Народная сказка и мир в детском чтении. Требования к оформлению контрольной работы

08.04.2019

Вопросы для обсуждения:

    Определение жанра сказки. Основные черты русской народной сказки.

    Общая характеристика сказок о животных.

    Происхождение сказок о животных. Анимизм и тотемизм в сказках о животных.

    Система персонажей сказок о животных. Антропоморфизм.

    Композиция сказок о животных

    Особенности языка сказок о животных

    Сказки о животных в системе экологических представлений.

    Анализ произведений по выбору студентов

3. Волшебные сказки. Характеристика данного типа сказки.

    Происхождение волшебных сказок. Связь с мифологией и религией. (Анимизм, тотемизм и магия в волшебных сказках).

    Типология героев волшебных сказок.

    Второстепенные персонажи волшебных сказок

    Основные мотивы волшебных сказок

    Время и пространство в волшебных сказках

    Традиционные формулы волшебных сказок

    Волшебные сказки в практике дошкольного воспитания

4.Бытовые сказки.Характеристика бытовых сказок.

    Разновидности бытовых сказок

    Происхождение данного вида сказок Исторические мотивы в бытовых сказках

    Система персонажей в бытовых сказках

    Социальная направленность бытовых сказок

    Пополнение сказочного репертуара за счет произведений литературы.

Подготовка докладов по следующим темам:

    Традиционные формулы русских народных сказок.

    Образы младшего брата в народных сказках.

    Женские образы в волшебных сказках, их функции.

    Происхождение, особенности и функции образа Бабы Яги в сказках.

    Происхождение, особенности и функции образа Змея Горыныча в сказках.

    Происхождение, особенности и функции образа Кощея Бессмертного.

Задания

    Выразительное рассказывание сказок

    Сопоставительный анализ сказки и литературного сюжета (по выбору студента).

Литература

    Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1977.

    Бахтин В. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – М., 1982

    Бегак Б.А. Неиссякаемый родник (Детская литература и народное творчество). – М., 1973.

    Ерш Ершович. Русские народные сказки. – М., 1989.

    Маршак С.Я. О большой литературе для маленьких. / Собр. соч. в 8-ми тт., т.6. – М., 1971.

    Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

    Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. – М., 1986.

    Померанцева Э.В. Судьба русской сказки. – М., 1973

    Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986

    Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л., 1976.

    Пропп В.Я. Русская сказка. – ЛГУ, 1984.

    Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М.

    Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. – М., 1984.

    Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1996.

    Шаров И.А. Волшебники приходят к людям. – М., 1974.

Тема 4: Русская литературная сказка XIX века

Вопросы для обсуждения:

    Зарождение жанра литературной сказки. Условия существования сказки

    Предшественники литературной сказки

    Черты сходства, различия литературной и народной сказки:

    1. объём и бытование;

      жанровые и родовые трансформации;

    2. композиция;

5 .Появление и бытование литературнойсказки в России

6 .Антоний Погорельский и его сказка «Черная курица, или Подземные жители»:

    Биографические данные и история написания сказки;

    Сплав реалистического и фантастического в сказке Погорельского;

    Мастерство в изображении детского характера;

    Композиция и сюжет сказки;

    Традиции и новаторство в сказке «Черная курица, или Подземные жители».

7 . В.Ф.Одоевский – писатель и педагог:

    Биографическая справка. Сказка в творчестве В.Ф. Одоевского;

    «Городок в табакерке» - первая научно-художественная сказка;

    «Мороз Иванович»: сюжетные основы сказки; Сравнительная характеристика литературной сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и народного оригинала.

    «Уроки» сказки «Мороз Иванович».

8 .В.А. Жуковский – основоположник жанра литературной сказки

    Литературные источники сказок В.А. Жуковского («Спящая царевна», «Война мышей и лягушек», «Кот в сапогах», «Тюльпанное дерево»).

    Фольклорные источники сказок «Иван-царевич и Серый волк», «Сказка о Царе Берендее…».

    Сравните сказку В.А.Жуковского« Иван-царевич и Серый волк» с одноименной народной сказкой, обращая внимание на сходство и различие описаний, характеры и взаимоотношения героев.

    Значение творчества В.А.Жуковского и его место в круге детского чтения.

9 . Пушкин и устное народное творчество. Причины и побудительные мотивы обращения Пушкина к написанию сказок.

    Фольклорные и литературные источники сказок А.С. Пушкина.

    Проблематика сказок А.С. Пушкина. Какую роль в них играет фантастика. Сказки Пушкина как произведение для взрослых и для детей.

    Герои сказок А.С. Пушкина и художественные средства формирования образа.

    Ритмическое своеобразие сказок Пушкина.

10 .История жизни П.П. Ершова и история появления его сказки.

    Фольклорная основа сказки Ершова.

    Литературные аллюзии в сказке «Конек – горбунок».

    Сатира в сказке Ершова.

    Сопоставьте героя сказки «Конек – горбунок» и Иванушку – дурочка из народной сказки. Черты сходства и различия этих образов.

    Особенности структуры сказки «Конек – горбунок»

    Роль сказки Ершова в детском чтении.

Задания

Сопоставительный анализлитературной и народнойсказки с одинаковыми сюжетами (по выбору студента).

Литературная сказка II половины XIX в.

Особенности развития жанра литературной сказки в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого.

    Сравните сказку С.Т. Аксакова с подобными литературными и фольклорными сюжетами Апулей. «Метаморфозы», ч. 5,6 – «Сказка об Амуре и Психее»; м-мЛеПренс де Бомон. «Красавица и зверь»; русские народные сказки «Финист – ясный сокол» и «Заколдованный королевич». Черты сходства и различия в сюжетных ситуациях, характеристиках персонажей, особенностях языка, идейном смысле.

    Какие сказки Л.Н. Толстого вам известны? Сказка «Три медведя» и ее связь с педагогическими воззрениями автора.

    Сказки В.М. Гаршина. Андерсеновские традиции и символизм сказке «Attaleaprinceps», «О жабе и розе», «О том, чего не было». Фантастика и реальность в сказке «Лягушка – путешественница».

    Структура цикла Д.Н. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки». Традиции и новаторство сказок. Фольклорные мотивы в «Сказке о царе Горохе…».

    Сделайте выводы о характерных особенностях литературной сказки II половины XIX в.

Литература

    Аникин В.П. Вступительная статья / В кн. Ершов П.П. «Конек – горбунок». – М., 1994.

    Аникин В.П. Для любознательных читателей. В книге: Две сказки. Сказки русских писателей. – М., 1975.

    Ахматова А.А. Пушкин и дети. // Детская литература. – 1994. – № 4.

    Березкина С.В. История создания последней сказки Жуковского / В кн. Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

    Бессараб М.Я., Жуковский В.А. Книга о великом русском поэте. – М., 1975.

    Благой Д.Д. «У нас ведь все от Пушкина. // Детская литература. – 1994. – № 6.

    Введение в литературоведение /под ред. Мотылец Е.А. – Новокузнецк, 1999.

    Курочкина Г. Писатель, просветитель, педагог, сказочник.// Дошкольное воспитание. – 1992. – № 6.

    Курочкина Г. Писатель, просветитель, педагог-сказочник. Дошкольное воспитание, № 6, 1975.

    Курочкина Г. Сказки Пушкина // Дошкольное воспитание, 1993. – № 9.

    Леонова Т.Г. О некоторых аспектах изучения литературной сказки.//Литературная сказка. История, теория, поэтика. – М. 1996.

    Лупанова И.П. П.П.Ершов / В кн. Ершов П.П. «Конек – горбунок». – М., 1976.

    Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина в 4 тт., т.4 – М., 1964.

    Минералова И.Г. Детская литература. – М. 2002.

    Нагишкин В.Б. Литературнаясказка. – М., 1963.

    НайдичЛ.Э.Сказка Жуковского «Тюльпанное дерево и ее немецкий источник. / В кн. Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

    Отличительные черты литературной сказки.

    Пигарев К.В. Жуковский. / В кн. Жуковский В.А. Баллады. – М., 1990.

    Русская литература для детей / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.,2000.

    Сахаров В.И., Одоевский В.Ф. – писатель и педагог. // Начальная школа. – 1994. – № 12.

    Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. – М., 1975.

    Сказка П.П. Ершова «Конек - Горбунок».

    Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. – М., 1993.

    Строев Н.Рождение литературнойсказки. / В кн.: «Французская литературнаясказка ХVII – ХVIII в.». – М., 1989.

    Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. – М.

    Утков И.Н «Дорогами Конька – горбунка». – М., 1983.

    Утков И.Н. «Рожденный в недрах непогоды» – М., 1976.

    Фрумкин А. Новое издание старинной сказки А. Погорельского. // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 7.

    Фрумкин А. Новое издание старинной сказки А. Погорельского. Дошкольное воспитание, № 7, 1974.

    Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. – М., 1974.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были".

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука"). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова "Живая шляпа","Бобик в гостях у Барбоса".

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", бр.Гримм "Бременские музыканты".
Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке "Приключение Пифа", на сказке Киплинга "Слоненок".
Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Что касается подборки детских книг для старшего дошкольного возраста, то есть для детей 6-7 лет, в ней большое место занимает научно-художественная и научно-популярная литература, книги энциклопедического характера, фото-книжки по разным областям знаний.
Если говорить об изданиях фольклора, то они обогатились сборниками загадок и пословиц. К их числу можно отнести сборник загадок "Умный Иван, Жар-птица и Золотое зерно". Что касается сборников сказок, то среди множества других можно выделить красочную переводную книгу "Сокровища волшебных сказок" и сборник "Золотая книга лучших сказок мира".
Из поэтических произведений в домашней библиотеке для дошкольников следует иметь прежде всего произведения поэтов-классиков - А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Майкова, И. Бунина, А. К. Толстого, С. Есенина. В круг чтения детей 6-7 лет рекомендуется вводить "Басни" И. Крылова, многие из которых будут изучаться в школе. Суть предваряющего чтения не в том, чтобы понять мораль басен (это придет позже), а в том, чтобы прикоснуться к образцу родной образной речи.
Рядом с поэтическим наследием К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, C. Михалкова, В. Маяковского, А. Барто на книжной полке дошкольников должны стоять сборники стихов С. Черного, Д. Хармса, Т. Собакииа, М. Бородицкой, Р. Махотина, М. Яснова очень важно, чтобы ребенок познакомился с ними еще до школы.
Для дошкольников выпущено много сборников рассказов и сказок писателей разных стран. К сказкам и рассказам русских писателей XIX пека, уже рекомендовавшимся для чтения детей 4-5 лет, прибавляется сказка С. Аксакова "Аленький цветочек", "Аленушкины сказки" Д. Мамина-Сибиряка, "Лягушка-путешественница" Гаршина, "Городок в табакерке" В. Одоевского. Из рассказов можно рекомендовать "Тема и жучка" Н. Гарина-Михайловского, "Прыжок" Л. Толстого, "Белый пудель" А. Куприна, "Каштанка" А. Чехова. Из писателей XX века особое внимание родителей должно быть обращено на П. Бажова ("Серебряное копытце"), Б. Житкова ("Рассказы о животных"), А. Толстого ("Золотой ключик или приключения Буратино"), М. Зощенко ("Избранные рассказы для детей"), К. Чуковского "Доктор Айболит". Своего рода бестселлером детского чтения является книга А. Волкова "Волшебник изумрудного города" - свободный пересказ книги американского писателя Фрэнка Баума "Волшебник из страны Оз".
Из писателей второй половине XX века в круг детского чтения дошкольников прочно вошли В. Драгунский с его "Денискиными рассказами", В. Голявкин с его "Тетрадками под дождем", Н. Носов со знаменитыми "Приключениями Незнайки и его друзей", Э. Успенский с "Крокодилом Геной" и "Дядей Федором", Т. Александрова с "Кузькой". Кроме того, к "классике" детского чтения относят и произведения других писателей, среди которых нельзя не назвать Сергея Козлова и его книги "Ежик в тумане". Для дошкольников интересен писатель Г. Циферов и его книга "История про поросенка".
Что касается сказок зарубежных писателей XIX века, то детям рекомендуют преимущественно сказки Э. Т. А. Гофмана ("Щелкунчик и мышиный король"), В. Гауфа ("Маленький Мук", "Карлик Нос"), Д. Харриса ("Сказки дядюшки Римуса"), К. Коллоди ("Приключения Пиноккио"). Из писателей XX века хотелось бы отметить Р. Киплинга с его сказками. Настоящим подарком детям будет также объемная книга А. Милна "Винни-Пух и Все-Все-Все и многое другое".

Не одно поколение дошкольников выросло на книге Д. Родари "Приключения Чипполино". Детям в возрасте 6-7 лет уже доступно одно из самых знаменитых произведений Астрид Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне". Нельзя не сказать и еще об одной книге - книге австрийского писателя Ф. Зельтена "Бемби"Особое место в жизни людей разных поколений занимает сказка М. Метерлинка "Синяя птица". Прочитав ее хоть раз, родители непременно захотят иметь книгу в доме, чтобы принести своему ребенку ту же радость, какую они сами испытали, читая ее в детстве.
Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет значительно расширяется круг изданий познавательной книги, в частности -- об окружающем мире. Классиками такой литературы признаны И. Акимушкин, В. Биапки, М. Пришвин, Н. Сладков, Е. Чарушин, И. Соколов-Микитов, и др., сумевшие раскрыть ребенку жизнь лесов, морей, рек, неба и земли, животных и насекомых, они стали своего рода энциклопедиями, вводящими ребенка в разные области знания

Фольклор


    Волшебное кольцо: сказки и рассказы.

    Волшебный короб: старинные русские пословицы , поговорки, загадки.

    Журавлиные перья: [Японские народные сказки. Песенки. Стихи японских поLэтов].

    Илья Муромец и Соловей-Разбойник: былины.

    При солнышке тепло, при матери добро: рус. пословицы и поговорки.

    Русские богатыри: былины и героические сказки.

    Русские волшебные сказки.

    Садко: былинный сказ.

    Сказки народов России.

    Сказки старой Англии.

    Три волшебных листочка: сказки народов Скандинавии.

    Шергин Б. В. Ваня Датский: Быль Архангельская.

    Японские сказки.

Поэзия

    Григорьев, О. Е. Стихи для детей: [стихи].

    Заходер, Б. В. Про все на свете: стихии сказки.

    Кружков, Г. М. Облако с крылечком: стихи.

    Крылов, И. А. Басни.

    Лир, Э. Целый том чепухи; англ. классический абсурд XIX века.

    Михалков С. В. Стихи и сказки.

    Моя Родина: стихотворения русских поэтов о Родине.

    Мы живем не для войны: стихи поэтов разных стран

    Некрасов, Н. А. Избранные стихотворения для детей.

    Некрасов, Н. А. Мужичок с ноготок: Стихотворения. Поэмы.

    Пушкин, А. С. Пир Петра Первого: стихотворение со вступ. и коммент.

    Родари, Дж. Здравствуйте, дети!: стихи.

    Сеф, Р. С. Голубой метеорит: стихи.

    Яснов, М. Д. Детское время: [стихи].

Проза

    Александрова, Т. И. Друзья зимние, друзья летние: рассказы.

    Водопьянов, М. В. В дни войны: рассказы.

    Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди: повести.

    Гайдар, А. П. Дальние страны: повести и рассказы.

    Гайдар, А. П. Тимур и его команда: повести.

    Голявкин, В. В. Тетрадки под дождем: [рассказы и повесть].

    Голявкин, В. В. Рисунки на асфальте: повести.

    Давыдычев, Л. И. Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника: [повести].

    Давыдычев, Л. И. Руки вверх, или Враг № 1: роман чуть-чуть детективный, да еще с научно-медицинским уклоном, да еще с прологом, но зато без конца.

    Дмитриев, Ю. Д. Таинственный ночной гость: рассказы.

    Дмитриева, В. И. Малыш и Жучка: рассказ.

    Достоевский, Ф. М. Мальчик у Христа на елке.

    Дуров, В. Л. Мои звери.

    Есеновский, М. Ю. Ур-Юр-Выр: рассказы.

    Житков, Б. С. Рассказы о животных.

    Зощенко, М. М. Рассказы для детей.

    Казаков, Ю. П. Тедди: История одного медведя: рассказ.

    Коваль, Ю. И. Приключения Васи Куролесова: повести.

    Линдгрен, А. Приключения Эмиля из Леннеберги: повесть.

    Лоскутов, М. П. Рассказ о говорящей собаке: рассказы.

    Носов, Н. Н. Витя Малеев в школе и дома: повесть.

    Носов, Е. М. Где просыпается солнце?: рассказы.

    Пивоварова, И. М. Однажды Катя с Манечкой: [повести, рассказы].

    Пришвин, М. М. Этажи леса: рассказы для детей.

    Прокофьева, С. Л. Приключения желтого чемоданчика: (повести-сказки).

    Розанов, С. Г. Приключения Травки: повесть.

    Романовский, С. Т. Детство Чайковского: рассказ.

    Сахарнов, С. В. В гостях у крокодилов: рассказы и сказки.

    Сетон-Томпсон, Э. Чинк; Арно; Уличный певец; Медвежонок Джонни: рассказы.

    Скребицкий, Г. А. Длиннохвостые разбойники: рассказы и сказки.

    Скребицкий, Г. А. Неведомые тропы: рассказы для детей.

    Снегирев, Г. Я. Бобровая хатка: рассказы и повести.

    Сотник, Ю. В. «Архимед» Вовки Грушина: рассказы.

    Сотник, Ю. В. Как меня спасали: рассказы.

    Тихонов, Н. С. Удивительные маленькие истории: рассказы.

    Чаплина, В. В. Питомцы зоопарка: [рассказы].

    Чаплина, В. В. Фомка - белый медвежонок: [рассказы].

    Чехов, А. П. Каштанка.

Литературные сказки


    Аким, Я. Л. Учитель ТакТак и его разноцветная школа.

    Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи.

    Андерсен, Х.-К. Сказки.

    Арджилли, М. Приключения Гвоздика.

    Бжехва, Я. Академия пана Кляксы: повесть-сказка.

    Бонзельс, В. Пчелка Майя: [повесть].

    Волков, A. M. Волшебник Изумрудного города: сказочная повесть.

    Волков, A. M. Урфин Джюс и его деревянные солдаты: сказочная повесть.

    Волков, A. M. Семь подземных королей: сказочная повесть.

    Волков, A. M. Огненный бог Марранов: сказочная повесть.

    Волков, A. M. Желтый туман: сказочная повесть.

    Волков, A. M. Тайна заброшенного замка.

    Гауф, В. Сказки.

    Гераскина, Л. Б. В Стране невыученных уроков: (волшебное происшествие).

    Гернет, Н. В. Катя и крокодил: повесть.

    Гофман, Э.-Т.-А. Щелкунчик и Мышиный Король: сказка.

    Грэм, К. Ветер в ивах: сказка.

    Губарев, В. Г. Королевство кривых зеркал: сказочная повесть.

    Ершов, П. П. Конек-Горбунок: русская сказка: в 3-х ч.

    Жуковский, В. А. Сказки.

    Каверин, В. А. Три сказки и еще одна.

    Кинг-Смит, Д. Бейб, знаменитый поросенок: [повести].

    Коллоди, К. Пиноккио.

    Кружков, Г. М. Нос Картошкой: сказки о кладах, ковбоях, поросятах в Стране Рутабага.

    Кружков, Г. М. Сказки медвежьи, одуванчиковые, совиные.

    Кургузов, О. Ф. Рассказы маленького мальчика: рассказы и сказки.

    Лабулэ, Э. Волшебные сказки.

    Линдгрен, А. Малыш и Карлсон , который живет на крыше: сказочные повести.

    Линдгрен, А. Пеппи поселяется на вилле «Курица»: повесть-сказка.

    Линдгрен, А. Пеппи собирается в путь: повесть-сказка.

    Мякеля, X. Дядюшка АУ: повесть-сказка.

    Носов, Н. Н. Незнайка на Луне: роман-сказка.

    Остер, Г. Б. Легенды и мифы Лаврового переулка.

    Подарок тролля: скандинавские сказки.

    Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители: волшебная повесть для детей.

    Пройслер, О. Маленькая Баба-Яга.

    Пройслер, О. Маленький водяной: сказка.

    Пройслер, О. Маленькое привидение: сказка.

    Пушкин, А. С. Сказка о Золотом петушке.

    Распе, Р. Э. Приключения барона Мюнхаузена.

    Рауд, Э. М. Муфта, Полботинка и Моховая Борода: повесть-сказка.

    Ремизов, A. M. Докука-сказка «Заяц»: Тибетские сказки.

    Родари, Дж. Приключения Чиполлино: повесть-сказка.

    Родари, Дж. Путешествие Голубой Стрелы.

    Родари, Дж. Сказки по телефону.

    Седов, С. А. Сказки про мам: [рассказы].

    Седов, С. А. Сказки про королей, а также сказки про мальчика Лешу.

    Топелиус, С. Сказки Морского короля.

    Топелиус, С. Сказки Горного короля.

    Трэверс, П. Мэри Поппинс: [сказочная повесть].

    Фаллада, Г. Истории из Бедокурии: сказки.

    Фаллада, Г. Фридолин - нахальный барсучонок и другие.

    Чапек, К. Сказки и веселые истории.

    Эгнер, Т. Люди и разбойники из Кардамона: [повесть-сказка].

    Экхольм, Я. Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и друLгие: хитрая сказка.

    Янссон, Т. Муми-тролль и другие: повесть-сказка.

    Янссон, Т. Опасное лето: повести-сказки.

    Янссон, Т. Волшебная зима: повести-сказки.

    Янссон, Т. Шляпа Волшебника: повести-сказки.

Характерной чертой сказок о животных (да и волшебных сказок) является их анимализм. При этом герои сказок - животные - описываются как мыслящие, говорящие, совершающие мотивированные сказочными условиями поступки. Созданию такого впечатления у читателя и слушателя способствует олицетворение - прием, который, с одной стороны, позволяет выстроить сюжет о животных подобно сюжету о людях, а с другой стороны, указать на несколько пластов художественного содержания. Не случайно главными героями древнейших сказок о животных оказываются петух, лиса, медведь и др. В их содержании наличествует мифопоэтический содержательный план, со временем стиравшийся, так что сегодняшний читатель зачастую воспринимает содержание этих изначальных сказок как аллегорическое, в которых мы можем с трудом угадать мифологическое (веру в подлинную символичность того или иного персонажа). Антагонизм петуха и лисы нередко понимается нами житейски просто: лиса - хитрое животное, а петух - ее всегдашняя добыча. Не отменяя этих значений, необходимо напомнить, что петух для древних славян, даже балто-сла- вян - символ домашнего очага, оберег дома, более того, символ рассвета и возрождения.

Петух в славянской мифологии символизирует стихию огня: итак, петух - образ-символ домашнего очага. При этом лиса, по напоминанию

А. Н. Афанасьева в «Поэтических воззрениях славян на природу» - символ чуждого огня, приходящего из леса. Всякий символ базируется на мифе (А. Ф. Лосев), так что извечный конфликт в сказках о животных, где сюжет разворачивается вокруг события между петухом и лисой, не случаен. «Заюш- кина избушка», «Кот, дрозд и петух», даже «Колобок» демонстрируют эти мифопоэтические значения образов. Если петух - символ домашнего очага и оберег дома, то очевидно, что чем дальше от дома, тем слабее силы оберегов и тем больше возможностей попасть в неприятную ситуацию. Может быть, поэтому кот и дрозд предупреждают домоседа-петуха не поддаваться на ласковые речи лисы: «Завтра мы еще дальше в лес пойдем, не услышим тебя...». Однако именно петух оказывается освободителем заюшкиной избушки, тогда как ни один другой помощник (собака, бык, медведь) победить коварную лису не может. Впрочем, сам образ зайчика в данной сказке отсылает нас к мифопоэтической прапамяти. «Солнечный зайчик» русской речи сохранил намеки на эти значения теплого весеннего света.

Сказки о животных часто содержат песенки, которые функциональны в сюжете. Композиционно и по содержанию они представляют собой заклинания и призваны изменить ход событий: как и заклинания, они имеют двучастную композицию (1-я часть констатационная, описывающая настоящее «положение дел», 2-я - императив, призыв к героям или магическим силам, способным помочь).

Иду-иду на пятах,

Несу косу на плечах, - 1 Хочу лису посечи.

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон! - 2

Троекратный повтор усиливает магическую силу, заключенную в заклинании. Это обстоятельство лишний раз доказывает и древность происхождения сказок о животных, и многомерность их содержания, не сводимого к содержанию басенному, когда герои-животные воспринимаются как аллегории.

В сказках о животных используется «прием встреч» (Ю. М. Соколов), благодаря которому эти сказки строятся на диалоге.

Внешне простыми выглядят сказки о животных, определяемые как кумулятивные , события в которых «нанизываются», накапливаются, а перенасыщение событиями и героями приводит к развязке. Так кумулятивно организуется содержание «Репки», сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Теремок», «Колобок» и др.

Народные сказки о животных - важная и чрезвычайно эффективная часть народной педагогики. Забавляя, сказка поучает, наставляет, формирует нравственные и социальные ориентиры. Дом, семья - основа счастливой жизни, - говорит она. Сказка одновременно учит жить, говорить и мыслить.

Волшебные сказки: жанровые признаки. Русский писатель В. И. Белов, размышляя об истоках крестьянского уклада жизни в книге «Лад», заметил: «Жизнь человеческая находится между двумя великими тайнами: тайной нашего появления и тайной исчезновения. Рождение и смерть ограждают нас от ужаса бесконечности» . Эта мысль как нельзя лучше отражает мировоззрение древних людей и его отражение в художественном творчестве, в частности в волшебных сказках.

Волшебные сказки имеют ярко выраженную мифопоэтическую основу. Их сюжеты отразили разные стороны многих обрядов и обычаев, важнейшими из которых являются обряды инициации - посвящения юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Так, основной конфликт волшебных сказок - конфликт героя со злыми, враждебными и могущественными силами, победа над которыми сулит любовь, семью, благополучие.

В волшебной сказке, метафорической сегодня, а в прошлом мифологической, заключен весь макро- и микрокосм человеческой жизни, все уровни возмужания, становления, весь духовный, нравственный, социальный опыт. Образный мир сказки может быть осмыслен адекватно, если понять мыслимое древними людьми. Для этого жанра характерны следующие черты древнего мифологизма:

  • - анимизм (от лат. anima - душа, дух) - одушевление всей природы;
  • - антропоморфизм (от греч. antropos - человек и morphe - форма);
  • - зооморфизм (от греч. zoon - животное и morphe - форма) - уподобление животному;
  • - тотемизм (от индейск. totem , что буквально означает «его род»);
  • - фетишизм (от фр .fetiche) - вера в магическую силу вещей.

Без понимания сути названных явлений трудно представить, что хотел выразить древний человек в волшебной сказке и что дошло в ее сюжете, во всем образном строе до сегодняшнего дня.

Миф - основа сказочного сюжета и метафорики волшебной сказки. Метафорически решается и основной конфликт сказок: конфликт жизни и смерти. Древний человек пытается открыть таинственные законы, которые позволили бы ему победить смерть. В сказке идет борьба добра (очага, дома) и зла, обрушивающего несметное число своих верных слуг на человека. Сюжет сказок о животных в волшебной сказке усложняется: герой преодолевает множество препятствий, прежде чем получит желаемое - жену-умницу, рукодельницу, залог грядущей счастливой жизни и его самого, и его рода. Нередко ему помогают животные, с которыми он говорит человеческим языком, как с людьми.

Вот эпизод из сказки «Иван - вдовий сын»:

В ту пору земля затряслась, все кругом ходуном заходило, добрый молодец едва на ногах устоял.

Торопись! - конь говорит. - Леший близко!

Вскочил Иван в седло. Рванулся конь вперед и перемахнул через ограду.

Леший подъехал к своему царству с другой стороны, через ограду перескочил и закричал:

Эй, слуга, принимай коня!

Ждал-ждал - нету Ивана. Оглянулся и видит: ворота в подземелье настежь распахнуты.

Ох, такие-сякие, убежали! Ну да ладно, все равно догоню.

Спрашивает коня :

  • - Можем ли беглецов догнать?
  • - Догнать-то догоним, да чую, хозяин, беду-невзгоду над твоей головой и над собой!

Рассердился леший, заругался:

Ах ты, волчья сыть, травяной мешок, тебе ли меня бедой-невзгодой стращать!

Разговаривают и конь Ивана, и конь лешего, причем оба они по сюжету сказки дают хозяевам советы и оказывают иную активную помощь.

В сказке отразилась и эволюция представлений человека о мире и природе. Именно волшебная сказка показывает, что языческое неконфликтно по отношению к христианскому мировидению. Сюжет волшебной сказки, как правило, образно выражает инициационный путь героя в жизни . Сюже- тика волшебной сказки подробно описана В. Я. Проппом . В другой своей книге - «Исторические корни волшебной сказки» - В. Я. Пропп пишет:

«Здесь будет изучаться тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником (важнейшая форма его - змееборство), возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве своего тестя. Это - краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащее в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Сказки, отражающие эту схему, будут здесь называться волшебными, и оии-то и составляют предмет нашего исследования <...> Хотя волшебные сказки и составляют часть фольклора, но они не представляют собой такой части, которая была бы неотделима от этого целого. Они не то же, что рука по отношению к телу или лист по отношению к дереву. Они, будучи частью, вместе с тем составляют нечто целое и берутся здесь как целое.

Изучение структуры волшебных сказок показывает их тесное родство между собой. Родство это настолько тесно, что нельзя точно отграничить один сюжет от другого» .

Ход мысли и критерии выделения волшебной сказки здесь типичны для цитируемого автора. Поскольку настоящий учебник преследует иные цели, мы не будем использовать понятийный аппарат работ В. Я. Проппа или иных фольклористов в сколько-нибудь полном объеме. В операциональных целях в соответствии со своей задачей выделим ключевые элементы почти из трех десятков элементов сказочного сюжета:

  • 1) необычное происхождение героя: «Царевна-лягушка», «Финист - Ясный сокол», «Марья Моревна»;
  • 2) необыкновенное место действия: «тридевятое царство, тридесятое государство»;
  • 3) невероятные герои, с которыми главный герой должен вступить в борьбу: Баба-яга, Кащей (Кощей) Бессмертный, Змей Горыныч, Идолище поганое, Лихо одноглазое и др.;
  • 4) волшебные помощники героя, которые появляются, если он сам приходит на помощь существам заведомо слабее его и, «гордый» и «самонадеянный», мог бы пренебречь их просьбами (участие в судьбе «малых» приводит героя к большой победе над величайшим злом);
  • 5) волшебные предметы (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, золотое колечко, полотенце, живая и мертвая вода).

Композиция сказки открывается присказкой , но чаще сразу завязкой- зачином , в котором заключена начальная, исходная интрига - событие, содержащее тайну, возбуждающее любопытство к разгадке происходящего. Завязка волшебной сказки - своеобразная загадка, сюжет сказки - путь к разгадке, которая будет явлена лишь в конце.

Герой проходит через испытания , которые раз от раза становятся сложнее. Наиболее распространенное число испытаний - три, через них проходят благодаря волшебным помощникам. Невозможно победить зло вовне и в себе, избежав волшебных превращений: задача оказывается настолько трудной, что решить ее можно только «обернувшись» - превратившись в кого-то, став другим, приобретя ценнейший жизненный опыт и вернувшись домой. Чудо - ключ к сюжету волшебной сказки.

Всякая волшебная сказка завершается возвращением из чудесного мира, композиция ее кольцевая , заканчивается сказка концовкой {исходом). В развитии сюжета чрезвычайно важны линии, обязательные в каждой сказке: приключенческая, «путешествия» (из нее вырастает символическая тема пути-дороги), которые будут развиты разными жанрами литературы, по преимуществу прозы.

В волшебной сказке особняком стоят богатырские сказки, по существу являющиеся позднейшей обработкой исторического эпоса, былин в целях преподания чувства Родины, исторических корней, укрепления мифопоэтического родства слова в разных устных и письменных жанрах художественной словесности. В настоящее время знакомство с былинами в школе в силу ряда обстоятельств затруднено, прочтение их предполагает особый круг интересов и соответствующие образовательные возможности. Однако благодаря богатырским сказкам, передающим их сюжеты, всякий представляет себе образы главных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.) и их деяния, т.е. получает опосредованное представление и о былинах.

Бытовые и сатирические сказки: шутка, притча, анекдот

Сказки бытовые, сатирические и сюжетикой, и образностью обязаны народным игрищам, тяготеют к балагану, народному театру, где собственно мифологическое утратило свою силу, но актуализировались аллегория, социальная сатира, юмористическое начало. Конфликт в них «разыгрывается по ролям». Не случайно последующие записи сказок и их обработка выносят в заглавие «участников конфликта»: «Кочеток и курочка», «Лиса и тетерев», «Солдат и черт», «Старик и волк», «Барин и собака» и др. В заглавие порой выносится и комическая ситуация: «Как барин овцу купил», «Похороны козла», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Сапожник на небе», иногда эта ситуация обозначена поговоркой, афористически метким выражением: «За дурной головой - ногам работа», «Не любо - не слушай» (Ерш Ершович. Русские народные сказки. М., 1989).

  • Белов В. И. Лад: очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 176.
  • «Инициация была одним из “ритуалов перехода”, сопровождающих наиболее значимыесоциально-личностные изменения в жизни человека: рождение, взросление, брак, зрелость,смерть и пр. Выражение “ритуал перехода” показывает, что человек перешел с одного уровнясвоего опыта на другой. Совершение “ритуала перехода” говорит о социально признаваемомправе на изменение или трансформацию - праве вступить на новый уровень своего развития...» (Э. Эрриен). Т.е. как бы сдать экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости и получить новые инструкции для правильного прохождения новой стадиижизни» // Белковский С. А. Инициация взросления в различных культурах. URL: http://www.follow.ru/article/265 (дата обращения: 10.10.2015).
  • Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. С. 5-6.

Наталья Алякина
Чтение волшебных сказок

Волшебная сказка – одна из наиболее распространенных литературных жанров, с которыми ребенок знакомится в детском саду и дома.

Сказка оказывает огромное влияние на нравственное и эстетическое развитие дошкольника. Она несет в себе мудрость. В сказках воплощены высокие идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорение природы, радостном труде. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, учатся преодолевать трудности. Сказка вырабатывает отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказку лучше всего рассказывать , а не читать, так как дети видят глаза рассказчика , мимику, эмоции.

Герои волшебной сказки – люди , обладающие высокими моральными качествами, животные, которые им помогают (серый волк, мышка, ворон и др., волшебные существа (Морозко, Конек-Горбунок) .

Сказка создавалась устно и была рассчитана на слушателя. Знакомство со сказкой всегда предусматривает тесный контакт со слушателем, постоянное общение с ним. Это вытекает из самой формы изложения сказки . В ней часто содержится вопрос или прямое обращение к слушателю. В основе волшебной сказки лежит реальная действительность, что для рассказывающего очень просты и понятны естественные интонации, характерные для простого общения. Таинственность, фантастика соблюдается везде, где повествуется о чудесных действиях, событиях, превращениях. В таких эпизодах нужно читать таинственно, с паузами, где говориться о необычайных приключениях героев. Как и любая другая сказка , волшебная строится на принципе антитезы : добро противопоставляется злу, трудолюбие – праздности, лени, ум – глупости и т. д. Герои волшебных сказок обладают высокими моральными качествами. Это падчерица из сказки «Морозко» , Иван из сказки «Конек-Горбунок» , Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие. Все они носители добра, наделенные различными положительными чертами : честностью, трудолюбием, смелостью, находчивостью, самопожертвованием. Положительным героям в волшебных сказках противопоставлены отрицательные персонажи : баба-яга «Гуси-лебеди» , мачеха «Морозко» . Эти персонажи не наделены ни одним положительным качеством : они злы, жадны, ленивы.

При рассказывании сказки нужно передавать интонацией, мимикой особенности героев так, чтобы дети поняли, что это за герой и как к нему относиться. Например, при упоминании о падчерице, о её тяжелой жизни сразу же надо возбудить у ребят симпатию к бедной девушке, подчеркнуть ее трудолюбие, честность, доброту. С большим сочувствием нужно рассказать о том , как она рано вставала, скотину кормила, поила, воду в избу носила, печь топила, избу мела, чтобы дети поняли, как падчерице было трудно и тяжело жить. А вот фразу «Ничем старухе не угодишь – все не так, все плохо» надо сказать возмущенно , можно сделать ударение на словах «все не так» , «ничем» , чтобы дети почувствовали жестокое, несправедливое обращение к падчерице мачехи и пожалели бедную девушку.

Обычно волшебные сказки начинаются со слов «Жили-были…» , «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» , цель которого ввести слушателя в мир сказочной фантазии . Начинать рассказывать сказку нужно тихо , как-бы таинственно, чтобы ребенок насторожился в ожидании чего-то волшебного , где все возможно : и жар-птица, и конек-горбунок, и скатерть самобранка и живая и мертвая вода…

Действия в волшебной сказке начинаются сразу «Налетели гуси-лебеди…» и развивается непрерывно. Причем каждая картина рисует определенный случай эпизод, в котором участвуют определенные действующие лица. Так, в сказке «Морозко» только старуха приказала старику увезти падчерицу в лес, как он уже запряг лошадь, посадил дочь в сани и повез в лес. Только он ее оставил одну-одинешеньку в дремучем лесу, как с ней повстречался Морозко. Только он одарил ее подарками, тут же за ней приехал старик и т. д.

Волшебная сказка имеет свои , выработанные веками художественные приемы, на которые при чтении следует обращать внимание. Это, прежде всего троичности (три желания, три сына, три загадки) имеющий большое, смысловое значение. Он передает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает наивысшего напряжения и является кульминацией или сосредотачивает внимание слушателя на самом главном (действующем лице, предмете, событии) .

Повторы помогают детям лучше запомнить и понять сказку , сосредоточить их внимание на самом главном. Поэтому при чтении повторов следует выделять слова, передающие нарастание напряженности, особенно значительно произносить последний повтор, так как он является в сказке самым важным . Так, в «Крошечке-Хаврошечке» говориться : «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а третья, меньшая, - Триглазка». Последняя – Триглазка, в ходе развития действия сыграла решающую роль в судьбе Хаврошечки, поэтому при рассказе о дочерях хозяйки перед словом «Триглазка» надо сделать паузу, а само слово поставить под ударение. При рассказе повторов нужно говорить неторопливо, это придает ритмичность сказочному стилю .

В волшебной сказке много традиционных форм, выражений, эпитетов, повторений («скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается» , «как сыр в масле катается» , «наливные яблочки» , «затужил-заплакал» ). Эти художественные приемы дают сказке образность , поэтичность, поэтому при рассказывании обращать особое внимание : выделять голосом, читать плавно, напевно, соблюдать ритм, подчеркивать рифмующиеся слова.

В волшебной сказке часто используется прием сужения, когда число предметов постепенно доходит до одного, самого главного, часто имеющего в значении в судьбе героя. Например, в сказке «Кощей-бессмертный» : «Стоит сосна, на сосне ларец, в ларце яйцо, в яйце игла, на конце иглы – смерть Кощея». Рассказывание этого отрывка требует неторопливости, выделения каждого нового понятия. Голос должен постепенно усиливаться. С особым значением надо сказать последние слова («смерть Кощея» ,так как в них содержится самый главный смысл повествования.

Многие персонажи сказок наделены забавными прозвищами : конек-горбунок, лягушка-квакушка, мальчик с пальчик и др. они метко передают характер героя, его особенность, поэтому при пересказе на эти прозвища надо делать упор.

Язык волшебной сказки красочен и поэтичен . Каждое слово предельно значимо, точно и метко. Так, например, описание нестерпимо жаркого летнего дня («Братец Иванушка и сестрица Аленушка» ) дается следующими словами : «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» .

Эта особенность языка, присуща разговорному, требует от воспитателя особой чуткости к каждой фразе, каждому выражению. Воспитатель должен вдуматься в каждое слово, видеть за ним действие, картину, настроение героя.

Часто сказка завершается концовкой : «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или : «Стали жить-поживать да добра наживать» . Как и зачин, концовка имеет определенный смысл : она подчеркивает завершение повествования, создает радостное настроение. Рассказывается концовка лукаво , живо, весело. Перед ней делается пауза.

По окончании рассказывания сказки нужно сделать длительную паузу, чтобы дать возможность детям побыть под впечатлением волшебной , сказочной обстановки , а затем вернуться к реальной действительности.



Похожие статьи
 
Категории