Краткий анализ рассказа гранатовый браслет. "Гранатовый браслет": анализ произведения Куприна

05.04.2019

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» . Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

4.1 (82.22%) 9 votes

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали краткое содержание этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

4.1 (82.22%) 9 votes

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

ГЛАВА 13.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

История создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

А.И. Куприн - один из самых интересных прозаиков конца XIX - начала XX столетия. Появление в печати его произведений становилось крупным событием литературной жизни. Большой резонанс в обществе вызвали его повести «Молох» и «Поединок». А повесть «Яма», опубликованная в 1909 году, была удостоена премии имени А.С. Пушкина. При всем многообразии творческих интересов писателя одна тема была неизменной - это тема любви, высокого и светлого чувства. Куприн по праву считает­ся истинным певцом любви. В историю литературы навсегда вошли его произведения «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет». В них Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну.

Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увле­чением, о чем он писал в письме к Ф. Д. Батюшкову: «Недавно рас­сказал одной хорошей актрисе о сюжете своего произведения - плачу, скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не пи­сал». Чуть раньше в письме к тому же Батюшкову Куприн писал о реальных прототипах своего произведения: «Сейчас я занят тем, что номерую «Гранатовый браслет», это - помнишь - печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Жолтикова, ко­торый был так безнадежно влюблен в жену Любимова». В произве­дении Куприна герои получили другие имена, сюжет и финал со­бытий были творчески переработаны автором. «Гранатовый браслет» был опубликован в 1910 году и сразу был по-настоящему оценен читающей публикой. Позже К. Паустовкий назовет его од­ним из самых «благоуханных рассказов о любви».

Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна

В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине - простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви. А позолоченная цепочка – в гранатовый браслет. Кстати, а почему в гранатовый?



«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифь» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».

Итак, главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на изменив и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой – недоброго предзнаменования. Предчувствуем именно недобрых предзнаменований пронизан рассказ.

Вспомним, с чего все начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный ветер, на смену, которым приходят прелестные солнечные дни. Вновь вернувшееся лето кратковременно, как коротка спокойна радость Веры. Ее ожидание «чего-то счастливо-чудесного» от дня своих именин, то и дело омрачается вроде бы незначительными происшествиями. Вот Анна, ее любимая сестра, «быстро подойдя к самому краю обрыва, отвесной стеной падавшего в море, заглянула вниз и вдруг вскрикнула в ужасе и отшатнулась назад с побледневшим лицом». Вот вспомнили о морском петухе, которого утром принес рыбак: «Прямо какое-то чудовище. Даже страшно». Вот Вера «машинально пересчитала гостей. Оказалось – тридцать». Вот в разгар карточной игры горничная приносит письмо и браслет с пятью гранатами. «Точно кровь», - думает Вера с неожиданной тревогой. Так исподволь готовит автор своих читателей к главной теме рассказа.

События рассказа разворачиваются неспешно: идут приготовления к именинному обеду, постепенно съезжаются гости. Исподволь входит на страницы рассказа его основная тема – тема любви. «Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде» (Л. Смирнова). Однако смысл рассказа совсем не в противопоставлении героев – княгини Шеиной и чиновника Желткова. В рассказе все глубже и тоньше.
Значительность произведению придает тема любви. С ее появлением все повествование приобретает иную эмоциональную окраску. Вот первое упоминание слова «любовь» на страницах рассказа: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения». С первых строк возникает ощущение увядания: сходное с осенней природой однообразное, словно дремотное существование семьи Шеиных, где укрепились прочные отношения, а чувства словно уснули. Однако любовь была вовсе не чужда Вере, просто стремление к ней притупилось. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Это спокойствие и убивает Желтков.
Портрет Желткова как будто предвосхищен словами генерала: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине». Насколько обманчивы оказываются это впечатление! Даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста: «… но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Именно поэтому он разрешит Желткову написать последнее письмо Вере, письмо, которое окажется сродни стихам о любви, в нем впервые будут сказаны слова, ставшие рефреном заключительной главы: «Да святится имя Твое». Несколькими годами раньше в одном из стихотворений цикла о Прекрасной Даме их использовал поэт Александр Блок. Дар предвидения, который подарил ей гранатовый браслет. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

Проблема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Любовь до самоотречения и даже до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - эта тема расцветает в волнующем рассказе «Гранатовый браслет».

В произведении идет речь о чистой, самоотверженной, но безответной любви бедного телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной. По моему мнению, это была любовь, никак не сумасшествие. Доказательством этого служит прощальное письмо героя: « Я бесконечно благодарен вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить».

«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас» Это чувство вытесняет все остальные помыслы из сознания героя. Действительно, он ни на что не надеется, не добивается ни внимания, ни расположения Веры, желтков просто любит ее…любит на расстоянии. А это, наверное, сложнее всего. Ведь любовь – это отчасти чувство притяжения. Его тянет к любимой, но он старается «не врезаться неудобным клином в ее жизнь», поэтому его любовь несет «разрушительную силу». И в итоге «разрушит» она самого героя… Что ему еще оставалось делать, если теперь не было никакой надежды увидеть Веру, написать ей письмо. Княгиня была смыслом жизни, которого теперь не стало. Даже если бы он уехал в другой город, ведь думать о возлюбленной герой не перестанет, каждое мгновение дня будет заполнено ей, мыслями о ней, мечтами… Почему Желтков так и не встретил другую женщину? Почему даже не обращал внимания? Почему не разлюбил Веру? Она была его божеством, которое закрывало ему глаза на всех остальных и делало его счастливым. Прислав подарок, гранатовый браслет, ему неважно было, что героиня с ним сделает, главное то, что она будет держать его в руках. Как мало ему нужно было для счастья …

Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа. Автор стремится воспеть красоту бескорыстного чувства, на которое, способен, может быть «один из тысячи». Ключевым моментом рассказа является браслет (не случайно автор именно так его озаглавил), именно после его «появления» все меняется. Желтков уходит из жизни. Вера понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Именно в эту секунду она вспоминает слова генерала Аносова о вечной исключительной любви. (« Почем знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь») Героиня чувствует себя виноватой в смерти этого человека.

Последним доказательством истинной любви служат слова Василия Львовича, ее мужа: « Я скажу, что он любит тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя. Мне показалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек…»

Романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей – все это Желтков давал Вере. Нужно сказать, что рассказ «Гранатовый браслет» стал символом настоящей, чистой любви.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» звучит лейтмотивом и красной нитью проходит через весь рассказ. По сути, это главная мысль, то, ради чего он и был создан. А. И. Куприн отразил в нем свои творческие искания, переживания, стремления. Само по себе произведение достаточно непростое, так как здесь задействовано самое высшее чувство - то, человек. Сам писатель в своем творчестве считал самым удачным именно «Гранатовый браслет». Анализ произведения (любовь здесь выступает главным связующим звеном) позволяет глубже понять мотивы поступков героев, найти объяснение их действиям. Знакомство с рассказом приносит читателю немалое

Как уже было сказано выше, любовь в произведении Куприна «Гранатовый браслет» занимает центральную позицию. В данной статье мы рассмотрим образы главных героев, особенности их внутреннего мира. Какая любовь в произведении «Гранатовый браслет» - настоящая и подлинная или придуманная и иллюзорная?

Мировоззрение автора

Сам А. И. Куприн считал, что любовь приходит к человеку не иначе, как в образе красоты. Известно, что прекрасное тесно связано с трагедией, у нее драматическая сущность. Любовь нельзя измерить ничем на свете, невозможно подчинить своей воле или избавиться от нее. Писатель видел в этом чувстве надвигающееся наваждение, способное поглотить все на своем пути.

Этот образ у него во многом разрушителен, связан с глубокими личностными переживаниями и переосмыслениями. Ничто так не привлекает к себе внимание, как тема любви в произведении «Гранатовый браслет». Сочинение по прочитанному материалу приходилось писать каждому школьнику. И не всякому удавалось понять, какая мистическая сила заставляет бедного Желткова слагать длинные письма своей возлюбленной, что руководило его сознанием в те непростые минуты.

Сущность любви

Это главный вопрос, который раскрывается на протяжении всего рассказа. А. И. Куприн полагал, что испытать настоящее чувство проникновенной любви к женщине можно только один раз. Способность пронести эту сердечную привязанность через годы - необходимость, а не осознанный выбор.

Человек, по его мнению, совершенно не управляет своим эмоциональным состоянием, а потому не в силах ничего изменить. Чувство в понимании писателя - это всегда трагедия, страдание, которому нет конца, потому оно длится вечно. Любовь в произведении «Гранатовый браслет» выглядит жестокой, изматывающей личность и в конечном итоге приводит к смерти.

Образ главной героини

Вера Николаевна Шеина была замужем за очень состоятельным человеком. Правда, в последнее время их финансовое положение несколько пошатнулось, и потому она старалась поддерживать супруга, как могла. Героиня никогда не задавала себе вопрос, любила ли она этого человека на самом деле. Ее чувство постепенно перешло в спокойную привязанность, в которой было место заботе и нежности, но не страсти и удивлению.

Обыденность и привычка

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» затрагивает такие важные вопросы: ради чего стоит жить на земле, каким должно быть подлинное чувство? Отношения Веры Николаевны с супругом давно превратились в привычку, и это обстоятельство мешало ей чувствовать себя полностью счастливой и удовлетворенной. Ее душа давно просила какого-то обновления, однако героиня мало слушала голос сердца. Возможно, молодая женщина считала себя не вправе рассуждать о возвышенной и чистой любви, потому как была замужем и, по обыкновению, должна была почитать супруга и во всем соглашаться с ним.

Личность Г.С.Ж.

У этого персонажа нет в рассказе собственного имени. Куприн наделяет его только одной фамилией - господин Желтков - и называет инициалы. Возможно, это сделано намеренно, чтобы показать загадочность этого странного человека и в то же время обезличить его. Он тайный поклонник Веры Николаевны, который вот уже более семи лет пишет ей любовные письма. В день именин возлюбленной Желтков через посыльного преподнес своей даме сердца золотой браслет, отливающий гранатовым цветом. Этот подарок был сделан от всей души, от невозможности больше молчать о своем чувстве, которое разрослось в груди сокрушительным пламенем и заслонило все собою.

Любовь или душевная болезнь?

Желтков вел неприметную жизнь простого клерка. Кроме болезненной привязанности к жене князя Шеина, у него не было никаких других интересов. Ни театр, ни музыка, ни искусство, ни политика не волновали его. Он всю свою жизнь, ее цель и смысл видел только в том, чтобы любить и превозносить одну-единственную женщину. Все больше углубляясь в собственные страдания, он перестает замечать мир вокруг. При этом Желтков называет свое чувство возвышенным даром небес, лучшим, что у него было в жизни. Любовь переживается им как величайшее благо и в то же время как непоправимое горе, от которого нет исхода, избавления.

Благоговейное служение даме сердца, рабская преданность ей принижают его самого как личность. На самом деле господин Г.С.Ж. не ценит себя, не видит перспектив для дальнейшего развития. Он жив только собственными переживаниями о сладостном упоительном чувстве.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» показана в виде изматывающей болезненной привязанности, которая заставляет страдать, разрушает человека, и в конечном итоге приводит к самоубийству. Нельзя назвать Желткова благополучным и психически здоровым. Да, он постиг тайну любви, но вместе с тем столкнулся с сокрушительной горечью и непоправимой трагедией. Он не смог найти выход только потому, что возвеличил собственное чувство к княгине Вере Николаевне до такой степени, что перестал ценить и уважать собственную личность.

Господин Г.С.Ж. ведет скромное неприметное существование. Он ревностно следит за жизнью своей возлюбленной, однако сам не предпринимает никаких попыток, чтобы сблизиться с ней или хотя бы познакомиться. Даже когда была еще незамужней барышней, Желтков почему-то не счел нужным и необходимым представиться ей. Должно быть, персонаж считал себя настолько недостойным взаимного чувства, что заранее отказался от каких бы то ни было действий. Он предпочел страдать втихомолку и упиваться своим одиночеством.

Его поступки нелогичны и непоследовательны. При этом Г.С.Ж. утверждает, что любит эту женщину, а на самом деле не знает, какая она настоящая - ее характер, привычки, взгляды на жизнь. Герой лелеет мысль о том, что может любить без оглядки, а в действительности все время напряженно ждет ответа, знаков внимания. Любовь в произведении Куприна «Гранатовый браслет» очень напоминает сладкую иллюзию, в которой человек живет годами.

Чувство сожаления

Это то ощущение, с которым остается Вера Николаевна после самоубийства своего загадочного поклонника. Она чувствует себя отчасти виноватой в его смерти. Ей кажется, что настоящая мимо нее. Данное чувство возникло потому, что сам Желтков, уходя из жизни, как будто перекладывает на нее весь груз ответственности за все, что он переживал долгие годы в одиночестве. Вряд ли можно назвать такой подход правильным с его стороны.

Вот такой показана любовь в произведении «Гранатовый браслет». Сочинение, которое ученикам предлагается написать в школе, позволяет выявить их собственное мнение по поводу душевных страданий главного героя.

Вместо заключения

Данный рассказ представляет собой культурную и психологическую ценность. Ведь он затрагивает интересы личности, раскрывает ее внутренний мир, глубинные переживания.



Похожие статьи
 
Категории