Что такое реализм в литературе. Реализм в литературе

07.02.2019

термин используется в двух смыслах: в одном случае реализм противостоит номинализму - как позиция, допускающая существование общего в виде "реалий"; в другом - противостоит инструментализму и феноменологизму, т.е. реализм в данном случае - это позиция, соотносящая научные теории с объективной реальностью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕАЛИЗМ

от позднелат. realis - вещественный, действительный) - философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях - «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой.

Реализм в средневековой философии - один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющих онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия - основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении реализма обычно выделяют два его вила: крайний реализм, считающий универсалии существующими независимо от вещей, и умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Реализм в крайнем своем выражении из-за пантеистических тенденций вошел в конфликт с церковью, поэтому в Средние века господствовал умеренный реализм. Платонизм переработан в 3-4 вв. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира). Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные веши) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облачения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний реализм возникает как оппозиция номинализму И. Росцелини, выраженная в доктрине его ученика 1ильома из Шампо, утверждающего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле реализма развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.). Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме - как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» - Как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме - как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный реализм серьезно поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значительная доктрина умеренного реализма появляется в 16 в. у Суареса. Средневековый реализм пытался осмыслить проблему общего и единичного, природу абстракций. Реализм в современной философии - совокупность философских учений и школ, общая черта которых - признание реальности предмета познания, т. е. его независимости от сознания и познавательных актов. Признание объективности предмета познания в гносеологии связано в современном реализме с метафизическим противопоставлением субъекта и объекта как в гносеологическом, так и в онтологическом плане. Разрабатываются три варианта понимания познания: непосредственное познание, подразумевающее принципиальную однородность субъекта и объекта в онтологическом плане (неореализм, или «непосредственный реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «онтологическое» решение, признающее субъект и объект равноправными сторонами единого бытия (критическая онтология).

РЕАЛИЗМ

лат. realis - действительный, вещественный) - направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия. В зависимости от того, что именно наделяется таким статусом, Р. дифференцируется на: 1) - стихийный Р., характерный для архаичных культур и основанный на онтологизации человеческих представлений о мире, в рамках которой предметом объективации выступает непосредственное содержание опыта; 2) - концептуальный Р., оформляющийся в контексте зрелой культурной традиции и - в противоположность стихийному Р. - основанный на рефлексивно осознанном дистанцировании объекта и мысли о нем. К концептуальному Р. относятся: (а) - Р. как философское направление, представленное онтологизацией общих понятий (средневековый Р.), предмета познания (неореализм и критический Р. в философии 20 в.), социальных отношений; (б) - Р. как художественный метод, основанный на презумпции объективного бытия конструируемой в процессе художественного творчества реальности. В качестве философского направления Р. объективно представлен уже в концепции "мира эйдосов" Платона; как осознающее себя направление конституируется в рамках средневековой схоластики в борьбе с номинализмом по проблеме универсалий. Если номинализм трактует последние как имена (nomina) реально существующих единичных объектов, то Р., напротив, базируется на презумпции объективной реальности универсалий (universalia sunt realia). Начиная с Августина, Р. синтетически объединяет в своем содержании установки платонизма с христианским креационизмом ("роды" и "виды" как идеальные образы будущих объектов в сознании Творца - у Августина; пред-бытие вещей как архетипов (arhetipum) в разговоре Бога с самим собой - у Ансельма Кентерберийского; самость (haecceitas) вещи, предшествующая ее бытию и актуализирующаяся в свободном волеизъявлении Божьем - у Иоанна Дунса Скота и т.п.). Крайний Р., основанный на трактовке универсалий как существующих вне и до индивидуальных объектов и интеллекта, дифференцируется на ранний, моделирующий бытие общего в сознании Бога как сущность, предшествующую индивидуальному бытию, - последнее мыслится в данном случае как результат воплощения сущности, т.е. облечения ее неатрибутивными акциденциями, включая телесность (Иоанн Скот Эриугена), и поздний, мыслящий сущности в качестве первичных субстанций, представленных в единичных объектах (Гийом из Шартра). Поскольку в рамках этой версии Р. объективно возможен сдвиг трактовки креационного догмата в сторону безличной эманации (единичное бытие с из "вида", "вид" - из "рода", "род" - из общего принципа), постольку в качестве официальной доктрины ортодоксальной церкви был принят не радикальный, а умеренный вариант Р. (Альберт Великий, Фома Аквинский, Суарес и др.). Развернутая модель умеренного Р. оформляется в рамках томизма на базе перехода от платонизма к аристотелизму и синтеза европейской схоластической традиции с арабской (аверроизм). Согласно Фоме Аквинскому, троичность бытия универсалий может быть представлена как: бытие до вещей" (ante res), т.е. бытие в Божественном сознании в качестве прообразов вещей; "бытие в вещах" (in rebus), т.е. их бытие в единичных предметах в качестве их сущностей (субстанциальных форм); "бытие после вещей" (post res), т.е. их бытие в качестве абстракций в человеческом сознании, постигающем структуру божественного мироустройства. В современной философии наряду со своим развитием в рамках неотомизма, Р. конституируется как направление в гносеологии, основанное на презумпции объективного доопытного существования объекта познания (что в ситуации 20 в., особенно после разработок Копенгагенской школы, становится далеко не очевидным и нетривиальным). Когнитивный реализм дифференцируется на: (I) - неореализм (Р.Перри, У.Марвин, Э.Холт, У.Монтегю, У.Питкин, Э.Сполдинг и др.), фундированный так называемой "презентативной гносеологией", критически направленной против отождествления действительности и опыта (индивидуального в прагматизме и безлично-абсолютного в неогегельянстве) и постулирующей независимое от сознания бытие объекта, могущее реализоваться как в existence (бытие в пространственно-временном континууме), так и в subsistence (существование идеального объекта вне пространства и времени). Возможность познания, понимаемого как преодоление субъект-объектного дуализма ("эпистемологический монизм"), достигаемое за счет "презентации" объекта в субъективном сознании, базируется на непосредственном "схватывании" действительности сознанием ("непосредственный Р."); (II) - критический Р. (А.Риль, О.Кюльпе, Э.Бехер, А.Венцль, А.Сет, Д.Хикс и др.), основанный на так называемой "репрезентативной гносеологии", вводящей между объектом и субъектом опосредующее звено - "данное" (data), трактуемое либо как константные логические сущности (Сантаяна, Д.Дрейк, А.Роджерс, Г.О.Стронг), либо как психические образования (Селларс, Дж.Пратт, А.Лавджой), либо как "духовная природа" бытия (Д.Уайлд, М.Чапмен, Р.Паркер, П.Вейс, У.Хартшорн, У.Шелдон). Как последнее направление, так и "темпоралистический Р." Лавджоя формируют своего рода синтетическую модель, ориентированную на включение в свое содержание элементов классического идеализма и неореализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕАЛИЗМ - художественный метод (ведущий содержательный принцип) в литературе XIX-XX вв., который характеры и обстоятельства в произведении объясняет социально-исторически, а не непосредственно общечеловечески, хотя опосредованно может раскрывать и часто раскрывает проблемы общечеловеческие. Два основных признака реализма - историзм и социальный детерминизм (от латинского determino - определяю) - не только типические характеры и типические обстоятельства (см.: Образ художественный), но и их типическая причинностная связь. Это сложный метод, не менее, а зачастую более творческий, чем дореалистические, потребовавший от литературы накопления огромного опыта.

Художественный историзм - это закрепленное в тексте произведения искусства представление о действительности как закономерно, в принципе прогрессивно развивающейся, о связи времен и их качественных различиях.

Какие-то представления об изменении жизни были во все эпохи. Так, в архаическом сознании она эволюционирует по нисходящей, от “золотого века” к “железному”. Традиционное христианское сознание допускает прогресс человечества - приближение к Царству Божию, но с непременным концом света, когда времени больше не будет. Только в начале XIX в. комплекс признаков, характеризующих понимание истории, складывается в новое качество. Историзм охватывает содержание и образный строй произведения искусства.

Вот как выражается благородный герой Шуйский в трагедии А.П. Сумарокова “Димитрий Самозванец” (1770): “Спасу престольный град, отечество избавлю: / Умру, но имени бессмертие оставлю. / Почтен герой, врага который победит, / Ho кто отечество от ига свободит, - / И победителя почтенней многократно: / За общество умреть и хвально и приятно”. Последний стих заимствован у Горация (“Dulce et decorum pro patria mori” - у A.C. Пушкина в неоконченной повести из римской жизни перевод: “Красно и сладостно паденье за отчизну”), которого исторический князь Василий Шуйский, конечно, не читал. В пушкинском “Борисе Годунове” (1825) исторически тот же Шуйский, умный и хитрый, говорит совершенно иначе: “He хвастаюсь, а в случае, конечно, / Никая казнь меня не устрашит, / Я сам не трус, но также не глупец /И в петлю лезть не соглашуся даром”. Пушкина отделяют от Сумарокова всего 55 лет, нас от Пушкина - гораздо больше, но к современному сознанию пушкинское неизмеримо ближе. Сумароковский герой говорит и действует так, как должен был, по нормам классицизма, говорить и действовать идеальный герой во все времена и как на самом деле никогда не бывало. Персонаж Пушкина - человек своего времени, оцениваемый автором в свете истории: реплика Шуйского посвящена недавнему прошлому, характеризует его в художественном настоящем и “намекает” на последующую историческую роль этого человека, ставшего царем, но не принесшего блага России и потерпевшего крах. Историзм синтезирует в образе разные времена, делает его объемным, “стереоскопичным” в плане представлений о развитии.

Историзм - непременное свойство реализма, хотя возник он в романтической литературе, подчеркивавшей (иногда декларативно, в авторских разъяснениях, как в романах В. Скотта) не связь времен, а в основном их различия. Прогрессивность развития для историзма и реализма - не абсолют, допускаются “зигзаги” истории, ее замедление, почти остановка. Так обрисовано М.Ю. Лермонтовым время Печорина. Л.Н. Толстой написал статью, оспаривавшую понятие прогресса, но его художественный историзм в “Войне и мире” - глубочайший, раскрывающий непобедимость сил добра, а в 1902 г. он в письме к Николаю II заявлял: “Самодержавие есть форма правления отжившая...” - и доказывал, что суровые меры применяются “ради такого неисполнимого намерения, как остановка вечного движения человечества от зла к добру, от мрака к свету”.

Первые реалисты в России, сохраняющие преемственную связь с прежними художественными принципами, - это, кроме Пушкина, А.С. Грибоедов и в некотором смысле И.А. Крылов, чьи басни как никогда раскрыли русский национальный характер в его разнообразии. Н.В. Гоголь - фигура в этом смысле более сложная, противоречивая, но именно в его произведениях последующая русская литература усмотрела начало “социальности”.

Ни Пушкин, ни Гоголь не пользовались термином “реализм”. Теоретик реалистической литературы В.Г. Белинский употреблял словосочетание “поэзия реальная”, реалисты и натуралисты 40-х гг. получили общее наименование “натуральная школа”. На рубеже 40-50-х гг. XIX в. “школа реалистов” сложилась во Франции. Ее основали художник Г. Курбе, писатель и литературный критик Шанфлёри (Ж. Юссон). Наименования “натуральная школа” и “реализм” были даны этим “школам” их литературными противниками, придававшими своим определениям негативный смысл, но закрепились и привились. Шанфлёри считал своим предшественником и учителем Бальзака, у которого ценил точность наблюдений, обращение к современной теме, бытописание (т.е. упрощал его так же, как “натуральная школа” - Гоголя). В сборнике статей “Реализм” (1857) он даже отрицал правомерность художественного вымысла. Скорее он был представителем раннего натурализма, чем собственно реалистом. Реалистом считал себя классик французской литературы Г. Флобер. После романа “Мадам Бовари” (1857) с героиней, меняющей любовников и запутывающей свои денежные обстоятельства до того, что она вынуждена покончить с собой, Флобер был привлечен к суду за оскорбление общественных нравов: реализм и реальность еще почти отождествлялись.

В России слово “реализм” первым употребил критик П.В. Анненков в 1849 г. Ho Д.И. Писарев даже в 60-е гг. называл “реалистами” людей “положительного” направления, материалистов-прагматиков, не имевших отношения к художественному творчеству и отрицавших его. Тем не менее термин “реализм” в литературе утвердился. Им охотно пользовался Н. Щедрин, убежденный, что используемые им гротескные фантастические формы не мешают его произведениям быть реалистическими. Ф.М. Достоевский говорил о своем реализме “в высшем смысле”, “фантастическом реализме”, вовсе не имея в виду фантастических форм.

Большинство классиков русской и западной литератур начиная с 30-40-х гг. XIX в. считаются реалистами. Они обогатили реалистические принципы. Флобер показал человека как не только социальное, но и биологическое существо. Достоевский и Л.Н. Толстой продемонстрировали огромное значение, наряду с социальным и социально-психологическим, индивидуально-психологического детерминизма, а Толстой - и детерминизма собственно исторического: такое событие, как Отечественная война 1812 г., объективно объединяет людей разных сословий (князей Болконских, графов Ростовых и Безухова, армейских офицеров Денисова и Тимохина, купца Ферапонтова, готового сжечь свой дом, чтобы в него не вошли французы, рядовых солдат, крестьянина-партизана Тихона Щербатого).

В период расцвета модернизма реализм некоторым казался устаревшим, но когда писатели-реалисты (И.С. Шмелев, М.М. Пришвин, Е.И. Замятин, А.Н. Толстой и др.) написали ряд значительных произведений, критика в 1910-е гг. заговорила о “неореализме”, имея в виду реализм, не отказывающийся от находок нереалистических направлений, и возобновила разговор о нем в советской России 20-х гг. Тогда же предлагались многие другие обозначения, относившиеся не всегда к собственно реалистической литературе: “тенденциозный реализм” (В.В. Маяковский), “дубль-реализм” (И.Л. Сельвинский), “динамический реализм” (теоретики группы “Перевал”) и др. В 1932 г. появилось словосочетание “социалистический реализм”, исходившее от И.В. Сталина. Его провозгласили основным методом советской литературы, а впоследствии признавали даже единственным в ней. Первыми произведениями социалистического реализма были названы “Мать” и “Враги” (1906) М. Горького. В отличие от этого метода классический реализм получил определение “критический”. Таким образом “реабилитировались” перетолкованные классики, в 20-е гг. чаще отвергавшиеся. На самом деле положительного содержания в творчестве А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова не меньше, чем критического.

Социалистический реализм - не выдумка Сталина. Он действительно разновидность реализма, проявившаяся в творчестве М. Горького, АН. Толстого, А.А. Фадеева, К.А. Федина, Л.М. Леонова, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского и др. Его социальный детерминизм основан на объяснении общественных изменений общественными же причинами (а не нравственным совершенствованием человека, составляющим главное содержание классического реализма), его историзм особенно высоко ставит будущее в ущерб настоящему, тем более прошлому. В социалистическом реализме изначально был элемент утопизма. В 30-е и особенно 40-50-е гг. он, сохранив прежнее название, выродился в идеологизированный нормативизм, поскольку стал идеализировать не только будущее, но и настоящее. Начиная с 60-х гг. серьезная литература возвращается к реалистическим принципам и общечеловеческим идеалам, хотя понятие “социалистический реализм” подверглось критике лишь в конце 80-х гг.

В зарубежной литературе XX в. крупнейшие реалисты - Дж. Голсуорси, Р. Роллан, Т. Манн, его брат Г. Манн, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер и др. Б. Брехт относил себя к социалистическому реализму, но не акцентировал детерминизм, подчеркивая внутреннюю свободу и ответственность личности.

Страшные события XX в. подорвали веру в прогресс. Наивным оказался оптимизм социалистического реализма, отдававшего всемерное предпочтение будущему, тому, чего еще нет. Крупнейшие писатели и поэты XX в., как М.А. Булгаков и О.Э. Мандельштам, подчеркивали целостность человеческого бытия, повторяемость ситуаций и явлений в истории. Это далеко от традиционного историзма. Подвергали его сомнению и многие художники на Западе, в том числе реалисты, но это сближало их реализм с модернизмом.

В 1940-е гг. в бельгийской и нидерландской литературах появился “магический реализм”, фактически бывший разновидностью модернизма. С большим основанием это понятие применимо к латиноамериканским литературам, переживающим мощный подъем во второй половине XX в. (М.А. Астуриас, Х.Л. Борхес, Г. Гарсиа Маркес и др.). В них силен “мифологический детерминизм” - художественное объяснение изображаемой реальности с помощью устойчивых, вечных, родовых для человечества, во многом природных начал бытия. По-своему этот детерминизм использовал Т. Манн в романе-тетралогии на библейский сюжет “Иосиф и его братья” (1933-1943) и других произведениях. Элементы “мифологического детерминизма” распространились в советской литературе 70-80-хгг., особенно у представителей народностей, недавно вышедших из родового строя: киргиза Ч.Т. Айтматова, нивха В.М. Санги, чукчи Ю.С. Рытхэу; есть они - в редуцированном виде - и в русской “деревенской прозе”, например у В.П. Астафьева, В.Г. Распутина.

Литературоведы долгое время находили реализм в разных литературных эпохах до XIX в., особенно настойчиво говорили о реализме эпохи Возрождения и реализме эпохи Просвещения. Это неисторично. До XIX в. мог быть интерес к тем или иным сторонам реальности (Д.С. Лихачев убедительно писал об “элементах реалистичности”, но не реализме в древнерусской литературе), жизнеподобные формы изображения, но не реализм как творческий метод.

В настоящее время проявляется противоположная крайность - отрицание самого факта существования реализма. Например, В.П. Руднев пишет: “Как можно утверждать, что какое-то художественное направление более близко, чем другие, отображает реальность... если мы, по сути, не знаем, что такое реальность?”. Ho это вопрос мировоззрения, а не науки. В том, что существовало и существует явление, удачно или неудачно именуемое реализмом, никто не сомневается. “Изгонять из литературоведения слово “реализм”, снижая и дискредитируя его смысл, нет никаких оснований. Насущно иное: очищение этого термина от примитивных и вульгаризаторских напластований”.

Реализм (лат. Realis - - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, который заключается в истинном, объективном и всестороннем отражении. В эпоху средневековья реализмом называли одно из направлений средневековой философии, который приписывал абстрактным понятием реальное существование. В XVIII в. под реализмом понимали тип мышления и поведения (практический), который отличается от типа мечтателя, "идеалиста". Реалистами называли людей, которые ставили перед собой такую цель, которую можно было достичь.

В 20-х годах XIX в. французские критики называли реализмом "новую школу" в литературе, которая отличалась от "литературы идей" (классицизма) и литературы образов (романтизма). Французские писатели (Ж. Шанфлери, Л. Дюранти) выдали сборник статей под названием "Реализм" (1857) и несколько номеров журнала с этим же названием. В журнале был опубликован манифест реалистической школы художника Г. Курбе, в котором звучали призывы изображать повседневную жизнь народа, поднимать социальные проблемы. Курбе создал две знаменитые картины "Дробильщики камни" и "Похороны в Орна", которые стали манифестом реализма в живописи. Дюранти писал, что задача реализма создать литературу для народа. Журнал полемизировал с романтиками, требовал отказаться от идеализации жизни и героев.

Первыми обратились к теории реализма Д. Дидро и Лессинг. Проблемы реализма в течение XIX в. волновали О. Бальзака, Г. Флобера, Тургенева, Л. Толстого. В трудах И. Франко, Э. Золя термин "реализм" употреблялся как синоним термина "натурализм". Отсюда и название "натуральная школа".

Эстетика реализма миметичних в своей основе, то есть связана с пониманием искусства как формы подражания действительности. В нашем литературоведении нет единого мнения относительно генезиса, исторических параметров, этапов развития художественной природы и функциональности реализма. Некоторые считают, что искусство реализма уходит своими корнями в народную поэзию с ее стихийным стремлением к правдивости. Е. Ауэрбах говорит об античном (мифологический) реализм ("Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе»). Реалистический тип мышления присущ искусству с древнейших времен, но термин "реализм" нецелесообразно использовать по отношению к искусству античности и средневековья, когда в силу объективных условий не могли утвердиться реалистичные художественные системы, а наблюдались, как отмечает Д. Наливайко, "только проявления реалистического творчества на эмпирическом уровне, преимущественно в низких, комических жанрах ".

Многие исследователи считают, шо реализм как эстетико-художественная система начал формироваться в эпоху Возрождения. Ренессансный реализм XIV-XV вв. называют гуманистическим, он характерен для творчества Сервантеса, Рабле, Шекспира, Чосера. По мнению Д. Наливайко, ренессансный реализм НЕ направление, а тенденция художественного мышления.

Значительная часть исследователей начало реализма связывает с Просвещением, в частности с творчеством Д. Дефо, Вольтера, Дидро, Дж. Свифта, Г.Е. Лессинга. Эти писатели глубоко раскрыли причинные связи между человеком и средой. М. Конрад, Д. Благой, В. Жирмунский считают, что история реализма начинается не с эпохи Возрождения и не с эпохи Просвещения, а по литературе XIX в. В. Жирмунский отмечает, что о реализме Шекспира, Сервантеса, Рабле можно говорить "в широком смысле слова", в смысле правдивости, а не в смысле Бальзака или Толстого. Основной признак реализма, по мнению В. Жирмунского, в социальности. Начало классического реализма он видит в английской литературе XVIII в., В частности в творчестве Дефо, Филдинга, Смолетт. В истории реализма ученый не находит места для Шекспира.

Большинство современных исследователей возникновения реализма связывает с 30-ми годами XIX века, а ренессансный и просветительский считает предысторией классического реализма. В советский период реализм XIX века называли "критическим".

Термин "критический реализм", вошедший в литературу с "легкой" руки М. Горького, не отражает всей сложности направления, потому что не во всех произведениях есть только критический элемент. Кстати, критический пафос присущ произведениям разных эпох.

Суть реализма хорошо раскрыл один из самых его представителей И. Нечуй-Левицкий: "Реализм или натурализм в литературе требует, чтобы литература была одкидом правдивой, реальной жизне, похожим на одкид берега в воде, с городом или деревней, с лесами, горами и всеми предметами, которые находятся на земле. Реальная литература должна быть зеркалом, в котором бы одсвичувалась правдивая жизнь, хоть и тонкая, похожа на мечту, как сам отсвет ".

Реалистическое направление был формой отрицания романтизма, реакцией на байронизм 30-х годов. По словам Б. Реизова, реализм стал протестом против "титанических героев", "безумной" литературы, против исторических тем в романе и драме... против символической драмы и сентиментально-философской лирики "".

Романтики изображали исключительных героев в исключительных обстоятельствах, реалисты ориентировались на изображение обычной "маленького человека" не в экзотических, а в обычных условиях. Язык романтизма - поэтическая, реалисты используют обычную разговорную речь с диалектами и жаргоном. Однако реалисты не отказываются от романтического пафоса и тех приемов изображения, которые использовали романтики. Элементы романтизма в произведениях Бальзака, Диккснса, Флобера, Достоево-ского, Шевченко, Франка. Опыт романтизма сыграл положительную роль для реализма. Романтики были союзниками реалистов в борьбе против классицизма. Кстати, реализм взял кое-что и от классицизма, в частности, рационализм, композиционную стройность произведения, логичность изложения материала, отдельные приемы изображения персонажей (внимание к интеллектуальной жизни человека, верность долгу, противоречие между долгом и личными интересами). И романтики, и реалисты обратились к конфликту человека и общества.

Между романтизмом и реализмом первой половины XIX в. нелегко провести границу. Бальзак в повестях и романах использует средства романтической фантастики и иронию («Шагреневая кожа»). Романтические мотивы есть в романе Стендаля "Красное и Черное". "Каждый великий реалист, - отмечает Г. Померанц, - по-своему романтик. Писатели, которых мы относим к классическому реализму, не исключают, а продолжают романтические традиции". Романтизм, по словам литературоведа, тяготеет "скорее к старцу, чем к взрослому. Романтизм 8 и одновременно 80 лет, реализму - 40, романтизм - сказка, которую дедушка рассказывает внучке, а реализм - серьезная история для серьезных людей. Но взрослым серьезным людям не можно прямо сказать правду о Маленьком Принце или планету смешного человека (из фантастического рассказа реалиста Достоевского): они засмеют, унизят идею. А вот волшебник-поэт притворяется, что он... серьезный деловой человек. Эта игра волшебника у профессора социологии и называется реализмом ".

Реализм отрицал творческие принципы натурализма с его фактографизм, безпристрастнистю, вниманием к биологическим факторам. Он не фиксирует факты, а проникает в их суть, анализирует. Писатели-реалисты - это исследователи-аналитики. Романтики не занимались конкретным анализом жизни, они осуждали общественные пороки прошлого и настоящего. Реалисты исследуют источник зла, считают, что определяющее влияние на человека имеют общественно-экономические условия.

Важную роль в развитии реализма сыграли достижения естественной, экономической и философской мысли, в частности, диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, идея историзма в трудах французских историков (Тьерри, Минье, Гизо).

Идеологической основой реализма стал рационализм, рациоцентрична теория Просвещения. Ведущим принципом реализма является верность реальной действительности, конкретно-исторический подход к ней, взгляд на историю как на постоянный прогресс, стремление воспроизводить жизнь, изображать его таким, каким оно является во внутреннем мире человека без идеализации и сатирической карикатурности.

Реализм отказался от разделения предметов и явлений на эстетические и неэстетичные. Он отражает действительность во всей полноте и достоверности.

Создавая жизнеподобного образы и ситуации, реалисты не отказываются от мифа, сказки, аллегории, символа. Своей задачей реалисты считали творить для народа, служить ему.

Возвеличу Малых тех рабов немых! Я на страже круг их Поставлю слово, - писал Т. Шевченко. Реалистическая литература, по словам И. Франко, "собирает и описывает факты повседневной жизни, считая только на правду, не на эстетические правила, а заодно анализирует их (факты - Н. Ф.) и делает из них выводы, - это ее научный реализм, она из-за того указывает недостатки общественного строя там, где не все может добраться наука (в жизни ежедневном, в развитии психологическом страстей и намьетностей человеческих), и старается будить охоту и силу в читателях к устранению тех недостатков - это ее постепенная тенденция " .

С правдивостью связана типизация. Во всех учебниках, изданных в советское время, является определение реализма, которое дал Ф. Энгельс: "На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типических обстоятельствах" 2. Это определение не является точным, универсальным. Однако правдивость деталей, типичные характеры и типичные обстоятельства являются особенностями реализма Но во многих произведениях характерные обстоятельства являются исключительными, необычными. В письме к Н. Страхова от 28 февраля 1869 Достоевский писал: "У меня свой взгляд на действительность (в искусстве) и то, что называют почти фантастическим и исключительным, то для меня составляет самую действительность действительности. Обыкновенность явлений и казенный взгляд на них, по моему мнению, еще не реализмом и даже наоборот. В каждом номере газет вы встречаете отчет о реальные факты и о причудливые. Для писателей наших они фантастические, да они и не занимаются ими, а между тем они действительностью ". Типизация делает образы стандартными, упрощенными. Каждый человек воспринимается как представитель соответствующего класса.

Новаторство реализма -в структуре характера, его развития, в связи с типичными обстоятельствами. Характеры реалистических произведений - многогранные, мотивированные, развиваются в логической последовательности. Герои действуют в конкретных общественно-исторических условиях, которые мотивируют их поступки. Реализм признает не только детерминированность поведения человека, но и способность подняться над обстоятельствами, противостоять им. Реалисты отражают действительность, полную острыми противоречиями, конфликтами. Они придерживаются принципа социальности и историзма. Поведение героев реалистических произведений обусловлена объективными социально-историческими условиями. Для реалиста человек - существо социальное. Принцип историзма заключается в воспроизведении колорита времени и места, в понимании истории как процесса качественных изменений, характеризующих национально-историческое своеобразие того или иного этапа в каждой стране. Историзм и социальность взаимосвязаны. Историзм конкретизирует принцип социальности, способствует раскрытию развития социальных условий. Поступки героя вытекают из особенностей характера и психологии, а характер и психология обусловленные жизненными обстоятельствами и социальной средой. Изменение обстоятельств жизни сказывается на судьбе героев. Герои романа "Разве ревут волы, когда ясли полны?" Панаса Мирного и Ивана Билыка, повести "Борислав смеется» И. Франко социально и исторически конкретные.

В украинской литературе реализм утвердился в первой половине XIX в., Этот реализм называется просветительский. "Впервые в украинской литературе просветительская идеология в сфере художественного функционирования появляется, - отмечает М. Яценко - в середине XVIII в. В творчестве Г. Сковороды. Однако она, с одной стороны, существует в определенном симбиозе с философско-этическими учениями античности (Сократ, Эпикур, Сенека, Гораций) и переходит в область философской стыки, где главное место занимают идеи самопознания и нравственного самосовершенствования личности, а с другой - выступает в целом еще не в просветительской художественной структуре, а в пределах старой книжно-богословской традиции и барокко ". В творчестве И. Котляревского соединились черты классицизма, просветительского реализма и сентиментализма. В творчестве Г. Квитки-Основьяненко (в бурлескно-травестийних стихах, одах, поэмах, байках) просветительский реализм сочетается с классицизмом.

В просветительском реализме место занимало социальную среду. Но социальный детерминизм был для персонажей, по словам М. Яценко, "еще не осознанным явлением". "Общественная среда выступает как мир еще не раскрытых закономерностей, сами персонажи - скорее объекты, действующие на уровне эмпирических отношений, а не субъекты действия, которые превращают себя и мир. Отсюда - тенденция вытеснения социального конфликта в морально-этическую сферу, которую Шефтсбери считал независимой от социальных условий ". Ориентация на воспитательное начало обеспечила ведущее место в литературе просветительского реализма мещанские драмы, комедии, трагедии, романа воспитания, сатирическим жанрам.

Лирика не отличалась жанровым богатством. М. Яценко это объясняет тем, что в просветительском реализме в центре внимания были "не индивидуальные характеры и исследования их психологии, а изображение судьбы человека, родовых и сословных ее признаков".

На первый план вышли "низкие" жанры - бурлескная поэма, басня, народно-социально-бытовая драма, народная повесть и рассказы. Просветительский реализм сказался на бурлескной поэме неизвестного автора "Вояж по Малой России г. генерала от инфантериы Беклешов", на бурлескных переделках Гулака-Артемовского от Горация ("К Пархома", "XIV ода Горация, книга II"), на его стихотворных посланиях ("Настоящая Доброта", "прошение Григория К [ветки] и"). Едва ли не самым оперативным и действенным жанром просветительского реализма была байка с разновидностями байка-сказка, басня-поговорка ("Могильные семьи", "Грешник" Е. Гребенки, "Врач и здоровье", "Две птички в клетке" П. Гулака -Артемовського), басня-новелла, басня-вранье ("Пидбрехач", "Солдацький на третьем" Г. Квитки-Основьяненко). В драмах И. Котляревского «Наталка Полтавка» и «Москаль-волшебник" объединены сентиментальные и реалистичные черты, в комедии Г. Квитки-Основьяненко "Шельменко-денщик" - классицистические и реалистичны. Такое сочетание различных стилевых систем наблюдается и в прозе, которая сформировалась после драматургии, в частности в произведениях Г. Квитки-Основьяненко. В юмористически-бурлескных произведениях соединились класицистична и просветительская эстетика ("Мертвецький Пасха", "Вот тебе и сокровище", "прошение господина издателя").

"Литературное Просвещение в Украине, - по наблюдению М. Яценко, - не ограничивается половиной XIX в. Пройдя стадию своеобразного симбиоза с сентиментализмом и романтизмом, просветительский реализм сосуществует с реализмом критическим почти до самого конца XIX в."

В 40-60-х годах XIX в. реализм сосуществовал с романтизмом. Такой синтез романтического и реалистического начал есть в творчестве Т. Шевченко. В произведениях просветительского реализма подвергались критике отдельные недостатки общественного строя, реалисты второй половины XIX в. критикуют всю самодержавно-крепостническую систему. В реализме 40-60-х годов формируются этнографически-бытовая, социально-бытовая и социально-психологическая течения.

Усиление реалистического направления в украинской литературе связано с творчеством Т. Шевченко, Марко Вовчок, И.С. Нечуй-Левицкого, А. Свидницкого, Панаса Мирного, Ивана Карпенко-Карого, М. Кропивницкого, Ганны Барвинок. Литература обогатилась в жанровом отношении. Приобрели популярность общественно-политическая, элегическая лирика, сатира. Уризноманитнилася проза, появились социально-бытовые, этнографически-бытовые, психологически-бытовые рассказы, социально-психологическая новелла, социально-бытовая, историческая повесть, социально-психологический роман, роман-хроника. Обогащается проблематика литературы. Кроме крестьянской, писатели поднимают тему духовенства, мещанства, интеллигенции.

Реалистической литературе присущ определенный тип автора. Автор - это всегда определенный взгляд на изображаемое, концепция изображаемого, выражением которой является художественное произведение. Г. Флобер сравнивает автора с Богом, который должен быть в произведении, как Бог в мироздании - везде и нигде. Писатели-реалисты, которые чувствовали себя демиургами, не всегда были "невидимыми" в своих произведениях. Они считали, что интуиция и разум художника могут проникнуть во все сущее и адекватно его воспроизвести. Этот художник тяготеет к коллективной "сознания эпохи", ее интеллектуальной части, обладает необходимыми знаниями в различных сферах. Демиургизм реалистической литературы является авторской позицией, в основе которой мировоззренчески-эпистемологическая парадигма эпохи.

Ведущим средством нарации в произведениях реалистов является показ, который вытесняет описание, что отчетливо проявляется в произведениях Г. Флобера, А. Чехова, И. Франко.

В советском литературоведении реализм был культовой художественной системой, его ставили над всеми другими направлениями. В 30-е годы XX века распространилась концепция реализма как единственно правильного и наиболее прогрессивного художественного метода. Развитие литературы сводился к прогрессу реализма. Взгляд на эволюцию литературы как непримиримую борьбу реализма с антиреалистическими направлениям, уже устарел.

Некоторые из литературоведов отвергает термин "реализм", сомневается в существовании реалистического направления. Так, в "Энциклопедическом словаре культуры XX века" (2001 г.) Отмечается, что реализм - "антитермин", термин "тоталитарного мышления", что такого направления в XIX веке не было. Реалистические произведения относят к романтическим.

Критическое отношение к реализму характерно для модернистов, которые считали это направление устаревшим, несоответствующим динамической действительности XX века. Но реализм по своей природе является динамичной художественной системой, он развивается, обновляется. В 10-20-х годах XX века против реализма выступают неоавангардистськи течения, они называют реализм искусством буржуазной эпохи, обреченным на исчезновение.

Реализм XX века - открытая художественная система, которая взаимодействует с другими направлениями, в частности с модернизмом, переняв от него такие особенности, как поток сознания, коллаж, монтаж, ассоциативность, "телеграфный стиль".

Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Вконтакте

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

Реализм (от позднелат. reālis - вещественный) - художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

    Иллюстрация В. Милашевского к роману Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба».

    Иллюстрация О. Верейского к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

    Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Иллюстрация В. Серова к повести М. Горького «Фома Гордеев».

    Иллюстрация Б. Заборова к роману М. Андерсена-Нексё «Дитте - дитя человеческое».

Однако понятие правды, истины - одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик французского классицизма Н. Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать природе». Но и ярый противник классицизма романтик В. Гюго убеждал «советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое также есть истина и природа». Таким образом, оба защищали «истину» и «природу».

Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические - все это связано с углом зрения художника на жизнь, а это, в свою очередь, зависит от его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе даже вопреки собственным политическим убеждениям.

Конкретные особенности реализма зависят от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Национально-исторические обстоятельства определяют и неравномерность развития реализма в разных странах.

Реализм не есть нечто раз навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития.

В науке нет единого мнения о начальном периоде реализма. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о реализме наскальных рисунков первобытных людей, о реализме античной скульптуры. В истории мировой литературы обнаруживаются многие черты реализма в произведениях древнего мира и раннего средневековья (в народном эпосе, например, в русских былинах, в летописях). Однако формирование реализма как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения), величайшим прогрессивным переворотом. Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Ф. Петрарки, романах Ф. Рабле и М. Сервантеса, в трагедиях и комедиях У. Шекспира. После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек - это «сосуд греха», и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир), поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей косными силами.

Следующий этап в развитии реализма - просветительский (см. Просвещение), когда литература становится (на Западе) орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. Среди просветителей были сторонники классицизма, на их творчество оказывали влияние и другие методы и стили. Но в XVIII в. складывается (в Европе) и так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Д. Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии П. Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» И. Ф. Шиллера, образы крестьян у А. Н. Радищева). Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в изображении человеческого характера; их положительные герои - это прежде всего воплощение разума, отрицательные - отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен.

Реализм Просвещения часто допускал условность. Так, обстоятельства в романе и драме не обязательно были типичными. Они могли быть условными, как в эксперименте: «Допустим, что человек оказался на необитаемом острове...». При этом Дефо рисует поведение Робинзона не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его героя одичал, даже утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека, во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя сил природы. Так же условен и Фауст у И. В. Гёте, показанный в борьбе за утверждение высоких идеалов. Черты известной условности отличают и комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Новый тип реализма складывается в XIX в. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О. Бальзака во Франции, Ч. Диккенса, У. Теккерея в Англии, в России - А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я».

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX в. не означают, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами.

Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их оптимистическая вера в победу добра над злом.

Подъем рабочего движения в странах Запада, формирование в 40-х гг. XIX в. марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. В реализме таких писателей, как Г. Веерт, У. Моррис, автор «Интернационала» Э. Потье, намечаются новые черты, предвосхищающие художественные открытия социалистического реализма .

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма, выводя русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание.

Богатство и многообразие русского реализма XIX в. позволяют говорить о разных его формах.

Формирование его связано с именем А. С. Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской культуры Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывая новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни титанам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Н. В. Гоголя и за ним в так называемой натуральной школе.

Выступление в 60-е гг. революционных демократов во главе с Н. Г. Чернышевским придает новые черты русскому критическому реализму (революционный характер критики, образы новых людей).

Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Н. Толстому и Ф. М. Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным исканиям писателей XX в. Реализм в XX в. во всем мире несет на себе отпечаток эстетических открытий Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Нарастание русского освободительного движения, которое к концу века переносит с Запада в Россию центр мировой революционной борьбы, приводит к тому, что творчество великих русских реалистов становится, как сказал В. И. Ленин о Л. Н. Толстом, «зеркалом русской революции» по своему объективному историческому содержанию, при всех различиях их идейных позиций.

Творческий размах русского социального реализма сказывается в жанровом богатстве, особенно в области романа: философско-исторического (Л. Н. Толстой), революционно-публицистического (Н. Г. Чернышевский), бытового (И. А. Гончаров), сатирического (М. Е. Салтыков-Щедрин), психологического (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). К концу века новатором в жанре реалистического рассказа и своеобразной «лирической драмы» выступает А. П. Чехов.

Важно подчеркнуть, что русский реализм XIX в. не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса. Это было началом эпохи, когда, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием».

Ф. М. Достоевский отмечал как одну из особенностей русской литературы ее «способность к всемирности, всечеловечности, всеотклику». Здесь речь идет не столько о западных влияниях, сколько об органическом развитии в русле европейской культуры ее многовековых традиций.

В начале XX в. появление пьес М. Горького «Мещане», «На дне» и в особенности романа «Мать» (а на Западе - романа М. Андерсен-Нексё «Пелле-завоеватель») свидетельствует о формировании социалистического реализма. В 20-х гг. крупными успехами заявляет о себе советская литература, а в начале 30-х гг. во многих капиталистических странах возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического реализма становится важным фактором мирового литературного развития. При этом следует отметить, что советская литература в целом сохраняет больше связей с художественным опытом XIX в., чем литература на Западе (в том числе и социалистическая).

Начало всеобщего кризиса капитализма, две мировые войны, ускорение революционного процесса во всем мире под влиянием Октябрьской революции и существования Советского Союза, а после 1945 г. образование мировой системы социализма - все это сказалось на судьбах реализма.

Критический реализм, продолжавший развиваться в русской литературе до Октября (И. А. Бунин, А. И. Куприн) и на Западе, в XX в. получил дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом реализме XX в. на Западе более свободно усваиваются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX в. (символизма, импрессионизма, экспрессионизма), что, конечно, не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.

Примерно с 20-х гг. в литературах Запада сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока сознания». Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна; приобретает особое значение подтекст, например, у Э. Хемингуэя. Эта сосредоточенность на личности и ее духовном мире в критическом реализме Запада существенно ослабляет его эпическую широту. Эпическая масштабность в XX в. составляет заслугу писателей социалистического реализма («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс).

В отличие от реалистов XIX в. писатели XX в. чаще прибегают к фантастике (А. Франс, К. Чапек), к условности (например, Б. Брехт), создавая романы-притчи и драмы-притчи (см. Притча). Одновременно в реализме XX в. торжествует документ, факт. Документальные произведения появляются в разных странах в рамках как критического реализма, так и социалистического.

Так, оставаясь документальными, являются произведениями большого обобщающего смысла автобиографические книги Э. Хемингуэя, Ш. О"Кейси, И. Бехера, такие классические книги социалистического реализма, как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика и «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.



Похожие статьи
 
Категории