Иносказание на примере разных видов искусства. Что такое иносказание? Примеры использования в литературе

27.02.2019

Иносказание прежде всего является инструментом, средством, которое призвано максимально ярко и точно передать авторскую мысль. Оно помогает выразительнее передать идею на письме. Талант автора заключается в блестящем владении и широком использовании всех элементов иносказательного языка.

Значение понятия «иносказание»

Есть много объяснений, расшифровывающих, что такое иносказание. Все они означают одно. Прежде всего иносказание является литературным приемом, употребляемым, чтобы выразить абстрактное понятие в конкретном художественном образе. Оно всегда несет в себе скрытый смысл, намек.

Виды иносказаний


Что такое иносказание: примеры в литературе

Иносказание можно считать особенностью литературы, как вида искусства. Целые произведения строятся по этому принципу. Русские народные сказки, басни Эзопа, рассказы Гаршина, пьесы Метерлинка, сказки Уайльда создавались посредством этого особого языка. Именно примеры из литературы помогут раскрыть смысл понятия иносказание. В сказке Щедрина «Коняга» есть аллегорические образы коней как представителей разных сословий. В народных песнях семейная пара уподобляется паре птиц: голубей, павлинов или соколов.

В лирических произведениях эта особенность литературы встречается даже больше, чем в прозе. У поэта Геннадия Айги иносказательность сквозит в каждом слове. Его стихотворения подобны шифру, который разгадать способен далеко не каждый человек. Автор, чьи строки еще более иносказательны, чем у Геннадия Айги - это Владимир Казаков. В его произведениях нет целостности, но есть бесконечное повторение слов-образов. Например, «зеркало», «часы», «чай» встречаются очень часто в его творениях, нередко меняя свой смысл.

Ярче всего иносказание проявляется в фантастике. Авторы подобных произведений передают реальные явления жизни через вымысел. Использование многочисленных приемов иносказания позволяет зримо и образно передать то, что происходило тысячи лет назад или будет происходить в будущем.

Функции иносказания в других сферах жизни человека и общества

Иносказание используется как средство описания объектов окружающего мира, которые плохо поддаются наименованию. Оно помогает овладеть нефизическими предметами, явлениями. Иносказание развивает аналитическое мышление, способом постижения мира которого является разделение.

Назначение искусства в жизни человека - достичь совершенства. Чтобы донести те или иные явления жизни, необходимо создать яркие символы и подчеркнуть их свойства и различия. Поэтому поэтический язык всегда многообразен и расшифровывается в зависимости от понимания конкретного человека. Каждый настоящий мастер слова понимает, что такое иносказание, метафора, олицетворение, эпитет, символ и умеет правильно использовать их в своих произведениях.

Красивое слово «аллегория», значение его не всем понятно. На одном из каналов телевидения был произведен эксперимент. Находясь на улице, корреспондент задавал вопросы случайным прохожим: «А вы знаете что такое аллегория в литературе?» К его удивлению (и удивлению нашему) из множества опрошенных людей, лишь один ответил правильно. Вернее, он даже не давал точного определения, а даже «случайно» для самого себя произнес нужное слово - «иносказание». Быстро может помочь желающим в определении «аллегории» википедия.

Что такое аллегория

На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Но есть мысль, объединяющая их в единое целое. В каждом определении говорится об аллегории как о приеме речи, способном выразить что-то (явление, предмет, живое существо) через другие явления, предметы, существа или образы. По-другому, это иносказательный способ обозначения объекта , средство некой «маскировки», непрямолинейности мысли. Аллегория - это один из тропов в литературе, искусстве. Тропами лингвисты называют слово или сочетание слов, которые усиливают выразительность речи, создают новый образ.

Возникает вопрос: для чего и кому нужно заменять одно другим и иносказательно выражаться? На этот вопрос мы постараемся найти ответы в данной статье.

Чудеса маскировки

Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как . Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.

Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий , и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

Традиция Эзопа

Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу. Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев . Одним из главных элементов аллегория является у сатириков, так как позволяет создавать немыслимое количество образов и ассоциативных связей. Приведем примеры аллегории в литературе авторов, использовавших Эзопов язык.

Не пропустите: толкование такого литературного приема как , примеры преувеличений.

Иносказания в литературе

Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях , сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова - это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации - некоему правильному выводу.

Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями» . Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.

Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве - инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов - революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.

Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…

Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.

Аллегории в сказках и народном эпосе

Короткое определение аллегории в сказках: слово - его завуалированное значение (предмет - его сказочные свойства). В сказках хорошо срабатывают животные в роли героев.

  1. Лиса - хитрость, волк - злоба, медведь - простодушие и сила, заяц - трусость, осел - глупость и упрямство. Так, они ведут себя в сказках! И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щелкать» (от голода).
  2. Образы природы означают явления из жизни. Например, приближение бури у М. Горького в «Буревестнике» означает скорое наступление революции. А «глупый пИнгвин», прячущий жирное тело в утесе - трусливые массы народа, которые не желают созидать революционные перемены, боятся их.
  3. Времена года, суток стали привычной аллегорией в искусстве для периодов жизни человека и человечества. Приведем такие примеры: «на закате дней», «осень - вечер жизни», «рассвет юности» и прочее.

Аллегории в жизни

Во многих сферах и областях искусства и жизни мы сталкиваемся с аллегориями . Например, в скульптуре часто зашифрованы символы или исторические значения. Примеры:

В целом любое искусство во многом иносказательно. Такова его особенность - использовать аллегорию и символизм для усиления эффекта, эмоциональности, общего эстетического восприятия и фундаментальности творения!

Иносказание - это один из художественных приемов, который широко распространен в литературном творчестве. В буквальном смысле это слово означает выражение какой-либо идеи или понятия посредством определенного художественного образа, монолога, диалога.

Другими словами, реальное явление или событие описывается с помощью отвлеченного понятия так, чтобы подчеркнуть его особенности еще выразительнее. Данный прием используется не только в литературе, но и в живописи, сценическом искусстве и киножанре.

Стоит отметить, что иносказательный образ, который основан на сходстве жизненных событий и явлений, может занимать значительное, а порой и центральное место в литературном или театральном произведении.

Описываемый или изображаемый предмет не называется прямо, а характеризуется с помощью другого предмета. Другими словами, иносказательность - это подробное уподобление одного предмета или явления другому посредством целой системы намеков. Однако смысл при этом не только не утрачивается, но и становится более очевидным, ярким и предельно понятным.

В большинстве иносказательных образов нашли свое отражение такие понятия, как добро и зло, справедливость и неравенство, любовь и ненависть. Многие нравственные ценности гораздо проще описать именно иносказательным языком, нежели высказаться прямо, назвав вещи своими именами.

Красота и величие литературных образов

В иносказании есть много общего с символичностью, но само понятие гораздо шире. Символические образы отображают жизнь природы и навеяны песенными традициями. Образы-символы вызывают эмоциональные аналогии с жизнью человека. Иносказание же отличается предвзятостью и нарочитостью, когда в описываемом предмете или жизненном явлении читатель сразу же проводит нужную параллель с реальным предметом или явлением.

Наиболее ярким примером иносказательности являются басни Крылова, где людские пороки наглядно показаны с помощью характеров животных:

  • лиса - хитрая;
  • осел - упрямый;
  • волк - злой;
  • медведь - глуповато-вальяжный;
  • баран - глупый;
  • заяц - трусливый.

Легендарный древнегреческий поэт Эзоп , который тоже писал басни, преследовал цель утвердить общественную мораль. Использование иносказания помогало ему высмеять скверные качества людей, выставив их напоказ и показав все убожество дурных черт и наклонностей.

Существует даже термин «Эзопов язык», означающий некую литературную тайнопись, умышленно маскирующую авторскую мысль. Это своего рода «система обманных средств», которую вынужден был использовать раб Эзоп, ведь обличить своих господ впрямую он не мог.

Литература и цензура: уловки русских классиков

Русские писатели применяли иносказание для того, чтобы обойти цензуру. Особенно часто можно встретить такой прием в произведениях Салтыкова-Щедрина, который взаимодействовал со своим читателем, скрывая истинный смысл от цензоров. Сказка «Премудрый пескарь» весьма богата с художественной стороны - в ней прослеживается не только желание обмануть цензуру, но и вскрыть сущность некоторых жизненных явлений.

Рисуя образ «мелкой рыбешки», жалкой и трусливой, писатель как нельзя лучше отразил сущность иного обывателя. Меткая характеристика попадает прямо в цель, иллюстрируя породу мелочного и никчемного гражданина посредством пескаря.

Наделяя рыбу человеческими качествами , Салтыков-Щедрин в своем произведении затрагивает философскую проблему поиска смысла жизни и предназначения человека.

Еще одним примером иносказания является поэма «Мертвые души», где скрытый смысл заложен даже в фамилиях персонажей - Собакевич, Плюшкин. В этом произведении есть целый аллюзорный мир, показывающий всю Россию в разрезе вместе с ее пороками и недостатками.

Жизненный уклад того времени, в котором жил Гоголь, описан весьма образно - чего стоит один только аллегорический мир умерших или сбежавших от своих хозяев крестьян! Этот мир как бы противопоставляется миру живущих, подчеркивая тем самым бедность нравов основных персонажей.

В зарубежной литературе тоже есть немало произведений, в которых используется иносказание. Например, Данте изобразил в своей «Божественной комедии» человеческие страсти в виде животных:

  • пантера - чувственность;
  • лев - гордость и честолюбие;
  • волчица - алчность.

Полна аллегориями и средневековая восточная поэзия - Алишер Навои в «Семи планетах» рассказывает о любви и параллельно в иносказательной форме обличает тогдашних правителей. Султан Хусейн-Мерзы и его придворные подвергаются завуалированной критике - автор изобличает иносказательными литературными средствами тиранию, корыстолюбие, невежественность и жестокость.

Таким образом, иносказание - это способ придать произведению яркость , самобытность, выразительность и оригинальность. Посредством скрытого намека можно выразить идею ярче, а образ - колоритнее, что не всегда удается при использовании обычного повествования.

Видео

Из этого видео вы узнаете об изобразительно выразительных средствах в литературе.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Иносказание - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём; использование слов не в их значении, применяющееся в литературе для воздействия на читателя. Различают несколько видов иносказания.

Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Олицетворение – один из постоянных приемов изображения в сказках, баснях, народных заговорах. Олицетворение как художественный троп – оборот, состоящий в перенесении свойства человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия, часто применяется в поэтической речи.

Аллегория - художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп, аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение. Аллегория - художественное обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению.

Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт.

Гротеск - вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

17. Лексические ресурсы языка

Лексические ресурсы языка - это слова и устойчивые сочетания слов, которые используются для описания объектов, понятий, а также действий и отношений между ними, позволяют писателю выразить тончайшие оттенки мыслей и чувств.

Историзмы - это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления. Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов.

Архаизмы - это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. Архаизмы имеют синонимы в современном языке. В зависимости от того, устаревает ли все слово, значение слова, фонетическое оформление слова или отдельная словообразующая морфема, архаизмы делятся на несколько групп.

Диалектизмы - слова, принадлежащие какому-либо диалекту или диалектам, которые используются в языке художественной литературы для создания местного колорита, речевой характеристики персонажей; иногда к диалектизмам относят также фонетические, морфологические, синтаксические и прочие особенности, присущие отдельным диалектам и вкрапливаемые в литературный язык.

Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке. Этот термин применяется в истории языка, чтобы охарактеризовать обогащение словарного состава в отдельные исторические периоды.

Определение

Иносказание, согласно Большому Энциклопедическому Словарю, - это литературный прием, выражение со скрытым смыслом. В строгом значении иносказание является синонимом . В более расширенном толковании - это высказывание, в котором "буква" и "дух" не совпадают, даже могут быть противоположны. Именно поэтому в , содержащих иносказания, смысл не всегда «лежит на ладони» - его нужно увидеть, нужно правильно понять мысль, которую хотел донести до читателя . Тот же БЭС относит к иносказаниям иронию и эзопов язык. С другой стороны, чувства или иные понятия, не имеющие видимой формы, благодаря применению иносказаний, становятся доступными, узнаваемыми. Воплощенные в образы, они помогают максимально точно выразить отвлеченное понятие.

Виды иносказаний

1. Олицетворение (иначе – персонификация)– наделение чертами живого существа неодушевленных предметов: «оживление» («царица-ночь», «волшебница-зима») или употребление , применяемого в отношении живых существ, в переносном значении по отношению к неодушевленным предметам (заиграло , шепчутся березки).
2. Косвенная сатира – произведения, показывающие, высмеивающие, осуждающие недостатки своего времени под маской перенесенности действий ( , будущее время либо вымышленные миры и лица. Сюда могут входить и , например, «Премудрый пескарь»).
3. – изображение идей, понятий в некоем образе, связь с которым устанавливается по аналогии через определенные . Под многие аллегоричные выражения подведена мифологическая или фольклорная база. Примеры аллегорий: лев – знак силы, заяц – трусости, правосудие – Фемида с мечом и весами.
4. Эвфемизм – или выражения, замещающие слова, синонимичные по смыслу. Для эвфемизма характерна мягкость, собирательность. Употребляются в ситуациях, когда иные обозначения нежелательны (невежливы, слишком резки). Примеры: лицо нетрадиционной ориентации - гей, афроамериканец – негр и прочие.

Применение

Иносказания используется очень часто в и прозе для придания образам яркости, колоритности, как способ избежать банальностей. Однако, стараясь сделать свое произведения запоминающимся посредством применения данного приема, начинающие авторы рискуют столкнуться с противоположным эффектом, так как многие, наиболее часто употребляемые олицетворения, аллегории уже сами стали избитыми. На другом конце крайности – изобилие и переплетение различных видов иносказаний, делающее произведение крайне сложным для чтения и понимания. Важно найти «золотую середину», что в большинстве случаев достигается путем тренировок и увеличением творческого опыта.



Похожие статьи
 
Категории