Биография карлоса кастанеды. Чем опасен Карлос Кастанеда

17.04.2019

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда (англ. Carlos Castaneda)

Многие говорят "Кастанеда писатель!". Допустим мы с этим согласимся и пусть всё, что он написал не является ни мистицизмом, ни оккультизмом. Пусть все его самые сильные книги, допустим первые пять, рассматривать, как произведения писателя: аллегорическое, художественное изображение каких-то проблем в этно-окрашенной форме.

Если вы называете Кастанеду писателем, то должны понимать, что писатель - это человек, который отражает в художественной форме проблематику своей эпохи, проблему субъекта в своей эпохе.

О чём писал "писатель Кастанеда"? Он пытался решить те же проблемы, которые в <послевоенные 50-80 года> были проблемами эпохи: проблемы свободы, проблемы дальнейшей эволюции человека, проблема социального разброда и неопределённости перспектив. Он отражал чаяния и надежды того времени в социальном, психологическом, антропологическом плане.

Где эти люди, которые обзывают Кастанеду писателем, показали суть того, в чём именно он писатель? Они под словом "писатель" подразумевают слово "фантазёр". Дескать Кастанеда фантазёр по поводу мистицизма и дескать они понимают в этом больше, чем какой-то "выскочка" Кастанеда.

На самом деле, даже как писатель, Кастанеда - является глыбой. Он предложил развёрнутую попытку описания методик и вариантов (моделей) для решения проблем социума и человека для своего времени. Кастанеда, с одной из сторон, хотел избавиться от изоляции на личностном уровне - это аля Фрейдизм, отделённость человека в его импульсивных инстинктивных потугах чего-то добиться, чего он сам не знает, но постоянно рационализирует в виде сказки. Он поднимал проблематику роботизированности, которую предлагает социум и здесь сразу включается Хаббард, Гурджиев, и другие по проблематике бихевиоризма.

И когда какой-то дурак говорит "он всего лишь писатель", он не понимает, что он входит в поле, где ему вообще не на что опереться <для аргументации своей позиции>. Если наркоманы ещё могут обидеться, на то, что, после принятия дури, чудес, описанных Кастанедой, не случается и предъявить ему вопросы, как к мистику, то люди, которые мистицизм отбрасывают и говорят "Кастанеда писатель", - это абсолютно контрпродуктивное заявление потому, что, как писатель, Кастанеда поднимал такие пласты и проблемы, о которых эти люди не имеют никакого понятия.

Люди, считающие Кастанеду писателем, не могут ему ничего предъявить потому, что не имеют ни малейшего представления о герменевтическом подходе - то есть о том, что всегда требует толкования в соответствии с определёнными логическими структурами и базами данных с пониманием по какой схеме строить контрпозицию Кастанеде. Внутрь учения, изложенного Кастанедой, ещё нужно войти, пересечь герменевтический круг и стать инсайдером, то есть понимать в этом деле.

А все эти люди стоят снаружи герменевтического круга . Они видят что-то там у Кастанеды булькает и интерпретируют это по-своему в психологическом или философском ключе. Они начинают сочинять свою версию, то есть рационализировать, по образу и подобию Кастанеды, свои внутренние желания и чаяния. В психоанализе это называется "рационализация" - тайные желания, облекаемые в известную оболочку для самооправдания. Эти люди занимаются самооправданием, то есть индульгированием .

Таким образом своё индульгирование эти люди выдают за то, о чём писал Кастанеда.

Если с вами кто-то хочет поговорить о Кастанеде, задавайте вопрос - в какой перспективе будем говорить? Исторической, где Кастанеда писатель, публицист и социальный антрополог своей эпохи? Оккультист? Революционер? Маргинал? А если кто-то скажет, что всё в одном, то так нельзя, должен быть акцент <и соответствующая база данных>.

И здесь все эти люди, исполненные очей мудрости и считающие Кастанеду писателем, оказываются пустышками. Им нечего противопоставить, кроме своей рационализации, своего индульгирования .

Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри , Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции.

Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции , а, как известно, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.

О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то терминологическая тарабарщина Кастанеды начинает быть интересной. Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков .

У Кастанеды каждый термин - это мультипаспорт. Сталкинг , сновидение , чувство собственной важности , личная история - это много смысловые понятия, которые трактуются, как внутри структуры учения, изложенного Кастанедой, так и на уровне параллельных баз данных. Чтобы как-то продвигаться в практике эти значения нужно уметь вычислять и связывать.

<...> Вы когда-нибудь связывали воззрение, путь и плод из буддизма с Кастанедой? Искусство осознания - это воззрение, сновидение (движение точки сборки) - это путь, а сталкинг (фиксация точки сборки) - это плод.

<...> Тема чувства собственной важности (ЧСВ) - это проблематика неправильного формулирования места расположения или определения Я или души, в результате которого, Я растворяется в ложном Я или ложном эго. ЧСВ - это не одиозный вопрос проявлений, которые расходятся от этого ложного эга, например, гордыня, высокомерие, надменность, значимость. ЧСВ - это вопрос всего пакета обусловленности, связанного с нерешенностью вопроса ложного эга: ментальная запутанность, аффективность, проблемы связанные с обусловленностью внешней средой. Мы сами собой обусловлены исходя из того, что мы не верно определили наше Я (точку отсчёта) и из-за этого складывается определенный каскад взаимодействия с внешней средой, который тоже составляет обусловленность и свою конкретную, отдельную от обусловленности Я, проблематику.

Кастанеда не писал о магии

"Мы должны найти другое слово для мага", – говорит он. – "Это слишком темное. Мы ассоциируем его со средневековыми абсурдами: ритуал, дьявол . Мне нравиться "воин" или "навигатор". Это то, что маги делают – навигация."

Он писал, что рабочее определение слова маг – это "постигать энергию непосредственно".

Средний человек , будучи неспособным обрести энергию, для того чтобы воспринимать за пределами своей повседневности, называет область экстраординарного восприятия магией
Называть их магами - это не моя прихоть. «Brujo» или «bruja», что значит колдун или ведьма, - это испанские слова, которыми обозначаются мужчина или женщина, занимающиеся практикой знахарства. Я всегда возмущалась особым дополнительным оттенком этих слов. Но маги сами успокоили меня, раз и навсегда объяснив, что «магия» означает нечто совершенно абстрактное: способность, которую развили некоторые люди для расширения пределов обычного восприятия. В таком случае абстрактная характеристика магии автоматически исключает какие-либо позитивные или негативные оттенки названий, используемых для обозначения людей, занимающихся практикой магии.

Кастанеда не писал о мостах и приведениях

Сильвио Мануэль решил использовать мост (conceived the idea of using the bridge - задумал идею использования моста) как символ (symbol) действительного пересечения .
союзник может быть воспринят только, как качество чувств (quality of the senses) . То есть так как союзник является бесформенным, его присутствие может быть замечено только его воздействием на мага. Дон Хуан классифицировал некоторые из этих эффектов как имеющие антропоморфные качества .

Кастанеда не писал об отшельничестве и уходе из общества

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.

Одна из самых загадочных личностей 20 века, несомненно, Карлос Кастанеда. Что о нем известно? Да практически ничего. Только то, что он автор 10 бестселлеров и основатель компании «Cleargreen», которая и обладает правами на все его рукописи. Кастанеда довольно тщательно скрывал все сведения о себе. Он не давал интервью и не фотографировался. Только по счастливой случайности удалось сохранить несколько его фотографий. Маргарет Раньян, автор воспоминаний о Кастанеде, утверждала, что он был ее супругом, однако сам он это отрицал. Так что подлинная биография Кастанеды была известна только ему одному.

Кастанеда эмигрировал в США из Перу в 1951 году. Утверждают, что в 1960 году произошло знаменательное событие для Карлоса и его многочисленных последователей. Будучи студентом Калифорнийского университета, он отправился в Мексику за «полевыми материалами» для дипломной работы. Там он и познакомился с индейцем из племени яки Хуаном Матусом, который в дальнейшем стал его духовным учителем и в течение 20 лет передавал Кастанеде тайные знания своего племени. А в 1968 году была опубликована и первая книга Кастанеды, которая была записана со слов самого Матуса. «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки» быстро стала бестселлером, как и девять последующих. Дон Хуан относил себя к представителям традиции магии толтеков. Считалось, что он рассмотрел в Кастанеде задатки «нагваля», т.е. лидера группы видящих. После того, как дон Хуан должен будет покинуть «энергетическое тело», Кастанеда занял бы его место. Согласно последнему, «магия» толтеков представляет собой умение изменять восприятие. Согласно учению, эта практика способна менять всю жизнь в целом.
Практика не предполагала воздействия на других людей. Ее задача - «сгорание в огне изнутри», т.е. достижение кардинально иной формы существования в «энергетическом теле». Термином «магия» Кастанеда был очень недоволен, поэтому впоследствии изменил его на русский «шаманизм». Конечно, и этот термин не вполне соответствовал учению, т.к. предполагал общение с духами. Однако был уже гораздо ближе к тому, что пытался донести до людей Кастанеда. По словам самого Карлоса, одной из целей было полное уничтожение истории его жизни. Поэтому с того момента, как он стал последователем дона Хуана, Кастанеда всячески избегал лишних разговоров о его прошлом, максимально огородил личную жизнь от посторонних взглядов. Настоящая биография стала бы служить отличным товаром для спекуляции. Поэтому сегодня рассказать историю жизни Кастанеды не представляется возможным – слишком уж много домыслов и противоречий. Один из самых спорных моментов – дата рождения Кастанеды. Некоторые считали, что это 1925 год, другие – 1931, а сам Карлос уверял, что 25 декабря 1935 года. Неизвестно также и то, где он родился. «Неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии», - говорил Кастанеда. Однако было точно известно, что он родился не в Бразилии, а в Перу. Сам Карлос воспринимал эти сведения, как желание во что бы то ни стало найти в нем «индейскую кровь». Но Кастанеда очень хорошо изъяснялся по-португальски, что может служить косвенным подтверждением его слов. Тем не менее, 1973 году выходит довольно подробная статья в журнале «Тайм». Позже Кастанеда опровергал ее достоверность, настаивая на том, что все сведения неверны. Но статья пользовалась огромным успехом и перепечатывалась многими изданиями. По версии Тайм, Карлос Сезар Аранья Кастанеда родился в семье потомственного ювелира и часовщика Сезара Аранья Бурунгарай и Сюзанны Кастанеда Навоа (она умерла, когда Карлосу было 24 года). Три года мальчик учился в школе Кахамарки, а в 1948 всей семьей они переезжают в Лиму. Здесь он заканчивает Национальный колледж св. Девы Марии Гваделупской, а затем обучается скульптуре и живописи в Национальной школе изящных искусств Перу. В 1951 году Кастанеда в возрасте 26 лет переезжает в США. Как уже говорилось, в 1968 году он, после шестилетнего обучения у шамана Матуса, выпускает книгу «Учение дона Хуана», благодаря которой через год получает степень магистра. Прибыль от многомиллионных тиражей книги сделали Кастанеду настоящим миллионером. Но, несмотря на это, Карлос возвращается в Сонору и продолжает обучение у дона Хуана. В 1971 выходит его «Отдельная реальность», а в 1972 – «Путешествие в Истклан». За эту книгу Кастанеда получает степень доктора. Именно в это время и начинается «стирание личной истории». «Сказки о силе» была выпущена в 1974 году и стала последней книгой, рассказывающей об общении с доном Хуаном. А вскоре Матус «сгорает в огне изнутри». Кастанеда начинает собственную магическую практику вместе с группой, которую к тому времени ему удалось собрать. А с начала 1990-х адепты дона Хуана начинают общественную жизнь. Они читали лекции в Калифорнийском университете, начали обучение небольших групп, вначале бесплатно, а затем - за определенную плату. Позже открыли курсы в США и Мексике. 27 апреля 1998 года Кастанеда умирает. По официальной версии – от рака печени. Однако первые сообщения о смерти появились только 18 июня, что довольно странно. А спустя некоторое время один за другим исчезли и члены его группы. Но спустя долгое время, неожиданно, в пустыне был найден труп Патрисии Патин – одной из учениц Кастанеды. Случайна ли ее смерть? Неизвестно и по сей день, так же, как и не установлено местонахождение других последователей Карлоса. Говорят, что те, кто все же решатся прочесть книги Карлоса Кастанеды, даже если и просто как забавную мистическую сказку, никогда уже не смогут увидеть мир таким, каков он был до прочтения.

Умер Карлос Кастанеда... или, по крайней мере его личная история

Карлос Кастанеда, автор 11 книг, посвященных учению шаманов древней Мексики, 27 апреля умер в своем доме в Вествуде (Лос Анджелес) от рака печени; его тело было кремировано, а прах отправлен в Мексику - такова официальная информация. Сообщение об этом появилось в печати («Лос Анджелес Таймс», «Нью Йорк Таймс» и др.) 19 июня, т.е. спустя почти два месяца.

Что значит «умер»?

Самое первое, что мне хотелось бы сделать - это уточнить термин «умер».

В большинстве духовных традиций человек, достигший просветления (если говорить в терминах восточных традиций), сохраняет осознание после смерти, а его физическое тело остается в этом мире. Так произошло, например, с индийскими мастерами 20 века: Бабажди, Ошо Раджнишем, так умерли Будда, основатель Джайнизма Махавир, православный Сергий Радонежский. Однако в некоторых традициях такой ценный ресурс, как тело, на Земле не оставляют. В конце своего пути практикующий реализует Тело Света : он объявляет о том, что через семь дней умрет; его закрывают в комнате или палатке, а на восьмой день там обнаруживают только волосы и ногти. В традиции Дзогчен (в переводе означает «Великое Совершенство») Тело Света реализовали такие мастера, как Падмасамбхава и Вималамитра, в традиции Бон - Тапихрийца.

Многие традиции говорят о воплощениях, на могиле Раджниша написано: «Никогда не рождался, никогда не умирал. Только посетил эту планету Земля между 11.12.31 и 19.01.90». Не все люди могут достичь реализации за одну жизнь, тот же Раджниш помнил свое предыдущее воплощение, в котором ему не хватило трех дней до просветления.

Традиция Кастанеды перевоплощения не признает, равно как не признает и возможности сохранить осознание, оставив физическое тело умирать в этом мире. Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает осознание в качестве «аванса» от безличной могущественной Силы, которую маги образно назвали Орлом . В течение жизни человек развивает это осознание, обогащает его своим опытом. Когда приходит смерть, Орел забирает себе его осознание вместе с накопленным опытом и впечатлениями. Поэтому у каждого из нас только две возможности: либо мы умираем и Орел поглощает наше сознание, либо мы встаем на путь воина, чтобы иметь «кубический сантиметр шанса иметь шанс» достичь абсолютной свободы , или, другими словами, сгореть в огне изнутри . Так произошло с учителем Кастанеды, доном Хуаном Матусом, с его учителем, с учителем его учителя…

Дон Хуан говорил, что дальнейшая эволюция человека в биологическом теле уже невозможна. Согласно учению магов, обычный человек видит окружающий мир как твердые физические тела лишь потому, что его с детства учат интерпретировать подобным образом энергию, которую он воспринимает. Маги видят вселенную как множество светящихся энергетических волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа с энергетической точки зрения представляют собой «светящиеся яйца», «коконы», через которые проходят энергетические волокна вселенной. В момент смерти маги преобразуют свое тело (которое, как и все в мире, является энергией) в энергию в чистом виде и становятся существами, не имеющими организма. Дон Хуан считал, что человек по своей природе является магическим существом, - существом, для которого главным является восприятие, и в восприятии человек может достичь необыкновенных глубин. Однако люди, выросшие и живущие в обществе, забыли о своем путешествии восприятия и просто движутся к дряхлости и смерти.

Кастанеда говорил: «Я хотел бы обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, которым это сделал он (дон Хуан), но нет никакой гарантии». Если Карлос Кастанеда действительно умер, это означает лишь то, что он не смог реализовать свой «кубический сантиметр шанса». Для тех, кто практикует техники, описанные в книгах Кастанеды, ездит на семинары по тенсегрити (современная версия магических пассов, открытых шаманами древней Мексики), ничего не изменилось - каждый из нас может иметь шанс, но не может иметь гарантий.

Кстати, семинары продолжаются. Они проходили и после 27 апреля: 2 мая в Санта Монике (США), 23-24 мая в Мюнхене, 6 и 13 июня в США. Семинары будут проходить и дальше. Ближайший планируется в Лос Анджелесе с 31 июля по 2 августа, следующий - в ноябре.

Версия вторая

Данные неофициальных источников таковы. Кастанеда и две женщины-воина его магической группы: Тайша Абеляр (автор книги «Магический переход») и Флоринда Доннер-Грау (автор книг «Сон ведьмы», «Шабоно», «Жизнь в сновидении») - покинули этот мир, сохранив осознание. Об этом заявила одна из energy trackers (следователей энергии - так называют группу женщин-практикующих, которые демонстрируют тенсегрити на семинарах) на встрече с участниками семинаров. (Сообщений о смерти Тайши и Флоринды в прессе не было). Из четырех членов магической группы Кастанеды здесь осталась только Кэрол Тиггс.

Литературный агент Кастанеды Треси Крамер сообщил: «В соответствии с традицией шаманов его линии, Карлос Кастанеда покинул этот мир в полном осознании» (цитирую по «Лос Анджелес Таймс»).

Действительно, на семинаре 4 апреля присутствовали все трое женщин-воинов (Кастанеда не появлялся на семинарах уже больше года). 2 мая была одна Кэрол (про смерть Карлоса она не сказала ни слова). На мюнхенском семинаре в конце мая должны были быть Тайша и Флоринда, однако они не приехали, организаторы даже понизили стоимость семинара и возвращали участникам разницу. 6 и 13 июня также никого из четырех магов не было. (На семинарах я была лично, так что информация из первых рук.)

Великий мистификатор

Вполне возможно, что обе версии смерти Кастанеды фальшивые. Газеты отмечают, что обстоятельства смерти Карлоса также полны мистификаций, как и его жизнь. В свидетельстве о смерти написано, что он учитель в коле в Беверли Хиллз - но в списках школы он не значится.

Согласно сообщению, он был кремирован «at once» («мгновенно», «сразу же») - подозрительная спешка. Однако сообщения в прессе опоздали на два месяца, в качестве объяснения издания приводят слова Деборы Друз, «адвоката и друга» Карлоса Кастанеды: «Он не любил быть в центре внимания. Зная это, я не взяла на себя ответственность за выпуск официального сообщения для печати».

Официально, он умер от рака печени - но участники семинаров, видевшие Кастанеду в его любимом ресторане в Лос Анджелесе в феврале (т.е. за два месяца до смерти), сообщают, что он был похож на кого угодно, только не на человека, страдающего раком печени.

Фотография «Кастанеда в 1951 году» выглядит малореальной: во -первых мужчине на фотографии под сорок, а Кастанеде в 1951-м было не более 26; во -вторых я провела мини-опрос тех, кто видел Кастанеду - конечно, мы видели его в 1996 году, сходства все равно мало. Вообще, Кастанеда запрещал себя фотографировать и снимать на пленку: «Запись - это способ зафиксировать вас во времени. Единственное, чего не должен делать маг, - это становиться статичным, инертным. Статичный мир, статичная картинка - это противоположность мага».

В 1997 в Канаде вышла книга Маргарет Раньян Кастанеды - бывшей жены Карлоса, она описывает его как мастера мистификаций. Вот пример. Согласно анкетам Калифорнийского университета, Карлос родился 25.12.1931 в Бразилии, согласно иммиграционной карточке - 25.12.1925 в Перу. Эта противоречие в информации было найдено и впервые опубликовано журналистом в марте 1973 года. Но это только один факт. Согласно учению, маг свою личную историю стирает, так что можно не сомневаться - большую часть информации о Кастанеде мы не узнаем никогда.

Для чего магу нужны мистификации? Цель мага - уйти, сохранив осознание. А для этого маг должен не только иметь достаточно энергии, он должен быть свободным и текучим. Личная история, общественное внимание, так же как и чувство собственной значимости, - это то, что мешает: связывает, отнимает энергию. Почти на каждый семинар приезжают люди, которые очень скоро забывают о том, зачем они приехали, - о практиках, о совершенствовании себя и о бесконечности. И начинают собирать факты биографии Кастанеды и женщин его магической группы. Для участников это - непозволительная растрата времени и энергии, для магической группы Кастанеды - очередная попытка фиксации. Но маг не может быть фиксированным!

Приведу эпиграф к книге Кастанеды «Сказки о силе»: «Пять условий для одинокой птицы:

    Первое: до высшей точки она долетает

    Второе: по компании она не страдает даже таких птиц, как она

    Третье: клюв ее направлен в небо

    Четвертое: нет у нее окраски определенной

    Пятое: и поет она очень тихо.

Главный вопрос

А теперь мне хотелось бы задать вопрос. Может быть мы решаем не ту проблему? Умер Кастанеда, ушел Кастанеда или освободился от тяжести общественного внимания - что может дать нам обладание этой информацией? Как много копий сломано в обсуждении вопросов «был ли дон Хуан реальной личностью?», «не использовал ли Кастанеда труды других антропологов?», «реальны события его книг или это художественный вымысел?»! Но что и кому это дало?

Почему же мы продолжаем тратить на это время и энергию? Не потому ли, что обсуждать эти вещи намного привычнее и проще, чем задать себе (именно себе) главный вопрос: работают техники ли, описанные Карлосом Кастанедой? Ведь если задать себе этот вопрос, мы лицом к лицу столкнемся с тем фактом, что у нас мало времени и только один выбор: мы можем либо беспечно двигаться к собственной смерти, либо «бросить проклятую мелочность, которая свойственна людям, проживающим жизнь так, как если бы смерть никогда не тронет их».

Мой знакомый практикующий тенсегрити сказал: «Знаешь, для нас полезнее считать, что Кастанеда действительно умер. Становишься решительнее. Понимаешь, что ты один и ты должен мобилизовать все свои силы».

Действительно, «лучшее, на что мы способны, проявляется тогда, когда мы прижаты к стене».

Кастанеда говорил: «Намерение - это не рассуждения, это действие». Мастера традиции Дзогчен подчеркивают: «Речь идет не о философской доктрине, речь идет о практическом возвращении человека к его истиной природе». Есть много прекрасных сильных техник, описанных в разных традициях: молитва, медитация, йогические асаны… Почему же мы игнорируем их, либо превращаем в формальность, выполняя которую, мы никуда не движемся, не меняемся?!

Я позволю себе закончить словами Кастанеды, сказанными на одном из семинаров: «Мы все столкнемся лицом к лицу с бесконечностью, хотим мы того или нет. Почему же делать это, когда мы слабы и дряхлы, в момент смерти? Почему не тогда, когда мы сильны? Почему не сейчас?»

Проблемы биографии Карлоса Кастанеды

Излагать биографические сведения о Карлосе Кастанеде весь проблематично, не только в силу того, что сведения о его жизни крайне противоречивы, но и то, что сам Карлос Кастанеда негативно относился к общественной доступности сведений о себе, поскольку это полностью противоречило той эзотерической, магической системе, которую он практиковал и популизировал. В частности он сам писал: «Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу».

Учитель Карлоса Кастанеды настаивал на том, что необходимо «стереть личную историю», являющуюся продуктом человеческого эго, озабоченного чувством собственной значимости, а, значит, препятствующим движению по Пути к Свободе. Поэтому Карлос Кастанеда по возможности всегда старался избегать фотографирования, сьемки на видеокамеру или записей на диктофон.

Так же не стоит забывать о том, что сам по себе Карлос Кастанеда был личностью весьма известной, поэтому вокруг него, естественно, распространялось множество сплетен и слухов, нередко откровенно «желтого» содержания. Тем не менее, мы все же можем с некоторой долей относительности восстановить основные вехи его биографии.

Детство Карлоса Кастанеды

Полное имя Карлоса Кастанеды - Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда. Он родился 25 декабря 1925, хотя некоторые исследователи биографии Карлоса Кастанеды называют и другие годы его рождения чаще всего 1931 или 1935.

Карлос Кастанеда появился на свет в городе Кахамарка в Перу, и, опять-таки, тут тоже есть расхождения, так как некоторые биографы называют город Майрипоран в Бразилии.

Карлос Кастанеда появился на свет у очень молодых родителей – матери его на тот момент было пятнадцать лет, а отцу – семнадцать. Поэтому в силу их молодости, сына передали на воспитание одной из сестер матери. Правда, она умерла, когда Карлосу Кастанеде было всего лишь шесть лет, но о ней у него остались самые теплые воспоминания и он действительно относился к ней как к родной матери.

К сожалению, на этом личные «трагедии с матерями» не закончились. Когда Карлосу Кастанеде исполнилось двадцать пять лет, из жизни ушла и его биологическая мать. Все это сказалось на его характере, поэтому многие считали его непослушным и несносным мальчишкой, вечно попадающим в разные неприятности.

Юность и молодость Карлоса Кастанеды

Родители Карлоса Кастанеды не отличались высоким уровнем родительской ответственности и финансовой стабильностью, поэтому в возрасте 10-12 лет они были вынуждены отдать своего сына в интернат в Буэнос-Айрес. И уже прямо оттуда пятнадцатилетний Карлос Кастанеда отправляется в Америку, где собственно официально по паспорту и становится Карлосом Кастанедой.

Возможность переехать в США судя по всему предоставила семья из Сан-Франциско, которая решила его усыновить. С ними Карлос Кастанеда прожил, пока не закончил учиться в школе. И только после этого началась его, более менее, самостоятельная жизнь - он уезжает в Милан учиться в Академии изящных искусств. Но, к сожалению, он быстро убеждается, что изобразительное искусство – не его стихия. И тогда Карлос Кастанеда возвращается в Калифорнию, где полностью отдает себе литературе и различным гуманитарным наукам – он посещает всевозможные курсы писательского мастерства, журналистики и психологии.

В это время Карлос Кастанеда пытается самостоятельно зарабатывать на жизнь, работая помощником у одного профессионального психоналитика. Вся работа Карлоса Кастанеды сводилась к сортировке множества магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур, которых насчитывалось несколько тысяч. Эта работа позволила ему взглянуть на свой внутренний мир со стороны, увидеть все свои фобии, страхи, проблемы и так далее, что, естественно, заставила полностью пересмотреть свою жизнь. В результате Карлос Кастанеда решает боле серьезно продолжить свое образование и поступает в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, который заканчивает спустя два года, получи диплом по специальности антропология.

В январе 1960 года Карлос Кастанеда женится на Маргарет Раньян, но они практически сразу и расходятся, хотя официально оформляют развод только спустя тринадцать лет - 17 декабря 1973 года.

Карлос Кастанеда и Дон Хуан

Естественно, самым ярким событием в жизни Карлоса Кастанеды является встреча с его учителем – Доном Хуаном. Ведь именно это памятно событие стало отправной точкой как для цикла его книга о пути воина, так и собственной магической практики и, конечно же, мировой славы, как автора книг по эзотерике.

Сам же Карлос Кастанеда не раз описывал в своих работах то, как произошла его встреча с Доном Хуаном (Хуаном Матуса) - индейцем из племени яки, мексиканским магом-шаманом, принадлежавшей традиции толтеков.

Встреча Карлоса Кастанеда с этим удивительным человеком произошла в 1960 году.

Изначально, Карлос Кастанеда в рамках своих антропологических исследований планировал просто изучить свойства пейотля. Дона Хуана ему порекомендовали как одного из лучших знатоков этого растения. И, естественно, на тот момент Карлос Кастанеда даже не помышлял ни о какой духовной или магической практике – его цель была сугубо научна. Но события стали стремительно разворачиваться совершенно в другом ключе.

Впоследствии, выяснилось, что сам Дон Хуан увидел в Карлосе Кастанеде особые магические признаки, в частности то, что он является нагвалем (термин достаточно сложный для понимания обыденным сознанием), что отразилось в специфической структуре его энергетического тела. Признаки нагваля в Карлосе Кастанеде стали не только магическим знаком для самого Дона Хуана, но и указали на то, что сам Карлос Кастанеда способен стать лидером группы «видящих», то есть тем, вокруг которого должны собраться несколько магов, для того, чтобы образовать закрытый союз практиков-шаманов. Туда входили сновидящие, воины и так далее.

После памятной встречи, Карлос Кастанеда в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходит обучение у Дона Хуана, не раз посещая его дом в Соноре. Но осенью 1965 года он на время прекращает свое обучение и полностью посвящает себя литературной деятельности – описанию «пути воина», который он проходил под руководством своего наставника.

Возобновление ученичества произойдет в 1968 году вплоть до «ухода» Дона Хуана и его группы магов.

Сам же Карлос Кастанеда, начав второй этап обучения, полностью меняет свою жизнь – начинает «стирать личную историю», перестает давать интервью и полностью окутывает свою жизнь туманом.

Книги Карлоса Кастанеды

В 1968 году в издательстве «University of California Press» выходит первая книга Карлоса Кастанеды, под названием «Учение дона Хуана». С этого момента начинается триумфальное шествие его произведений по миру. Но для начала за эту работу он получает в университете степень магистра. А так как книга быстро расходится миллионными тиражами, Карлос Кастанеда также становится и миллионером.

Следующая книга Карлоса Кастанеды «Отдельная реальность» выходит в 1971 году, а через год еще одна - «Путешествие в Икстлан». Это произведение приносит ему еще больше славы и денег, а также докторскую степень.

В последней книге Карлоса Кастанеды смещается акцент с употребления вспомогательных растений на практики повышения уровня осознования, виденья и осознанного сновидения. Одним словом, начинается более детальное и полное изложение «Пути Воина», в частности важнейшие моменты «остановки внутреннего диалога», искусства сталкинга и осознанного сновидения.

В 1974 году выходит важнейшая книга всего цикла «учения» непосредственного описания общения с учителем. Именно в «Сказках о силе» описывается момент, когда Дон Хуан со своей группой магов покидает этот мир, «сгорая изнутри».

В следующих своих работах Карлос Кастанеда будет описывать собственные воспоминания о «пути воина», которые являются тем, что он получил в измененном состоянии сознания. Эти знания до времени были скрыты его подсознанием, поэтому третий этап пути как раз и заключался в том, чтобы Карлос Кастанеда вспомнил это.

Остальные восемь книги Карлос Кастанеда пишет и выпускает в период с 1977 по 1997. При этом большую часть этого времени он практически полностью изолировал себя от общества – сократив количество контактов до минимума.

В 1998 году выходят две последние книги Карлоса Кастанеды. Первая «Колесо времени», представляющая, по сути, сборник афоризмов из всех прошлых книг с некоторыми комментариями. Вторая книга – «Магические пассы», описывает систему «тенсегрити».

«Магическая» жизнь Карлоса Кастанеды

После выхода книги «Сказки о силе» Карлос Кастанеда полностью погружается в собственную магическую практику, а также в работу со своей собственной группой магов, куда входили Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин и ещё несколько человек. Некоторые из них также написали ряд книг на схожую с Карлосом Кастанедой тематику.

Открытая жизнь Карлоса Кастанеды

Примерно с 1990-х годов Карлос Кастанеда начинает вести более открытый образ жизни – читает лекции в Калифорнийском университете. Вначале семинары проходили бесплатно, но потом все перешло на платную основу.

Чрез пять лет 16 июня 1995 года Карлос Кастанеда основывает свою собственную издательскую организацию «Cleargreen», активно занимающуюся распространением системы тенсегрити и другой деятельностью.

Смерть Карлоса Кастанеды

Карлос Кастанеда покинул этот мир 27 апреля 1998 года в Лос-Анджелесе (США). По официальным данным причиной смерти стал рак печени.

Естественно, смерть Карлоса Кастанеды породила множество слухов и сплетен – от самых безобидных «сгорел изнутри» до нелепых – он и его соратники покончили жизнь самоубийством. Но это не беда, поскольку всю свою жизнь Карлос Кастанеда был окружен невероятным количеством различных историй о себе, от экзальтированно-восторженных, до откровенно вульгарных и пошлых. Самое главное, что Карлос Кастанеда оставил после себя большое наследие, которое живет до сих пор, пробуждает тысячи людей встать на «Путь Воина».

© Алексей Купрейчик

«Учение Дона Хуана» рассказывает о неожиданном знакомстве автора, студента-антрополога, с доном Хуаном. Кастанеда проявляет интерес к лекарственным растениям и еще не подозревает, что эта встреча навсегда изменит его судьбу. Через некоторое время дон Хуан решает научить Карлоса тем тайным знаниям, которыми обладал.
Кастанеда сумел собрать обширный материал по рассказам дона Хуана, однако он понимает, что единственный путь к настоящему познанию — это пережить всё самому. Только это приведет его к обретению Силы…

Отдельная реальность (1971)

Реальность индейских колдунов и их союзников настолько опасна для обычной системы восприятия, что Кастанеда, создав свою первую книгу, старается забыть об этом навсегда. Но Сила распоряжается иначе — через 2 года он возвращается, чтобы начать новый этап своего обучения у магов. «Отдельная реальность» — это рассказ автора об опыте, который он еще не совсем осознает и понимает. Не просто так многие эзотерики советуют оставить чтение этой книги напоследок, а сначала ознакомиться с основными положения учения Дона Хуана…

Путешествие в Икстлан (1972)

После многолетнего обучения у мага-индейца дона Хуана и тщательное, углубленное познание сути его учения изменили судьбу героя книги. Теперь его видение и отношение к миру совсем иное. Дон Хуан долго и настойчиво вел своего ученика к этому моменту, постепенно формируя в его сознании образ новой реальности, которая отличается от привычной и традиционной картины мира. Узнав про всё это, Карлосу предстоит совершить последний шаг — покинуть мир…

Сказки о силе (1974)

«Сказки о силе» — самая невероятная и фантастическая книга Кастанеды.
Читатели узнают о том, что знакомая нам картина мира — только небольшой островок в нескончаемом мире волшебства — нагвале. В этой книге Кастанеда завершает рассказ о своем обучении у Дона Хуана. Для достижения полного цикла остается лишь непостижимый разумом прыжок в пропасть. Карлосу и еще двум ученикам необходимо прыгнуть с вершины горы. В тот же самый день Учитель и Бенефактор покидают этот мир навсегда…

Второе кольцо силы (1977)

Сбросился со скалы в пропасть и выжил. Кастанеда решает вернуться в Мексику, чтобы понять, был ли настоящим этот фантастический прыжок. В дороге он знакомится с несколькими женщинами-магами, ученицами дона Хуана, и именно в этот момент он обнаруживает в себе невероятную способность покидать свое тело, превращаясь в могущественный дубль. Он понимает, что все нападения на него были сделаны самим доном Хуаном, чтобы он смог открыть в себе способности и осознать себя в ином обличии. В итоге Карлос готов к тому, чтоб взять на себя ответственность за новую партию Нагваля…

Дар орла (1981)

«Дар Орла» повествует о том, как автор решает стать лидером нового отряда магов. Но поначалу всё идет крайне плохо. Ученики, один за другим, переживают странные воспоминания о событиях, которые не происходили и не могли происходить в мире привычного восприятия. Из-за этого начинаются ссоры между Кастанедой и его подопечными. На помощь ему приходит Ла Горда, благодаря которой Нагваль вспоминает, что из-за специфической структуры своего энергетического тела он не способен быть их лидером. В итоге ученики его покидают, а он вместе с Ла Гордой направляется в Лос-Анджелес…

Огонь изнутри (1984)

«Огонь изнутри» рассказывает о новом этапе, который переживает Кастанеда. На этот раз в нем происходит полный переворот в восприятии учения дона Хуана. Благодаря этим переживаниями автор наконец сможет обрести свою целостность. В книге также снова появляется дон Хуан, и описывается интересная концепция «мелких тиранов», которая призывает рассматривать любое негативное жизненное событие в виде средства обучения и избавления от чувства собственной важности…

Сила безмолвия (1987)

В своей новой работе «Сила безмолвия» автор продолжает рассказывать читателям об учении знаменитого дона Хуана. Он представит уникальное знание, которое было проблеском, озарившем глубокие участки человеческого ума. Магия представляется в качестве главной потребности индивида. Ведь лишь нестандартные методики и сверхспособности дают возможность познать самого себя и наш мир с его загадками и тайнами. Кастанеда представляет систему, которая позволит человеку развить себя и реализоваться в социуме…

Искусство сновидения (1994)

После шестилетнего молчания Кастанеда представляет свою новую работу «Искусство сновидения». Эта книга снова становится настоящим откровением для читателей. Она раскрывает методики, при помощи которых можно использовать сны для открытия мира Духа, а также превращать их в осознанные сновидения.
Изучив эту книгу читатели смогут узнать почему пути в другие реальности лежат через осознанные сновидения и как этим давно и активно пользуются великие шаманы и маги…

Активная сторона бесконечности (1995)

«Активная сторона бесконечности» — десятая книга знаменитого писателя 20-го века.
Эта книга включает в себя не только воспоминания о беседах с доном Хуаном и магических практиках, но и совершенно уникальную информацию — о жизни и работе автора в Лос-Анджелесе — в совсем немагических условиях…
Кроме того, автор даст объяснение тому, почему мы не способны быть теми настоящими, кем и являемся — могущественными существами? Из-за чего так вышло? И можно ли это исправить?…

Колесо Времени (1998)

«Колесо времени» — книга бессмертного Карлоса Кастанеды, которая значительно отличается от предыдущих его работ тем, что является сборником самых ярких цитат и высказываний. В книге собрана вся магическая мудрость шаманов Древней Мексики, которая была изучена через мага дона Хуана. Благодаря книгам Кастанеды миллионы людей смогли изменить свое представление не только о мире, но и о своем предназначении…
«Колесо времени» — прекрасный сборник цитат, который несет сильный заряд чего-то потустороннего, которое выходит за рамки человеческого сознания…

Магические пассы (1998)

«Магические пассы» — завершающая серию книга Карлоса Кастанеды, которая была издана в 1998 году. В своей работе Карлос Кастанеда описывает систему энергетических упражнений «тенсегрити», которую он узнал у Дона Хуана Матуса. Данные магические пассы и упражнения выполняются для достижения состояния физического и умственного благополучия.
Книга разделена на 3 части. В первой части автор рассказывает о происхождении и предназначении магических пассов. Во второй повествует о системе упражнений тенсегрити. Третья, наиболее содержательная, часть включает детальное описание техники выполнения 6 серий тенсегрити.



Похожие статьи
 
Категории