Что такое архитектоника.

09.03.2019

Архитектоника

Архитектоника

АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приемы А. составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять напр. романы Тургенева (см.), то мы найдем в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского (см.) строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течет быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды - столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приемы А. изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции (см. Композиция).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Архитектоника

АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) - общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе (см. «композиция»), но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они соответственно имеют в архитектуре и в живописи, т. е. в искусствах, откуда эти понятия условно перенесены в литературу. Под композицей в живописи (а отсюда с необходимыми модификациями и в литературе) понимается распределение фигур, выбор положения, «драпировок» и т. п.; вообще «композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно.

Эти детали сами по себе в архитектонике не имеют такого значения. Перенесенное в литературу из архитектуры, которая по самому своему существу требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему значению), - ибо в противном случае построение окажется зыбким, - понятие «архитектоники» и в литературе сохраняет это значение. Явственнее всего архитектоника литературного произведения проявляется в его сюжете к фабуле (см. сюжет). Прочность повествовательной ткани произведения сюжета - и ясность выписываемого на ней узора-фабулы - свидетельствуют об архитектонической «слаженности» произведения. Так, несмотря на кажущуюся «громоздкость», лучшие творения Достоевского со стороны архитектоники безупречны. Многочисленные персонажи его романов «установлены» так крепко, фабула выписана так остро, что отдельные моменты оказываются прочно соединенными и взаимно необходимыми. Одним из внешних проявлений архитектоники произведения можно считать разбивку произведения на главы, действия и т. п. Архитектоническая связь между главами обычно устанавливается тем, что новая глава вводит какой-нибудь новый член сюжетной установки или вплетает какую-нибудь новую петлю в фабулаторный узор. Но порой разбивка на главы произведения обнаруживает свой архитектонический смысл иным путем. Так, например, «Сорочинская ярмарка» Гоголя состоит из 13 (тринадцати) глав; несомненно, конечно, что прочность их соподчинения и архитектоника произведения в целом наравне с другими моментами объясняется значением 13, как «чортова числа», т.-е. обусловлено общей установкой произведения на вмешательстве мнимого чорта.

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Архитектоника" в других словарях:

    Архитектоника … Орфографический словарь-справочник

    - (греч. architektonike, от archi старший, и tekton строящийся из дерева). Строительное искусство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХИТЕКТОНИКА греч. architektonike, от archi, и tekton, строящий из… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. architektonike строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объёмных произведений декоративного искусства.… … Художественная энциклопедия

    Построение, тектоника, композиция, структура, строение Словарь русских синонимов. архитектоника см. строение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Архитектоника - АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе (см. «композиция»), но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они… … Словарь литературных терминов

    АРХИТЕКТОНИКА, архитектоники, мн. нет, жен. (от греч. architekton строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || расположение частей, композиция какого нибудь художественного целого (иск.). Архитектоника романа,… … Толковый словарь Ушакова

    архитектоника - и, ж. architectonique f. То же, что архитектура. Сл. 18. Возврат от Гофическия Архитектоники, пребывавшия с XIII, по XVI век, к изрядству паки Еллинския Самоначальныя. ТРед. Тилем. 1 с. L. Остатки небольшаго храма, которой бывал украшен по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого architektonike строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры … Современная энциклопедия

    - (от греч. architektonike строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры … Большой Энциклопедический словарь

    АРХИТЕКТОНИКА, и, жен. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. | прил. архитектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Архитектоника объемных структур , О. И. Докучаева. Целью учебного пособия является подготовка студента к обучению по профилирующим дисциплинам: художественному проектированию костюма, обуви, аксессуаров. В процессе изучения дисциплины…

Архитектоника - 1) Особенности строения, структуры стиха: стихотворный размер, композиционное развёртывание, строфическое членение, строфическое или нестрофическое построение, ритмический рисунок, количество стоп, стиховые окончания. Выделяется несколько видов архитектоники стиховой речи: стих строфический, парной рифмовки, вольной рифмовки, сплошной безрифменный, одиночные строфы. В этом смысле термин "архитектоника" порой синонимичен термину "строфика". 2) Представление о стихотворении как целостности, включающей все эстетические составляющие (структура, композиция, изобразительные средства и другие, с одной стороны, и личность автора, его самоощущение в искусстве, с другой.

Первое определение выглядит более конкретным, формальным, второе - более общим, философским. Вместе с тем они не противоречат друг другу, а лишь показывают направление взгляда на поэтическое явление: как на нечто «сделанное», разложимое на формальные составляющие или как на органическое целое, неразрывное с личностью его автора.

С первой точки зрения смотрел на архитектонику В. В. Маяковский, писавший в статье «Как делать стихи?» о поэтической работе, создании стихотворения как последовательном осознанном и рациональном подборе ритмических, фонетических, лексических, синтаксических и других единиц, формально соответствующих друг другу. В его интерпретации поэтическое творчество напоминает конструирование, при котором сначала создаётся первое четверостишие, затем, по его модели, все остальные, складывающиеся. наконец, вместе. Не стоит забывать, что подобное чрезмерное внимание к поэтическому искусству как «деланию» - дань футуристической эстетике, которой придерживался Маяковский.

Второй подход предполагает экзистенциальное родство автора и его создания. Архитектоника является «телом», носителем художественности, которая исчезает при разрушении стихотворения, хотя бы при цитировании или пересказе. В этом смысле архитектоника - не только прямая проекция авторской личности в искусство, но и деяние, поступок автора, его эстетическое индивидуальное действие. Тем самым она свидетельствует о том, что искусство - не просто описание и восприятие (как рецептивное, так и перцептивное) бытия, но и его «постав» (термин М. Хайдеггера) производство.

Со времён символистов и их последователей в искусстве и науке укрепилась мысль о том, что искусство не есть отражение действительности, но само действительность, и произведения являются такими же фактами бытия, как явления природы и цивилизации. В этом смысле архитектоника - то же самое, что любой факт бытия, взятый в его отдельности, с одной стороны, и бытования в общем контексте иных явлений и событий, с другой. Она оформляет и благодаря художественной правде позволяет воспринять подразумеваемый ценностный центр - человека и его самоощущение в мироздании. М. М. Бахтин считал, что элементы формы и содержания произведения становятся составляющими архитектоники только в соотношении с человеком, с художественным временем и пространством.

В сходном ключе размышлял и И. А. Бродский. Поэт, развиваясь, совершенствует не только возможности своей метрики и ритмики (архитектоники в первом значении), но и качества собственного голоса, просодию в целом. Именно поэтому в большинстве случаев выбор метрической структуры стиха имеет философское значение: «идеологическая» поэзия Демьяна Бедного, агитационные стихи Маяковского или его же ранние поэмы. «Лебединый стан» М. И. Цветаевой и другие - всё это примеры различной архитектоники, возникшей благодаря неповторимому самоощущению поэта в языковом, культурном, социальном и другие пространстве, в котором он существует.

Единство обоих подходов можно легко видеть на примере архитектоники сонета. Будучи одной из "твёрдых форм", взявшей на себя функции психологической, медитативной, философской, интеллектуальной лирики, сонет характеризуется устойчивой строфикой. Четырнадцать строк, два катрена и два терцета, упорядоченная система рифмовки (своя для каждой национальной разновидности сонета) являются особенностями его «строфически-синтаксического строения». Тому же служат «высокие требования к эвфонической стороне [стиха], качеству рифмы, лексике».

Пример того же рода — архитектоника романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Здесь соотношение жанровой природы романа и поэмы, с одной стороны, и повествовательного (история Онегина и Татьяны) и лирического (лирические отступления) начал создают сложную структуру авторского «объективного» присутствия. Автор здесь - и рассказчик, то есть герой, и повествователь, то есть посторонний наблюдатель. Соответственно, между этими двумя полюсами и разворачивается действие, которое одновременно является версией внутренней биографии автора, жизнеописанием героя и целого поколения, «панорамой» и «энциклопедией» русской жизни.

Понятие архитектоники широко применяется в различных видах искусства. Так, напри­мер, в литературе и в музыке этим термином обозначают построение произведения как еди­ного целого, взаимосвязь составляющих его частей и элементов, определяемых идеей произ­ведения. В том же значении употребляется термин «композиция» в применении не только к произведению в целом, как архитектоника, но и к отдельным его элементам: композиция об­раза, сюжета и т.д. Архитектоника включает соотношение частей произведения, расположе­ние и взаимную связь его компонентов, образующих художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и деление его на части, та или иная последовательность, группировка элементов. Приемы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля и вместе с ним являются социально обусловленны­ми. В пределах одного стиля приемы архитектоники изменяются в зависимости от художест­венного жанра; каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции. Понятием «композиция» в искусствоведении, в живописи и архи­тектуре обозначается соединение отдельных частей произведения в художественное целое.

Условие существования современных художественных произведений - чувственно воспри­нимаемый облик, наличие мггсериально-конструктивных признаков и особенностей средств вы­ражения композиции. Отсюда вытекает деление искусств на три большие группы: пространст­венные, временные и пространственно-временные. Границы данных классификационных при­знаков достаточно условны и могут изменяться с появлением новых видов искусства.

Пространственные искусства осваивают мир и передают его в материально-образной форме, они являются пластическими, то есть воспринимаемыми зрением, осязанием, напри­мер скульптура, прикладное искусство. В классе пространственных искусств изобразитель­ный строй художественного языка свойственен живописи, скульптуре, графике, фотоискус­ству, воспроизводящим с различной мерой достоверности существующую и визуально вос­принимаемую действительность. Изображение объектов в произведениях искусства может быть объемным, трехмерным (скульптура) или плоскостным, двухмерным (живопись, гра­фика, фотоискусство). Неизобразительный строй свойственен архитектуре, прикладному ис­кусству, промышленному искусству, где зрительно-пространственные формы не предпола­гают аналогий в реальной действительности [Пармон, 1995]. Группа неизобразительных ис­кусств относится к архитектоническим искусствам. Этот термин выявляет формообразую­щий принцип, структуру художественного языка, при помощи которого строится художест­венный образ, а также подчеркивает родство прикладных искусств и дизайна с архитектурой -ведущей в этой группе. В группе архитектонических искусств наблюдается самое широкое раз­нообразие используемых материалов, и сфера деятельности творчества расширяется благодаря техническому прогрессу. Крупные открытия и научно-технические достижения находят отраже­ние в новых художественных формах и новых технологиях формообразования.



Интересную систему искусств разработал Булат Махмудович Галеев (1940 г.р.), руково­дитель НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» при Академии наук Татарстана и Тех-


ническом университете им. А.Н. Туполева. Картину современного искусства, особенно его экспериментальных форм (светомузыка, электронная и пространственная музыка, световая архитектура, световой дизайн, абстрактное кино, видеоарт, лазерное и компьютерное искус­ство и т.д.), по мнению Б. Галеева, необходимо рассматривать вместе с традиционными ви­дами искусства. Автор «Периодической системы искусств» подразделяет все искусства на четыре основных группы, берущие свое начало от синкретического искусства (фольклор): изобразительные, выразительные, слышимые и зрительные искусства. Архитектура и орна­мент занимают промежуточное положение между выразительными искусствами (танцеваль­ное искусство) и зрительными искусствами (прикладное искусство и дизайн).

Все архитектонические искусства бифункциональны: выполняют утилитарную и худо­жественную функции, причем при оценке эстетических качеств произведений прикладного и промышленного искусства решающее значение имеет их выраженная функциональность. Так, например, в середине XIX века в европейских странах сложилась кризисная ситуация в области эстетики формообразования предметного мира, на которую повлияли упадок реме­сел, разрыв между смыслом и формой предметов, несоответствие процессов жизнедеятель­ности общества и выпускаемой продукции, повторение устаревших форм в новых изделиях [Михайлов, 2002]. Возникла необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии развивающегося машинного производства. Готфрид Земпер (1803-1879), немецкий теоретик архитектуры и промышленного искусства, ставил вопрос о принципиальном единстве и взаимосвязи архи­тектуры и прикладных искусств. В работе «Стиль в технических и тектонических искусст­вах, или практическая эстетика» (1860-1863) Земпер провел исследование исторических за­кономерностей формообразования в искусстве; автор аргументировал мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения.

Обязательным свойством архитектонических изделий высокого эстетического уровня явля­ется их оригинальность. Форма нового изделия должна иметь свой, индивидуальный неповто­римый облик. Задачи композиции каждый раз должны решаться заново, так как много раз ви­денные решения воспринимаются как неудачные, устаревшие. С другой стороны, необычность решения не должна переходить в неопределенность, в нарушение информативности, правдиво­сти формы. Композиционное решение разрабатывается с учетом развития моды и несколько опережает моду, тем самым воспитывая вкусы потребителей. Архитектура, изобразительное и прикладное искусство XX века восприняли все величие прошлого и на основе его достижений создали свои традиции. В основе всех проектов XX - нач. XXI вв. заложена одна идея формы -идея динамического преодоления силы земного притяжения, тяжести предмета, статичности.

Значение слова АРХИТЕКТОНИКА в Литературной энциклопедии

АРХИТЕКТОНИКА

построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приемы А. составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять напр. романы Тургенева (см.) , то мы найдем в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского (см.) строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течет быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же лит-ого стиля приемы А. изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции (см. «Композиция»).

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРХИТЕКТОНИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРХИТЕКТОНИКА в Архитектурном словаре:
    (от греч. Architektonike - строительное искусство) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства; композиционное …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. architektonike - строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению …
  • АРХИТЕКТОНИКА
    [из древнегреческого (строительное искусство)] построение, соразмерность художественного …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, м. 1. архит. Закономерное соотношение и сочетание в одном целом элементов сооружения или произведения скульптуры; то же, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. II прил. архитектонический, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРХИТЕКТ́ОНИКА (от греч. architektonik; - строит. искусство), худ. выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) - теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    архитекто"ника, архитекто"ники, архитекто"ники, архитекто"ник, архитекто"нике, архитекто"никам, архитекто"нику, архитекто"ники, архитекто"никой, архитекто"никою, архитекто"никами, архитекто"нике, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, только ед. , ж. 1) архит. Художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе сооружения, здания. Архитектоника моста. 2) иск. …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. architektonike строительное искусство) 1) архит. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. архит. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2. общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь …
  • АРХИТЕКТОНИКА в словаре Синонимов русского языка:
    композиция, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-л. строения или произведения …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    архитект`оника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    архитектоника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Орфографическом словаре:
    архитект`оника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    сочетание частей в одном стройном целом, композиция А. здания. А. …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    архитектоники, мн. нет, ж. (от греч. architekton - строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || расположение …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Толковом словаре Ефремовой:
    архитектоника ж. 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-л. строения или …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-либо строения или произведения …

  • (Diderot) Дени (1713-1784) - французский философ и идеолог Просвещения, писатель, теоретик искусства, глава энциклопедистов. Основные сочинения: вольный авторский перевод и …
  • ГИЙОМ в Новейшем философском словаре:
    (Guillaume) Гюстав (1883-1960) - французский лингвист, автор идеи и концепции психомеханики языка. Преподавал в Школе Высшего образования в Париже (1938-1960). …

Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική - строительное искусство) - построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Близкородственным, хотя и более узким понятием в применении к искусству является также термин тектоника.

Зримая архитектоника станции метро Ориенте, Лиссабон

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) - главный и др.-греч. τεκτον (tektos) - строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по древне-русски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель) и архитектура (основа строения). В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника - обозначает главный (основной) принцип построения и общую систему связей между отдельными частями композиции художественного целого.

Например, в архитектуре (как прародительнице этого термина) архитектоника является важнейшим свойством общей композиционности строения, зримым образом показывающее удельный вес и назначение основных конструктивных частей и отдельных материалов, из которых построено каждое конкретное здание. Архитектоника проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных.

Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.

Аналогичное значение имеют эти понятия также в живописи, графике, скульптуре и литературе.

В применении к литературному творчеству понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.

Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды - столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.



Похожие статьи
 
Категории