Сообщение на тему раннее творчество горького. Список использованных источников

25.03.2019

Введение

1. Слово о писателе.

2Особенности раннего творчества Горького.

3. Рассказ «Старуха Изергиль» – осознание личности человека:

а) «бесплотное облачко» человеческой жизни;

б) горящее сердце;

в) истоки славы и бесславия;

г) Изергиль – романтический идеал свободы.

Заключение


Введение

Максим Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века, остались нереализованными; до предела обостряются социальные и межгосударственные противоречия, грозящие разрешиться мировой войной и революционным взрывом. Безверие, уныние, апатия для одних стали нормой, для других – толчком к поиску выхода. Горький отмечал, что писать он начал «по силе давления… томительно бедной жизни», которой он стремился противопоставить свое представление о человеке, свой идеал.

Раннее творчество М. Горького (90-е годы ХIХ века – первая половина 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы Горького 90-х годов можно разделить на две группы. Одни из них основаны на вымысле: автор использует легенды или сам сочиняет их. Другие – рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.). Героям всех этих рассказов присуще романтическое мироощущение.

Герой уже первого горьковского рассказа «Макар Чудра» упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рабам противопоставлены в этом романтическом повествовании вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Жажда личной свободы для них так сильна, что даже на любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра» утверждается идеал личной свободы.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенное понятие человеческого в личности.

В ранних романтических произведениях Горького формируется концепция личности, которая получит свое развитие в более поздних произведениях писателя.


1. Слово о писателе

Алексей Максимович Пешков (М. Горький – псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16(28) марта 1868 г. Отец, столяр-краснодеревщик, ставший управляющим пароходной конторой в Астрахани, рано умер от холеры (1871). Мать, дочь владельца красильной мастерской В.И. Каширина, вышла замуж вторично, но скоро скончалась от чахотки (1879). Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко. Спасали его деятельная, одаренная т ура и любовь бабушки. Шести лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту, затем гражданскую печать. Обучался два года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал рассыльным в модном магазине, прислугой у чертежника – подрядчика и Сергеева, посудником на пароходах, учеником инокописной мастерской, десятником на ярмарочных постройках, статистом в театре. И очень много с жадностью читал, сначала «все, что попадало под руку», позже открыл для себя богатый мир русской литературной классики, книг по искусству и философии.

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая о занятиях в университете. Но вынужден был зарабатывать на жизнь поденщиком, чернорабочим, грузчиком, подручным пекаря. В Казани познакомился со студентами, бывал на их сходках, сблизился с народнически настроенной интеллигенцией, читал запрещенную литературу, посещал кружки самообразования. Тяготы жизни, восприятие репрессий против студентов, личная любовная драма привели к душевному кризису и попытке самоубийства. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником М. А. Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей среди крестьянства. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах.

Пережитое за все эти годы породило позже автобиографическую прозу М. Горького; повести о первых трех периодах своей жизни он назвал соответственно их содержанию: «Детство», «В людях», «Мои университеты» (1913–1923).

После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». Пешков исходил пешком, зарабатывая трудом на пропитание, средние и южные области России. В перерыве между странствиями жил в Нижнем Новгороде (1889–1891), исполняя разную черную работу, потом был письмоводителем у адвоката; участвовал в революционной конспиративной деятельности, за что был впервые арестован (1889). В Нижнем познакомился с В. Г. Короленко, который поддержал творческие начинания «этого самородка с несомненным литературным талантом».

2. Романтические идеи в раннем творчестве М. Горького

Особую группу в творчестве писателя 1890-х годов составляют романтические произведения («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песня о Соколе», «Немой», «Хан и его сын»и др.). Писатель дает новое дыхание этому литературному направлению (романтизму), утратившему свое влияние уже к середине ХIХ века.

Что же заставило Горького обратиться к романтизму? Уже в ранней, творчески незрелой поэме писателя звучат слова: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Эти слова могут послужить эпиграфом ко всему творчеству Горького. Мотив несогласия с действительностью, в которой царят «свинцовые мерзости», существует социальная несправедливость, угнетение одних людей другими, жестокость, насилие, нищета, является ведущим. Горький мечтает о личности сильной, независимой, свободной, «с солнцем в крови». Но в реальной жизни и даже в современной писателю литературе не было таких людей, поэтому писатель прямо заявил, «...что роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева...», и обвинил литературу в том, что она не искала «героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле». Такая позиция была неприемлема для писателя-максималиста. Поэтому Горький и обратился к романтизму, который позволил ему изобразить героя-деятеля. Романтические произведения Горького проникнуты пафосом жизнеутверждения и веры в человека.

Для романтических произведений Горького характерны следующие черты:

тип героя – герой резко выделяется из окружающей среды (вспомним формулу романтизма : «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»), он отвержен, одинок, противопоставлен миру обыденной реальности (ср. Сокол – Уж), абстрактно красив (герои Горького не наделены развернутыми портретными и психологическими характеристиками), горд, независим; этот герой готов поспорить с самой судьбой, отстаивая свое право на свободу (а это главная ценность, ради которой стоит идти на смерть);

Традиционный выбор темы вольнолюбия (свободы личности), поэтизация свободы (конфликт «разум-чувство» трансформируется в произведениях Горького в конфликт «чувство-свобода» («Макар Чудра»); автор использует образы-символы, традиционные в творчестве романтиков, – море, степь, небо, ветер, сокол (буревестник));

Герои действуют не в реальном, а в вымышленном мире (писатель обращается к легенде, сказке, были – фольклорному материалу);

Особую роль играет пейзаж, выступая одновременно и фоном и героем повествования (легенда о Данко, «Старуха Изергиль»);

Использование особых изобразительных средств: гиперболы (в описании чувств, мыслей, поступков, портрета), эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, высокоторжественной лексики (что роднит прозу с поэзией);

Часто встречается обрамляющая композиция (рассказ в рассказе). Такая композиция повествования подчинена одной цели: возможно более полному воссозданию образа главного героя.

Помимо рассказчика (старуха Изергиль, Макар Чудра) введен также образ «проходящего», слушателя (образ повествователя). Этот образ не проявляет себя прямо, но необходим для выражения авторской позиции.

Романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания большинства. О цыгане Лойко Зобаре («Макар Чудра») сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься...» В кровавой драме, развернувшейся между ним и Раддой, тоже таится неприятие обычной человеческой судьбы. В валашской сказке «О маленькой фее и молодом чабане» (1892) юный чабан мечтает «идти куда-нибудь далеко, далеко, где бы не было бы ничего такого, что он знал...», а фея Майя может жить только в родном лесу. Героиня «Девушки и Смерти» (начало 90-х гг., опубл. в 1917 г.) несет в своем сердце «нездешнюю силу» и «нездешний свет». Всюду скучной повседневности противостоят редкой энергии душевные порывы. Чудра так завершает свой сказ: «...иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром».

Воспев яркую личность, следующую своим путем, Горький обратился к острым душевным конфликтам легендарных героев. В целом ряде романтических повествований «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (1895–1899), «Хан и его сын» (1896), «Немой» (1896) отражено неоднородное столкновение, чаще трагическое, между мечтой, одухотворенным чувством, влечением к Прекрасному и страхом перед жизнью, тупым равнодушием к красоте.

3 Рассказ «Старуха Изергиль» - осознание личности человека

Рассказ был напечатан в 1894 году в «Самарской газете», где Горький получил место постоянного сотрудника. Идейно и тематически это произведение близко рассказу «Макар Чудра». Во-первых, писатель здесь усложнил композицию. Он использовал двойное обрамление. В качестве первой «рамки» традиционно выступает морской пейзаж, таинственный и фантастичный. На его фоне выделяется образ главной героини – старой цыганки Изергиль, которая рассказывает случайному слушателю (образ повествователя) историю своей жизни. Образ старухи наделен теми же качествами, что и образ Макара Чудры в одноименном рассказе. Ей свойственны бескомпромиссность, стремление к личной свободе, восхищение сильными личностями. И вставленные в ее рассказ легенды (первая – о гордеце Ларре, вторая – о Данко), помимо того, что выполняют функцию второй «рамки», позволяют также глубже понять и осмыслить жизненную позицию главной героини. В этих легендах рассказано о событиях давно минувших дней, а герои являются выразителями двух противоположных точек зрения (антитеза) на проблему смысла жизни.

Осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа – такова идея рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи и тона он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть – легенда о Ларре, вторая – рассказ Изергиль о своей молодости, третья – легенда о Данко. При этом первая и третья части – легенды о Ларре и Данко – противоположны друг другу. Характерная черта рассказа заключается в том, что в нем два рассказчика и соответственно этому два повествовательных плана. Общее повествование ведется от имени автора, который выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками. Он подчеркивает в заключение красоту сказки о Данко. И второй рассказчик – старуха Изергиль, которая хранит в своей памяти народные предания о подвиге, о злом и добром в человеческой жизни.

Могучими, сильными и почти сказочными богатырями изображены и люди, окружающие старуху Изергиль.

О молдаванах Горький пишет так:

«Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые...

Эти люди по своему облику немногим отличаются от Лойко Зобара, Радды и Данко. Таким образом в жизни подчеркивались романтические и героические черты. Они же даны и в биографии Изергиль. Сделано это для того, чтобы оттенить важную мысль: героическая романтика не противостоит жизни, она только в более сильной и яркой форме выражает то, что заложено в самой действительности.

В первой легенде рассказано об «антигерое» – себялюбце и гордеце Ларре, который, будучи сыном орла и смертной женщины, исполнен презрения к людям, их законам, их образу жизни.

Ларра – воплощение крайнего индивидуализма. Он считает себя первым на земле. Он не считает для себя нужным подчиняться законам человеческого сообщества, поэтому легко идет на преступление – убийство отказавшей ему девушки. За это он отвержен человеческим обществом, изгнан из среды людей. Сначала он не чувствует себя наказанным, но жизнь в одиночестве заставляет его просить о смерти. Люди же отказывают ему в этом, и даже земля не хочет принимать его в свое лоно. Так превращается он в вечного скитальца, в тень, и нет ему нигде приюта и покоя. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.

Во второй легенде представлен иной герой, Данко. Он так же, как и Ларра красив и горд, так же выделяется из толпы людей. Но Данко, в отличие от Ларры, личность героическая. Вся его короткая жизнь отдана людям. Данко ведет свой народ на волю из рабской жизни: из мрака топких болот и темных лесов выводит он отчаявшихся соплеменников к свету (читай, к иной жизни). На пути возникали необычайные трудности, неодолимые препятствия. И когда, утомленные трудным путем, люди упали духом, когда они стали упрекать Данко в неумении управлять ими, заколебались и готовы были повернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнем желания спасти их. И чтобы осветить трудный и долгий путь и поддержать сомневающихся и уставших, он вырвал из своей груди сердце, которое как факел горит от огромной любви и сострадания к людям, и высоко поднял его над головой.

«Оно пылало так ярко; как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

Идею беззаветной любви к людям, героического самопожертвования во имя счастья народа утверждает Горький в легенде о Данко.

Итак, свобода Ларры это индивидуалистическая, эгоистическая свобода, превращающаяся в наказание одиночеством. Свобода Данко это свобода альтруистическая, необходимая во имя бескорыстного служения людям.

Легенды о Ларре и Данко условны, они нужны для того, чтобы прояснить мировоззрение главной героини и точку зрения автора.

Действительно, центральное место в произведении занимает все же рассказ самой Изергиль о своей жизни. Это история встреч и расставаний, непродолжительных романов, которые не оставляют заметного следа в душе героини. Рассказывая о своих увлечениях, героиня акцентирует внимание слушателя на себе самой, на своей неукротимой жажде жизни и любви. Но ни один из ее возлюбленных не описан подробно, даже имена некоторых уже стерлись из ее памяти. Они, как тени, проходят перед слушателем: черноусый рыбак с Прута, огненно-рыжий гуцул, важный турок, его сын, «маленький полячок». Но только ради последнего возлюбленного, Аркадэка, Изергиль рискует своей жизнью. Аркадэк – героическая личность. Он сражался за свободу греков и готов был совершить подвиг, « готов был идти на край света, чтобы делать что-нибудь». Чтобы спасти его из плена, Изергиль, переодевшись нищенкой, проникает в деревню, где в тюрьме томится ее возлюбленный и его товарищи. Ей приходится убить часового. Но услышав лживую благодарность, Изергиль сама отвергает возлюбленного. В итоге непокорная и гордая Изергиль становится как все люди: обзаводится семьей, растит детей, а состарившись, рассказывает молодым легенды и сказки, напоминая о былых, героических временах.

Сама Изергиль прожила по-своему значительную и красочную жизнь. Она любила помогать хорошим людям.

Но ей не хватало того, что мы называем идеалом. И лишь Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Так в самой композиции рассказа раскрывается его идея.

Какой же тип личности представлен в образе старухи Изергиль? Сама старуха сближает свою жизнь с жизнью Данко, именно этот герой является для нее примером. Действительно, можно в ее жизни найти сходные черты: способность к подвигу во имя любви, жизнь среди людей. Именно ей принадлежат афористические высказывания: «Красивые всегда смелы», «В жизни всегда есть место подвигу».

Но все-таки образ старухи лишен цельности, можно заметить некоторые противоречия: ее чувства порой неглубоки, поверхностны, поступки непредсказуемы, спонтанны, эгоистичны. Эти черты сближают ее с Ларрой. Таким образом, характер Изергиль неоднозначен, противоречив.

Но помимо точки зрения самой героини в рассказе выражена и точка зрения автора-повествователя. Повествователь изредка задает вопросы старухе, интересуясь судьбой ее возлюбленных. И именно из ее ответов становится ясно, что Изергиль не очень обеспокоена их судьбой. Она объясняет такое равнодушие к людям по-своему: «Я была счастлива на это: никогда не встречалась больше с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками...» Автор не принимает такое объяснение, и мы чувствуем, что он все-таки склонен считать тип личности Изергиль, близкой к типу личности Ларры. Портретная характеристика Изергиль, данная автором-повествователем, еще раз подчеркивает это сходство: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями... На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос... Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами...» Такой портрет придает сходство с Ларрой, который «уже стал теперь, как тень».

Итак, центральный образ рассказа вовсе не идеален, а скорее, противоречив. Это свидетельствует о том, что сознание героя-индивидуалиста анархично, его вольнолюбие может быть направлено как во благо, так и во зло людям.

В рассказе «Старуха Изергиль» Ларра, считавший себя «первым на земле», уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». А по прошествии лет выясняется, что этот «сын орла и женщины» лишен сердца: Ларра хотел вонзить в себя нож, но «сломался нож – точно в камень ударили им». Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Ларры воссоздана античеловеческая сущность.

Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», «как волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». И только одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, откуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Светлое чувство Данко было рождено глубокой тоской при виде соплеменников, утративших человеческий облик. И сердце героя загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но прежде всего душевную. Печален заключительный акцент: спасенные не заметили упавшего рядом «гордого сердца», и один из них, «боясь чего-то», наступил на него ногой. Дар самоотверженного сострадания будто и не достиг; высшей своей цели.

Рассказ «Старуха Изергиль» в двух легендарных частях и воспоминаниях женщины о возлюбленных ее молодости доносит горькую правду о двойственном роде людском. Он от века соединил в себе антиподов: красавцев, которые любят, и «стариков от рождения». Поэтому рассказ пронизан символическими параллелями: света и тьмы, солнца и болотного холода, огненного сердца и каменной плоти. Жажда полного преодоления низменного опыта остается неосуществленной, люди продолжают жить двояко.

Заключение

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждая из трех частей рассказа выражает общую идею и отвечает на вопрос, в чем счастье человека.

Себялюбца Ларру народ решает наказать вечным одиночеством. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.

Существенную роль играет в рассказе старуха Изергиль. Полностью сохраняя реалистический характер образа, Горький вместе с тем рисует человека «мятежной жизни». Разумеется, «мятежная жизнь» Изергиль и подвиг Данко – явления разные, и Горький их не отождествляет. Но образ рассказчицы усиливает общий романтический колорит произведения.

Изергиль с восторгом говорит о людях с сильной волей, с могучими и яркими, характерами, способных к подвигу. Она вспоминает своего возлюбленного: «...он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Романтический характер носит в «Старухе Изергиль» и самая манера письма Горького. Писатель подчеркивает и в людях, и в природе по преимуществу необыкновенное, возвышенное и прекрасное. Когда Изергиль рассказывает о Ларре и Данко, по небу бродят обрывки туч «пышных, странных очертаний и красок», небо украшено золотыми крапинками звезд. «Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Здесь все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явления, сколько создать определенное повышенное настроение. Этому служат и обильно употребляемые гиперболы, и лирически окрашенные эпитеты, и сравнения.


Список использованных источников

1. Дементьев А., Наумов Е., Плоткин Л. Русская советская литература. Учебник для 10 классов средней школы. Изд-е 22-е. – М.: Просвещение, 1973.

2. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие / О. А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

3. Русская литература ХХ века. Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 1998. – 335 с.

4. Советская литература: учебное пособие для 6-7 кл. вечерних (сменных) школ, изд.-е 4-е. / Составитель Е. В. Квятковский.

5. Толкунова Т. В., Алиева Л. Ю., Бабина Н. Н., Черненькова О. Б. Готовимся к экзамену по литературе: Лекции. Вопросы и задания. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 384 с. – (Домашний репетитор).

6. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9-й и 11-й классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 352 с.

Алексей Пешков, известный в литературном кругу, как Максим Горький, родился в Нижнем Новгороде. Отец Алексея скончался, в 1871 году, когда будущему писателю было всего 3 года, мать прожила лишь немногим дольше, оставив сына сиротой в 11 лет. На дальнейшее попечение мальчик был отправлен в семью деда по матери Василия Каширина.

Не безоблачная жизнь в доме деда заставила Алексея уже с детства перейти на свой хлеб. Добывая пропитание, Пешков работал рассыльным, мыл посуду, выпекал хлеб. Позже будущий писатель расскажет об этом в одной из частей автобиографической трилогии под названием «Детство».

В 1884 году юный Пешков стремится сдать экзамены в Казанский университет, но безуспешно. Трудности в жизни, неожиданная смерть родной бабушки, которая была добрым другом Алексея, приводят его к отчаянию и попытке самоубийства. Пуля не задела сердце юноши, но этот случай обрек его на пожизненную дыхательную слабость.

В жажде изменений государственного устройства, молодой Алексей связывается с марксистами. В 1888 году его арестовывают за антигосударственную пропаганду. После освобождения будущий писатель занимается странствованием, называя данный период жизни своими «университетами».

Первые шаги творчества

С 1892 года, возвратившись в родные места, Алексей Пешков становится журналистом. Первые статьи молодого автора публикуются под псевдонимом Иегудиил Хламида (с греческого плащ и кинжал), но вскоре писатель придумывает себе другое имя - Максим Горький. Словом «горький» писатель стремиться показать «горькую» жизнь народа и желание описывать «горькую» правду.

Первым произведением мастера слова стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году. Следом за ним мир увидели и другие рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди» и др. (1895-1897 гг.).

Литературный взлет и популярность

В 1898 году опубликован сборник «Очерки и рассказы», который принес Максиму Горькому славу в среде народных масс. Главными героями рассказов стали низы общества, переносящие небывалые тяготы жития. Страдания «босяков» автор отобразил в наиболее преувеличенной форме, с целью создания наигранной патетики «человечности». В своих произведениях Горький вынашивал идею единства рабочего класса, защищающего социальное, политическое и культурное достояние России.

Очередным революционным порывом, открыто враждебным царизму, стала «Песня о буревестнике». В наказание за призыв к борьбе с самодержавием Максим Горький был выслан из Нижнего Новгорода и отозван из членов Императорской Академии. Оставаясь в тесных связях с Лениным и другими революционерами, Горький пишет пьесу «На дне» и ряд других пьес, получивших признание в России, Европе и США. В это время (1904-1921) писатель связывает свою жизнь с актрисой и почитательницей большевизма Марией Андреевой, разрывая связь с первой женой Екатериной Пешковой.

За границей

В 1905 году, после декабрьского вооруженного мятежа, опасаясь ареста, Максим Горький отправляется заграницу. Собирая поддержку большевицкой партии, писатель посещает Финляндию, Великобританию, США, знакомится с известными писателями Марком Твеном, Теодором Рузвельтом и др. Но поездка в Америку оказывается для писателя не безоблачной, ведь вскоре его начинают обвинять в поддержке здешних революционеров, а также нарушении нравственных прав.

Не решаясь ехать в Россию, с 1906 по 1913 революционер живет на острове Капри, где создает новую философскую систему, которая ярко отображена в романе «Исповедь» (1908).

Возвращение в отечество

Амнистия к 300-летнему юбилею династии Романовых позволила писателю в 1913 году вернуться в Россию. Продолжая активную творческую и гражданскую деятельность, Горький публикует ключевые части автобиографической трилогии: 1914 - «Детство», 1915-1916 - «В людях».

В течение Первой Мировой войны и Октябрьского переворота петербургская квартира Горького стала местом регулярных большевицких собраний. Но ситуация резко изменилась через несколько недель после революции, когда писатель явно обвинил большевиков, в частности Ленина и Троцкого, в жажде к власти и фальшивости намерений создания демократии. Газета «Новая Жизнь», которую выпускал Горький стала объектом преследования цензуры.

Совместно с процветанием коммунизма, критика Горького уменьшилась и вскоре писатель лично встретился с Лениным, признавая свои ошибки.

Пребывая с 1921 по 1932 год в Германии и Италии, Максим Горький пишет завершительную часть трилогии под названием «Мои университеты» (1923), а также лечится от туберкулеза.

Последние годы жизни писателя

В 1934-м Горький назначен главой Союза советских писателей. В знак благодарности от правительства он получает роскошный особняк в Москве.

В последние годы творчества писатель был тесно связан со Сталиным, всячески поддерживая политику диктатора в своих литературных произведениях. В связи с этим Максима Горького называют основателем нового течения в литературе - социалистического реализма, которое больше связано с коммунистической пропагандой, чем с художественным талантом. Скончался писатель 18 июня 1936 года.

Учебная дисциплина: Русский язык и литература
Тема занятия: М.Горького.Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.
Вид занятия урок

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель занятия: дать представление о жизненном и творческом пути А.М.Горького, научить анализировать текст, выделять главное, делать собственные выводы, используя аналитический метод познания
Образовательные:

Познакомиться с биографией М.Горького;
- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;
- выявить особенности романтических произведений М.Горького
Воспитательные :
- способствовать воспитанию чувства патриотизма;
- способствовать воспитанию чувства уважения к собеседнику, его мнению;
- способствовать воспитанию интеллектуальной культуры личности.
Развивающие:
- совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;
- развивать навыки устной монологической речи;
- развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.
Междисциплинарные связи: «История»
Учебное оборудование (оснащение) занятия: мультимедийный проектор (просмотр презентаций), аудиозаписи (Э.Морриконе и Вагнера).
Методическое обеспечение занятия: Презентации в PowerPoint «Биография А.М.Горького», «Романтические рассказы А.М.Горького», тексты художественной литературы (рассказы А.М.Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»), раздаточный материал (карточки-задания,таблица, тест)
Опережающие задания студентам: 1) Подготовка докладов и презентаций по биографии М.Горького; по романтическим рассказам А.М.Горького, о романтизме,чтение романтических рассказов А.М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Ход урока
Вступление
Звучит музыка Э.Морриконе «Ветер, плачь». Преподаватель читает стихотворение Т.Гришиной «Все до мелочей здесь нам знакомо» (на экране комнаты в доме тех лет М.Горького):
Все до мелочей здесь нам знакомо:
Скрип колодца и калитки стук.
Много лет хозяев нету дома,
И давно уж "в люди" вышел внук. . .

Жизнь ушла куда-то по соседству,
Ящерицей юркнула в траву,
Но осталось в этом доме детство -
Горьковское детство наяву...
Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок посвящен жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького. Для нас с вами это не просто один из известных русских, советских писателей. Он – нижегородец, а значит наш земляк. Его биография – часть нашей истории, истории Нижнего Новгорода, Нижегородского края. И нам важно знать биографию М.Горького, памятные места, связанные с его именем. Вы изучали в школе автобиографическую трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся со всеми вехами жизни нашего земляка, поговорим и о его творчестве – во 2-ой части урока мы обратимся к романтическим рассказам Горького.

Запишите число и тему занятия «Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества».

Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова АлексеяМаксимовича : "Человека создает его сопротивление окружающей среде" (М. Горький)
Поскольку нам необходимо составить опорный конспект по теоретическому материалу о жизни и творчестве Максима Горького, мы будем придерживаться следующего плана работы. Вы видите его на слайде. Запишите его в тетради и работайте в соответствии с ним . По окончании занятия я соберу тетради и каждому выставлю оценку.

I .Жизнь и творчество Алексея Максимовича Горького.

Алексей Максимович Горький был и остается центральной фигурой литературного процесса конца XIX – первой трети ХХ веков , одним из главных действующих лиц советской литературы . О его ранних годах нам расскажет Галенко Сергей.По выступлению вам нужно записать основные моменты.


1.этап. РАННИЕ ГОДЫ. (готовит студент от 1группы). (По выступлению нужно записать основные моменты биографии писателя, в помощь будет презентация)

Алексей Максимович Пешков (М. Горький - псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Савватиевич Пешков , столяр-краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки-Акулины Ивановны. В 6 лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно русскую литературную классику.

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая поступить в университете. Там познакомился со студентами, бывал на их сходках, читал запрещенную литературу. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником Михаилом Антоновичем Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал «самородком с несомненным литературным талантом».

2.этап. Становления писателя. (готовит студент от 2группы),нам расскажет Сазонова Люба.(Опять записываем основные даты в тетрадь).

Весной 1891 г. Горький покидает Нижний Новгород и отправляется по стране, в Тифлис, где местная газета в сентябре 1892 г. напечатала дебютный рассказ 24-летнего Максима Горького – «Макар Чудра». В октябре того же года Горький возвращается в Нижний Новгород, и потом там создает свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1901году лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым , под их влиянием прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесенные на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.

В апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Горький не остался в стороне от революции 1905 г., осенью стал членом Российской социал-демократической рабочей партии, в эмиграции он пишет роман «Мать», который положил начало новому направлению в литературе - социалистического реализму. В 1913 г. Горький вернулся в Россию, приступает к написанию художественной автобиографии. Если Февральскую революцию Максим Горький встретил с энтузиазмом, то на события октября 1917 г. его реакция была более противоречивой. Тем не менее уже во 2-ой половине 1918 г. Горький является союзником власти большевиков, хотя демонстрирует несогласие с рядом их принципов и методов, в частности, по отношению к интеллигенции.

3.этап. Период эмиграции и последние годы жизни. (готовит студент от 3группы).О нем нам расскажет Маркин Даниил. (Опять составляем консп-т),

В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Согласно широко распространенной версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный прием. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель, как его стали называть, ведет активную общественно-организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычев и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.

Творчество Максима Горького носило противоречивый характер и подверглось влиянию разнообразных и значимых исторических событий. Расставить акценты в данных противоречиях нам поможет следующий видеосюжет. (Ролик).

II . Романтизм молодого Горького как художественно-эстетическая система (характеристика раннего этапа творчества).


Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни.М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей, выявление которых и станет нашей с вами целью на ближайшее время. Но прежде чем приступить к анализу текстов, мы прослушаем выступление об основных чертах такого литературного направления, как романтизм.

(Выступление студента о романтизме и его чертах, романтизме раннего творчества Горького). Нам расскажет Виткина Настя. (Основные моменты опять фиксируем себе в тетрадь).

Романтизм – направление в литературе, особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми .

Черты романтизма: (записываем сразу ребята)

    провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;

    утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;

    интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;

    тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;

    мучительное переживание героя разлада с действительностью;

    отказ героя от обыденного;

    стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.

В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир плод его творчества, бог – частица его разума и сердца...». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».

Именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Это яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького:сильные, гордые, свободолюбивые,

одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М.Горького стали «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

III . Анализ романтических рассказов М.Горького.(«Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).

Мы вспомнили основные черты романтических произведений М.Горького, а наша с вами задача на уроке проанализировать романтические рассказы А.М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

Сейчас мы разделимся на группы, каждая из которых получит задание по одному из рассказов.

Группа 1 – работа с рассказом «Макар Чудра»,где нужно определить:

2. Найдите описание романтических героев: Лойко Зобара и Рады:

Внешность (по тексту)

2 и 3 группы будут работать с рассказом «Старуха Изергиль»

Группа 2 – работа с эпизодом «Легенда о Ларре» (по тем же заданиям).

1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)

2. Найдите описание романтического героя Лары:

Внешность (по тексту)

Черты характера (докажите текстом)

Группа 3 – работа с эпизодом «Легенда о Данко» (по тем же заданиям).

1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)

2. Найдите описание романтического героя Данко:

Внешность (по тексту)

Черты характера (докажите текстом)

В рамках работы над этими заданиями вам предстоит заполнить таблицу, которую вы видите на слайде. Заполняя таблицу, обращайтесь к произведениям, вспоминайте то, о чём вы читали дома.

(Идёт работа с таблицами и текстами)

Давайте посмотрим, к каким выводам пришли каждая из групп, какие особенности романтических рассказов выявили ребята.

1 группа работала с рассказом «Макар Чудра». Давайте посмотрим отрывок из фильма по мотивам этого произведения режиссера Эмиля Лотяну, снятого в 1976 году. Фильм называется «Табор уходит в небо» (Ролик «Песня Рады»).

Ну что ж, посмотрим, как вы проанализировали это произведение (работа с таблицей №1).

1. Тематика произведения

О ценностях жизни, о выборе:

2. Характер конфликта

4. Особенности судеб героев

2 группа работала с легендой о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль». И мы посмотрим видеосюжет по этой легенде, подготовленный студентом I курса нашего техникума (Ролик Сухова).

А теперь обратимся к вашим анализам этой легенды (работа с таблицей №2).

1. Тематика произведения

О смысле жизни:

(Презирает людей, относится к

2. Характер конфликта

Гордыня, эгоизм, крайний

индивидуализм, жестокость

4. Особенности судьбы героя

Антиидеал, осуждает его

3 группа работала с легендой о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». Эту легенду нам проиллюстрирует ещё один видеосюжет (Ролик легенды).

И работая с этой легендой, мы обращаемся к анализам, которые сделала 3 группа (работа с таблицей №3).

1. Тематика произведения

О смысле жизни:

2. Характер конфликта

3. Внешность героя и отличительные черты характера

милосердие, мужество, умение

подавить гордыню

4. Особенности судьбы героя

Голубые искры (свет, тепло)

5. Отношение писателя к герою

Спасибо, ребята, вы очень хорошо поработали. И как вы увидели, в своих рассказах Горький показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых, своенравных, но одиноких. Тех людей, которые не могут примириться с несовершенством человека, которые готовы бросить вызов обществу, стихии, всему, что противоречит представлениям о свободе, достоинстве. Увидели авторское отношение к ним.

А теперь дайте обобщим знания, которые вы получили на сегодняшнем занятии, выполним тест по «Биографии и творчеству М.Горького» по 2 вариантам.(1вариант-нечетные задания, 2вариант-четные задания). На выполнения теста ориентировочное время отводится 10мин. Исправления за ошибку. Тетради закрываем. Начинаем работать. А теперь выполним самопроверку, посмотрите правильные ответы на слайде и поставьте себе за правильные ответы +, а неправильные -. Сосчитайте их. И поставьте себе оценки по следующим критериям. Если у вас получилось:

От 5-6 правильных ответов- «3»;

От 7-8 правильных ответов – «4»;

От 9-10 правильных ответов – «5».
IV . Заключение .
Слово учителя. Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

V . Рефлексия. Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подумаем о том, что каждый из вас узнал нового о жизни нашего земляка-писателя, чему научился за эти 2 часа. Вопросы (на слайде):
- Чему я научился сегодня на занятии?

- Была ли тема урока интересной для меня?

- Доволен ли я своей работой?

- Что заставило меня задуматься?

-Что мне больше всего запомнилось?

Исходя из сказанного вами, я могу сделать вывод, что наше занятие прошло плодотворно, вы много узнали о жизни и творчестве Максима Горького, о жизни его героев, их характерах, мотивах поступков.

Все ребята, подготовившие сообщения к сегодняшнему занятию, получают отличные оценки. За активную работу в процессе анализа произведений (ФИО студентов)______________________получают оценки _________ (4 и 5). И сдайте,пожалуйста,тетради с письменными работами (опорный конспект и анализ произведений) на проверку.

VI . Домашнее задание: читать пьесу М. Горького «На дне».

Литература:

1.Литература:учебник для студентов, в 2-х частях, под ред. Г.А. Обернихиной – 6-е изд. – М.: Издательский центр « Академия », 2014

2.Егорова Н. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2007

3.Журавлев В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. – М., 2007.

4.Маранцман В. Литература (ч. 1, 2). 11 кл.– М., 2009.

5.Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

6.Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…». // Литература в школе. – 2008. - №7. – с.18-24.

7.Примочкина Н. Горький сегодня. // Литература в школе. – 2008. - №7. – с.2-6.

8.Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.

9.Сорокина С. Пешком по Капри, сверяясь с Горьким // Эхо планеты. – 2006. - №3. – с. 22 – 27.

10.Интернет-ресурсы

Приложение №1

Анализ рассказа «Макар Чудра»

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров

4. Особенности судеб героев

5. Отношение писателя к героям

Приложение №1 Таблица для заполнения по рассказу «Макар Чудра»

Анализ рассказа «Макар Чудра»

1. Тематика произведения

О ценностях жизни, о выборе:

(О любви, о воле и свободе, готовых ради нее на смерть).

2. Характер конфликта

У обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать.

3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров

«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.»

«Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.»

Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше… У него не было заветного - нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

4. Особенности судеб героев

Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко - любовью и гордостью, которое может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

5. Отношение писателя к героям

Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы.

Приложение №2

Анализ рассказа «Легенда о Ларре»

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность героя и отличительные черты характера

4. Особенности судьбы героя

5. Отношение писателя к герою

Приложение №2 Таблица для заполнения по рассказу о Ларе.

Анализ рассказа «Легенда о Ларре»

1. Тематика произведения

О смысле жизни:

(Презирает людей, относится к

ним высокомерно, не считается с ними)

2. Характер конфликта

Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле).

3. Внешность героя и отличительные черты характера

«..Юноша, красивый и сильный,...он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…»

Гордыня, эгоизм, крайний

индивидуализм, жестокость

4. Особенности судьбы героя

Одиночество и вечное существование (бессмертие).

Превращается в тень (тьма, холод)

5. Отношение писателя к герою

Антиидеал, осуждает его

поступки, античеловеческую сущность.

Приложение №3

Анализ рассказа «Легенда о Данко»

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность героя и отличительные черты характера

4. Особенности судьбы героя

5. Отношение писателя к герою

Приложение №3 Таблица для заполнения по рассказу о Данко

Анализ рассказа «Легенда о Данко»

1. Тематика произведения

О смысле жизни:

(Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей)

2. Характер конфликта

Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям)

3. Внешность героя и отличительные черты характера

«Данко -- один из тех людей, молодой красавец.Красивые –всегда смелы…Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.»

Любовь, сострадание, смелость,

милосердие, мужество, умение

подавить гордыню

4. Особенности судьбы героя

Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце.

Голубые искры (свет, тепло)

5. Отношение писателя к герою

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах” Звезда” и” Правда”. В 1915 основал журнал” Летопись”, руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как В. Шишков, М. Пришвин, К. Тренев, Ф. Гладков. Двое последних станут влиятельными советскими писателями.

1912-1916 - A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести « », «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.

Когда началась , Горький выступил ее решительным противником. Все надежды Горький возлагал на революцию, которая должна «превратить в личность вчерашнего раба».

1917 – 1921

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты” Новая жизнь”, являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием “Несвоевременные мысли”. В этих статьях он высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что” диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков…”, то есть того слоя, который Горький считал самым ценным в российской жизни. Горький критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. Горький боится подрыва веры в социализм, пугается, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека. Горький этого периода полон отчаяния, противоречий, возмущения, боли, радости – и веры, что «в конце концов побеждает разум».

Октябрьскую революцию Горький не принял категорически, называл Ленина хладнокровным фокусником, который проводит на шкуре пролетариата жестокий социальный эксперимент, заранее обреченный на неудачу, разочарованно отмечал, что вместо «духовного возрождения человека» революция выбросила на поверхность самые темные инстинкты народа. Он по-прежнему возлагал все надежды на рабочего – «аристократа демократии», воплощавшего в жизнь свой разум и волю, и по-прежнему боялся русского крестьянина. , террор, грабежи и травля интеллигенции («Отрывают у рабочего класса голову!») – все это разочаровало Горького в русской революции.

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство” Всемирная литература”. В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

1921 - отъезд A. M. Горького за границу.

А. М. Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью.

С 1924 писатель жил в Италии, в Сорренто. После смерти вождя русской революции опубликовал воспоминания о Ленине, получившие громадную известность в Советском Союзе.

Горький начинает работу над книгой” Жизнь Клима Самгина”, которую продолжал писать до конца жизни.

Возвращение в СССР

В 1928 г. по приглашению Советского правительства и лично Сталина Горький совершает поездку по стране, во время которой ему показывают достижения СССР, нашедшие свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». В июне 1929 года М. Горький посетил Соловецкий концентрационный лагерь, где были собраны многие интеллигенты, находившиеся там только за свои личные убеждения. Ему разрешили посещать все части острова, беседовать с любым из заключенных. Он выслушал множество жалоб и просьб, сочувствовал, обещал помочь, а, приехав, никому не помог и, более того, написал статью в” Известиях”, восхвалявшую систему большевистского рабства.

В 1932г. Горький возвращается в Советский Союз. Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить 1-го съезд советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов: издательство «Academ

Сочинение

1. Общие характеристики раннего творчества.
2. Главные темы периода.
3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
4. Два начала в мировосприятии М. Горького.
5. «Люди дна» в творчестве писателя.
6. Пейзаж, как способ отображения суровой действительности.

Я в мир пришел, чтобы не соглашаться.
В. Г. Короленко

На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького стало популярным не только в нашей стране, в России, но и в за рубежом. Его известность приравнивалась к таким литературным гениям, как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. Писатель старался обратить взгляд читателей, писателей, критиков и общественных деятелей на филосовско-эстетические проблемы жизни. Именно эти взгляды М. Горького и были отражены в его ранних произведениях.

Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени, когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ.) Впервые читатель увидел рассказ М. Горького «Макар Чудра» в 1892 году, который был напечатан в газете «Кавказ». Затем его произведения стали появляться и в других печатных изданиях: казанская газета «Волжский вестник», нижегородская газета «Волгарь». В 1895 году М. Горький написал такие известные произведения, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В 1897 году писатель уже сотрудничает и со столичными газетами «Русская мысль», «Новое слово», «Северный вестник».

В ранних стихах М. Горького сразу заметно их художественное несовершенство, но уже с самого начала литературной деятельности писатель показал себя, как новатор, как человек стремящейся «вмешиваться в жизнь». В стихотворении «Бей!», которое было написано в 1892 году, а опубликовано лишь в 1963, писатель призывает к борьбе со мраком, к боевой активности.

Пусть ад горит в моей крови
И сердце злобно плачет [в ней!]
Пустое! Все-таки живи,

И если руки могут, - бей!
Бей мрак, сковавший все кругом.

Писатель обращается к новому читателю из народа, «пытливого и жадного до жизни».Он относится к тем людям, которые недовольны современной им действительностью, существующей несправедливостью и стараются всячески изменить жизнь. Так главными темами раннего творчества М. Горького становятся тема соотношения добра и зла, силы и слабости, свободы и необходимости.

Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои блестящих произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

В рассказе «Макар Чудра» герой, старый цыган, отрицает основы той жизни, которая обрекает человека на рабское существование. Этот герой - человек смелый, стремящийся к свободе и к изменению жизни в лучшую сторону.

В «Старухе Изергиль» эта же тема свободы усложняется. Здесь показано уже два пути к свободе. Данко отдает всего себя без остатка людям, он стремиться сделать их свободными. Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса. Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, Сокол («Песня о Соколе», 1895 год), Буревестник («Песня о Буревестнике», 1901 год).

Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату. В образе Ларры-получеловека (сын орла и земной женщины) М. Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия. Он «хотел иметь все и сохранить себя цельным» совершив преступление - убийство девушки, за что и был изгнан из общества. Казалось бы, Ларра приобрел долгожданную свободу, но свобода ценой несчастья других людей приносит лишь одиночество, тоску и пустоту: «Сначала юноша смеялся вслед людям... смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком. А этот - был человеком». И в итоге от Лары не остается ничего, одна только тоска. Мудрец был прав, когда сказал что: «наказание в нем самом».

Само мировосприятие М. Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое - это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало - желание отвлечься от этой правды и уйти от нее в какие либо романтические, спасительные мечты. У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу. К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Ужа и Сокола, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира. Поиск истины усложняется тем, что с одной стороны герои стремятся всегда быть правдивыми, как к самим себе, так и к самой жизни. Но с другой стороны они же видят на сколько сложно многим людям слышать и воспринимать правду. Так в пьесе «На дне» нет одного героя, который бы провозглашал истину. Здесь она рождается из множества голосов героев: Луки, Клеща, Сатина, Пепела.

Важное место в творчестве М. Горького занимает тема «бывших людей». Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш в одноименном рассказе 1895 года. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью. По словам М. Горького, босяки для него «необыкновенные люди». Писатель видел, что они живут намного хуже «обыкновенных людей», но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег.

В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски. В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом. М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему. Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство М. Горького - создание новой, сильной и волевой личности.



Похожие статьи
 
Категории