогая.
Живу, все лучшие слова
Лишь для тебя приберегая.
Ведущая 1:
Я наглядеться не могу
На эти дивные берёзы.
Хрустально звёзды на снегу
Горят в крещенские морозы.
Ведущий 2:
Ромашки в капельках росы,
Рассвет, возникший ниоткуда…
Нет удивительней красы,
Нет неожиданнее чуда!
Казак:
- Наш праздник заканчивается, но мы ещё не раз будем вспоминать эту встречу в Умревинском остроге на мошковской земле.
Ведущий 1:
- Чаще улыбайтесь друг другу, будьте милосердны, добра вам и терпения.
Ведущий 2:
- Пусть в доме вашем счастье и удача пребудут, а аист принесёт пополнение!
Казачка:
- Живите и здравствуйте, добрые люди!
Вместе:
- Доброго здоровья! Мира и любви вам!
Ведущие праздника осыпают зрителей зерном.
Ансамбль «Сибирский узор» исполняет величальную песню, все участники творческой программы поддерживают их.
Фейерверк, бумфети, шары взмывают в небо.
Звучат народные песни.

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.


1 часть «Утро»

(Казачка - воспитатель и казак на коне - ребёнок, путешествуют по группам и раздают приказ - свиток от Атамана.)

Свиток- фон в виде карты кубанской области, печать кубанского казачества и на верёвочке значок казаков.

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…« (с магнитофоном, под музыку)

Казачка: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки к вам идут

Погостить немножко.

Казачок: Я казак удалой,

привёз приказ небольшой.

Нас принимаёте, и документы получайте.

Казачка: (зачитывает текст)

Текст: Внимание! Внимание!

Сегодня день кубанских казаков!

Конверт принимайте, заданья выполняйте.

Тут и игры, и раскраски,

Есть презентации и сказки.

В мини- музей вас приглашаем,

Секрет слов казачьих раскрываем.

А средние группы на казачьих гуляньях встречаем.

Конверт с заданием:

1. Игры кубанских казаков.

2. Сказки о казаках.

3. Раскраски казаков

4. Старинные казачьи (диалекты) слов.

5. Презентации о жизни казаков.

6. Дидактическая игра: «Одежда казаков»

7. Приглашение в мини-музей «Кубанские казаки»

8. Приглашение средним группам на «Казачьи гулянья»

2 часть

«Казачьи гуляния»

(сценарий мероприятия в детском саду для детей средних групп.)

Программное содержание:

Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру.

Предварительная работа:

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, презентаций с портретами казаков, одежды, посуды и других вещей, слушание кубанских казачьих песен, проведение бесед.

Оформление музыкального зала:

Зал нарядно украшен в стиле кубанской станицы, хаты: печь с атрибутами, мини - музей, мельница, презентации на экране, плетень, скамьи, воспитатели и дети в казачьих костюмах.

Материал и оборудование:

1. Музыкальные треки.

2. Презентация

3. Большая книга с рисунками и указом.

4. Нагайки 2 шт., 2 обруча, 10 кеглей.

5. Рушники: 1 большой и маленькие (по кол-ву девочек)

6. Платочки для рисования для детей (6,9,7,5 групп)

7. Костюм Атамана

8. Костюм коня на ребёнка

9. Кони нагрудные (по кол-ву мальчиков)

10. карусель из лент

(Дети средних групп входят в зал, садятся на стульчики.6 группа: дети проходят под музыку, проходят по кругу с ведущими, встают в полукруг.)

Казачка 1: Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

(дети и ведущие делают поклон и дети рассаживаются на стульчики)

Казачка 2: Здравствуйте, ребята! Уважаемые взрослые!

Мы сегодня собрались в нашем уютном зале, чтобы поговорить о кубанских казаках. Кубанские казаки живут на Кубани.

Казачка 1: Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы -

Все это родная Кубань!

Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывет за комбайном комбайн.

Огни городские, гудки заводские -

Все это родная Кубань!

Дары свои щедро

Открыли нам недра,

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой -

Все это родная Кубань!

Веселые песни

Летят в поднебесье,

Открытая высь, глубина.

И нету красивее

Края в России,

Чем наша родная Кубань!

(во время прочтения стихотворения презентация Кубани)

Казачка 2: Посмотрите у меня в руках удивительная книга, книга об истории нашего края. Давайте откроем ее (большая книга, а на ней картинки, а презентация повторяет картинки ) и посмотрим, как появился кубанский край? Давным - давно, царица Екатерина II подарила казакам за верную службу Кубанский край и повелела им жить здесь, и охранять границы своего царства.

(Читает книгу)

«Там, где выгнула русло река,

Как подкову у глиняной кручи,

Свиток царский был раскручен

И прочитан под гул тростника:

„Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков… “»

Казачка 1: Так появились первые казачьи станицы. Дома в станицах были обмазанные глиной, стены белились известью, а крыши покрывались соломой. В каждом подворье находился колодец и летняя печь, сарай для скота, конюшня и погреб. Богатый хозяин имел одну или несколько ветряных и водяных мельниц.

(идет презентация)

Казачка 2: А наши ребята, сейчас расскажут и покажут, как живут, работают и отдыхают казаки.

(3 ребенка встаю на середину зала и читают стихи)

1. На Кубани мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славим край делами.

2. Ты цвети, моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

3. Не найти красивей вам,

Благодатней края.

Ой, Кубань кормилица.

Ой, Кубань, красавица.

Сердцу дорогая!

Ребёнок: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Казачка 1: А вы друзья на танец посмотрите и наряды оцените. Какая красивая одежда у казаков и казачек, а как весело танцуют.

(видео - танец кубанских казаков)

Казачка 2: Чтобы так танцевать, надо ловкость развивать.

И мы с вами будем тренироваться и играть.

Казачка 1: Только вместо скакалки мы возьмём нагайку.

Трек № 2. Звучит песня «Полька кубанская» Танец «Кубанская полька»

Игра: «Удочка»

Казачка 2: В казачьих семьях главным всегда был казак. В переводе с тюркского языка слово «казак» означает вольный человек. Он - границу от врагов охраняет, пищу в дом добывает, в поле работает. Наши казаки тоже ловкие и смелые. А ну-ка казаки свою сноровку покажите.

Игра: Игра «Самый меткий»

Трек № 3. Звучит песня «Да в саду дерево цветёт»

(Приглашают гостей попробовать поиграть) (Презентация казаки, сабли, нагайки)

Казачка 1: А дом был на хозяйке - казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было украшать свою одежду вышивкой, кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява», танец девочек с рушниками.

(презентация узоры, рушники, казачки)

Казачка 2: А еще с рушником можно игра. Попробуем!

Казачка 1: Мы большой рушник возьмём,

И игру сейчас начнём.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява»,

игра: «Пройди под рушником»

Казачка 2: А сейчас мы покажем, как можно самим расписать платочек, а в группе вы поработаете.

(Мастер класс «Расписываем платки»- раздаём в группы, а презентация повторяет роспись)

Трек № 5. Звучит песня «Мы с тобой казаки - минусовка» фоновая

Ребёнок: Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Частушки (4 ребенка)

Трек № 6. музыка «частушки -минусовка»

Я казачка удалая,

Радом казачок лихой,

Пропоём мы вам частушки

Вы похлопайте с лихвой.

Казаки мы хоть куда

Всем в округе нравимся

Приглашаем к нам в станицу

Скажите,- останемся.

А мы казачки не простые

Добрые и боевые.

Будем в гости принимать

А казаков вам не видать!

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь закончим —

Ставим точку с запятой. Все вместе.

Казачка 1: А посуда у казачек знатная, вещи добротные! (Презентация и девочки показывают вещи. Казачки называют старинное название)

Казачка 2: Давайте ребята попробуем повторить.

(а родителей просят назвать предметы на кубанском)

Трек № 7. Звучит песня «Любо братцы, любо»

(Выход Атамана, а мальчики встречают)

Атаман: Здравствуйте, казаки, на защиту Родины готовы?

Мальчики: Да, Атаман. Служу Отчизне!

(Атаман ставит на середину мечи, мальчики берут мечи и встают в круг)

Трек № 8. Звучит песня «Дорожная»,

танец мальчиков.

Атаман: Ай, молодцы. Слава казаку! А теперь в поход.

Казачка 1: Атаман, кони наши застоялись, и чтобы в поход отправиться, им нужно размяться.

Казачка 2: Ну, друзья, готовы,

Все вставайте и в игру «Наездники» играйте.

Трек № 10. Звучит песня «Казаки»

игра: «Наездники»

(Атаман под музыку берёт коня- костюм и одевает на мальчика,)

Трек № 9. Звучит песня «Ой при лужке…» одевают костюм лошади.

(Казак на лошади машет рукой, а мальчики берут нагрудные лошадки и строятся друг за другом за Атаманом)

Трек № 10. Звучит песня «Казаки» танец в поход

(мальчики уходят за дверь)

Казачка 2: А пока казаки в поход ушли, мы скучать не станем.

Будем песни петь, плясать и немножечко играть.

Казачка 1: Ну, девчата, приглашайте в ручеёк играть.

(Девочки приглашают мальчиков из других групп)

Трек № 11. Звучит песня «Выйди Грицо на улицу»

игра «Ручеёк»

(дети возвращаются по местам. Входит ребёнок с конем-костюмом)

Трек № 12. Звучит песня «Только мы с конем» инсценировка по песне.

(останавливается и машет рукой завет всех казаков)

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…» отряд казаков въезжают.

(Мальчики двигаются по кругу и останавливаются)

Трек № 14. Звучит песня «Распрягайте хлопцы коней…»

(мальчики убирают коней в сторону, ребёнок снимает коня и занимают места на стульчиках)

Казачка 2: А какие угощенья готовят казачки. (презентация) Больше всего казаки любят есть борщ. С кислой капустой, да фасолью, с мясом, салом! Ни у кого такой не получается! А вареники какие у них! С картошкой да творогом, с вишней, грибами!

Казачка 1: Ох и мы с вами устроим чаепитие. А пока входите, да хоровод заведите.

Казачка 2: А ну-ка казачки, казака пригласите, да хоровод заведите.

(Девочки приглашают мальчиков в хоровод.)

Трек № 15. Звучит песня «Ой милый варенечков хочешь?» хоровод

Казачка 1: (обращается к мальчикам) Ну казаки… Желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Пусть будут у вас горячие сердца, холодный ум и добрые души! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.

А всем вам Мира и счастья.

Казачка 1: А сейчас мы с вами соберём большой пазл - нашу Россию. А где же Кубань, давайте найдём её место на карте.

Трек № 1. Звучит песня «Мы с тобой казаки»

Песня «Шире круг»

Сценарий фольклорного казачьего праздника в старшей группе

Ход праздника

1 Казачка : Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

2 Казачка : Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

Праздник осени

Будем веселиться, да радоваться.

1. Ходит осень по садам,

Ходит – улыбается.

Точно в сказке – тут и там

Все цвета меняются!

2.Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

3. Листочки падают, играя,

И устилают всё кругом.

А мы, по садику гуляя,

В букет листочки соберём.

4. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где – то,

Где – то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь только листья желтеют

И опадают, как только умеют.

5. Дождь идет по всей земле,

мокрая дорога.

Много капель на стекле,

а тепла – немного.

Спят березы в серебре,

ярче зелень сосен,

Потому что на дворе наступила осень

6.Вновь осенняя пора ветром закружила.

Чудо-красками она всех заворожила!

Посмотри, какой ковер листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней в осени немного…

7. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелёт,

И лес, и сад полны очарованья.

8. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску

9. Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку!

10 . Прекрасна осень! Чередою дни

Летят твои седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

11. Как много листьев:

Желтых, красных.

Подует ветерок – летят.

И в вальсе кружится прекрасном

Над головою листопад.

12.Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

13.Мы простились с тёплым летом

Снова осень к нам пришла

Золотисто-красным цветом всё раскрасила она.

14.Всё вокруг, как на картинке:и берёзки и осинки,

В золотых стоя нарядах, значит осень где-то рядом.

15.Жёлтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

16.Быстро лето улетело, перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль!

17.Закружился надо мной, дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдёшь.

18. Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое у берёзы на плечах.

19.Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,

Стали отчего-то ниже небеса,

Ярче запылали кисточки рябин,

Все цветы увяли, лишь свежа полынь.

20 . Осень, ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас!

Хмуростью неба грозить каждый раз,

Осень, ты хочешь нас всех удивить?

Дети хором : Будем мы Осень любую любить!

Песня « Золотая осень»

1 Казачка:

А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.

Садятся.

2 Казачка :

Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем

Пришёл к нам Октябрь – батюшка, а перед этим мы хорошо трудились. растили в огороде овощи,в садах фрукты, в поле хлеб Хорошо потрудились,собрали весь урожай,теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, потешиться,частушками да танцами позабавится.

Дети поют частушки.

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

4. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

5. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

6. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

7.Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

8.Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

9.Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

10.Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.

2 Казачка:

Засиделись что-то мы.не пора ли нам поиграть?

Игра « Плетень»

: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

А ещё для вас игра вам понравится она.

Проводится игра «Папаха»

1 Казачка:

А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?

Дети: Да!

1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?

Дети : Любо! Любо!

1 Казачка : Атаман без усов и бороды…

Дети : что рыба без воды.

1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.

1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

1 Казачка : В поле казак воин…

Дети: А дома хозяин хлебосольный.

1 Казачка : И в поле, и на войне… .

Дети : Казак всюду на коне.

2 Казачка :

Песня: « Эх, донские казаки»

1 Казачка : Славно казаки поют, но ещё и удаль в плясках

показать умеют.

Девочка

Мой милёнок казачок, он повсюду славится

Он и первый на работе и на гулянье славится..

танец «Казачья кадриль».

2 Казачка:

Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.

Говорить –гутарить; Жаловаться –жалиться; Петь –играть; Хоровод –курагод; Дом –курень

Люди –мир; Сегодня –ноне; Петух –кочет; Ужинать –вечерить;

Немного – трошки; Кукла –кундюбочка; Здравствуйте –здорово дневали.

2 Казачка : Любо гутарите, казачата!

1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу

Песня «Как за Доном казаки гуляют»

2Казачка: -Вот и закончился праздник осенний…

Думаю, вам он поднял настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда…

Дети, со мною согласны вы?

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» в старшей группе МКДОУ
детского сада №4 «Колокольчик»
Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего
ансамбля «Донцы»
Ведущий: Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я твой потомок дальний
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный.
Ведущий: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас,
действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно
относиться к своему прошлому.
Ребенок: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок: Хоть и более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и
играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О любимом нашем крае песню звонкую споем.
Песня «Как за Доном, за рекой»
Ведущий: Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда
работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да
частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым
словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок: На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки молодых и пожилых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели и водилихоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»
Ребенок: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Ведущий: Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим.
Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава богу!
Казачка: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем ­ пожидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка: Милости просим к нам в курень, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус;
Кому­ сказку, кому­ правду, кому­ песенку.
Песня « Пчелочка златая»
Казачка: Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и
вещей. Отгадайте загадки:
­Бабушка седа, бела, зимой всем мила.
А как лето наступает,про бабушку все забывают.(печь)
Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково
называли « печь­ матушка», « печка­ кормилица».
­А, какая была посуда у казаков?
Дети: Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.

Казачка: Вся семья ела из одной посудины. Начинали есть по старшинству, кто хотел
полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить.
­ А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка: А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети: На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка: Кроватей еще не было, они появились позже и кровать стала украшением для
куреня. Кровать застилали вязанным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а
верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора
подушек под накидками.
­А, что было в курене у каждой казачке?
Дети: Прялка.
Казачка: Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки,
носки…
В углу обязательно стоял сундук.
­А для чего он нужен?
Дети: Складывать одежду.
Казачка: До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила.
Любили казачки красиво одеваться, ходилив юбках и кофточках, которые назывались
«парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху
надевали «запон»­ фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной
убор­ полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий: Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»
Казак: А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла
из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и
папахи с красным верхом.
Ведущий: А вот и наши лихие казачата.
Ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»
Ведущий: На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.
Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:Ну­ ка, станем­ ка рядком,
Да поговорим ладком!
Ребенок:­Фома, что из леса нейдешь?
­Медведя поймал.
­Так веди сюда.
­Да он нейдет.
­Так сам иди.
­Да он не пускает!
Ребенок:­Тюха, есть хочешь?
­Нет, я перекусил.
­А, что перекусил?
­Да съел краюшку хлеба.
­А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.
­Да она в горшок не влезла.
Ребенок:­Федул, чего губы надул?
­Кафтан прожег.
­Зашить можно?
­Да иглы нет.
­А велика ли дыра?
­Один ворот остался.
Ведущий:Хороши потешки складом,
Ну, а песни наши ­ ладом!
«Частушки»
Казачка: А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети: Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий: Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех
войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены,
дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»
Ведущий: Казаком родиться, не каждому дано,

Безо всяких традиций, а просто­ суждено!
Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями
казаков, и будем всегда беречь и уважать наследие своего народа.Ну, а какие же посиделки
без чаепития и угощений.
Ведущий: Самовар хозяйка ставит на широкий стол.
Пирогами угощает­ вот и пир пошел!
Поиграть и пообщаться за беседою простой.
Собираются казаки дружной, шумною толпой.
Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина:
­Пусть Тихий Дон своим теченьем
Хранит покой над гладью вод!
Будь мир над нами в нем свеченьем
Всегда будь звездным, небосвод!



Похожие статьи
 
Категории