Исследовательская работа Булгаковский Воланд – Мефистофель, Люцифер или Сатана.

22.03.2019

Мефистофель - самый известный, хотя не самый почитаемый и далеко не самый могущественный демон, в значительной степени обязанный своей славой таланту поэта Иоганна Вольфганга Гете и композитора Шарля Гуно. Мефистофель, согласно преданию, служил «знакомцем» немецкому бродячему ученому и магу, Георгию (Иоаннесу) Сабиллику Фаусту (1480- 1540?). Имя этого демона пишут по-разному, в том числе Mephistopheles, Miphostophiles, Mephisto, Mephostophiles и Mephistophilis. Возможно, имя греческого происхождения - "ненавидящий свет", от «ме» - не, «phos» - свет и «рholos» - любящий; по другой версии, древнееврейского происхождения - от «мефиц» – разрушитель и «тофель» – лжец. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном - духом зла и человеком. Впервые этот литературный персонаж появился в немецкой народной книге «Повесть о докторе Фаусте...» (опулбикована в 1587), затем он стал героем философской драмы «Фауст» И. В. Гете и других произведений. Везде он выступает как спутник и искуситель Фауста1, предлагающий ему власть, знания, земные блага в обмен на душу.

Мефистофель из гримуара «Magia Naturalis et Innaturalis»2 (1505) как он представлен „ книге И.М. Батлера "Ritual Magic" 1949.

Мефистофель из японского анимационного сериала и комикса «Синий Экзорцист»3


Гипотеза: Воланд – образ Сатаны в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», вбирающий в себя черты и Мефистофеля, и Люцифера, но в то же время обладающий индивидуальными чертами. Методы: анализ текста художественного произведения, сбор информации и её анализ (поисковый и аналитический), сравнение. Объект исследования – роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Предмет – образ Воланда.


Этапы работы над исследованием: 1. сбор информации о демонических образах в мифологии и литературе; 2. анализ образа Воланда; 3. определение сходств и различий между Воландом и Мефистофелем, Люцифером, Сатаной; 4. обобщение полученных сведений; 5. подведение итогов и формулировка выводов. Актуальность: интерес современной молодёжи к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» огромен, но иногда носит поверхностный анализ. Данное исследование показывает глубину авторского проникновения в образ и прививает навыки вдумчивого чтения.


«…Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной.» Эти слова Мастера из удивительного и вызывающего противоречивые чувства и мысли произведения М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» знакомы каждому, кто читал этот роман. И, вероятно, большинство читавших уверены, что Воланд – это ни кто иной, как Сатана, явившийся на землю. А так ли это на самом деле? Ведь Сатана – это лишь один из падших ангелов. А есть ещё и другие, которых тоже часто зовут князьями тьмы…


Прежде всего, необходимо ознакомиться с разницей между тремя этими инфернальными сущностями. Мало кто знает, чем отличаются Мефистофель, Сатана и Люцифер. Во многих источниках также указывают, что все эти понятия служат для обозначения одного персонажа – князя тьмы.


Мефистофель самый известный, хотя не самый почитаемый и далеко не самый могущественный демон, в значительной степени обязанный своей славой таланту поэта Иоганна Вольфганга Гете и композитора Шарля Гуно. Мефистофель, согласно преданию, служил «знакомцем» немецкому бродячему ученому и магу, Георгию (Иоаннесу) Сабиллику Фаусту (?). Имя этого демона пишут по-разному, в том числе Mephistopheles, Miphostophiles, Mephisto, Mephostophiles и Mephistophilis. Возможно, имя греческого происхождения "ненавидящий свет", от «ме» не, «phos» свет и «рholos» любящий; по другой версии, древнееврейского происхождения от «мефиц» – разрушитель и «тофель» – лжец. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном - духом зла и человеком. Впервые этот литературный персонаж появился в немецкой народной книге «Повесть о докторе Фаусте...» (опулбикована в 1587), затем он стал героем философской драмы «Фауст» И. В. Гете и других произведений. Везде он выступает как спутник и искуситель Фауста 1, предлагающий ему власть, знания, земные блага в обмен на душу. Мефистофель из гримуара «Magia Naturalis et Innaturalis» 2 (1505) как он представлен книге И.М. Батлера "Ritual Magic" Мефистофель из японского анимационного сериала и комикса «Синий Экзорцист» 3


Люцифер - солнечный ангел, чье имя означает "Несущий свет". Среди ангелов он был одним из прекраснейших и назывался Рафаэлем. Он думал что сам себя сотворил, а не Бог. Однажды он увидел пустой трон куда-то отлучившегося Бога и подумал: "О, как чудесно мое сияние. Если бы я сидел на этом троне, я был бы так же мудр как и он." И, под разноголосицу ангелов, часть которых льстит ему, а часть - отговаривает от сомнительной затеи, Люцифер занимает трон Бога и провозглашает: "Вся радость мира пребывает на мне, ибо лучи моего сияния горят так ярко. Я буду как тот, кто выше всех на вершине. Пусть Бог идет сюда - я не уйду, но останусь сидеть здесь перед лицом его". И приказывает ангелам преклониться перед ним, внеся раскол в их ряды. За это Бог сверг Люцифера и преклонившихся перед ним ангелов и Бездну, превратив его красоту в безобразие. Он из огненного стал черным, как уголь. У него тысяча рук и на каждой руке по 20 пальцев. У него вырос длинный толстый клюв и толстый хвост с жалами. Он прикован к решетке над адским пламенем, раздуваемым низшими демонами. Образ Люцифера в американском телесериале «Сверхъестественное» Люцифер из японского анимационного сериала и комикса «Обитель Ангелов»


Сатана (Сатанаэль) - князь обманщиков. Эпитет его – "Противостоящий". Сатанаэль - старший сын Бога, творец материального мира, блудный сын, сбившийся с праведного пути. Стоял справа от Бога. После падения его место занял Иисус. Сатанаэль создал тело Адама, а Бог вдохнул в него душу. Затем он создал Еву, а Бог - ее душу. Вначале Сатанаэль был членом божественного совета, исполняя зло, назначаемое грешникам от Бога. Но, отказавшись в заносчивости поклониться Адаму, заявил, что тот сделан из праха, а он - из огненной материи, и что он выше Адама, за что был низвергнут с высот и после падения создал второе небо со своими собственными ангелами и с той же иерархией, что и на небе отца. При этом он потерял божественную приставку "ЭЛЬ" и стал именоваться просто Сатана. Печать Бафомета




«…нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя…» – пожалуй, первая деталь, которая сразу позволяет провести параллель с произведением И.В.Гёте «Фауст». Именно в образе черного пуделя Мефистофель впервые явился Фаусту. Величественный же Воланд украсил головой пуделя свою трость.




Имя Воланд тоже является отсылкой к «гётевскому» Мефистофелю. В соответствии с «Энциклопедией Булгакова»: «само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: «Дворянин Воланд идет!». Однако в романе М.А.Булгаков также называет этого персонажа Сатаной: «Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной.» К тому же, как уже было упомянуто, Мефистофель не является князем тьмы, хоть и назван таковым в поэме И.В.Гёте «Фауст».




Кроме того, Воланд многими отождествляется с Сатаной из-за его свиты, однако не всякий рядовой читатель задумывается, что свита Воланда состоит не просто из нечисти, но также из могущественных демонов. И командовать ими действительно способен только истинный князь тьмы – Сатана. И если Воланда можно назвать собирательным образом Мефистофеля и Сатаны, то многие из его свиты – это конкретные и весьма могущественные демоны.




Абадонна упоминается в романе лишь однажды. Однако, несмотря на это, не является незначительной фигурой в иерархии демонов. Абадонна (Аббадон, Аббадона, библ. Аваддон; Аполлион, Апполион) – ангел Бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада. Его имя происходит от еврейского "погибель". Неоднократно упоминается в Библии в одном ряду с преисподней и смертью. В Откровении Иоанна Аваддон ведет против человечества в конце времен карающую рать чудовищной саранчи.


Азазелло – это демон второго порядка Азазель, Главный Знаменосец адского войска. Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету. Азазель - падший Херувим, один из вождей ангелов-Наблюдателей, вступавших в браки с земными женщинами. Он научил мужчин оружейному искусству, а женщин - использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике).


Бегемот (кот Бегемот) – отсылка к демону Бегемоту – демону плотских желаний. В Библии описан как одно из двух чудовищ, которых Бог демонстрирует праведнику Иову в доказательство Своего могущества. Имя "Бегемот" на древнееврейском означает "животные" (во множественном числе), что свидетельствует о непомерной величине и могуществе этого существа. В иудейских преданиях Бегемот считается царем зверей; в конце времен Бегемот и Левиафан должны убить друг друга в последней схватке, их мясо будет служить пищей праведников на пиру Мессии.


Воланд в романе наделён чертами, отличными от привычного образа владыки Тьмы. Так, он иногда восстанавливает справедливость: роман Мастера восстает из пепла, а сам он награжден покоем и остается вместе с Маргаритой, Пилат прощён и может теперь проводить время, беседуя с Га-Ноцри. Кара Воланда настигает тех, кто это заслужил (причём, сам он не наказывает, для этого существует его свита). Создавая образ Воланда, М.А.Булгаков использовал народные поверья о дьяволе и литературные традиции в создании образа Сатаны, прежде всего образ гётевского Мефистофеля. Однако, в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом. Подводя итог, мы можем сделать вывод, что булгаковский Воланд – образ художественный, собирательный. Он и Сатана, и Мефистофель, и, возможно даже, хоть и в наименьшей степени, Люцифер. То есть Булгаков хотел воплотить в Воланде, как в центральной фигуре романа, образ многих сил тьмы, но в то же время наделил его чертами, присущими конкретно этому образу, благодаря которому его вообще трудно назвать «темной» фигурой, воплощением зла в романе. И этот вывод возвращает нас к эпиграфу романа:




1 – Доктор Фауст герой немецких народных легенд и произведений мировой литературы и искусства, символ человеческого стремления к познанию мира. Впрочем, существуют достаточно убедительные доказательства того, что Фауст в действительности жил и практиковал магию, хотя нет никаких свидетельств того, что он продал душу Люциферу или общался с демоном по имени Мефистофель. Живя в Германии, он был известен по всей стране как мошенник и жулик. Великий оккультист аббат Тритемий, знавший Фауста лично, отзывался о нем осуждающе.




3 – В упомянутом произведении Мефистофель описывается несколько иначе, чем в остальных произведениях литературы, а так же имеет совершенно иное место в иерархии. В «Синем Экзорцисте» Мефистофель – глава Академии Истинного Креста, экзорцист 4. Вместе с Амаймоном 5 является демоном, одним из сыновей Сатаны и старшим братом главных героев. Его настоящее имя Самаэль 6, Повелитель Времени, один из восьми повелителей демонов, второй в иерархии Геенны. Обладает довольно яркой и непривычной для демона внешностью.


4– Экзорцизм процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. Представления об экзорцизме имеют древнюю историю и являются составной частью системы верований во многих религиях и культах. (А в упомянутом источнике также процесс изгнания демонов из мира людей («Ассии») с помощью освященного оружия и молитв.)


5 – Амаймон – один из правящих духов преисподней. Согласно трактату "Lemegeton" 7, Амаймон - Повелитель Востока, один из четырех великих владык, правящих четырьмя сторонами света, и имеющих в подчинении 72-х могущественных духов. Главный из князей царства Амаймона - Асмодей, ему подчинены также Сир, Гаап (последний при этом сам является Повелителем Юга) и другие.


6 – Самаэль ангел смерти в Талмуде, христианстве и демонологии. Имя «Самаэль» иногда рассматривается как истинное «ангельское» имя дьявола. Каббалистический титул Князя тех злых духов, которые олицетворяют воплощение человеческих пороков. Один из главных демонов в иерархии ада.


7 – «Малый ключ Соломона» или «Лемегетон» один из наиболее известных гримуаров 8, содержащих сведения о христианской демонологии и гоетии. 8 – Гримуар, или гримория книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая ещё какие-либо колдовские рецепты.


1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», Москва, издание Художественная Литература, 1980г. 2.Атлас мифических существ, издательство РОСМЭН, 2006г %D0%9B%D0%90%D0%9D%D0%94http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bulgakov/40/%D0%92%D0%9E %D0%9B%D0%90%D0%9D%D0% D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB% D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

2 часть: Более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не всесилен и полноправно распоряжается собой и подданными. Внешние угрозы, внутренние экономические сложности. Появляется Фауст и внушает императору представление, что появится советник, который может помочь справиться с этими трудностями. Но пребывание при дворе Фаусту практически ничего не дает, хоть он и в фаворе. Чтобы справиться с кризисом Мефистофель предлагает напечатать ассигнации. Для Фауста пребывание связано с двумя важными моментами: награда от короля – полоса земли, врезанная в море и встреча с Еленой Прекрасной (2 часть направлена на античность). Во второй части параллель с вальпургиевой ночью только с античными существами (сфинксы, химеры).

На этом фоне появляется Елена. Перед нами фрейлина, не первой молодости и красоты. И поначалу она не производит на Фауста сильного впечатления. Но он клонен видеть в ней вечную женственность, Елена становится законной женой Фауста, у них родился сын. Сын удивительный, это юное существо поразительной красоты и обаяния, одарен от природы, Эвфарион (эйфория блаженство, устремление в небо). Любим родителями до безумия. Их жизнь окрашена постоянным опасением, что ни потеряют его и не смогут удержать на земле. Эти опасения сбываются. Став совершеннолетним Эвфарион просит родителей отпустить его. Он не возвращается на землю, растворяется в эфире. В судьбах детей Фауста – полярное расхождение.

Вся амплитуда человеческой жизни упирается в смертность человека.

Его ученик, Вагнер, мыслит, что наука должна давать практическое решение задач, что она должна быть полезна и он создает искусственного человека. Сравнение с могущественным Богом – природой, человек как показывает Гете, сотворенный Богом, несовершенен (он умирает, страдает, сомневается), а может, быть человек, созданный человеком, будет совершенен?

Вагнеру удается создать искусственного человека, вырастил в колбе, там маленький человечек, но взрослый. Он пытается освободиться, выбирается, но оказывается нежизнеспособным.

«Фауст на берегу моря» (последняя треть второй части). Фауст решает, что свою награду он использует на благо людей. Он подарит ее тем, кто будет на ней счастлив. У Фауста возникает новое представление о жизни. Если подумать о других, жить ради поколений – это дает смысл перспективы. Фауст к этому времени так стар, что ничего не может делать сам, он хил, слаб и слеп. Фауст требует у Мефистофеля, чтобы эту полоску земли расширили, обезопасили, чтобы там могло благоденствовать большое количество людей. В связи с этим возникает проблема человека и природы, преобразующая сила культуры на этой земле под предводительством Фауста роют могилы а на краю земли могилу для самого Фауста.

«Миф о Филимоне и Бавкиде» – любящие супруги, которые умерли в один день и Боги в награду мужа превратили в дуб, а жену в липу. У Гете они живут на этом мысу, по вс ходят на службу. От звона колоколов Мефистофель скрежещет зубами, но ничего не может сделать с ними и уговаривает Фауста переселить их, так как они ему мешают. Он клянется, что они ничего не потеряют, но он их так напугал, что они умерли на месте.

Фауст доживает до последнего своего дня и ему кажется, что он понял тайну, зачем жить. Он полагает, что на благоустроенной земле будут жить счастливые люди, достоянные славы и свободы. Смысл жизни – каждый день идти на бой за славу и свободу. И поняв эту мысль, тогда сказал бы я «Мгновение ты прекрасно…» (в условном наклонении). Тем не менее смерть настигает Фауста, а рядом с ним Мефистофель, но на перехват души Фауста спешат легионы душ праведников для спасения его души, Бог, забыв о человечестве. Вспоминает о человеке. Среди духов Маргарита. Все в мире находится в движении – борьбе противоречий и единство.

Спор за Фауста все время идет по тонкой грани, на лезвии ножа, и существование человечества находиться на этой грани и нужно держать равновесие. НО зло оказывается не только не всемогущим, в нем самом есть противоречие (в образе Мефистофеля) он говорит о себе как о части той силы, которое ищет и желает зла, но способствует сотворению добра.

Фауст – это обобщение представлений автора о человеке и о его бытии. Фауст показан в разных ипостасях, он – ученый книжник, заблуждающийся человек, философ, преступник, семьянин, в нем все, о чем очень трудно сказать, что он положительный или отрицательный герой. В нем есть вечная неудовлетворенность собой и миром. Эту внутреннюю неуспокоеннось Гете считает самой важной в жизни человека и человечества.

Мефистофель воплощает полное отрицание всех ценностей человеческой жизни и достоинства человека вообще.

Мефистофель – черт, посланец ада, этот образ был заимствован Гете из старинной легенды. Оставив имя, поэт совершенно изменил его характер. У Гете Мефистофель совсем не похож на черта из народных поверий. В духовном отношении он воплощает высокую культуру мысли, но мысли скептической и циничной, отрицающей все хорошее и доброе в жизни.

Тем не менее его нельзя определить как «отрицательный» персонаж. Мефистофель – фигура сложная. В нем есть противоречие: он говорит о себе как о части той силы, которая ищет и желает зла, но способствует сотворению добра. В уста Мефистофеля Гете вложил и некоторые свои мысли. Он наделил этот персонаж своими критическими наблюдениями над отрицательными явлениями действительности.

Маргарита – она несчастный человек, живет в пригороде, хорошенькая, скромная, благовоспитанная, набожная, заботливая, она очень любит детей. У нее есть младшая сестра. Девушка добродетельна, о чем свидетельствует песня «Баллада о фульском короле», которую она пела. Любовь, какой показывает ее Гете – испытание для женщины, к тому же разрушительна. Маргарита безответно любит Фауста, становится преступной. На ее совести 3 преступления (она обрекает себя на полное одиночество) – подсыпает снотворное матери, в один несчастный день мать не просыпается от передозировки снотворного, поединок Валентина и Фауста, Валентин оказывается обреченным, он сражен рукой Фауста, Маргарита оказывается причиной гибели брата, Маргарита топит младенца-дочь от Фауста в болоте (хтоническая среда). Фауст ее бросает, она ему интересна только пока он ее добивается. Фауст забывает о ней, он не чувствует обязательств перед ней, не помнит ее судьбу. Оставшись одна, Маргарита делает шаги, которые приводят ее к раскаянию, прощению. Маргарита принимает на себя всю ответственность, платит жизнью за душу. Когда Фауст умрет, среди праведных душ, отправленных навстречу его душе, окажется душа Маргариты.

Исследовательская работа

Люцифер или Сатана?

ГБОУ г. Москвы гимназии № 1583

Научный руководитель - Заслуженный учитель РФ

Казакова Нина Алексеевна
Г. Москва


  1. Введение стр. 3

  2. Загадка Воланда стр. 4

  3. Мефистофель стр. 4

  4. Люцифер стр. 5

  5. Сатана стр. 6

  6. Воланд стр. 7

  7. Свита Воланда стр. 8

  8. Вывод стр. 10

  9. Примечания стр. 11

  10. Библиография стр. 13

Введение
Моё любимое произведение - роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Я хочу разобраться в проблемах и образах романа , именно поэтому я выбрала такую тему для своей работы.

Тема исследования –« Булгаковский Воланд – Мефистофель,

Люцифер или Сатана?»

Цель: дать оценку образу Воланда из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» как представителю мира тьмы.

Задачи: выяснить различия между Мефистофелем, Люцифером и Сатаной и определить, к кому их них ближе Воланд.

Гипотеза: Воланд – образ Сатаны в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», вбирающий в себя черты и Мефистофеля, и Люцифера, но в то же время обладающий индивидуальными чертами.

2 – Книга доктора Фауста, оригинал которой датируется приблизительно 1505 годом. Существует в печатном издании, однако распространена мало.

3 – В упомянутом произведении Мефистофель описывается несколько иначе, чем в остальных произведениях литературы, а так же имеет совершенно иное место в иерархии. В «Синем Экзорцисте» Мефистофель – глава Академии Истинного Креста, экзорцист 4 . Вместе с Амаймоном 5 является демоном, одним из сыновей Сатаны и старшим братом главных героев. Его настоящее имя - Самаэль 6 , Повелитель Времени, один из восьми повелителей демонов, второй в иерархии Геенны.

Обладает довольно яркой и непривычной для демона внешностью.

4 Экзорцизм - процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. Представления об экзорцизме имеют древнюю историю и являются составной частью системы верований во многих религиях и культах. (А в упомянутом источнике также процесс изгнания демонов из мира людей («Ассии») с помощью освященного оружия и молитв.)

5 – Амаймон – один из правящих духов преисподней . Согласно трактату "Lemegeton" 7 , Амаймон - Повелитель Востока, один из четырех великих владык, правящих четырьмя сторонами света, и имеющих в подчинении 72-х могущественных духов. Главный из князей царства Амаймона - Асмодей , ему подчинены также Сир, Гаап (последний при этом сам является Повелителем Юга) и другие.

6 Самаэль - ангел смерти в Талмуде, христианстве и демонологии. Имя «Самаэль» иногда рассматривается как истинное «ангельское» имя дьявола. Каббалистический титул Князя тех злых духов, которые олицетворяют воплощение человеческих пороков. Один из главных демонов в иерархии ада.

7 «Малый ключ Соломона» или «Лемегетон» - один из наиболее известных гримуаров 8 , содержащих сведения о христианской демонологии и гоетии.

8 – Гримуар, или гримория - книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая ещё какие-либо колдовские рецепты.

Библиография

1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», Москва, издание Художественная Литература, 1980г.

2.Атлас мифических существ, издательство РОСМЭН, 2006г.

3. http://myfhology.info/monsters/demons/demon-list.html

4.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bulgakov/40/%D0%92%D0%9E%D0%9B%D0%90%D0%9D%D0%94

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Шедевры мировой литературы убедительно демонстрируют: как только речь заходит о душе, вопросов всегда будет больше, чем ответов.

И наоборот, есть такие вопросы, на которые каждый читатель волен отвечать по-своему. Например, отчего так получается, что вполне неглупые, можно сказать, интеллигентные люди, совсем не злоумышленники, скорее наоборот, увлеченные благородными идеями, вдруг становятся источниками бед для окружающих, в том числе, своих близких?

По крайней мере два литературных героя дают повод для размышлений по этому поводу. Один из них ученый, другой - наследный принц, оба — люди незаурядные и, благодаря гению своих создателей, имеют воистину всемирную известность.

Ситуации, в которых они оказались, во многом схожи. И тому и другому пришлось встретиться и заключить некие соглашения с представителями тех мест, откуда никто еще живым не возвращался. Доктор Фауст обещал свою душу Мефистофелю за возможность вырваться из стен ученого кабинета, с тем, чтобы лично погрузиться в круговерть страстей человеческих, поскольку ученый совершенно разочаровался в научных методах познания мира:

«…Да, во прахе я! Полки по стенам
Меня мучительно стесняют:
Дрянная ветошь, полусгнивший хлам
На них лежат и душу мне терзают.
Всё пыльный сор да книги! Что мне в них?»

Датскому принцу призрак его отца, которого в определенном смысле, можно назвать «земляком» Мефистофеля, поручил отомстить дяде Клавдию за свое убийство и совращение матери, и, тем самым, восстановить попранную справедливость. Ради такого дела Гамлет также готов отказаться от всяких книжных знаний. Он прямо заявляет своему бывшему отцу:

«Да, из записной книжки моей памяти я сотру все пошлые, бессмысленные записи, все изречения из книг, все образы, все впечатления прошлого, начертанные юностью и наблюдением. И твой приказ будет жить один в книге моего мозга, не смешанный с более низкими предметами».

Нельзя не признать: и тот, и другой, в конце концов, выполнили задуманное. Фауст узнал не из книг, а на собственном опыте, что такое любовь и разлука, он стал зрителем и активным участником потрясающих реалити шоу с элементами эротики, полетами на конях и прочим экстримом, все благодаря возможностям и связям своего неунывающего спутника.
Гамлет тоже, пусть не с первого раза, но справился с ответственным поручением: Клавдий все таки пал, сраженный рукой полубезумного племянника, который, правда, и сам при этом погиб.

Настойчивые, при этом, склонные к рефлексии, искатели истины, нередко обращались в своих размышлениях к разным предметам, например, к черепам. Неудивительно, что мысли их при этом, были довольно схожи. Так, Фауст, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, спрашивает:

«Ты, череп, что в углу смеёшься надо мной,
Зубами белыми сверкая?
Когда-то, может быть, как я, владелец твой
Блуждал во тьме, рассвета ожидая!»

Гамлет, пользуясь обстоятельствами, рассуждает о нескольких черепах, один из которых, возможно, принадлежал юристу.

«…Почему ему не быть черепом юриста? Где теперь его казуистика, увертки, казусы, толкования владельческих прав и все его проделки?»

Владельца другого Гамлет знал лично:
«Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио. Этот малый был бесконечно изобретателен в шутках, он обладал превосходной фантазией».

Кстати, о жертвах. У каждого их наших героев за плечами оказалось таких немало, причем эти скорбные списки в каком-то смысле совпадают. Офелия, почти невеста Гамлета, тонет в реке, перед этим сойдя с ума. Маргарита, прекрасная ангелоподобная Гретхен, первая и, судя по всему, последняя любовь Фауста, казнена, также, перед тем, лишившись рассудка. Обе незадолго до гибели поют свои печальные песни.

« Тихо ввел он на рассвете
Девушку в свой дом
Ту, что девушкой вовеки
Не была потом», -
поет Офелия.
«Мать, распутница мать,
Погубила меня;
Мой отец, негодяй,
Изглодал всю меня…» -

вторит ей Маргарита.

Конечно, ни Фауст ни Гамлет не желали зла своим возлюбленным, просто так вышло, что девушки сошли с ума и погибли в разлуке с теми, кого любили. Чего не скажешь об их братьях, Лаэрте и Валентине. И тот и другой, каждый по своим причинам, довольно плохо относились к избранникам своих сестер. То есть просто готовы были их убить. И оба такую возможность имели. Лаэрт бился на шпагах с Гамлетом, Валентин, брат Гретхен - с Фаустом. Лаэрт, нанеся Гамлету смертельную рану, ценой собственной жизни, но своей цели достиг, хотя уже и сам уже был тому не рад. А вот Валентину «повезло» меньше: на стороне Фауста выступал непревзойденный фехтовальщик Мефистофель. В результате бывший ученый и мистик, не колеблясь, без малейшего для себя риска, закалывает профессионального воина. Остается только догадываться, знал ли Фауст, убивая родного брата своей несравненной Гретхен, что та уже носит под сердцем его ребенка.

Впрочем, братьями дело не ограничилось. Гамлет убивает отца Офелии. Фауст травит ядом мать Маргариты. И оба делают это без всякого злого умысла. Принц полагал, что за ковром прятался коварный Клавдий, а там оказался, в общем, совершенно безобидный, Полоний. Ошибся принц, с кем не бывает. Люди по разному реагируют на свои промахи. Гамлет - так:

«Ты, жалкий, суетливый шут, прощай!
Я метил в высшего; прими свой жребий…»
Неизвестно, как реагировал Фауст на смерть матери своей любимой девушки, но он, судя по всему, также этого совсем не желал. Его цель была другой. Он просто хотел провести с Маргаритой ночь, а ее маму предложил усыпить на время свидания:
«Фауст
Мы всё устроим, ангел мой!
Вот капли: действуют прекрасно!
В питьё немножко ей подлей,
И сон слетит глубокий к ней.

Маргарита
Я для тебя на всё согласна!
Конечно, здесь ведь яду нет?

Фауст
Могу ль я дать тебе такой совет?»

Опять ошибка вышла. Мефистофель вместо снотворного подсунул Фаусту отраву. Можно предположить, что тот, будучи объят страстью, не задавал своему напарнику лишних вопросов. В свою очередь, влюбленной Маргарите хватило буквально нескольких успокаивающих слов любимого человека. Не мог же он, такой умный и добрый, желать ничего дурного ее матушке, быть может, строгой, но справедливой. Он и не желал. Просто так получилось, что Маргарита оказалась исполнителем, Фауст - организатором, а Мефистофель - заказчиком преступления.

Видимо, ни интеллект ни даже благородные устремления не делают человека безопасным для окружающих, а требуются для этого некие свойства души, которые помогали бы избегать сделок и договоров с подозрительными партнерами, сколь бы убедительны те не были в своих предложениях. А может быть, это просто вопрос случая, и кому-то повезло избежать нежелательных встреч, а для другого они оказались неизбежными? Или у каждого человека есть свой Призрак и свой Мефистофель? Если б только были ясные ответы на подобные вопросы, то, наверное, и великой литературы бы не было. К счастью, это не так. И еще не одно поколение читателей будет искать разгадку тайны, которая всегда рядом и называется коротким словом «душа».



Похожие статьи
 
Категории