Чьи потомки казахи. Традиции и обычаи казахского народа

01.03.2019

Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

 [Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками.

 [Современное "казах" - более позднее написание. В примечании к труду В.В. Радлова "Из Сибири" говорится: "Киргизами Радлов именует главным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название и самоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционной литературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназвания народа казах (казак), которое существовало по крайней мере с XV в., а в русских документах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX в. А. Левшин в своей статье "Об имени киргиз-казачьего народа...". Он писал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют... Киргиз есть название народа совсем другого... Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, как полагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать в официальных документах этот народ от русского казачества соседних районов Сибири... С.579-580" - Б.К.]

В ту пору наименование "казак" носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов наименование "казак" закрепилось за нами одними.

В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. Итак:

После смерти Джучи - старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его - Батый. Другое имя его - Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.

 [Берке (1257-1266) - золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашид ад-Дину, начало правления хана Берке - 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашид ад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 - (1255-1266). - Б.К.]

Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля их называлась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это было разделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.

 [Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. - Б.К.]

Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды был сын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и стал называться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также став правоверным. На месте Бурге-хана каганом

 [Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. - Б.К.]

становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек, сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским).

Ставка хана Золотой Орды

 [Династия ханов Золотой Орды:

Батый (1227-1255) - первый правитель Золотой Орды - государства Джучидов со столицей Сарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке (выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правления ханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.

Берке (1257-1266).

Менгу-Тимур (1266-1280).

Узбек-хан (1312-1342).

Джанибек (1342-1357).

Династия ханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.

Тохта, сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.

Тогрул, сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).

Узбек, сын Тогрула.

Джанибек, сын Узбека.

Бердибека, сын Джанибека.

Династия ханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.

Туда-Мунке, сын Нокая, сына Кули, сына Орды.

Сасы-Бука, сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).

Эрзен, сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).

Мубарек-ходжа, сын Эрзена.

Урус-хан, сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)

Токтакия, сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. - История КазССР, т.2, С.167).

Тимур-Мелик, сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.

Токтамыш, сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).

Нузи-оглан, сын Урус-хана.

Тимур-Кутлуг, сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).

Шадибек. Умер в 811 г.х. (1408/09).

Фулад-хан. Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука - Пулат. История КазССР, т.2... С.153-154)

Тимур, сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).

Токтамыш, сын Тимур-Кутлуга.

Джелаль-ад-дин, сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).

Мухаммед-Султан, сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.

Касым-хан, сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.

Хакназар, сын Касым-хана.

См. В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. М.-Л., 1941. С.210

Годы правления ханов:

Чимтай - 1344-1361

Урус-хан - 1361-1376/77

Тимур-Мелик - 1376-1379

Токтамыш - 1380-1395

Барак - 1423/24 - 1248

Касым - 1511-1518 (или 1523)

Хакк-Назар - 1538-1580

История КазССР, Т. 2. С.386

Хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующей последовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Эрзен, Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койчирак и Барак. История КазССР, Т.2... С.151.

У Рашид ад-Дина: Орда, Сартактай, Куинджи, Баян (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.II. М.-Л., 1960. С.67).

Столица улуса Джучи - и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханью и Саратовым. Это - город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свой лад - Царев

 [О Сарае, его истории и местонахождении см.: А.Н. Насонов. Монголы и Русь. (История татарской политики на Руси - М.Л., 1940. С.119) - Б.К.]

В ту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка.

В 1446 г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Орманбет-хана)

 [Эмир Тимур, известный под именем Тамерлан (1336-1405 гг.). - Б.К.]

[По всей видимости ошибка, Тимур не был чингизидом, тем более джучидом. - Рустам Абдуманапов]

в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханства. Настоящее имя Улы Мухаммеда - Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхаир.

 [Абулхаир (годы правления 1428-1468) - потомок джучида Шайбана, сын Давлят-Шайх-оглана. В 1428 г. провозглашен ханом в области Тура (Западная Сибирь). Образовал "государство кочевых узбеков". См История КазССР. т.2. С.176-181 - Б.К.]

Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек.

 [Аз-Жанибек - султан Джанибек, сын Барак-хана, правнук Урус-хана, вместе сос воим родственником Гиреем, объединив часть кочевого населения, откочевал в Моголистан. "Иса-Буга-хан (Есен-Буга - хан Могулистана) охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши". Тарих-и Рашиди. В кн.: История КазССР, т.2. С.256 - Б.К.]

Он был в подчинении Абулхаира. Настоящее имя его - Абу Сагид. Он один из потомков Токай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем,

 [Гирей, Керей. - Б.К.]

будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р.Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так:

Дальний предок аргынов - прославленный Даир-ходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием.

 [Праведным. Ак жол - букв. "светлый путь". - Б.К.]

Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство) равный куну трех человек.

 [Хун у казахов был, по существу, разновидностью виры или головничества, которые возникли при родовом строе. Например, в Древней Руси, Германии и у других народов это был выкупной штраф вместо кровной мести за убийство и увечье. Размер хуна у казахов зависел от классовой принадлежности, пола и возраста убитого и искалеченного. (С.Е. Толыбеков. Кочевое общество казахов в XVII-начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата., Наука, 1971. С.358)

Республика Казахстан находится в центре Евразии, большей частью территориально находится в Азии и меньшей в Европе. Земли Казахстана омываются Каспийским морем, а граничат с Китаем, Уралом, Сибирью, Средней Азией и Нижним Поволжьем.

Многонациональный Казахстан начал формироваться еще в 15 веке, когда процветало Казахское Ханство. Он сложился благодаря созданию нации, в состав которой входили тюрские монгольские племена.

Народы населяющие Казахстан

В Республике Казахстан проживает около 17 950 000 человек. На сегодняшний день казахи являются основным населением этих территорий, численность который составляет 63.1% от всего населения.

И все же Казахстан многонациональная республика. Здесь проживают представителя других наций, которые сохраняют культуру своего народа и в то же время чтят историческую культуру коренных жителей. Численность русских жителей составляет 23,7%, украинцев - 2,1%, узбеков - 2,9%, татар - 1,3%, уйгуров - 1,4%, немцев - 1,1%. Помимо всех перечисленных народов здесь живет еще около 4,5% людей других национальностей.

Большая часть населения Казахстана являются городскими жителями - около 60%. При этом самыми густозаселенными городами являются Алматы (каз.яз.), также название Алма-Ата (1 806 833 чел. на 2018 год ), на втором месте столица Астана (1 035 537 чел. на 2018 год ), а третье место по количеству жителей занимает город Шымкент (1 005 996 чел. на 2018 год ).

Культура и быт народов Казахстана

(Традиционная юрта )

Говоря о Казахстане в первую очередь стоит поблагодарить этот народ за то, что они сохранили до наших дней юрты. Юрты появились довольно давно, в них проживали тюрские племена. Благодаря казахскому народу, мы можем видеть их и сегодня.

Если говорить о повседневной жизни казахского народа, можно сказать, что основой их хозяйства, конечно, является скотоводство. На протяжении долгих времен скот был для казахов всем: едой, транспортом, накоплениями, одеждой. С помощью скотоводства казахи добывали молоко, из которого готовили молочные продукты, а после могли их продать. Из верблюжьего молока, которое также было доступно для казахов изготавливали различные продукты, полезные для здоровья. Обычное коровье молоко было источником сыров, айрана, творога, курта и других продуктов.

Верблюды были привычным и обыденным скотом для населения, при этом люди отдавали предпочтение именно двугорбым. Для того, чтобы они были выносливы, хозяева вызывали жажду у верблюда, добавляя ему в пищу соль. Если верблюд сыт и напоен, а выпить он может 50 литров воды, на нем можно перевозить тяжелую кладь в течение 6 и даже 10 дней. Поэтому верблюды были очень востребованы казахским народом.

Национальной одеждой казахов является кочевая одежда, изготовленная из шерсти животных - верблюжьей, овечьей и козьей. Эта одежда не отличается особой красочностью, но она удобна и символична для казахского народа.

Традиции и обычаи казахского народа

(Древний танец )

Традиции и обычаи Казахстана уходят своими корнями в глубокую языческую древность. Каждый праздник Казахстана очень яркий, красочный, веселый и чарующий. Даже свадебный обряд в Казахстане проходит с необычной изюминкой. Сватовство и сама свадьба должны проходить в определенные дни. Прежде чем жених увидит невесту, гонцы жениха отправятся на разведку к будущему тестю. Потом жених сможет увидеть суженую, но за определенную плату - калым. Как только мужчина войдет в дом будущей жены, ему придется пройти еще несколько испытаний и только потом он сможет начать официальную подготовку к свадьбе.

Самым ярким праздником у казахов является праздник Наурыз - день рождения весны. По древним календарям этот день празднуется в Новый год. Весну встречали в чистых убранных домах, в красивых одеждах и с переполненными едой столами. Казахи считают, что если весна войдет в чистый и уютный дом, они принесет удачу и счастье его жителям. Сегодня этот праздник отмечается 22 марта.

Праздник Дастархан - праздник вежливости и дружелюбия. В этот день казахи открыты и гостеприимны, как никогда. Люди готовы впустить в свои дома любого гостя, путника и незнакомца, накормить его, напоить и дать кров. В этот день люди знакомятся между собой, приглашают на чаепитие соседей и простых прохожих. Если гость уйдет голодным и не совсем веселым, значит хозяева не смогли сохранить атмосферу праздника в своих стенах.

26512 1-05-2015, 00:00

Тайна происхождения этнонима «казак/казах»

ENG RUS KZ


Если с датой возникновения Казахского ханства (1465/1466 гг.) согласно квалифицированное большинство ученых, то в отношении происхождения названия самого народа "казах" такого же единодушия нет. Данный этноним является уникальным и загадочным в том смысле, что доподлинно неизвестно даже то, какой язык дал ему жизнь, хотя считается, что он имеет древнетюркские корни. Но с таким же успехом можно утверждать и о его древнеиранских или древнемонгольских основах.

Трудный вопрос

Вопрос этот представляет большой научный интерес как с лингвистической, так и с исторической точек зрения. Ответ на него очень труден, во многом гипотетичен и пока что однозначно невозможен.
Признанный специалист в этом крайне запутанном вопросе академик НАН РК Б.Кумеков пишет, что на протяжении двух столетий ученые пытаются раскрыть семантику данного понятия. Однако пока никому не удалось вынести окончательное суждение. Добавим от себя, что и в ближайшем будущем на это нет никаких шансов. Хотя над разгадкой тайны имени "казах" трудились в свое время лучшие научные умы.

Так, историк А.Левшин, которого Ч.Валиханов с полным на то основанием называл "Геродотом казахского народа", констатировал, ссылаясь на мнение восточных историков, что "древность имени "казак" восходит далее от Рождества Христова", что "казаки составляли самостоятельный и независимый народ в отдаленнейших веках нашего летосчисления". А современные ему "татарские казаки" были только "подражатели и название их не татарское, а занятое у другого народа". И приходил к выводу о том, что "самое название их как имя собственное народа не подлежит ни переводам, ни этимологическим спорам". Вот так, ни больше, ни меньше.

Сам же Чокан Валиханов писал, что в эпоху формирования Казахского ханства и казахского народа "имя к а з а к… имело значение довольно почтенное и означало возвышенность духа, здравость - соответствовало европейскому рыцарству. Кочевой степняк, для отличия от своих городских родовичей-соседей, узбеков и ногайцев, гордился именем к а з а к а - свободного степняка, кочевого человека". В семантику и морфологию этого специфического военно-богатырского термина он, как видим, предпочел не углубляться.

Большой знаток истории и генеалогии казахов Мухамеджан Тынышпаев также отмечал, что все возможные толкования слова "казак" помимо "разных несуразностей только запутывают вопрос". Поэтому он даже не рассматривал эти "толкования" ввиду их "полной несостоятельности". И прямо заявлял, что искать значение слова "казак" столь же бесполезно, как и попытка найти значение слов "русский", "араб", "француз" и т.д.

Первый казахский профессор истории С.Асфендиаров критиковал односторонние, "лингвистические изощрения и изыскания", считал их совершенно бесплодными и вполне обоснованно говорил, что вопрос о происхождении слова "казах" и казахского народа должен разрешаться "не путем отвлеченных лингвистических толкований", а только путем конкретного исторического анализа.

В 1943 г. была издана "История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней)" - первая систематизированная научная история казахского народа. В ее написании участвовали известные советские и казахстанские ученые. Казалось бы, в этом фундаментальном академическом издании по национальной истории происхождению термина "казах" будет уделено первостепенное внимание. Однако вопреки ожиданиям ему было уделено всего около одной страницы. Обозначив проблему "Вопрос о происхождении слова "казах", авторы лишь констатировали, что сам термин восходит к весьма древней основе, происхождение и значение которой до сих пор остаются неясными. Никаких попыток прояснить этот вопрос именитые авторы не предприняли. Остается только гадать, по какой причине. Видимо, по идеологической: опасались быть обвиненными в буржуазном национализме в области языкознания.

То же самое касается других изданий "Истории Казахской ССР" советского периода, разве что в издании от 1979 г. об этом этнониме говорится более подробно. Но тоже отмечается, что точного, однозначного ответа на вопрос о его происхождении в науке как не было, так и нет по сей день.

Вольные люди

Во втором томе "Истории Казахстана" издания 1997 г. академик Б.Кумеков подробно и критически разбирает все версии, пытающиеся объяснить смысл термина "казах". Однако констатирует, что в изложенных мнениях нет ничего нового - они, за редким исключением, основаны на высказанных в прошлом воззрениях.

В начале 2000-х годов российские ученые С.Кляшторный и Т.Султанов предприняли очередную попытку выяснить историко-политологическое и этническое содержание термина "казак". Они традиционно подчеркнули, что в исторической литературе до сих пор существуют самые разнообразные толкования его происхождения. Отметили, что одно из первых упоминаний слова "казак" в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 г. и со значением "бездомный", "бесприютный", "скиталец", "изгнанник". Тем не менее авторы тоже признали, что пока еще нет надежного этимологического объяснения слова "казак".

Но каково бы ни было его происхождение, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение, в смысле - одинокий, свободный, бездомный, скиталец, изгнанник, добытчик. То есть, за словом "казак" закрепилось немало самых разных переносных значений: от разбойника и грабителя до удалого героя-молодца.

Таким образом, изначально слово "казак" не имело ни политического, ни этнического содержания, а только социальное. Казаком называли всякого вольного человека, отколовшегося от своего государства, народа и племени, вынужденного по этой причине вести жизнь искателя приключений. Людей, которые вели такой образ жизни (по необходимости или по доброй воле), в степи всегда было немало.

То есть, "казаком" мог стать любой человек, независимо от происхождения, рода и племени, даже принцы крови, например, чингизиды или тимуриды. Как сам Тимур, Тохтамыш, Бабур, Султан Хусейн Байкара, Мухаммад Шайбани, сибирский хан Кучум и другие. Причем, вести образ жизни казака не было чем-то зазорным и предосудительным, наоборот, считалось делом чести и геройства, когда претендент на трон какое-то время своей жизни будет "казачествовать", тем самым подтверждая свое право на власть.

Позже это тюркское слово появилось и в русском языке, а первоначальной родиной славянского казачества являются южные окраины Руси, смежные с Кыпчакской степью (т.н. "Диким полем"). Как известно, казаки были не только тюркские, но и русские (например, донские), украинские (запорожские), литовские (из беглых крымских татар), а также монгольские, могольские, ногайские, кызылбашские и другие. Автор этих строк, защитивший в свое время докторскую диссертацию по истории российского казачества в Казахстане, согласен с такой точкой зрения.

Для обозначения образа жизни казака в восточных источниках появилось существительное казаклык - "казакование", "казачество", "скитальчество", "вольность", а также глагол "казакламак" - "скитаться", "вольничать". Такие казаки составляли специальные общества казаков, или "джамаат-и казак".

Их упоминания встречаются в трудах многих средневековых мусульманских авторов - как тюркских, так и персидских.

Известный казахстанский востоковед В.Юдин в неопубликованной при жизни статье "К этимологии этнонима казах (казак)" обобщил все ранее опубликованные материалы о происхождении данного термина. Отметив при этом, что результаты научных изысканий все еще незначительны, так как по сей день не удалось даже установить язык, давший жизнь слову "казах".

Варианты этимологий

К настоящему времени учеными предложено более двадцати самых различных этимологий: от "каз ак" и "кыз ак" до "кас сак" и "кай сак" - в зависимости от научных или антинаучных предпочтений их авторов. Такое большое количество бессистемных толкований этнонима "казак/казах" само по себе является доказательством их несоответствия исторической реальности. Потому их и не принимают серьезные ученые. Особенно часто этноним "казак" выводят из слога "сак", хотя между казахами и саками лежит временной разрыв более чем в полторы тысячи лет, что делает такие гипотезы фантастическими и совершенно неприемлемыми.

Общим недостатком всех этих гипотез является внешнее звуковое сходство с прототипом (т.е. "казак" и современным словом "казах"). По этой причине поиски ведутся в пределах заранее очерченной лексической сферы, что априори обрекает такие попытки на неудачу. Против таких поверхностных звуковых сближений различных исторических терминов и этнонимов резко выступал еще академик В.Бартольд.

Такие недобросовестные методические приемы, лежащие за пределами серьезной науки, позволяют, при большом желании авторов, отыскать любой этноним в любую эпоху и в любом географическом районе мира. Таких пошлых и архаичных конструкций, карикатурных примеров предостаточно в современных отечественных публикациях, вышедших из-под пера доморощенных "открывателей Америки". Читая таких авторов, думаешь, то ли серьезно пишут, то ли шутят.

В то время как гипотеза о происхождении любого этнонима может приобрести научный характер только в случаях её адекватности фактам исторической фонетики, семантического соответствия и обязательной регистрации прототипа различными памятниками письменности (каменными стелами, священными книгами, историческими сочинениями, хрониками, свидетельствами путешественников, географов, послов, миссионеров, купцов и т.д.).

Нужно также подчеркнуть, что необходимый массив исторических источников написан на многих разносистемных языках - арабском, армянском, латинском, китайском, монгольском, древнеперсидском, персидском, среднеазиатском фарси, польском, древнетюркском, тюркском, древнеславянском, староуйгурском/чагатайском и других. Поэтому зафиксированы средствами совершенно различных лексикографических систем, что порождает порой непреодолимые трудности для исследователей.

Отсюда понятно, что неудачи, связанные с поисками адекватных ответов на вопрос о происхождении этнонима "казах", в первую очередь связаны именно с этим обстоятельством.

Таким образом, вопрос о времени и месте зарождения слова "казак", а также его семантики продолжает оставаться спорным. В письменных источниках домонгольского периода (до XIII в.) он не зафиксирован. Так, Махмуд Кашгари в своем знаменитом словаре тюркских наречий "Диуани лугат-ат тюрк" (XI в.) даже не называет его. Хотя такое социальное явление как "казаклык" (казачествование), надо полагать, уже существовало в среде кимако-огузо-кыпчакских кочевников Восточного Дешт-и Кыпчака.

Что говорит история?

Как отмечалось, впервые слово "казак" в послемонгольское время зарегистрировано в письменном памятнике в Египте в середине XIII в. Известно также, что от момента зарождения какого-нибудь нового термина и до его фиксации в письменной речи проходит довольно-таки значительное время.

В XIV-XV вв. все население современного Казахстана именовалось собирательным названием "узбеки", только за населением Жетысу закрепилось особое название "могулы" (до XVI в. регион входил в состав Могулистана). С середины XV в. кочевых узбеков стали разделять на собственно узбек-и шайбан, узбек-и казак и мангытов-ногаев, правители которых (потомки Шайбана, Уруса и Едыге) находились в постоянной междоусобной вражде. Обособление группы племен под названием "казак" или "казах" стало инкубационным периодом для последующего вызревания нового этноса под новым названием.

После откочевки от шайбанида Абулхайра потомков хана "Ак Орды" Уруса - султанов Керея и Джаныбека, которые совершили молниеносный марш-бросок из присырдарьинского региона в Жетысу, за ними закрепилось на новом месте обитания парное название "узбек-и-казак", т.е. "узбеки-беглецы". Как части народа, отколовшегося от материнского этноса узбеков, как вольных жителей степи.

В конце XV - начале XVI вв. под предводительством внука Абулхайра - Мухаммада Шайбани основная масса кочевников-узбеков из Восточного Дешт-и Кыпчака под давлением казахов и мангытов переселилась в Мавераннахр, Ферганскую долину и Хорезм. За ними на новой родине в Средней Азии закрепилось привычное название узбеки, за страной - Узбекское ханство, ныне - Узбекистан. Причем кочевые узбеки под влиянием местных народов и окружающей среды постепенно перешли к оседлости, орошаемому земледелию, торговле и ремеслу, окончательно восприняли ислам.

А откочевавшим первоначально в Жетысу и вернувшимся обратно после смерта Абулхайра кочевникам по политическим причинам потребовалось новое название, которое отличало бы их от ушедших в Среднюю Азию собственно узбеков. Поэтому за племенами, оставшимися в степи под властью потомков Урус-хана, окончательно закрепилось название вольных и свободных кочевников степи - казахи, за страной - Казахское ханство, сегодня - Казахстан.

Причем казахи, в отличие от узбеков, еще в течение нескольких веков были идеальными кочевниками, классической моделью кочевого мира, а слова "казах" и "номад" являлись синонимами.

Хотя господствующей религией у казахов формально считался ислам, они в значительной мере сохраняли шаманизм (тенгрианство), пережитки которого благополучно существуют и по сей день, что говорит о живучести традиционных народных верований и культов.

От "казаков" к "казахам"

Таким образом, слово "казак", имевшее первоначально социальное значение, после откочевки Керея и Джаныбека приобрело вначале политический, а затем этнический смысл, превратилось в новый этноним - казахи, т.е. в самоназвание нового народа. Возникшее в 1465/1466 гг. независимое Казахское ханство стало первым по времени в Средней Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или исторически предками.

С течением времени между кочевыми узбеками Средней Азии и вчерашними узбеками-казахами Казахстана возникли определенные различия в языке, культуре, быте, нравах и обычаях. Хотя некогда это был единый суперэтнос с общей историей, названием, территорией, родоплеменным устройством, хозяйством и бытом. Это и поныне сближает два братских тюркоязычных народа - казахов и узбеков. Не случайно казахи еще долго вспоминали: "Предки мои, начало мое - узбеки".

Казахский этнос имеет очень сложную и разветвленную родовую структуру. Но интересно, что среди казахов не было отдельного рода или племени "казах", в то время как у азербайджанцев, например, есть род "казах", проживающий ныне в Казахском районе этой республики.

Таким образом, на всей огромной территории былого Восточного Дешт-и Кыпчака: от Алтая и Алатау до Жайыка, от Южной Сибири до Ташкента на базе многочисленных местных и пришлых племен и родов сложился многочисленный тюркоязычный народ - казахский, в составе единого централизованного государства - Казахского ханства.

Представляется, что образование самостоятельного Казахского ханства, сложение единой народности и закрепление за ним нового названия, завершение формирования единого языка являются звеньями одного исторического процесса - появления в Евразии в XIV-XVII вв. нового пассионарного этноса - казахского.

Хотя установлено, что история народа и история этнонима порой могут и не совпадать. Однако случай с этнонимом "казах" представляет собой счастливое исключение. Впрочем, на этом приключения нового этнонима не закончились.

Если наши предки всегда именовали себя казахами, то не все соседи признавали такое самоназвание народа. Так, в XVI-XVIII вв. казахи были известны на Руси под именем "казаков", "казачьей орды" или "казацкой орды". После вхождения в состав царской России казахов, чтобы не путать с русскими казаками (оренбургскими, сибирскими, уральскими и семиреченскими) и собственно тянь-шанскими кыргызами, стали называть "кайсаками", "киргиз-казаками", "казак-киргизами", "киргиз-кайсаками", а в обиходе просто "кыргызами". Так продолжалось до Октябрьской революции 1917 г., которая вернула казахам их истинное название. Правда, не сразу.

В августе 1920 г. Советским правительством был издан декрет "Об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики" в составе РСФСР. Т.е. в наименовании первой советской республики казахского народа по инерции сохранилось прежнее название "киргизы". В апреле 1925 г. усилиями национальной интеллигенции было восстановлено исторически правильное название народа - казахи, и Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР, население стало именоваться "казаками". Так как в русском языке тогда было принято написание "казак", а не "казах" и, соответственно, Казакстан, а не Казахстан. 9 февраля 1936 г. президиум КазЦИК набрался смелости признать более точным написание названия народа - "казахи" и, соответственно, страны - Казахстан. С чем Москва вынужденно согласилась, чтобы окончательно отличать тюрков-казахов от русских казаков.

Такова извилистая и запутанная судьба современного этнонима "казах", который, несмотря на все исторические перипетии, проявил удивительную жизнестойкость, сохранился в первозданном виде и дошел до наших дней. А ведь мог и исчезнуть, как это не раз бывало в истории.

Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.

История

История казахского народа охватывает несколько периодов, в том числе:

  • Ранний;
  • Средние века;
  • Казахское ханство;
  • История в составе Российской империи и СССР;
  • История современного независимого Казахстана.

Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале 15-ого века начинается формирование Казахского ханства. Тюрские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине 15-го века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронули Ногайскую Орду.
Сближению Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы прошлого века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. Многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена второй мировой войны около 500 тысяч человек оказались призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы Российской Федерации и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.

КАЗАХИ - народ, являющийся основным населением Казахстана. Устаревшее название - киргизы (не следует путать с современным киргизским народом). Общее количество казахов превышает 14 миллионов человек, из них в Казахстане проживают 10,5 миллионов. В Китае живет 1,5 миллиона казахов, в Узбекистане - от 800 тысяч до 1,1 миллиона, в России - 650 тысяч. Казахский язык входит в алтайскую семью (тюркская группа). Для письма казахи используют кириллический алфавит. По религиозным взглядам являются мусульманами суннитского толка.

Предками народа были племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана. Эти племена индо-иранского происхождения в 1 тысячелетии нашей эры подверглись влиянию мигрирующих тюрков. Первоначальное становление казахской народности относится к 12-13 векам. Немного позже монгольские завоевания привели к тому, что казахи ассимилировали некоторое количество монголов. В 15 веке возникло Казахское ханство. В рамках этого государства казахи окончательно сформировались как независимый народ, разделенный на три жуза (племенные группы).

Присоединение казахской территории к Российской империи происходило в 18-19 веках на добровольной основе. После Октябрьской революции возникла Казахская АССР. С распадом Советского Союза в 1991 году обрела независимость Республика Казахстан.

Традиционным занятием казахов является скотоводство кочевого или полукочевого типа. Казахи разводят овец, коз, крупный рогатый скот, коней, верблюдов. Зимой и летом кочевники посещали разные районы с наиболее подходящими к сезону климатическими условиями. Земледелие не было так развито и играло в хозяйстве подспорную роль. Когда Казахстан стал частью России, ситуация с земледелием изменилась. Произошло его развитие, возросла роль таких культур, как пшеница и просо.

Среди ремесленников существовало и по-прежнему существует разделение по половому признаку. Так, женщины работают с шерстью, занимаются шитьем (в том числе золотой нитью), изготавливают коврики и циновки. Мужчины-казахи работают с металлом, деревом, кожей, делают ювелирные украшения.

Оседлые казахи традиционно жили в аулах, кочевники перевозили с собой юрты. Мужчины носили рубашки, штаны и наброшенный на плечи бешмет. У богатых казахов халат мог быть бархатным, с золотым шитьем и меховой оторочкой. На голову надевали тюбетейку, поверх нее мог быть еще один головной убор. Женщины надевали штаны, безрукавку, платье (разноцветное для молодых женщин, черное или белое для пожилых), разнообразные уборы, украшения из драгоценных металлов и стекла.

Пищевой рацион казахов в теплое время года состоял из молока и напитков на его основе (айрана, катыка, кумыса), а также сыра. В холодное время казахи переходили на мясо и растительную пищу. Это было связано с годичным циклом откочевки и выпаса скота и с уборкой урожая.

Единицей общественной организации у казахов является кочующая община. Семьи приняты малые, жена проживает вместе с родственниками мужа. Приняты левират и сорорат. В первом случае вдова может вступать в брак с братьями покойного мужа. Во втором, напротив, вдовец имеет право жениться на сестре жены. Любопытны обычаи сватовства, обязательного выплачивания калыма за невесту. Казахи сохранили национальное искусство, включающее песни, эпос, импровизированную поэзию акынов, истории о предках.



Похожие статьи
 
Категории