Бедржих Сметана – родоначальник национальной чешской оперы. Биография Бедржиха Сметаны (Bedrich Smetana)

20.03.2019

Бедржих Сметана (чеш. Bedřich Smetana) родился в многодетной семье пивовара Франтишека Сметаны, 2 марта 1824 г., в Литомышле. Семья часто переезжала. Дети учились в Йиглаве, потом в гимназии города Немецкий Брод. В доме всегда любили музицировать, и маленький Бедржих тоже играл на скрипке и фортепиано. Заканчивал образование Бедржих в Пльзени. Он жил в доме дяди – […]

Бедржих Сметана (чеш. Bedřich Smetana) родился в многодетной семье пивовара Франтишека Сметаны , 2 марта 1824 г., в Литомышле . Семья часто переезжала. Дети учились в Йиглаве, потом в гимназии города Немецкий Брод. В доме всегда любили музицировать, и маленький Бедржих тоже играл на скрипке и фортепиано.

Заканчивал образование Бедржих в Пльзени. Он жил в доме дяди – профессора Йозефа Сметаны . Там юноша познакомился с произведениями великих композиторов и писателей, увлекся передовыми идеями.

В 1843 году Бедржих уехал в Прагу и поступил в школу пианиста Йозефа Прокша . Сметана увлекался творчеством Листа, слушал концерты Мошелеса и Тальберга. Юноша уже пробовал сочинять музыку сам – он писал фортепианные произведения. Обучение в музыкальной школе Прокша он закончил в 1846 году.

С 1848 года Сметана увлёкся политикой. Он не мог принять участия в уличных боях на пражских улицах, но отразил их в своём творчестве. Под впечатлением событий он написал «Песнь свободы». Летом 1848 года молодой композитор вернулся в Прагу и открыл собственную музыкальную школу. Через год Бедржих женился на Катержине Коларжовой . В те годы молодой композитор создавал свои знаменитые польки.

У супругов родились дети – четыре дочери. Старшая дочка, Бедржишка, унаследовала талант отца – он прочил ей большое музыкальное будущее. В середине 1850-х три дочери Сметаны умерли – все, кроме младшей – Софьи. Горе композитора вылилось в ряд элегических произведений. Фортепианное трио «соль-минор» он посвятил любимой Бедржишке.

Осенью 1856 г. композитор вместе с супругой и дочерью уехал в шведский Гётеборг. Там он работал дирижером симфонических концертов, педагогом и музыкантом камерного ансамбля. В Гётеборге он написал три симфонические поэмы; самой значительной из них считается вторая – «Лагерь Валленштейна». В 1859 году Сметану постигла новая утрата – от туберкулёза умерла жена – Катержина. В горе композитора поддержал его новый друг Ференц Лист .

Летом 1860 года Сметана женился на Беттине Фердинандовой . В этом браке у него было две дочери. Находясь за рубежом, композитор следил за политическими событиями в Чехии. В 1863 г. Сметана вернулся на родину. Начало его концертной деятельности не было успешным, и он вновь открыл музыкальную школу.

Всё это время Сметана продолжал писать музыку. Первой успешной оперой стали «Бранденбуржцы в Чехии». Композитор создавал основы национальной чешской оперы в произведениях «Проданная невеста», «Далибор».

Представители реакционных кругов не приняли «Далибора», подвергнув его жёсткой критике. Это было большим разочарованием, но Сметана уже работал над новой оперой – «Либуше».

Премьера «Либуше» состоялась в 1881 году. Успех был оглушительным, но сам композитор к тому времени был почти полностью глух. Глухота развивалась с 1874 года. Сметана удалился от людей и жил в лесной сторожке, принадлежавшей его тестю-егерю. Там он сочинил ещё несколько значительных произведений, но депрессия прогрессировала. В 1883 году Сметана оказался в психиатрической клинике Праги. Там он и скончался 12 мая 1884 г. Бедржиха Сметану похоронили на Вышеградском кладбище.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Композитор, вступивший в борьбу с глухотой, продолжавший творить вопреки болезни… ? Да, но такова и судьба Бедржиха Сметаны… Столкновение с болезнью – лишь одна из тех драматических ситуаций, которыми отмечен путь этого композитора, заложившего основы чешской композиторской школы. «Горечь жизни я вкусил в полной мере… но я испытал также минуты прекрасные, волшебные, да и величественные», – так говорил о своей жизни сам Сметана.

Бедржих Сметана появился на свет в Чехии… Увы, скорее, в Австрийской империи, частью которой была в то время Чехия. Уже почти две сотни лет чехи подвергались насильственному онемечиванию – на чешском языке не издавали книг, не было преподавания в школах и даже говорить на нем запрещалось. Впрочем, в доме Франтишека Сметаны – пивовара Литомишльского замка – этот запрет не соблюдался, зато здесь следовали давней традиции чехов, каковой является пристрастие к музыке. Отец будущего композитора играл на скрипке, и музыкальная атмосфера способствовала раннему проявлению способностей Бедржиха: игре на скрипке и фортепиано мальчик начал обучаться в пятилетнем возрасте, год спустя уже выступал, а в школьные годы уже сочинял музыку. Несмотря на столь явный талант, отец желал видеть сына экономистом. Бедржих отправился в Прагу, где поступил в академическую гимназию.

Но больше, чем уроки, увлекали юношу концерты и музицирование в кругу друзей. Важным событием в жизни молодого музыканта стал приезд Ференца Листа с концертами в Прагу. Потрясенный его исполнением, Сметана принимает решение бросить гимназию и полностью посвятить себя музыке.

В 1843 г. Бедржиху удается получить место домашнего учителя музыки детей графа Туна, и это избавляет его от материальных проблем, к тому же, в салоне этого страстного любителя музыки собираются интересные люди – общественные деятели, музыканты, здесь же Сметана встретился с и его супругой, когда те посетили Прагу. Но молодой музыкант жаждет деятельности, он предпринимает концертное турне по городам Чехии – но музыка композиторов-романтиков, не находит отклика у публики. Находясь в отчаянном положении, он написал Ференцу Листу, приложив к письму «Шесть характерных пьес», которые посвящались ему. Прославленный пианист-виртуоз и композитор получал немало подобных посланий, но пьесы Сметаны привлекли внимание, и стараниями Листа они были изданы в Праге.

Тяжелым ударом стало для Сметаны подавление восстания, вспыхнувшего в Праге 1848 г.: были арестованы и высланы многие его друзья. Принимал ли сам Сметана непосредственное участие в революционных событиях, точно неизвестно – но он определенно поучаствовал в них как композитор, создав «Песню свободы». В последующие годы Сметана много внимания уделяет созданию полек, поэтизируя этот жанр чешского музыкального фольклора.

1855-1856 гг. стали для композитора тяжелыми. Подобно многим другим соотечественникам, он возлагал большие надежды на бракосочетание императора с принцессой Елизаветой, которой приписывались демократические устремления, и в преддверии этого события он написал свою первую и единственную симфонию – «Триумфальную». Отправив ее в Вену, он не получил ответа, но премьера симфонии в Праге стала его дирижерским дебютом. Впоследствии композитор, убедившись в ложности своих надежд, запретил исполнять ее. В эти годы одна за другой умирают три дочери композитора и его друг Карел Гавличек, возвратившийся из ссылки. Единственным радостным событием становится встреча с , посетившим Прагу.

Политическая обстановка вынуждает композитора на некоторое время покинуть Чехию, и в 1856-1861 гг. Он живет в Гетеборге. В это время он создает симфонические поэмы по произведениям Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира, концертирует как пианист и дирижер. Вернувшись на родину, композитор начинает борьбу за открытие национального оперного театра. Его стараниями в 1862 г. в Праге создается Временный театр. На его сцене ставились оперы Бедржиха Сметаны, включая самую известную – «Проданную невесту», а в 1881 г. новый театр – Национальный – открывается постановкой его нового творения – оперы «Либуше».

Не в меньшей степени, чем в опере, талант композитора проявился в симфонической музыке. После «Триумфальной симфонии» он больше не писал в этом жанре, отдавая предпочтение поэме. Вершиной его творчества на этом поприще стал цикл поэм «Моя родина».

Деятельность Бедржиха Сметаны многообразна: он и преподавал, и руководил «Глаголом пражским» (хоровым обществом), и основал Филармоническое общество, и дирижировал оперными спектаклями. Предел этой кипучей деятельности положила только болезнь: в 1874 г. Сметана, теряющий слух и страдающий нервным заболеванием, покидает Прагу и проводит последние годы жизни в селе Ябкенице. Несмотря на прогрессирующее заболевание, он продолжает творить, создавая квартет «Из моей жизни» и иные сочинения.

Сметана скончался в 1884 г. На похоронах его в Праге собралась многотысячная толпа, звучал марш из «Далибора» и другие темы из его произведений. Памятники Сметане установлены в нескольких городах Чехии. Ежегодный музыкальный фестиваль «Пражская весна» открывается 12 мая – в годовщину его смерти, и в первый день фестиваля исполняется цикл «Моя родина».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Сметана родился в семье пивовара Литомишльского замка. Рос и воспитывался (в семье и в школе) в немецкоязычной среде. Позже, в зрелом возрасте, проникся идеями чешского национализма, изучил чешский язык и сменил имя Фридрих на Бедржих. Рано проявив музыкальные способности, он начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В восемь лет он начал сочинять, однако его отец хотел, чтобы тот стал экономистом. Тем не менее, по окончании пльзеньского лицея, Сметана отправился в Прагу , где совершенствовал своё фортепианное мастерство. В эти годы финансовую поддержку молодому музыканту оказывал Ференц Лист , высоко ценивший его талант. Благодаря Листу Сметане удалось в 1848 году издать некоторые из своих сочинений и открыть собственную музыкальную школу, где он стал преподавать игру на фортепиано.

В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижёра симфонических концертов в Гётеборге , где работал в течение ближайших пяти лет также как педагог и музыкант камерного ансамбля. Вернувшись в Прагу в 1863 году, он основал ещё одну музыкальную школу с целью продвигать чешскую музыку. В 1866 году Сметана получил место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии, в оркестре которого в то время играл на альте никому ещё не известный молодой музыкант и начинающий композитор Антонин Дворжак . В этом театре впервые были поставлены многие из опер Сметаны, написанные на чешские народные сюжеты.

В 1874 году Сметана тяжело заболел (по одной из версий, сифилисом) и из-за почти полной потери слуха был вынужден оставить свой пост. Уйдя от активной общественной деятельности и поселившись у своей дочери Зофии и её мужа-лесничего на хуторе Ябкенице, он продолжал сочинять музыку. В 1883 году из-за прогрессировавшей меланхолии он был помещён в психиатрическую больницу в Праге, где и умер 12 мая 1884 года. Композитор похоронен на Вышеградском кладбище.

Творчество

Сметана - один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он был первым композитором, использовавшим в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке («Бранденбуржцы в Чехии»), также принадлежит его перу. Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений - Антонина Дворжака , Зденека Фибиха и других.

Симфоническая поэма «Влтава» (Молдау) стала неофициальным чешским национальным гимном.

Память

  • В память о Сметане фестиваль «Пражская весна» открывается в день его смерти, 12 мая, исполнением самого известного сочинения композитора - цикла «Моя Родина».
  • Памятники выдающемуся композитору установлены в Литомишле , Пльзене , Оломоуце и других чешских городах.

Основные сочинения

Оперы

  • «Браниборы в Чехии» (Branibo?i v ?ech?ch; 1863)
  • «Проданная невеста» (Prodan? nev?sta; 1866, вторая редакция 1870)
  • «Далибор» (Dalibor; 1867)
  • «Либуше» (Libu?e; 1872)
  • «Две вдовы» (Dv? vdovy; 1874)
  • «Поцелуй» (Hubi?ka; 1876)
  • «Тайна» (Tajemstv?; 1878)
  • «Чёртова стена» (?ertova st?na; 1882)
  • «Виола» (Viola; 1872-1884, не окончена)

Симфонические произведения

  • «Шведские песни», цикл симфонических поэм: «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Гакон Ярл» (1859-1861)
  • «Моя Родина», цикл симфонических поэм: «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В лесах и лугах Чехии», «Табор», «Бланик» (1874-1879)
  • Симфония E-dur «Триумфальная» (1853-1854)
  • «Пражский карнавал» (не окончен)

Камерные произведения

  • Фортепианное трио g-moll
  • Два струнных квартета (e-moll «Из моей жизни», 1876; d-moll, 1883)
  • Сюита «С родины» для скрипки и фортепиано

Сочинения для фортепиано

  • Соната e-moll для двух фортепиано в восемь рук (1846)
  • Шесть прелюдий
  • Рондо C-dur
  • Польки
  • Чешские танцы

Вокальные и хоровые сочинения

  • Пять песен для голоса и фортепиано на слова Витеслава Галека
  • Чешские песни для мужского хора a capella
  • Три песни для женского хора a capella

Творческая деятельноcть Сме́таны протекала в условиях национального возрождения Чехии. На протяжении нескольких столетий (с 1620 г.) эта страна входила в состав австрийской монархии на правах угнетенной нации. Отсюда - ее экономическая отсталость, запрещение родного языка, принижение чувства национального достоинства.

С конца XVIII века в Чехии развернулось движение «будителей» - чешских просветителей (ученых, писателей, общественных деятелей), которые боролись за возрождение национальной культуры. Благодаря их усилиям на рубеже XVIII-XIX веков были основаны кафедра чешского языка в Пражском университете, Пражская консерватория, Органная школа.

Протест против иноземного гнета достиг кульминации в Пражском восстании 1848 года, которое было жестоко подавлено. Политические репрессии, последовавшие за его разгромом, вынудили многих деятелей чешской культуры покинуть родину. В их числе был и Сметана, который с 56-61 гг. жил в Швеции, в Гётеборге. Здесь он организовал симфонический оркестр, с которым выступал в разных странах как дирижер и пианист.

Новая волна освободительного движения, способствовавшая подъему чешской культуры, начинается в 60х годах XIX века. Этот подъём неразрывно связан с деятельностью Сметаны. По складу личности он был ярко выраженным лидером, натурой необычайно деятельной, энергичной. Он всегда находился в самой гуще общественных событий. Не было такой области чешской музыкально-общественной жизни, в которой Сметана не принимал самого активного участия. Только за одно десятилетие - 60е годы XIX века - он открыл первую чешскую музыкальную школу; возглавил созданный по его инициативе «Временный театр», на сцене которого ставились спектакли на чешском языке; руководил музыкальной секцией в союзе деятелей чешской культуры «Умелецка беседа» и крупнейшим хоровым обществом «Глагол Пражский», для которого сочинил множество хоров; был организатором и дирижером симфонических и хоровых концертов.

Подобно Глинке в России, Сметана «заложил фундамент» национальной оперы и программной симфонической музыки.

Оперное творчество

Интерес композитора к оперному жанру был постоянным и это объясняется не только его творческими склонностями: Сметана прекрасно понимал, что именно опера способна ярче всего выразить национально-освободительные устремления чешского народа. Уже в первой своей опере - «Бранденбуржцы в Чехии» - он обращается к самой актуальной теме современности, теме освободительной борьбы. Сюжет из истории Чехии воскрешал события XIII века, когда на чешской земле хозяйничали немецкие феодалы, и прямо перекликался с борьбой против австрийской монархии, которую вели современники композитора.

От «Бранденбуржцев...» героическая линия в оперном творчестве идет к «Далибору», а затем к «Либуше». Наиболее яркая среди всех трех героических опер - «Далибор». Ее содержание остро драматично. Главный герой - благородный рыцарь, который возглавил антифеодальное крестьянское восстание и был казнен по приказу короля. В либретто переплетены реальные исторические факты и образы народных легенд. Отдельные моменты оперы напоминают «Фиделио» Бетховена (смелая девушка, переодевшись в мужское платье, пробирается в тюрьму, чтобы спасти возлюбленного). Однако, дело не только в сюжете: бетховенский свободолюбивый пафос ощущается в самой музыке оперы.

Наряду с героико-патриотическими операми Сметана сочинял и комические. Это «Проданная невеста», «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». В них показана повседневная жизнь простых людей из народа. Лучшая среди комических опер Сметаны - «Проданная невеста» (1866 г.), которая стала первой чешской оперой, получившей мировое признание. Ее герои словно выхвачены из жизни чешского села: это батрак Еник - находчивый и смекалистый; его невеста нежная и лукавая Маженка; глуповатый и избалованный Вашек, самоуверенный деревенский сват Кецал; расчетливые родители Маженки, мечтающие о богатом зяте и др.

Одним из главных участников происходящих в опере событий является народ. Вместе с Маженкой крестьяне осуждают Еника за мнимое отступничество, а в финале оперы от всего сердца поздравляют влюбленную пару. Вот почему такое важное место в «Проданной невесте» занимают народно-массовые сцены. Ими начинаются и завершаются все три действия оперы.

Воплощая народные характеры, композитор естественно опирался на типичные особенности чешской народной музыки, в первую очередь - чешских танцев (это полька, скочна, фуриант). Так, например, в характере польки выдержан жизнерадостный хор «Как же нам не веселиться», открывающий I действие. Его мелодия звучит как подлинная народная песня .

Вокальный стиль «Проданной невесты» во многом напоминает стиль русской классической оперы своей опорой на народную песенность (при том, что цитат почти нет) и отказом от внешней виртуозности (примером может служить ариозо Еника - № 81).

В области симфонической музыки Сметана отдавал предпочтение жанру программной симфонической поэмы (видимо, благодаря влиянию Листа, с которым познакомился еще в молодые годы). Главное симфоническое произведение Сметаны - грандиозный цикл из 6 симфонических поэм "Моя Родина" («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик») .

Наибольшую популярность приобрела симфоническая поэма «Влтава», где тема Родины раскрывается через образ могучей реки. Как поясняется в авторской программе, музыка поэмы рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков. Сочетание неизменного (образ реки) с изменчивым (картины и явления, сопутствующие течению Влтавы) вызвало обращение к форме свободного рондо

В отличие от русского фольклора, в чешском почти нет широких протяжных мелодий. Большинство чешских песен имеет танцевальный характер, отличается бодрой жизнерадостностью.

Цикл возник в первые годы глухоты (это страшное несчастье постигло композитора в 50-летнем возрасте), когда были созданы и другие замечательные произведения: струнный квартет «Из моей жизни», «Чешские танцы» для фортепиано.

Сметана (Smetana) Бедржих (1824-1884) - чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился игре на скрипке у своего отца - любителя музыки, затем игре на фортепьяно у Я. Хмелика и др., композиции - у И. Прокша. С 1856 жил в Гётеборге (Швеция), в 1861 вернулся в Прагу. Творчество и общественная деятельность композитора, работавшего в условиях реакционного правления австрийской империи Габсбургов, способствовали расцвету не только музыкальной, но и всей художественной культуры Чехии. С 1830 с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом. С 1853 выступал как симфонический дирижёр (после возвращения в Прагу организовал абонементные концерты, на которых дирижировал также произведениями русских композиторов). В 1866 - 1874 главный дирижёр «Временного театра». Возглавлял музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский» (писал для него произведения на чешские тексты). Музыкально-критические статьи Сметаны содействовали пробуждению интереса общественности к чешскому и славянскому музыкальному искусству. Преподавал, в т. ч. в 1848-1856 в открытой им собственной музыкальной школе (Прага). После внезапной потери слуха в 1874 прекратил исполнительскую деятельность, но продолжал творческую работу.

Творчество Сметаны отличается яркой национальной самобытностью. Вершинами его композиторского наследия являются оперные и программные симфонические сочинения, Основоположник чешской оперы, Сметана разработал её жанры - героико-патриотический («Бранденбуржцы в Чехии», посвятил изгнанию немцев в 13 в.; музыка пронизана песенно-маршевыми интонациями), лирико-комический («Проданная невеста», в музыке использованы ритмы и интонации чешских народных песен и танцев), трагический («Далибор»), эпический («Либуше», воспевает мудрость и силу чешского народа). Симфонический цикл «Моя родина» утвердил классические традиции чешской симфонической музыки (продолжены и развиты А. Дворжаком) - демократизм, национальная самобытность, патриотизм. В работе над циклом Сметана, опираясь на традиции романтического программного симфонизма (главным образом Ф. Листа), использовал исторический материал, народные легенды и мелодии. Многие камерно-инструментальные произведения носят трагический характер, окрашены личными переживаниями (смерть близких, собственная болезнь и потеря слуха). Народно-песенными интонациями проникнуты вокальные произведения, ритмами народных танцев - многие фортепьянные пьесы. Исполнением цикла «Моя родина» ежегодно открывается музыкальный фестиваль «Пражская весна». В 1910-1927 издавался прогрессивный музыкальный журнал «Smetana». С 1931 существует Обществово Б. Сметаны. Имя Сметаны присвоено 2-й сцене Национального театра и крупнейшему концертному залу в Праге. Работают 3 музея имени Сметаны в ЧССР, один - в Гётеборге. С 1940 издается полное собрание сочинений.



Похожие статьи
 
Категории