Хоббит повесть. Откуда что взялось

15.03.2019

Курлянд Давид Михайлович (Менделевич) - родился в Одессе 1 февраля 1913 года. Его родители приехали в Одессу из Прибалтики, а именно из Вильнюса, где они оба родились. Семья поселилась на Молдаванке на улице Садиковской, 37, это угол Разумовской. Отец по профессии был печником-строителем и умер в Одессе в 1921 году. И мать Давида осталась одна с тремя детьми. Он был младшим из детей. Давиду пришлось несколько лет быть на воспитании в детских домах Одессы.

Вот что рассказывает в своих дневниках о своей жизни он сам:
- «Мне тогда было семь лет, и я оказался в одном из детских домов, который вначале находился в Малом переулке, 8 (ныне переулок Маяковского), а затем в доме № 20 по улице Пишоновской (ныне ул. Ковалевского). В этих детских домах я находился около трех лет - 1920-1922 годы. И только после окончания гражданской войны, когда старший брат был демобилизован из Красной армии и вернулся домой, он забрал меня из детского дома».

В начале 20-х годов в Одессе вновь активизировались организованные банды, приезжали «залетные преступники-гастролеры». Оживились шулера, контрабандисты и жулики. В городе участились пожары и кражи. А воспитывавшийся в детдоме Давид не понаслышке узнал криминальный мир и с «лицевой» стороны, и с «изнанки»

Окончив семь классов, Давиду с 13 лет пришлось пойти работать, зарабатывать себе на жизнь. Он пошел по стопам отцам, вначале поработал учеником печника, а потом, когда набрался опыта, уже и печником. Но жизнь брала свое, менялись профессии, менялись места работы: соевый завод, где он поработал завхозом, управление пожарной охраны, суконная фабрика. А ещё вначале 30-х годов комсомол направил его участвовать в ДНД (добровольная народная дружина). Там, в народной дружине, он и познакомился со своей будущей спутницей жизни, девушкой Надей с Заставы. Поженились они еще совсем молодыми. Дом для своей молодой семьи – на улице Столбовой, 4 – он построил своими руками из старенького сарайчика. Еврейский паренек Давид, чтобы кормить семью, подрабатывал: сапожничал, клал людям печи, ремонтировал дымоходы и крыши, а его жена работала на Суконной фабрике.

А в 1934 года, когда ему исполнился 21 год, хорошо зарекомендовавшего себя в ДНД, молодого комсомольца Давида Курлянда пригласили в обком комсомола и предложили поработать в Одесском уголовном розыске, в должности помощника уполномоченного. Так он попал на рабату в милицию, где в дальнейшем и служил, до выхода на пенсию.
В то время в стране была огромная нехватка следователей, судей, инспекторов. Вот и проводились комсомольские наборы, в органы призывали новых людей. Детдомовский парень, не имевший ничего за душой, хотел служить государству и тем идеям, которым его учили. К тому же он был способный: имея образование всего семь классов, он писал безукоризненно грамотно. И потому специалистом в розыскном деле оказался незаменимым. Он не только планировал операции, но и сам в них участвовал. В то же время безрассудно своими подчиненными не рисковал. В первые же дни его работы бандитами были убиты сотрудники угро Нумерованный и Ополько. Смерть товарищей только укрепила уверенность Давида в верности выбора своего решения - бороться с бандитами до конца. Он смело и находчиво выполнял все поставленные перед ним задачи.

За все время службы у Курлянда не было ни одного прокола. И не было такого дела, которое он не смог бы раскрыть. За несколько лет прошел профессиональный путь от помощника опера до старшего оперуполномоченного. Войну он встретил в Одессе. Давид Курлянд вместе с товарищами по службе до последнего дня участвовал в обороне родного города от фашистов. И лишь после того как советские войска оставили Одессу, Курлянд ушёл из города на последнем судне. Он был награждён медаль «За оборону Одессы» за № 300. А вот его мать и сестра Полина с детьми, оставшиеся в Одессе, были растреляны оккупантами.

Курлянд в конце 1941 года был направлен в Узбекистан, в распоряжение Ферганского уголовного розыска для борьбы с преступностью. В те годы туда эвакуировали десятки тысяч людей, многие приезжали не с пустыми руками. Среди них были дезертиры, валютчики, бандиты. Курлянда, как уже опытного сотрудника уголовного розыска назначают заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана. А было ему только двадцать восемь лет

В марте 1944 года, когда наши войска уже подходили к Одессе, Давид Михайлович был отозван из Узбекистана и в числе освободителей 10 апреля въехал на танке в родной город. После освобождения Одессы от фашистской оккупации в городе и его окрестностях создалась сложная криминогенная обстановка. Отступая, разведорганы немецкой и румынской армий формировали банды из уголовников-рецидивистов, бывших полицаев и их пособников. Перед ними ставилась задача всячески тормозить восстановление разрушенного города; внедряясь в руководящие органы, организовывать саботажи, дезинформировать население, разнося слухи о якобы возвращающихся захватчиках. И, конечно же, совершать убийства, налеты, разбои, грабежи (в том числе и военных складов).

В активную борьбу с предательским отребьем вступили сотрудники Одесского уголовного розыска во главе с Давидом Курляндом. В то время особенно громким стало дело об убийстве и ограблении одесского горвоенкома Ивана Ляшко. Курлянд со своим помощником Леонидом Кривенко напал на след банды Игоря Шевцова, орудовавшей в подобном стиле и подозреваемой в убийстве Ляшко. В течение месяца оперативники сумели выследить и обнаружить логово подельников Шевцова и обезвредить. Также сотрудникам Одесского уголовного розыска, фактически возглавляемого Давидом Курляндом, в течение нескольких недель удалось обезвредить и уничтожить банды «Додж 3/4», «Одесский Тарзан», «Черная кошка». Только «Черная кошка» за короткий срок совершила 12 убийств, налетов и ограблений. Возглавлял банду некто Николай Марущак, а помощником у него был отпетый бандит Федор Кузнецов по кличке Когут. В этой группе насчитывалось 19 рецидивистов. Именно члены шайки "Черная кошка" зверски убили участкового инспектора милиции Небита, сотрудника госбезопасности и несколько войсковых офицеров. Все это производилось с целью присвоения оружия и форменной одежды, в которую экипировались бандиты, когда шли "на дело". Как правило, трупы убитых уголовники прятали в катакомбах.

Курлянд поставил перед своими подчиненными задачу во что бы то ни стало и в сжатые сроки взять или уничтожить банду "Черная кошка" и, по возможности, захватить живым Марущака. По предположению начальника угро, он наверняка знал и других своих сообщников и встречался с ними. А Марущак и его шайка в это время скрывались в катакомбах и в развалинах разрушенных во время войны зданий. И все же по полученной от населения информации сотрудники угрозыска шаг за шагом сжимали кольцо вокруг Марущака. Но опытный бандит со стажем каждый раз избегал подготовленных для него ловушек. Однажды оперативникам удалось выследить вожака. А он, хорошо знавший многие ходы в катакомбах, нырнул в один из них и через время прибыл в свою глубокую пещеру на Куяльнике, где находилась его штаб-квартира. Марущак считался битым волком и обложить его было не так уж и просто.

Прошло некоторое время. И как-то раз при очередной облаве на барахолке, в числе других, был арестован один из сообщников Марущака. Об этом стало известно, когда при выявлении личностей задержанных его опознал один из бывших полицаев. Спасая свою шкуру, он сдал его. Так и вышли на штаб-квартиру банды "Черная кошка". Действуя оперативно, сотрудники угро ранним утром окружили это место. Бесшумно подошли вплотную к логову. Но бандиты, почувствовав опасность и понимая, что они заперты в пещере, решили прорваться сквозь кольцо. Выскочив наружу, открыли ураганный огонь. Оперативники моментально отреагировали на это, начав стрельбу на поражение. Бой был коротким, но жестоким. Тяжело раненный вожак еще пытался отстреливаться из пистолета, но его схватили и обезоружили. В самый последний момент Марущак все же успел раскусить ампулу с ядом. На его лице застыл звериный оскал. Вожак прекрасно понимал, что за содеянное ему спуску не будет, и предпочел умереть добровольно. С бандой "Черная кошка" было покончено.

Вот что вспоминает известный одесский писатель и коллекционер Михаил Пойзнер: - "Два с половиной года оккупации не могли не сказаться на криминальной ситуации. Многих молодых людей, которые в 1941 году по возрасту еще не подлежали призыву, в 1944 году, когда город был освобожден, стали призывать в армию. Те, кто был призван, молодые, необстрелянные, практически все погибли при Ясско-Кишиневской операции. Понятно, что многие пытались уклониться от призыва. Так возникла целая армия дезертиров, некоторые из них пополняли бандитские группы. Да и возвращавшиеся с войны фронтовики зачастую не имели образования и профессии, ничего не умели делать, кроме как стрелять, и тоже порой пополняли среду уголовников, наивно думая: «Вот пару копеек отобьем, а там будет видно…». В городе оставались бывшие полицаи, снабжённые немцами оружием. Вот с кем приходилось иметь дело работникам уголовного розыска.

После войны Одесса входила в состав городов особого списка, которые определялись по уровню бандитизма. В Украине, кроме Одессы, такими городами были ещё Умань и Николаев. В 1948 году Давид Курлянд был назначен заместителем начальника уголовного розыска Одессы. Табельным оружием у него, как и у многих сотрудников уголовного розыска в то время, был так называемый пистолет оперативника – браунинг калибра 7,62. Мощный, безотказный пистолет, который свободно помещался, как в заднем кармане брюк, так и за голенищем сапога. Это было очень удобно, поскольку висящая сбоку кобура мешала и выдавала работника милиции. Но в «руководящем кресле» он сидеть так и не привык. Сам планировал проведение различных операций против бандитов, сам в них участвовал. В коллективе его называли «профессором» по борьбе с бандитами, фальшивомонетчиками, мошенниками. Безрассудно своими подчиненными не рисковал, хоть и был для сотрудников непререкаемым авторитетом. Криминальные же «авторитеты» боялись и уважали «большого начальника». Бывшие матерые уголовники «завязывали» с прошлым только потому, что дали слово Давиду. Давид Михайлович умел разговаривать со своими подопечными. По словам сына Д.Курлянда Анатолия: "Отца уважали и боялись, в том числе и бандиты.. Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников. Нас боялись как огня. Помню, когда я женился на москвичке и любимая взяла мою фамилию, так она год не могла устроиться здесь, в Одессе, на работу. Ее боялись. Руководство каждого предприятия переживало: а вдруг она будет что-то выяснять, выведывать, ее свекор же настоящий сыщик! Ой, смешно и горестно это вспоминать! Еле нашли ей работу."

Создатель Народного музея милиции Василий Давиденко (недавно ушедший из жизни) был близким другом Давида Курлянда. Он с большой теплотой и уважением вспоминал о Давиде Михайловиче, отдавая должное его высокому профессионализму. Он говорил:

- ".. Если начальник уголовного розыска мог быть номенклатурной единицей, то заместитель начальника был «рабочей лошадкой». В мирное время с такой анкетой быть награжденным боевыми наградами, удостоиться ордена Красной Звезды (в 1954 году) - это что-то да значило",

В 1953-м Давида Курлянда назначают начальником 2-го, затем 1-го отдела милицейской службы. В 1960-м - заместитель начальника уголовного розыска Одессы. До начальника отделения уголовного розыска не дослужился, но заместителем стал знаменитым. С 1958 года почти десять лет Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. А в 1963-м, в возрасте всего лишь пятидесяти лет Давида Михайловича отправили на пенсию.... Но отдыхать он не мог: читал лекции, консультировал работников уголовного розыска, просиживал в архивах, собирая материалы о героическом пути своих соратников, товарищей по оружию.

В то же время Курлянд был бессребреником. Гроза бандитов немного для себя наработал в конце безупречной службы: с любимой женой Надей и с детьми он всю жизнь прожил в коммунальной квартире, в центре города, в районе Соборной площади, а именно в доме Либмана. Дочь Давида Михайловича стала учительницей математики в одесской школе, сын стал профессиональным военным и служил в городе Энгельсе, недалеко от Саратова.

Не слушая сплетен, не замечая грязи, выливаемой на него недоброжелателями, в своей жизни Давид Курлянд руководствовался законом двух П – порядочности и профессионализма. Он всегда был открыт для новых идей, но никогда не спешил немедленно принимать любую. Готов был учесть чужое мнение, но в каждом случае сам решал, что пойдет на пользу делу. Всегда помнил, что для принятия окончательного решения необходимы ясный ум и холодная голова. Эмоции – плохой советчик. И излишне чувствительные, беспомощные, мечущиеся натуры вызывали у него некоторое раздражение. Он был уверен в том, что для достижения намеченной цели нужны организованность, дисциплина и мобилизация скрытого потенциала. И в том, что начатое дело не бросают на полдороге.

А еще две высокие награды обошли Давида Михайловича стороной. В 1957 году за успешную операцию, нашумевшее дело - розыск детей, потерявшихся в катакомбах, Д.Курлянд был представлен к ордену «Знак Почета». Но вместо ордена руководителю отдела милицейской службы объявили благодарность «за находчивость и проявленную инициативу». Представление в 1958 году еще на один орден Красного Знамени, затем заменили медалью «За безупречную службу 1-й степени». Так и проходил Давид Михайлович всю жизнь с одним орденом Красной Звезды,

В 1988 году Давид Михайлович написал дневник воспоминаний, который сегодня хранится в Одесском музее милиции на улице Еврейской. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые он расследовал. Описаны они по разному: где по канцелярски, а где по одесски, с юмором. Дневник – кладезь сюжетов для новых детективов, одни заголовки дел уже привлекают внимание: «Оборотень», «И оружие не помогло», «Зачем мошеннику оружие», «Случайное задержание», «Утренние гости», «Неудавшаяся гастроль», «Задача с одним неизвестным», «Курортники», «Засада», «Импортный макинтош», «Яшка-Китайчик», «Флегмона, или…», «Дубровский», «Котиковая шуба», «18-летний г убернатор», "Марущка+Соколов", "Моца и К и другие", "Заказная" кража”.

Кстати, в создании музея милиции немалая заслуга самого Давида Курлянда, считавшего воссоздание героического пути своих товарищей по оружию долгом живых перед погибшими.

Личное дело заместителя начальника Одесского уголовного розыска Давида Курлянда до сих пор засекречено. Курлянд был классным специалистом по агентуре, у него был с десяток явочных квартир. И сегодня, вполне возможно, здравствуют дети и внуки тех, с кем он раскрывал сложнейшие дела. Давид Курлянд знал город, как никто другой, без труда ориентировался и в знаменитых одесских катакомбах.

28 июля 1993 года Курлянд Давид Михайлович умер от инфаркта и похоронен на Троицком кладбище. Он любил говорить сначала своим детям, а затем внуку:

  • «Если Бог дал тебе новый день, то его нужно именно так прожить, чтобы вечером с уверенностью сказать: это был хороший день».
Сценаристы фильма «Ликвидация» А. Поярков и С. Урсуляк написали образ офицера милиции Давида Гоцмана по реальным фактам профессиональной деятельности Курлянда Давида Михайловича

Когда Одессу посетил с рабочим визитом бывший Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко (министр принимал участие в церемонии присвоения Одесскому юридическому университету МВД Украины статуса независимого вуза, который стал кузницей кадров специалистов для органов внутренних дел для всего юга Украины), он поручил ближайшее время в Одессе установить памятник главному герою киносериала “Ликвидация” Давиду Гоцману, основным прототипом которого будет офицер милиции Давид Курлянд.


Через время скульптурное изображение Давиду Гоцману было установлено возле здания облуправления МВД на улице Еврейской, 12.

ПАМЯТНИК ГОЦМАНУ

Давид Маркович Гоцман -
На Еврейской в тельняшке.
Давид Маркович Гоцман.
Чувств своих не стыжусь.
Давид Маркович Гоцман.
Говорю без натяжки.
Давид Маркович Гоцман.
- Я Одессой горжусь!!!
(Владимир Рывкин)

Из архивных дел Одесского уголовного розыска, а ещё немного воспоминаний Давида Михайловича Курлянда

В один из осенних дней, около 5 часов утра, когда под шум осеннего дождя Курлянд спал крепким сном, его разбудил телефонный звонок. Докладывал дежурный по управлению милиции о том, что на улице Индустриальной, вблизи железнодорожного полотна, напротив фанерного завода, обнаружена женщина с разбитой головой, без верхней одежды.

Уже через 20 минут Курлянд с оперативной группой прибыл на место происшествия. Пострадавшей на месте преступления уже не оказалось, так как машиной "скорой помощи" ее отвезли в областную больницу. Рядом с местом преступления валялся бидон, вокруг которого было разлито 10-12 литров молока, а рядом с молоком две лужи крови, каждая диаметром 13 х 20 см. Других следов преступления не было обнаружено. Личность потерпевшей пока не установили. Все это было запротоколировано, после чего работники опергруппы уехали в управление Внутренних Дел для составления мероприятий по этому делу, а Курлянд поехал в областную больницу.

В коридоре приемного покоя он застал лежащую на высоких носилках потерпевшую, которая была в состоянии агонии, и возле нее сидел, как позже выяснилось, ее муж Сидоров.

В беседе с врачами Курлянд выяснил, что потерпевшая Сидорова после нанесения ей двух ударов по голове твердым предметом, в результате чего у нее образовался перелом основания черепа, потеряла сознание.

Муж потерпевшей сидел возле жены и все время обращался к ней со словами: "Машенька, Машенька, что с тобой случилось, кто тебя так?" При этом он не переставал плакать. Но Сидорова, не приходя в сознание, вскоре умерла.

В короткой беседе с мужем потерпевшей было выяснено, что он работает дежурным электриком на одном из заводов в Ильичевском районе Одессы, проживает в поселке вблизи от места обнаружения Сидоровой, имеет собственный дом, корову и другое хозяйство. В ночь, когда была обнаружена его жена, он дежурил на заводе, и так как работы не было, заснул на одном из верстаков в ремонтном цеху. Сидоров также сказал, что его жена была одета в зимнее пальто и шерстяной платок, которых на ней не оказалось. Где-то в 6- м часу утра его разбудил дежурный по заводу, так как один из соседей Сидорова пришел на завод и рассказал о случившемся.

Все рассказанное Сидоровым, как и положено, было запротоколировано. Допрошенные дежурный по заводу и сосед, приходивший на завод, эти показания Сидорова полностью подтвердили.

Таким образом, налицо было убийство с целью ограбления, то есть осталась задача с одним неизвестным: кто же совершил это преступление? Первоночально расследованием этого дела занимались оперативные работники Ильичевского РОВД. Однако на протяжении 10 суток положительного результата они не достигли. Поэтому уголовное дело было передано в уголовный розыск города.

На протяжении трех суток были дополнительно допрошены более 20 человек, проживающих в поселке недалеко от Сидорова, также допрашивались его знакомые и сослуживцы. Из собранных материалов было видно, что Сидоров познакомился со своей женой во время Отечественной войны, когда оба находились в рядах Советской Армии. Приехав в Одессу, супруги в поселке купили небольшой дом, постепенно обзавелись хозяйством, купили корову, поросят и т. д. Сам Сидоров устроился дежурным электриком на завод, а его жена занималась домашним хозяйством. Детей у них не было, излишки продуктов Сидоровы продавали на рынке. Курлянд также установил, что супруги более года между собой не ладили, часто спорили, а споры иногда переходили в драку.

На основании собранных материалов и показаний путем допроса свидетелей Курлянд пришел к выводу, что есть основание подозревать Сидорова в убийстве своей жены. Допросы возобновились. Сопоставляя эти допросы Сидорова с имеющимися в деле материалами, были установлены серьезные противоречия, которые сразу уточнялись.

В результате уточнения противоречий, имевшихся в протоколах допроса свидетелей, Сидоров соснался в совершении убийства своей жены и рассказал, что он уже давно не ладил с женой, и так как она от него не хотела уйти, то решил ее убить и в течение двух месяцев к этому готовился. Как рассказал Сидоров, окончательно выполнить свое намерение он решил в ночь своего дежурства на заводе. Он воспользовался бесконтрольностью со стороны дежурного по заводу и на рассвете взял из ограждения на территории завода железный прут, перепрыгнул через забор, пришел к своему дому, зная, когда жена должна идти на базар продать молоко, проследил, когда она оделась, взяла бидон с молоком и пошла на базар. Он догнал ее. На вопрос жены, что он здесь делает, ответил, что идет с ней на базар, и пока она продаст молоко, купит для коровы сено. Когда Сидоров подходил к железнодорожному полотну, где в такую рань никого не было, он пропустил жену вперед и в это время нанес ей удар по голове взятым на заводе железным прутом. Она повернулась к нему лицом и сказала: "Ты сволочь!" В это время Сидоров нанес жене второй удар по голове, в результате чего она упала и потеряла сознание. Чтобы создать видимость ограбления, он опрокинул бидон с молоком, снял с жены пальто и шерстяной платок. Эти вещи он бросил в порожний товарный вагон проходившего в это время железнодорожного состава в сторону 1-й Заставы, а сам, как он объяснил, сразу же вернулся на завод, никем не замеченный, лег на тот же верстак, на котором лежал до убийства, создавая видимость для окружающих, что спит. На этом верстаке Сидорова застал дежурный по заводу, когда прибежал сосед по поселку и рассказал, что неизвестные преступники ограбили его жену.

Сидоров, конечно, надеялся, что совершенное им преступление пройдет как убийство с целью ограбления, совершенное неизвестными лицами.

Чтобы убедиться в правильности признательных показаний, данных Сидоровым, Курлянд сразу же после его допроса привез его на завод, где он работал, и в присутствии понятых - двух рабочих завода - он показал, на каком верстаке лежал до убийства, где взял железный прут, которым убил жену, место, где он перепрыгнул через забор, где встретил жену и нанес ей смертельные ранения, то есть Сидоров в присутствии двух понятых повторил все, что сказал на допросе, то есть о совершении им убийства своей жены. Обо всем рассказанном Сидоровым был составлен на заводе соответствующий протокол и подписан понятыми, Сидоровым и следователем.

Все рассказанное Сидоровым в присутствии понятых, сослуживцев по заводу, полностью совпало с протоколом его допроса, протоколом осмотра места происшествия и заключением судебно-медицинской экспертизы. Поэтому никаких сомнений в том, что убийство Сидоровой совершено ее мужем, не было.

На второй день после допроса, Сидоров вновь был вызван на допрос для уточнения некоторых деталей по делу в совершённом им убийстве. Однако за ночь Сидоров передумал и давать какие-либо показания категорически отказался. Сидоров также отказался от своих признаний, которые он давал в присутствии понятых.

Учитывая эти обстоятельства, Курлянд немедленно пригласил в отдел уголовного розыска понятых - рабочих завода, в присутствии которых Сидоров не только признался в совершении им убийства своей жены, но и назвал причину, послужившую ему основанием совершить это преступление. После допроса этих свидетелей между ними и Сидоровым были произведены очные ставки, на которых они подтвердили данные Сидоровым накануне признательные показания.

После окончания расследования дело было передано в нарсуд, и Сидоров был осужден. Таким образом, проявленная Сидоровым хитрость не помогла ему уйти от ответственности.

По этому делу вместе с Курляндом ещё работали сотрудники отдела уголовного розыска Артемов, Горай, эксперт ЭКО Гарцбейн и др.


Как Шариков фальшивую «ксиву» в камере делал

В 1946 году Курлянд вел дело, которое в своих мемуарах назвал «Пропуска без очереди». Жулики изготавливали фальшивые пропуска на проезд по железной дороге.
«Они (пропуска) выдавались паспортным отделом управления милиции. С большим трудом был установлен изготовитель фиктивных пропусков – Шариков. Чтобы убедиться, как изготавливаются пропуска, я предложил Шарикову, чтобы он изготовил один бланк и заполнил его. Шарикова мы перевели в отдельную камеру, дали ему его же литографский камень, бумагу, краску…

На следующий день утром я пришел в камеру к Шарикову, и он мне дал изготовленный бланк пропуска, заполненный его рукой. Он ничем не отличался от пропусков, изъятых при обыске в квартире Шарикова и изъятых нами у граждан, которые пытались такими пропусками воспользоваться».

Кстати, в «Ликвидации» есть жулик, который рисовал военные пропуска на военные склады.

Убийства ко дню рождения

«Как-то в выходной день в вечернее время в клубе завода им. Кирова собралась молодежь. В клубе находился участковый инспектор Жовтневого РОВД товарищ Джуматий. Вскоре после того как стемнело на улице, в клуб зашел один молодой человек и обратился с просьбой к участковому выйти на улицу, т. к. возле здания клуба хулиганы напали на женщину. Джуматий вышел на улицу и увидел, что в темном месте стоят несколько человек. Один из них подошел и каким-то твердым предметом дважды ударил участкового по голове. Джуматий упал и потерял сознание. Молодые парни забрали из кобуры пистолет ТТ с патронами и скрылись.

Как позже стало известно, эти преступники уже имели оружие. Преступники на улице Пушкинской остановили автомашину такси и под угрозой оружия высадили шофера. Выстрелили в его сторону два раза, считая, что он убит. Один из преступников сел за руль автомашины, и все они выехали за город. Там они оставили машину и вновь остановили такси. И все проделали, как в первом случае. Вернувшись в город, они зашли в один из буфетов, расположенных в полуподвальном помещении, с расчетом забрать дневную выручку. Это было около 22 часов вечера. В буфете за одним из столиков ужинал участковый инспектор милиции Центрального РОВД Федоров. Один из преступников убил Федорова, а второй забрал у него пистолет ТТ с патронами и деньги из кассы. И на угнанном такси они скрылись.

Все эти преступления были совершены на протяжении двух часов. Десять дней наши сотрудники проводили различные мероприятия по поимке преступников в Одессе. В Жданове была установлена родственница одного из преступников – Сергеева. Окольным путем было установлено, что к ней из Одессы приезжал двоюродный брат с одним товарищем. Таким образом мы вышли на Жданов. Эта командировка мне хорошо запомнилась, потому что 1 февраля – день моего рождения. Занимаясь там допросом арестованных, я ожидал разрешения этапировать преступников в Одессу».

Особые курортники

«Я хочу рассказать о курортниках, которые приезжали в Одессу без путевок, без курсовок, без автомашин и даже без денег.

Как-то в июле в районе Большого Фонтана появились двое «курортников» и, угрожая огнестрельным оружием, в вечернее время у одних отдыхающих отобрали деньги, у других – наручные часы, у третьих – золотые украшения.

Только на третьи сутки одна оперативная группа, находясь на 16-й станции Большого Фонтана, в шестом часу утра обратила внимание, что из кукурузного поля вышли два заспанных парня, имеющих сходство с разыскиваемыми. Как только они увидели наших переодетых сотрудников, оба пытались бежать, но были настигнуты и задержаны. Задержанные на допросе назвались Николаевым и Тимофеевым. Оба документов при себе не имели и назвать свое место жительства отказались. В результате допросов наш следственный отдел выяснил, что были убиты двое работников милиции в Туле и Харькове».

18-летний губернатор

«Был в Одессе один молодой шкодливый парень которого в среде таких же, как он, называли не по фамилии или имени, а просто Губернатор. Он, несмотря на свои 18 – 20 лет, уже успел побывать в исправительно-трудовой колонии. Как-то вечером он и трое молодых парней были навеселе. Этого оказалось им мало, и они стали искать чего-то «большего» и нашли.

Подвыпившие друзья остановили двух проходивших женщин около 22 часов ночи. Угрожая ножами, изнасиловали их. Сняли с них обувь и скрылись на автомашине. В 2 часа ночи на такси парни подъехали к одному магазину и стали заглядывать внутрь. Сторож крикнул: «Что вам надо?» Неизвестные испугались, а сторож запомнил номер машины, т. к. она остановилась под фонарем. Из всего что мы выяснили об ограблении с изнасилованием двух женщин и из сообщений Овидиопольского райотделения милиции, мы пришли к выводу, что в обоих случаях действовали одни и те же преступники.

Нами был поднят с постели уже известный шофер такси и приведен в УГРО. К 6 часам утра все задержанные были у нас, и мы приступили к их допросам. Так, находясь почти сутки на ногах, работники быстро изолировали опасную группу преступников, вооруженную холодным оружием, которую возглавлял ранее судимый Губернатор».

Как Курлянд нечаяно дураком Сталина назвал

О том, каким человеком и оперативником был Давид Курлянд, нам рассказали ветераны милиции, работавшие с ним: начальник секретариата городской милиции Николай Иелтуховский и начальник УГРО Жовтневого райотдела Владимир Олейниченко.

В 1946 году Курлянд работал начальником отдела УГРО, потом его перевели на должность заместителя начальника УГРО, – вспоминает Владимир Олейниченко. – Был он человеком скромным, серьезным, культурным, непьющим и не позволял себе лишних эмоций. С ним легко было общаться. Помню смешной случай, когда нам пришлось говорить со Сталиным. Мы сидели в обеденный перерыв у начальника облуправления НКВД генерал-майора Юхимовича. Зазвонил телефон. Курлянд сказал: «Ну какой дурак звонит в обеденный перерыв!» Я взял трубку, на линии представился Василий Сталин, он тогда был командующим воздушной армии. Я хотел, чтобы поговорил с ним по делу Курлянд, но тот отказался. Мне пришлось выслушать просьбу Сталина по поводу того, чтобы найти одну одесситку, которая пропала во время оккупации Одессы.

Внедрялся ли он сам в банды?

Он этим не занимался, официальным работникам непозволительно было такое. Но с такими сотрудниками Курлянд имел контакт, и это был один из методов его работы. Он готовил такие кадры.

С 1958 года почти десять лет Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. В 1963 году был уволен в запас. Однако он ушел с обидой.

Жаль, что органы потеряли Курлянда, – говорит Владимир Олейниченко. – Однажды позвонил Курлянду начальник Управления городской милиции и спросил: «Вы знаете, что ограбили сбербанк?» Курлянд еще не владел информацией, и тогда ему грубо заявили: «Зачем вы тогда там сидите?» После этого Курлянд положил заявление на стол. Он посчитал что раз так к нему относятся, зачем работать…

Однако в своем дневнике воспоминаний Курлянд не упоминает этот факт, видимо, не хотел ворошить неприятное прошлое…

Некоторые, многочисленные цитаты из сериала "Ликвидация"

  • Давид Маркович Гоцман - ни писатель, ни лоцман.
  • Давид Маркович Гоцман - из страны СССР.
  • Давид Маркович Гоцман - ни матрос и ни боцман.
  • Давид Маркович Гоцман - с той войны офицер.
  • Давид Марковиц Гоцман - сколько было их клятых.
  • Давид Маркович Гоцман И отец мой такой...
  • Давид Маркович Гоцман - против урок проклятых.
  • Давид Маркович Гоцман дал Одессе покой.
  • Давид Маркович Гоцман. Маршал Жуков и Сталин.
  • Давид Маркович Гоцман. Вся Одесса в крови.
  • Давид Маркович Гоцман, так бандиты достали.
  • Давид Маркович Гоцман, ты лови их,дави...
  • Давид Маркович Гоцман. И артист симпатичный.
  • Давид Маркович Гоцман. Режиссёр мировой.
  • Давид Маркович Гоцман - персонаж необычный...
  • Давид Маркович Гоцман - настоящий,живой.

Народный артист России Владимир Машков один из самых популярных актеров в российском кино. «Действительно большой мастер, продолжающий лучшие традиции русской актерской школы. Его работы отличает достоверность, тонкий психологический рисунок характеров и беззаветная преданность делу. Машков - профессионал высочайшего класса». Такую характеристику Машкову дал режиссер Карен Шахназаров.

Биография

Свой бурный темперамент и яркую внешность Владимир Машков унаследовал от бабушки итальянки, которая приехала в Россию учительствовать. Здесь она вышла замуж и родила дочь Наталью, будущую маму Владимира. Наталья Ивановна в первом браке родила сына Виталия. Владимир появился на свет, когда его мать была замужем за обаятельным и энергичным актером Львом Петровичем Машковым.

В середине 1960-х годов семья Машковых переехала в Новокузнецк. Родители устроились в Новокузнецкий кукольный театр: отец актером, мама – режиссером. Большая часть детства Володи прошло за кулисами театра. Володя всегда был душой компании, отлично играл на гитаре, увлекался Полом Маккартни, Сюзи Кватро. Но в школе «учился Вовка отвратительно! – рассказывает его сводный брат. – Школы менял из-за «неудов» по поведению: то длинные волосы отрастит, то еще чего».

Тем не менее, по окончании школы, когда в конце 1970-х Машковы переехали в Новосибирск, Владимир подал документы на биологический факультет университета. Проучившись в вузе год, он его бросил и поступил в Новосибирское театральное училище. Потом была Школа-студия МХАТ, где также поначалу не повезло - Машков был отчислен за драку и продолжил свои театральные университеты в качестве декоратора во МХАТе. Пропустив год, Машков окончил Школу-студию на курсе Табакова. Встреча с Олегом Табаковым стала решающей в судьбе Владимира.

Театр

В 1990 году Владимир Машков был принят в труппу Театра под руководством Олега Табакова. Его первой большой ролью стал Абрам Шварц в спектакле «Матросская тишина» по пьесе Галича. После этой работы руководитель МХАТа Олег Табаков сказал, что на свет появился Актер. Среди других ролей Владимира Машкова: Городничий в спектакле «Ревизор», Дон-Жуан — «Миф о Дон-Жуане», Платонов — «Механическое пианино», Иванович и Угаров — «Анекдоты».

В 1992 году Машков увлекся режиссурой. Как режиссер он поставил спектакли в театре Табакова «Звездный час по местному времени» и «Страсти по Бумбарашу» (пьеса Юлия Кима), а спустя два года — «Смертельный номер» (Олег Антонов). А в 1996 году им был поставлен на сцене театра «Сатирикон» спектакль «Трехгрошовая опера».

«Театр - это моя жизнь, и сейчас я наслаждаюсь, репетируя с моими коллегами, друзьями. И ничего прекраснее этого быть не может», - сказал РИА Новости Машков.

Кино

В кино Владимир Машков дебютировал в 1989 году - в фильме «Зеленый огонь козы». Всего Машков снялся примерно в полусотне картин. Звездный час для актера наступил в 1994-м, когда он исполнил роли в фильмах «Лимита» Дениса Евстигнеева и «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского. Затем были картины «Американская дочь» Карена Шахназарова и «Вор» Павла Чухрая, получившая номинацию на «Оскар». В 2000 году он сыграл роль Емельяна Пугачева в исторической ленте Александра Прошкина «Русский бунт».

«Россия 1»

На телеканале «Россия1» были показаны несколько картин с участием Владимира Машкова.

Особо стоит отметить работу Машкова в сериале «Идиот», который снял режиссер Владимир Бортко в 2003 году. Владимир Машков играет характерную роль Парфена Рогожина - сына богатого купца, влюбленного в Настасью Филипповну. Страстная натура Рогожина побеждает рассудок: его любовь к Настасье, превратившаяся в навязчивую идею, побуждает Парфена убить женщину, чтобы она не досталась никому.

В 2007 году на «России1» состоялась премьера многосерийного фильма режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация». В основе сюжета лежит борьба советской власти против бандформирований после войны в 1946 году в Одессе. «Ликвидацию» многие сравнивают с любимой нашим зрителем картиной «Место встречи изменить нельзя». Главный герой телесериала - Давид Маркович Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска, блистательно воплощен на экране Владимиром Машковым. За эту роль актер был удостоен российской национальной премии «Золотой орел», стал обладателем «Золотого Дюка», а также получил звание «Почетного гражданина Одессы».

«Охота на пиранью» — захватывающий российский боевик, вышел на экраны в 2006 году. Перед специальным агентом, которого играет Владимир Машков, стоит задача не только спасти свою жизнь, но и предотвратить катастрофу мирового масштаба.

В 2010 году выходит фильм «Кандагар». Действие, основанное на реальных событиях, происходит в 1995 году в Афганистане. Русский экипаж грузового самолета, перевозившего боеприпасы для правительственных войск, захвачен талибами. Машков сыграл роль второго пилота Сереги, сумевшего с другими членами экипажа организовать побег, угнав свой собственный самолет.

В 2013 году известный голливудский режиссер Вадим Перельман снял сериал «Пепел». Действие разворачивается в период с 1938 по 1948 год. Необычная завязка, множество поворотов сюжета и по-настоящему глубокая история, один из главных героев которой – Игорь Петров в исполнении Машкова. В одночасье из офицера он превращается в бандита, меняясь судьбой с другим главным героем - Пеплом (в исполнении Евгения Миронова).

Евгений Миронов — самый главный партнер Машкова в России. Оба — ученики Табакова, вышли из «Табакерки». Их дуэты в фильмах «Идиот», «Охота на пиранью» и в сериале «Пепел» всегда вызывают особый интерес зрителей и профессионалов. По словам Миронова, Машков всегда может помочь, подсказать, в каком направлении надо двигаться.

В марте 2015 года телезрители увидели сериал «Родина», снятый Павлом Лунгиным в жанре психологического триллера. Сериал рассказывает о трагедии офицера Алексея Брагина, освобожденного из многолетнего заточения. Офицер что-то скрывает: возможно, он был завербован противником. Сериал получил очень высокие рейтинги. Роль Брагина блестяще сыграл Владимир Машков. «На меня произвел впечатление этот человек. Этот подселенец. Я не могу до конца разгадать его до сих пор. Он настолько часто меняется, что за ним я не поспеваю» – сказал Машков в сюжете программы «Вести», посвященном выходу сериала.

Голливуд

Машков один из первых русских актеров начал сниматься в Голливуде, и с большим успехом. Его партнерами были такие звезды, как Роберт Де Ниро, Настасья Кински, Том Круз, Жерар Депардье. Фанни Ардан, снявшаяся в «Распутине» рассказала, что для нее было огромным удовольствием играть в России, особенно в Санкт-Петербурге, с которым познакомил ее «замечательный актер Машков».

Экстрасенсорные способности

Актер Владимир Машков обладает экстрасенсорными способностями, он предсказывает будущее и лечит прикосновениями. Во время съемок сериала «Распутин» к артисту обращались его коллеги с жалобами на головную боль, он им помогал избавиться от недуга. Это доказывает, что у Машкова мощная энергетика.

Личная жизнь

На первом курсе театрального училища Машков влюбился в однокурсницу Елену Шевченко. Начался бурный роман и в 1983 году молодые люди расписались. Но отношения довольно быстро стали портиться. Они оба были темпераментными, артистичными натурами. Вскоре после рождения дочери Маши супруги развелись.

После развода с Шевченко Машков женился на актрисе МХАТа Алене Хованской. Брак распался уже через два года. Потом актер женился на модельере Ксении Терентьевой. И этот брак не оказался прочным.

В 2005 году 42-летний Машков женился в четвертый раз. Его избранницей стала американская актриса украинского происхождения Оксана Шелест. Их отношения казались идеальными. Даже сын Оксаны начал относиться к Владимиру как к родному отцу. Но в 2008 году Машков опять стал холостым.

Потом появились слухи, что Машков решил снова сойтись со своей бывшей женой Ксенией Терентьевой. Однако сам актер опроверг подобную информацию. По его словам, ему не привыкать к вымыслам журналистов на тему его личной жизни. Кстати, сам актер утверждает, что был женат лишь дважды – на Шевченко и Терентьевой. А остальные были лишь гражданскими женами. В целом, свою личную жизнь Машков тщательно бережет от посторонних глаз.

Давид Маркович Гоцман: прототип, фото, цитаты Захватывающее расследование, которое проводит Давид Маркович Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом, - одесский юмор и неподражаемый говор сделали фильм "Ликвидация" одним из самых обсуждаемых и цитируемых. За основу сюжета создатели взяли реальные события, а прототипом главного героя выступал настоящий человек. Картина повествует о борьбе одесской милиции с организованной преступностью в послевоенное время. Краткая история создания фильма Особый интерес народа к картине вызвало то, что в основу ее легли вполне реальные события в Одессе послевоенного времени. В 1946 году город действительно переживал пик расцвета преступности, и правоохранительные органы боролись с этим, как могли. Правда, фильм насыщен и множеством непроверенной или намеренно придуманной информации, что сделало его более увлекательным, но менее близким к действительности. Гоцман Давид Маркович - тоже вымышленный персонаж, хотя есть у него и реальный прототип. Идея создать фильм подобного содержания осенила Олега Компасова, творческого директора студии «Дед Мороз», в 2004 году. Тогда, снимая в Одессе свой очередной сериал, он обратил внимание на тот факт, как мало изменился город с послевоенных лет. Тогда-то и пришла к нему идея снять здесь что-то о тяжелом времени, наступившем после окончания войны. По возвращении в Москву он взялся за чтение «Бандитской Одессы», где описывалось, как маршал Жуков боролся с бандитизмом в Южной Пальмире. Именно приезд Жукова в Одессу и проведение по его приказу операции по ликвидации преступности в городе и решили обыграть в фильме. Давид Гоцман: описание персонажа В фильме «Ликвидация» Давид Маркович Гоцман предстает пред нами бесстрашным борцом с преступностью. На протяжении всех 14 серий он уверенно и целеустремленно ведет сражение с бандитскими группировками Одессы вообще и старается раскрыть особо крупное дело, постепенно придя к выводу, что руководитель преступной операции работает в правоохранительных органах города. По сюжету фильма становиться известно, что в прошлом Гоцман был фронтовиком-разведчиком и боевым офицером. Получив в сражении тяжелое ранение, где-то около года проводит в госпитале Давид Маркович Гоцман. Биография его умалчивает о том, как провел свои годы этот доблестный борец за справедливость до начала войны. Хотя в дальнейшем кое-что зрителю становится известно из откровений Давы Марковича перед Нонной. Но, как говорится, что было, то было, а пока... Устранение всех одесских преступников – вот единственная мечта, которую имеет в «Ликвидации» Давид Маркович Гоцман. Кличка Академик, принадлежащая неизвестному сотрудникам УГРО крупному авторитету криминального мира, вызывает у Гоцмана беспокойство до тех пор, пока он не узнает, кто за ней стоит. Прототип Давида Марковича Гоцмана Создатели фильма, как видно, не хотели просто выдумать сюжет и героев – они желали сотворить что-то более реальное, что могло бы по-настоящему затронуть зрителя. Одесса прекрасно для этого подошла: во-первых, благодаря действительно большому разгулу преступности, а во-вторых, внешний облик города мало изменился с той поры. Для срисовывания образа главного героя тщательно подыскивался подходящий одесский работник милиции 40-х годов. И человек такой нашелся. Сведения о нем были найдены в Одесском музее милиции (речь идет о личном дневнике). Замначальника Одесского УГРО Давид Менделеевич Курлянд (сменивший позже отчество на Михайлович), родившийся в 1913 году, порядочный человек, любящий свой город и свою работу – вот, по мнению авторов картины, лучший прототип Гоцмана Давида Марковича. Свою работу в милиции он начал в 1934 году, уверенно продвигаясь по карьерной лестнице. За активное участие в обороне СССР Курлянд получил орден Красной Звезды. Другие прототипы После тщательного исследования некоторые краеведы пришли к выводу, что Давид Маркович – персонаж, у которого несколько прототипов. По словам тех, кто служил в то время в НКВД, Давид Маркович Гоцман воплотил в себе черты, присущие Артему Кузьменко, Виктору Павлову, оперативнику по фамилии Франк, Янкелю Флингу. Все эти люди в разное время боролись с преступностью в Одессе. Всех их вспоминают как мужественных и знающих, как вести себя с криминальными лицами, сотрудников милиции. И все они, по мнению некоторых биографов, помогли режиссеру и сценаристу дополнить собирающий образ Гоцмана, основным прототипом которого принято считать все-таки Курлянда. Великолепная игра Машкова Шикарный Давид Маркович Гоцман... Как знать, был бы он столь шикарен, если бы не дивная игра актера. По мнению многих, данный образ - это одна из лучших ролей Владимира Машкова. Однако нельзя сказать, что она далась ему так уж просто - пришлось изрядно попотеть. Около года Владимир Львович жил в Одессе, чтобы правдоподобно воплотить образ коренного одессита. Он постарался узнать все, что возможно, об одесской милиции и преступности в городе. И даже наладил контакты с местными авторитетами пенсионного возраста. А для подробного ознакомления с прототипом своего героя Машков изучил все имеющиеся о нем материалы. Кстати говоря, с организованной преступностью Владимир Машков был знаком не понаслышке. Свое детство он называет бандитским, а юность криминальной. Но если бандитскому жаргону Владимир учился у выходцев из криминального мира, то для овладения уникальным одесским говором, ставшим главной изюминкой картины, Машкову, равно как и другим актерам, пришлось заниматься с лингвистом. Что же до внешних характеристик, интересен тот факт, что Курлянд Давид Михайлович имеет схожие черты с Машковым. Гоцман Давид Маркович (фото, дошедшее до нас, это подтверждает) в исполнении Владимира Львовича, таким образом, получился ну прямо как настоящий Курлянд. Свое мнение о том, насколько удачно Машкову удалось воплотить переделанный образ Давида Михайловича, высказали родственники последнего. Внук заявил, что Гоцман получился поразительно похожим на его деда. А вот оценка сына была противоположной: по его словам, образ отца был сильно искажен. Хотя, скорее всего, создатели картины и не стремились к цели сотворить полную копию Курлянда. Награды Машкова за роль Гоцмана Роль сотрудника Одесского УГРО послевоенных лет принесла Владимиру Машкову не только удовольствие и материальное вознаграждение, но и народное и официальное признание. За лучшую мужскую роль он получил национальную кинонаграду России. «Золотой Дюк» ему вручили за вклад в культурную жизнь Одессы. Не менее актера, должно быть, порадовало присуждение ему звания почетного гражданина Одессы, которого также был удостоен Михаил Жванецкий. К слову, в 2010 году Машков стал народным артистом РФ, в его копилке около двадцати премий. Владимир часто выступает не только в роли актера, но и как режиссер. Его актерская карьера началась в 1984 году, а пик популярности пришелся на 1994-1995 годы. За участие в фильме «Вор» он даже был номинирован на «Оскар». Ах, Одесса! Неподражаемый говор и остроумные, немного необычные для русского человека выражения, которыми блещет Давид Маркович Гоцман (цитаты из фильма сразу же ушли в народ), бесспорно, сделали картину яркой и запоминающейся. Но, несмотря на то, что Машков в течение года учился местному диалекту у самих носителей языка, да еще и усердно занимался с лингвистом, некоторые критики утверждают, что речь главного героя, как и всех, кто по сценарию его окружает, передает лже-одесский акцент. Так, они обращают внимание на неправильную интонацию актеров, утверждая, что на съемочной площадке был создан совершенно новый диалект. К тому же одесское «шё» актеры постоянно передают как «шо». Критики заметили много других языковых несовпадений. Несмотря на то что речь Давида Гоцмана наверняка отличается от того наречия, на котором говорил Курлянд, она невероятно понравилась зрителю и придала картине незабываемый колорит. Блистательные фразы Количество одесского юмора и колкостей в фильме, по мнению специалистов, просто зашкаливает – коренные жители города так не говорят. Видимо, сценаристы решили, что ни одно выражение или шуточка, раздобытая за время пребывания в Одессе, не должны пропасть даром. Тут же запомнились зрителю «картина маслом», «дел за гланды», «за завтра - завтра поговорим» и «не расчесывай мне нервы». Правда, многие критики сходятся во мнении, что не все выражения были в те времена в обиходе у жителей Одессы, а некоторых и вовсе не существовало. Например, фраза Гоцмана «гэпну в морду» лишена разумного смысла, так как «гэпнуть» - значит упасть. А выражение Фимы «кидаться головой в навоз» одесситы стали употреблять намного позже 40-х годов. Вместо одесского слова «пекло» звучит «жара», вместо «босявка» - «босота», вместо «ширмач» - «щипач». А выражение «Тока разбег возьму от Дюка» следовало бы изменить на «Сейчас разгон возьму от моста до бойни». Одним словом, фильм «Ликвидация» не совсем подходит для того, чтобы судить по речам его персонажей о разговорной речи одесситов. Впрочем, удовольствия от его просмотра от этого ничуть не меньше. Памятник Давиду Гоцману В 2008 году ко Дню милиции было приурочено открытие памятника Гоцману. Под впечатлением от «Ликвидации» распоряжение об установке монумента отдал Юрий Луценко. Памятник установили на улице Еврейской возле административного строения, принадлежащего Одесской областной милиции. В процессе создания монументального сооружения родился один неожиданный и достаточно важный вопрос: как он должен выглядеть? Обсуждалось, нужно ли придать фигуре черты лица Владимира Машкова или лучше воссоздать по сохранившимся фотографиям лицо Курлянда. В результате работа скульптора не имеет черт какого-то конкретного человека. По мнению многих, монумент выглядит довольно интересно: по выступающим из стены ступенькам спускается милиционер, держа на раскрытой ладони корм, на который слетелись четыре голубя. Другие недоумевают: где те характерные особенности, по которым можно узнать Даву Марковича? Если не знать, кому посвящен памятник, любимого многими зрителями начальника Одесского УГРО скульптура не напоминает вовсе. И в заключение Давид Маркович Гоцман стал собирательным образом, прототипом или прототипами которого послужили доблестные работники милиции. Хотя не все в этой картине правдоподобно, бесспорно одно – в истории Одессы были такие мужественные и сознательные блюстители закона. Остается надеяться, что установленный на улице Еврейской памятник всегда будет напоминать современным сотрудникам правоохранительных органов Одессы, что спокойствие в городе во многом зависит от них.

Джон Рональд Руэл ТОЛКИН

ИЛИ ТУДА И ОБРАТНО

ГЛАВА 1. Нежданные гости

Жил-был в норе под землей хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит - благоустроенная.

Она начиналась идеально круглой, как иллюминатор, дверью, выкрашенной зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посередине. Дверь отворялась внутрь, в длинный коридор, похожий на железнодорожный туннель, но туннель без гари и без дыма и тоже очень благоустроенный: стены там были обшиты панелями, пол выложен плитками и устлан ковром, вдоль стен стояли полированные стулья, и всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как хоббит любил гостей. Туннель вился все дальше и дальше и заходил довольно глубоко, но не в самую глубину Холма, как его именовали жители на много миль в окружности. По обеим сторонам туннеля шли двери - много-много круглых дверей. Хоббит не признавал восхождений по лестницам: спальни, ванные, погреба, кладовые (целая куча кладовых), гардеробные (хоббит отвел несколько комнат под хранение одежды), кухни, столовые располагались в одном этаже и, более того, в одном и том же коридоре. Лучшие комнаты находились по левую руку, и только в них имелись окна - глубоко сидящие круглые окошечки с видом на сад и на дальние луга, спускавшиеся к реке.

Наш хоббит был весьма состоятельным хоббитом по фамилии Бэггинс. Бэггинсы проживали в окрестностях Холма с незапамятных времен и считались очень почтенным семейством не только потому, что были богаты, но и потому, что с ними никогда и ничего не приключалось и они не позволяли себе ничего неожиданного: всегда можно было угадать заранее, не спрашивая, что именно скажет тот или иной Бэггинс по тому или иному поводу. Но мы вам поведаем историю о том, как одного из Бэггинсов втянули-таки в приключения и, к собственному удивлению, он начал говорить самые неожиданные вещи и совершать самые неожиданные поступки. Может быть, он и потерял уважение соседей, но зато приобрел… впрочем, увидите сами, приобрел он в конце концов или нет.

Матушка нашего хоббита… кстати, кто такой хоббит? Пожалуй, стоит рассказать о хоббитах подробнее, так как в наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа, как они называют нас, людей. Сами они низкорослый народец, примерно в половину нашего роста и пониже бородатых гномов. Бороды у хоббитов нет. Волшебного в них тоже, в общем-то, ничего нет, если не считать волшебным умение быстро и бесшумно исчезать в тех случаях, когда всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, с шумом и треском ломятся, как слоны. У хоббитов толстенькое брюшко; одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое; башмаков не носят, потому что на ногах у них от природы жесткие кожаные подошвы и густой теплый бурый мех, как и на голове. Только на голове он курчавится. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда, а обедают они, как правило дважды в день, если получится).

Теперь вы знаете достаточно, и можно продолжать. Как я уже сказал, матушка нашего хоббита, то есть Бильбо Бэггинса, была легендарная Белладонна Тук, одна из трех достопамятных дочерей Старого Тука, главы хоббитов, живших По Ту Сторону Реки, то есть речушки, протекавшей у подножия Холма. Поговаривали, будто давным-давно кто-то из Туков взял себе жену из эльфов. Глупости, конечно, но и до сих пор во всех Туках и в самом деле проскальзывало что-то не совсем хоббитовское: время от времени кто-нибудь из клана Туков пускался на поиски приключений. Он исчезал вполне деликатно, и семья старалась замять это дело. Но факт остается фактом: Туки считались не столь почтенным родом, как Бэггинсы, хотя, вне всякого сомнения, были богаче.

Нельзя, правда, сказать, что после того как Белладонна Тук вышла замуж за мистера Банго Бэггинса, она когда-нибудь пускалась на поиски приключений. Банго, отец героя нашей повести, выстроил для нее (и отчасти на ее деньги) роскошную хоббичью нору, роскошней которой не было ни Под Холмом, ни За Холмом, ни По Ту Сторону Реки, и жили они там до конца своих дней. И все же вполне вероятно, что Бильбо, ее единственный сын, по виду и всем повадкам точная копия своего солидного благопристойного папаши, получил от Туков в наследство какую-то странность, которая только ждала случая себя проявить. Такой случай не подворачивался долго, так что Бильбо Бэггинс успел стать взрослым хоббитом, лет этак около пятидесяти; он жил-поживал в прекрасной хоббичьей норе, построенной отцом, в той самой, которую я так подробно описал в начале главы, и казалось, он никуда уже не двинется с места.

Но случилось так, что однажды в тиши утра, в те далекие времена, когда в мире было гораздо меньше шума и больше зелени, а хоббиты были многочисленны и благоденствовали, Бильбо Бэггинс стоял после завтрака в дверях и курил свою деревянную трубку, такую длинную, что она почти касалась его мохнатых ног (кстати, аккуратно причесанных щеткой). И как раз в это время мимо проходил Гэндальф.

Гэндальф! Если вы слыхали хотя бы четверть того, что слыхал про него я, а я слыхал лишь малую толику того, что о нем рассказывают, то вы были бы подготовлены к любой самой невероятной истории. Истории и приключения вырастали как грибы всюду, где бы он ни появлялся. Он не бывал в этих краях уже давным-давно, собственно говоря, с того дня, как умер его друг Старый Тук, и хоббиты уже успели забыть, каков Гэндальф с виду. Он отсутствовал по своим делам с той поры, когда все они были еще хоббитятами.

Так что в то утро ничего не подозревавший Бильбо просто увидел какого-то старика с посохом. На старике была высокая островерхая синяя шляпа, длинный серый плащ, серебристый шарф, громадные черные сапоги, и еще у него была длинная, ниже пояса, белая борода.

Доброе утро! - произнес Бильбо, желая сказать именно то, что утро доброе: солнце ярко сияло и трава зеленела. Но Гэндальф метнул на него острый взгляд из-под густых косматых бровей.

Что вы хотите этим сказать? - спросил он. - Просто желаете мне доброго утра? Или утверждаете, что утро сегодня доброе - неважно, что я о нем думаю? Или имеете в виду, что нынешним утром все должны быть добрыми?

И то, и другое, и третье, - ответил Бильбо. - И еще - что в такое дивное утро отлично выкурить трубочку на воздухе. Если у вас есть трубка, присаживайтесь, отведайте моего табачку! Торопиться некуда, целый день впереди!

И Бильбо уселся на скамеечку возле двери, скрестил ноги и выпустил красивое серое колечко дыма; оно поднялось вверх и поплыло вдаль над Холмом.

Прелестно! - сказал Гэндальф. - Но мне сегодня некогда пускать колечки. Я ищу участника приключения, которое я нынче устраиваю, но не так-то легко его найти.

Еще бы, в наших-то краях! Мы простой мирный народ, приключений не жалуем. Бр-р, от них одно беспокойство и неприятности! Еще, чего доброго, пообедать из-за них опоздаешь! Не понимаю, что в них находят хорошего, - сказал наш мистер Бэггинс и, заложив большой палец за подтяжку, опять выпустил колечко, еще более роскошное. Затем достал из ящика утреннюю почту и начал читать, притворяясь, будто забыл о старике. Он решил, что тот не внушает доверия, и надеялся, что старик пойдет своей дорогой. Но тот и не думал уходить. Он стоял, опершись на посох, и, не говоря ни слова, глядел на хоббита так долго, что Бильбо совсем смутился и даже немного рассердился.

Доброго утра вам! - произнес он наконец. - Мы тут в приключениях не нуждаемся, благодарствуйте! Поищите компаньонов За Холмом или По Ту Сторону Реки.

Он хотел дать понять, что разговор окончен.

Для чего только не служит вам «доброе утро», - сказал Гэндальф. - Вот теперь оно означает, что мне пора убираться.

Что вы, что вы, милейший сэр! Позвольте… кажется, я не имею чести знать ваше имя…

Имеете, имеете, милейший сэр, а я знаю ваше, мистер Бильбо Бэггинс, и вы мое, хотя и не помните, что это я и есть. Я - Гэндаль, а Гэндальф - это я! Подумать, до чего я дожил: сын Бэлладонны Тук отделывается от меня своим «добрым утром», как будто я пуговицами вразнос торгую!

Гэндальф! Боже милостивый, Гэндальф! Неужели вы тот самый странствующий волшебник, который подарил Старому Туку пару волшебных бриллиантовых запонок, - они еще застегивались сами, а расстегивались только по приказу? Тот, кто рассказывал на дружеских пирушках такие дивные истории про драконов и гоблинов, про великанов и спасенных принцесс и везучих сыновей бедных вдов? Тот самый, который устраивал такие неподражаемые фейерверки? Я их помню! Старый Тук любил затевать их в канун Иванова дня. Какое великолепие! Они взлетали кверху, точно гигантские огненные лилии, и львиный зев, и золотой дождь, и держались весь вечер в сумеречном небе!


Джон Рональд Руэл ТОЛКИН

ХОББИТ ИЛИ ТУДА И ОБРАТНО

(c) С. Степанов, М. Каменкович, перевод, 1995

(c) М. Каменкович, В. Каррик, комментарии, 1995

Глава первая

НЕЗВАНЫЕ ГОСТИ

В глубокой норе жил-был хоббит[*]. Разумеется, не в грязной сырой норе, где из стен лезут червяки и дурно пахнет, но и не в сухой песчаной норе, где шаром покати и не на чем даже посидеть, не говоря уже о том, чтобы чем-нибудь подкрепиться. Вовсе нет! То была настоящая хоббичья нора, а это значит – очень и очень уютная.

Круглая входная дверь была выкрашена в зеленый цвет, и точь-в-точь посередине блестела круглая латунная ручка. От входной двери начиналась прихожая – этакий туннельчик, точнее, труба, но очень симпатичная и безо всякого там дыма. Стены были обшиты деревянными панелями, на полу – паркет я коврики; здесь же стояли полированные стулья и великое множество вешалок для шляп и плащей – дело в том, что хоббит любил гостей. Туннель шел не прямо, а все поворачивал и поворачивал, уходя в глубину холма, который на много миль в округе все так и называли Холмом. И отнюдь не единственная круглая дверка распахивалась с рассветом на его склонах – сначала на одном, а потом и на другом… Бегать вверх-вниз по лестницам хоббиты не любят, поэтому спаленки, ванные, погреба, кладовки (их было много!), гардеробные (для одной только одежды у этого хоббита предназначалось несколько комнат!), кухоньки, гостиные – все это находилось на одном этаже, а если сказать точнее, было доступно из главного коридора. По левую руку от входа располагались самые лучшие комнаты, ибо только они имели окошки – глубоко сидящие круглые окошки, выходившие в сад и на луговину, которая шла по склону до самой речки.

Надо сказать, что хоббит этот был довольно зажиточный, а фамилия его была Бэггинс[*]. С незапамятных времен жили Бэггинсы в окрестностях Холма и во все времена пользовались всеобщим уважением – не только потому, что в большинстве своем были богаты, но и потому, что никогда не впутывались ни в какие приключения и никаких неожиданностей от них ждать не приходилось. Заранее можно было сказать, что ответит Бэггинс на любой вопрос, и даже не трудиться спрашивать. Но эта история как раз о том, как с Бэггинсом вышло приключение и как он стал вытворять вещи совершенно неожиданные. Этот Бэггинс, возможно, потерял уважение соседей, зато снискал… Впрочем, снискал ли он хоть что-нибудь, вы узнаете только в самом конце.

Матерью этого самого хоббита… Впрочем, вы уже, конечно, вправе спросить, что собой представляют хоббиты. Думается, несколько слов о них сказать следует, поскольку теперь, помимо того, что и вообще-то хоббитов осталось на свете совсем мало, они еще и прячутся от Больших – так они называют нас с вами. Но и в прежние времена они были народцем весьма малочисленным. Росту в них – половина нашего, они даже меньше бородачей-гномов. Кстати, борода у хоббитов не растет. Ничего волшебного в хоббитах нет, не считая, конечно, одного – обиходного, так сказать – волшебства, которое помогает им мгновенно скрываться из виду, когда большие, неуклюжие существа вроде нас с вами с грохотом и топотом ломятся навстречу, словно слоны. А слышат нас хоббиты за целую милю. Они склонны к полноте, одеваются в яркие цвета, предпочитая желтый и зеленый, а вот обуви не носят вовсе, поскольку от природы на подошвах у них кожа толстая, как хорошая подметка; волосы на голове у них курчавые, равно как и бурая шерстка на ногах, густая и теплая. У хоббитов ловкие, подвижные пальцы, добродушные лица и сочный, заразительный смех (особенно после обеда, который они имеют обыкновение устраивать по два раза на дню, – если, разумеется, ничто не помешает). Ну вот, теперь вы знаете достаточно и мы можем двигаться дальше. Я уже обмолвился, что матерью этого хоббита (я имею в виду Бильбо[*] Бэггинса) была легендарная Белладонна Тукк[*], одна из трех достойных дочерей Старого Тукка, главы клана хоббитов, что жили по ту сторону Реки, – так называлась небольшая речка у подножия Холма. Хоббиты (разумеется, из других кланов!) поговаривали, что когда-то давным-давно кто-то из Тукков женился на фее[*]. Разумеется, все это только сплетни[*], но, как бы то ни было, чувствовалось в Тукках что-то не совсем хоббичье, и время от времени кто-нибудь из них пускался в путешествие, в котором не обходилось без приключений. Исчезали они обычно без особого шума, а родственники тщательно скрывали их отсутствие. Но факт остается фактом – Тукков уважали куда меньше Бэггинсов, несмотря на то, что, безо всякого сомнения, Тукки были богаче.

Едва ли можно утверждать, что после того, как Белладонна Тукк вышла замуж за Баню Бэггинса[*], с ними что-то этакое приключилось, – пожалуй, нет. Банго Бэггинс, отец Бильбо, отгрохал для своей супруги (правда, частично на ее средства) роскошную хоббичью нору, какой не сыскать было ни ниже, ни выше по Холму, ни даже по ту сторону Реки, – нору, в которой они и прожили до конца своих дней. Тем не менее не исключено, что их единственный сын Бильбо, который, хотя и был внешностью и характером точной копией своего уравновешенного и рассудительного отца, унаследовал кое-что и по линии Тукков – нечто такое, что ждало только случая, чтобы всплыть на поверхность. Однако случая все не подворачивалось – до тех самых пор, пока Бильбо не стал совсем взрослым (ему было уже около пятидесяти) и, прочно обосновавшись в обустроенной отцом отличной хоббичьей норе, которую я вам только что описал, не остепенился, как всем казалось, окончательно и бесповоротно.

Как-то утром, много-много лет назад, когда шума в мире было поменьше, а трава была зеленей, и хоббитов было еще довольно много, и жили они припеваючи, – Бильбо Бэггинс стоял у входа в свою нору и посасывал после завтрака длиннющую деревянную трубку, которая едва не доставала до его поросших шерсткой лодыжек (кстати, тщательно причесанных), – и тут ни с того ни с сего явился Гэндальф[*]. Да-да, Гэндальф! Если бы вы слыхали хотя бы четвертую часть из того, что слыхивал о нем я, а слыхивал я разве малую толику того, что о нем говорилось, вы бы наверняка уже приготовились к какой-нибудь замечательной истории. Истории и приключения, причем свойства самого необыкновенного, следовали за ним по пятам. Целую вечность не появлялся Гэндальф в окрестностях Холма. Пожалуй, с тех самых пор, как умер его давний приятель Старый Тукк. Так что хоббиты едва и помнили, как он выглядит. Ведь Гэндальф ушел за Холм и за Реку по своим делам еще в те времена, когда теперешние хоббиты-старожилы под стол пешком ходили.



Похожие статьи
 
Категории