Какие сказание вашей семье передают. Семейные предания как способ изучения языковых и культурных традиций

17.02.2019

На-вер-ное, в ка-ж-дой се-мье из по-ко-ле-ния в по-ко-ле-ние пе-ре-да-ют-ся до-шед-шие из глу-би-ны ве-ков ле-ген-ды о да-ле-ких пред-ках. Есть и в на-шем се-мей-ном ар-хи-ве та-кое пре-да-ние о пра-ро-ди-тель-ни-це ро-да по жен-ской ли-нии Ана-ста-сии Ни-ко-ла-ев-не По-ле-тае-вой. За-пи-сан-ное мо-ей ба-буш-кой со слов ее ба-буш-ки, звучит оно так.
Дней с той по-ры про-шло не-счи-та-но, во-ды утек-ло не-ме-ре-но. Где-то, по-чи-тай, год-ков за сем-на-дцать до цар-ско-го ма-ни-фе-ста 1861 го-да в бо-га-том се-ле Кон-стан-ти-но-во, что в Туль-ской гу-бер-нии, ро-ди-лась на скот-ном дво-ре де-воч-ка. Мать ее, кре-по-ст-ная скот-ни-ца Еф-ро-си-нья, мо-ло-дая вдо-ва, боль-ная, из-ну-рен-ная тяж-ким тру-дом, скон-ча-лась, так и не ус-лы-хав пер-во-го кри-ка сво-его ре-бен-ка.
Бед-ная ма-лют-ка ос-та-лась круг-лой си-ро-той.
По-де-лив ме-ж-ду со-бой не-хит-рое иму-ще-ст-во по-кой-ной, скот-ни-цы ки-ну-ли жре-бий: на чью до-лю дол-жен дос-тать-ся мла-де-нец, буд-то на-зло им ро-див-ший-ся. Вы-па-ла та горь-кая участь те-лят-ни-це Вар-ва-ре, жен-щи-не нра-ва серь-ез-но-го, су-ро-во-го. Ко-неч-но, спра-вед-ли-во-сти ра-ди на-до ска-зать, бар-ских те-лят и соб-ст-вен-ных ре-бят она не би-ла, но ма-лень-кую На-стю (та-ким име-нем ок-ре-сти-ли си-рот-ку) ту-зи-ла не-ми-ло-серд-но.
С пер-во-го же дня сво-его по-яв-ле-ния на свет го-ре-мыч-ное ди-тя не встре-ча-ло ни в ком из сель-чан ни со-стра-да-ния, ни жа-ло-сти, за-то под-за-тыль-ни-ки, пин-ки и зу-бо-ты-чи-ны ей от-пус-ка-ли не ску-пясь.
Бед-ная де-воч-ка с ут-ра до но-чи тру-ди-лась, а ее на-зы-ва-ли лен-тяй-кой и дар-мо-ед-кой. Со-всем кро-хой она пас-ла гу-сей и уток, в семь лет уже чис-ти-ла на-воз в те-лят-ни-ке, а чуть под-рос-ла - Вар-ва-ра оп-ре-де-ли-ла ее под-руч-ной к сво-ему му-жу, му-жи-ку жес-то-ко-му, ско-ро-му на рас-пра-ву, то вре-мя по ка-кой-то при-чи-не ос-та-вив-ше-му мит-ка-ле-вую фаб-ри-ку и пе-ре-се-лив-ше-му-ся со сво-им ткац-ким ста-ном к же-не на скот-ный двор.
Да, вид-но, не зря го-во-рит-ся: не все не-на-стье, взой-дет и крас-ное сол-ныш-ко. К сем-на-дца-ти го-дам Нас-тя рас-цве-ла не-ве-ро-ят-но, пре-вра-тив-шись в на-стоя-щую кра-са-ви-цу. А ле-том на от-дых прие-хал в свое име-ние ба-рин Афа-на-сий Пет-ро-вич. Как и по-ла-га-ет-ся - с же-ной, деть-ми, ок-ру-жен-ны-ми нянь-ка-ми, гу-вер-не-ра-ми. При стар-шем бар-чу-ке со-сто-ял в учи-те-лях Дмит-рий Фе-до-ро-вич Дементьев, че-ло-век мо-ло-дой, об-ра-зо-ван-ный, вы-хо-дец из бла-го-род-но-го, но обед-нев-ше-го ро-да.
Слу-чай-ная встре-ча с кре-по-ст-ной де-вуш-кой На-стень-кой ста-ла для не-го ро-ко-вой. Он влю-бил-ся. Впро-чем, на его сча-стье, уз-нав об этом, Афа-на-сий Пет-ро-вич не впал в не-го-до-ва-ние, на-про-тив, чрез-вы-чай-но рас-тро-гал-ся и да-же в по-ры-ве ве-ли-ко-ду-шия под-пи-сал не-сча-ст-ной си-рот-ке воль-ную. А так как ис-пра-ши-вать со-гла-сия на брак Дмит-рию Фе-до-ро-ви-чу бы-ло боль-ше не у ко-го (ро-ди-те-ли его то-же дав-но умер-ли), то и свадь-бу сыг-ра-ли не-за-мед-ли-тель-но.
Труд-но ска-зать, прав-да, нет ли, но буд-то бы в даль-ней-шем Ана-ста-сии Ни-ко-ла-ев-не пре-крас-но уда-ва-лось скры-вать свое крестьянское про-ис-хо-ж-де-ние, и дворянский род Дементьевых был в Тульской губернии одним из уважаемых.

СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДАНИЯ

КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Оренбургский государственный университет

Взаимосвязанное изучение языка и культуры позволяет найти новые эффективные способы исследования и достичь новых результатов в разных областях знания.

Предание вообще – это устный интересный рассказ или поучительная история, передающаяся из поколения в поколение. В филологии предание определяется как одна из разновидностей народного творчества, жанр фольклора, устное повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях.

Предание определяется как действие по глаголу передавать (предавать). в значении завещать что-либо, передать что-либо потомству обычаем или законом. Предание - рассказ, повествованье, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам; поученья, наставления, правила житейские, переданные одним поколеньем другому; поверье, заповедь, завет .

Предание, нередко возникнув из рассказа очевидца, при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации и в этом значении его можно сравнить с легендой . Исследователи отмечают одно из устаревших значений понятия предание - традиция, традиционное установление, порядок, правило .

Предания, связанные с историей страны или народа, тесно переплетаются с мифами и народным эпосом, находят свое отражение в пословицах и поговорках, отдельные речения, взятые из преданий становятся крылатыми фразами, осознание происхождения которых может постепенно утрачиваться носителями языка и культуры.

Предания являются ценнейшими источниками информации для историков, филологов, лингвистов. Европейские ученые в XIX веке вслед за немецким историком И. Дройзеном (нем. Johann Droysen; 1808- 1884) подразделяли все исследуемые материалы, т. е. все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предани я.

Подлежащие изучению исторические материалы, по мнению И. Дройзена, составляют: устная речь (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот , пословицы, крылатые слова), письменная речь (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изображения (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура) .

Среди множества исторических материалов особый интерес представляет изучение семейных преданий, в которых отражается с одной страны история страны, а с другой – быт и неповторимые оттенки внутрисемейных отношений.

Традиция записи и сохранения истории отдельных семейств восходит к хроникам (греч.Χρόνος- время) - историческим описаниям событий в хронологическом порядке, которые появились в поздней Римской империи и развились в Византии и Западной Европе.

В римской империи погодовые записи событий еще именовались анналами (лат. annus - год). В анналах наряду с записями, связанными с жизнью города, области или страны подробно описывался жизненный путь отдельных исторических личностей. Так, например, известно биографическое сочинение римского историка Евсевия Кесарийского (греч. Ευσέβιος ο Καισαρείας; 264-340) «Жизнь Константина», представляющее собой жизнеописание основателя Византийской империи императора Константина I, с которым Евсевий Кесарийский был лично близко знаком. Сочинение Тацита (лат. Tacitus, 55-120) «Жизнеописание » широко используется как источник исторических и биографических сведений.

Кроме того, знатные римские семейства приглашали грамотных людей для ведения записей о всех членах семьи. Плутарх (др.-греч. Πλούταρχος, 46-127) в самом начале своих «Сравнительных жизнеописаний» пишет: «Мне случилось начать работу над этими жизнеописаниями, выполняя чужую просьбу, но продолжать ее - и притом с большой любовью - уже для себя самого: глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю» .

Российский историк (1881-1957) в работе «Начало римской летописи» указывал, что «…римляне были очень щепетильны по отношению к доброму имени своего рода, а поэтому у них уже рано в обычаи было записывать важнейшие их семейных происшествий» .

Ведение хроник, летописей, составление жизнеописаний повсеместно продолжалось в Средние века. Французский монах-августинец отец Ансельм (фр. Père Anselme, 1625-1694, в миру Пьер Гибур (фр. Pierre Guibours )) разработал схему передачи информации о родстве с помощью системы нумерации поколений и индивидуумов - поколенную роспись или родословную . Поколенная роспись включала в форме разбитого на поколения списка родственников сведения о потомках (нисходящая роспись) или предках (восходящая роспись) Отмечается, что восходящая роспись встречается гораздо реже нисходящей . В отличие от известных в то время генеалогических таблиц, в которых родственные связи отображались в графическом виде (с помощью скобок, линий, расположения по горизонталям или вертикалям), поколенные росписи способствовали сохранению большего количества детальных сведений об отдельных членах того или иного семейства.

В 1663 году отец Ансельм опубликовал «Дворец чести» - геральдическое исследование с поколенными росписями лотарингского дома Шатенуа (нем. Haus Châtenois) и итальянской династии герцога Савойского (итал. Duca di Savoia), позднее был издан «Дворец славы» - сборник родословных великих фамилий Франции и Европы.

В Древней Руси, Византии, Сербии, Болгарии исторические произведения, соответствующие римским хроникам , носили название летописей и хронографов .

Летопись представляла собой более или менее подробную запись исторических событий по годам. Запись событий каждого нового года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (т. е. «в году …» ), отсюда и название - летопись . На Руси сложилась традиция ведения особых делопроизводственных документов - р одословных книг или родословцев, в которые думными дьяками заносились поколенные росписи знатных родов. Родословные книги использовались для составления справок в местнических спорах. Эти книги являются ценными документами для генеалогических исследований.

Первые рукописные родословные книги появились в 40-х годах XVI века. Известно, что в 1555 году по распоряжению Ивана Грозного создан «Государев родословец». В 1682 году была образована Родословных дел палата, основной целью которой стало создание родословных книг всего дворянства. Там на базе «Государева родословца» в 1687 году была создана «Бархатная книга», позднее, в 1787 году, российский журналист и общественный деятель Н. И. Новиков (1744-1818) издал один из списков «бархатной книги» под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих».

В Польше и Западной Украине в XVI-XVIII веках были распространены silva rerum (лат. - лес вещей, в переносном смысле –«случайный набор разнородных вещей»); определенный тип хозяйственной книги, домашней хроники, которая велась и сохранялась многими поколениями благородных семейств. В сохранившихся до наших дней книгах содержатся записи о текущих событиях, письма, политические речи, копии правовых документов, шутки и анекдоты, финансовые документы, философские размышления, стихи, генеалогические таблицы. Среди польской и украинской шляхты silva rerum рассматривались как дневник или семейные мемуары, среди других вопросов в них записывались семейные традиции; silva rerum не были предназначены для широкой аудитории и, тем более, печати, однако иногда некоторые книги предоставлялись друзьям семьи, которым даже разрешалось добавить комментарии к записям. Некоторые silva rerum имели более тысячи страниц, З. Глогер (польск. Zygmunt Gloger ; 1845 - 1910) цитирует книгу из 1764 страниц, но наиболее распространенный размер от 500 до 800 страниц .

Родословные книги, семейные дневники содержат богатый материал для исследования связи между языком и социальными условиями его бытования. Данные источники представляют большой интерес, но они активно изучались и изучаются в настоящее время историками, библиографами, филологами.

Однако истории отдельных семей – менее знаменитых, простых людей, практически не изучались, поэтому мы поставили цель с помощью анкетирования и опроса выявить современное состояние и традиции ведения семейных хозяйственных книг, семейных архивов, а также сохранения в семьях Оренбургского региона различных преданий.

Мы рассматриваем семейные предания как рассказы о членах одной семьи и событиях, связанных с ними и произошедших в недавнем и далеком прошлом; семейные поверья и легенды, переходящее от одного поколения семьи к другому в как в устной передаче, так и зафиксированные письменно.

При анализе собранных материалов мы предполагаем фиксировать: факты отражения в семейном предании исторических событий эпохи; степень сохранения предания (предание опрашиваемый вспоминает сразу или ему необходимо побеседовать с другими членами семьи, относительно точно и уверенно указываются имена и даты); предание связано с членами семьи или селения, местности; использование при пересказе устаревших слов и выражений; использование при пересказе иностранных слов и выражений (возможно искаженных); обусловленность использования устаревших или иностранных слов (именно они составляют суть предания); повторение одной сюжетной линии в нескольких преданиях.

Результаты, полученные к настоящему времени, позволяют утверждать, что молодые люди в возрасте 17-20 лет мало осведомлены в истории прежних поколений своей семьи, не знают семейных преданий, или не осознают их таковыми, не откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскать интересные истории, более того, представители этой возрастной группы не всегда осознают ценность сохранения семейной истории и семейных традиций.

Представители возрастной группы 10-16 лет также мало осведомлены в истории прежних поколений своей семьи, однако охотнее откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскания интересные истории. Самые младшие из опрошенных (10-12 лет) чаще вспоминают истории с элементами «чудесного» или мистического содержания.

Представители более старшего поколения (старше 30 лет) помнят много историй, связанных различными событиями жизни нескольких поколений своей семьи, но занимаются целенаправленным сбором и сохранением информации о своей семье.

Таким образом, семейные предания – истории, были, легенды, хранящиеся в семьях и ценные для членов одной семьи, вместе с тем являются богатым материалом для изучения исторических событий, этнографии, быта и мировоззрения определенного региона.

Список использованной литературы

1. Большой Энциклопедический словарь. 2000. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc3p/242654

2. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc2p/332102

3. Дройзен, И. Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории / . - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 581 с.

4. Ефремова, словарь русского языка . Толково-словообразовательный. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. efremova. info/word/predanie. html#.V7MAGmBkjIU

5. Радциг, римской летописи / . - Киев: Аграр Медiа Групп., 2012. – 150 с.

6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. ancientrome. ru/antlitr/plutarch/index-sgo. htm

7. Gloger, Z. Ksie̜ga rzeczy polskich / Zygmunt Gloger. - Nakł. Macierzy Polskiej, 1896. - 498 s.

8. Jouniaux, L. Généalogie: pratique, méthode, recherche / Léo Jouniaux. - Quercy: Seuil, 2006. - 414 p.

Как-то недавно читала я топик Оли Урбан о ее дедушке. Читала и ловила себя на тихой зависти: это же надо, какой ! Сказки рассказывал, и вообще, он был такой мужчина, на которого по молодости девчата очень даже засматривались.

Оля по возрасту — ровесница моей дочки. Это значит, что мой папа годился бы ей в дедушки. Мой папа тоже был бы хорошим дедом, но его давно уже нет в живых. А я принадлежу к поколению детей, у которых были, в основном, только бабушки.

На страницах нашего журнала я уже рассказала немного о своей замечательной бабушке, но только вскользь, использовав ее жизненную мудрость и советы народной целительницы. Это было в статье « ».

Чтобы увязать новый рассказ с рассказом в «Черемухе», полезла я искать ту свою статью, забив в поиск по сайту слово «бабушка». Вы знаете, результаты выдачи по сайту ошеломили меня! Сначала я даже подумала, что я не нажала кнопку «поиск» и по-прежнему осталась на главной странице.

Система выдала мне полтора десятков страниц, по 6-7 статей на каждой! Получается, что в наших с вами статьях бабушка упоминается даже чаще, чем мама. Вот так бабушки! Они играли и играют очень важную роль до сих пор, раз мы так часто говорим и пишем о них! Приятно, ведь я и сама бабушка!

Семейная история

Много ли из вас хорошо знают свою семейную историю? Я много чего слышала от своей бабушки, но моя детская память почти все просто выбросила за ненужностью, а жаль. Одно семейное предание все же сохранилось у меня, уж очень оно было необычным.

Я знала, что бабушкина мама, моя прабабушка была калекой: из-за родовой травмы она с детства хромала на обе ноги и ходила, переваливаясь, как уточка.

Дело было в Западной Беларуси, где почти до самой революции крестьяне ходили отрабатывать поденщину на панов. Родители девочки-калечки не отправляли свою дочку работать на панов (фотографий в 80-х годах позапрошлого столетия не было, выкладываю все, что нашла).

Смышленую девочку с детства приучали к такой работе, которая не требовала большой подвижности, но зато требовала усидчивости: к прядению, сучению и ткачеству. Она, моя прабабушка и свою дочку, мою бабушку научила этому, я сама видела у бабы в доме прялку, веретено и ткацкий станок.

Однажды по деревне прошелся староста и возле каждого двора объявил, что на уборку большого урожая кормовой свеклы должны выйти все, даже те, кто обычно не ходит, даже больные, дети и старики. За ними будет прислана телега.

Вот и моя прабабушка, тогда еще совсем юная, доковыляла утром, как могла, до телеги и поехала вместе со всеми на уборку свеклы. Дергать и складывать свеклу в бурты она не могла, поэтому ее вместе с остальными такими же бедолагами посадили резать ботву. Видимо, работа не слишком спорилась, потому что возле бабушки и ее «бригады» остановилась таратайка самой хозяйки-панны.

Длинные косы

У прабабушки были длинные-длинные черные косы, которые когда она сидела на перевернутом ветре, выпростались из-под платка и лежали на земле. Таратайка наехала на одну косу колесом и девушка закричала от боли. Панна ничего не поняла, испугалась, и ударила кнутом лошадь, задев еще и девушку. Пан, муж панны, все видел, но ничего не успел поделать.

Девушке повредили кнутом еще и глаз. Он не вытек, но остался слепым и полуприкрытым из-за шрама на всю жизнь. Плохо дело: кому нужна калека, которая еле ходит, да еще и слепая на один глаз.

Добрые панове

Но панна оказалась нормальным человеком, можно даже сказать, хорошей христианкой. Она щедро одарила семью деньгами, а девушку взяла к себе в усадьбу, чтобы та занималась ковроткачеством.

Прабабушке даже удалось выйти замуж за очень порядочного человека и родить двух дочерей-погодок, одна из них и была моей бабушкой. Кстати, у бабушки тоже долго была толстая черная коса, уложенная в узел на затылке.

Ковры моей прабабушки я еще долго видела у нас дома. Скажу по секрету: одним из домотканых ковров была накрыта стиральная машина у мамы в ванной, так что сидя в туалете на унитазе, я наизусть выучила узорчато-геометрические переплетения ярких и темных нитей. Это искусство, скажу я вам, не чета домотканому половику-редюшке из остатков лоскутов! Столько лет прошло, а ковер не потерял свежести красок, просто нитки его стали ветхими и истончились.

Приобщение к знахарству

Моя прабабушка, проживая поблизости от панской семьи, приобщилась к некоторой культуре. Например, она научилась бегло читать, детки у нее были чистенькими и аккуратно причесанными, а еще — она пристрастилась со временем к знахарству и травничеству.

Эти знания упали прабабушке не с неба. В университетах она не училась и первые свои знания черпала из старинных польских календарей, которые хранились для растопки печей на чердаке барского дома.

Еще одним источником знаний знахарки-самоучки стала купленная на ярмарке за корзину огурцов старая книга о лекарственных растениях, с картинками и описаниями.

Женщина не ленилась сама ковылять потихоньку за околицу и собирать травки по описаниям, сушить их в пучках и пользовать отварами и настойками односельчан.

Но самым главным ее наставником стала старая цыганка из табора, осевшего на зиму поблизости в лесу. Она утверждала, что ей знакомы древние заклинания,сохраняемые ее племенем на протяжении веков.

Именно от старой цыганки бабушка научилась выводить некоторые кожные заболевания, сводить бородавки и заговаривать зубы. Муж не одобрял прабабушкиного увлечения, он считал, что негоже порядочной женщине водить дружку с цыганкой.

Но весной табор исчез, исчезла и цыганка. А знания и навыки остались моей прабабушке в наследство, а потом перешли к моей бабушке, а уж от нее немножко узнала и я.

Наследство белорусской прабабушки...

Старая книга, написанная, как я думаю, на старославянском, потому что в ней была не только ять, но и другие непонятные буквы и сокращения, долго еще была припрятана у моей бабушки в сундучке.

Куда она делась потом, не знаю, а жаль этого раритета! Она была написана примерно вот такими старинными письменами, как на картинке

Зато всем потомкам прабабушки по женской линии достались густые черные волосы, а внукам по мужской линии — белые-белые, как лен, волосы моего прадеда, высокого белоруса, настоящего «белого русина».

Может и мой светловолосый внучок-турчонок тоже каким-то чудом унаследовал светлый цвет волос от прапрадедушки, несмотря на своих черноглазых и черноволосых маму, бабушку, прабабушку и прапрабабушку.

… и татарской бабушки

Не могу, хоть коротко, не вспомнить свою рыжую татарскую бабушку, папину маму. У нее была белая кожа и ясные карие глаза. Странная игра природа наградила белорусскую бабушку черной мастью, а татарскую — рыжей. К сожалению, о папиной маме я не знаю почти ничего. Папа не рассказывал, а я не спрашивала.

Знаю только, что замуж ее отдали в 12 лет, а в 14 она уже родила первенца, и что судьба ее была несчастливой. Жаль, но от татарской бабушки я не унаследовала ничего, кроме разреза глаз.

Эх, да что там: о каждой из наших бабушек можно написать отдельную увлекательную книгу. И она написана уже, но не нами, а кем-то невидимым, написана и сохранена где-то навечно. Так же, как и наша жизнь.

Sep 30 2006, 03:39 PM

Девочки, разговор о памяти с мамой Ирой подвиг меня на вопрос: а в ваших семьях есть всякие тайны, легенды и предания?

В моей их несколько. Например, моя прабабушка призналась моей бабушке, что родила одного сына не от мужа, а от любимого человека. Кто он - тайна за семью печатями. Так что в моей родословной присутствует белое пятно неизвестного происхождения и мои предки по этой линии - неизвестны.

Есть еще несколько историй. Может, потом расскажу.

Может, у вас в семьях тоже есть легенды или свои истории? Если это не скелеты в шкафу, поделитесь

Sep 30 2006, 03:57 PM

Ой, Mrs.Adams, вытаскиваете «скелеты из шкафов»? Не боитесь, что они все к вам нагрянут?!

Sep 30 2006, 04:00 PM

Да у меня шкафов в доме мало И они одеждой забиты Так что пойдут эти скелеты по миру побираться

Sep 30 2006, 04:25 PM

Ну, тогда напишу, только чуть-чуть попозже.

Ярослава

Sep 30 2006, 06:39 PM

У нас в семье предание не предание, короче, такая история..

Мой дедушка по папиной линии был незаконнорожденным сыном вологодского помещика Полянского. Как рассказывал отец, чуть ли не графа, но я не верю, он у меня любитель преувеличить.. А мы с сестрой помню хохотали, что у нас 1/8 "голубой" крови.

Там была какая-то неземная любовь между ним и горничной. Есть старая фотка моей прабабки-красивая.. эх.. и чего я не в неё? Живой я её не застала. Вот сейчас осваиваю фотошоп, хочу фотку попробовать отреставрировать чуток.

После революции помещик уехал до городу Парижу, а его бывшая горничная осталась здесь. То ли он её сам не позвал, то ли она за революцию была.. Больше нам о нем ничего не известно, со своим сыном связи не поддерживал.

Прабабушка ничего детям своим не рассказывала, скрытная была. А было бы интересно её послушать.

Sep 30 2006, 07:38 PM

Мой дед был кадровым офицером. Рожденный в 1900 году. Да, это были непростые годы для людей и страны. Бабушка мне много рассказывала об их жизненном пути. И про Сталина в том числе. Жалею сейчас, что не смогла записать историю становления и разрухи того периода на бумагу. Для меня мой дед, остался в моей памяти умным, стойким товарищем, настоящим офицером именно того времени. Закалка – свинцовая. Эти чувства мне передала бабушка и мама. Но об одном умалчивали мои родичи: огромная любовь деда в конце В.О.В. В 1946 году, он ушел к другой женщине. Но семью не оставлял (жена и две дочери). И еще одна неизвестность существует – дед погиб при очень странных обстоятельствах в1947 году в городе Иваново. Там был закрытый завод, где он и служил. Там что-то случилось и погибло много людей. Но я не знаю что.
А по папиной линии – там вообще все покрыто мраком. Они репрессированные. И депортированы в Сибирь. Папина мама никогда ничего не говорила про этот период жизни. Женщина была властная и строгая.
Вот, совсем маленькие житейские тайны. Как странно, в нескольких строках – уместилась такая огромная жизнь. Да и не одна!
P.S.: Мне муж тоже говорит, что мы «голубых кровей». Да, тайн много.

Sep 30 2006, 08:19 PM

Тайн, вроде нет, или может я не в курсе

Мои прабабушка и бабушка с дочкой (моей тётей) жили в Ленинграде, когда началась война.
Завод, где работал дедушка, в то время уже не живший с бабушкой, эвакуировали.
Немцы подходили всё ближе, но о самом плохом, что предстоит блокада пока что никто не знал.
Тем не менее, прабабушка, которая в отличие от бабушки была женщиной предусмотртельной и активной, каждый день, идя с работы, заходила в магазин и покупала пару пакетиков крупы или сахара, несла домой и закапывала во дворе. И таким образом, создала значительные запасы, которые позволили им троим пережить первую, самую страшную блокадную зиму.
Когда появилась возможность, дедушка приехал и вывез своих дочку, бывшую жену и тёщу по Дороге Жизни. И, хотя после этого вместе они прожили не долго и вскоре разошлись, успел родиться мой папа

Oct 4 2006, 12:00 AM

Ой, у меня есть такое "предание", только это правда.
Моя прабабушка по маминой линии была потрясающая красавица. Однажды приехал к ним, уж не знаю, за какой надобностью, Гришка Распутин собственной персоной. Был он тогда как раз в самом, что называется, расцвете. По женской части, известное дело, был знатный ходок. Не пропустил и мою прабабку, подобрался к ней сзади и залез, пардон, под юбку. Бабка Любка, вместо того чтобы брякнуться перед ним с задранными лапками на пузо, двинула ему скалкой промежду глаз, ажно искры посыпались.
Гришка обалдел, а потом сильно ее зауважал и разговоры с ней всю ночь разговаривал за жизнь. О как.
А еще, когда мой дед работал на Колыме, кто-то успел ему сообщить, что ночью за ними придут - арестовывать всю семью. И дед успел всю семью по-быстрому спрятать. А сам уехал "по делам". Как получилось, не знаю, но так и не попал мой дед в лагеря...
А еще один мой довольно близкий родственник по папиной линии, что-то типа двоюродного или троюродного деда, возведен РПЦ в ранг великомученика, т.к. был, кажется, если не путаю, епископом и его зверски замучили коммунисты, требуя, чтобы он отрекся от всего, что для него было свято. А он не отрекся.
Ой, а еще... Когда мой дед по папиной линии был уже очень старый, у него вдруг обнаружилась вторая семья и дочь - почти ровесница папашки моего. Он, оказывается, полжизни прожил вот так - на две семьи. Мы потом даже общались одно время с этими людьми, но не очень-то сложилось.Хороошо, что бабушка не дожила, она его очень любила, деда.

В жизни каждого человека не может быть ничего важнее, чем Родина и Семья, а поэтому все мы обязаны относиться к ним с глубоким уважением, любовью и заботой.

Значение и важность наличия Родины, как правило, приходит к людям с взрослением, а вот понимание наличия и значимости семьи мы начинаем ощущать уже с малых лет, поскольку наибольшее участие и теплоту мы получаем от близких. В жизни случается всякое, но именно родная семья может стать той опорой, которая может оказать нужную поддержку в трудную минуту, а поэтому и свою семью всегда нужно любить и беречь.

Главными основами семьи являются царящие в ней духовно-нравственные ценности и традиции, хранимые семейные предания, которые не только скрепляют каждую семью, но и делают её по-своему уникальной.

В давние времена в семьях, как правило, проживали вместе три поколения, именно поэтому общение между старшими членами семьи и их внуками было повседневным. Тогда не было ни телевидения, ни интернета, а вечерами внуки часто слушали различные сказы, повествования и легенды, которые им рассказывали бабушки и дедушки. В любой семье случались интересные события, о которых старейшины рассказывали из поколения в поколение и которые постепенно превращались в семейные легенды. События могли быть совершенно разными – героическими, приключенческими или просто смешными, но главное, что было заложено в них – необычность или проявленная человеческая мудрость.

К сожалению, сейчас во многих семьях внуки не очень часто встречаются со своими дедушками и бабушками, поскольку проживают с ними раздельно, а если и встречаются, то нередко можно увидеть такую картину – внук или внучка просидит в гостях, уткнувшись в свой гаджет, поскольку интерес к социальным сетям перевешивает у ребёнка интерес общения со старшими.

Вот так и уходят в небытие семейные легенды, история рода, а мы постепенно становимся «иванами родства непомнящими»!

Этим конкурсом мы хотим немного повлиять на сложившуюся ситуацию, подтолкнуть ребят к разговору со старейшинами своей семьи или хотя бы с родителями.

Дорогие ребята! Проявите интерес к истории своего рода, попросите старших рассказать что-то необычное из их прошлого! Тогда и вам будет что рассказать своим детям и внукам, которые у вас обязательно когда-нибудь появятся. В свою очередь, и ваши потомки когда-нибудь расскажут об этом уже своим внукам и детям. А нам напишите об этом семейном событии прошлого в форме небольшого рассказа, эссе.

Истории могут быть любыми, главное – они должны казаться интересными и вам, и вашим читателям, которые их будут оценивать. Не обязательно указывать полные данные всех действующих лиц рассказа и точное место, где произошло описываемое вами событие, хватит примерных указаний. Чтобы было понятно, что от вас требуется, в качестве примера, вне конкурса, приведём семейную легенду одного из сотрудников Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка.

Дорогие ребята и их мамы и папы, бабушки и дедушки! Конкурс будет длиться полгода, поэтому у вас есть время пообщаться между собой, вспомнить различные семейные истории и выбрать ту, о которой можно рассказать другим людям.

Безусловно, взрослым можно и нужно оказывать содействие своим детям в написании рассказа, эссе, но хотелось бы, чтобы основная работа – писательский труд – была выполнена самими детьми, а поэтому, уважаемые взрослые, ограничьтесь консультациями.



Похожие статьи
 
Категории