Какая студия выпускает мультик маша и медведь. Создатель «Маши и Медведя» об американских секретах мультика

10.04.2019
-->

"Маша и Медведь" один из популярнейших отечественных мультфильмов на сегодняшний день. Взрослые и дети с нетерпением ждут новую серию. Историю создания мультфильма и немного планов на будущее рассказал kstati . by генеральный директор студии "Анимаккорд" Дмитрий Ловейко.

- Как родилась идея создать мультфильм?

Автором идеи, сценаристом и одним из продюсеров проекта "Маша и Медведь" является Олег Кузовков, за плечами которого 20 летний опыт работы с мультипликацией. В основу анимационного сериала была положена знакомая всем с детства сказка о Маше и Медведе, но существенно обыгранная, с эффектом новизны. Проследив за приключениями героев и посмеявшись над комичными ситуациями, в которые попадают персонажи, в особенности мохнатый Мишка, ребенок усвоит важный урок, потому что история не только смешная, но и поучительная. По признанию Олега Кузовкова, идея сделать анимационный сериал "Маша и Медведь" зародилась у него в голове 14 лет назад после отдыха в Крыму. На пляже была маленькая, но очень активная девочка "без комплексов", которая через пару дней заставила всех взрослых зарываться в гальку и заплывать за буйки. Так что у непоседы Маши есть реальный прототип. В 1996 году запуститься с подобным проектом было невозможно из-за разобранности отечественной киноиндустрии, поэтому с воплощением идеи пришлось повременить. Ждать пришлось больше десяти лет. Во второй половине 2007 Кузовков вернулся к этой теме, написал сценарий презентации проекта, вместе с группой единомышленников сделал красочный буклет и подготовил инвестиционное предложение. Вскоре инвестор нашелся, и производственный маховик начал раскручиваться.

- Сколько серий мультфильма планируется выпустить?

- Сколько человек работает над созданием мультфильма и как долго создается одна серия?

Около 50 человек. Работа над одной серией занимает от 4-х до 5-ти месяцев. Но поскольку одновременно в работе находится до 4-хсерий, то выходят они примерно раз в 1,5 месяца.

- Будет ли полнометражный мультфильм "Маша и медведь"? Если будет, когда планируется выпустить ?

Если появится хорошая идея по полному метру, то мы начнем работу над этим. Полный метр в анимации сделать сложнее, и обычно дороже, чем обычный фильм, поэтому без хорошей идеи нет смысла браться за столь длительный и дорогой проект.

Как Вы нашли главную героиню (Алину Кукушкину) для озвучки Маши? Кстати, многие телезрители замечают сходство между Машей и Алиной. Её (Машу) "срисовали" с Алины? Или это просто фантазия зрителей.

Алина Кукушкина - замечательная маленькая актриса, нашли ее случайно, через знакомых. Сходство наших двух героинь - Алины и Маши - это скорее всего фантазии зрителей. Хотя можно сказать, что в процессе работы над сериалом Алина, конечно, привносит в характер своей героини свои черты - поскольку Машу уже трудно представить без ее голоса.

Фильм смотрят как дети, так и взрослые. Каждый находит в нем свой смысл. Вы это учитываете при написании сценария?

В какой-то мере да, поскольку сериал посвящен взаимодействию детей и взрослых, просто выражено это все на основе сюжета старой сказки. Поэтому взрослые тоже, скорее всего, видят это взаимодействие со своей стороны, и примеривают его на себя.

- Принимаете ли к сведению критику (предложения) зрителей.

Обязательно. Внимательно изучаем отзывы зрителей в Интернете, иногда они просто помогают посмотреть на сериал со стороны. А от конструктивной критики никогда никому еще хуже не стало.

Будем надеяться, что "Маша и Медведь" не перестанут удивлять новыми сериями как малышей, так и взрослых.

https://сайт/w/images/8/82/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B0_%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C.jpg

Кадр из заставки

Производство

  • Анимаккорд
  • Маша и медведьАнимаккорд, Маша и медведь
  • Русский
  • Информация о сезонах

    Длительность эпизода

  • 7 минут
  • Трансляция

    Формат изображения

  • 1080i (16:9 HDTV)
  • Телеканал (РФ)

  • Карусель
  • Россия-HD Мультимания
  • Детский
  • РТР-Планета
  • Карусель
  • Ма́ша и Медве́дь - российский мультипликационный сериал, ориентированный на общую аудиторию. Мультфильм создан при помощи трёхмерной графики. Для моделирования, риггинга и анимации используется программный комплекс Autodesk Maya. Рендер производится на собственной рендер-ферме компании «Анимаккорд». Транслируется на телевизионном канале «Россия 1» в программе «Спокойной ночи, малыши!» и на канале Карусель. Также был показан во Франции, Швейцарии и Канаде . С ноября 2009 года мультсериал лицензионно издается на DVD и Blu-Ray компанией Мистерия звука.

    В 2012 году вышел первый спин-офф под названием «Машины сказки », на текущий момент состоящий из 24 серий по мотивам русских народных и зарубежных сказок.

    С 2014 года запущен второй спин-офф сериала, который называется «Машкины страшилки ».

    На момент 13.08.2013 мультфильм доступен на официальном сайте для свободного просмотра через YouTube в HD качестве.

    Персонажи

    Маша

    Единственный (если не считать Деда-Мороза и девочки-чукчи из серии «Фокус-покус») персонаж-человек в мультфильме. Её озвучивает Алина Кукушкина.
    У Маши рыжеватые волосы и зелёные глаза. Любимая одежда - тёмно-розовый сарафан, и такой же платочек на голове. Очень непоседливая и шаловливая.

    • Любит леденцы на палочке, сладости, трогать, переставлять, играть с наградами и кубками Медведя, играть мячиком, прыгать в ведре, задавать разные вопросы.
    • Умеет делать «лунную походку». Иногда косит глаза. Путает «право» и «лево».
    • В предложениях часто говорит 2 раза «уже»: «Может, уже поужинаем уже?», «Может, уже покатаемся уже?».
    • Использует интересное слово - «лежим» (сочетание слов «режим» и «лежать»).
    • Владеет приёмами рукопашного боя (сюжет «Дальний родственник»).
    • Не очень хорошо готовит кашу и пельмени (серии «Каша+Маша» и «Приятного аппетита»), но прекрасно варит варенье (серия «День Варенья»).
    • Хорошо играет в шахматы. Шахматного коня называет «поник» (от слова «пони»).
    • Отлично владеет ручным столярным инструментом (эпизоды «Первый раз в первый класс», «Хит сезона»), умеет играть на электрогитаре (эпизод «Хит сезона»).

    Медведь

    Медведь «Миша» - в прошлом очень популярный цирковой медведь, за что имеет множество грамот, медалей и наград. Он бережно следит за каждым кубком и медалью, периодически начищая их до блеска. Находясь на заслуженной пенсии, живет в лесу. Любит покой, тишину, уют, рыбалку, мёд и футбол. Имеет личное хозяйство - несколько ульев с пчелами, цветочную клумбу и огород. Играет на гитаре, тромбоне и рояле. Умеет ездить на велосипеде и роликовых коньках.

    Миша не умеет разговаривать на человеческом языке, но понимает его, и общается с Машей в основном жестами, сопровождая рычанием разных тональностей. Озвучивает медведя Борис Кутневич.

    Второстепенные персонажи

    • Медведица - возлюбленная Медведя и второй женский персонаж. Кокетлива, довольно капризна. Время от времени ссорится с Медведем по пустякам, и Маше приходится их мирить.
    • Заяц - друг Маши и Медведя. Часто, как и Миша, страдает от Машиного озорства. Иногда вместе с Медведем ковыряется в огороде, но чаще всего оттуда ворует морковку.
    • Волки . Эти довольно страшные персонажи чаще страдают от Маши, чем выходят победителями.
    • Белка . На хулиганства Маши отвечает, швыряясь сосновыми шишками.
    • Ёж . Очень редко участвует в проделках Маши, не любит, когда Маша портит его грибы и ягоды.
    • Панда - племянник Миши. Соперник Маши
    • Домашние животные - Козёл, Куры, Петух, Свинья и Собака, живущие во дворе дома Маши и прячущиеся от неё везде, где только возможно. Единственное животное, не боящееся Маши - Свинья по имени Роза
    • Тигр - старый товарищ медведя по цирку. Шахматист.
    • Пингвинёнок - приёмный сын Миши. Был подкинут ему в виде яйца, и позже воспитан Машей и Мишей, а потом отправлен домой в Антарктиду на самолёте.
    • Дед Мороз - маленький старичок, ростом чуть-чуть выше Маши.
    • Гималайский медведь - решителен, удачлив, физически развит, в связях, порочащих его (пингвины, волки, тигры и т. д.) не замечен. Настоящий мачо!
    • Пчёлы - злые и агрессивные. Но в серии «Фотография 9 на 12» они представлены очень забавными.

    Награды и премии

    Серия № 1 «Первая встреча » (2009 год, режиссёр Денис Червяцов).

    «Маша и Медведь» - детский мультсериал, рассказывающий о приключениях лесного Медведя и девочки Маши. В мультфильме используется трехмерная графика, которую авторы с помощью программы Autodesk Maya. Сценарий каждой серии мультфильма не только позволяет посмеяться над приключениями героев, но и содержит поучительную составляющую.

    История создания

    Идея создания мультфильма принадлежит аниматору Олегу Кузовкову. Олег - не только автор идеи, но и сценарист и один из продюсеров проекта. В «Маше и Медведе» Олег сумел воплотить свой двадцатилетний опыт работы с анимацией.

    По словам самого Олега, идея мультика пришла ему в голову во время отдыха в Крыму. На одном из крымских пляжей он заметил маленькую, но очень бойкую девочку. Она не давала покоя никому из взрослых и благодаря этому стала прототипом девочки Маши. История произошла в далеком 1996 году - с тех пор Олег начал вынашивать идею мультфильма. Воплотить идею в жизнь удалось только в 2007 году. Олег собрал группу единомышленников, написал сценарий пилотной серии и начал искать инвестора.

    Начало работы

    Поиски инвестора увенчались успехом, и вскоре группа аниматоров начала работать над дебютной серией мультфильма «Первая встреча». Над ее созданием работала студия «Анимаккорд» совместно с группой Asymmetric VFX Studio. «Анниммакорд» занималась разработкой персонажей, а Asymmetric VFX Studio - моделингом, рендерингом и анимацией. Эскизы главных героев разработал сам Олег еще в 1996 году, когда познакомился с прототипом Маши. По его словам, на создание эскизов ушло всего два часа времени.

    На создание дебютной серии мульфильма ушло восемь месяцев - первые шаги всегда трудно. Со временем, набравшись опыта, «Анимаккорд» сократил время создания серии до четырех месяцев. Как рассказывают сами создатели «Маши и Медведя», самое трудное - это полностью проработать комическую составляющую мультфильма. Больше всего времени уходит не на анимирование персонажей или создание спецэффектов, а именно на придумывание шуток.

    «Анимаккорд» встает на ноги

    Вторую серию мультфильма «Анимаккорд» создавала совместно со студией «Аэроплан». Позже «Анимаккорд» уже самостоятельно занималась работой над «Машей и Медведем». В составе студии работают три специалиста по композитингу, пять специалистов по рендерингу, пять и дюжина аниматоров. Над анимацией снега и воды работает отдельный человек. Шубка Медведя имитируется с помощью специальной программы, разработанной одним из работников студии.

    «Маша и Медведь» - российский мультфильм, который обрёл мировую славу. По данным компании Kidz Global, в Индонезии его знают 95% детей, в Италии - 88%. Сервис Netflix называет мультфильм «русским феноменом». В феврале 2015 года студия «Анимаккорд», создатель «Маши и Медведя», получила награду за лучший анимационный сериал на саммите детского развлекательного телевидения Kidscreen в Майами. В 2015 году выручка производителей от продажи товаров по лицензии «Анимаккорда» под брендами «Маши и Медведя» составила $225 млн. В 2016 году управляющий директор компании Дмитрий Ловейко планирует увеличить её на 25% за счёт зарубежных партнёров. «Секрет» рассказывает, как небольшая компания вошла в десятку лучших мировых анимационных студий и продолжает завоёвывать рынки.

    Прорыв

    Когда фотограф «Секрета» передал гендиректору студии Дмитрию Ловейко плюшевого медведя, чтобы сделать снимок, тот возмутился: «Зачем я держу медведя?» - и посадил его на пол. «Почему фотографы всегда хотят обложить меня медведями и Машами, я к ним отношения не имею. Этим я обижаю художников - они всё создали и нарисовали». В разговорах с журналистами он тоже говорит, что невольно стал публичным лицом, он всего лишь менеджер, а успех мультфильма - заслуга креативной команды. В «Анимаккорде» работает 120 человек, из них 70 - мультипликаторы.

    За семь лет «Маша и Медведь» стал одним из самых узнаваемых и ярких российских брендов за пределами страны, его показывают более чем в ста странах мира, мультфильм переведён на 25 языков. Игрушечную Машу можно встретить, например, в крупнейшей испанской сети гипермаркетов El Corte Inglés, шестиминутные мультфильмы крутят не только по европейским телеканалам, их показывают даже в кинотеатрах - «Маша» попала в топ-10 фильмов рождественского проката в Италии. «Зрители голосуют кошельком, покупая новые серии, сувенирку, и мотивируют бизнесменов приобретать лицензии. Строить прибыльные бизнесы и рисовать мультфильмы - это совсем не одно и то же», - говорит управляющий партнёр брендингового агентства Depot WPF. Ловейко зря скромничает, сильный бренд построил именно он.

    Почему «Маша и Медведь» пользуется успехом в странах с разной культурой? Во-первых, сюжет понятен и близок и детям, и родителям, каждый эпизод - это история о взаимодействии ребёнка со взрослым. «Маша и Медведь продолжают архетипические отношения героев русской сказки, при этом чрезмерная проказливость Маши находится в полном соответствии с современным ребёнком. Героев всего двое, и они очень яркие - это сильная сторона бренда. Кроме того, герои находятся в интересном конфликте. Всё внимание фокусируется на них», - отмечает генеральный директор BBDO Branding Ольга Коновалова.

    Во-вторых, мультфильм длится семь минут - дети не устают. Усидеть перед экраном больше десяти минут им бывает сложно. Мультфильм «Алиса знает, что делать» длится 26 минут, продюсеры специально разрезают его и по частям выкладывают на YouTube.

    Следующим фактором успеха Ловейко считает «гэговость» - как «Том и Джерри» или «Ну, погоди!», «Маша и Медведь» - это серия нелепых ситуаций, смешных ужимок и фокусов. Отсутствие долгих диалогов делает Машу подходящей любому возрасту и понятной жителям разных стран. «В диалогах вы чётко обозначаете аудиторию, а в детском контенте она очень разная - до трёх лет, от трёх до семи, от семи до девяти. Поэтому, например, "Лунтик" работает в узком сегменте, - объясняет Ловейко - Гэги всем интересны, но их очень сложно делать - нужно удерживать ритм, важна мимика и т. д.». Кроме того, многим запомнился голос Маши, которую озвучивала Алина Кукушкина.

    История «Маши и Медведя» началась в 1996 году: художник, оператор и режиссёр Олег Кузовков отдыхал в Крыму и увидел девочку на пляже, вот, как он вспоминает об этом в старом интервью : «Ребёнок - просто вождь краснокожих: кто-то, например, курицу ест, она подошла, тоже поела без спросу. Через два дня люди на пляже от неё заплывали за буйки, зарывались в гальку, притворялись мёртвыми. Но она "мёртвых" поднимала, зарывшихся из гальки выкапывала, а из-за буйков сами приплывали». Он написал сценарий мультфильма, но не представлял, где найти деньги на проект - в 90-х мультипликацию не поддерживало ни государство, ни частные лица. Через десять лет вместе с коллегой Андреем Добруновым (с 2014-го возглавляет студию «Союзмультфильм») Кузовков нашёл инвестора, им стал бизнесмен Сергей Кузьмин. Кто он и чем занимается кроме студии, в «Анимаккорде» не рассказывают. Сейчас Кузьмину, согласно базе «СПАРК-Интерфакс», принадлежит 80% компании. Вместе с ним в компанию пришёл Ловейко, однокурсник Кузьмина в Новосибирском государственном университете. Раньше Ловейко работал коммерческим директором в нескольких компаниях в пищевой промышленности в Новосибирске, а затем - директором по развитию авиакомпании НПО «Взлёт» в Москве. Он начал выстраивать бизнес-процессы «Анимаккорда».

    Первые две серии «Маши и Медведя» делали год, они появилась в программе «Спокойной ночи, малыши!» на телеканале «Россия» в самом конце 2009-го. Премьеры других популярных российских мультсериалов - «Лунтика» (2006) и «Смешариков» (2004) тоже состоялись в этой передаче. На «Спокойной ночи, малыши!» «Анимаккорд» делала ставку изначально, в том числе поэтому каждая серия длилась шесть минут. ВГТРК быстро согласилась пустить «Машу» в эфир. По словам Ловейко, первые несколько серий подняли рейтинг передачи в полтора раза.

    Хотя в российских соцсетях родители жалуются, что Маша учит детей капризничать, мультик смотрят миллионы. В 2012 году серия «Большая стирка» возглавила рейтинг русскоязычного сегмента YouTube, за десять месяцев её посмотрели 36,5 млн раз. С тех пор «Маша» бьёт рекорды - в 2015 году одна из серий собрала миллиард просмотров, став самым популярным русскоязычным видео на YouTube. В 2012-м «Анимаккорд» выпустила новый «добрый проект» - «Машины сказки»: Маша пересказывает сюжеты русских народных сказок. Спустя ещё два года студия прикинула, что дети, начавшие смотреть мультфильм в 2008 году, повзрослели и теперь любят страшилки. Они сделали ещё один спин-офф - «Машкины страшилки».

    Ловейко называет свою компанию неформальной. «Анимаккорд» за сезон выдавала всего восемь серий (60 минут), тогда как формат телеканалов - 26 (182 минуты). «В первый год мы сделали две серии, во второй - четыре, зато они были такого качества, что их сразу полюбили» - производство первых эпизодов обошлось компании в $3 млн. Телеканалы помогли сформировать лояльную аудиторию, однако как важный источник заработка «Анимаккорд» их никогда не рассматривала. С 2012 года все серии мультфильма можно смотреть бесплатно на официальном канале YouTube.

    Зарабатывает «Анимаккорд» в первую очередь на продаже лицензий: около 60% выручки приносит это направление, ещё 40% - на самом контенте (продажа прав на показ мультфильмов, рекламные отчисления, в том числе реклама на YouTube). 40% выручки компании при этом уже приходит из-за рубежа - это отчисления иностранных лицензиатов и реклама на YouTube-каналах в разных странах. Видов лицензий много, можно «использовать охраняемые составные части сложного произведения» - персонажей, музыку, локации и другие - для производства продуктов и оказания услуг. С 2009 года лицензии приобрели больше 150 компаний по всему миру. Среди них: Danone, Ferrero, Perfetti van Melle, производители игрушек Simba Dickie Group и Ravensburger, канцтоваров Crayola и другие. Пока большую часть денег «Маше и Медведю» приносят лицензиаты в России, но в компании считают, что уже в этом году Италия сможет генерировать сопоставимый доход. В среднем от продажи каждой лицензии студия получает роялти в размере 10%, но цифра зависит от сегмента.

    Схожим образом зарабатывают и «Машины» конкуренты из России, и гиганты вроде Disney и Marvel. В 2012-м «Анимаккорд» уступала по объёмам продаж лицензий «Смешарикам», но к 2014-му «Маша» догнала их. По словам создателя бренда «Смешарики» Ильи Попова, выручка его компании сопоставима с отчислениями, которые получает Маша: «Год на год не приходится, в некоторых категориях мы выигрываем».

    Дмитрий Ловейко

    Фото: Фотография: Павел Александров/«Секрет Фирмы»

    Поддержка бренда и контроль

    «Вы работаете на формирование фанатов и лояльной аудитории, а деньги получаете с бизнеса, который использует эту же группу для реализации своих продуктов», - объясняет Ловейко.

    Для фанатов мультфильма есть страницы в Facebook (4,2 млн подписчиков), «ВКонтакте» (331 650 подписчиков), Instagram (48,9 млн подписчиков) и «Одноклассниках» (219 490 подписчиков). В «ВКонтакте», помимо официальной страницы, поиск выдаёт 9000 неофициальных. В компании следят за тем, чтобы каждый день в соцсетях появлялось пять оригинальных сообщений: рисунков, открыток, советов и других постов, которые пользователи захотят лайкнуть и расшарить.

    «Анимаккорд» тщательно выбирает партнёров для выпуска продуктов под брендом мультфильма. «Чтобы мир ваших персонажей существовал долго, вы должны контролировать и продукты тоже», - продолжает Ловейко. Вселенная Маши и Медведя давно не ограничивается мультиком, «Анимаккорд» с партнёрами занимается выпуском игр, журналов и книг. В 2012 году вышло 335 разных книжек о Маше: «Это от 3,5% до 5% российского рынка детских книг. Перенасыщение не очень хорошо», - говорит Ловейко.

    От каких-то предложений компания отказывается, даже если они могут принести прибыль. Например, Ловейко против «кукол-повторюх»: «Чтобы люди всякую гадость говорили, а потом выкладывали в интернет это с Машиным голосом, - нам это нафиг не надо». Ещё одно табу - сотрудничество с производителями дешёвых товаров низкого качества, например футболок, - в краткосрочной перспективе на этом можно заработать, но в конце концов получится больше негатива.

    Ловейко предпочитает работать с крупными игроками. Многие предлагали ему производить шоколад под маркой «Маша и Медведь», но менеджер ждал, пока бренд приглянется концерну Ferrero. Итальянский производитель сладостей мог не заинтересоваться «Машей», если бы репутация бренда была подмочена выпуском некачественных конфет. В 2014-м Ferrero продал в России 37 млн батончиков и шоколадных яиц с фигурками Маши и Медведя.

    Защищая своих героев и бренды, «Анимаккорд» борется с пиратами и контрафактом, в 2014-м правовая группа, нанятая компанией, участвовала в 3000 судебных дел. Отбиваться есть от кого: 2012 году, когда DVD ещё активно покупали, компания продала миллион дисков с мультфильмами, а пираты, по подсчётам «Анимаккорда», - в четыре раза больше. Сейчас на AliExpress предлагается больше 1000 неофициальных товаров по запросу «игрушки маша и медведь».

    Выход за границу

    «Маша и Медведь» - первый российский мультфильм, ставший популярным на Западе. «Смешарики» тоже развиваются за рубежом, но они пришлись по душе китайским зрителям и сфокусировались на этом рынке.

    Ловейко говорит, что договариваться с иностранными телеканалами о показе «Маши» было не так уж сложно. Они только ждали, пока будет больше материала - хотя бы один сезон из 26 серий. Первыми мультфильм показали французы на Canal+, они согласились взять 13 серий, но эффект появился не сразу.

    В 2015-м итальянская газета La Stampa написала, что в Италии «Машу и Медведя» любят больше, чем мировую знаменитость «Свинку Пеппу». Журналисты предположили: итальянские дети имеют куда больше общего с девочкой, чем со свинкой. Кроме того, в отличие от российских родителей, итальянцы находят мультик добрым и поучительным. «Мультик полезен детям именно потому, что там подчёркивается могущество ребёнка в его нарциссической фазе развития. И если эту фазу (иллюзии собственного могущества) не дать ребёнку с наслаждением прожить (как самозабвенно это делает Маша), то во взрослую жизнь выйдет унылый депрессивный взрослый с хроническим чувством собственного бессилия», - считает психолог Юлия Бурлакова. Итальянский детский телеканал Rai YoYo показывает «Машу» по десять раз в день, и рейтинги не снижаются. «Мы с "Машей" побили все рекорды. 800 000 зрителей одновременно! Ни один мультик так не смотрят», - рад директор канала Массимо Лиофреди.

    Фотография: dbqueen/Flickr/

    Кроме итальянского RAi права на показ сериала принадлежат американскому Cartoon Network, английскому Cartoonito, немецким KiKa и Sony Music, французским France 5 и NBC Universal, испанской Panda и другим каналам. На YouTube мультфильм посмотрели больше 6 млрд раз. Он опережает показатели конкурентов из Nickelodeon и Disney. Bloomberg Businessweek приводил данные исследователей Social Blade, которые оценивают ежемесячную рекламную выручку мультфильма на YouTube в $1,5 млн (сейчас один просмотр приносит 50 центов, до кризиса приносил $1).

    Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться при выходе за границу, - дубляж. На английский язык команда переводила мультфильм в Лос-Анджелесе, кроме перевода, меняли все надписи в мультфильме, чтобы для ребёнка он был «как родной». Немецкий канал KiKa получил права на «Машу» при условии, что сам переведёт сериал. Ловейко считает, что дубляж вышел плохим, и, когда Sony попросила права на выпуск DVD в Германии, настоял на новом переводе. «Анимаккорд» дублировала «Машу» ещё раз самостоятельно.

    Ловейко может долго обсуждать тонкости адаптации мультфильма для разных стран. Например, рассказывать, как партнёры из ОАЭ попросили вырезать из серии несколько сцен с участием Свинки Розочки по религиозным соображениям или рассуждать, чем материковый китайский язык отличается от китайского на Тайване. В августе на Тайване закончился первый сезон и прошёл праздник «Маши и Медведя». Сейчас компания планирует запускать показ сериала в Китае. «Кто будет отвечать на вопросы китайских детей в китайских соцсетях, вываливать туда открытки с Машей? Наши китайские партнёры, поэтому договариваться надо очень обстоятельно», - говорит Ловейко. Бывают случаи, связанные с особенностями разных стран.

    При выходе на зарубежные рынки едва ли не самое важное - найти партнёра, который останется надолго и будет относиться к бренду как к своему собственному. У «Анимаккорда» нет внутренних специалистов не только по Китаю, но и по Португалии, Франции и другим рынкам, полагаться приходится на местных представителей.

    Ловейко рассказывает, что российские аниматоры теперь спрашивают у него совета, как покорить Европу. «На Западе бизнес привык работать с крупными структурами вроде Disney или Dreamworks, там много правил: выпускать стайлгайды два раза в год, регистрировать товарные знаки и т. д. Нельзя прийти с DVD и сказать: смотрите, какой хороший мультфильм. Но мы этого всего не знали, рассказать было некому», - говорит он.

    Один из уроков такой: первое предложение никогда не бывает хорошим. Нужно ждать, пока схлынет волна тех, кто хочет нажиться на быстрорастущем бренде. Потом придут серьёзные компании. За право производить продукты под брендом «Маши» борются теперь компании со всего мира, но Ловейко разборчив. Чтобы продавать игрушки в Индонезии, где мультфильм хорошо знают, не нужен контракт с местным производителем, спрос закрывают уже существующие производители в России и Германии, которым Ловейко доверяет.

    Большинство маркетинговых усилий «Анимаккорд» направляет на зарубежные рынки - за рекламу и продвижение платит в валюте, а контент производит за рубли. Основную выручку компания тоже зарабатывает в рублях, но скоро ситуация может измениться.

    В ближайшее время активная работа предстоит в США. Кроме московского, у «Анимаккорда» есть офис в Майами, который помогает продвигать мультфильм в Штатах и Латинской Америке. В июле прошлого года авторитетный американский журнал Animation Magazine включил «Машу» в рейтинг «Топ-250 телешоу, которым суждено стать классикой». В августе мультфильм взял в свой каталог онлайн-кинотеатр Netflix. «Мы храним на сервисе лучшие программы со всего мира, это касается и детских программ, и нам очень нравится "Маша и Медведь"», - сказали «Секрету» в пресс-службе Netflix. Место в рейтинге и интерес Netflix означают, что у сериала есть перспективы в Штатах.

    В сентябре 2015 года газета «Известия» написала, что из-за недостатка финансирования «Маша и Медведь» закрывается. Ловейко быстро опроверг сенсацию. Но стена Ловейко в «ВКонтакте» всё равно успела превратиться в Стену Плача - поклонники требовали вернуть «Машу и Медведя». Третий сезон мультсериала должен появиться в середине 2018 года. Одна из серий «В гостях у сказки» уже доступна на YouTube, следующие студия планирует выпускать раз в полтора-два месяца. Зарубежные каналы ждут готового сезона. Долгое ожидание только подогревает интерес к российскому феномену.

    Алексей Андреев Управляющий партнёр брендингового агентства Depot WPF (среди клиентов: Nestle, Unilever, Xerox и другие компании)

    Создатели продукта явно не ограничивали себя категорией «мультфильм». Речь с самого начала шла о формировании серьёзного коммерческого бренда. Долгосрочная стратегия, анализ целевой аудитории, позиционирование, креатив и бренд-бук - это надёжные инструменты для превращения милых персонажей в машину по зарабатыванию денег. Это чистый маркетинг, стремящийся охватить как можно больше точек контакта с потребителем. И здесь мы повсюду видим грамотное применение зарубежных бренд-технологий.

    Российский бэкграунд, национальный колорит, одежда, имена и при этом близкие и понятные всему миру истории. Жизнь главных героев - это зеркало отношений между женщиной и мужчиной, родителями и детьми, слабыми и сильными. Использован беспроигрышный контекст «вероломная истеричка и благодушный дурачок», найдены исключительно универсальные визуальные образы и коды, персонажи вызывают симпатию. Если добавить сюда единую сюжетную линию, хороший саундтрек и ровные по качеству серии, то мы получим отличный, пригодный для всемирного тиражирования продукт.

    Судите сами: это нравится взрослым и детям, не имеет жёсткой привязки к культуре, традициям и географии. Массовый зритель не уделяет пристального внимания деталям, ему достаточно общего ощущения качественного мультфильма. А это качество складывается из тысячи мелочей, которые разительно отличают этот бренд от других мультиков. Профессиональному глазу видно, что рисованные герои в точности соответствуют гайдлайнам и во всех сериях аналогичны. Маша, например, может улыбаться только так и эдак - и никак иначе. У Медведя столько-то пальцев на лапах и улыбка сверкает только с определённых ракурсов. По каждому из характеров написана целая конституция, где учтены все «можно - нельзя»! Это внутренние законы ремесла, которые неукоснительно соблюдаются в том же Disney и, как правило, совершенно игнорируются у нас. Отсюда и такая фантастическая разница в результатах, попадающих на широкие экраны.

    Фотография на обложке: Павел Александров / «Секрет Фирмы»


    Как создают мультфильм

    Всё начинается со сценария, который пишет основатель студии Олег Кузовков. Описание всего действия, которое разворачивается в серии, умещается всего на паре листов A4. После того как сценарий готов, художник в соответствии с ним рисует каждую сцену - делает сториборд. Это раскадровка, которая помогает команде понять, что происходит в серии. Рисунков в сториборде может быть до 2 тысяч, при этом необязательно все сцены попадут в мультфильм.

    Затем сториборд попадает в отдел 2D-аниматик. Здесь специалисты располагают картинки в хронологической последовательности на «линейке» и разбивают их на эпизоды. Становится ясно, сколько минут будет длиться каждый эпизод, как будут взаимодействовать герои и что говорит главный персонаж - Маша. После этого её озвучивают - записывают голос актрисы дубляжа Алины Кукушкиной, которой сейчас 14 лет. А «Машей» она стала, когда ей было всего шесть. Правда, новые серии третьего сезона озвучивает актриса Варя Саранцева. На этом же этапе выставляется положение камер.







    Затем плоские 2D-объекты и персонажи переводят в объёмные 3D-фигуры. Этим занимаются моделлеры. В базе хранятся все предметы, которые были задействованы в мультфильме. Поэтому, например, для Маши или Медведя не нужно каждый раз создавать новую модель (если они в кадре в «классическом виде»). Но во всех сериях есть такие вещи, которые присутствуют в кадре первый раз - к примеру, новые головные уборы, дома, транспорт. Весь этот реквизит создаётся с нуля: сначала его отрисовывает художник, затем отдают в отдел 2D-аниматик и наконец в 3D-аниматик.

    Каждая такая модель переходит на сетап. Здесь специалист прикрепляет ко всем движущимся частям управляющие элементы, потянув за которые можно оживить всё, что не должно быть статичным в кадре. Всё это делается для аниматоров, которые могут заставить занавеску колыхаться от ветра, Машу - танцевать, а Медведя - недоумевать. Моделлеры прорабатывают и все крайние формы эмоций героев, такие как смех, плач, удивление. После того как предметы смоделированы, они идут на текстуринг. Здесь из серой заготовки получается полноценный цветной персонаж. Его раскрашивают, надевая на него текстуру, которую предварительно нарисовал художник.

    Наконец в дело вступают аниматоры, которые управляют всем, что есть в кадре, как марионетками. То есть буквально открывают двери, берут книги с полки, делают липсинк - ставят положение губ Маши в соответствии с тем, какие звуки она произносит. При этом нужно учитывать, с каким настроением героиня говорит - весёлым или грустным. Для того чтобы знать текст, аниматоры слушают его запись в наушниках. Весь этот процесс может занимать два-три месяца.







    После анимации мультфильм попадает на рендер, где специалисты накладывают фактуры на серые модели и расставляют свет в кадре. Все герои и их окружение становится максимально реалистичным: у персонажей появляются волосы, животные обрастают шерстью, у ёлок вырастают иголки. Плюс на рендере уже появляется время суток, время года и устанавливается погода.

    Затем мультфильм отправляется на заключительный этап - композ, специалисты этого отдела работают над слоями, обрабатывая их, выравнивая по интенсивности цвета, динамике и соединяя в один готовый продукт. Финальный вариант мультфильма согласовывается с художественным руководителем, а потом серия заливается на YouTube и iTunes.



    Фотографии: Яся Фогельгардт



    Похожие статьи
     
    Категории