Музеи Ватикана — коллекции и собрания, открытые для посещения. Музеи Ватикана: все самое интересное

26.04.2019

Музеи Ватикана - это целый комплекс из 54 залов, 9 км. ходьбы пешком. С экскурсией в музеи Ватикана надо приходить на целый день.

Находятся музеи Ватикана на территории карликового государства , расположенного рядом с центром . Вход в музеи находится справа от . К музеям оттуда надо идти пешком около 5 минут вдоль ватиканской крепостной стены.

Как и другие известные музеи мира, Ватикан так же осаждают толпы туристов. Ежегодно музеи Ватикана посещает более 5 млн. человек! Уже на подступах к входу в музеи Вы увидите многокилометровую очередь, в которой можно простоять от 2 до 4 часов. Однако, не все так страшно. Есть несколько способов того, как этого можно избежать.

Способ первый. Купить билет через интернет. Он обойдется на 4 евро дороже, чем обычный. Так же, он имеет определенную дату посещения. Т.е. по нему можно прийти в музеи Ватикана в определенный день в определенное время. Однако, имея распечатку с этим билетом, вы можете спокойно пройтись вдоль гигантской очереди желающих попасть во внутрь и войти с отдельного входа (для тех, у кого организованная экскурсия или уже есть билет). Здесь Вам надо будет обменять электронную распечатку из интернета на настоящий билет и все. Вы в музее. Иногда, правда, и возле этого отдельного входа так же набирается большая толпа (ее создают экскурсионные группы), но все равно, зайти отсюда получится гораздо быстрее, чем с общей очередью.

Способ второй. Купить билет по двойному тарифу на стойке информации возле входа в . Получится так же дороже, но зато вы сэкономите много времени.

Музеи Ватикана были основаны в 16 веке. Они представляют собой коллекцию предметов искусства, которые римские Папы собирали на протяжении многих веков. Фактически, это не один музей, а целый комплекс различных музеев. Единственное, чего здесь нет - это современного искусства.

Главный вход (холл) музея имеет современный облик. Здесь вы увидите спиральную лестницу, построенную в 1932 году архитектором Джузеппе Момо. Отсюда, вы можете попасть в большой внутренний двор (сад), а уже дальше пойти по залам музейных экспозиций. Здесь в саду находится гигантская шишка - символ Ватикана, а так же золотой шар, который символизирует современный мир.

Путешествие по залам Ватикана обычно начинается с осмотра Пинакотеки (собрание картин). Здесь есть старинные иконы 12 века, работы таких мастеров, как Рафаэль, Тициан, Леонардо, Рубенс, Караваджо, Леонардо да Винчи и других). Самые известные здесь экспонаты, это работы Рафаэля "Благовещение" и "Преображение", "Святой Иероним" Да Винчи и другие.

Дальше идут античные залы (этруски и древние греки), зал древнего Египта, Месопотамии (Междуречья). Потом Вы попадает в длинную череду галерей (галереи Канделябров, Гобеленов, Географических карт). В самом конце пути Вы попадает в станцы Рафаэля и знаменитую . Если просто идти пешком через все залы от входа в музей к Сикстинской капелле, ни на что не отвлекаясь, то идти придется около 40-50 минут. Музей просто огромен.

Самое сильное впечатление производит древнеегипетский зал (с мумиями и саркофагами), Галерея географических карт с ее роскошным золотым потолком, и Сикстинская капелла, над которой Микеланджело работал около 4 лет.

Так же, можно посетить и Исторический музей (подвал, где выставлены экспонаты связанные с историей Ватикана). Тут есть выставка карет и авто, в том числе и знаменитый папамобиль).

Несколько советов. Здесь лучше не спешить и закладывать на посещение музеев Ватикана целый день свободного времени (5-7 часов). Тут на территории есть много кафе и красивый сад, где можно передохнуть и перекусить. Детям вряд ли в таком огромном музее будет интересно, поэтому их сюда лучше не брать. Быстро устанут.

В Сикстинской капелле нельзя фотографировать. Если заметят, могут заставить стереть фото. Но если делать фото аккуратно и без вспышки, то никто ничего не скажет.

И еще совет: при выходе из Сикстинской капеллы, поверните направо, а не влево. Вы тогда попадете не к выходу, а внутрь собора Петра, минуя очередь, которая выстраивается снаружи на площади.

Что нам не понравилось в музеях Ватикана: это толпы людей. Их здесь огромное количество. Иногда кажется, что поток просто несет тебя. Очень сложно спокойно что то рассмотреть. Поэтому посещение музеев Ватикана лучше планировать на не сезон.

Музеи Ватикана не работают (или открыты бесплатно, когда туда попасть просто нереально) в следующие дни года: 1, 6 января, 11 февраля, 19 марта, 20, 21, 27 апреля, 1 мая, 29 июня, 14-15 августа, 1 ноября, 8, 25-26 декабря. В воскресенье короткий день, поэтому сюда в это время тоже лучше не приходить.

Стоимость взрослого билета составляет 16 евро в кассе или 20 евро через интернет.

Купить билеты в музеи Ватикана можно на официальном сайте: biglietteriamusei.vatican.va











Экспозиции и галереи музеев Ватикана

Pinacoteca Vaticana. Открыта для публики в 1908 году, однако её датой основания является вторая половина XVIII века, когда по воле Пия VI папская коллекция произведений живописи была собрана в одном месте. В настоящее время собрание пинакотеки хранится и выставляется в специально построенном для неё здании, которое было спроектировано архитектором Лука Бельтрами, и торжественно открыто в 1932 году.

Коллекция живописи выставляется в 18 залах, и в основном состоит из картин на религиозную тему, выполненных итальянскими мастерами XII–XIX веков. В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ: флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.


Этнологический миссионер­ский музей

Museo missionario etnologico. Начал работу в 1926 году по воле папы Пия XI. Идее открытия музея предшествовала Международная миссионерская выставка, приуроченная к юбилейному 1925 году. Для этой выставки в Садах Ватикана было установлено 24 павильона с предметами религиозного культа из разных стран мира, где с миссионерской миссией побывала Католическая Церковь. Многие из экспонатов выставки впоследствии были переданы в дар понтифику и стали ядром музейного собрания. Здание для Этнологического миссионерского музея было построено в 1963 году при Папе Павле VI. В настоящее время в музее хранится около 100 тысяч экспонатов со всего мира.

Как понять Рим и получить от него удовольствие - групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Музей Пио-Кристиано

Museo Pio-Cristiano. Открыт в 1854 году по приказу понтифика Пия IX в Латеранском дворце, однако в 1963 году по воле Папы Иоанна XXIII был перенесён в Ватикан, и открыт для осмотра в 1970 году. Назван музей в честь папы Пия IX («Pio-Cristiano» в переводе с итальянского - «Благочестивый Христианин»). Здесь хранятся и экспонируются произведения искусства раннехристианской эпохи, которые были найдены в римских катакомбах. Коллекция музея в основном состоит из саркофагов, рельефов и надгробных скульптур. Наиболее известной является статуя Доброго Пастыря, которая изначально являлась частью саркофага IV века. Мраморная статуя поступила в музей из коллекции Мариотти в начале XVIII века. Выполненная в буколическом идиллическом стиле статуя, представляет собой юношу с ягнёнком на плечах, предположительно изображающего Христа в юном возрасте.

Одним из интереснейших экспонатов музея считают также саркофаг 330 года, украшенный сценами из Ветхого и Нового Заветов, который был найден в ходе строительных работ Собора святого апостола Павла на Остийской дороге в 1838 году. Рельефы саркофага изображают некоторые библейские сюжеты: «Сотворение человека», «Поклонение Волхвов», «Даниил во рву со львами», и «Аввакум, который передаёт ему пищу», далее следуют гравюры «Воскрешение Лазаря» и «Предсказание Христа Петру о его тройном отрицании». Ещё можно отметить «Саркофаг двух братьев», датируемый 350 годом и «Догматический саркофаг», названный так в честь четырёх христианских догматов, которые отражены в расположенных на нём сценах.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Museo Gregoriano Egizio. Открыт в 1839 году Григорием XVI. Основной целью основания музея было собрать как можно большее количество египетских древностей в одном месте. Ядро коллекции, в которой хранятся произведения искусства Древнего Египта, статуи, скульптуры, папирусы, саркофаги и мумии заложил Папа Пий VII. Впоследствии собрание музея пополнялось предметами и артефактами из частных коллекций и результатами раскопок во время римской оккупации Египта до III века.

Девять залов Григорианского Египетского музея представляют предметы искусства, которые были собраны на вилле Адриана в Тиволи, а также находки из античной Месопотамии и Сирии. Залы оформлены в египетском стиле, а в числе экспонатов находятся статуя Рамзеса II на троне, памятная стела женщины-фараона Хатшепсут, колоссальная голова Фараона Аменхотепа, погребальные стелы из некрополя в Гизах, колоссальная статуя Туи, матери знаменитого Рамзеса II, статуя бога Анубиса и многие другие.

Музей Пия-Климента

Museo Pio-Clementino. Датой основания считается 1769 год, когда по инициативе папы Клемента XIV стали собирать известные греческие и римские произведения искусства. Экспонаты музея размещены в залах и во внутреннем дворике дворца, который имеет восьмиугольную форму и окружён портиком с 16 колоннами. В 1803 году во дворе были устроены ниши, где были установлены наиболее важные статуи.

  • Ниша Лаокоона названа в честь скульптурной группы «Лаокоон и сыновья». Мраморная группа предположительно выполнена родосскими мастерами в начале I века, а впоследствии отреставрирована Микеланджело Буонаротти.
  • Ниша Кановы носит имя автора скульптуры. В 1800 году по заказу Пия VII известный мастер Антонио Канова выполнил копию греческого оригинала разрушенной статуи Персея. Персей изображён с божественными атрибутами: шлем Аида, меч Гефеста, сандалии Гермеса и голова Медузы.
  • Ниша Аполлона представляет римскую копию знаменитой статуи Аполлона Бельведерского, выполненную предположительно в 130–140 годах с оригинала бронзовой статуи древнегреческого скульптора Леохара, жившего в IV веке до нашей эры.
  • Ниша Гермеса носит название от размещённой статуи Гермеса, римской копии с оригинала статуи древнегреческого скульптора IV века до нашей эры Праксителя.

Галерея статуй

Galleria delle Statue. Оформлена фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV веке. Впоследствии здесь были установлены римские и греческие статуи классического периода. Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного Сатира», «Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».

  • Зал греческого креста (Sala a Croce Greca) носит название из-за своей формы равноконечного греческого креста, спроектированного и оформленного по проекту Микеланджело Симонетти. Коллекция этого зала состоит из римских мозаик, саркофагов, рельефов и статуй, датируемых II–IV веками. Здесь хранится уникальная статуя шагающей женщины, предположительно единственное сохранившееся изображение царицы Клеопатры.
  • Зал Ротонда (Sala Rotonda) был построен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в 1782 году. В нишах зала находятся 18 статуй греческих богов и героев. Некоторые из них: бронзовая статуя Геркулеса, статуя императора Клавдия в облике Юпитера, статуя Антиноя (фаворит императора Адриана) в облике бога Диониса. В зале также установлена гигантская порфировая чаша, находившаяся в Золотом доме Нерона.
  • Галерея бюстов (Galleria dei Busti) экспонирует мраморные портреты императоров, около 100 бюстов римских патрициев, а также коллекцию фресок эпохи Ренессанса.
  • Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere) берёт название от уникальной напольной мозаики II века, на которой изображён орнамент из масок. В зале расположены римские копии статуй с эллинистических оригиналов, такие как «Три Грации», «Сатир», «Танцующая женщина» и «Афродита Книдская».
  • Зал муз (Sala delle Muse) создан в 1782 году по проекту Микеланджело Симонетти. В зале выставлены статуи девяти муз, римские гермы с изображениями греческих философов, а также «Бельведерский торс», работы афинского скульптора Аполлония.
  • (Sala degli Animali) демонстрирует около 150 фигур животных, в основном копий с греческих оригиналов, выполненных скульптором Франческо Антонио Францони по заказу Пия VI. Статуи из мрамора и алебастра были отреставрированы в конце XIX века.

Галерея канделябров

Galleria delle Candelabri. Основана в 1761 году. Изначально помещение галереи строилось как открытая лоджия, но впоследствии по приказу Пия VI его перестроили по проекту архитекторов Микеланджело Симонетти и Иосифа Кампорезе. В конце XIX века своды арок Галереи канделябров были украшены удивительными росписями известных художников Торти и Зайтца. Имея в длину 80 метров, галерея разделена мраморными колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них представлены произведения классического искусства: вазы, фрагменты саркофагов, древние фрески, и, собственно, канделябры II века, в честь которых и названа галерея. Канделябры выполнены мастерами-мраморщиками из Отриколи. Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские копии с греческих оригиналов, датируемых III-I веками до нашей эры (статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский воин», «Старый рыбак»; статуи Аполлона, Аталанты, фрагменты саркофага с изображением дочерей Ниобы и многие другие).

  • Зал колесницы (Sala carro) был открыт в годы понтификата Пия VI и носит название в честь древнего экспоната, римской колесницы, датируемой I веком до нашей эры, отреставрированной в 1788 году. В зале также хранятся и демонстрируются саркофаги, античные скульптуры и статуи.
  • (Sala dei Chiaroscuri) был оформлен в 1517 году учениками Рафаэля Санти, однако вскоре во время понтификата Павла IV фрески были утрачены. В 1582 году по воле Григория XIII Зал Кьяроскури был отреставрирован и расписан фресками с изображением апостолов и святых, над которыми работали живописцы братья Таддео и Федерико Цуккари. Потолок с резьбой, позолотой и эмблемой Медичи оформлял художник Херубино Альберти.

Григорианский Этрусский музей

Museo Gregoriano Etrusco. Открыт в 1837 году по воле Папы Григория XVI. Открытие состоялось сразу после археологических раскопок в одном из этрусских некрополей близ итальянского города Черветери. Основой музейного фонда стали находки с этих раскопок и с раскопок античных поселений в южной Этрурии. В 22 залах Григорианского Этрусского музея выставлены многочисленные предметы быта, сосуды, терракота, а также изделия из керамики, бронзы, золота и серебра. Залы украшены фресками, иллюстрирующими сюжеты Ветхого Завета. Некоторые из экспонатов привлекают особое внимание. Так, в одном из залов музея представлены украшения из золота и серебра VII века до нашей эры, в другом - полное воинское снаряжение этрусского воина, датируемое IV веком до нашей эры. В числе экспонатов здесь можно увидеть большую коллекцию этрусских погребальных урн и саркофаги из туфа, на которых изображены сцены древнегреческих мифов. Один зал Григорианского Этрусского музея отдан под реконструкцию обстановки храма этрусков с многочисленными алтарями и терракотовыми скульптурами.

Экскурсия «Магия вечернего Рима» - вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Музей Кьярамонти

Museo Chiaramonti. Открыт в 1807 году, его основатель был папа Пий VII. Собрание музея состоит из классической греческой и римской скульптуры, рельефов, барельефов и древних надписей. Сегодня экспонаты демонстрируются в трёх сооружениях: в Галерее Кьярамонти (коридор), Браччо Нуово и Галерее Лапидария.

  • Браччо Нуово (Braccio Nuovo) - зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому название его переводится как «новый рукав». Был построен в 1822 году по проекту архитектора Рафаэля Стерна. Экспонаты разделены тематически на два раздела: римская история и греческая мифология. Здесь же выставлена большая коллекция портретной скульптуры.
  • Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria), которую можно посещать только по запросу, была основана в период понтификата Бенедикта IV. Он собрал коллекцию древних надписей дохристианского и христианского периодов. В собрании галереи находится около 3000 частей и фрагментов каменных плит, саркофагов и урн с надписями. В начале XIX века известный историк и археолог Гаэтано Марини, упорядочил и классифицировал обширную коллекцию Галереи Лапидария.
  • Галерея Кьярамонти (Galleria Chiaramonti) - самая древняя часть музея, основанная в 1807 году, в которой представлено около 1000 древних скульптур, бюстов, архитектурных украшений, урн и саркофагов. Оформлением галереи занимались художники Академии святого Луки под руководством известного скульптора Антонио Кановы.

Некоторые экспонаты Галереи Кьярамонти представляют наибольший интерес у публики. Например, колоссальная голова Афины эпохи Адриана, рельеф I века «Три Грации», каменная голова Посейдона, портретная скульптура политика Демосфена и оратора Цицерона, мраморная статуя «Раненая Амазонка», а также две балки от корабля императора Калигулы, найденные в 1827 году.

Исторический музей

Museo storico vaticano. Музей, основанный в 1973 году папой Павлом VI, размещает на территории Ватикана павильон карет. Здесь хранятся всевозможные средства передвижения римских понтификов, такие как: сёдла, паланкины, кареты, автомобили и модель первого папского локомотива. Выставка экспонатов сопровождается демонстрацией тематических картин и фотографий. Основная часть Исторического музея находится в папских апартаментах Дворца Латерано и занимает 10 залов.

Галерея Арацци

Galleria degli Arazzi. Также известна как Галерея гобеленов. Открыта в 1838 году. Здесь хранятся гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля Санти его учениками. Изначально гобелены были размещены в Сикстинской капелле (в 1531 году), однако затем по воле Григория XVI перенесены в специальную галерею. Особый исторический интерес вызывают гобелены, иллюстрирующие библейские рассказы из Евангелия, выполненные на основе работ фламандского художника Питера Кук ван Альста («Поклонение пастухов», «Избиение младенцев», «Воскресение»). В галерее также находятся гобелены, изготовленные на мануфактурах Барберини, на которых изображены истории из жизни Урбана VIII. Среди них выделяются «Избрание Винченцо Маффео Барберини Римским Папой Урбаном VIII» и «Папа Урбан VIII получает Награду Наций».

Галерея географических карт

Galleria delle Carte Geografiche. Открыта в 1580 году. Всего здесь насчитывается 40 карт важнейших для Католической Церкви местностей. Потолок расписан сценами из жизни апостолов и сюжетами из Ветхого Завета. Все карты, которыми была расписана галерея, были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Помимо подробного воспроизведения выбранных областей, на картах можно увидеть исторические события, памятники и географические особенности. Картографическая роспись в зале украшена художественными элементами, такими как мифические персонажи и корабли на море, виды некоторых городов, исторические сцены осады и сражений. Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и Корсики.

Апартаменты Борджиа

Appartamento Borgia. Устроены как личная резиденция Папы Александра VI Борджиа в конце XV века. С 1490 года над оформлением апартаментов начал работать известный живописец Бернардино Пинтуриккьо. Декор интерьера был настолько пышен и избыточно украшен золотом, что после смерти Папы, римские понтифики надолго покинули эти помещения. Только в 1816 году апартаменты Борджиа стали использовать для хранения произведений искусства, вывезенных из Рима Наполеоном и возвращённых после его свержения. Впоследствии апартаменты были отреставрированы, а в 1897 году открыты для общественности. Сюжеты росписи залов определили их название:

  • Зал сивилл (Sala de Sibille) оформлен фресками с изображением сивилл и пророков, позолоченной лепниной и астрологическими символами семи планет. Здесь также находится геральдическая эмблема Борджиа с пламенем и двойной лучистой короной Арагона, намекающей на «солнечное» происхождение Папы Александра VI. Сивиллы изображены в парах с пророками и с трепещущими причудливыми свитками, на которых видны отрывки из пророчеств.
  • Зал таинств веры (Sala dei Misteri) берёт название от изображённых в его оформлении семи таинств Иисуса Христа и Девы Марии. На фресках представлены сцены: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».
  • Зал святых (Sala dei Santi) расписан сюжетами из жизни святых, а также сценами из древних мифов о божествах Изиде и Осирисе. Древнегреческие языческие мифы представлены в росписи потолка, тогда как в люнетах изображены христианские сцены жизни святых: посещение Марии Елизаветой, встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, мученичество св. Себастьяна, диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св. Сусанна, мученичество св. Варвары.
  • Зал понтификов (Sala dei Pontefici) был предназначен для торжественных церемоний, поэтому имеет самые большие размеры по сравнению с другими залами. При Льве X в начале XVI века стены зала были переписаны фресками Джованни да Удине.
  • Зал чудес веры (Sala del Credo). Здесь представлены сцены из цикла «Семь тайн радости жизни Марии». Возможно, этот зал был использован для частных аудиенций или для празднований в кругу близких друзей Папы Римского.
  • Зал наук и свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) предположительно служил папским рабочим кабинетом. Фрески в зале представляют науки в виде дам, восседающих на троне в окружении известных деятелей искусства.

Stanze di Raffaello. Станцы представляют собой несколько апартаментов, расписанных в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе со своими учениками. «Станца» в переводе с итальянского означает «комната». Лично Рафаэль расписал 3 станцы, а четвёртая была оформлена учениками по его эскизам уже после смерти великого мастера.

  • Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo). Тема росписей относится к истории папства. Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;
  • Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) служила для понтификов рабочим кабинетом. Фрески посвящены теме духовности человека, а именно, философии (фреска «Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии («Парнас»), и правосудию («Мудрость, умеренность и сила»);
  • Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) посвящена чудесному божьему покровительству. Стены расписаны фресками «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене» и «Изведение Петра»;
  • Зал Константина (Sala di Costantino) был расписан уже после смерти Рафаэля. Роспись зала посвящена жизни римского императора Константина и олицетворяет победу христианства над язычеством.

Лоджии Рафаэля

Loggia di Raffaello. Три лоджии, которые находятся на трёх этажах Апостольского дворца, разработанные Браманте и оформленные Рафаэлем Санти и его учениками. Самой первой была расписана лоджия на втором этаже, предположительно в период 1517–1519 годов. Лоджия длиной около 65 метров, проходит вдоль всей восточной стороны дворца, и делится на тринадцать сводчатых пролётов, оформленных фресками иллюстрирующими сюжеты Нового и Ветхого Завета.

Предположительно в это же время была оформлена и так называемая Прима лоджия, находящаяся на первом этаже здания. Качество фресок говорит о том, что работа была выполнена в основном учениками Рафаэля по его эскизам. Во второй половине XIX века здесь проходила реставрация, вызвавшая немалые споры специалистов.

Лоджия на третьем этаже носит название кардинала Бернардо Бибьена, так как находится у его апартаментов. В оформлении лоджии Джованни да Удине, ученик Рафаэля, использовал изысканные гротески, выполненные по рисункам великого мастера.

Галерея современного религиозного искусства

Galleria d"arte religiosa moderna. Открыта в 1973 году по инициативе Павла VI. Некоторое время часть коллекции хранилась в Ватиканской пинакотеке, а затем произведения современного искусства разместили отдельно. Сейчас галерея включает большую коллекцию живописи, графики и скульптуры. Здесь можно увидеть работы таких великих мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Марк Шагал.

входные билеты

официальный сайт

49,072 просмотрели

Под емкой вывеской «музеи Ватикана» скрывается целая плеяда выставочных залов и галерей. Возраст наиболее почтенных экспозиций насчитывает 5 веков. За это время кураторы музеев успели собрать потрясающую коллекцию скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства. Оценить по достоинству шедевры мирового искусства можно только в блестящем обрамлении дворцов Ватикана.

В XV веке в Ватикане была построена знаменитая (Cappella Sistina). Архитектор Джованни ди Дольчи (Giovannino de’ Dolci) создал скромное церковное строение, которое изнутри было украшено ренессансными мастерами кисти: Боттичелли (Sandro Botticelli), Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), Росселли (Cosimo Rosselli) и Перуджино (Pietro Perugino). Отдельным украшением капеллы служит фреска работы (Michelangelo di Lodovico) «Страшный суд».

В конце XV – начале XVI веков на территории Ватикана возникает еще один памятник архитектуры и искусства – башня Борджиа (Torre dei Borgia). Основал традицию сбора изящных предметов папа Юлий II. В XVI веке он начал активно коллекционировать римские копии античных скульптур и организовал для своей экспозиции подходящее пространство.

В начале XX века узаконил себя в качестве суверенного государства. Латеранский договор закрепил права и свободы папской власти. Все предметы собранные искусств перешли в собственность католической церкви. Однако этот же документ обязал церковь открыть экспозиции для посещения всеми желающими.

  • Важно прочитать:

Двор Бельведера (Cortile del Belvedere)

На протяжении XVI века папа Юлий II проводит реконструкцию имеющихся дворцов. Таким образом, под руководством архитектора Донато Браманте (Donato Bramante) на базе палаццо Иннокентия VII и Николая V возникает Двор Бельведера.


Архитектура зданий – прекрасный образчик эпохи Высокого Возрождения. Ее классическую красоту дополняют и подчеркивают экспонаты: античная статуя Аполлона, архитектурная группа Лаокоон и сыновья, Персей работы Кановы (Antonio Canova) Бельведерский торс, статуя Афродиты Книдской.

Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino)

Все эти чудеса выставлены во внутреннем дворике Бельведера — Музее Пия-Клемента. Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства является папа Клемент XIV, бывший у власти в 70-х годах XVIII столетия. Его приемник — Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов.

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Еще одна интересная экспозиция разместилась на верхних этажах Бельведера – это Григорианский Египетский музей. Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник – Григорий XVI в 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н.э. Наибольшей популярностью пользуются: безголовая статуя жреца Уджагорресента, статуи фараонов, саркофаги, древние мумии, канопы. Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.

Двор Сосновой Шишки (Cortile Della Pigna)

Во Дворе Сосновой Шишки можно наблюдать необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Фонтан, украшенный шишкой — это древний символ жизни.

А сверкающая на солнце бронзовая скульптура «Сфера внутри сферы» (Sfera con sfera) — это уже символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) появилась в Ватикане в 1990 году благодаря усилиям папы Павла II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.

Сквозь прорехи и разрывы во внешней оболочке виден рисунок, нанесенный на внутренний шар. Таким образом архитектор изобразил современный символ жизни — Землю, окруженную Вселенной. И все то, что земляне делают со своей планетой транслируется во внешний мир.

Пинакотека

У коллекции ватиканских картин – непростая история: стоило Папе Пию VI в конце XVIII века заявить о своем собрании – и всего через несколько лет наполеоновские войска увозят лучшие работы в Париж, откуда с большим трудом и в весьма плачевном состоянии они вернулись лишь через 20 лет. Сегодня в Пинакотеке насчитывается около 460 работ, которые рассказывают историю развития живописи от примитивного стиля Средневековья вплоть до XIX века.

Музеи Апостольского дворца (Palazzo Apostolico )

Вход в Музеи Ватикана начинается с необычной достопримечательности — спиральной лестницы архитектора Джузеппе Момо (Giuseppe Momo). Головокружительная винтовая лестница появилась в 1932 году. Собственные независимые радиусы лестницы и ее перил позволяют охватить взглядом постройку по всей ее высоте!

К тому же, закрученный в бараний рог спуск, вначале имеет плоскую поверхность, которая постепенно переходит в ступени. Итак, преодолев чудесную лестницу, к вниманию посетителя откроется 7 километров коридоров и переходов, ведущих в 1400 залов, заполненных 60 тысячами бесценных экспонатов.

Три больших и светлых комнаты в северном крыле Апостольского дворца носят имя — . На итальянском слово «stanza» означает «комната». Таким образом, перед восхищенными путешественниками предстанут три комнаты, расписанные несомненным гением эпохи Возрождения – (Raffaello Santi).

Комнаты имеют отдельные названия, согласно тематике фресок: Комната суда (Stanza della segnatura), Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro) и Комната Пламени (Stanza dell’Incendio del Borgo). К станцам примыкает огромное помещение – Зал Констанца (Sala di Costantino).

Часть палаццо Николая V занимают Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia) – покои папы Александра VI из семейства Борджиа.

При жизни папы в конце XV столетия своды апартаментов были расписаны знаменитыми художниками : Пинтуриккьо и Браманте. Стены и потолки залов украшают изображения пророков, библейские сюжеты, изображение средневековых наук.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco)

Григорианский Этрусский музей был основан в 1837 году. Он позволит совершить экскурс в прошлое Италии. Этруски – древние обитатели Апеннин, расцвет цивилизации которых пришелся на VIII до н.э. В музее собрана богатейшая коллекция предметов культуры, религии и быта этрусков. В 22 залах выставлены статуи, изделия из бронзы, обработанного камня, керамики.

Ватиканская апостольская библиотека (Bibliotheca Apostolica Vaticana)

Ученым гостям Ватикана будет интересна Ватиканская апостольская библиотека. Специалистам попасть сюда можно только по предварительной записи за несколько месяцев.

В 1475 году этот музей был основан папой Николаем V. За прошедшие 6 столетий в фондах библиотеки накопилось порядка 1 миллиона 600 тысяч отпечатанных типографским образом книг. Около 150 тысяч манускриптов, столько же гравюр, большая коллекция географических карт, наградных медалей и монет, гобеленов и даже подсвечников! Все экспонаты бережно хранятся и по мере необходимости реставрируются.

Первоначальное предназначение Ватиканской библиотеки – архив важной документации. Со временем фонды библиотеки ширились, наполняясь редкими изданиями. Не могут оставить безучастными стеновые и потолочные фрески Гирландайо, Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli), Романо (Antonio Aquilio). Особенно впечатлительные гости верят в то, что от глаз простых смертных скрыты целые залы с запрещенной литературой.

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Увековечить настоящую фамилию одного из римских пап призван музей Кьярамонти. Пий VII – представитель старого итальянского рода Кьярамонти заручился поддержкой Антонио Кановы и в начале XIX века создал музей, посвященный скульптуре. Сводчатая галерея, соединяющая Апостольский дворец с Бельведером, украшенная статуями и бюстами, была названа — Коридор. Наиболее интересны в этой части выставки: барельеф «Три грации» и древние каменные головы небожителей Посейдона и Афины.

Сравнительно новая часть музея Кьярамонти получила название Новое крыло (Braccio Nuovo), в залах которого собраны предметы искусства времен Древней Греции и Римской империи.

Сильное впечатление производит светлый зал, выполненный в классической манере. В нишах между колоннами выставлены статуи древних божеств, императоров и воителей. Третья часть музея Кьярамонти представленная Galleria Lapidaria – внушительным собранием надписей раннехристианского и языческого периодов.

Исторический музей (Museo Storico Vaticano)

Современная история Ватикана, а также жизнь Римских пап XX-XXI столетий ярко освещена в Историческом музее. Среди прочих диковинок посетители данной выставки смогут взглянуть на бронированные Папамобили, макет локомотива, использованного Ватиканом в 30-е годы прошлого века, кареты и прочие атрибуты папской жизни.

Папский гараж

Павильон повозок, или Папский гараж, с 1963 года является одной из самых необычных частей Музеев Ватикана. Тут представлена захватывающая история передвижения понтификов: десятки карет, 12 автомобилей, руль гоночной Феррари, паланкины, сбруи, седла, модели самолета, паровоза и даже корабля. Роскошная карета для торжественных выступлений и папамобиль, во время выступления на котором было совершено покушение на Иоанна Павла II, ребусы с поиском места, где сидел кучер и бронированных машин – здесь есть чем приятно удивить и взрослых, и детей!

В музеях Ватикана можно провести не один день. Как минимум, вам необходимо составить план тех экспонатов и залов, которые вы хотите увидеть. Неплохим стандартным решением будет аудиогид, а в идеале – сопровождение профессионального гида.

Музеи Ватикана - обязательный пункт назначения для путешественника, который приезжает в Рим. Культурные сокровищницы Ватикана включают в себя впечатляющие образцы скульптур, рукописей, живописных полотен, исторических и религиозных артефактов. Возраст отдельных экспозиций насчитывает более пяти столетий. Всего в музеях города-государства насчитывается 1400 залов, в которых представлены около 60 тысяч ценных экспонатов.

Конечно же, лучше всего осматривать Музеи Ватикана в компании гида:

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла - признанный во всем мире шедевр Высокого Ренессанса. Ежедневно тысячи туристов (число посетителей достигает 10 000 человек в день) стремятся сюда, чтобы вживую увидеть легендарные фрески Боттичелли, Микеланджело, Перуджино и других знаменитых мастеров. Кроме того, капелла выполняет и важную церемониальную функцию - именно здесь собирается Конклав для избрания нового Папы Римского.

Двор Бельведера


Cortile del Belvedere представляет собой П-образную конструкцию из двух длинных галерей, объединенных общей нишей. Между ними расположен двор, который и называется Двором Бельвердере (или Парадным Двором). Он был создан по заказу папы Юлия Второго в период реконструкции дворцов Иннокентия VII и Николая V. Проектом руководил знаменитый архитектор Донато Браманте - ярчайший мастер архитектурного Высокого Ренессанса. Бельведере заслуженно считается одним из самых значительных образцов Высокого Возрождения. Внутри него расположились Григорианский египетский музей и галерея искусства Пия-Клемента. Экспозиция древнеегипетского искусства предлагает вниманию зрителей статуи богов и жрецов, папирусы, саркофаги, впечатляющие мумии, ритуальные сосуды для хранения органов и погребальные урны. Две отдельных выставки посвященны истории и искусству Древней Сирии и Месопотамии.

В восьми залах Музея Пия-Клемента экспонируются многочисленные шедевры античного искусства, в числе которых Аполлон Бельведерский, Лаокоон, Бельведерский торс, Венера Колонна, Персей Кановы и др. Как следует из названия, основоположниками музея явились понтифики Клемент XIV и Пий VI.

Дворик Шишки (Cortile Della Pigna)

Название двору Пинии (или как его еще называют - Сосновой Шишки) дала огромная бронзовая скульптура, венчающая внушительный фонтан в античном стиле. Под Пинией расположен барельеф с изображением римских атлетов.


Неподалеку находится знаменитая бронзовая инсталляция авторства Арнальдо Помодоро “Шар внутри шара” (Sfera con sfera). Это современная скульптура (установлена в 1990 году). Диаметр внешней сферы - 4 метра. Покрытая трещинами статуя символизирует хрупкость нашей планеты. Зеркальная поверхность дает возможность каждому посетителю увидеть свое отражение и почувствовать себя частью Земли.


Комнаты Рафаэля

«Stanza» в переводе с итальянского означает “комната”. Поэтому три просторных помещения в северном крыле Папского дворца, расписанные гениальным мастером Ренессанса называют “станцами Рафаэля”.


Стены и потолки в Станцах Рафаэля украшают фрески с изображениями пророков и библейских сюжетов.

Museo Gregoriano Etrusco

Григорианский музей этрусков (древних жителей современной Тосканы) хранит внушительную коллекцию культурных, исторических и религиозных артефактов. Музей расположился на втором этаже палаццо папы Иннокентия VIII. Здесь можно увидеть древнегреческие, древнеримские и этруские предметы быта, выполненные из глины, стекла, бронзы, терракоты, мрамора, золота и серебра. Это саркофаги, ювелирные украшения, канделябры, зеркала и предметы искусства - скульптуры, статуэтки, рельефы.

Библиотека Святого Престола (Bibliotheca Apostolica Vaticana)

Легендарная Библиотека Святого престола была основана в 1475 году. За шестивековую историю в ее коллекцию вошли более полутора миллиона книг, почти 150 тысяч рукописей и огромное количество гравюр. Здесь хранится внушительная коллекция древних географических карт, а также объектов нумизматики, медалей и даже гобеленов. Ходят слухи, что в “книжном храме” можно найти ответы на любые вопросы мироздания. Значительная часть книг Апостольской библиотеки засекречена, а к некоторым свиткам предоставляется доступ только действующему Папе Римскому

Museo Storico Vaticano


Экспозиции Исторического музея Ватикана представляют жизнеописания известных понтификов и освещают современную жизнь и уклад города-государства. Здесь можно увидеть графические и фотообъекты, документы о папских церемониях, кареты, флаги, автомобили, предметы униформы и даже макет локомотива Ватикана 1929 года.

И это далеко не все достопримечательности Ватикана. Музей Кьярамонти с потрясающими скульптурами, главный католический храм планеты - Собор Святого Петра, Музей Пио-Кристиано с коллекцией искусства раннехристианского периода и многие другие сокровища мирового искусства каждый день ожидают своих посетителей.



Похожие статьи
 
Категории