Г с меркин литература. Меркин Б.Г

22.03.2019

- Геннадий Самуйлович, мы знаем, что Вы были студентом Полоцкого и Могилёвского педагогических институтов. Какое событие студенческой жизни надолго осталось в Вашей памяти?

Из полоцкой студенческой жизни самое большое событие - это первая встреча с Цветаевой в 1957 году. Cтихи, только появившиеся во втором томе альманаха «Литературная Москва. 1956», мы увидели на квартире у нашего любимого педагога, а её муж, Алексей Андреевич Егоров, отсидевший в сталинских лагерях с 1946 по 1957 год, долго читал нам Цветаеву наизусть. Её стихи он сохранял в памяти и сердце все лагерные годы.

В это же время в Полоцк возвратился репрессированный за политические убеждения белорусский поэт Янка Журба. В лагере он ослеп, и мы, студенты-филологи, как могли, опекали его: записывали его новые стихи, воспоминания, помогали, сколько могли, обустраивать быт. Трудно сказать, кто кому был нужнее. Мы слушали его, впитывали в себя его рассказы, смотрели распахнутыми глазами, как он воспринимал свободу, вслушивались, как он тихим, охрипшим от морозов голосом читал стихи - совсем не так, как мы привыкли, и это во мне осталось на всю жизнь.

Совсем иные события происходили в Могилёвском пединстиуте, куда нас перевели после закрытия института в Полоцке. Так или иначе эти события тоже были связаны с хрущёвской оттепелью и рождением облика шестидесятников. Ректором института в Могилёве был некто Попов - маленький желчный человек, до перевода работавший в органах МГБ. По-моему, он ненавидел свою работу, ненавидел студентов и тосковал о прежней жизни. Ему была непонятна особая, не вписывающаяся в его представления о взаимоотношениях “студент–преподаватель” форма общения Д.Б. Кацнельсон со студентами, и он попытался изгнать её из института. Никак не ожидал ректор, что поднимутся студенты, дойдут не только до белорусских, но и московских инстанций, которые принудят его восстановить педагога на работе.

Ещё пример студенческого поведения, невозможного всего за два-три года до этого. На нашем филологическом факультете из шести студенческих групп на курсе была одна особенная. В ней преимущественно учились те, кто пришёл из детских домов. И вот в летнюю сессию они, не особенно торопясь уехать на каникулы (ехать большинству было некуда), обратились в деканат с просьбой добавить на подготовку к последнему экзамену два дня. Каждому хотелось завершить сессию получше, ведь для них размер стипендии был жизненно важен. Преподаватель не возражал, не возражал и декан, только нужно было согласие ректората. Ректор его не дал: “Расписание утверждено. И незачем его переделывать”. В знак протеста вся группа не пришла на экзамен. Следствие - всю группу оставили без стипендии. Можете себе представить, каково это было для них, для нас, для всего институтского студенческого сообщества. И мы начали борьбу: дошли до ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС Белоруссии, обратились в центральные молодёжные издания и т.д. Сделали всё. Результат? Статья в белорусской молодёжной газете «Чырвоная змена» под названием «И группа не пришла на экзамен» (на белорусском языке), а недели через две - Попов уже не ректор, студентам стипендию выплатили за все месяцы.
Ещё из студенческой жизни в Могилёве самым большим, пожалуй, событием, составляющим частицу удивительного студенческого братства, был студенческий театр.

- В студенческом театре, наверное, Вы играли главные роли?

Играл всё, что поручали, но особенно любил роли характерные - там легче развернуться. А самым удивительным событием был спектакль на выпускном курсе: наш режиссёр, народный артист СССР Николай Ильич Родионов, актёр Могилёвского театра, поставил спектакль по пьесе нашего однокурсника Валерия Атрашкевича - о партизанской борьбе в Белоруссии. Мы пьесу забраковали, но Николай Ильич настоял - и это было, наверное, самое удачное наше театральное действо. Впервые убедился: режиссёрское прочтение - это две трети успеха. Мне это потом здорово помогало в учительской работе.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Knigoed". "Knigoed" поможет Вам найти нужную книгу в лучших интернет-магазинах по низким ценам. Удобный поиск книг по авторам и названиям по 31 интернет-магазину, более 4,5 миллионов книг. Просто, быстро и удобно. Чтобы найти и заказать книгу перейдите на сайт, который располагается по адресу: http://www.knigoed.info/.

- По-видимому, увлечение театром осталось на всю жизнь? Как навыки, приобретённые в юности, помогают Вам в работе?

Конечно, осталось. Я потом играл в спектаклях в школе - вместе с учителями и детьми. Вместе с моим студентом Володей Остапенко создал студенческий поэтический театр. До сих пор горжусь двумя нашими работами: спектаклями «Реквием» (по А.А. Ахматовой) и «451o по Фаренгейту» (по книге Р.Брэдбери). В обоих случаях сценарий писали сами. Никогда не забуду: закончился спектакль по стихам Ахматовой - и в зале тишина. Тридцать секунд, минуту, три. Никто не расходится, не садится. Стоят и молчат. А мы плачем от счастья и боли...

Какие навыки? Лучше А.Т. Твардовского не скажу - “Не лгать, не трусить…”

- Известно, что с 1962 года по 2000-й Вы работали учителем русского языка и литературы в школе. Какие эпизоды из школьной жизни Вы вспоминаете с радостью и грустью?

В отечественной школе всегда было очень много хорошего - гораздо больше, чем дурного, и это плохое, как правило, было связано не с личностью учителей, а с госзаказом.

Первое замечательное, о чём я хочу сказать, были мои коллеги-учителя. Мне повезло в жизни: я учился у них и учился вместе с ними. Но иногда коллеги, особенно те, кто был связан с должностью администратора, принуждены были жить в предлагаемых обстоятельствах.

Мне вспоминается два случая из моей работы в любимой средней школе № 6 г. Вязьмы, где я прожил восемь самых счастливых учительских лет.

Пример первый. Школа ещё находилась в одноэтажном, барачного типа здании с котельной, которая отапливалась углём. Я веду урок литературы в выпускном классе - каждая минута на вес золота. В середине урока открывается дверь, и, тогда ещё завуч, великолепный учитель-словесник, труженица, классный администратор-пахарь В.Н. Сафонова, извиняясь, говорит: “Мальчики, оделись, пришла машина с углём, надо разгрузить, а Геннадий Самуйлович поговорит с девушками”. Я пытаюсь объяснить, что урок в выпускном классе, что… Валентина Николаевна строгим административным голосом прерывает меня и… забирает юношей разгружать уголь. Я тут же завершаю урок, а в классном журнале записываю в разделе «Что изучали на уроке» - “Разгружали уголь”. Этого оказалось достаточно, чтобы все - и медики, и завхозы, и начальство посолидней - поняли: слова о том, что урок - это святое для меня, не просто слова.

Все, кроме министра. В Вязьму по пути в Смоленск должен был заехать министр образования РСФСР Данилов. Школа наша славилась своим задиристым характером: мы знали себе цену, работали на совесть, и это подтверждалось результатами при поступлении, на олимпиадах и в соревнованиях, поэтому позволяли себе, мягко скажем, не всегда соглашаться с начальством, иметь право на собственное мнение. И начальство нас не любило. Тихо, но постоянно. Но когда в город приезжало начальство повыше, его прежде всего везли к нам. А Валентина Николаевна Сафонова (она уже стала директором школы) гордилась этим: мы лучшие. Для неё это было важно, и она нас всех (и учеников, и педагогов) приучила: надо бороться за то, чтобы быть лучшим.

Так вот, я веду урок опять-таки в выпускном классе и из окна своего кабинета на втором этаже вижу: подъехало много-много «Волг» - и чёрных, и белых… И вылезло много-много начальников разных уровней. Минут через 15–20, в середине урока, открывается дверь, первым заходит министр, а за ним в глубине - огромный шлейф из лиц и пиджаков. Министр говорит: “Можно?” - и проходит. Я отвечаю: “Нельзя, у меня урок, и вы мне мешаете”. Пауза. Разворот, и все уходят.

На перемене я в кабинете директора, глаза которой - непотухший вулкан. Министр выходит из-за директорского стола, за руку здоровается, спрашивает: “Что ж вы меня на урок не пустили?” Отвечаю: “Выполнял ваши инструкции: урок - это святое, а у меня 11-й класс. Мне каждая минута дорога. Вы зашли, посмотрели, ушли - а у меня урок сорван”. “Вы всегда ведёте себя по инструкции? - спрашивает министр. - Мне ваш директор сказала, что ваша кличка в школе среди учителей «законник»”. “Стараюсь, - отвечаю я и цитирую любимое место из «Горя от ума»: «Когда в делах, я от веселий прячусь»”.

Уроки закончились, и мы идём смотреть мой кабинет литературы. Министру всё понравилось, и “на закуску” он говорит: “А теперь покажите, как вы работаете с инструктивными материалами”. Думает, наверное, что прищучил. Я спокойно достаю из шкафа каталожный ящик, на котором написано: “Приказы. Инструкции. Методические письма”, демонстрирую. Здесь про экзамены, здесь - про олимпиады, здесь - об уроках и т.д. Нужно было видеть его лицо. Оно то улыбалось, то серьёзнело… И вердикт: “Первый раз вижу учителя, который это всё читает и, мало того, систематизирует. А сегодня убедился - и выполняет. Молодец. Спасибо. И простите, я был неправ. Вы подарили мне хороший урок”. Смотрю на Валентину Николаевну. Глаза уже, как всегда, добрые, умные, вулкан потух, лава не извергается, а внизу всё равно - маленький женский кулачок. Примирение состоялось.

Не знаю, весёлое это или грустное. Но я к тому, что в эти годы учитель уже мог отстаивать свои права. Ведь давно известно: для того чтобы тебя уважали другие, надо уметь уважать себя самому.

Что было самое плохое, с моей точки зрения? Стремление государства причесать всех одинаково. Все, по периметру всех границ, учили одни и те же произведения наизусть, писали сочинения на одни и те же темы, должны были блюсти “расчасовку”, свято чтить учебник и запоминать из него всё - даже глупости.

Несколько слов о по-настоящему радостном.

Пауза… Я кладу руку в карман и говорю: “Вы хотите, чтобы завтра литературу у вас вёл не я?” Дружный хор голосов выдохнул: “Нет”.

Прошло двадцать пять лет, и мои ученики приехали за мной, чтобы увезти в Вязьму и вместе отмечать годовщину окончания школы. За дружеским столом автор того вопроса вдруг спрашивает: “Геннадий Самуйлович, а вы помните мой вопрос про Солженицына?” “Конечно”, - отвечаю я. “А зачем вы тогда положили руку в карман?”

Я рассказал о фиге в кармане, о своих чувствах, о теории Солженицына жить не по лжи. Сегодня, когда у меня спрашивают: в чём счастье учителя, я про себя говорю: “В том, что они помнят: я положил руку в карман…”

- Что в современной школе стало лучше, что хуже, что не изменилось совсем?

Что хорошо сейчас? Право осознанного и ответственного выбора. На него, правда, начали покушаться. Министерство придумывает нечто, не советуясь со специалистами, не обкатывая серьёзно, без проверки (то, что они называют проверкой, - это удавка на шее утопающего: мы поэкспериментруем, но решение останется прежним), а затем с упорством, достойным другого применения, внедряют свои решения.

Что хуже? По-моему, дай Бог, чтобы я ошибался, из школы потихоньку уходит слово любовь . Прагматизм - это хорошо, и технологии, наверное, естественны при компьютерах. Но ребёнка надо любить. А любить его некогда: все спешат “по своим домам, своим квартирам, оставив его позабытым”. Неоправданно много пишут, много ненужного: рефераты, портфолио… Говорится много лишних слов вместо того, чтобы неброско быть с детьми, всегда и искренне. Школа превращается в сферу образовательных услуг - как парикмахерская или банно-прачечный комбинат. Жаль.

Что не изменилось? Дети. Они хороши - как всегда. Другие, непохожие ни на кого, к счастью. Но хорошие!

Хорошим. Таким, каким его напишете вы. Это серьёзно. Но ещё более серьёзно вот что: надо понимать, что в процессе обучения литературе учебник не основное средство, а вспомогательное. Основное - литература, художественный текст, писатель и его герои, переживания, миропонимание.

Ни один, даже самый идеальный, учебник не привьёт любовь к чтению и книге. Я всегда вспоминаю наблюдение американского педагога Э.Кросби, который ровно сто лет назад изучал яснополянскую школу. Л.Н. Толстой считал, отметил Кросби, что учитель всегда выбирает тот способ преподавания, который ему ближе всего. Но чем этот способ ближе учителю, тем он дальше от ученика. И делал вывод: “Лишь тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”. Учебник - часть образа преподавания. Им должны быть довольны ученики, им эта учебная книга должна быть интересна, она должна быть союзником и собеседником, а не ментором.

- Что Вы можете посоветовать сего­дняшним студентам-выпускникам, которые придут в школу и окажутся в трудном положении между необходимостью натаскивать учеников к ЕГЭ и традициями русской классической педагогики?

- “Бороться и искать. Найти - и не сдаваться…” ЕГЭ - это форма государственного контроля, причём в худшем варианте за всю историю отечественного образования. Проверяется на ЕГЭ по литературе не уровень миропонимания, гуманитарного и гуманистического сознания, постижения художественного замысла автора, а формальное знание. Вот почему у нас стало модным не-чтение. Последствия этого скажутся уже на жизни современного поколения. Однако руководство образованием убеждает себя и всех желающих в собственной непогрешимости. А убеждается лишь тот, кто не связан с образованием, а связан, в лучшем случае, с обучением. Или с чином.

- Сейчас Вы курируете работу аспирантского объединения, проводите конференции, редактируете аспирантские научные работы и оказываете поддержку в их издании. Какова сфера научных интересов Ваших аспирантов?

История педагогической и методической науки: нужно, чтобы молодые учёные исследовали великие традиции наших предшественников; вопросы, связанные с раскрытием творческого потенциала учащихся. Семён Егорович Раич, блистательный педагог начала XIX века, добивался выдающихся результатов в обучении и воспитании: он стремился к тому, чтобы у его воспитанников и у него было единство или, во всяком случае, близость интересов. Я учусь у Раича. Я даю моим аспирантам такие темы, которые мне очень близки, я над ними думал, иногда даже по этому поводу что-то писал, но никогда уже сам не сумею завершить: о детской журналистике, о педагогическом наследии И.Ф. Анненского, о методических идеях Ю.М. Лотмана… Но есть случаи, когда аспиранты сами предлагают тему и защищают свои диссертационные исследования.

- Известно, что, получив диплом с отличием, Вы работали завучем в школе рабочей молодёжи в г. Вязьме, затем заведующим методическим кабинетом гороно, учителем русского языка и литературы, директором средней школы № 5. Что бы Вы сделали в первую очередь сейчас, оказавшись в роли администратора - завуча, директора школы?

Подал бы заявление об увольнении. Не хочу участвовать в процессе, о котором добром не вспомнят “ни гордый внук славян, ни друг степей калмык”.

- Трудное и неблагодарное занятие - делать прогнозы на будущее. И всё-таки. Как Вы считаете, что будет с литературой как предметом преподавания через пятьдесять лет, если положение не изменится и учёные, подобные Вам, дружно уйдут в отставку?

Не уйдут. И предмет останется. Только что и во имя чего будет в основе предмета? Какой мотив? Сознание хорошо выполненного дела - или желание “сдать” ЕГЭ? Заметим, что сдают то, что не нужно. То, что пригодится, - держат. В русской школе прежде держали экзамен. Мы уже давно сдаём. И это видно. Понять систему выразительных средств - или вместе с писателем познавать себя? Ведь “роман или стихотворение - продукт взаимного одиночества писателя и читателя” (И.Бродский). Вообще-то я оптимист: “Вынесет всё - и широкую, ясную // Грудью дорогу проложит себе…” Но пока, к сожалению, “Кажется, трудно отрадней картину // Нарисовать…”

Передериева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Щедровская ООШ, Чертковского района

УМК Г.С. Меркина в свете ФГОС второго поколения

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача

подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной

интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные,

творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в

ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора

развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность

принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Приоритетной целью современного российского образования становится не

репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а

полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно

очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать

процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер,

ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования

отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,

умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,

которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные

действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы

деятельности», «надпредметные действия».

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на

ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность

являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных

технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача

внедрения нового образовательного стандарта.

Требования к результатам

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную

образовательную программу основного общего образования:

  1. личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
  2. сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
  3. сформированность основ гражданской идентичности.
  4. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  5. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Литература учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его

миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом..

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуаль-

ное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззре-

ния, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и

ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитиче-

ского мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания ав-

торской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в

ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произ-

ведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, ос-

новных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

Я третий год работаю по УМК Г.С. Меркина.

Данная Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Особенности УМК Г.С. Меркина по литературе (5-8 классы)

3. Учебник Г.С. Меркина структурирован с учетом тематических линий стандарта, которые простраиваются от эпохи к эпохе, от писателя к писателю.

4. Особенностью данного УМК является его сквозная логика движения материала.

6. Хорошо представлена зарубежная литература.

7. Большое внимание в учебниках уделено развитию представления о межпредметных связях.

8. В учебниках литературы (5-8 кл.) Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект, более отчетливо намечен диалог времен и культур. (например, легенда о Китеже в интерпретации писателей XX века, сравнение нартского эпоса и одного из сюжетов «Одиссеи», сопоставление описания степи в «Тарасе Бульбе» и в чеховской одноименной повести).

В УМК Г.С. Меркина произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс последовательно. В них даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). Здесь представлены сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста.

Данные учебники способствуют формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, выявлению подтекста, пониманию особенностей художественного образа; формированию речевых умений - умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.

Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, помогают расширить представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение обучающихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.

Преподавание литературы в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников.

Важнейшими умениями , которые формируются и развиваются в 5-9 классах, являются следующие:

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений;

Выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

Осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

Определение принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

Обоснование своего суждения, составление характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;

Выявление роли героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

Составление простого и сложного плана изучаемого произведения;

Объяснение роли художественных особенностей произведения и работа со справочным аппаратом учебника;

Владение монологической и диалогической речью, подготовка сообщения, доклада, реферата;

Составление письменного ответа на вопросы, написание сочинения на литературную и свободную темы;

Высказывание собственного суждения об иллюстрациях;

Сопоставление произведений разных видов искусства, написание сочинения по картине.

Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочтения произведения, учитель формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. («Есть три вида читателей: первый - это те, кто наслаждается не рассуждая; другой - те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, - те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». - И.В. Гёте.)

Так в 5 классе при работе по УМК Г.С. Меркина осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения) к систематическому курсу литературы. Одной из приоритетных задач изучения литературы является формирование эстетического идеала, развитие художественного вкуса. Основной составляющей урока литературы должна быть мировоззренческая проблема. Понимание сложных нравственных категорий происходит при обсуждении следующих тем: «Гуманистическая направленность в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина» Для ребят ставятся задачи выявления народной основы сказки, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств. На уроке проводится лексическая работа со словами кротость, целомудрие . Дети говорят, что кротость – это спокойствие, доброта. Целомудрие – чистота. Следующая тема: «Любовь как высшая нравственная основа рассматривается на примере произведений М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», здесь благодатное слияние с природой и целым миром вызывает у лирического героя состояние внутренней просветленности. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром; Ф.И. Тютчев «Весенние воды», стихотворение наполнено поэтическим чувством радости, возникающим от осознания бесконечности жизни; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», обновление и возрождение природы весной вызывают желание слиться с весенним днем, созерцание природы пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; А.А. Фет «Чудная картина…», лирический герой ощущает единство и даже слияние с природой. В рассказе В.Г. Распутина «Век живи – век люби» показано утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания. Тема семейной традиции и влияние на формирование личности раскрывается в произведении А.П. Платонова «Никита», автор показывает мир глазами ребенка, мальчик понимает, что отца нет и трудодень – это спасение для него и для мамы. Отец вернулся. «Днем отец стругал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе, а Никите он тоже дал работу – выпрямлять молотком кривые гвоздики…

Давай все трудом работать, и все живые будут.

Давай, сынок, - согласился отец. Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».

Преподавание литературы в 5-9 классах УМК Г.С. Меркина ориентировано прежде всего на формирование интереса к личности писателя и к изучаемым произведениям; установление связи между мировоззрением автора и его творчеством.

К урокам, посвященным изучению фактов биографии писателя, учащиеся готовят индивидуальные сообщения в жанре художественно – биографического рассказа, составляют пересказ, тезисный или цитатный план статьи учебника. Эти уроки включают экскурсии в режиме слайдовых презентаций по галерее портретов, памятным местам А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.

Итогом работы является составление диалога по теме урока на основе материалов рефлексивной таблицы, заполнение которой предусмотрено в ходе прослушивания сообщений учителя или учащихся, а чаще всего и учителя, и учеников.

Отличительная особенность УМК Г.С. Меркина еще и в том, что все произведения должны быть прочитаны заранее. Анализ произведения – это центральный этап в работе над монографической темой, основное внимание уделяется непосредственно тексту, изучению его художественных особенностей.

На этапе анализа текста происходит лексическая работа, помогающая пополнить словарный запас школьников. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» проводится работа со словами однозвучный, долгий, родной . При изучении творчества Н.А. Некрасова ребята объясняют значение слов вестимо, вирши, мякина, чухна.

Учащиеся записывают определение нравственно-эстетических понятий в рабочую тетрадь. Такая работа ориентирована на формирование умения видеть в литературе отражение объективной действительности, собственного отношения к авторскому эстетическому идеалу, а также умения соотнести идеал писателя со своим представлением о прекрасном в жизни, природе, человеке.

На уроках, посвященных анализу басни, говорится об особенностях жанра: отчетливое выделение двух частей – сюжета и морали, условность, аллегоричность образной системы, противостояние идей в основе конфликта. При изучении темы «И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» перед учениками ставится задача научиться выразительно читать басни в лицах наизусть. Кроме этого ребята должны знать, в чем проявляется иносказательный смысл басен. Проводится лексическая работа со словом лицемерие . Учащимся предоставляется свобода выбора заучивания понравившейся басни, так выявляется читательский интерес.

При анализе рассказа мы с ребятами оговариваем детали-символы в описании пейзажа, портрета, интерьера, ведущий эмоциональный тон, позволяющий воссоздать атмосферу внутренней жизни героя в данный момент, характер сюжетной развязки. Определяем роль в повествовании описаний, диалогов действующих лиц, говорим об особенностях характера героя, определить функцию второстепенных и эпизодических персонажей в повествовании. При анализе рассказа А.П. Платонова «Никита» предлагаю самостоятельную исследовательскую работу с текстом, лексическая работа ведется со словами трудодень, просо, щербатый, ощериться, буду век вековать . Ребята заполняют правую часть таблицы по пунктам: пустая бочка, колодец, две земляные норы, старый пень, стол, банька . При подведении итога урока ученики отвечают, в каких словах емко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова «Никита». Они говорят: «Давайте все трудом работать, и все живые будут»

Анализ поэтического текста имеет специфические особенности, обусловленные эмоциональной реакцией, вызванной чтением текста, и обращением к изобразительным средствам.

Особое направление работы на уроке литературы в рамках данной системы уроков – формирование историко – культурной эрудиции учеников, начиная с 5 класса. Индивидуальные и групповые задания ориентированы на формирование системы исторических знаний и взглядов, позволяющих оценить авторскую позицию. В данном УМК система работы ориентирована на реализацию межпредметных связей литературы, музыки и изобразительного искусства. На уроках изучения биографии писателя учащиеся обращаются к произведениям изобразительного искусства.

На уроках литературы происходит развитие письменной речи школьников в ходе создания высказываний на заданную тему. Этому способствуют следующие задания: написать словарную статью, смешной рассказ о случае из жизни, рассказ по пословице, которой можно завершить свой рассказ, записку или письмо шуточного содержания, сказку, басню, сочинение от лица участника события, сочинение – размышление. Ребятам нравится такой вид работы. Они с удовольствием читают свои произведения. На уроке мы дорабатываем их сочинения. Такие уроки проходят весело и интересно. В УМК Г.С. Меркина 5-9 классы основными видами деятельности учителя и учащихся на уроках литературы являются работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассоциативных рядов, презентация книг, заполнение рефлексивных таблиц, создание слайдовых презентаций, заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателей, художественный пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям и чтение наизусть, составление цитатных и тезисных планов, конструирование диалогов на основе материалов учебника, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, работа с портретами писателей, иллюстрациями, устное словесное рисование, викторины по творчеству писателя.

Данные направления работы по УМК Г.С. Меркина в 5-9 классах содействуют формированию духовно развитой личности, развитию эстетических и творческих способностей учащихся, воспитанию интереса к научной деятельности, повышению уровня учебной мотивации.

Программа 5-9 классов учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе; опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных произведений, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.

Любовь к России и человеку - вот главный нравственно - философский стержень курса, определяющий его образовательно - воспитательную ценность. Аннотации к разделам программы соответствуют общей концепции курса и призваны сориентировать учителя в проблематике изучаемых произведений, выделить то главное, что составляет их идейно - эстетическую значимость.

В целом представленная программа литературного образования в 5-9 классах адресована ученику современной общеобразовательной школы, человеку ХХI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.

Как учитель должен осуществлять преподавание литературы в условиях перехода на новый стандарт?

  1. Бороться за юного читателя;
  2. Осмысливать литературу в контексте национальной культуры;
  3. Уделять внимание проблеме диалога культур, к литературе народов России;
  4. Осваивать новые технологии для достижения «старых» целей: воспитание сердца и образование разума как единство.

Жизнь не стоит на месте, новые образовательные Стандарты вносят корректировку в учебный процесс по литературе. Такие изменения предстоят и УМК Г.С. Меркина.

Вот направления доработки УМК по литературе Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9 класс)

  1. Корректировка содержания в связи с Примерной программой
  2. Развитие межпредметных связей (цветная вклейка; методическое сопровождение)
  3. Доработка методического аппарата:

Формирование универсальных учебных действий(познавательных, регулятивных, коммуникативных)

Усиление личностной направленности заданий по осмыслению проблематики произведений.

* Учет требований современной информационной среды

Прежние издания (5 класс)

Издание по новому стандарту (5 класс)

Из мифологии. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (в пересказе Н.А. Куна )

И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом»

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды»

И.С. Тургенев «Муму», «Воробей», «Русский язык»

И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…», «В деревне»

А.П. Платонов «Никита»

Из мифологии. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (в пересказе Н.А. Куна) «Гомер. Одиссея. Песнь девятая» (фрагмент, в переводе В.В. Вересаева)

И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» , «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…»

И.С. Тургенев «Муму», «Два богача» , «Воробей», «Русский язык»

И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги», «В деревне», «Подснежник»

А.П. Платонов «Никита», «Цветок на земле»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»,

Цветная вклейка с репродукциями картин

Список произведений для заучивания наизусть

Итоговые вопросы и задания

Прежние издания (6 класс)

Издание по новому стандарту (6 класс)

Из мифологии

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок»

А.А. Ахматова «Мужество», «Победа»

О. Генри «Вождь краснокожих»

Из мифологии. В рубрике «Для вас, любознательные!»: кратко о «Калевале», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус» , На севере диком стоит одиноко…», «Листок»

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля»

Из зарубежной литературы. О. Генри «Вождь краснокожих», «Дары волхвов»

Цветная вклейка с репродукциями картин.

Прежние издания (7 класс)

Издание по новому стандарту (7 класс)

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава»

М.Ю. Лермонтов «Родина», «Песня про..»

А.А. Фет «зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер»

М. Горький «Автобиография», «Детство», «Старуха Изергиль»

А.И. Куприн «Куст сирени», «Alez»

С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…»

И.С. Шмелев «Русская песня»

В.М. Шукшин «Слово о малой родине»,

«Микроскоп»

Русские поэты XX века о России

У. Шекспир. Сонеты № 30, 54, 90, 102

Г. Тукай «Книга»

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»+

«Псалом Асафа» - в рубрике «Исследовательский проект» (задание на

Сравнение стихотворения с первоисточником )

Д.И. Фонвизин «Недоросль»+ Ж.Б. Мольер

«Мещанин во дворянстве» (фрагмент) – в рубрике «Для вас, любознательные!»

А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам…»(+ рубрика

«Исследовательский проект» - задание на сравнение редакций стихотворения),

«Во глубине сибирских руд…», «Анчар»,

«Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава»

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы (Восточное сказание)», «Родина», «Песня про…»

Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан»

А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер»

А.И. Куприн «Чудесный доктор », «Alez!»

М. Горький «Автобиография», «Детство»,

«Челкаш», «Старуха Изергиль»

А. Грин «Алые паруса» (фрагмент)

С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», «Я покинул родимый дом…», «отговорила роща золотая…»

И.С. Шмелев «Русская песня», «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»)

М. Карим «Бессмертие» (фрагменты)

В.М. Шукшин «Чудик» , «Слово о малой родине»

Литература

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы Авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. 4-е издание5, исправленное и дополненное. М.: «Русское слово», 2008
  2. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-11 классы

Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011

  1. Информационный диск издательства «Русское слово»
  2. Уроки литературы. К учебнику «Литература.5 класс» (автор – составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

«Рассмотрено на заседании МО» «Согласовано» «Утверждено»

Протокол № от «____» сентября 2011 г «___» сентября 2011 г. «___» сентября 2011г.

Руководитель МО Зам директора по УВР Директор

Н.А. Литвинова _________ Е.А. Игнатченко __________А.В. Чебунина
Рабочая программа

По предмету: Литература

Класс: 7

Учитель: Лисица Марина Дмитриевна, учитель 1 кв.к.

Планирование составлено на основе:

Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Учебник: Литература. 7 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Кол-во часов: 102


  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


  1. Тематическое планирование
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

  • внеклассное чтение – 8

  • развитие речи – 5

  • классные сочинения- 3

  • домашние сочинения - 2

  • тесты – 6

  • ХКК ГОС (региональный компонент) - 7



Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество


4

Из древнерусской литературы


2

3.

Из русской литературы XVIII века

5

Из литературы XIX века

26

4.

Русская литература XX века

24

5.

Зарубежная литература

6

6.

Итоговые уроки

2

Итого:

68

Учебник соответствует программе по литературе для 5-9 классов (авт.-сост. Г.С. Меркин), а также сохраняет преемственность по отношению к курсу "Литературное чтение" для 1-4 классов (авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.Л. Болотова). Учебник знакомит школьников с фольклором, произведениями русской и зарубежной литературы от древности до XX века включительно, содержит хрестоматийные тексты.
Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев. Методический аппарат учебника позволяет организовать обучение как на базовом, так и на углублённом уровне.

АНТИЧНЫЙ МИФ.
Тайны окружали древнего человека повсюду. И он стремился познать их и объяснить. Нашим предкам это было жизненно необходимо: нужно было знать, как отвести беду, как выжить, как обеспечить род пищей. И не только о материальном думали они. Их не менее волновало духовное, ибо от него, по их мнению, зависела судьба человека. Древние люди справедливо считали себя частью единого мира, в котором всё связано, слито неразрывно. Связь с космосом ощущалась ими естественно и постоянно: солнце и дождь, удачная охота и рождение ребёнка, огонь у очага - всё зависело, по их представлениям, от высших небесных сил. Эти верования, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени.

В древние времена у каждого народа складывались своеобразные, часто похожие, суждения и понятия о природе, жизни и смерти, о тех. кто распоряжается судьбой, - богах, и о тех. кто совершает подвиги, - героях. Всё это находило отражение в мифах.

СОДЕРЖАНИЕ
Книга - твой друг!
ИЗ МИФОЛОГИИ
Античный миф
Олимп
Одиссей на острове циклопов. Полифем
Гомер. Одиссея. Песнь девятая (Фрагмент)
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Загадки
Пословицы
Поговорки
Русские народные сказки
Царевна-лягушка
Сказки народов России
Падчерица
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О литературе Древней Руси
Из «Повести временных лет»
Расселение славян
Кий, Щек и Хорив
Дань хазарам
ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА
Эзоп
Ворон и Лисица
Лисица и виноград
Жан де Лафонтен
Лисица и виноград
Русские басни
Михаил Васильевич Ломоносов
«Случились вместе два Астронома в пиру...»
Иван Андреевич Крылов
Ворона и Лисица
Волк и Ягнёнок
Волк на псарне
Свинья под Дубом
Русская басня в XX веке
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин
Няне
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Эпитет
Литературные скажи
Руслан и Людмила (Отрывок)
Рифма
Зимняя дорога
ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист...»
Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза
Весенние воды
«Есть в осени первоначальной...»
Л.А. Фет. «Чудна»! картина...»
Михаил Юрьевич Лермонтов
Бородино
Николай Васильевич Гоголь
Ночь перед Рождеством
Иван Сергеевич Тургенев
Стихотворения в прозе
Два богача
Воробей
Русский язык
Николай Алексеевич Некрасов
Крестьянские дети
Тройка
Строфа
Лев Николаевич Толстой
Кавказский пленник
Сюжет и фабула
Антон Павлович Чехов
Пересолил
Злоумышленник
Юмор. Деталь. Диалог.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, 5 класс, Часть 1, Меркин Г.С., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Похожие статьи
 
Категории