Что может нарисовать ребенок на голове спящего. Разбор некоторых типичных ситуаций

10.04.2019

Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура проведения исследовани

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("А какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "Любого", "Рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "Ты начни, а дальше легче будет...". В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.

В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.


Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен , спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Интерпретация результата

    1. У человека нарисована голова.
    2. У него две ноги.
    3. Две руки.
    4. Туловище достаточно отделено от головы.
    5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
    6. Плечи хорошо прорисованы.
    7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
    8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
    9. Шея ясно просматривается.
    10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
    11. У человека нарисованы глаза.
    12. У него нарисован нос.
    13. Нарисован рот.
    14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
    15. Видны ноздри.
    16. Нарисованы волосы.
    17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
    18. Человек нарисован в одежде.
    19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
    20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
    21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
    22. На руках изображены пальцы.
    23. На каждой руке пять пальцев.
    24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
    25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
    26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
    27. Прорисован локтевой сустав.
    28. Прорисован коленный сустав.
    29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
    30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
    31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
    32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
    33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
    34. На ногах можно различить пятки.
    35. Форма головы правильная.
    36. Форма тела в целом правильная.
    37. Очертания конечностей переданы точно.
    38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
    39. Уши хорошо различимы.
    40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
    41. На лице прорисованы ресницы и брови.
    42. Зрачки расположены правильно.
    43. Глаза пропорциональны размерам лица.
    44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
    45. Четко различимы лоб и подбородок.
    46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвоив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы.

Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет - 10 очков
  • 6 лет - 14 очков
  • 7 лет - 18 очков
  • 8 лет - 22 очка
  • 9 лет - 26 очков
  • 10 лет - 30 очков
  • 11 лет - 34 очка
  • 12 лет - 38 очков
  • 13 лет - 42 очка
  • 14 лет - свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры.

Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор - это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Кто он?
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Символические значение фигуры человека

Голова - олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание. Если ребенок уделяет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу.

Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Если у человека непропорционально большая голова - это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. п. или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы . Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо - символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо - довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт - изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок . За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок - отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови . Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, - свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши - если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза , как известно, - зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое. Пристальный, пронизывающий взгляд - выражение агрессивности. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже - мальчики. Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Закрытые глаза - попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза - отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот - многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы - общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, - признак верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос - сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Рис. 17

Руки - символ активности, коммуникативности и контактности (рис. 17). Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению - это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах - это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения. Другая важная характеристика изображения рук - это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони - признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков - признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела - открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук - крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка. Для детей старшего возраста отсутствие рук - очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам. Если ребенок рисует длинные руки - это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать. Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище - символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком - это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения - внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах. Если сильный ребенок рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта.

Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой. Если маленький ребенок изображает пупок - это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста - это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя. В целом округлая форма туловища - уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне. Крайне негативный признак - изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль - это признак устойчивости, уверенности в себе.

Рис.18

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности (рис. 18). Подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги - выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни - довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии . Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий . Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации.

Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение рисунка на листе

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность. Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

Рис.19

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали. Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела. Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу - явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки . Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей - это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце . Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Качество линий

При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.

Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста "Дом-Дерево-Человек" в той его части, которая относится к рисунку человека.

Заключение

Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивность, тревога и многих других как более, так и менее серьезных нарушениях.

Хочешь узнать всю правду о своей семье? Дай ребенку стандартный лист бумаги, цветные карандаши и попроси изобразить семейный портрет. Сделай это даже в том случае, если считаешь свою семью идеальной. И уж тем более опробуй этот метод, если в общении с родственниками появились трудности, а психологический климат в доме оставляет желать лучшего. Ребенок - зеркало внутри семейных отношений. А его рисунок - ключ к пониманию внутренних проблем, даже если они скрытые.
Итак, предложи своему чаду: «Нарисуй, пожалуйста, нашу семью». При этом не нужно подсказывать, кого и как следует изобразить. Пусть все решения он принимает сам. Задача родителей - следить за очередностью появления домочадцев на листе бумаги.
Когда рисунок будет готов, выясни у малыша, как зовут всех персонажей на его картоне. Это не праздное любопытство. Ты удивишься, но то, что тебе кажется изображением мужа, на самом деле может оказаться портретом младшего сына. А затем приступай к анализу.

Очередность изображения

Обычно первым малыш рисует или самого любимого члена семьи, или самого авторитетного и значительного. Очень часто наиболее важным он считает себя и начинает рисунок с авто-портрета. Последовательность появления других домочадцев указывает на отношение к ним юного художника. Чем позже нарисован персонаж, тем меньшим авторитетом он пользуется.
Если ребенок изобразил себя в самом центре между папой и мамой - он уверен, что любим и нужен и матери,и отцу. Если же вовсе не нарисовал, значит чувствует себя брошенным всеми и одиноким. «Забывают» изобразить себя и дети, которые растут практически без надзора, с очень высокой степенью свободы. Если же малыш не нарисовал кого-то из членов семьи, значит с ним у него натянутые отношения, возможны конфликты.
Сюжет имеет значение
Чаще всего семья изображается в виде групповой фотографии. Но иногда ребенок ограничивается отвлеченным сюжетом. А отсутствие родственников объясняет примерно

Девочка очень тщательно прорисовала каждого члена семьи. Акцент на одежде и волосах демонстрирует озабоченность своим внешним видом и вопросами «красоты». Себя она изобразила одного роста с родителями, а сестру - чуть поменьше и посадила ее на стульчик. Иванка наверняка занимает авторитетное положение в семье. Себе она нарисовала длинные пышные косы (показатель статуса), а Тасе - коротенькие хвостики.
Девочка чувствует себя ближе к отцу, чем к матери (на рисунке папа отделяет Иванку от мамы), она и папа изображены одетыми в одинаковые солнечные тона.У всех персонажей руки без пальцев. Это говорит о коммуникативных затруднениях в семье. Очень важный момент: большие головы фигурок. Вероятно, этот ребенок чувствует себя недостаточно умным на фоне других. На это указывает и кубик с буквами перед девочкой.

Хочу заметить, что информативную ценность рисунок имеет с 4-5 лет. Но и сейчас мы можем кое-что сказать о семье маленькой Марии.
В центре, по словам мамы, малышка изобразила себя. Эгоцентризм очень характерен для детей этого возраста. Прорисованный пуп у каждой фигурки тоже указывает на это. Выше всех ребенок нарисовал маму (слева).
У нее самые выразительные глаза, нос Такое положение мамы - над землей - говорит об особенной значимости этой фигуры для девочки, но в то же время и о некоторой трения, критикует дочку.
Того персонажа, у которого на рисунке самая большая голова, малыш считает самым умным.
Справа от себя Марийка изобразила брата. Их руки тянутся друг к другу, тело брата большое и квадратное. Это говорит об эмоциональном контакте со старшим ребенком и сплоченности детей. А вот маленькая голова между братом и самой Марией - вероятно, отец. Он не прорисован четко, пожалуй, пока он не занимает важного места в мировосприятии девочки, тревоге, которую она внушает. Возможно, На картинке присутствует солнце - мама слишком часто делает замечания.

: «Папа - на работе, бабушка ушла в магазин, мама - на кухне, а я гуляю на улице». Такой портрет семьи без семьи - серьезный повод задуматься.
Важно обратить внимание и на фон. Что окружает семью? Солнце, птички, трава, цветы - положительные элементы, свидетельствующие о душевном покое. Обилие мелких деталей может говорить о том, что ребенок скрытен, замкнут, старается держать свои чувства в себе.

Кто самый высокий?

Чем более авторитетным является изображаемый ребенком человек, тем выше его фигура и значительнее размеры. Иногда такой персонаж даже не помещается на листе бумаги. Безнадзорные или отвергнутые в семье дети очень часто изображают себя маленькими, едва приметными мальчиками и девочками, подчеркивая тем самым свою ненужность. Кумиры и баловни всей семьи, наоборот, не жалеют места для изображения своих фигур.

Между мной и другими

Расстояния между персонажами - это показатель эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности ребенка с членами семьи. Чем ближе нарисовал себя малыш к кому-то, тем выше степень его привязанности к этому человеку. Когда в доме мир и покой, все персонажи изображаются почти вплотную друг к другу.
Часто между людьми на рисунке появляются посторонние предметы. Чем больше этот предмет, тем несокрушимее «барьер» между членами семьи.

Цветовая гамма

Все, что любит маленький человечек, он нарисует в теплых тонах. Свою особую привязанность ребенок выразит сочными красками, которые невольно притянут взгляд. Черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников. Желтый подчеркивает импульсивность члена семьи, красный говорит об агрессивности. Синим малыш раскрасит одежду того из близких, рядом с которым чувствует себя комфортно. Зеленым- подчеркнет волевые качества, доминантность и значимость фигуры.
Части тела
Обрати внимание на то, как малыш изображает части тела своих домочадцев.
Если ребенок тщательно прорисовывает все детали лица, предпочитая их остальной фигуре, значит, для него очень важен этот член семьи. Если же автор так изобразил самого себя - это признак излишнего любования или озабоченности своей внешностью. Но имей в виду, что до 4 лет такой эгоцентризм малыша вполне нормален и естественен.
Персонажи с большими глазами, как правило, испытывают страх. Члены семьи с глазами-«точками» или глазами- «щелочками» что-то скрывают.
Р0 Если на голове кого-то из членов семьи прорисован только рот (или сделан акцент на эту часть лица), то, возможно, в глазах ребенка этот человек выглядит излишне болтливым или делает малышу слишком много замечаний. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки или черточки - человек скрывает свои настоящие чувства или затрудняется выразить их словами. ПРОРИСОВАННЫЕ ЗУБЫ - признак агрессивного поведения. А агрессия, как известно, порождает страх.
Их длина сразу бросается в глаза? Вероятнее всего, эти руки принадлежат очень агрессивному члену семьи. Интересно, что такого человека ребенок может изобразить и вовсе без рук, пытаясь таким образом символически погасить агрессию и избавиться от страха. Если ребенок на рисунке подчеркивает длину не чужих, а своих собственных рук или изображает их высоко поднятыми вверх, то таким образом он сигнализирует о желании самоутвердиться в семье. Короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность. Прорисованные кисти говорят о деятельности, активности.

Идеальная семья

Если ты чувствуешь, что окончательно запуталась в толковании шедевра своего ребенка, попробуй применить вспомогательный тест под названием «Семья, которую я хочу». Для этого просто переверни лист бумаги и попроси малыша нарисовать семью своей мечты. И ты получишь рецепт лечения вашей семьи.

Контроль в семье


На первый взгляд, этот семейный портрет - красочный и радостный. Но давайте присмотримся к деталям. У родителей руки спрятаны за спину - верный признак эмоциональной отдаленности от девочки. Наверняка Ане не хватает эмоционального контакта с мамой и папой.
Голова на рисунках отвечает за логическую сферу, а наше тело - вместилище инстинктов. Шея - посредник между чувствами и разумом.У Аниных человечков шеи четко прорисованы, что говорит о способности членов ее семьи подавлять эмоции. В то же время у самой девочки (вторая слева) шеи нет: ребенок считает себя менее сдержанным на фоне остальных.
Хотя маму Аня изобразила ближе к себе папу - к двум детям от первого брака, эмоциональный контакте отцом у нее сильнее: они раскрашены в одинаковые солнечные тона. Птички на рисунке соответствуют количеству человечков, что говорит о том, что в семье много правил и ограничений.

Подростковые СЛОЖНОСТИ

То, как на рисунке родители смотрят на Романа, говорит следующее: мальчик держит маму и папу вместе. Человеческие фигуры он нарисовал тонким контуром, особенно туловища: это значит, что по каким-то причинам ему сложно прикасаться к своим внутренним переживаниям. Это подтверждает и отсутствие цвета на рисунке. Речь идет не о сознательной скрытности, а о непонимании того, как обращаться со сложными чувствами.
В первую очередь привлекает внимание изображение дома. В нем несколько больших окон: Роман наверняка общителен. При этом двери отсутствуют: это признак того, что мальчику трудно делиться своими истинными чувствами даже с близкими людьми. Для подростка в период полового созревания это вполне нормально. Особо выделяется труба. Это говорит о творческом начале, сосредоточенности на признаках мужского пола. Густой темный дым, валящий из трубы, - свидетельство внутреннего напряжения. Похоже, в семье принято дорожить своей сплоченностью, при этом есть сложности с выражением негативных чувств друг к другу.

С хорошим настроем

Прежде чем усадить маленького художника за написание семейного портрета, убедись, что...
у ребенка хорошее настроение. Не следует давать это задание малышу после семейных ссор, встрясок. Иначе выйдет рисунок, соответствующий психологическому состоянию ребенка, а не объективное изображение семьи.
Чтобы получить более точную информацию проведи тест 5-4 раза с промежутком в несколько дней и выяви часто повторяющиеся детали. И только потом приступай к анализу.
Отмечай мимику, жесты ребенка во время
Фиксируй последовательность появляющихся на бумаге фигурок, деталей. Записывай все спонтанные высказывания маленького художника, его рассуждения.
Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации. Его надо сопоставить с результатами дальнейших испытаний
и только после разговора с ребенком.
Из журнала "Единственная"

Информация из книги «О детском рисовании», автор Марина Озерова.

Примерно в 2 года дети увлекаются изображением окружностей (обычно, когда овладевают умением кружиться и бегать по кругу), затем начинают вдруг видеть в окружности «голову» и называет ее «Человечком», а потом рисуют от неё две линии вниз - «ножки». И в возрасте около 3-х лет практически все дети проходят в рисовании «стадию головоногов».

Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Но такой образ - великое достижение первооткрывателя! Не стоит спешить и советовать ребёнку, как и где изображать остальные части тела. Позже он сам это заметит, а пока он нарисовал все, на что обращает внимание.
Головоногами могут быть не только люди, но и животные.

⁣Количество деталей (ног и глаз) может варьироваться по усмотрению художника.


Примерные изменения в детском рисунке по возрастам.

Четыре года: туловище чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена с туловищем. Руки и ноги в виде линий, связаны с туловищем. Пропорции неправильные.

⁣⁣Пять лет: появляются детали - уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.

К шестому году ребёнок усваивает понятия о горизонтали и вертикали, и его человечки уже стоят на «земле» - внизу рисунка.

⁣Постепенно сюжет усложняется, при этом ребёнок может повторять один и тот же шаблон лиц и фигур.

⁣Шесть лет: прорисовываются все части тела (по две руки и ноги, голова и туловище), пропорции более правдоподобные (руки на уровне плеч, есть шея, ноги прорисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами); в одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы); позы более разнообразные.

Семь лет: пробуют рисовать профиль, а не только анфас; формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет : шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет: ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.

Десять-одиннадцать лет: рисунок становится более реалистическим, а не схематичным, как раньше, появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени, прорисовывать множество дополнительных деталей. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется. Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.

⁣Изображение человека очень хорошо отражает развитие и психическое состояние ребёнка. Родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:

Ребёнок старше 4-х лет вообще не рисует человека;

Ребёнок 5-ти лет все еще рисует «головоногов»;

На лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;

Лица у персонажей всегда грустные;

Ребёнок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.

Разбор некоторых типичных ситуаций.

● Родители сразу научили ребёнка рисовать человечка со всеми частями тела, ребёнок не прошёл «стадию головоногов» и теперь рисует этого человечка без изменений, никаких деталей не вводит, а если кто-то рисует по-другому – говорит, что «так рисовать неправильно» и т.п.

1) Обсудите головоногов каких-то других авторов, покажите, что любые варианты имеют право на существование. 2) Проиллюстрируйте вместе любимые сказки, поговорите о персонажах, придумайте вместе, что будут держать в руках персонажи, во что они будут одеты и так далее (ведь он не станет одинаково рисовать царевича и Кощея). Только сами при этом ничего не рисуйте!

Ребёнку уже 4 г, до сих пор рисует только каракули.

Если ребёнок хорошо развивается, во всем соответствует своему возрасту, рассказывает, чтó рисует, изображает нечто похожее на круг, пытается интерпретировать каракули, то всё нормально, возрастные рамки примерные, нужно просто подождать.

Ребёнок-дошкольник никогда не рисует человека, потому что у него не получается похоже, как он хочет.

Не самый хороший показатель. Понаблюдайте, почему он так переживает. Дошкольный возраст - период всемогущества. И если ребёнок не уверен в своих силах, то обычно это результат воспитания. Лучше всего отойти от образных рисунков, эталонов «похоже - не похоже», и поиграть с материалами: порисовать различные абстракции, побаловаться с красками, кисточками, карандашами и мелками от души. Когда напряжение исчезнет, попытайтесь вернуться к образам (человеку, в частности).

Ребёнок рисует постоянно одного и того же человека, с одинаковыми деталями.

Всё нормально и даже очень хорошо, если он САМ придумал этот образ, а не срисовал его или не скопировал у родителей. Ребёнку нравится делать то, что у него получается, и он повторяет удачное действие. Если это повторение, по-вашему, слишком затянулось, посоветуйте ему нарисовать для человечка друга. И еще: обычно дети «штампуют» понравившийся образ, и если он рисует близкого человека или любимого персонажа, то пусть любуется им снова и снова!

● Ребёнок рисует одно заученное «шаблонное» изображение, никакими другими образцами не сдвинуть, не желает рисовать ничего, даже абстракции.

Очень хорошие и действенные способы снять «застрявший» шаблон - либо совершенно необычное задание, либо необычные материалы для рисования. Совсем хорошо, если оба вместе. 99% аудитории моих семинаров на моё задание «нарисовать ёлку» неизменно изображает три поставленных друг на друга разновеликих треугольника. После обсуждения шаблона люди недоумевают, как нарисовать «свою» елку, боятся отойти от привычного канона, делают «похоже», срисовывают друг у друга. Тогда я прошу отложить кисточки и нарисовать запах елки пальцами. Атмосфера сразу разряжается, становится свободной и веселой, появляются шутки, а вместе с ними яркие и своеобразные работы. Необычное задание влечет за собой необычное и свободное исполнение. Попробуйте придумать для ребёнка задание, которое будет направлено не на изображение предмета, а на передачу личного впечатления.

И - второй метод - выполните «заученный» образ в самой неподходящей технике. Ребёнок постоянно рисует один и тот же домик? Предложите ему выложить картинку из пуговиц, фасолин, насыпать струйкой песка… Чем больше интересных способов вы придумаете, тем легче пройдет страх перед творчеством.

● Ребёнок рисует только мультяшных персонажей, и никогда - настоящих людей или что-то еще. Рисунки какие-то отталкивающие: вампиры и тому подобное.

Такие образы замусоривают воображение, ребёнок уже не хочет и не может придумать что-то еще. Если вы пока ещё контролируете его телепрограмму, то стоит отказаться от постоянного просмотра мультфильмов и других передач. Поиграйте с ребёнком, порисуйте вместе, чтобы он сам придумывал персонажей, проиллюстрируйте сказку, создайте фантастическое животное… Если малыш постоянно изображает агрессивных персонажей, на это нужно обратить внимание и показать рисунки специалисту.

● Ребёнок рисует одно и то же выражение лица у всех человеческих фигур, «положительные»и «отрицательные» персонажи выходят похожими.

Предложите ребёнку нарисовать его радость - скорее всего, это будет абстрактная работа. Затем предложите нарисовать радостного человека, чтобы его радость была видна всем окружающим. Спросите, как передать свою радость? Например, можно прыгать от радости и громко кричать. А как передать радость только краской? После этого сделайте те же самые упражнения с какой-нибудь негативной эмоцией - от передачи ее всем телом (позой, жестами, мимикой, голосом) к рисунку.

Дошкольный возраст - это время некритического подражания. Но в отличие от авторитета взрослых (особенно родителей), авторитет ровесников в этом возрасте ребёнку переступить легко. Усвоенный от них шаблон не блокирует его воображение и способности генерировать свои образы. В любом случае обязательно хвалите его рисунки и оригинальные изображения, которые придуманы САМОСТОЯТЕЛЬНО.

● Я не могу заниматься с ребёнком, а няни-бабушки учат «как надо». Будет ли толк от свободного рисования со мной?

Толк будет в любом случае. Для ребёнка главный авторитет - родители, даже если с няней он проводит больше времени. Постарайтесь использовать ваше общее время для эмоционального развития - просите ребёнка рисовать переживания, впечатления и тому подобное. Это и снимет установленные шаблоны «правильного» рисования, и поможет выплеснуть накопившиеся эмоции, и обеспечит вам прекрасную совместную деятельность. Когда ребёнок редко бывает с родителями, особенно важно найти сближающие занятия. Хорошо было бы и вам порисовать свой день в абстракции: как вы ждете встречи с ребёнком, думаете о нем и так далее. Такие рисунки можно повесить дома, это будет хорошей эмоциональной подпиткой для малыша в отсутствие мамы.

Подборка других статей о детском рисовании по книге М. Озеровой



Похожие статьи
 
Категории