Дирижер определение для детей. Дирижер оркестра как художественно – творческая личность

13.03.2019

Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в оркестровой яме - так называется помещение, расположенное внизу перед сценой - уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы-солисты и хор... Для того, чтобы управлять этим большим музыкальным коллективом, и существует дирижер (французское diriger - управлять, направлять, руководить).
не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора - характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть. нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски - везде, где музыку исполняет большой коллектив. Хором руководит дирижер-хоровик - хормейстер. Когда-то очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений, и руководство перешло к первому скрипачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. Но состав оркестра со временем все увеличивался, и скоро скрипачу стало не под силу. играя самому, управлять таким большим коллективом. В начале XIX века сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, а то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.
Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер. В начале же XIX века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор и другие применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера. Рассказывают, что когда замечательный русский композитор Александр Константинович Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, он выучил всего одну фразу. С ней он и обратился к оркестрантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки».
Сейчас некоторые дирижеры отказываются от палочки. - это душа оркестра. Так же как, например, различные пианисты, исполняя одну и ту же пьесу, играют ее по-разному, так и дирижер может подчеркнуть в произведении его классически ясные или романтически взволнованные темы, может выделить одни черты и смягчить, затушевать другие. Поэтому дирижер должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано. должен обладать великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше - какими-то) музыкальным инструментом. В XX веке всемирно известны такие дирижеры, как Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Вилли Ферреро, Герберт фон Караян. Выдающимися советскими дирижерами были Николай Семенович Голованов и Самуил Абрамович Самосуд. Советское дирижерское искусство прославили Герой Социалистического Труда народный артист СССР Евгений Александрович Мравинский, а в следующих поколениях народные артисты СССР Геннадий Рождественский и Евгений Светланов.


Смотреть значение Дирижер в других словарях

Дирижёр — дирижёра, м. 1. лицо, дирижирующее оркестром, капельмейстер (муз.). Оркестр без дирижера. 2. Служащий, следящий за движением канцелярских бумаг, за ходом канцелярской работы........
Толковый словарь Ушакова

Дирижёр М. — 1. Тот, кто дирижирует оркестром или хором, давая свою трактовку музыкальному произведению. 2. устар. Распорядитель танцев на балу.
Толковый словарь Ефремовой

Дирижер — -а; м. [от франц. diriger - управлять] Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем. Д. оркестра. Знаменитый д. Играть под управлением дирижёра.
◁ Дирижёрский,........
Толковый словарь Кузнецова

«Дирижера можно сравнить сразу с двумя людьми: во-первых, с режиссером в драматическом театре, во-вторых - с регулировщиком движения. Техническая функция дирижера заключается в том, чтобы координировать между собой различные группы в оркестре. В симфоническом оркестре может быть от 60 до 120 человек, это многолюдное собрание. На сцене все эти люди сидят таким образом, что друг друга они зачастую не видят и не слышат. Скажем, через звуковую стену, которая разделяет первые скрипки, сидящие по переднему краю, и тромбоны в глубине, в правом дальнем углу, до них попросту не доходит, что играют другие. Если оркестранты при этом разойдутся - будет катастрофа, начнется какофония.

Чтобы предотвратить это, как раз и нужен дирижер - чтобы музыканты были скоординированы между собой, чтобы они играли слаженно, в едином темпе и настроении, что называется, «дышали вместе». Плюс ко всему этому дирижер должен заблаговременно показать вступление тех или иных инструментов. Конечно, музыканты сами умеют считать паузы, могут отсчитать 25 тактов и снова вступить, но иногда количество тактов в паузе измеряется сотнями, а иногда у некоторых инструментов в произведении всего несколько нот, а между ними минуты полнейшего молчания. Дирижер должен точно знать партитуру и указать музыкантам момент вступления. Функция дирижера в таком виде существовала не всегда, только с начала XIX века. До этого в оркестре, конечно же, было первое лицо, но это был либо первый скрипач, либо человек за клавесином - нередко это был сам композитор, дирижирующий собственное произведение. Но оркестры во времена барокко были меньше, ими было гораздо проще управлять, и инструментов было меньше - и не только в количественном отношении. В XVIII столетии в оркестре было гораздо меньше разновидностей духовых и ударных инструментов, чем в романтическом оркестре времен Чайковского и Вагнера.

Клаудио Аббадо дирижирует Первую симфонию Густава Малера

Но не надо забывать про вторую, творческую функцию дирижера. Вообще, если назвать любого дирижера в лицо регулировщиком, это будет как пощечина, и плохих дирижеров оркестранты называют именно так, имея в виду, что они только умеют показывать темп и ритмическую сетку - и ничего более. Хороший же дирижер сродни хорошему режиссеру в театре: это человек, который выстраивает форму спектакля, задает темп, ритм, настроение, обрисовывает характеры героев - в данном случае разных инструментов симфонического оркестра. А самое главное, он создает интерпретацию произведения, которое ему доверено.

Дирижеры, как и музыканты других специальностей, учатся в консерватории - но считается, что это возрастная профессия. Говорят, что 40–50 лет для дирижера - это молодость, зрелость наступает позже. В консерватории работают над дирижерской техникой, над тем, чтобы движения рук и корпуса были максимально понятными, четкими и ясными. Это своего рода хиромантия, или, более примитивно, сурдоперевод: ты должен не произнося ни слова, объяснить свои намерения музыкантам - темп, нюансы, динамику, характер музыкальной фразы, особенности баланса оркестровой фактуры, какие группы инструментов в данный момент более важны, какие - менее. Это невербальный способ коммуникации с помощью жестикуляции, который осуществляется не только руками, но и всем корпусом. Некоторые особо колоритные дирижеры даже танцуют за пультом, но это ни о чем не говорит - иногда такие активные телодвижения абсолютно бесполезны, хорошие дирижеры часто ограничиваются очень экономными жестами - а звучание оркестра при этом может напоминать извержение вулкана.

Леонард Бернстайн дирижирует Шестую симфонию Бетховена

Симфонический оркестр - не машина, а партитура - не точная инструкция к применению, не все указания, которые там есть, точно применимы к музыке. Да, конечно, там есть обозначения темпа, штрихов, детали артикуляции и фразировки, но это скорее руководство к действию, не цель, а средство ее достижения. Скажем, темп adagio, медленно, - в нем одном есть свои градации и изменения, и у каждого дирижера время в adagio пульсирует по-разному - это и есть простор для интерпретации. Авторский текст не воспринимается как непреложная данность. Это точка отсчета для дирижера, для создания его собственного прочтения и видения: так же, как пьеса Чехова, Гете или Ибсена - точка отсчета для режиссера. Только в классической, академической музыке есть незыблемое правило: авторский текст дается без конструктивных изменений. Нельзя поменять инструментовку, поменять части симфонии местами, кардинально изменить темп, поменять характер на противоположный. Вы создаете интерпретацию в рамках тех границ, которые даны композитором. Режиссеры в драматическом театре свободнее: они делают с пьесой, что хотят, - для них авторский текст - это гипс, из которого они могу слепить то, что им угодно. Дирижеры имеют дело с законченным произведением искусства, их задача - придать ему новый ракурс, новое звучание, свою индивидуальную интонацию. Это сложнее - но так еще интереснее».

Обычные люди, далекие от классической музыки, не всегда понимают, чем именно занимается этот человек в смокинге, машущий руками перед старающимися сыграть как можно лучше музыкантами. Тем не менее, ни один оркестровый концерт без этого участника не обходится. Что делает дирижер, в чем его роль и почему слушатели покупают билеты охотнее, если он знаменит?

От Древней Греции до наших дней

Задолго до Тосканини, Фуртвенглера, фон Караяна и Бернстайна их работу выполнял уже Ферекид из Патр, известный в Древней Греции как «Задаватель ритма». Согласно историческим источникам, еще в 709 г. до н.э. он управлял группой из восьмисот музыкантов золотым жезлом, поднимая и опуская его и добиваясь, чтобы музыканты «начинали одновременно» и «все могли держаться вместе».

Функции дирижера изменились за последние тысячу с лишним лет, но профессия эта по-прежнему окутана определенной мистической аурой. И в самом деле, вызывает удивление способность одного человека, держащего в руке лишь деревянную палочку, обеспечивать слаженное звучание иногда сотен инструментов.

Как получается, что звуки, изливающиеся в результате этого таинственного танца у пульта, иногда вызывают возвышенный восторг, охватывающий слушателей, которые потом всю жизнь не могут забыть охвативших их чувств?

Это великая тайна искусства, и полностью разгадать ее, слава Богу, невозможно.

Если проводить более приземленные аналогии, то дирижер - это музыкальный эквивалент менеджера спортивной команды. Никогда нельзя в точности оценить, что он делает, - но всегда понятно, какого результата он добивается. Оркестр, в принципе, может обойтись без дирижера, но все же в большинстве случаев предпочитают играть под его руководством. Так что, собственно, он делает? Вот некоторые из множества вещей, которыми дирижер сознательно или бессознательно занимается за пультом.

Человек-метроном

«Весь долг дирижера состоит в его способности всегда указывать правильный темп», - так сказал Рихард Вагнер, который сам владел в совершенстве этой профессией, а также был великим композитором. Обычно для управления оркестром используется правая рука (с палочкой или без), но и другие составляющие влияют на безупречность исполнения. Дирижера нельзя заменить метрономом (что прекрасно показано в аллегорическом фильме Феллини «Репетиция оркестра»), его действия означают гораздо больше.

Интерпретация

Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново. Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. К примеру, Фуртвенглер в некоторые моменты спонтанно производил довольно странные движения. Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.

Умение слушать

«Лучшие дирижеры - лучшие слушатели», - утверждает Том Сервис, журналист, автор увлекательной книги «Музыка как алхимия: Путешествия с великими дирижерами и их оркестрами». Они, подобно громоотводу, принимают на себя эмоциональную нагрузку произведения, и фокусируют внимание на самых сильных его сторонах. Для дирижера важно понимать музыку глубже обычных людей, а потом выразить собственное гиперосознание, сделав его общедоступным.

Диктатура

«Вы должны навязать свою волю - не силой, но вы должны быть в состоянии убедить людей в правильности вашей точки зрения!» - сказал Пьер Булез, легендарный композитор и дирижер. Хотя большинство дирижеров в наши дни считают себя демократами, это просто не может быть правдой. Это не значит, что без диктаторства не обойтись, но это непросто. Булез приводит в пример Берлинский филармонический оркестр, называя его группой индивидуумов: «Если дирижер не задаст им коллективную направленность, то они будут лишены руля и ветрил».

Дирижер-проводник

Во многих языках слово «дирижер» звучит как «кондуктор». Что же, что-то общее есть, ведь каждый слушатель ухом воспринимает музыку, а смотрит на то, что делает дирижер, и через этот зрительный образ происходит визуальная связь, своеобразный мост между нашими глазами и мелодическими ощущениями. Иногда от пульта просто невозможно отвести взгляд, это зрелище завораживает.

«Дирижировать намного труднее, чем играть на одном инструменте. Вам нужно знать культуру, все рассчитать и спроецировать то, что вы хотите услышать» - утверждает Булез.

А что, кроме музыки?

Дирижерам необходимы музыкальный инстинкт, интуиция и врожденная музыкальность, но кроме этого нужно много знать. Прежде чем занять место у пульта, они, как правило, тратят много часов на подготовку. Часто она носит академический характер, охватывая изучение исторических документов, таких как письма, технические характеристики инструментов определенного периода или биографические моменты авторов. Как и все великие тайны, великая музыка происходит только от огромного количества тяжелой работы.

Случалось ли вам, ребята, задуматься: зачем нужен в оркестре дирижёр? Стоит перед оркестром какой-то человек спиной к публике, размахивает руками, а сам ни на чём не играет. Нужен ли он музыкантам? Оказывается, нужен. И от того, как и что дирижёр показывает своей палочкой, зависит очень многое.
Представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд... И вдруг вместо выстрела им кричат: "Ну, давайте, бегите, что ли!" Как, по-вашему, смогут бегуны по такой "команде" оторваться от старта одновременно?
Вот и считайте, что первую обязанность дирижёра мы выяснили. Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть. Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять по знаку дирижёра.
Но этим не ограничиваются обязанности дирижёра. Вы знаете, что в одной и той же музыкальной пьесе есть и громкие и тихие места. И вот играет эту пьесу оркестр. Один музыкант начнёт играть тихо несколько раньше, чем надо; другому покажется, что тише надо играть, наоборот, позже; а третий вообще позабудет, где надо играть тише... Представляете, какая неразбериха получится?
И здесь опять на первый план выступает командир – дирижёр. Именно по его сигналу все музыканты, сколько бы их ни было, могут одновременно сыграть "тихо" или "громко". Это ещё одна обязанность дирижёра.
Вы знаете разные музыкальные пьесы. Например, марш – музыка всегда громкая, чёткая, бодрая. У колыбельной музыка совсем другая – тихая, нежная, убаюкивающая, А теперь представьте, что эту колыбельную не мама поёт, а играет оркестр в сто человек! Все музыканты знают, что надо играть тихо, но без чьего-либо постороннего наблюдения сделать это очень трудно, и здесь, оказывается, очень нужен дирижёр, который сам не играет, а слушает, оценивает со стороны, как звучит оркестр, показывает, кому надо играть чуть громче, а кому потише, – "выравнивает" звучность оркестра. Это его третья обязанность.
Есть и четвёртая. Если мы делаем утреннюю зарядку под музыку и под руководством тренера, он нам считает: "раз, два, три", чтобы мы не сбились с темпа. А для чего гремит барабан, когда идут строем? Для того, чтобы все шли в ногу, ровным строем. Иначе один пойдёт чуть быстрее, другой отстанет. Вот музыка и организовывает всех.
А теперь представим, что оркестр играет вальс. Кто-то из музыкантов немного заторопился, кто-то замедлил темп. И если перед глазами музыкантов не будет дирижёра, то очень скоро они перестанут играть вместе, "разойдутся". Дирижёр сделать этого не позволит. Он всё время следит, чтобы музыканты держали нужный темп, чтобы не затянуть вальс, как похоронное шествие, или, наоборот, не кончить его бешеным галопом.
Но и на этом не кончаются обязанности дирижёра.
Музыку, которую играет оркестр, нужно хорошо, как говорят, "с душой" исполнить. А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Даже одну и ту же песню разные артисты поют по-разному, каждый со своим "выражением". Но когда музыкантов в оркестре много, нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им "выражением", – нужен дирижёр. Только по его знаку можно будет где-то замедлить, а где-то, наоборот, ускорить темп для того, чтобы музыка звучала выразительнее. И получается, что музыку как бы исполняет один дирижёр на одном огромном инструменте, в который слились десятки других, исполняет её по-своему, так, как он её чувствует.
Вот почему, слушая одно и то же музыкальное произведение в исполнении одного и того же оркестра, но управляемого разными дирижёрами, мы каждый раз замечаем что-то новое.
Возьмём в качестве примера первый жест дирижёра, когда он даёт начало пьесы. У одного – это скупой, строгий жест кистью руки, у другого – лишь едва заметное движение двумя пальцами; у третьего – широкий жест двумя руками. Это различие, может быть, выглядит на бумаге несколько механическим. Зато посмотрите на руки дирижёров и на их лица! Здесь язык жестов, выражение глаз оказываются самыми доступными, самыми доходчивыми и понятными, невзирая на то, что дирижёры могут принадлежать к разным национальностям, говорить на разных языках. И этот язык понятен не только любому исполнителю, любому музыканту. Он может очень многое, просто человеческое сказать и слушателю, внимательно следящему за дирижёром, чувствующему вместе с дирижёром.
Как дирижёр разговаривает с оркестром? Жестами: движениями палочки (которой дирижёры пользуются уже около 200 лет), движениями рук, одних только пальцев. Да и сам он не стоит неподвижно: он ритмично раскачивается, наклоняется, делает различные движения головой. Даже лицо и глаза помогают его работе – и здесь выражения могут быть разнообразными до бесконечности.
Дирижёр не может говорить, потому что, во-первых, это будет отвлекать музыкантов и слушателей от музыки, во-вторых, часто ему в громких местах пришлось бы просто кричать, чтобы музыкантам было слышно. Представляете себе такую картину!
Дирижёров можно сравнить с немыми людьми, которые тоже объясняются жестами рук и мимикой. Дирижёр обречён на полное молчание, и тем красноречивее становятся его жесты, выразительнее мимика.
– А как же, – спросите вы, – играют оркестры без дирижёра?
Здесь секрет простой. Оказывается, и там есть дирижёр, только мы его не замечаем, потому что он сидит и сам играет на каком-нибудь инструменте, а все свои дирижёрские обязанности выполняет заранее – на репетициях. Такие оркестры исполняют обычно небольшие музыкальные произведения, и на репетициях их можно разучить так, чтобы потом играть просто наизусть. А команду начала подаёт один из оркестрантов.
Теперь вы представляете себе, какова роль дирижёра. Это роль человека, несущего огромную ответственность и перед композитором, чьё произведение он исполняет, и перед оркестром, который целиком ему доверяет, и перед слушателями, которые только через дирижёра могут познакомиться с произведением, полюбить его или остаться равнодушными.

Рисунок Ю. Лобачёва.

Дирижирование – важнейшая часть музыкального исполнительства, в котором наиболее глубоко и масштабно проявляется его суть. Из всех музыкальных профессий профессия дирижера самая сложная и ответственная. Дирижер поставлен в особые условия: его инструментом является целый коллектив исполнителей. Истинному художнику – музыканту необходимо особое призвание к своему инструменту. У дирижера – это оркестр или хор. Поэтому он должен «ощущать исполнительский коллектив как единый многокрасочный и многозвучный инструмент, состоящий из живых, индивидуально мыслящих, чувствующих и созидающих музыкантов – художников» (А. Пазовский). Подчинить их себе, повести за собой и составляет его задачу. «Дирижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит», - говорил известный дирижер А.П.Иванов – Радкевич. Кроме этого, дирижер ответственен ещё и перед самим коллективом; его задача заключается в том, чтобы указать каждому участнику коллектива, как он должен играть, чтобы общее исполнение с наибольшей полнотой раскрывало творческие намерения композитора».

Искусство дирижера состоит в его творческой интерпретации музыкального произведения, свои художественные намерения он передает коллективу исполнителей при помощи жестов, выразительной мимики, а также поясняющего слова во время репетиций.

Дирижирование – это своеобразный перевод музыки на язык жестов и мимики, перевод звукового образа в зрительный с целью управления коллективным исполнением. Естественность дирижерского языка, его опора на общежизненные и специфические музыкальные ассоциации делают его понятным и музыкантам – профессионалам, и малоподготовленным участникам оркестровых коллективов, и даже – в определённой мере – слушателям.

Сложность дирижерской профессии обусловливается её полифункциональностью. Дирижер создает свою трактовку музыкального произведения, выбирает вариант конкретного звукового воплощения этой трактовки, точно распределяет время звучания и контролирует качество исполнения. Постигая композиторский замысел, он передает своё представление об идейно – художественном содержании произведения исполнителям и добивается от них точного донесения задуманного до слушательской аудитории. В необходимых случаях он по ходу исполнения корректирует звучание. Дирижер – это и актер, и режиссер исполнения, а кроме того воспитатель исполнительского коллектива. Чтобы создать условия для осознанного исполнения музыки, необходим постоянный и напряженный психический контакт дирижера с оркестром и слушателями. А для этого необходимы способности, а главное, особые личностные качества и достоинства. «Ваши мысли, ваше восприятие мира должны исходить от вас с такой силой, которая заставила бы оркестр одновременно с вами переживать те же желания и страсти, чтобы музыканты не могли не выразить их в своём исполнении. Вы должны заменить их волю своею», - писал известный французский дирижер Шарль Мюнш.



Важным отличием дирижера от исполнителя – солиста является и то, что солист – инструменталист или певец, работая над произведением, имеет возможность многократно проверить свою интерпретацию в процессе подготовки. Дирижер же обычно очень лимитирован репетиционным временем. Он должен начать репетицию с исполнительским коллективом с уже готовым исполнительским планом. Дирижер обязан до репетиции слышать музыкальное сочинение так же отчетливо, как слышал эту музыку композитор. Безупречное внутреннее пропевание произведения должно создать у дирижера правильное представление о музыке. Учиться дирижированию означает учиться в совершенстве слышать внутренним слухом музыку и воплощать свой замысел. Все, что думал и чувствовал композитор, сочиняя свою музыку, дирижер должен заново продумать, прочувствовать и осмыслить, уметь духовно вживаться в произведение. Поэтому основой дирижерской профессии является способность дирижера познать и внутренне услышать всё то, что будет воспроизведено исполнительским коллективом.

Дирижер руководит коллективным исполнением музыкального произведения, ощущая при этом оркестровый коллектив как единый инструмент. Поэтому он должен знать, какие тембровые краски и диапазон имеет каждый инструмент, каковы их технические и художественные возможности. К тому же дирижер должен уметь играть на этих инструментах. На репетиции и в концертном зале ему предстоит увлечь оркестр своим планом исполнения, своей трактовкой произведения, раскрыть художественную идею композитора, вызвать исполнителей на сотворчество, установить содружество в коллективе.



В музыкальной культуре каждой страны есть область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах – сольное, ансамблевое или оркестровое, - приобщающее широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора.

Русский народный оркестр – это понятие обобщает все многочисленные разновидности коллективных формирований, состоявших из русских народных инструментов как вид один из самых молодых среди остальных оркестров.

Что же такое оркестр»?

Оркестр – это греческое слово, буквально означающее «место для танцев». В Древней Греции так называли ближайшую к публике часть сцены, где помещался хор, а позже и музыканты с инструментами, сопровождающие пение. Так в последствии за сравнительно многочисленной группой инструменталистов, совместно исполняющих музыкальное произведение, где бы они уже не размещались, закрепилось название «оркестр».

Более ста лет прошло с тех пор, как замечательный музыкант и патриот русского инструментального искусства В.В.Андреев, с группой таких же как он энтузиастов выступил в концерте. Особое историческое значение этого выступления заключалось в том, что впервые в истории русской музыки перед изумленной аудиторией предстали восемь исполнителей – балалаечников. Этот небольшой «Кружок любителей игры на балалайке» явился даром, вокруг которого в дальнейшем образовался Великорусский оркестр. Поэтому 20 марта 1888 года – день первого публичного выступления ансамбля – можно считать днем рождения русского народного оркестра.

За эти сто с лишним лет оркестр прошел большой путь развития и первые, самые трудные и самые ответственные шаги вместе с оркестром сделал В.В. Андреев.

По сути своей оркестр – явление уникальное во всей истории музыки. С одной стороны, он возник на национальной фольклорной основе как совокупность распространенных в народном быту инструментов. С другой же стороны сами инструменты были значительно усовершенствованы Андреевым и его сподвижниками. Усовершенствования осуществлялись таким образом, чтобы балалайки, домры, гусли стали максимально доступными для начального массового освоения и профессионального и народного искусства. Примитивную деревенскую игрушку, какой была балалайка в быту, Андреев путем многочисленных конструктивных усовершенствований, превратил в концертный инструмент и добился на нем выдающихся успехов. Недаром его называли «балалаечный Паганини». Но Андреев не останавливается на достигнутом. Его мечта – найти, усовершенствовать и дать жизнь всем народным инструментам. По чертежам Андреева музыкальный мастер Налимов изготовил семейство трехструнных домр. Вскоре ученик Н.А.Римского – Корсакова, соратник Андреева по работе – Н.Фомин усовершенствовал гусли, приспособив к ним клавишный механизм. Все эти инструменты Андреев объединил с балалайками и создал оркестр, который стали называть «великорусским». Иногда для обогащения тембровой палитры и придания большей характерности звучания, Андреев вводил в оркестр народные духовые инструменты: брёлки, рожки, жалейки и ударные – бубен, накры.

До тридцатых годов нашего века оркестр существовал все в том же неизменном, «Андреевском» варианте, затем начинается постепенное расширение инструментального состава. В это время в оркестре появляются гармоники и баяны, выполняющие по началу скромные функции динамической поддержки. Смелее стали применяться различные народные духовые инструменты, а позже появились духовые и ударные инструменты симфонического оркестра. Современное состояние русского народного оркестра обусловлено результатами развития оркестрового исполнительства. Современный оркестр включает в себя всё лучшее, что было создано в предшествующие годы.

Дирижеру оркестра русских народных инструментов нужно знать состав оркестра, для того чтобы уметь инструментовать пьесы для исполнения в оркестре. Современные русские народные оркестры, как профессиональные, так и самодеятельные, в большинстве своём имеют одинаковый инструментальный состав: домровую группу, группу балалаек, баяны, клавишные (реже звончатые или щипковые) гусли, различные ударные инструменты. В некоторых случаях вводятся также аккордеоны, оркестровые или тембровые гармоники, флейту и гобой.

Данный набор инструментов является наиболее употребительным. Вместе с тем в последнее время тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных инструментов все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты – жалейку, брёлку, владимирские рожки, свирели, а также фортепиано, гитару (или электрогитару), смычковый контрабас и другие инструменты.

Обусловлено это тем, что каждый руководитель, в зависимости от стоящих перед коллективом задач или от инструментария партитуры разучиваемой пьесы, вынужден варьировать состав, вводить необходимые инструменты, менять их соотношение в основных группах.

Каждый из инструментов оркестра выполняет лучше одну какую – либо функцию – мелодическую, басовую или функцию аккомпанемента. Но по мере надобности для решения определённых художественных задач инструментам могут поручаться несвойственные им функции; например: домрам малым, балалайкам примам – аккомпанемент, а домрам басовым и контрабасовым – проведение мелодии и так далее.

Каждый из инструментов оркестра имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны.

Знание всех этих исполнительских особенностей поможет дирижеру успешно решить многие вопросы, которые ставит перед ним повседневная работа.

Стоя во главе исполнительского коллектива, дирижер должен держать в поле зрения всех его членов, следить за их работой, при необходимости сглаживать погрешности, предупреждать и предотвращать искажения. Для этого у него должна быть развита интуиция и критическая наблюдательность. Надо учиться не только дирижировать, но и сосредотачивать внимание и энергию, правильно располагать время, напряжения и усилия.

Процесс дирижирования сложен и многогранен. Так, например, в обстановке концертного выступления психическая деятельность является одной из самых многофункциональных в человеческой практике. Протекающая на фоне активного сознания, она осуществляется в условиях жесткой временной необратимости, создающей постоянную стрессовую ситуацию в связи с невозможностью исправления ошибок.

ТЕМА 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ДИРИЖЕРА

Великий французский композитор, концертирующий дирижер Гектор Берлиоз одним из первых сформулировал необходимый для дирижера комплекс важнейших качеств: «Дирижер должен видеть и слышать, должен обладать быстрой реакцией и быть решительным, знать искусство композиции, природу и объём инструментов, уметь читать партитуру и, кроме того, обладать особым талантом и иными, почти не поддающимися определению дарованиями, без которых не сможет установиться незримая связь между ним и всеми, кем он управляет…» (энциклопедический словарь, М., 1987).

Дирижерское исполнительство представляет собой сложный комплекс различных видов музыкальной деятельности, включающий в себя действия, протекающие последовательно или одновременно и направленные на разные цели. Каждое из них выполняется с большим или меньшим усилием, вызывается и мотивируется различными побуждениями, сопровождается соответствующими эмоциями. Многочисленные функции, выполняемые дирижером в момент руководства исполнением, взаимосвязаны, а порой выступают в противоречивых, и даже конфликтных отношениях. Подобного своеобразия не знает ни один из видов исполнительского искусства.

Дирижер – одна из интереснейших и сложных творческих профессий. Слово «дирижёр» происходит от французского «dirider» и означает «…ведущий, лицо, руководящее коллективным исполнением музыкального произведения».

Дирижер – это не только руководитель, организатор, интерпретатор, но и педагог.

А у педагога и дирижера много общего: доброжелательность, тактичность, умение «зажечь» людей и повести за собой. «Нет необходимости доказывать то бесспорное положение, что руководитель музыкального коллектива является по существу его наставником и учителем. Его обязанность состоит в том, чтобы воспитывать коллектив, повышать его исполнительскую культуру, способность понимать и ощущать образно – эмоциональное содержание музыки», - писал известный педагог, дирижер, профессор Ленинградской консерватории Илья Александрович Мусин.

Каждый музыкант, занимающийся дирижированием, должен отдавать себе отчет в том, что дирижирование – не самоцель, а средство общения с коллективом, способ передачи информации, язык, на котором дирижер разговаривает с коллективом.

Дирижер должен обладать целым комплексом различных способностей. Способностями психологи называют такие особенности личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой – либо деятельности, подразделяя их на способности общие и специальные. Способности являются результатом развития. Они формируются и достигают того или иного уровня при условии активного включения человека в строго определённую деятельность.

Для развития музыкальных способностей необходима предрасположенность к занятию искусством – склонность к художественному мышлению, наличие творческой фантазии. Необходимо обладать такими музыкальными способностями, как музыкальность, музыкальный слух и ритм, музыкальная память. Важны также исполнительские способности – игра на инструменте, мануальная техника. Необходимо наличие трёх основных музыкальных способностей в структуре музыкальности: ладового чувства, способности произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение и музыкально – ритмического чувства. Названные способности составляют ядро музыкальности. Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Значение музыкальности велико не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека.

Музыкальным следует назвать человека, чувствующего красоту и выразительность музыки, способного воспринимать в звуках произведения определённое художественное содержание, а если он исполнитель, то и воспроизводить это содержание. Музыкальность предполагает тонкое дифференцированное восприятие музыки, но и способность хорошо различать звуки ещё не говорит о том, что это музыкальное восприятие, и что обладающий ею, музыкален.

Известно, что дирижер должен обладать незаурядным музыкальным слухом. Музыкальный слух – понятие сложное и включает в себя ряд компонентов, важнейшими из которых являются звуковысотный, ладовый (мелодический и гармонический), тембровый и динамический слух. Существует также абсолютный и относительный музыкальный слух. Наличие абсолютного слуха (пассивного или активного) нередко указывает на общую музыкальную одаренность. Чем лучше слух дирижера, тем полнее его владение оркестром. Обладать абсолютным слухом для дирижера полезно, но не обязательно. Но ему необходимо иметь хороший относительный слух, дающий возможность различать соотношения звуков по высоте, взятых одновременно и последовательно. Даже сформировавшийся музыкант должен постоянно продолжать тренировать свой слух.

Важнейшим рабочим инструментом для дирижера является высокоразвитый внутренний слух. Под внутренним слухом понимается способность музыканта представлять себе звучание как отдельных тонов и аккордов, так и всей их совокупности в процессе чтения партитуры. Чтение партитуры без инструмента, как и чтение книги без произнесения слов вслух – это вопрос тренировки, и каждый дирижер должен овладеть им в совершенстве.

Основой общения, объединяющей в единую систему деятельность дирижера и оркестра, является взаимопроникающее внимание руководителя и коллектива. Дирижер должен уметь устанавливать и постоянно поддерживать контакт с каждым из участников оркестра и со всем коллективом в целом.

Развитие музыкальных способностей идет параллельно с развитием слухового внимания, но прежде ответим на вопрос – в чем состоит сущность внимания?

Внимание – это психологическое состояние человека, которое характеризует интенсивность его познавательной деятельности. Окружающий нас мир непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания. В то же время мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся, обращаем внимание. Внимание – особый вид активности человека, который выражается в концентрации сознания на решении задач, возникающих в процессе индивидуальной или совместной деятельности. Внимание способствует успешным поискам путей достижения цели.

И дирижер, и педагог должны иметь способность к распределению своего внимания между множеством объектов, будь то оркестровый коллектив или класс.

Направленность или избирательность внимания проявляется в различных формах. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании объектов познания. Сосредоточенность является необходимым условием осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Одним из главных свойств внимания являются объем, распределение и переключение внимания с одного объекта на другой. Большое значение в деятельности дирижера имеет сосредоточенность внимания. Необходимо умение заинтересовать, ставить задачи, искать и находить новое, сопоставляя со старым.

Изучению внимания уделяли большое время великие ученые, музыканты, деятели различных видов искусства: К.Станиславский, Л.Коган, И.Гофман, Б.Теплов и другие.

Дирижер оркестра чаще всего использует «контролирующее внимание» (внешнее), которое направлено на решение организационных задач: осуществление контроля и регуляции действий оркестра. В то же время внутренние контакты охватывают интеллектуальную сферу, связанную с творческим процессом.

Внутренний контакт – это способ постижения внутреннего мира музыканта, проникновение в его творческое «я». Необходимо отметить, что внутренние контакты имеют двойную направленность слуха: первая – на контроль действия оркестра, и вторая – на контакт дирижера со своим внутренним звучащим оркестром.

По мнению многих выдающихся дирижеров, таких как Б.Вальтер, Ф. Вейнгартнер, суть общения дирижера и музыкантов заключается во взаимном психическом заряжении друг друга, возникновением особого «духовного тока» между людьми.

Из всех навыков, необходимых дирижеру для его деятельности, на первое место следует поставить слуховое внимание. Слуховое внимание необходимо каждому музыканту – исполнителю. Играя на инструменте, музыкант внимательно слушает своё исполнение, сравнивая его со сложившимися в его сознании представлениями.

В деятельности дирижера оба вида слухового внимания – исполнительское и педагогическое – сочетаются в органичном единстве. Слушая свой многоголосный «инструмент», дирижер решает задачи, аналогичные задачам каждого педагога – инструменталиста, занимающегося со своим учеником, - он должен добиться наиболее совершенного воплощения исполняемого произведения.

Большое значение для развития исполнительской деятельности дирижера имеет наличие развитой музыкальной памяти. Проблему музыкальной памяти можно отнести к одной из наиболее сложных и актуальных проблем музыкального исполнительства.

Игра на память имеет сравнительно недавнее происхождение. Во времена В. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена лишь немногие исполнители считали это нужным. Память в те времена не считалась необходимой составной частью комплекса музыкальной одаренности. Заучивать наизусть рекомендовалось только сложные эпизоды, или тексты в местах переворачивания страниц. Однако, «игра по нотам» вносит свои неудобства, связанные с раздвоенностью внимания.

Исполнение без нот в настоящее время принимается за норму. Игра на память обеспечивает большую свободу выражения, чем игра по нотам, которые не только ограничивают исполнителя, но и мешают ему. Однако, на смену неудобствам, связанным с раздваиванием внимания во время исполнения по нотам, пришли другие – необходимость устойчивого запоминания и текстуально точного воспроизведения.

В музыкальной педагогике давно поставлен вопрос о способах запоминания музыки, о важном значении игры наизусть как основы творческой свободы исполнителя. Эмпирическим путем было найдено немало полезных приёмов, выработаны ценные практические рекомендации, которые составили цель – повысить продуктивность запоминания музыки.

Запоминание музыки – это компонент сложного психологического акта, и его нельзя рассматривать вне индивидуального облика музыканта, вне условий среды и характера его деятельности. Каждый должен определить для себя, в какой мере ему следует полагаться на тот или иной вид памяти.

Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта.

Музыкальная память – понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти. Как и все способности, она поддается значительному развитию.

У дирижера важно развить слуховую память, служащую основой для успешной работы в любой области музыкального искусства; логическую – связанную с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мыслей композитора; двигательную – связанную с мануальной техникой дирижера; зрительную память – в изучении и запоминании партитуры.

Развитие памяти совершенствуется в процессе практической деятельности. В специальной литературе по вопросам психологии указывается на ряд факторов, способствующих быстроте, точности и прочности запоминания. В музыкальной деятельности мы можем применить важнейший из них – максимальную активизацию процесса работы над партитурой, в том числе и максимальную активность слуха. Лучше услышать музыку – значит и крепче её запомнить. Слуховая память может быть значительно развита путём ежедневной тренировки слуха с последующим изучением гармонии за инструментом, что постепенно создаст привычку осмысливать музыку в звуковых образах. Направленность на запоминание, воля выучить наизусть способствует успеху дела.

Особенности музыкальной памяти связаны со спецификой музыкального мышления, которая обусловлена интонационной сущностью музыкального искусства. Интонация выполняет функции модели, посредством которой в музыке воспроизводится информация – художественный образ. Музыкальную память можно определить как компонент системы музыкального мышления, в котором посредством интонаций фиксируется художественное содержание.

В качестве внешней формы проявления музыкальной памяти выступает музыкальное произведение, в котором фиксируется художественное содержание. Являясь результатом творческой деятельности композитора, исполнителя, музыкальное произведение представляет собой материализованную форму музыкальной памяти человека. Осознание зафиксированного в нем содержания связано с интонационным анализом. Осуществляясь в слушательском восприятии, он является инструментом сложного процесса познания сущности музыкального произведения.

Молодой дирижер должен знать произведение наизусть и дирижировать почти не глядя в партитуру. Это требование диктуется несколькими причинами. Погружаясь с головой в партитуру, дирижер лишается возможности живого и непосредственного общения с исполнителями. Дирижер, который не смотрит на музыкантов, ни к кому не обращается – не представляет интереса, так как сила дирижерского воздействия на исполнителей значительно снижается или исчезает полностью.

У дирижирования наизусть есть свои преимущества. Дирижируя наизусть, дирижер основывается на звуковой перспективе. Его музыкальное мышление охватывает более протяженное музыкальное пространство, в то же время он более сконцентрирован.

Заучивание наизусть способствует более глубокому освоению произведения, более тщательному изучению партитуры.

Музыкальная память связана с общей памятью, привычками, характером. Она во многом зависит от внимания, целеустремлённости и других свойств личности.

Дирижер должен хорошо владеть мануальной техникой. Мануальная техника дирижера получила свое название от латинского слова «manos», что означает «рука». Мануальная техника – это определённый набор жестов и приёмов, позволяющих дирижеру передавать все его намерения: необходимую информацию о темпе, ритме, метре, характере, динамике; показ основных вступлений инструментам или их группам; свою трактовку произведения. Важнейшим общим свойством дирижерского жеста является то, что дирижерский жест бифункционален. Он обладает удивительной способностью предвосхищать будущее и одновременно фиксировать настоящее.

Дирижёр использует систему приёмов и жестов, воздействующих на природу исполнителей – оркестрантов. Они раскрепощают, высвобождают их собственные творческие силы. Дирижер добивается желаемого звучания не грозным повелением, не властью, данной ему положением руководителя, а педагогическим тактом; никогда не приказывает, не требует, но убеждает, находя самые необходимые, самые верные и точные слова; будоражит, теребит музыкантское нутро, обращаясь к различного рода сравнениям, стремится, чтобы его как можно лучше поняли.

Возможности развития и совершенствования мануальной техники безграничны. Но техника принесёт свою пользу, если ею обладает дирижер, прекрасно знающий партитуру, глубоко мыслящий, отлично слышащий и умеющий контролировать звучание всего оркестра и каждого музыканта в отдельности.

Практика подтверждает, что все выдающиеся дирижёры на определённом этапе профессиональной деятельности значительно сокращают амплитуду движений: среди них такие мастера дирижерского искусства как Густав Малер, Рихард Штраус, Артуро Тосканини, Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Герберт фон Караян и другие. Накопив богатейший художественный опыт они на практике убеждались, что главное в искусстве дирижера лежит не в физических действиях, а в психологических факторах и изменениях, среди которых внушающие воздействия занимают главенствующее положение.

Эмоционально - волевое воздействие дирижера на оркестр – это способность дирижера воодушевить исполнителей. Наибольшая степень воодушевления – творческое вдохновение. Различные степени воодушевления от увлечённости до подлинного подъема способствуют протеканию любой творческой деятельности.

Создать у себя приподнятое настроение, воодушевление – задача не простая для каждого дирижера, но она усложняется, когда нужно выдать такое же эмоциональное состояние у музыкантов оркестра – людей тоже с разными характерами и темпераментами, которые могли придти на повседневную работу без должного творческого подъёма. Дирижер должен уметь воодушевлять исполнителей, вызывать у них такое приподнятое, творчески активное состояние, благодаря которому особенно сильно обостряется внимание, предрасположенность к чуткому реагированию на выразительные жесты дирижера.

Воодушевление, вдохновение и труд нераздельны для дирижера.

Процесс дирижирования сложен и многогранен. В обстановке концертного выступления психическая деятельность является одной их самых многофункциональных в человеческой практике. Протекающая на фоне активного сознания, она осуществляется в условиях жесткой временной необратимости, создающей постоянную стрессовую ситуацию в связи с невозможностью исправления ошибок. Количество информации, которое приходится перерабатывать дирижеру за единицу времени, огромно. Но самое сложное в том, что эта психологическая деятельность осуществляется в ситуации противоречия между процессами управления и творчества.

Основой общения, объединяющей в единую систему деятельность дирижера и оркестра, является взаимопроникающее внимание руководителя и коллектива. Дирижер должен уметь устанавливать и постоянно поддерживать психологические контакты с каждым из участников оркестра и со всем коллективом в целом.

Индивидуальность человека во всем богатстве проявляется в его интеллекте, который можно рассматривать в системе умственных способностей личности. Каждая из способностей играет определённую роль в успешности овладении человеком конкретными научными знаниями. Умственные способности человека имеют свои индивидуальные различия, характерные для каждой личности – это глубина и гибкость ума, устойчивость, поверхностность, инертность, осознанность, самостоятельность, подражательность.

Многие творческие люди (ученые, педагоги, музыканты) в основе своего интеллекта имели интуицию, тонкую чувствительность, которая определяла масштабность их мышления и способность формировать нетрадиционные подходы к решению тех или иных проблем.

Деятельность дирижера носит творческий характер. Творчество – это объективное и субъективное созидание нового, а творческая деятельность – это форма интуитивно – преобразовательного отношения к миру. Творческий труд – по природе своей, особенностям, специфике – неизбежно, сам по себе, рождает мучительные раздумья, противоречивые ощущения у каждого, соприкасающегося с ним. Сомнения в процессе творчества – явление самое распространенное.

Профессия музыканта – дирижера всегда выявляет морально – этический склад человека, а творческая работа, особенно в счастливые её минуты, внутренне просветляет человека.

Дирижер должен обладать чувством воображения. Воображение – это волшебный дар, оно рождает образы, открытия. Творческое воображение – это способность, помогающая нам переходить от замысла к воплощению. У дирижера уже в процессе изучения партитуры возникают исполнительские проблемы, проблемы художественной интерпретации, а значит уже никак не обойтись без художественного воображения, без фантазии. В творческом процессе фантазия, художественное воображение – это всё. Необходимо развивать и тренировать творческое воображение, интуицию.

Все начинается с таланта. Талант – это умение работать (нет гениальности без труда), это поразительное проникновение в суть произведения. Талант нуждается в бережном отношении. Подлинный талант дирижера – совершенная редкость. Этот талант предполагает умение охватить музыкальное явление в его всеобъемлющем значении – историческом, социальном, народно – национальном. А это дано не многим.

Из всех исполнительских профессий профессия дирижера – самая сложная и ответственная. Дирижер является посредником между композитором и слушателями, а это большая ответственность. Профессор Санкт – Петербургской консерватории К.А.Ольхов сказал: «Сложность дирижерской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижера, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, инженером, планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным диспетчером, точно распределяющим время и качество звучания, контролером, качественной стороны исполнения. Дирижер выступает как «мастер», который в необходимых случаях «подправляет» детали. Дирижер совмещает в себе функции актера, и режиссера, задумывая и ставя «музыкальный спектакль» и одновременно играя в нем главную роль».



Похожие статьи
 
Категории