Как пережить поражение в конкурсе. Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать? Практика помощи детям

13.02.2019

Мы решили завести новую рубрику, в рамках которой раз в неделю психолог- консультант Константин Каракуца будет отвечать на волнующие нас вопросы. Первый выпуск посвящён проблеме из области мужской психологии - как пережить проигрыш любимой команды. Сезон в большинстве чемпионатов уже начался или вот-вот начнётся, так что, полагаем, наш материал окажется очень кстати.

Как пережить поражение любимой футбольной команды?

Ответ прост. Напиться с друзьями пива. Пойти искать болельщиков другой команды, чтобы набить им морду. Вернуться «на рогах» домой и устроить там скандал любимому человеку? С утра проснуться, пойти на работу или учёбу и там весь день и всем подряд рассказывать о том, какую неудачу вы вчера пережили и как злы на весь мир. Знакомая картина? Ну а теперь шутки в сторону, давайте попытаемся поразмышлять на эту тему более серьёзно.

Почему так тяжело пережить поражение? Ну, в большей степени это связано с процессом идентификации, а именно - с идентификацией себя с группой. Когда человек глубоко сочувствует какой-то футбольной команде, он может словно растворяться в том, что происходит с его любимцами. Нет больше Васи с пятого этажа, который учится на экономическом и играет на гитаре. Всё это неважно. Теперь внимание занято тем, что происходит на поле. И гол, забитый в «наши» ворота воспринимается как личное поражение. Этот гол забит не за сотни и тысячи километров отсюда. Нет. Этот гол забит вот здесь, на моей кухне, в мои ворота. И я готов кусать себе локти от досады, что я пропустил этот мяч.

Такая идентификация с любимой командой может усиливаться, когда вы находитесь непосредственно на стадионе или смотрите футбольную трансляцию в спортбаре с большим количеством других болельщиков. В этом случае начинаются особые групповые процессы, которым очень трудно противостоять. Вас могут захлестывать волны чувств, эмоций. Именно ради этого и собираются люди в подобных местах. Но одно дело, когда команда победила и вся эта толпа заражена чувствами бурного веселья и эйфории. Другое дело, когда случаются проигрыши. Тут уж как пойдёт. Либо все будут жаловаться друг другу и искать утешения у соседа, ища виновников поражения либо в порыве коллективного буйства начнут выплескивать досаду на первого, кто подвернётся под руку.

Этот гол забит не за сотни и тысячи километров отсюда.
Нет. Этот гол забит вот здесь, на моей кухне, в мои ворота.
И я готов кусать себе локти от досады, что я пропустил этот мяч.

Немного об агрессии. Зачастую насилие является следствием бессилия. Когда человек сталкивается с чем-то, на что он не может повлиять, или когда он чувствует себя загнанным в угол, в нём может просыпаться зверь, который готов рвать и метать, уничтожая всё на своём пути. Так вот, возвращаясь к теме проигрыша. Если любимая команда проиграла, мы не в силах с этим ничего поделать, и в связи с этим в душе может появляться чувство бессилия. Оно тем острее, чем больше вы слились воедино с командой, за которую болеете. Здесь можно предложить два варианта помощи самому себе в том, чтобы пережить такое поражение.

Во-первых, можно постараться вернуть себя с небес на землю. Нужно вспомнить, кто вы, зачем и почему. Например, это могло бы выглядеть так: «Да, они проиграли, но жизнь моя от этого не заканчивается. Вообще-то, у меня есть много чего ещё в жизни, есть учеба (работа), где я могу добиться успеха и чувствовать удовлетворение. У меня есть любимый человек (а если нет, то есть возможность и желание его встретить). У меня есть много других задач в жизни, которые стоят сейчас передо мной (купить машину, квартиру, поехать в путешествие и т. п.). Всё это требует от меня сил, и, решая эти задачи, я могу почувствовать себя победителем в своей жизни». Идея тут простая - помочь себе вернуться в свою собственную жизнь, не застревая в виртуальном мире, с которым вы напрямую не связаны.

И второй вариант заключается именно в поиске этой связи с миром игры, миром футбола. Что имеется в виду? Например, команда проиграла, и вы чувствуете досаду, не знаете, куда деть себя, свои силы и энергию. Тут полезно задать самому себе пару простых вопросов: как лично я могу помочь сейчас моей команде, что я могу для неё сделать?

Ответы на эти вопросы могут быть разными. Всё зависит от ваших возможностей и творческого воображения. Например, вы могли бы поддерживать и развивать фан-клуб там, где живёте; могли бы организовывать какие-нибудь мероприятия или акции в интернете, которые как-то помогали бы вашей команде; или, например, подарили бы десять хороших и дорогих мячей футбольной секции, находящийся рядом с вами (с целью поддержки российского футбола и его развития в будущем). Вариантов может быть много. Когда вы направляете свою энергию на конкретное действие и стремитесь что-то сделать для того, чтобы в будущем ваша команда побеждала, это может приносить вам удовлетворение, давая чувство того, что вы, пускай и не так сильно, но всё же влияете на результат. Согласитесь, это лучше, чем ничего не делать, а только злиться или страдать от поражения.

Переживание поражения в спорте

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности , определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!».

Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта.

Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.
Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию.


После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

2. Следующим шагом необходимо назвать 1–2 конкретные проблемы , которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

3. Исключить употребление слова «не повезло» . Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».

В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки , установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы.

Пример: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия.

Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

Евгения ТИХВИНСКАЯ

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

«Пропустил соревнования из-за травмы», «не успел восстановиться…», «сезон насмарку», «завершил спортивную карьеру из-за травмы». Как часто мы слышим эти слова от спортсменов самого разного уровня, тренеров, телевизионных комментаторов, и как редко мы задумываемся об истинном смысле этих слов. Как мало мы знаем о причинах травм и об их последствиях. Как сильно они ранят не только тело, но и душу спортсмена…

Например, фигурное катание входит в первую десятку наиболее травматичных видов спорта. И причиной тому является не только все возрастающая техническая сложность. Особенности самого вида спорта, требующего одновременной демонстрации высокой точности движений в сочетании с выразительностью и эмоциональностью катания, субъективная оценка выступления, высокая цена сорванного элемента, создают дополнительные нагрузки на психику фигуриста.

Традиционно основными причинами травм принято считать физические факторы, такие как мышечный дисбаланс, падения при выполнении элементов, столкновения на высокой скорости, перетренированность, физическое переутомление и т.д. Но мало кто задумывается о психологическом компоненте травм, которые играют отнюдь не последнюю роль.

Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя на каток в 4-5 лет «для здоровья», юный фигурист (да и представитель любого другого вида спорта) невольно включается в погоню за результатами. Причем как это не печально, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». Ребенку внушают, что он должен завоевать, достичь, выиграть..., тем самым, загоняя его в невротическое состояние. Настроенный таким образом фигурист выходит на лед с чувством страха, боясь не оправдать ожидания тренера или родителей. Он находится в постоянном нервном и, как следствие, мышечном напряжении, что является одним из основных источников травм.

По мере взросления и роста спортивного мастерства к вышеуказанным стрессорам начинают добавляться бытовые и личностные проблемы. В подростковом возрасте физические нагрузки спортсмена-фигуриста возрастают в разы. Ко всему прочему этот возраст является периодом высоких психических нагрузок, т.к. формирующееся здесь «чувство взрослости» постоянно толкает подростка к самоутверждению, а возможностей и умений для этого у него еще не достаточно. Отсюда его конфликтность и противоречивость.

На первый взгляд может показаться странным, но именно конфликты как межличностные, так и внутриличностные являются важнейшим психологическим фактором, повышающим вероятность спортивных травм. Напряженные отношения с тренером, партнером, родителями напрямую влияют на концентрацию, собранность спортсмена на льду. Внутриличностный конфликт осложняется тем, что он чаще всего не заметен окружающим, что затрудняет его разрешение. Например, спортсмен стоит перед выбором: закончить спортивную карьеру или продолжить. В этом случае все его мысли заняты взвешиванием «за» и «против», внимание рассеивается, нервное напряжение передается мышцам, тело «перестает слушаться» и… Таким образом, внутренний конфликт разрешается травмой. В ситуации, когда повреждение не тяжелое, спортсмен получает паузу, чтоб отдохнуть и подумать. В случае серьезной травмы он вынужден закончить карьеру, тогда дилемма решается сама собой.

Выходя на уровень высшего спортивного мастерства, спортсмен, как правило, сталкиваются с обострением уже хронических, не долеченных травм. В спорте редки случаи, когда у человека есть возможность долечиться до полного выздоровления. Причин тому множество, начиная от высокого уровня мотивации, заканчивая давлением со стороны ближайшего окружения. Невосстановленность как физическая, так и психологическая влечет за собой страх повторения травмы. Появляется неуверенность, особенно перед элементом, при выполнении которого и было получено повреждение. Неуверенность в сочетании с негативными мыслями и нарушениями мышечного тонуса, как ни печально, опять приводит к травме.

Как же спортивная психология объясняет, почему вышеописанные стрессовые ситуации служат причиной травм? Во-первых, ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности. Что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания. Также снижается способность анализировать ситуацию. И, наконец, нарушение концентрации внимания вынуждает спортсмена обращать внимание на посторонние объекты, допускать мысли, напрямую не относящиеся к делу.

Во-вторых, увеличение уровня тревоги приводит к повышению мышечного напряжения и нарушает координацию, движения становятся скованными, появляется «торможение» при восприятии информации. В этом случае от спортсмена можно услышать такие фразы, как «тело не слушается», «ноги деревянные». Все это повышает вероятность травмы.

Травма – это серьезное испытание силы воли спортсмена. То, как человек реагирует на травму, зависит больше от его индивидуальных особенностей: одним спортсменом серьезное повреждение может переноситься достаточно легко и не иметь негативных последствий. Тогда как для другого даже небольшая травма - это целая трагедия.

Наиболее типичной, «нормальной», реакцией большинства людей на травму является реакция огорчения, которая включает в себя несколько этапов. Сразу после произошедшего человек не верит в то, что произошло, пытается отрицать сам факт получения травмы. Затем, после осознания, наступает второй этап - этап гнева, когда спортсмен начинает ругать и винить себя и окружающих. Далее идет «заключение сделки». Например, спортсмен может пообещать, что, если ему «повезет» быстро восстановиться, он будет тщательнее разминаться, усерднее тренироваться, станет внимательнее и т.п. На четвертом этапе происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Этот этап опасен возможностью появления депрессивных настроений. Пятая фаза - фаза принятия, когда спортсмен выходит из депрессии и готов сосредоточить свои силы на реабилитации и возвращении к физической активности.

Скорость прохождения всех пяти этапов может колебаться от 1-2 дней до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Это обязательные этапы, которые проходит каждый травмированный спортсмен, различной может быть лишь их продолжительность. Но порой травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например, такими как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Фигурист беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде.

Травма – это всегда остановка, это время сомнений, страхов, переоценки реальности. Однако именно в этот период может быть выработана новая стратегия подготовки и поведения фигуриста на соревнованиях. Вынужденная пауза может дать как толчок к переходу на следующий этап в развитии спортивного мастерства, так и свести на нет усилия и достижения прошлых лет. У тренера всегда есть возможность помочь своему спортсмену выйти из этого кризиса победителем. Вне зависимости от того появились ли симптомы «негативного» реагирования тренеру необходимо применять некоторые методы психокоррекционного воздействия. Правда, предварительно стоит трезво оценить, сможет ли он самостоятельно влиять на спортсмена или же потребуется помощь специалиста.

К сожалению, спорт всегда сопряжен с травмами. Однако это не повод впадать в депрессию и ставить на себе крест. Травма - это опыт, очень важный опыт преодоления боли, страхов, сомнений. Используйте это время для размышлений о том, что следует изменить в вашей жизни, что привело к травме и тем самым предохранить себя от подобных неприятностей. Ведь травма не трагедия, а повод подумать!

Мария КРАСИЛЬЦЕВА

Завороженные красотой стадионов и рингов, звуками фанфар и треском фейерверков, мы смотрим Олимпиады, соревнования, первенства, матчи. Пластика совершенства, азарт, фарт - все это создают люди спорта. Какой ценной достигаются их победы? Запредельные нагрузки, смертельные срывы, сила духа, страх поражения… Цена победы - жизнь и судьба.

Каждый из нас сталкивался на протяжении своего пути с поражением и не успешностью, потому что мы, независимо от выбранной сферы деятельности, преодолеваем дистанцию длиною в жизнь. По сути, у каждого своя беговая дорожка, ринг, ледовая арена и шахматная партия.

Как пережить поражение, как не потерять мотивацию, откуда взять внутренние силы, чтобы подняться, суметь увидеть ошибки и начать работать над ними? Что делать когда тебя переполняет чувство боли, разочарования, гнева, страха и вины? Вины за неоправданные ожидания тех, для кого ты являешься кумиром, тех, кто вкладывал в тебя силы, время, готовя к очередному поединку. Тренер клуба смешанных единоборств «Стяг» Алексей Горемыкин считает, что поражение - это переломный, но не решающий момент для спортсмена.

«Для любого спортсмена, не только в сфере единоборств, поражение всегда является переломным моментом в карьере. Выходя на ринг или в клетку, ты должен быть морально готов к любому исходу, настраиваться, конечно, надо только на победу, но, к сожалению, поражения это тоже часть любого спорта. Как будет складываться карьера бойца дальше - будет зависеть только от него. Неправильно решить, что это было все, на что ты способен и ты сделал все, что мог. Правильное восприятие проигрыша - вернуться в зал, изучить ошибки, выделить слабые стороны и работать в три раза больше».

Умение эффективно справится с поражением - это залог успеха спортсмена. К сожалению, очень часто люди, окружающие спортсмена, преуменьшают значимость сложившейся ситуации. Одним из немногих способов оказать поддержу служат слова: «Не переживай, это всего лишь опыт, все будет хорошо» . Но тем самым, происходит обесценивание чувств человека, потерпевшего спортивную неудачу. Данное отношение отражается негативно на личности спортсмена, особенно, если это ребенок, и шансы справиться с данной ситуацией сводятся к минимуму. В случае спортивного поражения, важно дать себе возможность эмоционально прожить ситуацию, другими словами - отгоревать, потому что любое поражение - это потеря, потеря чего-то важного и ценного. В среднем данный период длится от нескольких часов до 2-3 дней. В этот момент очень важно, чтобы рядом со спортсменом находился значимый для него человек - родитель, тренер, психолог. Далее, очень важно сознательно проанализировать ситуацию, с позиции, что было сделано хорошо, несмотря на отрицательный результат. Поиск удачных и положительных моментов дает источник для мотивации и силы для преодоления.

Тренер Алексей Горемыкин также считает, что факт поражения отрицать не нужно, но и делать на нем акцент - тоже неправильно.

«Я посоветую не зацикливаться на этом. Понять и принять, что так бывает и никуда от этого не деться. В любом случае, нужно хорошо отдохнуть и с новыми силами в зал. Внимательно разобрать бой с тренером и командой. Провести работу над ошибками и настраиваться на новый бой. Показатель правильного отношения к проигрышу - победа в следующем поединке».

Опираться необходимо на реальные действия и факты. После, следует выделить одну-две конкретные проблемы, которые помешали добиться положительного результата. Эти проблемы - точки приложения сил в предстоящей подготовке, одна задача будет являться приоритетной, вторая - дополнительной, на случай, если произойдет сбой в работе над первой. Важно осознать тот факт, что ошибки есть всегда, важно их увидеть и найти ресурсы для того, что бы их исправить. Ошибка - не означает тот факт, что ты не способен! Очень важно исключить понятие «не повезло», ведь человек, которому не повезло, ничего не будет менять в себе, это закрывает возможности к анализу, а это первый шаг к следующему проигрышу. Парадоксальным, но оправданным шагом, является разработка конструктивного плана действий на случай поражения: «что я буду делать, если опять проиграю?». Например: что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения, в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того, чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного проигрыша. Это достаточно глубинный анализ, который лучше выполнять совместно с психологом, так как эффективное переживание поражения требует времени и специальных навыков.

В завершении, мне бы хотелось привести слова одного из самых успешных спортсменов современности Майкла Джордана:

«За свою карьеру я проиграл почти 300 игр… 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я терпел поражения в моей жизни снова и снова. И это именно то, благодаря чему я преуспел. Ты - не проигравший, до тех пор, пока не сдался!».

Так рождаются чемпионы!

Статью подготовила: руководитель отдела спортивной психологии Клуба смешанных единоборств «Стяг» Алена Самарина

Особая благодарность тренеру КСЕ «Стяг» Алексею Горемыкину

В жизни случается множество ситуаций, когда всё заканчивается не по-нашему. Как с этим смиряться? Как научить ребёнка с достоинством принимать поражения? В чём проигрывать категорически нельзя? Священник Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери Краматорска, помог нам разобраться в этих непростых вопросах.

Успех или проигрыш?

Прежде, чем понять, как надо проигрывать, стоит определить, что такое успех, что за этим понятием стоит именно для нас. Очень часто победы и проигрыши оказываются совсем не тем, чем казались изначально. Если взять самый высокий пример - жизнь Господа нашего Иисуса Христа, - то с мирской точки зрения Он проиграл: был предан, поруган, взошёл на Крест, на котором умер. Но спустя некоторое время это поражение обернулось величайшей победой: спасением всего мира. Или первые канонизированные русские святые, Борис и Глеб - они тоже потерпели крах: были убиты, а власть досталась другому человеку.

Цели и победы бывают разные, всё зависит от точки зрения и перспектив. Не всегда легко оценить ситуацию в режиме реального времени. Надо посмотреть, какие плоды принесёт происходящее, и только тогда можно сказать, был это успех или поражение. Царя Ирода многие современники считали подобным богу. Он имел особый почёт, одевался в богатые одежды, восседал на троне, обладал красноречием, но всё закончилось очень плохо: он заболел страшной болезнью, и его в буквальном смысле съели черви.

Вопреки всему - не сдаваться

Википедия даёт такое определение: «Успех - это достижение какой-либо цели или результата в начатом деле; общественное признание». Каким должен быть успех, зависит от человека и поставленных им перед собой целей. То, что для одного будет неудачей, для другого может быть победой и иметь глубокий смысл.

Очень важно научить детей правильно относиться к проигрышам, потому что успех возможен только через преодоление поражений и неудач. Это доказывают многочисленные достижения и научные открытия, многие из которых не были спонтанными, но стали результатом упорного труда в достижении цели. Цели, казалось бы, нелогичной и невозможной, но находились люди, которые имели желание достичь её. Классический пример - Эдисон и его лампочка. Чтобы найти нужный материал для нити накаливания, ему пришлось перепробовать шесть тысяч вариантов. Важно не сдаваться в случаях неудачи. Надо донести до детей, что проигрыш - это не когда не получается, а когда ты отказываешься добиться того, чтобы получилось.

Важно не только не бояться проигрывать, но и правильно ставить цели. Вся жизнь человека - это борьба добра со злом, ежедневный выбор между ними. Для верного целеполагания важна правильная система ценностей. Этому тоже нужно учить детей, но прежде надо научиться этому самим. Дети обычно делают не то, что мы им говорим, а то, чему мы их учим собственным примером. Можно что угодно рассказывать в теории, но если мы не поступаем так, как говорим, будет даже хуже, чем если бы мы вообще ничему не учили. Поэтому в первую очередь надо самим научиться достойно проигрывать и ставить правильные цели.

Практика помощи детям

Если говорить о том, как практически научить ребёнка достойно принимать проигрыш, то надо отталкиваться от возраста. Например, у детей до пяти лет совершенно другое мышление, нежели у десятилетних. Более того: они зачастую сами могут нас научить многому. Но даже в этом возрасте мы замечаем у них те или иные склонности характера, от которых в том числе зависит и умение проигрывать. Флегматичному ребёнку будет легче пережить проигрыш, чем сангвинику или холерику.

В такой ситуации нужно просто поддержать ребёнка. Постараться, чтобы нами в первую очередь руководила любовь. Во-первых, мы, взрослые, должны верить и понимать, что успех невозможен без падений и поражений. Во-вторых, надо показать, что наше отношение к ребёнку никак не связано с его успехами или неудачами. Он должен поверить в то, что его любят, и любят не за победы. В-третьих, важно научить тому, что, вопреки неудачам, нужно всё равно пытаться идти к цели. Если он не захочет этого делать, - а такой соблазн всегда есть, - надо будет его переубедить. Я считаю, что категорически нельзя бросать начатое.

Не проиграть жизнь

Точно так же мы, взрослые, не должны проиграть свою жизнь - не потерять самую главную цель нашего существования, которая освятит все те цели, что мы ежедневно ставим перед собой. Вот мы встаём утром, пьём кто чай, кто кофе, а кто - какао, и тем временем ставим перед собой цели: что сделать в течение грядущего дня. Наш день наполняется смыслом. Но если мы не имеем самой главной цели - спасения души - то эти повседневные задачи могут стать ложными.

Может случиться так, что, подойдя к концу своей жизни, увидим: достижение всех житейских целей остались позади. Какой-то период времени у нас ещё есть, но мы не знаем, чем его заполнить. Если же мы поставим перед собой цель, которая будет лежать за пределами нашего земного существования, то, во-первых, обезопасим себя от такой ситуации. Во-вторых, наши повседневные задачи по своему характеру останутся теми же, но будут освящены иным смыслом: поиском ключа от рая. Этот ключ - любовь. Царствие Небесное - царство любви, и тот, кто не имеет её, не сможет туда войти. Значит, он не сможет добиться самого главного, самого подлинного успеха своей жизни.

О смирении и SMS от Бога

Главной цели в жизни нельзя достичь без смирения. Не имея его, нельзя научиться проигрывать, а не умея проигрывать - не научишься побеждать. Если мы не будем смиренны, то жизнь наша и попытки победить будут сродни бичеванию: человек в итоге просто не выдержит боли разочарований. Смирение - это когда мы принимаем волю Божию, вверяем себя ей. Надо попытаться принять всё, что мы имеем, и подумать, как можно развить данное нам. Неуч может стать эрудитом, если будет смиренным неучем, то есть если примет свою ситуацию как данность и не будет останавливаться в попытках исправить её.

Почему мы не имеем смирения? - нам кажется, что мы лучше, чем есть на самом деле. Очень часто приходится спорить с людьми, которые исповедуют «религию успеха». Они всю жизнь кладут на этот алтарь, пытаются как-то себя веселить и подзадоривать, но при этом главную вещь - смирение - упускают. Они напоминают бедняков, которые в попытке поступать как богатые покупают в кредит машину, которую даже заправить не могут. Печально, когда успех становится самоцелью.

Часто мы с этими людьми обсуждаем задачу смирения. Они говорят: вы, православные, считаете себя грешниками, ковыряетесь в себе, какой в этом смысл? А смысл в том, чтобы понять, кто я есть на самом деле. Действительно ли я тот, кем себя воспринимаю? Господь помогает перестать наступать на одни и те же грабли, выйти на верный путь. А неудачи, которые случаются на этом пути, - это SMS от Бога, которые Он отправляет нам, когда мы идём не в ту сторону.

Сотворчество с Богом

Вспомним притчу о талантах: проиграл тот, кто не приумножил данного господином. Господь, когда даёт талант, не указывает, как именно его реализовывать. В этом - наше сотворчество с Богом: не важно, как ты будешь приумножать свои таланты, важно приумножить. Это то, в чём категорически нельзя проиграть. Нужно продолжать трудиться, искать способы реализации, не останавливаться на этом пути, потому что если ты остановился, то умер - пусть ещё ходишь, но внутри уже не живёшь, проиграл свою жизнь. Люди нецерковные остаются такими до тех пор, пока не прикоснутся к главной цели. Как только они поймут, что нужно планку поставить как можно выше, в вечности, тогда любой отрезок жизни наполняется смыслом, освящается. Господь освящает его, привносит в него Свой порядок, а это самое важное.

Ещё раз по поводу детей: невелико достижение вырастить успешного ирода. Важно дать детям возможность радостно идти по жизни. Поражения - это ступени к успеху. Чем быстрее их пройдёшь, тем быстрее придёшь к цели. Поэтому поражения надо воспринимать не как итог, а как новую точку отсчёта, более близкую к цели, чем предыдущая.

Записала Екатерина Щербакова

Официальный комментарий:
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Величайшая победа - победа над самим собой.
Цицерон
Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.
А.Линкольн
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э.Хемингуэй
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Вольфрам

Социально-исторический аспект
Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе.
Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ - поражение пробуждает в нем новые силы...». Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе.
«Слово о полку Игореве» - известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея - идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.
Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа - это конец сражения, поражение же для автора «Слова» - это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.
Заканчивается «Слово» радостно - возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.
История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар. Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, "в восемь раз" превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица стала победа при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил.
Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «...было очевидно, что цель... возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем". Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, "и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой".
Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой - начало разгрома его армии.
Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе. Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова .
Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель - победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат - победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан).
История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

Нравственно-философский и психологический аспекты
Победа - это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, - одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»
Поэтому поражение Чацкого - лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.
А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины - победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой - ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы...», - восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он.
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.
И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.
Так все же - победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".
Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".
Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить - значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой - победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них - проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда - Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. XX века. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.
Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное - увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение - понятия относительные.
Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность» : «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».



Похожие статьи
 
Категории