Художественный анализ рассказа набокова "рождество". Прием «Ассоциативная карта»

16.03.2019

План урока литературы

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

Вводно – мотивационный этап.

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Расколдована тишина Самым первым лучом рассвета. Значит, кончилось время сна- Значит, жизнь продолжается снова.

В.В. Набоков «Рождество» Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.

Цель урока: Знать: основные биографические сведения о писателе, историю празднования Рождества, содержание рассказа. Уметь: определять тему и идею произведения, авторскую позицию по отношению к выходу из сложнейшей жизненной ситуации, анализировать произведение, работать самостоятельно. Воспитывать: чувство бережного отношения друг к другу, осознание необходимости человеческой жизни, взаимоуважение, читательский интерес.

План урока Биографические сведения о В.В.Набокове. История празднования Рождества. Работа над рассказом «Рождество» (работа в группах). Рефлексия. Итоги урока. Задание на дом.

Владимир Владимирович Набоков 1899 - 1977

1907 год. Владимир Владимирович Набоков (справа) с матерью Е. И. Набоковой, братом Сергеем, сестрами Еленой и Ольгой.

Братья и сестры Набоковы: слева Владимир, Кирилл, Ольга, Сергей и Елена.

Дом Набоковых в Выре Музей-усадьба «Рождество»

Набоков читает книгу о бабочках в 1907 в Выре.

Из дневника Владимира Набокова: «… я смотрел на огни, проплывавшие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственным отчетливым и веским, и единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. « Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу…».

Энтомология- (от греч. entoma - насекомое, logos - наука, учение) - наука о насекомых. Раздел зоологии, изучающий насекомых.

Почему рассказ о смерти называется «Рождество», а в названии урока ключевым является слово «исцеление» ?

Групповая работа 1 группа Рассказать о жизни Слепцова. Почему автор скупо говорит о прошлом героя, практически не даёт описание портрета. 2 группа. Рассказать о сыне Слепцова, его характере, увлечениях. 3 группа Что произошло накануне Рождества? Рассказать о возрождении Слепцова. Как произошло исцеление его души?

Кокон и гусеница шелкопряда

Рождество Возрождение

Задание на дом Нарисовать свою иллюстрацию к произведению. «3» - написать ответ на вопрос: «Как дальше будет жить Слепцов?» 1 группа. Слепцов Молодежи. Письмо - наставление «Помните, в нашей жизни ничего не происходит просто так». 2 группа. Молодежь Слепцову. Письмо - поддержка «Вера в чудеса возвращает человека к жизни» 3 группа. Молодежь Слепцову. Письмо -восхищение «Горе не сломит человека, если есть вера».

Предварительный просмотр:

Открытый урок русской словесности 7 класс

Урок-погружение (с элементами ассоциативных представлений)

В. В. Набоков « Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.

Цели уроков: дать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» и творчества В. Набокова, попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова.

Оборудование урока: портреты Набокова, его книги, презентация, музыкальное сопровождение, коллекция бабочек

Методические приёмы: лекция, комментированное чтение, аналитическая беседа, метод критического и ассоциативного мышления.

Эпиграф: «Это писатель ослепительного дарования, именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших психологических наблюдениях, в изощрённой игре языка (двух выдающихся языков мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с одного абзаца- признак истинной яркости, неповторимости таланта.» (Александр Солженицын)

ХОД УРОКА.

  1. Слово учителя.

Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции жили видные писатели, философы, учёные, музыканты. Уехали из советской России Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Ходасевич, И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, А. Ремизов, И. Шмелёв, Б. Зайцев.

В начале 20-х годов литературной столицей эмиграции был Берлин – здесь шла активная литературная жизнь, широко развернулась издательская деятельность, выходили журналы («Русская книга», «Беседа»), альманахи, сборники, газеты(«Дни», «Руль»). С газетой «Руль» во многом связана судьба В. Набокова, который печатался под псевдонимом В. Сирин.

В середине 20-х, когда стало очевидным, что эмиграция – явление не временное, что вернуться в Россию вряд ли возможно, когда стало ясно, что от родины литераторы отрезаны – их не печатают в России, устраивают над ними заочные суды – центр литературной эмиграции перемещается в Париж. Общими почти для всех писателей-эмигрантов были ностальгические мотивы, воссоздание прошлого, которое с годами становилось всё притягательнее и чище. В эмигрантской прессе обсуждались вопросы будущего русской литературы. Может ли русский писатель творить в отрыве от родины, от читателей? Какова судьба литературы в Советской России? Способно ли старшее поколение эмигрантов подготовить себе литературную смену? Перепечатывались произведения советских авторов: Ильфа и Петрова, Олеши, Зощенко, Бабеля, Шолохова. Но обратной связи не было: в Советском Союзе эмигрантов почти не печатали. Молодое поколение не смогло полностью реализоваться в условиях эмиграции, несмотря на обилие талантливых писателей. Судьбу эмиграции разделил и выдающийся русский литератор, состоявшийся как писатель и поэт вне России, - Владимир Набоков.

  1. Биография Набоков. Доклад ассистента на уроке (ученицы) с просмотром презентации о Набокове.
  1. История рассказа «Рождество» Широкому русскому читателю имя Набокова открылось на рубеже 80-90-х годов ХХ века, с тех пор его книги печатаются значительными тиражами. Многочисленные издания, в том числе солидный пятитомник с комментариями, вышли к столетию со дня его рождения, которое отмечалось в 1999 году.

Истинная жизнь писателя, как говорил Набоков,- это его творчество. Литературная жизнь Набокова началась в день православного Рождества, 7 января 1921 года, с опубликования в берлинской эмигрантской газете «Руль» трёх его стихотворений и рассказа «Нежить» за подписью В. Сирин, с тех пор ставшей его постоянным псевдонимом.

«Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,– чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»,– вспоминал А. Блок. В этом высказывании уже чувствуется ностальгия человека XX века по утраченному.

Взрослые и дети поздравляли друг друга, дарили подарки (обязательно от души и с добрыми пожеланиями). Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

  1. Выразительное чтение рассказа «Рождество» учителем.
  2. Анализ рассказа. Работа с вопросами(Аналитическая беседа)

6. Образы- символы рассказа. Ассоциации, возникающие при чтении рассказа. (Работа с классом)

В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» - в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.

Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, - ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка - символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова - деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью. Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела, положенного Богом"). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.

Главная тема рассказа Набокова «Рождество» - тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.

В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.

Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

  1. Слово ученицы-ассистента о душе. Чтение учащимися стихотворений о душе наизусть


В чем нуждается Душа?

Душа нуждается в смысле жизни. Она должна знать, ради кого и ради чего живет и умирает. Ей необходимо мечтать глубоко и сильно и иметь любимое дело, через которое эти мечты могли бы осуществляться. Отнимите у Моцарта музыку, у Леонардо - живопись, у Галилея - возможность наблюдать за звездами, и они будут поистине одинокими. Лишите их бессонных ночей, моментов, когда они в пылу созидания забывают и о еде, и об отдыхе, заставьте их пребывать в спокойствии и бездействии богатого, утонувшего в роскоши человека, и они заболеют физически и душевно. Мудрые говорили, что человек без смысла жизни, без высоких мечтаний и любимого дела - поистине одинок. Душа нуждается не только в деле ради дела и в смысле ради смысла. Ей нужно что-то, что связало бы все это в одно целое, что могло бы объединить жизнь и смерть, видимое и невидимое.

Лети, душа. Ищи свои печали.
Ищи ветра, которым нет числа.
Пусть ты не та, какой была вначале,
Какой в ладони матери легла,
Пусть огрубела, пусть считают странной,
Пусть что-то там не сладилось в былом -
Да сбудется осенними кострами
Твой хрупкий мир под легкое крыло...
Смеркаться далям, городам светиться,
Синеть озерам, таять без следа.
Ты не умела, может быть, креститься,
Но в истинное верила всегда.
Так что ж, лети! Есть право Вышней властью
На зов с небес, на голос твой извне,
Когда с промозглой тьмою нет согласья
Ни над полночной строчкой, ни во сне.
Ты верила - вот белый свет и воля.
Ты жаждала - так будь сама собой.
Есть, видно, что-то праведное в боли,
Зовущейся дарованной судьбой.
Я отпускаю, я смеюсь и плачу,
Я знал всегда, что так тому и быть:
Когда-нибудь, с руки моей горячей,
Искать свои печали - и любить.

Сергей Ковалевский

Просто так...защемила душа....

Просто так...загрустила душа,
Заблудилась на звёздной тропинке,
Полетав у Большого Ковша,
Отразилась во взгляде грустинкой...

Просто так...зазвенела душа,
Изумительным звоном хрустальным,
И с ресничек, немного дрожа,
Покатилась слезинкой случайной...

Просто так...защемила душа,
И заплакала нежностью скрипки,
Остриём резануло ножа,
Погасив на минуту улыбку...

Просто так...осветилась душа,
Встретив первый нечаянный лучик,
Когда после дождя, не спеша,
Уплывали тяжёлые тучи...

В Мирозданьи пушинкой кружа,
Свет его глубины постигая,
Разрыдалась стихами душа,
Просто так, потому что...живая...

С. Пугач

Н. Гумилёв

8.Выводы. Рефлексия урока. Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Берегите своих родных и близких, цените каждое мгновение жизни.

Рефлексия. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  1. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.


Тлегенова Клара Сурагановна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Пеньковская средняя школа» Кызылжарский район СКО

Скачать
Цель урока:
1.отработать навыки работы с текстом, выделяя основную мысль и идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира.
2. определять значение деталей-вещей, образов-символов для раскрытия переживаний героев.
Ход урока.

Тренинг «Самопредставление»
Расколдована тишина
Самым первым лучом рассвета.
Значит, кончилось время сна –
Значит, жизнь продолжается снова.
1. Побуждение. /3 мин./
-Добрый день, ребята. Рада Вас видеть. Сегодня мы будем работать над рассказом В.В. Набокова «Рождество».
Будем работать в группе, и каждый получит свою оценку, заполнив лист самооценивания. Прошу ознакомиться с правилами работы в группе и четко заполнять оценочные листы.
-А сейчас, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).
— В чем смысл данных слов и о чем мы с вами будем сегодня говорить? (в том, что жизнь человека продолжается, с каждым лучом света, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути), (о смысле жизни).
— Да действительно мы будем говорить о смысле жизни и на примере рассказа В.В. Набокова «Рождество.
Я прошу Вас открыть тетради и записать тему урока
Д/з: прочитать текст, нарис-ть рисунок, найти сведения об авторе. Кто нарисовал прошу запечатлеть Ваше творч-во на доске.
2. Что Вам известно об авторе?
Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции жили видные писатели, философы, учёные, музыканты. Среди них И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, Шмелёв, Б. Зайцев.
В начале 20-х годов литературной столицей эмиграции был Берлин – здесь шла активная литературная жизнь, широко развернулась издательская деятельность, выходили журналы («Русская книга», «Беседа»), альманахи, сборники, газеты(«Дни», «Руль»). С газетой «Руль» во многом связана судьба В. Набокова, который печатался под псевдонимом В. Сирин.
В середине 20-х, когда стало очевидным, что эмиграция – явление не временное, что вернуться в Россию вряд ли возможно, когда стало ясно, что от родины литераторы отрезаны – их не печатают в России, устраивают над ними заочные суды – центр литературной эмиграции перемещается в Париж., которое с годами становилось всё притягательнее и чище. В эмигрантской прессе обсуждались вопросы будущего русской литературы. Судьбу эмиграции разделил и выдающийся русский литератор, состоявшийся как писатель и поэт вне России, — Владимир Набоков.
Биография Набоков. История рассказа «Рождество» Широкому русскому читателю имя Набокова открылось на рубеже 80-90-х годов ХХ века, с тех пор его книги печатаются значительными тиражами. Многочисленные издания, в том числе солидный пятитомник с комментариями, вышли к столетию со дня его рождения, которое отмечалось в 1999 году.
Истинная жизнь писателя, как говорил Набоков,- это его творчество. Литературная жизнь Набокова началась в день православного Рождества, 7 января 1921 года, с опубликования в берлинской эмигрантской газете «Руль» трёх его стихотворений и рассказа «Нежить» за подписью В. Сирин, с тех пор ставшей его постоянным псевдонимом.
3. Какие христианские праздники мы празднуем? (4мин)
4. Работа в паре (приг-ть по 1 вопросу) — чтение глав (3мин)+2мин
1 группа — 1 глава Первый вечер без сына… (Большое несчастье, «Слепцов сел в нежилой угол уютной комнаты, сел на низкий плюшевый стул, на котором он никогда не сидел», «Комната плавала во тьме» — Чувство, охватившее Слепцова – чувство безразличия, беспомощности)
1 группа – 3 глава Время после обеда… (Приехал на могилу сына, просидел около часу. Там на погосте он был дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние следы его сандалий. Велел отпереть дом, вошел в комнату сына, стал рассматривать вещи, принадлежавшие сыну Чувство- разочарования, тоски)
2 группа – 2 глава Утро следующего дня … («Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Он заметил Оснеженный куст, песьи следы, дальше торчали столбы мостика. Горько, гневно столкнул снег с перила. Все это заставило его вспомнить о тех днях, когда он был счастлив с сыном. » Чувство, охватившее героя – беспомощность, злость)
2 группа – 4 глава Ночь перед Рождеством… (Слуга поставил аршинную елку. Слепцов собрал вещи сына. Читал дневник сына и понимал, что сын больше не вернется никогда, а это значит, что и ему жить нет смысла. Ему казалось, что жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес. Но тут произошло чудо. Слепцов увидел как из кокона, перенесенного им, человеком, изнемогающим от горя в теплую комнату, вылупилась бабочка. Чувство – неожиданной радости, удивления.)
1 гл.а) О чем нам говорят детали интерьера?
б) О чем свид-т треснувшая капелька воска? (трещина в душе героя)
2гл: а) какое чувство охватило душу героя?
3гл: а) куда он отпавился после обеда? (на могилу сына)
б) зачем он решил посетить комнату сына?
4 гл: а) почему он попросил убрать елку?
б) найти и прочитать то, что яв-ся главным в этой главе(Ему казалось, что жизнь горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес)- строки, передающие безмерное горе героя.
7. В чем заключается мастерство Набокова?(в 1-ом предложении сказать многое). Всего (10 мин)
5. Работа в группах. (10 мин.) Взаимооценивание
1группа — образы- символы (стратегия «Одиночный пузырь»)
2 группа – стратегия «График эмоций»
6 Итог- Ключевые слова (записать в тетрадь) (2мин)
— Какие виды пространства представлены в рассказе (открытый и закрытый)
-Каким чувством пронизан текст? (глубокой тоски, боль по причине потери..)
-Какова тема, подтема?
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Рождество»? (Слепцов прозрел)
Просмотр видео- какова идея? (рождение бабочки отвлекает душу. Страдание не только оглушает, но странным образом изменяет видение мира и обостряет восприятие красоты. А красота облегчает страдание. ? 5мин
7. Авторский стул (3 мин)
Эссе на темы: 1) В чем я вижу смысл жизни.
2) Как должны относиться друг к другу родные люди.
8. Возвращаемся к эпиграфу- Какая связь с соврем-ой жизнью.
Заполнение листа оценивания. (2 мин)
Рефлексия. Этот сосуд наполнить качествами, которые делают нашу душу красивей.

Приложение.
1. Вывод: Рассказ «Рождество» — автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуация самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца. Слепцов – плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова. Слепцов видит красоту зимнего сада, но снег, покой и тишина сопутствует теме смерти. Пейзаж в рассказе имеет два смысла – передает идею красоты, одновременно и размышления о смерти.

2. Образы- символы рассказа. Ассоциации, возникающие при чтении рассказа. (Работа с классом)
В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» — в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.
Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, — ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».
3. Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…
Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».
Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб — защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.
Елка — символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.
Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.
Дым — символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.
Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.
Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.
Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова — деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.
И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.
Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания.
Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном.
Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Человеческая жизнь полна страданий.
4. Главная тема рассказа Набокова «Рождество» — тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал еще тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе
Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.
В финале произведения «Слепцов зажмурился…

Котова Марина Владимировна - учитель русского языка и литературы СОШ №15 г. Павлодар.

Поурочный план.
Урок русской литературы в 7 классе.
Тема: «Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество». Цель: - познакомить учащихся с творчеством В. Набокова на примере рассказа «Рождество».
Задачи: - через текст произведения донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора;
продолжить развивать умения и навыки анализа художественного произведения;
способствовать развитию у уч-ся интеллектуальных, креативных компонентов учебной деятельности через методики критического мышления;
определить ценностную значимость данной темы;
продолжать формировать нравственно-эстетический идеал учащихся.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Вид урока: урок восприятия и анализа художественного произведения.
Форма работы: самостоятельная групповая работа.
Опорная лексика: рождество, композиция, фабула, внутренний конфликт, антонимы, символы, рассказ, образы-персонажи.

Структура урока.
I Мотивационно-целевой этап.
Слово учителя.
-Сегодня разговор наш пойдёт о таких вечных понятиях как
смерть и жизнь. Многие писатели, музыканты, художники раскрывали эту тему в своём творчестве, ибо она является одной из самых популярных и загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на слова эпиграфа к уроку, которые принадлежат перу Набокова.
«Живи. Не жалуйся, не числи
Ни лет минувших, ни планет,
И стройные сольются мысли
В ответ единый: смерти нет!»
В.В Набоков.
- Единый ли это ответ? Как понимать его? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам мастера?
-Вот он ключевой вопрос, ответ на который должен быть найден нами на уроке. Поможет разобраться в этом рассказ Владимира Набокова «Рождество».
(Запись темы урока в тетради.)
II Операционный этап.
1). Работа с понятием.
Учащимся было дано опережающее задание: выписать из словарей С. Ожегова и В. Даля определение слова «рождество».
Учитель обращается к ученикам с просьбой зачитать результат проделанной работы.
2). Следующим этапом станет работа в группах. (Необходимо напомнить правила работы в группах и раздать оценочный лист. Обратить внимание школьников на доску, где находится опорная лексика, которую необходимо использовать при ответах.)
Первая группа. Рассмотреть композицию рассказа.
(На доске с помощью иллюстраций воссоздана композиция рассказа, т.е. события на картинках расположены в том порядке, в каком их изобразил Набоков - раскадровка).
Задание для группы: расположить события на картинках в хронологической последовательности.
Вопросы для выступающих 1-ой группы:
С какой целью Набоков нарушает хронологию событий?
Что хотел тем самым сказать читателю?
(П.О. При обычной фабуле не виден замысел автора: показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором - жизнь или смерть?)
В результате данной деятельности ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в рассказе присутствует два понятия. Два пространства - жизни и смерти. И приступают к построению концептуальной схемы (диаграмма Венна).
Посмотрите на схему и скажите, как по-другому можно назвать эти пространства? (свой /чужой мир)
Какому фольклорному жанру присуща данная особенность? (волшебная сказка).
Задание для второй группы.
Выделить в произведении все образы-персонажи.
Вопросы для выступающих.
Сколько образов-персонажей вы выделили? Кто они?
Пусть выйдет один из вас и разместит их в данной концептуальной схеме.
Докажите целесообразность подобного распределения персонажей.
Почему Слепцов занимает пограничное положение?
Как вы думаете, почему сын Слепцова не имеет имени?
Почему девушка, по-вашему, находится в пространстве смерти?
Подберите однокоренные слова к фамилии отца.
Мы к этому вернёмся.
Общий вопрос: Какое чувство вызывает у вас Слепцов? Почему?
3).Работа по тексту.
- Мы отметили, что герой Набокова В.В. показан в решающий момент жизни, в момент выбора: жить или умереть. Владимир Владимирович, чтобы показать внутреннюю борьбу Слепцова, включил в ткань произведения детали и символы, которые вы должны найти и поместить в заданные пространства.
-Т.е., продолжаем заполнять концептуальную схему. Обратите внимание на антонимы. Кроме тех символов, которые найдёте вы, я в каждую группу даю ещё по одному. Прочитав значение символа, докажите целесообразность его появления в тексте.
1 группа: ель;
2 группа: мост.
Попутные вопросы группам.
1 Почему пространство жизни наполнено в основном пейзажными зарисовками?
2 Дайте характеристику пространства дома и мира за пределами дома.
4). Работа с символом.
- У меня в руках осталось изображение ещё одного образа- это бабочка.
Вот он «...индийский шелкопряд, что летает, как птица. В сумраке, вокруг фонарей Бомбея...».
- Найдите в тексте и прочитайте тот момент, когда
происходит появление бабочки из кокона. (Учитель прикрепляет бумажную Б. в центре доски, подставляя различные значения.)
«Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски». /СРЯ С. Ожегова./

«Славяне связывают образ бабочки с представлением о душе умершего». /Мифы народов мира/.

«Символ души, бессмертия, возрождения». /Словарь символов/.

«Красота, стремительный полёт, краткость жизни». /Э. Эппли/.

С какой целью Набоков включает образ бабочки в свой рассказ?
- Какое значение из предложенных мы находим в рассказе?
- Какую мысль желает донести до читателя?
- Как это демонстрируется в произведении? (Слепцов был слепым. В последний момент он открыл глаза, т.е., прозрел).
- Какая истина открылась Слепцову? Как это соотносится с названием рассказа?
Пауза. Учитель зачитывает слова эпиграфа. В конце которого ставится восклицательный знак.
Смерти нет!
III Рефлексивно- оценочный этап.

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о самом Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните содержание урока и напишите, опираясь на ключевые слова: смерть, жизнь, боль, утрата, спасение, радость, рождение, продолжается, прозрел
- словосочетание;
- предложение;
- свободное письмо.
На выбор.
Учащиеся заполняют оценочные листы и сдают учителю.



Похожие статьи
 
Категории